Индивидуально-личностные предикторы психологического состояния женщин в период беременности: системный обзор

3

Аннотация

В статье проводится комплексный анализ индивидуально-личностных предикторов психологического состояния женщины в период беременности. Целью данного обзора являются систематизация и анализ исследований индивидуально-личностных предикторов психологического состояния женщины во время беременности. В качестве методологии исследования использовались рекомендации для систематических обзоров (PRISMA). В итоговый анализ было включено 31 исследование на русском и английском языках. На основе данных статей был проведен анализ негативных, позитивных и амбивалентных индивидуально-личностных предикторов психологического состояния женщины во время беременности. Среди негативных факторов отмечаются негативный прошлый опыт, нейротизм и эмоциональная лабильность. В качестве позитивных предикторов анализируются развитые копинг-стратегии, экстраверсия, эмоциональная стабильность, добросовестность и самоэффективность. Амбивалентные факторы представлены знаниями о беременности и родах, стремлением к контролю, эмпатией и эмоциональным интеллектом. Особое внимание уделено подробному и тщательному обзору исследований по данной теме, выявлению пробелов и противоречивых данных. Заключение подчеркивает важность комплексного подхода к психологической поддержке беременных женщин.

Общая информация

Ключевые слова: беременность, индивидуально-личностные особенности беременных, перинатальная психология, психологическое состояние беременных женщин, предикторы психологического состояния, систематический обзор

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130304

Получена: 04.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Болзан Н.А. Индивидуально-личностные предикторы психологического состояния женщин в период беременности: системный обзор [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 41–51. DOI: 10.17759/jmfp.2024130304

Подкаст

Полный текст

Введение

Беременность представляет собой не только особый физиологический процесс, но и глубокое психологическое переживание для женщины, сопровождаемое комплексом эмоциональных, когнитивных и социальных изменений [4; 17]. Во время беременности женщины могут испытывать эмоциональную лабильность, раздражительность, повышенную тревожность, чувствительность, подозрительность, астению, снижение активности и неадекватную самооценку [4; 7; 23]. Многие исследователи описывают беременность как «психологическую нагрузку», сопровождаемую частыми колебаниями настроения, варьирующими от возбуждения до острого стресса [27]. В современной науке накоплено достаточно данных о том, что психоэмоциональное состояние беременной женщины может оказывать влияние на течение беременности и родов, развитие акушерских осложнений, а также на самочувствие матери в послеродовой период [10; 15; 23; 27]. Некоторые исследователи отмечают, что особое психологическое состояние женщины во время беременности, такое как тревожность или депрессия, может вносить вклад в 10—15% случаев развития эмоциональных и поведенческих проблем будущего ребенка, в том числе эмоциональных нарушений, признаков СДВГ и проблем в когнитивном развитии [6]. Негативное психологическое состояние женщины во время беременности является достаточно распространенной проблемой; так, было выявлено, что клинически высокие симптомы тревоги диагностируются у 18—24% беременных женщин [10]. Актуальные исследования указывают на то, что распространенность депрессии во время беременности достигает 17,2% [10].
Несмотря на это, изучению психологических факторов, которые способны оказать влияние на психологическое состояние женщины при беременности, уделяется не так много внимания. Заметна тенденция акцентировать внимание на физическом здоровье матери и плода, минимизируя важность психического состояния и приписывая эмоциональные жалобы физиологическим и гормональным изменениям, характерным для беременности [11]. В большинстве же существующих работ по данной теме рассматриваются социально-демографические и медицинские факторы: возраст матери, социально-экономический и семейный статус, прошлая история беременности, уровень образования и социальной поддержки [25]. Гораздо меньшее число исследований посвящено изучению взаимосвязи между различными индивидуально-личностными особенностями женщины и ее психологическим состоянием во время беременности. Хотя имеются убедительные доказательства того, что данные факторы также вносят вклад в психоэмоциональное состояние беременной женщины, а помимо этого, дают важное понимание о возможностях коррекции этого состояния и оказания грамотной психологической поддержки [21; 22]. На данный момент не было предпринято попытки систематизировать данные исследования, чтобы концептуализировать личностные факторы, вносящие вклад в психологическое состояние женщины в процессе беременности. Кроме того, некоторые исследования демонстрируют противоречащие результаты. Понимание индивидуально-психологических особенностей в этот период имеет ключевое значение для обеспечения адекватной поддержки и помощи женщинам, а также для предотвращения потенциальных психологических проблем.
Таким образом, целью данного обзора являются систематизация и анализ исследований индивидуально-личностных предикторов психологического состояния женщины во время беременности, включая эмоциональное благополучие и психическое здоровье. Объектом исследования выступают индивидуально-личностные предикторы психологического состояния женщин в период беременности. Предметом являются эмпирические исследования, посвященные изучению данной темы.
В рамках исследования ставятся следующие задачи.
  1. Выделение исследовательских и методологических проблем разработки вопроса психологического состояния женщин в период беременности.
  2. Поиск и отбор исследований, изучающих индивидуально-личностных предикторы психологического состояния женщины в период беременности.
  3. Анализ и систематизация отобранных исследований, выделение категорий предикторов.
  4. Построение модели влияния индивидуально-личностных предикторов психологического состояния женщины во время беременности.
Актуальность данной темы обусловлена не только социальной значимостью беременности как ключевого этапа в жизни женщины, но и необходимостью глубокого понимания психологических механизмов, которые могут влиять на благополучие матери и ребенка. Исследование этих аспектов способствует разработке эффективных подходов к психологической поддержке и помощи в этот важный период. На данный момент не проводилось системных обзоров, направленных на изучение непосредственно индивидуально-личностных предикторов, влияющих на психологическое состояние женщины в период беременности.

