Введение
Метод
- эмпирические или методологические исследования, нарративные обзоры, методические рекомендации (если они не содержали систематический обзор как доказательную базу, на которой основывались рекомендации);
- систематические обзоры, не включавшие детей и подростков, или не позволяющие выделить отдельно результаты по данным возрастным категориям;
- систематические обзоры распространенности, факторов риска или прогностических моделей суицидального или самоповреждающего поведения, не включающие диагностических методик;
- статьи, не имеющие англоязычной версии (для зарубежных баз данных).
- характеристики выборки, если они приводились в обзоре (пол, возраст, клиническая/неклиническая);
- методики оценки риска суицидального или самоповреждающего поведения (название, тип – структурированное интервью, опросник, компьютеризированный тест);
- характеристики прогностической валидности методики, которые приводились в систематическом обзоре (чувствительность, специфичность);
- какой тип поведения оценивался (суицидальные попытки или мысли, преднамеренный вред себе).
Результаты
|
Источник |
k |
Выборка |
Цель скрининга |
|||
|
N |
Пол |
Возраст |
Характеристики |
|||
|
*Cervantes et al., 2022 |
11 |
21726 |
42±7% мальчики |
8–24 |
Отделения неотложной помощи (психиатрические и непсихиатрические) |
Суицидальные попытки |
|
Erford et al., 2017 |
5 из 83 |
1612 |
Не указан |
8–20 |
4 клинические и 1 популяционная выборки |
Риск суицида и суицидальные попытки в проспективных когортах |
|
Faura-Garcia et al., 2021 |
1 из 53 |
100 |
71% девочки |
12–17 |
Клиническая выборка (пациенты, находящиеся в психиатрической клинике или на амбулаторном лечении) |
Повторное несуицидальное самоповреждающее поведение |
|
Gaynes et al., 2004 [Gaynes, 2004] |
1 из 252 |
144 |
54% девочки |
11–16 (13,6± 2,48) |
Пациенты отделения неотложной помощи (Целевая выборка обзора – пациенты, обращающиеся к врачу общей практики) |
Риск суицида |
|
*Harris et al., 2019 [Harris, 2019] |
11 |
2254 |
не указан |
10–24 |
Пациенты психиатрических стационаров и отделений неотложной помощи (1 исследование – обследование на дому после передозировки) |
Суицидальные попытки (k=8) и повторные самоповреждения (k=3) |
|
*Newton et al., 2017 [Newton, 2017] |
7 из 14 |
1110 |
50–71,8% девочки |
10–24 (15,75) |
Пациенты с непсихиатрическими и психиатрическими жалобами |
Риск суицида |
|
O'Connor et al., 2013 [O'Connor, 2013] |
2 из 56 |
799 |
не указан |
13–20 |
Пациенты, проходящие амбулаторное лечение в психиатрической клинике; школьники под угрозой отчисления |
Риск суицида |
|
Runeson et al., 2017 [Runeson, 2017] |
2 из 21 |
964 |
не указан |
8–18 |
Пациенты психиатрической клиники (суицидальные попытки, другие психиатрические проблемы, делинквентные подростки, подростки из неблагополучных семей) |
Суицидальные попытки |
|
*Scudder et al., 2022 [Scudder, 2022] |
43 |
305754 |
39–73% девочки |
4–24 |
Отделения неотложной помощи (k=5), неотложная помощь для детей (k=33), психиатрическая скорая помощь (k=3) |
Риск суицида |
|
*Viswanathan et al., 2022 [Viswanathan, 2022] |
1 из 54 |
580 |
не указан |
14–20 |
Школьники под угрозой отчисления |
Риск суицида |
- Чувствительность (sensitivity), специфичность (specificity), положительные и отрицательные предиктивные значения (positive and negative predictive values). Каждый из этих показателей имеет значение от 0 до 1 (для удобства понимания приводятся после умножения на 100 – от 0 до 100%). Чувствительность – процент правильно определяемых по методике положительных значений (т.е., пациентов с высоким суицидальным риском). Специфичность – процент правильно выделяемых отрицательных значений (пациентов с низким риском). Положительное предиктивное значение – сколько пациентов, у которых был диагностирован риск суицида, совершили попытку в будущем. Отрицательное предиктивное значение – сколько пациентов, у которых не был диагностирован риск, не совершили суицидальную попытку после диагностики [Harris, 2019]. Хотя общепринятых норм для чувствительности и специфичности нет, Рунесон с коллегами использовали значения чувствительности > 80% и специфичности > 50% [Runeson, 2017].
