Введение
Беременность представляет собой не только особый физиологический процесс, но и глубокое психологическое переживание для женщины, сопровождаемое комплексом эмоциональных, когнитивных и социальных изменений
[A systematic review, 2018; Maternal Depression, Women’s, 2020]. Во время беременности женщины могут испытывать эмоциональную лабильность, раздражительность, повышенную тревожность, чувствительность, подозрительность, астению, снижение активности и неадекватную самооценку
[A systematic review, 2018; Ceulemans, 2020; Prevalence and associated, 2021]. Многие исследователи описывают беременность как «психологическую нагрузку», сопровождаемую частыми колебаниями настроения, варьирующими от возбуждения до острого стресса
[The impact of, 2023]. В современной науке накоплено достаточно данных о том, что психоэмоциональное состояние беременной женщины может оказывать влияние на течение беременности и родов, развитие акушерских осложнений, а также на самочувствие матери в послеродовой период
[Frequency and Associated, 2012; Lavy, 2022; Prevalence and associated, 2021; The impact of, 2023]. Некоторые исследователи отмечают, что особое психологическое состояние женщины во время беременности, такое как тревожность или депрессия, может вносить вклад в 10—15% случаев развития эмоциональных и поведенческих проблем будущего ребенка, в том числе эмоциональных нарушений, признаков СДВГ и проблем в когнитивном развитии
[Cantwell, 2021]. Негативное психологическое состояние женщины во время беременности является достаточно распространенной проблемой; так, было выявлено, что клинически высокие симптомы тревоги диагностируются у 18—24% беременных женщин
[Frequency and Associated, 2012]. Актуальные исследования указывают на то, что распространенность депрессии во время беременности достигает 17,2%
[Frequency and Associated, 2012].
Несмотря на это, изучению психологических факторов, которые способны оказать влияние на психологическое состояние женщины при беременности, уделяется не так много внимания. Заметна тенденция акцентировать внимание на физическом здоровье матери и плода, минимизируя важность психического состояния и приписывая эмоциональные жалобы физиологическим и гормональным изменениям, характерным для беременности
[Howard, 2020]. В большинстве же существующих работ по данной теме рассматриваются социально-демографические и медицинские факторы: возраст матери, социально-экономический и семейный статус, прошлая история беременности, уровень образования и социальной поддержки
[Rates of depressive, 2022]. Гораздо меньшее число исследований посвящено изучению взаимосвязи между различными индивидуально-личностными особенностями женщины и ее психологическим состоянием во время беременности. Хотя имеются убедительные доказательства того, что данные факторы также вносят вклад в психоэмоциональное состояние беременной женщины, а помимо этого, дают важное понимание о возможностях коррекции этого состояния и оказания грамотной психологической поддержки
[Personality Traits and, 2019; Personality type, social, 2016]. На данный момент не было предпринято попытки систематизировать данные исследования, чтобы концептуализировать личностные факторы, вносящие вклад в психологическое состояние женщины в процессе беременности. Кроме того, некоторые исследования демонстрируют противоречащие результаты. Понимание индивидуально-психологических особенностей в этот период имеет ключевое значение для обеспечения адекватной поддержки и помощи женщинам, а также для предотвращения потенциальных психологических проблем.
Таким образом, целью данного обзора являются систематизация и анализ исследований индивидуально-личностных предикторов психологического состояния женщины во время беременности, включая эмоциональное благополучие и психическое здоровье. Объектом исследования выступают индивидуально-личностные предикторы психологического состояния женщин в период беременности. Предметом являются эмпирические исследования, посвященные изучению данной темы.
В рамках исследования ставятся следующие задачи.
- Выделение исследовательских и методологических проблем разработки вопроса психологического состояния женщин в период беременности.
- Поиск и отбор исследований, изучающих индивидуально-личностных предикторы психологического состояния женщины в период беременности.
- Анализ и систематизация отобранных исследований, выделение категорий предикторов.
- Построение модели влияния индивидуально-личностных предикторов психологического состояния женщины во время беременности.
Актуальность данной темы обусловлена не только социальной значимостью беременности как ключевого этапа в жизни женщины, но и необходимостью глубокого понимания психологических механизмов, которые могут влиять на благополучие матери и ребенка. Исследование этих аспектов способствует разработке эффективных подходов к психологической поддержке и помощи в этот важный период. На данный момент не проводилось системных обзоров, направленных на изучение непосредственно индивидуально-личностных предикторов, влияющих на психологическое состояние женщины в период беременности.
