Коронакризис: локдаун и психическое здоровье

448

Аннотация

Настоящий дайджест посвящен исследованиям психического здоровья населения в контексте изменений в жизни, вызванных пандемией COVID-19. Рассматриваются свежие данные зарубежных исследований о наиболее пострадавших категориях людей.

Общая информация

Рубрика издания: Дайджест исследований в клинической психологии и психотерапии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280311

Для цитаты: Коронакризис: локдаун и психическое здоровье // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 3. С. 178–184. DOI: 10.17759/cpp.2020280311

Полный текст

 

 

Пандемия COVID-19 стала глобальным вмешательством в различные аспекты жизни и функционирования каждого человека и общества в целом и одновременно создала уникальную ситуацию для полевых психологических исследований. Введенные правительствами условия самоизоляции и вынужденные ограничения в экономической деятельности, переход на дистанционную модель обучения для школьников и студентов, работа через Интернет для взрослых, усложнение получения помощи для людей, уже страдающих проблемами психического здоровья, использование телепсихологии и телепсихотерапии — все это стало чертами «новой жизни» и предметом для изучения, опять-таки с использованием разнообразных платформ в Интернете. За последние месяцы появилось множество публикаций с результатами опросов о психическом самочувствии людей в условиях локдауна. Кроме того, появились первые данные лонгитюдных исследований распространенности и динамики проблем психического здоровья в острой фазе пандемии. С некоторыми из них мы предлагаем вам ознакомиться.

Как к исследованию COVID-19 подошли зарубежные коллеги

На сайте Американской психологической ассоциации (АПА) опубликован материал, посвященный усилиям психологов по изучению эффекта пандемии на психическое здоровье и поведение людей в условиях самоизоляции.

Автор публикации отмечает, что пандемия COVID-19 вмешалась в планы психологических исследований во всем мире, заставив ученых отложить многие лабораторные исследования. Часть направлений оказалась на время закрытой, но при этом открылись другие направления, в частности, изучение острых и долгосрочных воздействий пандемии на психическое здоровье, а также изучение таких трудных для исследований психологических и социальных явлений, как карантин и вынужденная массовая работа и обучение через Интернет.

С начала марта 2020 г. различные фонды науки и научных исследований профинансировали и выдали гранты на многие проекты, связанные с COVID-19. Психологи очень быстро сорганизовались на новые проекты. В первые дни после закрытия лабораторий многие испытали состояние, которое можно описать как «полный паралич», но потом начались консультации с коллегами у себя в стране и за рубежом и родились разнообразные проекты на основе данных самоотчета и с использованием широкого спектра платформ в Интернете. В условиях самоизоляции дома исследователи перегруппировались онлайн, чтобы посмотреть, что можно узнать о пандемии. Так, за короткое время были запущены многие новые проекты.

Чтобы иметь представление о том, чем занимаются коллеги в связи с COVID-19, был создан сайт, отслеживающий ход соответствующих исследований в социальных науках. К концу апреля в этот сайт-трекер были внесены описания более 260 проектов. Примерно половина из них в этот период находились в стадии сбора данных, но по некоторым уже были выставлены отчеты на серверах препринтов. Кроме того, учитывая актуальность темы, в ряде журналов АПА была введена ускоренная процедура рассмотрения для печати статей, посвященных COVID-19.

Автор отмечает, что по уже выполненным исследованиям заметно, что многие занялись одним из самых трудных аспектов эпидемической вспышки — мерами физического дистанцирования, которые потребовались, чтобы замедлить распространение пандемии. Ученые пытались понять, почему одни люди с готовностью принимают подобные протективные меры, а другие — нет, и выяснили роль в этом многих факторов: эмпатии, поддержки таких мер знаменитостями, обладания научными знаниями и доверия к медицине, а также акцента властей на индивидуальной или коллективной пользе дистанцирования. Другой популярной среди исследователей темой стала вынужденная массовая работа через Интернет.