- Отношение риска и отношение правдоподобия (odds ratio and likelihood ratio). Указывают на отношения между воздействием и его последствиями. Отношение риска > 1 указывает на то, что воздействие является фактором риска, < 1 – протективный фактор, около 1 – незначимое воздействие. Отношение правдоподобия указывает на вероятность постановки диагноза; значения > 5 указывают на умеренную вероятность заболевания, а < 2 – пренебрежимо малая вероятность заболевания [Newton, 2017].
- Площадь под кривой (area under the curve). Принимает значения от 0 до 1; значения 0,8–1 указывают на хорошую предсказательную валидность опросника; ниже 0,5 – опросник не имеет прогностической валидности [Newton, 2017].
|
Методика |
Характеристики методики |
Прогностическая валидность методики |
|
Прогноз суицидального риска (попытки и повторные обращения в больницу) |
||
|
1. Спроси про суицид (Ask Suicide-Screening Questions; Horowitz et al., 2012) [Horowitz, 2012] |
Предназначена для возраста 10–21 год. Содержит 4 основных вопроса и 1 дополнительный (задается, если был хотя бы один ответ «да»). Ответ дается по шкале: «да», «нет», «нет ответа». |
Cervantes et al., 2022 (k=2): Чувствительность – 60–96,9%; специфичность – 70–87,6%; ППЗ – 3,9–71,3%, ОПЗ – 99%. Harris et al., 2019 (k=1): Чувствительность – 95,8%, специфичность – 5,8%, ППЗ – 16,8%, ОПЗ – 87,5% (попытки через 6 мес.). Scudder et al., 2022 (k=15): Чувствительность – 60-93%, специфичность – 43–92%. Newton et al., 2017 (k=1): На выборке пациентов детского психиатрического отделения неотложной помощи: чувствительность – 98%, специфичность – 66%. На выборке пациентов детского общего отделения неотложной помощи: чувствительность – 97%, специфичность – 88%. У подростков с положительным ответом хотя бы на один вопрос риск суицида в 3 раза выше (положительное отношение правдоподобия – 2,8). |
|
2. Колумбийская шкала тяжести суицида (Columbia-Suicide Severity Rating Scale; Posner et al., 2011) [Posner, 2011] |
Версия для скрининга включает до 7 вопросов о суицидальной идеации и поведении: риск оценивается как ответ «да» на любой из них. Полная версия включает также оценку типа суицидального поведения, его летальность, интенсивность, частоту, продолжительность, контролируемость и причины. Newton et al., 2017 (k=1): Внутренняя надежность шкалы высокая (α=0,81 для шкалы интенсивности). Erford et al., 2017 (k=3): Средняя надежность по подросткам и взрослым – α=0,84, наивысшая – α=0,95 – у подростков, совершивших суицидальные попытки. Scudder et al., 2019 (k=12): В психиатрических популяциях частота риска – 66–86% |
Harris et al., 2019 (k=4): Отношение рисков – 1,15–1,51 для повышения общего балла на 1.