Методы и процедура исследования
Проведенное исследование представляет собой системный обзор без метаанализа. Методологической основой исследования стал перечень рекомендаций «Предпочтительные элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов» (PRISMA)
[The PRISMA 2020, 2021].
Критерии включения исследований: в обзор включены исследования, опубликованные с 1990 по 2024 год, посвященные анализу личностных факторов и их влияния на психологическое состояние беременных женщин. Исследования включались, если они: 1) представляли собой эмпирические исследования со статистическим анализом данных на русском и английском языках, 2) выборку исследования представляли беременные женщины, 3) были доступны в полном тексте, 4) были опубликованы в рецензируемом журнале, 5) изучали индивидуально-личностные особенности женщин в период беременности (то, что определяет индивидуальные различия в чувствах, мыслях и поведении). Не включались статьи, представляющие собой обзор литературы, а также исследования без предоставления результатов статистического анализа.
Поиск литературы проводился в научных базах данных, таких как PubMed, PsycINFO, Embase и eLibrary. Использовались ключевые слова и их комбинации на русском и английском языках, включая «беременность», «психоэмоциональное состояние», «психическое здоровье», «личностные факторы», «благополучие» и другие схожие термины.
Данные из отобранных исследований были извлечены и систематизированы. Основное внимание уделялось целям исследования, методологии, основным результатам и выводам. Качество включенных исследований оценивалось на основе их методологии, представленности выборки, точности и объективности результатов. Оценка приемлемости включения исследований в обзор и извлечение данных производились автором статьи. Схема отбора и включения статей представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема отбора исследований для обзора
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты отобранных исследований были синтезированы для формирования обобщенного понимания влияния личностных факторов на психологическое состояние беременных женщин. Были применены качественные методы анализа данных, в итоге применения которых было выделено 863 статьи. После применения критериев отбора и исключения дублирующих друг друга и несоответствующих исследований, для детального анализа была отобрана 31 статья. Анализируемые исследования включали работы, охватывающие различные аспекты личностных факторов и их влияния на психологическое состояние женщин в период беременности. Географическое распределение исследований охватывало разные регионы, включая страны СНГ, Европу, Северную Америку и Азию. В большинстве исследований применялись линейные регрессионные модели, а также корреляционный и сравнительный анализ в качестве методов статистического анализа. Оценка качества исследований показала, что большинство из них имеют приемлемый уровень доказательности, с адекватной методологией и обоснованными выводами.
Выделенные факторы были распределены по трем категориям.
- Негативные — в исследованиях было установлено негативное влияние или взаимосвязь предиктора с психологическим состоянием женщины в период беременности, а именно ухудшение психологического благополучия, рост симптомов депрессии, тревоги и стресса, усиление тревоги и страха перед родами, негативного отношения к беременности.
- Позитивные — исследования показали существование взаимосвязи индивидуально-личностных характеристик на психологическое состояние беременных женщин, а также их возможное влияние на него, что проявлялось в виде улучшения психологического благополучия и усиления положительного отношения к беременности, снижения симптомов депрессии, тревоги и стресса, страха перед родами.
- Амбивалентные — в разных исследованиях были обнаружены как позитивные, так и негативные взаимосвязи данных предикторов с психологическим состоянием женщины в период беременности.
Результаты проведенного обзора были систематизированы в табл. 1.
