Обучение консультированию в формате котерапии

1406

Аннотация

Консультирование в паре с котерапевтом набирает все больше сторонников при групповой и семейной психотерапии, а также при обучении начинающих терапевтов. Статья посвящена феноменам, принципам, эволюции отношений и этике работы в паре с котерапевтом. Рассмотрена позитивная и негативная специфика работы в симметричных и несимметричных по опыту консультирования парах. Объясняется значение таких терминов, как «групповой субъект дискурса» и «эволюция отношений в котерапевтической паре». Исследовано влияние обучения в формате котерапии на личность и на профессионализм начинающих психотерапевтов. Согласно полученным результатам, обучение в паре помогает преодолеть тревожность, улучшает показатели социального интеллекта и приводит к лучшему пониманию партнера. Даны рекомендации по подбору котерапевта; выделены типы работы, в которых котерапия наиболее эффективна — семейное и групповое консультирование, а также обучение студентов-психотерапевтов.

Общая информация

Ключевые слова: котерапия, групповой психотерапевт, обучение в формате котерапии, профессиональное и личностное развитие начинающего психотерапевта, эволюция отношений в котерапевтической паре

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260205

Для цитаты: Дорожкин В.Р. Обучение консультированию в формате котерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 2. С. 79–91. DOI: 10.17759/cpp.2018260205

Фрагмент статьи

В настоящее время насчитывается более 250 видов различных психотерапий. Они различаются по теоретико-методологическим основаниям, по длительности проработки проблемы, по типам интервенций, по степени включенности консультанта и т. д. Нас интересует типология психотерапии по форме работы.

Литература

  1. Абабков В.А. Проблема научности в психотерапии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. 76 с.
  2. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.
  3. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 201—222.
  4. Дорожкин В.Р. Психологический анализ групповых феноменов в котерапии: дисс. … канд. психол. наук. Симферополь, 2003. 215 с.
  5. Калина Н.Ф. Психотерапия: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2016. 302 с.
  6. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Котерапия: групповые феномены, методы, эффекты. СПб.: Речь, 2007. 192 с.
  7. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Котерапия и практика консультирования. Киев: Ваклер, 2001.184 с.
  8. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проект, 2000. 240 с.
  9. Томэ Х., Кэхеле Х. Как мы работаем и пишем вдвоем // Московский психотерапевтический журнал.1997. № 4. С. 166—171.
  10. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство: пер. с англ. М.: Класс, 1997. 336 с.
  11. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии: пер. с англ. СПб.: «Питер», 2000. 640 с.
  12. Whitaker C.A., Malone T.P. The Roots of Psychotherapy. New York: Brunner/ Mazel, 1981. 320 p.

Информация об авторах

Дорожкин Валерий Романович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и социальной работы, Институт подготовки кадров государственной службы занятости Украины (Киев), Киев, Украина, e-mail: valedor2007@gmail.com