|
|
3. Опросник суицидальной идеации и Опросник суицидальной идеации для младших подростков (Suicidal Ideation Questionnaire и Suicidal Ideation Questionnaire-Junior; Reynolds, 1988) [Reynolds, 1988] |
Основная методика предназначена от 15 лет и включает 30 пунктов (9 критических). Версия для младших подростков может предъявляться от 10 лет и состоит из 15 пунктов (6 критических). Общий балл и критические пункты указывают на суицидальный риск. Пункты оцениваются по 7-балльной шкале. Cervantes et al., 2022 (k=3): Внутренняя надежность шкалы высокая (α=0,97). Erford et al., 2017 (k=14): Обобщенные показатели внутренней надежности: α=0,95. Scudder et al., 2022 (k=11): Частота выявления риска в психиатрических популяциях – 40–66%, в непсихиатрических медицинских – 0–10%. При универсальном скрининге частота выявления риска – 78–88%. |
Harris et al., 2019 (k=3):
|
|
4. Опросник риска суицида (Risk of Suicide Questionnaire; Horowitz et al., 2001) [Horowitz, 2001] |
Краткая методика: 4 пункта оцениваются по шкале «да», «нет», «нет ответа». На риск указывает любой положительный (в некоторых версиях – неотрицательный) ответ. Cervantes et al., 2022 (k=2): Внутренняя надежность шкалы неудовлетворительная (α = 0,46–0,63). Newton et al., 2017 (k=2): Умеренные показатели надежности (α = 0,64–0,65). Для версии с двумя пунктами, выше, чем для версии с 4 пунктами. |
Scudder et al., 2022 (k=7): Чувствительность – 50–98%, специфичность – 37–79%. Gaynes et al., 2004 (k=1): Чувствительность – 98%, специфичность – 37%, ППЗ – 55%, ОПЗ – 97%. |
|
5. Колумбийский скрининг суицидов (Columbia Suicide Screen; Shaffer et al., 2004) [Shaffer, 2004] |
Опросник включает 11 пунктов о суицидальных попытках, суицидальной идеации, негативном настроении и употреблении ПАВ. Пункты включены в более широкий опросник, содержащий 32 вопроса о здоровье и 4 – о взаимоотношениях в семье. Ответы даются по визуальной 5-балльной шкале. |
Shaffer et al.: Риск определяется как суицидальная идеация/попытка + общий балл негативных эмоций ≥ 3. При таком определении ППЗ – 16%, ОПЗ – 99%. |
|
6. Шкала вероятности суицида (Suicide Probability Scale; Cull, Gill, 1992) [Bagge, 1998; Cull, 1992] |
Состоит из 36 вопросов с оценкой по 4-балльной шкале. Кроме общей шкалы вероятности суицида, измеряет безнадежность, суицидальную идеацию, негативную самооценку и враждебность. Erford et al., 2017 (k=10): Показатели внутренней надежности на смешанных выборках – α=0,91. |
Runeson et al., 2017 (k=1): Чувствительность – 48%, специфичность – 80%.
Erford et al., 2017 (k=2/38): Чувствительность – 28–65%, специфичность – 64–90% (более высокие значения, если критический балл – 78). |
|
7. Скрининг риска суицида (Suicide Risk Screen; Thompson, Eggert, 1999) [Thompson, 1999] |
Содержит 7 пунктов, основывающихся на факторах риска суицида (суицидальное поведение, депрессия и употребление ПАВ). Вопросы замаскированы с помощью включения в Опросник для старшей школы (High School Questionnaire), измеряющий другие факторы риска. Надежность – α=0,81. |
O'Connor et al., 2013 (k=1) и Viswanathan et al., 2022 (k=1): Чувствительность – 87–91%, специфичность 60%, ППЗ – 37,8%, ОПЗ – 94,4%. |
|
8. Имплицитный ассоциативный тест о смерти (Death Implicit Association Test; Nock et al., 2010; Brent et al., 2021) [Cull, 1992; Nock, 2010] |
Содержит 7 блоков, 3 из которых – тренировочные. В блоках 3 и 6 по 20 проб, в блоках 4 и 7 – по 40. Пробы делятся на конгруэнтные (я и жизнь/не я и смерть) и неконгруэнтные (я и смерть/не я и жизнь). По результатам скорости классификации стимулов рассчитывается показатель D, указывающий на силу ассоциации между жизнью и собой. |
Scudder et al., 2022 (k=1): Предсказывает попытки в течение 3-х месяцев (область под кривой в группе риска – 0,59; в общей клинической группе – 0,67). |
|