Таблица 1
Индивидуально-личностные предикторы психологического состояния женщин во время беременности, выявленные в процессе систематического обзора литературы
|
Название
|
Следствия для психологического состояния
|
Исследования
|
|
Негативные факторы
|
|
Отрицательный жизненный опыт
|
Стресс, высокая тревожность, избегание проблем, соматические реакции
|
Б. Ларссон и др. (B. Larsson et al.), 2023 [Larsson B, Rubertsson]
|
|
Нейротизм, тревожность как личностная черта
|
Тревога, депрессия, стресс, психосоматические реакции
|
Д. Дудек и др. (D. Dudek et al.), 2014 [Prevalence and predictors, 2021]; Р. Дж. Джонстон, А. Е. Браун (R.G. Johnston, A.E. Brown), 2013 [Johnston, 2013]; Р. Мартин-Сантос и др. (R. Martin-Santos et al.), 2012 [Is Neuroticism a, 2012]; У. Мингли и др. (Y. Mingli et al.), 2020 [The mediating role, 2020]; М. Роман (M. Roman et al.), 2019 [Personality Traits and, 2019]; Дж. К. ван Бюсссел и др. (J.C. van Bussel et al.), 2009 [van Bussel J, 2009];
|
|
Эмоциональная лабильность
|
Тревога, дезадаптация, стресс
|
О.Д. Высочина, 2022 [Высочина, 2022]; Н.А. Сейвори и др. (N.A. Savory et al.), 2021 [Prevalence and predictors, 2021]
|
|
Позитивные факторы
|
|
Копинг-стратегии
|
Психологическое благополучие, конструктивные поведенческие стратегии
|
Ю.И. Буйнова, 2019 [Буйнова, 2019]; I. Artieta-Pinedo et al., 2023 [Coping strategies during, 2023]
|
|
Экстраверсия
|
Психологическое благополучие, положительное отношение к беременности и родам, низкий уровень стресса, высокий уровень социальной поддержки
|
Р. Оцтюрк и О. Гюнер (R. Öztürk, Ö. Güner), 2020 [Öztürk, 2020]; К. Малишевска и др. (K. Maliszewska et al), 2016 [Personality type, social, 2016]; Дж. Веркерк и др. (J.G. Verkerk et al), 2005 [Personality Factors as, 2005]
|
|
Эмоциональная стабильность
|
Уменьшение вероятности депрессии и тревожности; позитивное отношение к родам и беременности
|
Э. Ассельманн и др. (E. Asselmann et al.), 2021 [Asselmann E, Garthus-Niegel, 2021]; Л. Джонс и др. (L. Jones et al.), 2010 [Cognitive style, personality, 2010]; Р. Серра и др. (R. Serra et al.) 2023 [The relationship between, 2023]
|
|
Добросовестность
|
Уменьшение вероятности депрессии и тревожности; позитивное отношение к родам и беременности
|
Э.М. Маршалл и др. (E.M. Marshall et al.), 2015 [Marshall, 2015]; И.М. Гёненч и др. (I.M. Gönenç et al), 2019 [The effect of, 2020]
|
|
Самоэффективность
|
Положительное отношение к беременности и родам
|
А. Юксель и др. (A. Yüksel et al.), 2019 [Yuksel, 2019]
|
|
Амбивалентные факторы
|
|
Знание о беременности и родах
|
Низкий и высокий уровень стресса, страх перед родами
|
В. Баранов и др. (V. Baranov et al.), 2020 [Maternal Depression, Women’s, 2020]
|
|
Стремление к контролю
|
Низкий и высокий уровень стресса
|
Н.В. Палиева и др., 2023 [Психологические особенности и, 2023]
|
|
Эмпатия и эмоциональный интеллект
|
Психологическая готовность к материнству, страх перед родами
|
С. Озер и З. Йилар Эркек (S. Ozer, Z. Yilar Erkek), 2021 [Ozer, 2021]
|
Таким образом, в данном анализе была предпринята попытка рассмотреть и систематизировать те индивидуально-личностные факторы, которые, по данным различных исследований, могут влиять на психологическое состояние женщины в период беременности. Далее будет приведено обсуждение полученных результатов. В качестве первой категории были выделены те предикторы, которые негативно влияют на состояние женщины, усиливая дистресс.
Основное внимание в этих исследованиях уделяется личностным чертам женщины, ее предыдущему жизненному опыту, а также способам совладания со стрессом и механизмам его преодоления. Предыдущий опыт женщины влияет на ее восприятие беременности. Исследование Б. Ларссона и коллег показывает, что женщины, которые ранее пережили трудные беременности или роды, могут подходить к последующей беременности с большей осторожностью и тревожностью
[Larsson B, Rubertsson]. Женщины, столкнувшиеся с патологической беременностью, часто склонны к беспокойству и повышенному стрессу; они убеждены в возможности неудачи, что усиливает негативный эмоциональный фон во время вынашивания ребенка
[Larsson B, Rubertsson]. Их уверенность в себе может усилиться лишь после рождения ребенка, что кардинально отличает их от женщин, чья беременности проходит без осложнений. Такое негативное воздействие психотравмирующих обстоятельств может приводить к тому, что у них развиваются разнообразные психические нарушения, такие как невротические состояния, астения, избегание проблем и соматические реакции.