Методы и процедура исследования

Проведенное исследование представляет собой системный обзор без метаанализа. Методологической основой исследования стал перечень рекомендаций «Предпочтительные элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов» (PRISMA) [29].
Критерии включения исследований: в обзор включены исследования, опубликованные с 1990 по 2024 год, посвященные анализу личностных факторов и их влияния на психологическое состояние беременных женщин. Исследования включались, если они: 1) представляли собой эмпирические исследования со статистическим анализом данных на русском и английском языках, 2) выборку исследования представляли беременные женщины, 3) были доступны в полном тексте, 4) были опубликованы в рецензируемом журнале, 5) изучали индивидуально-личностные особенности женщин в период беременности (то, что определяет индивидуальные различия в чувствах, мыслях и поведении). Не включались статьи, представляющие собой обзор литературы, а также исследования без предоставления результатов статистического анализа.
Поиск литературы проводился в научных базах данных, таких как PubMed, PsycINFO, Embase и eLibrary. Использовались ключевые слова и их комбинации на русском и английском языках, включая «беременность», «психоэмоциональное состояние», «психическое здоровье», «личностные факторы», «благополучие» и другие схожие термины.
Данные из отобранных исследований были извлечены и систематизированы. Основное внимание уделялось целям исследования, методологии, основным результатам и выводам. Качество включенных исследований оценивалось на основе их методологии, представленности выборки, точности и объективности результатов. Оценка приемлемости включения исследований в обзор и извлечение данных производились автором статьи. Схема отбора и включения статей представлена на рис. 1.
 
Рис. 1. Схема отбора исследований для обзора
 

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты отобранных исследований были синтезированы для формирования обобщенного понимания влияния личностных факторов на психологическое состояние беременных женщин. Были применены качественные методы анализа данных, в итоге применения которых было выделено 863 статьи. После применения критериев отбора и исключения дублирующих друг друга и несоответствующих исследований, для детального анализа была отобрана 31 статья. Анализируемые исследования включали работы, охватывающие различные аспекты личностных факторов и их влияния на психологическое состояние женщин в период беременности. Географическое распределение исследований охватывало разные регионы, включая страны СНГ, Европу, Северную Америку и Азию. В большинстве исследований применялись линейные регрессионные модели, а также корреляционный и сравнительный анализ в качестве методов статистического анализа. Оценка качества исследований показала, что большинство из них имеют приемлемый уровень доказательности, с адекватной методологией и обоснованными выводами.
Выделенные факторы были распределены по трем категориям.
  1. Негативные — в исследованиях было установлено негативное влияние или взаимосвязь предиктора с психологическим состоянием женщины в период беременности, а именно ухудшение психологического благополучия, рост симптомов депрессии, тревоги и стресса, усиление тревоги и страха перед родами, негативного отношения к беременности.
  2. Позитивные — исследования показали существование взаимосвязи индивидуально-личностных характеристик на психологическое состояние беременных женщин, а также их возможное влияние на него, что проявлялось в виде улучшения психологического благополучия и усиления положительного отношения к беременности, снижения симптомов депрессии, тревоги и стресса, страха перед родами.
  3. Амбивалентные — в разных исследованиях были обнаружены как позитивные, так и негативные взаимосвязи данных предикторов с психологическим состоянием женщины в период беременности.
Результаты проведенного обзора были систематизированы в табл. 1.
 