9. Шкала самооценки ожидаемого суицидального риска (Self-Assessed Expectations of Suicide Risk Scale; Czyz et al., 2016) [Czyz, 2016] |
Три пункта (уверенность в том, что попытка суицида не будет совершена в будущем – обратный пункт; уверенность в том, что можно будет удержаться от суицида, даже если есть суицидальные мысли; уверенность в том, что респондент расскажет кому-то о суицидальных мыслях). Оценка по шкале от «0» до «10», где «5» – «в какой-то степени уверен». Можно было выбрать ответ «не уверен». |
Scudder et al., 2022 (k=1) и Harris et al., 2019 (k=1): Площадь под кривой – 0,79; чувствительность – 79%, специфичность – 76%. |
|
10. Компьютеризированный адаптивный скрининг суицидов у молодежи (Computerized Adaptive Screen for Suicidal Youth; King et all., 2021) [King, 2021] |
Включает 72 пункта из разных методик, оценивающих суицидальное поведение, несуицидальное самоповреждение, безнадежность, депрессию, отношения в семье и с ровесниками, травлю, контроль веса и нарушения пищевого поведения, сон, импульсивное поведение, социальную тревогу, ажитацию, позитивные эмоции, употребление ПАВ, травматические события, мысли об убийстве, сексуальное и физическое насилие, расставание родителей, импульсивную агрессию. |
Scudder et al., 2022 (k=1): Площадь под кривой – 0,87–0,89. |
|
Скрининговые вопросы на оценку суицидального риска |
||
|
11. Три вопроса для оценки суицидального риска [King et al., 2015] [King, 2015] |
3 вопроса с выбором ответов да/нет (желание умереть, суицидальные мысли, суицидальная попытка за месяц). Риск – положительный ответ на вопросы №2 или №3. |
Cervantes et al., 2022 (k=1): чувствительность – 67–73%, специфичность – 48%. Чувствительность более высокая, если оцениваются только попытки, без учета другого суицидального поведения (планов и т.д.). |
|
12. Скрининг с одним вопросом (Single-Question Screen; Rutman et al., 2008) [Rutman, 2008] |
Вопрос направлен на оценку чувства печали или подавленности и предполагает дихотомический ответ (да/нет). |
Newton et al., 2017 (k=1): Чувствительность – 56%, специфичность – 93%, ППЗ – 83%, ОПЗ – 78% |
|
13. Скрининг с двумя вопросами (Two-Question Screen; Rutman et al., 2008) [Rutman, 2008] |
Один вопрос направлен на оценку чувства печали, подавленности или безнадежности; второй – на оценку сниженного интереса и удовольствия от жизни. Вопросы оцениваются по дихотомической шкале (да/нет). |
Newton et al., 2017 (k=1): Чувствительность – 78%, специфичность – 82%, ППЗ – 72%, ОПЗ – 87%. |
|
Оценка суицидального риска более общими (неспецифичными) методиками |
||
|
14. Шкала безнадежности Бека (Beck Hopelessness Scale; Beck, Steer, 1988) [Beck, 1988] |
Содержит 20 пунктов, с выбором ответов по дихотомической шкале. |
Harris et al., 2019 (k=1): Отношение рисков – 1,51, p<0,001 для повышения общего балла на 5 (логистическая регрессия). |
|
15. Шкала оценки депрессии у детей – Новая форма (Children’s Depression Rating Scale-Revised; Poznanski, Mokros, 1996) [Poznanski, 1996] |
Изначально разрабатывалась для возрастной группы 6–12 лет. Содержит 17 пунктов которые оцениваются по 5- или 7-балльной шкале. Внутренняя согласованность: α=0,85. |
Harris et al., 2019 (k=1): Отношение рисков – 1,29, p=0,002 для повышения общего балла на 10 (логистическая регрессия). |
|
Прогноз самоповреждающего поведения (вне зависимости от суицидальных намерений) |
||
|
16. Имплицитный тест самоповреждающего поведения (The Self-Injury Implicit Association Test; Nock, Banaji, 2007) [Nock, 2007] |
Компьютеризированный тест на скорость реакции, содержит стимулы, относящиеся к самоповреждению или нейтральные, и стимулы, относящиеся к респонденту («я», «мой») или к другим. В первом блоке респонденты классифицируют стимулы, нажимая на одну клавишу для стимулов «самоповреждение» и «я» и на другую для стимулов «не самоповреждение» и «не я». Во втором блоке инструкция меняется, стимулы «самоповреждение» ставятся в пару к «не я». Разница в средней скорости реакции оценивает силу ассоциации между самоповреждением и собой. |