Следующая категория негативных факторов, способствующих тревоге и стрессу, включает определенные черты личности — в первую очередь нейротизм и эмоциональную лабильность. Влияние индивидуальных особенностей на переживание беременности представляет собой многоаспектное поле исследований, основанных на понимании того, как различные психологические характеристики женщины могут формировать ее восприятие и переживание этого ключевого периода в ее жизни. Клинические данные свидетельствуют о важности эмоциональной устойчивости для здорового течения беременности
[Высочина, 2022; Prevalence and predictors, 2021]. Часто у беременных с низким уровнем благополучия обнаруживаются невротические симптомы, такие как общая эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышенная чувствительность, умственное истощение и стресс, усиливающиеся из-за преобладающего пессимизма
[Johnston, 2013; Larsson B, Rubertsson; Personality Traits and, 2019; Prevalence and predictors, 2021; The mediating role, 2020]. Личности с невротическими особенностями более подвержены стрессу и беспокойству в период беременности, в то время как более стабильные личности лучше адаптируются к изменениям, связанным с беременностью
[Is Neuroticism a, 2012; Larsson B, Rubertsson]. Например, исследование М. Роман и коллег показало, что более высокий уровень нейротизма связан с развитием депрессии у женщин, как в пренатальный, так и в постнатальный периоды
[Personality Traits and, 2019]. В ряде исследований было обнаружено, что низкие уровни эмоциональной устойчивости связаны с негативными аспектами психоэмоционального состояния беременных
[Prevalence and predictors, 2021]. Действительно, эмоциональная устойчивость может считаться универсальным фактором, располагающим к достижению психологического благополучия, и ее значение при беременности особенно важно: эмоционально устойчивые женщины могут испытывать меньше негативных эмоций, меньше тревожиться за будущие роды и здоровье ребенка, проявлять оптимизм, важный для позитивного функционирования.
Стоит отметить, что беременность часто рассматривается экспертами и как период, предоставляющий возможности для личностного роста и развития женщины, что может привести к новому уровню качества жизни.
[Буйнова, 2019; Asselmann E, Garthus-Niegel, 2021]. Можно говорить о беременности как о кризисе, который в благоприятных условиях может способствовать достижению личной зрелости, оказывая значительное влияние как на мать, так и на ее ранние эмоциональные связи с ребенком. Однако, несмотря на то, что все чаще беременность рассматривается как период, предоставляющий возможности для индивидуального развития женщины, положительные факторы, влияющие на состояние беременной женщины, действительно остаются менее изученными по сравнению с отрицательными. Это может быть обусловлено несколькими ключевыми причинами. Традиционно исследования в области психологии беременности склонны акцентировать внимание на проблемах и трудностях, таких как депрессия, тревожность, стресс и психосоматические расстройства
[Coping strategies during, 2023; Öztürk, 2020]. Это связано с тем, что негативные факторы оказывают непосредственное и очевидное влияние на благополучие матери и ребенка, требуя немедленного вмешательства. Изучение позитивных сторон беременности предполагает анализ сложных, часто субъективных и многогранных психологических процессов, таких как эмоциональный рост, укрепление самооценки и развитие чувства собственного Я. Это требует более сложных методологических подходов и долгосрочных исследований, что может быть менее доступно и более трудоемко. Общественные представления о беременности часто фокусируются на трудностях и вызовах, что может ограничивать интерес исследователей к позитивным компонентам. Такие стереотипы могут влиять на направления исследований в этой области.
