Введение
Показатели распространенности алкогольной зависимости (F10.2 по МКБ 10) в России по данным Росстата на 2020 год составляют 150 человек на 100 000 взрослого населения. При этом с каждым годом снижается возраст начала злоупотребления алкоголем. Если на 2018 год количество употребляющих алкоголь в возрасте 15–19 лет составляет 41,3%, то в 2020 году количество употребляющих алкоголь в возрасте 15–19 лет составляет 58,7% (по данным Росстата). Анализируя существующие методы клинико–психологической диагностики зависимого поведения, установлено преимущественное преобладание тестовых и опросных методов, вопросы которых в прямой форме указывают на определенный вид зависимости. Применение указанных методов, в свою очередь, позволяет давать пациентам социально желательные ответы. При ответах на вопросы соответствующих тестов или опросников (например, Модифицированный интегрированный тест Н.Н. Телеповой для оценки личных пристрастий; AUDIT ¾ Alcohol Use Disorders Identification Test с целью раннего выявления лиц группы риска и лиц, злоупотребляющих алкоголем; Тест на алкоголизм Мичиганского университета ¾ MAST и др.), пациенты, с одной стороны, могут избегать положительных ответов о наличии у себя признаков и проявлений зависимости (или зависимого поведения), с другой ¾ наоборот, акцентировать положительные ответы на проявлениях зависимости с целью усугубления собственного состояния (для получения какой–либо выгоды). Возникает необходимость поиска объективизирующих методов выявления признаков и проявлений зависимости как в целях диагностики, так и с целью оценки эффективности реабилитационного процесса на разных его этапах. В качестве одного из таких методов может рассматриваться метод окулографии, позволяющий исследовать особенности глазодвигательных реакций у пациентов с алкогольной зависимостью.
В целом ряде современных зарубежных исследований ученые активно изучают особенности глазодвигательных реакций пациентов с алкогольной зависимостью [1; 2]. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Зои Боллен (Zoe Bollen), Артур Пабст (Arthur Pabst), Николя Массон (Nicolas Masson), Полин Бийо (Pauline Billaux), Фабьен Д'Ондт (Fabien D’Hondt), Джори Делез (Jory Deleuze), Ксавье Де Лонгвиль (Xavier De Longueville), Карин Ламбот (Carine Lambot), Пьер Мораж (Pierre Maurage), сделав ряд исследований по данной проблематике. В своей работе ученые, изучив параметры глазодвигательных реакций людей с алкогольной зависимостью, сделали вывод о том, что зависимые от алкоголя люди чаще используют реакцию избегания при виде изображений стимулов, связанных с алкогольной зависимостью, а не фокусируют свое внимание на изображениях стимулов, связанных алкогольной зависимостью [3].
Осуществляя систематический и критический обзор коррелятов отслеживания движений глаз у лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, ученые провели анализ исследований, опубликованных в PsycINFO, PubMed и Scopus, по изучаемой проблематике. Авторы пришли к выводу о том, что алкогольная интоксикация прямо связана со снижением глазодвигательной точности / скорости и снижением производительности памяти / исполнительных функций [6]. Этот обзор также подчеркнул текущие недостатки в этой области и, в частности, ограничения, связанные с измерением острого потребления алкоголя и интерпретацией индексов отслеживания глаз. Подобные систематические обзоры на данную проблематику также проводились другими учеными [4; 5; 7; 8].
В качестве одного из основных проявлений алкогольной зависимости является патологическое влечение. Актуализация патологического влечения к объекту зависимости (в данном исследовании – алкоголю) может быть обусловлена восприятием аддиктивно значимых стимулов. Для пациентов с алкогольной зависимостью изображение бутылок с алкогольными напитками является аддиктивно значимым стимулом. При отсутствии же зависимости данные стимулы являются аддиктивными (потенциально связанными с возникновением зависимости), но не значимыми. Восприятие визуальных стимулов (изображений бутылок с алкогольными напитками) происходит через призму личного опыта испытуемого и индивидуального значения каждого из них. Все это, в свою очередь, определяет параметры глазодвигательных реакций, представляющих собой как осознанные, так и неосознанные движения глаз на любой вид стимулов. В качестве одного из параметров глазодвигательных реакций рассматриваются фиксации, характеризующие период времени, в течение которого глаза фиксируются на зрительной цели при стабильном восприятии фиксированной информации. Анализ фиксаций глазодвигательных реакций осуществляется по тепловым картам, которые показывают, на каких областях предъявленных изображений испытуемый фиксировал взгляд при восприятии.