Подавляющее большинство исследований пандемии — это опросы и обследования онлайн, глубинные интервью по телефону и ежедневные дневниковые записи участников. Помимо этого, используются такие креативные методы исследования, как цифровая этнография, онлайн- игры, анализ трендов в Гугле, анализ контента социальных сетей, новостей и правительственной политики.

Большое внимание психологов привлекла тема долгосрочного воздействия пандемии на психическое здоровье, в частности отслеживание страхов и тревог людей в связи с вирусом, и выявление психологических и социальных факторов, способствующих наилучшему совладанию и адаптации во время кризиса.

На сайте «АПА www.apa.org» выставлена информация о статьях, посвященных COVID-19, в том числе с открытым доступом к полному тексту публикаций.

Пожилые лучше всех психологически справлялись с пандемией

Люди в возрасте 60 лет и старше эмоционально чувствовали себя на вершине пандемии COVID-19 лучше, чем люди молодого (18—39 лет) и среднего (40—59 лет) возраста. Об этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного в канадском Университете Британской Колумбии. На основе дневниковых данных, собранных в период между серединой марта и серединой апреля 2020 г., ученые выяснили, что у пожилых людей уровень эмоционального благополучия был выше, они чувствовали себя менее стрессированными и ощущали меньше угроз со стороны пандемии. Данные исследования показывают, что пожилые люди обладают большей эмоциональной жизнестойкостью, хотя их часто считают более уязвимыми. Помимо этого, у более молодых взрослых обнаружился более высокий риск одиночества и дистресса во время пандемии. В исследовании приняли участие 776 жителей Канады и США в возрасте 18—91 года (средний возраст — 45 лет), которые на протяжении последовательных семи дней оценивали свои стрессоры, позитивные события и эмоциональное благополучие в острой стадии эпидемии, когда власти начали вводить локдаун.

Авторы связывают различия в испытываемом уровне стресса у взрослых разных возрастов с уровнем проблем в связи с переходом к режиму самоизоляции. Если для пожилых основными стрессорами были повышенные уровни заражения коронавирусом, тяжелые осложнения и вероятность умереть, то для более молодых взрослых стрессорами были работа из дома, обучение детей в домашних условиях, присмотр за ними и безработица, плюс межличностные конфликты. Исследование также показало, что взрослые среднего и пожилого возраста отмечали больше положительных событий в своей жизни, например, позитивно окрашенных дистанционных социальных контактов, и они получали от них больше удовольствия, чем более молодые взрослые.

 

Динамика дистресса в ходе пандемии у молодежи

Первые эмпирические данные о депрессии и тревоге в связи с COVID-19 дают основания для оптимизма. Одно из первых лонгитюд­ных исследований, связанных с пандемией стрессоров и симптомов психического здоровья, показывает, что по мере улучшения ситуации с вирусом проблемы исчезнут. Работа выполнена в американском Университете Вандербилт под руководством Отум Куйавы (Autumn Kujawa).

Группа Куйавы разработала опросник стресса в связи с пандемией (Pandemic Stress Questionnaire — PSQ), который в сочетании с батареей тестов для оценки симптомов депрессии и тревоги был предложен в мае этого года 450 «подрастающим взрослым» американцам посредством платформы онлайн. Состав выборки был разнообразным и включал, в том числе, представителей меньшинств, а объединяла их принадлежность к так называемым «подрастающим взрослым» (emerging adults) — людям в возрасте 18—25 лет, находящимся в жизненной стадии, когда идет поиск идентичности и постепенно формируется основа для взрослой личной и трудовой жизни. Ученые исходили из того, что эта группа может испытывать уникальный набор стрессоров, так как COVID-19 радикально вмешивается в их возможности образования и трудовой занятости в период, когда они стремятся к независимости. Вопросы в новом опроснике PSQ оценивали переживания людей в диапазоне от разделения с любимым человеком до изменений в статусе трудовой занятости и опыта расизма и дискриминации. Месяц спустя 288 участников заполнили опросник повторно с целью оценить стабильность PSQ и выявить возможные ассоциации между стрессом и симптомами интернализации.