К первой категории среди положительных факторов относятся эффективные способы совладания со стрессом и развитые копинг-механизмы. Женщины, легко преодолевающие стресс за счет таких стратегий, как использование физических упражнений, техник релаксации, посещение сеансов психотерапии, способны с большим успехом совладать с физическими и эмоциональными трудностями беременности
[Coping strategies during, 2023]. И. Артиета-Пинедо и коллеги обнаружили, что женщины в период беременности, предпочитающие более активные копинг-стратегии, демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия
[Coping strategies during, 2023]. В другом исследовании акцентируется внимание на связи между способностью женщины структурировать свое поведение в период беременности и ее благоприятным исходом
[Буйнова, 2019]. Изучалось, как поведенческие подходы, основанные на когнитивном, эмоциональном и волевом регулировании, способствуют достижению цели — рождению здорового младенца. Сравнительный анализ выявил, что женщины, столкнувшиеся с осложненным течением беременности, чаще обладают низким уровнем внутреннего контроля над своим здоровьем, предоставляя решения внешним факторам и другим людям
[Буйнова, 2019]. Такие женщины склонны к ошибочному пониманию жизненных ситуаций и непоследовательности в оценке своих поступков. Проведенные исследования указывают на то, что осознание себя в качестве активного участника процесса беременности и как человека, ответственного за свое состояние в такой сложной ситуации, как беременность, позволяет женщинам полагаться на свои внутренние ресурсы и использовать эффективные поведенческие стратегии для успешного течения беременности.
Наконец, среди личностных факторов изучен положительный эффект экстраверсии, эмоциональной стабильности и добросовестности на течение беременности и родов. Как отмечают Р. Оцтюрк и О. Гюнер, экстраверсия как личностная черта также может оказывать положительное влияние на переживание беременности и родов
[Öztürk, 2020]. Экстраверты, как правило, обладают большим оптимизмом, и склонностью к активному общению, что может усиливать социальную поддержку, улучшать их настроение и уменьшать чувство изоляции во время беременности
[Öztürk, 2020; Personality Factors as, 2005; Personality type, social, 2016]. Эти факторы могут способствовать более легкой адаптации к изменениям, связанным с беременностью, и уменьшению ощущения стресса. Экстраверты часто находят удовольствие в обмене опытом с другими беременными женщинами или мамами, что создает дополнительную систему поддержки и снижает риск развития послеродовой депрессии.
Исследования демонстрируют, что женщины с высокой эмоциональной стабильностью менее подвержены риску развития депрессивных и тревожных симптомов, а также расстройств в период беременности и после рождения ребенка
[Asselmann E, Garthus-Niegel, 2021; Cognitive style, personality, 2010; The relationship between, 2023]. Кроме того, было установлено, что высокие показатели других характеристик личности из модели «Большой пятерки», в частности добросовестности, коррелируют с более низким риском постнатальной депрессии или тревожности
[Marshall, 2015; The effect of, 2020]. Повышенная добросовестность коррелирует с укреплением чувства контроля, наличием целей и смысла в жизни, а также с более эффективной саморегуляцией
[Marshall, 2015]. Исходя из этого, женщины с более выраженной добросовестностью вероятнее успешно адаптируются к материнству. Помимо этого, в одном из исследований было выявлено, что самоэффективность во время беременности связана с более низким уровнем страха перед родами и меньшей выраженностью психологических проблем
[Yuksel, 2019].
Ряд исследований демонстрируют противоречивые данные о некоторых личностных факторах. Одни работы выделяют их позитивный эффект на психологическое состояние беременной женщины, другие, наоборот, — негативный. Эти факторы также были проанализированы, была предпринята попытка дать объяснение их амбивалентному влиянию.
Знания о беременности и родах могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на психологическое состояние беременной женщины. С одной стороны, хорошо информированные женщины могут чувствовать себя более уверенно и подготовленно к предстоящим изменениям и вызовам, что уменьшает их тревожность и стресс
[Maternal Depression, Women’s, 2020]. С другой стороны, избыток информации, особенно если она содержит негативные или пугающие сценарии, может усилить тревогу и беспокойство, как это было выявлено в исследовании В. Баранова
[Maternal Depression, Women’s, 2020]. Таким образом, когда информация о беременности и родах представлена в сбалансированной, позитивной и поддерживающей форме, она может способствовать укреплению психологической устойчивости и уверенности в своих силах. Если информация слишком детализирована, сосредоточена на рисках и осложнениях, она может вызвать излишнюю тревогу и даже фобии, связанные с беременностью и родами.
