Предисловие главного редактора: 30 лет журналу консультативная психология и психотерапия, 25 лет МГППУ и факультету консультативной и клинической психологии, 25 лет рефлексивно–деятельностному подходу

61

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300401

Для цитаты: Холмогорова А.Б. Предисловие главного редактора: 30 лет журналу консультативная психология и психотерапия, 25 лет МГППУ и факультету консультативной и клинической психологии, 25 лет рефлексивно–деятельностному подходу // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 4. С. 5–10. DOI: 10.17759/cpp.2022300401

Полный текст

И вот опять круглая дата… Нам 30 лет, дорогой читатель! Много ли это для научного  журнала? Для журнала, выходящего в России и посвященного проблемам психологического консультирования и психотерапии — это очень много! Потому что в 1992 году  его создатели были первыми, шагнувшими в неизведанное … Таких журналов,  посвященных психологической практике, в России попросту не было. Первопроходцами были Федор Ефимович Василюк и Вячеслав Николаевич Цапкин, а выходить наш журнал начал под названием  «Московский психотерапевтический журнал»…
За 30 лет менялись  редакторы и секретари журнала, на каких–то этапах была даже должность директора … И всех–всех, кто внес свою лепту в развитие журнала, упомянул его основатель и главный редактор Федор Ефимович Василюк в своей вступительной редакторской статье к 20–летнему юбилею журнала – «Улица 20–летия МПЖ»…
Советую всем, кто следит за нашими выпусками, найти ее на нашем сайте по ссылке и почитать, чтобы   получить удовольствие от блестящего дара Федора Ефимовича находить точные слова для выражения духа времени и настроения людей в те далекие 1990–годы, а также удивиться  его памяти и  вниманию к каждому человеку, который  за долгий путь в 20 лет выходил на  Улицу МПЖ, кстати, отнюдь не покрытую гладким асфальтом — этим смелым путникам  зачастую приходилось решать неразрешимые проблемы, находить деньги на издание, когда их не было, собирать авторов и вдохновлять их творить, переводить, делиться своим опытом.
Мне приятно осознавать, что я прошла вместе с журналом весь этот длинный путь…. С 1993 года я начала активно сотрудничать с журналом как автор и член редколлегии после того, как Вячеслав Николаевич Цапкин убедил меня напечатать в журнале первый в России обзор методов психотерапии шизофрении, который я написала по заказу ВИНИТИ… Заглянула сейчас по ссылке и увидела, что там почти 6,5 тысяч скачиваний… Тогда этот обзор привлек большое внимание… А что говорить о  впервые издаваемых на русском статьях Роджерса, Ференци, Бейтсона…Читательский голод был велик… И хотя сейчас мы живем в период информационного пресыщения, очень приятно сознавать, что статьи нашего журнала по прежнему востребованы и  активно скачиваются нашими читателями, за что им большое спасибо!
С тех пор, как я приняла у Федора Ефимовича  руководство журналом, т.е. ровно 10 лет назад в 2012 году,  тоже менялись редакторы и секретари журнала. Важный вклад в его развитие внесли замечательные редакторы Мария Александровна Москачёва и Наталья Анатольевна Польская, а также секретари Тамара Витальевна Авакян,  Ирина Андреевна Николаевская и Анна Юрьевна  Разваляева. Всем им я бесконечно благодарна за огромный и творческий труд, благодаря которому наш журнал вошел в основные международные базы и продолжает развиваться и привлекать внимание и интерес представителей разных направлений современной психологической науки,  как исследователей, так и практиков.
Но вот еще одна круглая дата, и опять речь пойдет о пионерском начинании того же автора. Ровно 25 лет назад Ф.Е. Василюком был основан первый в России факультет психологического консультирования, который мы гордо называли и называем — наш ПК (ныне  факультет консультативной и клинической психологии). Конечно, факультет был основан целой командой, я была одним из ее активных членов вместе со многими нынешними сотрудниками факультета, но основная организационная инициатива, вдохновляющая всех нас вера и энергия исходили от Федора Ефимовича…  Вот уже пять лет, как его нет с нами… Но он в нашей памяти, а теперь эта память еще и воплотилась в его именной аудитории, открытие которой состоится в конце такого трудного 2022… И наша память, наши традиции, которые мы должны во что бы это ни стало сохранить   –  это наш важнейший ресурс для преодоления трудностей.