Таблица 1
Индивидуально-личностные предикторы психологического состояния женщин во время беременности, выявленные в процессе систематического обзора литературы

Название

Следствия для психологического состояния

Исследования

Негативные факторы

Отрицательный жизненный опыт

Стресс, высокая тревожность, избегание проблем, соматические реакции

Б. Ларссон и др. (B. Larsson et al.), 2023 [14]

Нейротизм, тревожность как личностная черта

Тревога, депрессия, стресс, психосоматические реакции

Д. Дудек и др. (D. Dudek et al.), 2014 [24]; Р. Дж. Джонстон, А. Е. Браун (R.G. Johnston, A.E. Brown), 2013 [13]; Р. Мартин-Сантос и др. (R. Martin-Santos et al.), 2012 [12]; У. Мингли и др. (Y. Mingli et al.), 2020 [28];  М. Роман (M. Roman et al.), 2019 [21]; Дж. К. ван Бюсссел и др. (J.C. van Bussel et al.), 2009 [31];

 

Эмоциональная лабильность

Тревога, дезадаптация, стресс

О.Д. Высочина, 2022 [2]; Н.А. Сейвори и др. (N.A. Savory et al.), 2021 [24]

Позитивные факторы

Копинг-стратегии

Психологическое благополучие, конструктивные поведенческие стратегии

Ю.И. Буйнова, 2019 [1]; I. Artieta-Pinedo et al., 2023 [9]

Экстраверсия

Психологическое благополучие, положительное отношение к беременности и родам, низкий уровень стресса, высокий уровень социальной поддержки

Р. Оцтюрк и О. Гюнер (R. Öztürk, Ö. Güner), 2020 [19]; К. Малишевска и др. (K. Maliszewska et al),  2016 [22]; Дж. Веркерк и др. (J.G. Verkerk et al),  2005 [20]

 

Эмоциональная стабильность

Уменьшение вероятности депрессии и тревожности; позитивное отношение к родам и беременности

Э. Ассельманн и др. (E. Asselmann et al.), 2021 [5]; Л. Джонс и др. (L. Jones et al.), 2010 [8]; Р. Серра и др. (R. Serra et al.) 2023 [30]

 

Добросовестность

Уменьшение вероятности депрессии и тревожности; позитивное отношение к родам и беременности

Э.М. Маршалл и др. (E.M. Marshall et al.), 2015 [16]; И.М. Гёненч и др. (I.M. Gönenç et al), 2019 [26]

 

Самоэффективность

Положительное отношение к беременности и родам

А. Юксель и др. (A. Yüksel et al.), 2019 [32]

 

Амбивалентные факторы

Знание о беременности и родах

Низкий и высокий уровень стресса, страх перед родами

В. Баранов и др. (V. Baranov et al.), 2020 [17]

Стремление к контролю

Низкий и высокий уровень стресса

Н.В. Палиева и др., 2023 [3]

Эмпатия и эмоциональный интеллект

Психологическая готовность к материнству, страх перед родами

С. Озер и З. Йилар Эркек (S. Ozer, Z. Yilar Erkek), 2021 [18]