Целью исследования является типизация фиксаций глазодвигательных реакций при восприятии аддиктивно значимых стимулов пациентами с алкогольной зависимостью.
Реализуя эмпирическое исследование в рамках обозначенной цели, мы исходили из предположения о том, что при восприятии аддиктивных/аддиктивно значимых стимулов (изображений бутылок с алкогольными напитками) распределение фиксаций глазодвигательных реакций типизируется в зависимости от их распределения на стимульных картах. При этом преобладающий тип распределения фиксаций глазодвигательных реакций при алкогольной зависимости и при отсутствии таковой (у здоровых испытуемых) различается.
Материалы и методы
Общий объем выборки составил 73 человека в возрасте от 22 до 62 лет. В экспериментальную группу вошли 37 испытуемых (23 мужчины и 14 женщин) с алкогольной зависимостью (имеющих диагноз F10.2 по МКБ 10 ¾ Алкогольная зависимость). Все испытуемые экспериментальной группы на момент обследования состоят на диспансерном учете в психоневрологическом диспансере (ПНД); в анамнезе имеют от двух до пяти госпитализаций с психотическими эпизодами (алкогольным делирием). Исследование осуществлялось в период амбулаторного прохождения реабилитации на базе МНПЦ наркологии, находясь в состоянии в ремиссии. В контрольную группу вошли 36 испытуемых (22 мужчины и 14 женщин), имеющих заключение «здоров» по результатам прохождения периодического медицинского осмотра (не состоящие на учете у нарколога и психиатра, не имеющие тяжелых соматических заболеваний в анамнезе). Исследование осуществлялось на условиях письменного информированного согласия со стороны испытуемых.
Исследование включало в себя предварительный и два основных этапа. На предварительном этапе осуществлялась оценка нейрокогнитивного статуса испытуемых с использованием Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (МоСА). Уровень когнитивных функций по тесту МоСА у испытуемых не менее 23 баллов (при максимальном значении 30 баллов). Снижение когнитивных функций, оцениваемое ниже 23 баллов в количественном выражении, являлось критерием исключения испытуемых из программы исследования.
Процедура экспериментального исследования фиксаций глазодвигательных реакций при восприятии аддиктивно значимых стимулов пациентами с алкогольной зависимостью была реализована с использованием программно ¾ аппаратного комплекса оценки глазодвигательных реакций Tobii EyeX и программного обеспечения «GazeControll». Исследование осуществлялось при плотно закрытых шторах исключительно при искусственном освещении. Испытуемый располагался за столом с компьютером. Расстояние от монитора до линии глаз составляло около 60–70 см. Для каждого испытуемого осуществлялась калибровка оборудования под индивидуальные особенности каждого. Далее испытуемому поочередно предъявлялись стимульные карты, которые содержали аддиктивно значимые стимулы. В качестве аддиктивно значимых стимулов выступали изображения бутылок с алкогольными напитками. Стимульные карты представляли собой 7 различных, не повторяющихся карточек размером 1500х800 мм. Каждая стимульная карта была секторирована на 6 частей. На каждой из карт был изображен индивидуальный набор из изображений 6 бутылок алкогольной продукции на белом фоне (по одной бутылке в каждом секторе). Каждый новый стимул отличался неповторимым расположением объектов на стимульной карте. В зависимости от стимула объекты группировались по нескольким критериям: по внешнему виду, ценовой доступности, местоположению на экране, крепости, распространенности. Один и тот же объект ни разу не повторял свое местоположение ни на одной из стимульных карт. Каждая стимульная карта предъявлялась на экране компьютера на 7 секунд. Предъявление стимульных карт чередовалось с предъявлением интерферирующего стимула – пустого серого прямоугольника 1500х800 мм. Общая длительность исследования составляла от 40 до 60 минут. Фиксировались следующие параметры фиксаций глазодвигательных реакций: общее количество фиксаций, местоположение фиксаций (по секторам), количество выбранных объектов для фиксаций, количество фиксаций с учетом объектных характеристик аддиктивно значимых стимулов (крепость, доступность, распространенность). По количеству и характеру распределения фиксаций глазодвигательных реакций на стимульных картах осуществлялась типизация стратегий фиксаций глазодвигательных реакций. Дизайн исследования представлен на рис. 1.