Harris et al., 2019 (k=1): Не был значимым предиктором повторного самоповреждения через 3 мес. (отношение рисков – 3,10, p>0,05). |
|
17. Интервью о самоповреждающих мыслях и поведении (Self-Injurious Thoughts and Behaviours |
Делится на 5 модулей (общее количество пунктов – 169). Оцениваются наличие, частота и характеристики суицидальной идеации, планов, демонстрации намерения, попыток и несуицидальных самоповреждений. Каждый модуль открывается скрининговым вопросом, если ответ отрицательный, модуль пропускается. Оцениваемые характеристики включают возраст начала, частоту за месяц, год и всю жизнь, тяжесть, функции, переживание физической боли и вероятность будущих суицидальных/самоповреждающих действий. |
Harris et al., 2019 (k=1): Предиктор повторного самоповреждения через 3 мес. (отношение рисков – 1,82, p=0,002). |
|
18. Опросник суицидальной идеации (Suicidal Ideation Questionnaire; Reynolds, 1988) [Reynolds, 1988] |
См. строку 2. |
Harris et al., 2019 (k=1): Чувствительность – 27,3%, специфичность – 99,2%, ППЗ – 85,7%, ОПЗ – 85,6% (прогноз через 6 мес.). |
|
19. Опросник самоповреждения (Self-Harm Questionnaire; Ougrin, Boege, 2013) [Ougrin, 2013] |
Содержит 3 скрининговых вопроса о предыдущем самоповреждении с оценкой по 4-балльной шкале. При положительном ответе на скрининговые вопросы становятся доступны еще 12 пунктов, оценивающие степень тяжести, функции и последствия самоповреждения (шкалы для этих вопросов варьируют от 3-х до 9 баллов). |
Harris et al., 2019 (k=1): Чувствительность 94,7%, специфичность 34,6%, ППЗ – 25,4%, ОПЗ – 96,6% (прогноз через 3 мес.). Faura-Garcia et al., 2021 (k=2): Чувствительность – 97,96%, специфичность – 54,39%, ППЗ – 64,86%, ОПЗ – 96,88% (мексиканская версия). |
|
Автор |
Рекомендации для клиницистов |
Трудности и барьеры |
Рекомендации для исследователей |
|
Cervantes et al., 2022 [Cervantes, 2022] |
Получены данные в пользу проведения универсального скрининга (со всеми пациентами вне зависимости от наличия психиатрических проблем). Необходим подробный план действий при положительном результате скрининга (дальнейшая диагностика, направление к специалистам, повторные приглашения в клинику). |
В контексте разработки методик суицидальный риск чаще оценивается исследователями, а не медицинскими работниками, из-за чего нет данных о том, могут ли эти протоколы использоваться в клинической практике. Не разработаны протоколы, учитывающие интеграцию скрининга в работу медицинских работников. Не разработаны оптимальные методики оценки суицидального риска. Методики учитывают только самоотчет подростка, но не содержат вопросов для родителей (что может быть важно, если у ребенка есть нарушения развития). |
Требуется больше исследований эффективности скрининговых методик на детях: |
|
Erford et al., 2017 [Erford, 2018] |
Комплексная диагностика (методическая триангуляция), включающая оценку клинициста, мнемотехники, оценку факторов риска. |
Методические: ряд методик требует специального образования для их применения; отсутствие образование может затруднить принятие решения о помощи пациенту. |
Требуется больше исследовать методики диагностики суицидальной идеации на больших выборках, включающих представителей маргинализированных групп, у которых риск суицида выше. Рекомендуется методология рандомизации респондентов и тестирования до и после вмешательства. |
|
Faura-Garcia et al., 2021 [Faurа-Garcia, 2021] |
Обзор не выявил методик, которые можно было бы использовать в клинике. |
Недостаточное количество методик валидизировано. Несуицидальное самоповреждение недостаточно четко концептуализировано; многие методики носят описательный характер. |
Требуется более строгий подход к валидизации методик (описание разных типов валидности, подробное описание этапов исследования). Рекомендуется выделять и сравнивать разные возрастные группы. |