 
Таким образом, в данном анализе была предпринята попытка рассмотреть и систематизировать те индивидуально-личностные факторы, которые, по данным различных исследований, могут влиять на психологическое состояние женщины в период беременности. Далее будет приведено обсуждение полученных результатов. В качестве первой категории были выделены те предикторы, которые негативно влияют на состояние женщины, усиливая дистресс.
Основное внимание в этих исследованиях уделяется личностным чертам женщины, ее предыдущему жизненному опыту, а также способам совладания со стрессом и механизмам его преодоления. Предыдущий опыт женщины влияет на ее восприятие беременности. Исследование Б. Ларссона и коллег показывает, что женщины, которые ранее пережили трудные беременности или роды, могут подходить к последующей беременности с большей осторожностью и тревожностью [14]. Женщины, столкнувшиеся с патологической беременностью, часто склонны к беспокойству и повышенному стрессу; они убеждены в возможности неудачи, что усиливает негативный эмоциональный фон во время вынашивания ребенка [14]. Их уверенность в себе может усилиться лишь после рождения ребенка, что кардинально отличает их от женщин, чья беременности проходит без осложнений. Такое негативное воздействие психотравмирующих обстоятельств может приводить к тому, что у них развиваются разнообразные психические нарушения, такие как невротические состояния, астения, избегание проблем и соматические реакции.
Следующая категория негативных факторов, способствующих тревоге и стрессу, включает определенные черты личности — в первую очередь нейротизм и эмоциональную лабильность. Влияние индивидуальных особенностей на переживание беременности представляет собой многоаспектное поле исследований, основанных на понимании того, как различные психологические характеристики женщины могут формировать ее восприятие и переживание этого ключевого периода в ее жизни. Клинические данные свидетельствуют о важности эмоциональной устойчивости для здорового течения беременности [2; 24]. Часто у беременных с низким уровнем благополучия обнаруживаются невротические симптомы, такие как общая эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышенная чувствительность, умственное истощение и стресс, усиливающиеся из-за преобладающего пессимизма [13; 14; 21; 24; 28]. Личности с невротическими особенностями более подвержены стрессу и беспокойству в период беременности, в то время как более стабильные личности лучше адаптируются к изменениям, связанным с беременностью [12; 14]. Например, исследование М. Роман и коллег показало, что более высокий уровень нейротизма связан с развитием депрессии у женщин, как в пренатальный, так и в постнатальный периоды [21]. В ряде исследований было обнаружено, что низкие уровни эмоциональной устойчивости связаны с негативными аспектами психоэмоционального состояния беременных [24]. Действительно, эмоциональная устойчивость может считаться универсальным фактором, располагающим к достижению психологического благополучия, и ее значение при беременности особенно важно: эмоционально устойчивые женщины могут испытывать меньше негативных эмоций, меньше тревожиться за будущие роды и здоровье ребенка, проявлять оптимизм, важный для позитивного функционирования.
Стоит отметить, что беременность часто рассматривается экспертами и как период, предоставляющий возможности для личностного роста и развития женщины, что может привести к новому уровню качества жизни. [1; 5]. Можно говорить о беременности как о кризисе, который в благоприятных условиях может способствовать достижению личной зрелости, оказывая значительное влияние как на мать, так и на ее ранние эмоциональные связи с ребенком. Однако, несмотря на то, что все чаще беременность рассматривается как период, предоставляющий возможности для индивидуального развития женщины, положительные факторы, влияющие на состояние беременной женщины, действительно остаются менее изученными по сравнению с отрицательными. Это может быть обусловлено несколькими ключевыми причинами. Традиционно исследования в области психологии беременности склонны акцентировать внимание на проблемах и трудностях, таких как депрессия, тревожность, стресс и психосоматические расстройства [9; 19]. Это связано с тем, что негативные факторы оказывают непосредственное и очевидное влияние на благополучие матери и ребенка, требуя немедленного вмешательства. Изучение позитивных сторон беременности предполагает анализ сложных, часто субъективных и многогранных психологических процессов, таких как эмоциональный рост, укрепление самооценки и развитие чувства собственного Я. Это требует более сложных методологических подходов и долгосрочных исследований, что может быть менее доступно и более трудоемко. Общественные представления о беременности часто фокусируются на трудностях и вызовах, что может ограничивать интерес исследователей к позитивным компонентам. Такие стереотипы могут влиять на направления исследований в этой области.
К первой категории среди положительных факторов относятся эффективные способы совладания со стрессом и развитые копинг-механизмы. Женщины, легко преодолевающие стресс за счет таких стратегий, как использование физических упражнений, техник релаксации, посещение сеансов психотерапии, способны с большим успехом совладать с физическими и эмоциональными трудностями беременности [9]. И. Артиета-Пинедо и коллеги обнаружили, что женщины в период беременности, предпочитающие более активные копинг-стратегии, демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия [9]. В другом исследовании акцентируется внимание на связи между способностью женщины структурировать свое поведение в период беременности и ее благоприятным исходом [1]. Изучалось, как поведенческие подходы, основанные на когнитивном, эмоциональном и волевом регулировании, способствуют достижению цели — рождению здорового младенца. Сравнительный анализ выявил, что женщины, столкнувшиеся с осложненным течением беременности, чаще обладают низким уровнем внутреннего контроля над своим здоровьем, предоставляя решения внешним факторам и другим людям [1]. Такие женщины склонны к ошибочному пониманию жизненных ситуаций и непоследовательности в оценке своих поступков. Проведенные исследования указывают на то, что осознание себя в качестве активного участника процесса беременности и как человека, ответственного за свое состояние в такой сложной ситуации, как беременность, позволяет женщинам полагаться на свои внутренние ресурсы и использовать эффективные поведенческие стратегии для успешного течения беременности.