Рис. 1. Схема дизайна исследования фиксаций глазодвигательных реакций при восприятии аддиктивно значимых стимулов пациентами с алкогольной зависимостью
Количественная обработка полученных результатов осуществлялась с использованием методов описательной (диаграмма долевого распределения, показатели средних значений, среднего квадратического отклонения) и сравнительной (угловое преобразование φ–Фишера, непараметрический U–критерий Манна–Уитни, р˂0,05) статистики.
Результаты исследования
В результате оценки общего количества фиксаций установлено значимое преобладание (р=0,028*) количества фиксаций в группе испытуемых с отсутствием алкогольной зависимости в сравнении с испытуемыми с алкогольной зависимостью – в 1,8 раза (таблица 1).
Таблица 1
Показатели средних значений общего количества фиксаций по группам испытуемых
Показатели
|
min
|
max
|
Среднее значение
|
|
Кол–во фиксаций
|
Кол–во выбранных объектов*
|
Общее кол–во фиксаций на одной стимульной карте*
|
Общее суммарное количество фиксаций
|
Контрольная группа
|
2
|
6
|
4
|
11
|
18
|
541
|
Экспериментальная группа
|
0
|
3
|
1,7
|
7
|
9,5
|
285
|
Анализируя распределение количества фиксаций по секторам предъявляемых стимульных карт, установлено максимальное количество фиксаций преимущественно в верхнем центральном секторе (рис. 2).
Рис. 2. Гистограммы средних значений общего количества фиксаций по секторам стимульных карт по группам испытуемых
Минимальное количество фиксаций у испытуемых с алкогольной зависимостью выявлено в четырех секторах – левом верхнем, правом верхнем, правом нижнем и левом нижнем. При этом, статистически значимые различия по распределению количества фиксаций по секторам между экспериментальной и контрольной группами выявлены по трем верхним секторам: количество фиксаций испытуемых с отсутствием алкогольной зависимости значимо больше количества фиксаций испытуемых с алкогольной зависимостью.
Следующим этапом количественной оценки являлось изучение количества фиксаций при последовательном предъявлении семи стимульных карт. Для испытуемых с алкогольной зависимостью отмечается минимальное количество фиксаций при предъявлении всех семи стимульных карт. При этом, при просмотре третьей и четвертой стимульных карт среднее количество фиксаций возрастает до двух. Для испытуемых с отсутствием алкогольной зависимости среднее количество фиксаций по предъявляемым стимульным картам имеет иное распределение: по четыре фиксации на первых двух предъявлениях, далее количество фиксаций колеблется от трех до четырех при последующих четырех предъявлениях. При предъявлении седьмой стимульной карты выявлено максимальное количество фиксаций, равное пяти. Таким образом, в качестве общей тенденции следует отметить одинаковое количество фиксаций глазодвигательных реакций на первых двух стимульных картах, а также увеличение среднего количества фиксаций глазодвигательных реакций от первого к седьмому предъявлению.
По видам изображенного на стимульных картах алкоголя (высокоградусные алкогольные напитки и низкоградусные алкогольные напитки) у испытуемых с алкогольной зависимостью выявлено примерно равное количество фиксаций: на низкоградусных объектах ¾ 129,2±2,19 фиксаций, на высокоградусных 156,4±5,18 фиксаций. При этом фиксациями отмечены лишь 7 из 16 аддиктивно значимых изображения на стимульных картах. У испытуемых с отсутствием алкогольной зависимости выявлено также преобладание фиксаций на изображении высокоградусных алкогольных напитков (301,4±5,21 фиксация) в сравнении с количеством фиксаций на изображениях низкоградусных алкогольных напитков (241,3±3,18 фиксаций). В качестве общей тенденции отмечаем более частую фиксацию взгляда на изображениях высокоградусных алкогольных напитков как при алкогольной зависимости, так и при отсутствии алкогольной зависимости.
Сопоставляя выбор предпочитаемого алкогольного напитка, указываемого в ходе предварительной клинической беседы, с фиксациями глазодвигательных реакций на тепловой карте, получены следующие результаты. У испытуемых с алкогольной зависимостью выбор предпочитаемого алкогольного напитка совпал лишь у 6% респондентов, тогда как в контрольной группе выбор совпал у 13% респондентов. В 47% случаев экспериментальной группы и 60% случаев контрольной группы выбор в анкете и на тепловой карте не совпал. Фиксации глазодвигательных реакций отмечены на изображениях алкогольных напитков, не упоминаемых в ходе клинической беседы и не указанных при заполнении анкетных данных. При этом необходимо отметить, что упоминаемые испытуемыми обеих групп в ходе беседы алкогольные напитки были представлены в стимульных картах в полном объеме. 47% испытуемых экспериментальной группы и 27% испытуемых контрольной группы не смогли осуществить определенный выбор предпочитаемого напитка. Фиксации глазодвигательных реакций на тепловых картах располагались между изображениями бутылок с алкогольными напитками.