|
Gaynes et al., 2004 [Gaynes, 2004] |
Недостаточно данных для практических рекомендаций. |
Нет информации о затратах скринингов и их потенциальных эффектах, как полезных, так и вредоносных. Нет информации о скринингах суицидального риска в непсихиатрических группах при оказании первичной медицинской помощи (например, у врача общей практики). |
Рекомендуется проведение исследований в области оценки риска и эффективности терапии суицидального поведения. Рекомендации включают проведение более крупных исследований, фокус на непсихиатрических популяциях, выделение групп по возрасту, полу, этносу и уровню тяжести риска. |
|
Harris et al., 2019 [Harris, 2019] |
Ни одна из методик не обладает достаточной прогностической валидностью для оценки риска суицидального поведения или причинения себе намеренного вреда. |
Выявлен ряд проблем с оценкой риска суицида или причинения себе намеренного вреда: |
Необходимо больше исследований с целью оценки: |
|
Newton et al., 2017 [Newton, 2017] |
Рекомендуется проведение скрининга нарушений психического здоровья врачами общей практики – для первичного выявления проблем или оценки риска у детей, которым уже поставлен диагноз. Первичный скрининг суицидального риска должен приводить к последующей оценке психиатром. Рекомендуется выбирать методики, направленные на оценку суицидального риска, с высокой чувствительностью. |
Валидизированные скрининговые методики, выявляющие проблемы в области психического здоровья, используются в детских отделениях неотложной помощи менее, чем в 10% случаев. В случае скрининга суицидального риска могут быть опасения причинить пациенту дискомфорт или получить ложноположительный результат. |
Необходимы исследования, чтобы определить минимально допустимые значения чувствительности, специфичности и отношений правдоподобия скрининговых тестов для детей и подростков в условиях отделения скорой помощи. |
|
O'Connor et al., 2013 [O'Connor, 2013] |
Недостаточно данных для практических рекомендаций. |
Данных о применении методик скрининга суицидального риска у подростков недостаточно. Имеющиеся данные указывают на их не очень высокую предсказательную валидность и большое количество ложноположительных результатов. |
Требуются дальнейшие исследования того, может ли массовый скрининг суицидального риска помочь подросткам. |
|
Runeson et al., 2017 [Runeson, 2017] |
В силу методологических ограничений польза применения методик в клинике ограничена их коммуникативной функцией. |
Методики оценки суицидального риска у подростков и взрослых демонстрируют недостаточную диагностическую валидность. Большие содержательные различия между методиками могут привести к их низкой согласованности друг с другом (один и тот же пациент получит разные оценки риска). |
Рекомендуется более строгое планирование исследований, выделение и сравнение возрастных групп, набор больших выборок и использование методов анализа данных, подходящих для оценки редких событий. Методики оценки суицидального риска рекомендуется приспособить к коморбидным диагнозам (депрессия, личностные расстройства). |
|
Scudder et al., 2022 [Scudder, 2022] |
Рекомендуется составление локального протокола, приспособленного к нуждам конкретного отделения неотложной помощи. Протокол должен содержать следующие решения: |
Большое количество ложноположительных результатов по некоторым методикам может приводить к большой нагрузке на психиатрические службы. |
Нет рекомендаций для исследователей. |
|
Viswanathan et al., 2022 [Viswanathan, 2022] |
Недостаточно данных для практических рекомендаций. |
Неясно, могут ли методики, направленные на скрининг только суицидального риска, быть эффективны и полезны в условиях массового скрининга в отделении неотложной помощи. |
Нет рекомендаций для исследователей. |