Так получилось, что у нас есть еще и третья важная дата  в этом году мы отмечаем юбилей научно–практического подхода, который активно развивается сотрудниками и выпускниками нашего факультета  –  25 лет с момента зарождения рефлексивно–деятельностного подхода (РДП) к трудностям в обучении… Именно ему посвящена специальная тема этого выпуска. Открывает же эту специальную тему статья одного из основателей  РДП  Виктора Кирилловича Зарецкого. Она посвящена памяти учителей, стоящих у истоков  подхода – памяти Петра Яковлевича Гальперина и Никиты Глебовича Алексеева, при этом в ней содержательно проанализированы  их идеи, которые были интегрированы в РДП вместе с идеями культурно–исторической психологии Л.С. Выготского,  а РДП представлен в статье прежде всего  как психологическая практика, в основе которой лежит сплав идей этой триады выдающихся Ученых.  И надо же, так совпало, что в этом году мы  отмечаем  120 лет со дня рождения  Петра Яковлевича и 90 лет со дня рождения Никиты Глебовича. Мистика какая–то… Воистину юбилейный получается выпуск….
В рамках специальной темы номера «25 лет рефлексивно–деятельностному подходу» мы предлагаем вниманию читателей еще три статьи:  первая из них теоретико–методологическая и посвящена принципам трансляции РДП (ее авторы Мар.М. Гордон, Мих.М. Гордон и И.А. Николаевская — на протяжении многих лет обучают основам РДП студентов нашего факультета и педагогов школ Москвы и других городов России);  вторая статья эмпирическая и посвящена доказательному  исследованию  эффективности РДП для общего развития учащихся на материале обучения шахматам (авторы — О.В. Глухова, С.В. Воликова, Ю.В. Зарецкий и В.К. Зарецкий   — участники уникального лонгитюдного исследования психического развития детей, которые уже в  начальной школы обучались по программе «Шахматы для общего развития»);   наконец, третья статья посвящена случаю из практики и позволяет прикоснуться к феноменологии, к живой ткани работы молодого специалиста в области РДП с очень трудным и для опытного специалиста случаем (автор А.А. Сидоренко показывает как средствами РДП на материале игры в шахматы в комплексе с другими методами осуществляется актуализация скрытых ресурсов развития и идет процесс реабилитации взрослого человека с ментальной инвалидностью, проживающего в психоневрологическом интернате).
После статей из рубрики «Специальная тема номера» в рубрике «Эмпирические исследования» читатель найдет три статьи.
В первой из них наши армянские коллеги — целый коллектив авторов под руководством Вагана Ж. Саркисяна делятся с нами своим опытом обучения шахматам в школах и данными исследования о влиянии личностных характеристик учащихся на развитие навыков игры в шахматы. Традиция обучения детей шахматам в рамках школьной программы существует в Армении давно и за это время принесла свои плоды. Представлены материалы эмпирического исследования на выборке детей школьников из всех регионов Республики Армения. Убедительно показана важность учета индивидуально–личностных характеристик учащихся в процессе обучения игре в шахматы. Обмен опытом с нашими армянскими коллегами стал возможным,  благодаря многолетнему сотрудничеству МГППУ с Армянским государственным педагогическим университетом имени Хачатура Абовяна, который отпраздновал (и тоже в этом году!) свое столетие! Мы надеемся на продолжение этого продуктивного сотрудничества и совместный поиск новых ресурсов  для успешного психического развития молодого поколения Армении и России. Как тут не вспомнить слова Н.Г. Алексеева, которые цитируются В.К. Зарецким в его вводной статье к специальной теме номера: «Шахматы — это игра, самим Богом созданная для развития способности действовать в уме»…И добавим от себя: а значит для развития способности к интериоризации, опосредствованности психической деятельности и, в конечном итоге, саморегуляции и психической зрелости…. Лев Семенович Выготский, который как оказалось при изучении его записных книжек, очень серьезно разрабатывал тему шахмат,  был бы доволен…