Наконец, среди личностных факторов изучен положительный эффект экстраверсии, эмоциональной стабильности и добросовестности на течение беременности и родов. Как отмечают Р. Оцтюрк и О. Гюнер, экстраверсия как личностная черта также может оказывать положительное влияние на переживание беременности и родов [19]. Экстраверты, как правило, обладают большим оптимизмом, и склонностью к активному общению, что может усиливать социальную поддержку, улучшать их настроение и уменьшать чувство изоляции во время беременности [19; 20; 22]. Эти факторы могут способствовать более легкой адаптации к изменениям, связанным с беременностью, и уменьшению ощущения стресса. Экстраверты часто находят удовольствие в обмене опытом с другими беременными женщинами или мамами, что создает дополнительную систему поддержки и снижает риск развития послеродовой депрессии.
Исследования демонстрируют, что женщины с высокой эмоциональной стабильностью менее подвержены риску развития депрессивных и тревожных симптомов, а также расстройств в период беременности и после рождения ребенка [5; 8; 30]. Кроме того, было установлено, что высокие показатели других характеристик личности из модели «Большой пятерки», в частности добросовестности, коррелируют с более низким риском постнатальной депрессии или тревожности [16; 26]. Повышенная добросовестность коррелирует с укреплением чувства контроля, наличием целей и смысла в жизни, а также с более эффективной саморегуляцией [16]. Исходя из этого, женщины с более выраженной добросовестностью вероятнее успешно адаптируются к материнству. Помимо этого, в одном из исследований было выявлено, что самоэффективность во время беременности связана с более низким уровнем страха перед родами и меньшей выраженностью психологических проблем [32].
Ряд исследований демонстрируют противоречивые данные о некоторых личностных факторах. Одни работы выделяют их позитивный эффект на психологическое состояние беременной женщины, другие, наоборот, — негативный. Эти факторы также были проанализированы, была предпринята попытка дать объяснение их амбивалентному влиянию.
Знания о беременности и родах могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на психологическое состояние беременной женщины. С одной стороны, хорошо информированные женщины могут чувствовать себя более уверенно и подготовленно к предстоящим изменениям и вызовам, что уменьшает их тревожность и стресс [17]. С другой стороны, избыток информации, особенно если она содержит негативные или пугающие сценарии, может усилить тревогу и беспокойство, как это было выявлено в исследовании В. Баранова[17]. Таким образом, когда информация о беременности и родах представлена в сбалансированной, позитивной и поддерживающей форме, она может способствовать укреплению психологической устойчивости и уверенности в своих силах. Если информация слишком детализирована, сосредоточена на рисках и осложнениях, она может вызвать излишнюю тревогу и даже фобии, связанные с беременностью и родами.
Следующим фактором является стремление к контролю. Н.В. Палиева с соавторами в своей работе указывают, что стремление к контролю может помочь женщине чувствовать себя более уверенно и организованно, однако чрезмерное стремление к контролю может привести к повышенному стрессу, особенно если возникают ситуации, выходящие за рамки ее контроля [3]. В умеренных дозах стремление к контролю может способствовать планированию, подготовке к родам и созданию благоприятной среды для беременности. Чрезмерное стремление к контролю, особенно в условиях, которые не могут быть полностью контролируемы, может привести к увеличению стресса и разочарованию [3]. Таким образом, важно стремиться к сбалансированному контролю, который дает возможность учесть будущие трудности и снизить вероятность их проявления, но в то же время позволяет отпускать контроль в ситуациях, не поддающихся изменению.
Некоторые личностные качества могут иметь амбивалентное влияние в зависимости от обстоятельств и контекста [18]. Например, высокий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта может быть полезен для установления связи с ребенком, но также может увеличить уровень стресса из-за повышенной чувствительности к окружающим проблемам. В исследовании С. Озер и З. Йилар Эркек было обнаружено, что высокий уровень эмоционального интеллекта у беременных женщин связан, с одной стороны, с большей готовностью к материнству, с другой — с повышением страха перед родами [18]. Однако, по нашему мнению, развитый эмоциональный интеллект все же важен для формирования благоприятного психологического состояния: он позволяет женщинам лучше понять изменения, происходящие с ними во время беременности, обеспечивает более эффективное управление эмоциями в межличностных отношениях и стрессовых ситуациях.
Таким образом, в результате анализа были определены негативные, позитивные и амбивалентные индивидуально-личностные характеристики, взаимосвязанные с психологическим состоянием беременной женщины, они представлены на инфографике (рис. 2). Стоит также отметить, что достаточно большое число индивидуальных показателей остаются до сих пор неизученными.