Результаты майской фазы исследования показали очень высокие уровни воздействия стресса, особенно среди женщин и афроамери­канцев. Они говорят о том, что эти группы больше других страдают от бремени пандемии. Уровни симптомов депрессии и тревоги в мае тоже были очень высоки, но при повторном использовании PSQ в июне уровни депрессии и тревоги снизились во всех группах. Это снижение показывает, что для многих депрессия и тревога в связи с COVID-19 не будет стойкой и их психическое здоровье восстановится по мере того, как мир будет выходить из пандемии.

Через несколько месяцев Куйава планирует еще раз распространить опросник PSQ, чтобы замерить, как воздействие пандемии изменило жизнь людей.

 

Пандемия сильнее всего ударила по психике женщин,
молодежи и родителей маленьких детей

По данным крупного британского исследования, введенный в стране с 23 марта 2020 г. локдаун в связи с COVID-19 сильнее всего затронул психическое здоровье женщин, молодежи и родителей детей в возрасте до пяти лет. Исследование дало первую высококачественную информацию о психическом здоровье во время пандемии, основанную на данных 17452 участников крупнейшего британского лонгитюдного и продолжающегося проекта Understanding Society (начат в 2009 г. и отслеживает более 40000 домохозяйств).

В апреле 2020 г. ученые пригласили всех участников проекта в возрасте старше 16 лет поучаствовать онлайн в обследовании в связи с COVID-19 и заполнить скрининговый инструмент общего состояния здоровья GHQ-12. Результаты этого обследования сравнивались с результатами предыдущего — в 2018 г. Как и предполагалось, было обнаружено общее увеличение психического дистресса, по сравнению с предыдущим: средний популяционный показатель GHQ-12 вырос с 11,5 в 2018 г. до 12,6 в апреле 2020 г.

В разгар пандемии порядка трети британцев испытывали клиниче­ски значимые уровни психологического дистресса, тогда как до пан - демии таких было около 20%. В некоторых группах рост дистресса в условиях локдауна был выраженнее, в частности, он отмечен у 33% женщин, 32% родителей с маленькими детьми и 37% молодежи. Среди молодых женщин клинически значимые уровни психологического дистресса выявлены у 44%, по сравнению с 32% до пандемии. Анализ отразил ситуацию в Соединенном Королевстве через месяц после вве - дения локдауна, хотя исследователи предполагают, что расхождения в психическом здоровье могут возрасти в будущем по причине экономической рецессии и окончания ипотечных каникул. В данном исследовании ученые не выявили значимого ухудшения психического здоровья у мужчин и у лиц старше 45 лет, хотя они признают, что многие мужчины впоследствии пострадают от снижения дохода или наличия в семье маленьких детей.

Авторы подчеркивают, что наибольшую физическую угрозу COVID-19 представляет для пожилых людей, мужчин, этнических меньшинств и людей с нарушенным здоровьем. Но в части психического здоровья среди пострадавших диспропорционально представлены молодежь и женщины, и это говорит о необходимости обеспечения для них доступа к службам, работающим, в том числе, с домашним насилием, а также сексуальным и репродуктивным здоровьем. Кроме того, срочно нужны заведения, обеспечивающие уход за детьми.

Продолжение следует...

Итак, кризис в связи с COVID-19 продолжается, значительная часть ограничений сохраняется, и перед научным сообществом стоит задача исследования последствий коронакризиса во всей их многомерности и разнообразии проявлений. В этом ряду особый интерес вызывает тема влияния дистанционного обучения детей и студентов на результативность обучения, социальную когницию и психическое самочувствие учащихся — она пока не получила должного раскрытия. Тем временем многие западные университеты уже объявили первый семестр в режиме онлайн, лишая новых студентов обычного общения и традиционной, но неведомой им студенческой жизни. По мере появления новых исследований мы будем информировать о них читателей.

Составитель-переводчик: Елена Можаева

Метрики

Просмотров

Всего: 928
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 448
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0