Вторая статья Н.Г. Гаранян и А.В. Шараповой посвящена одной из самых острых проблем в современном мире — проблеме тревоги на рабочем месте. Прекарность, социальная незащищенность в современном мире, о которых все больше пишут психологи и философы, приводят к крайней нестабильности эмоционального состояния и  психологической неустойчивости, а в конечном счете, — к повышению суицидальных рисков. Как могут психологи ответить на этот вызов? Авторы предлагают важный материал для обдумывания этого вопроса и выделения мишеней психотерапии, указывая, что важнейшим когнтивно–личностным фактором роста тревоги на рабочем месте является ориентация на социальные сравнения и выбор стратегии контрастных восходящих сравнений.
Третья статья посвящена  комплексной  реабилитации людей с ментальной инвалидностью. Ее уникальность связана с тем, что в статье описываются не просто промежуточные результаты, как это части бывает в исследованиях такого рода,  а именно итоги такой реабилитации в виде трудоустройства тех, кому так часто грозит судьба социальной изоляции и одиночества. Хочется приветствовать автора Ю.А. Быстрову и ее исследование, которое поддерживают веру в неограниченные возможности развития и вдохновляет на поиск ресурсов для него.
Рубрика «События и даты» представлена материалом Д.Д. Ведмицкой и М.Е. Сиснёвой о конференции «Право и охрана психического здоровья: как достичь консенсуса», которая недавно прошла при непосредственной поддержке Союза охраны психического здоровья, Фонда развития наследия профессора М.К. Треушникова «Путь к закону» и ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина». В этом материале авторы делают особый акцент на важности подготовки будущих психологов в области этики. В частности, дается справка о разработанном на нашем факультете Консультативной и клинической психологии Этическом кодексе студента–психолога. Нам представляется, что такие  кодексы крайне  необходимы уже на этапе обучения в университете, когда формируется профессиональное самосознание будущих специалистов. Надеемся, что наш опыт будет интересен коллегам в других вузах, где есть факультеты психологии.
Наконец, мне особенно приятно, что наш выпуск завершает интервью (рубрика «Интервью») с Валентиной Васильевной Николаевой — известным ученым, специалистом в области клинической психологии и очень важным человеком в моей личной профессиональной судьбе, не раз поддержавшим меня в самые сложные моменты профессионального развития. Это интервью мы вместе с Виктором Кирилловичем Зарецким и Леонорой Сергеевной Печниковой взяли у Валентины Васильевны  в рамках проекта «Дерево культурно–исторической психологии», который начал реализовываться на страницах нашего журнала ровно пять лет назад, когда вышло первое такое интервью с Виталием Владимировичем Рубцовым.
Хочется от души поблагодарить Валентину Васильевну за  интересный и важный рассказ о ее профессиональной судьбе и  судьбоносных связях на  разветвленном древе культурно–исторической психологии. И еще одно  удивительное и приятное  совпадение – в этом году у Валентины Васильевны тоже юбилей! И мы от редакции журнала и профессиональной общественности нашего факультета сердечно поздравляем ее и желаем ей здоровья и еще многих лет продуктивной работы и передачи своего уникального опыта молодому поколению психологов.
Всех наших читателей с наступающим Новым годом, от всей нашей редакции мы желаем  встретить его с надеждой на мир и возможности для развития и личностного роста каждого! Хочется верить, что мощные  ресурсы психологической науки и культурно–исторической психологии, как ее важной части,   помогут нам преодолеть все трудности исторического времени и двигаться дальше вперед….

А.Б.  Холмогорова

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 140
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 9