На основании данных о количестве и расположении фиксаций глазодвигательных реакций с использованием процедуры типизации были выявлены четыре стратегии фиксаций глазодвигательных реакций: стратегия избегания, избирательная стратегия, манипулятивная стратегия, поисковая стратегия (рис. 3).
|
|
Стратегия избегания
|
Избирательная стратегия
|
|
|
Манипулятивная стратегия
|
Поисковая стратегия
|
|
|
Рис. 3. Примеры тепловых карт испытуемых с алкогольной зависимостью
В группе испытуемых с алкогольной зависимостью преобладающей стратегией глазодвигательных реакций является избегающая стратегия (у 46% испытуемых). Также высокочастотной является манипулятивная стратегия, выявленная у 30% испытуемых. В группе испытуемых с отсутствием алкогольной зависимости преобладающей является поисковая стратегия глазодвигательных реакций (Рис. 4).
Рис. 4. Диаграммы долевого распределения стратегий глазодвигательных реакций по группам испытуемых
Обсуждение результатов
На основании результатов количественного и количественного анализа при исследовании показателей фиксаций глазодвигательных реакций при алкогольной зависимости были выявлены следующие тенденции. В качестве общей тенденции следует отметить увеличение количества фиксаций глазодвигательных реакций на аддиктивно значимые стимулы от первой стимульной карты к последней. В качестве специфических тенденций, помимо общего количества фиксаций (в контрольной группе в 1,8 раз больше, чем в экспериментальной), выделим преобладающие стратегии глазодвигательных реакций: в экспериментальной группе преобладает стратегия избегания, в контрольной группе – поисковая стратегия. Также для испытуемых с отсутствием алкогольной зависимости равномерное распределение количества фиксаций глазодвигательных реакций на аддиктивно значимых стимулах (объектах) на всех стимульных картах. Полученные результаты согласуются с выявленными ранее данными, полученными З. Боллен с соавторами с использованием метода окулографии, об избегающих тенденциях в отношении алкогольных изображений со смещением фиксаций взора на неалкогольных изображениях [3–5].
Выводы
- Специфические особенности фиксаций глазодвигательных реакций при восприятии аддиктивно значимых стимулов пациентами с алкогольной зависимостью позволяют типизировать стратегии глазодвигательных реакций.
- Значимо меньшее общее количество фиксаций взгляда, распределение фиксаций между объектами (аддиктивно значимыми стимулами), а также избегающая стратегия глазодвигательных реакций (проявляющаяся в фиксации взгляда на пустом фоновом поле вне изображенных объектов) могут быть обусловлены актуализацией патологического влечения к алкоголю, вызванного демонстрацией аддиктивно значимых стимулов. Данное предположение подтверждается появлением поведенческих (суетливость и рассеянность при рассматривании стимульных изображений на экране), эмоциональных (ворчливость, недовольство и эмоциональные вспышки в процессе процедуры исследования) и вегетативных (саливация, гиперемия лица) проявлений актуализации патологического. Указанные клинические проявления отсутствовали на этапе клинической беседы; проявлялись лишь при основном исследовании – в процессе рассматривания стимульных карт с изображением бутылок с алкогольными напитками.
- Равномерное распределение количества фиксаций от первой к последней стимульной карте, поисковая стратегия глазодвигательных реакций (характеризующаяся равномерным распределением фиксаций взгляда на нескольких объектах, изображенных на каждой стимульной карте), выявленные у испытуемых с отсутствием алкогольной зависимости, свидетельствуют об устойчивости восприятия аддиктивно значимых стимулов.
Выявленная типизация глазодвигательных реакций пациентов с алкогольной зависимостью может рассматриваться в качестве одного из критериев оценки эффективности процесса реабилитации пациентов с алкогольной зависимостью в состоянии ремиссии как в условиях стационара, так и в условиях амбулатории.
Ограничения и дальнейшие перспективы исследования
В качестве ограничений представленного исследования выступает небольшой объем выборки, в связи с чем выводы в настоящий момент носят предварительный характер и требуют дальнейшей проверки на большем объеме исследовательской выборки. Также в качестве ограничения выступает применяемая методика исследования, предполагающая в дальнейшем расширение диапазона исследуемых параметров и характеристик.