Следующим фактором является стремление к контролю. Н.В. Палиева с соавторами в своей работе указывают, что стремление к контролю может помочь женщине чувствовать себя более уверенно и организованно, однако чрезмерное стремление к контролю может привести к повышенному стрессу, особенно если возникают ситуации, выходящие за рамки ее контроля
[Психологические особенности и, 2023]. В умеренных дозах стремление к контролю может способствовать планированию, подготовке к родам и созданию благоприятной среды для беременности. Чрезмерное стремление к контролю, особенно в условиях, которые не могут быть полностью контролируемы, может привести к увеличению стресса и разочарованию
[Психологические особенности и, 2023]. Таким образом, важно стремиться к сбалансированному контролю, который дает возможность учесть будущие трудности и снизить вероятность их проявления, но в то же время позволяет отпускать контроль в ситуациях, не поддающихся изменению.
Некоторые личностные качества могут иметь амбивалентное влияние в зависимости от обстоятельств и контекста
[Ozer, 2021]. Например, высокий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта может быть полезен для установления связи с ребенком, но также может увеличить уровень стресса из-за повышенной чувствительности к окружающим проблемам. В исследовании С. Озер и З. Йилар Эркек было обнаружено, что высокий уровень эмоционального интеллекта у беременных женщин связан, с одной стороны, с большей готовностью к материнству, с другой — с повышением страха перед родами
[Ozer, 2021]. Однако, по нашему мнению, развитый эмоциональный интеллект все же важен для формирования благоприятного психологического состояния: он позволяет женщинам лучше понять изменения, происходящие с ними во время беременности, обеспечивает более эффективное управление эмоциями в межличностных отношениях и стрессовых ситуациях.
Таким образом, в результате анализа были определены негативные, позитивные и амбивалентные индивидуально-личностные характеристики, взаимосвязанные с психологическим состоянием беременной женщины, они представлены на инфографике (рис. 2). Стоит также отметить, что достаточно большое число индивидуальных показателей остаются до сих пор неизученными.
|
Негативные факторы:
1) негативный прошлый опыт;
2) нейротизм;
3) эмоциональная лабильность
|
|
Позитивные факторы:
1) развитые копинг-стратегии;
2) экстраверсия;
3) эмоциональная стабильность;
4) добросовестность;
5) самоэффективность
|
|
Амбивалентные факторы:
1) знания о беременности и родах;
2) стремление к контролю;
3) эмпатия и эмоциональный интеллект
|
Рис. 2. Индивидуально-личностные факторы психологического состояния беременных женщин
Заключение
В данной статье был проведен анализ индивидуально-личностных факторов, имеющих позитивное, негативное и амбивалентное влияние на психологическое состояние женщины в период беременности. Анализируя психологические особенности беременности, необходимо подчеркнуть ее сложную и многоаспектную природу. Беременность — это процесс существенных физиологических, психологических и социальных изменений, который несет в себе как потенциальные риски для психического здоровья, так и возможности для личностного роста и развития.
Был выявлен существенный пробел в исследовании психологического состояния беременных женщин, а также личностных факторов, влияющих на него. Помимо этого, были обнаружены многочисленные противоречия в подобного рода исследованиях, что может быть вызвано особенностями социокультурного контекста и методологическими сложностями при изучении данной темы. Важной проблемой является понимание того, как индивидуальные особенности, включая тип личности, предыдущий опыт и способы преодоления стресса, влияют на переживание беременности. Это знание может быть использовано для разработки эффективных подходов к психологическому консультированию и поддержке.
Стоит отметить, что выводы данного обзора являются ограниченными из-за малого числа доступных для анализа исследований, которые плюс к тому характеризуются относительно небольшими размерами выборок и качественной неоднородностью. Кроме того, ограничением данного обзора является исключение из анализа мотивов рождения ребенка и репродуктивных установок по причине того, что основным фокусом внимания были устойчивые и более стабильные личностные особенности беременных женщин.
Поддержание психологического благополучия беременных женщин имеет критическое значение не только для их собственного здоровья, но и для благополучия их будущих детей. Исследования в этой области должны продолжаться, чтобы обеспечить более глубокое понимание психологических аспектов беременности и разработку более эффективных стратегий поддержки и вмешательства для психологического благополучия нации. Следующим важным направлением может стать сопоставление более широкого круга факторов — личностных, социальных, медицинских, культурных — друг с другом, а также проведение метааналитического исследования по данной теме. В анализ могут быть включены в том числе мотивы рождения ребенка и репродуктивные установки, в которых во многом отражается синтез приведенных выше факторов.