Негативные факторы:

 

1) негативный прошлый опыт;

2) нейротизм;

3) эмоциональная лабильность

Позитивные факторы:

 

1) развитые копинг-стратегии;

2) экстраверсия;

3) эмоциональная стабильность;

4) добросовестность;

5) самоэффективность

Амбивалентные факторы:

 

1) знания о беременности и родах;

2) стремление к контролю;

3) эмпатия и эмоциональный интеллект

 
Рис. 2. Индивидуально-личностные факторы психологического состояния беременных женщин
 

Заключение

В данной статье был проведен анализ индивидуально-личностных факторов, имеющих позитивное, негативное и амбивалентное влияние на психологическое состояние женщины в период беременности. Анализируя психологические особенности беременности, необходимо подчеркнуть ее сложную и многоаспектную природу. Беременность — это процесс существенных физиологических, психологических и социальных изменений, который несет в себе как потенциальные риски для психического здоровья, так и возможности для личностного роста и развития.
Был выявлен существенный пробел в исследовании психологического состояния беременных женщин, а также личностных факторов, влияющих на него. Помимо этого, были обнаружены многочисленные противоречия в подобного рода исследованиях, что может быть вызвано особенностями социокультурного контекста и методологическими сложностями при изучении данной темы. Важной проблемой является понимание того, как индивидуальные особенности, включая тип личности, предыдущий опыт и способы преодоления стресса, влияют на переживание беременности. Это знание может быть использовано для разработки эффективных подходов к психологическому консультированию и поддержке.
Стоит отметить, что выводы данного обзора являются ограниченными из-за малого числа доступных для анализа исследований, которые плюс к тому характеризуются относительно небольшими размерами выборок и качественной неоднородностью. Кроме того, ограничением данного обзора является исключение из анализа мотивов рождения ребенка и репродуктивных установок по причине того, что основным фокусом внимания были устойчивые и более стабильные личностные особенности беременных женщин.
Поддержание психологического благополучия беременных женщин имеет критическое значение не только для их собственного здоровья, но и для благополучия их будущих детей. Исследования в этой области должны продолжаться, чтобы обеспечить более глубокое понимание психологических аспектов беременности и разработку более эффективных стратегий поддержки и вмешательства для психологического благополучия нации. Следующим важным направлением может стать сопоставление более широкого круга факторов — личностных, социальных, медицинских, культурных — друг с другом, а также проведение метааналитического исследования по данной теме. В анализ могут быть включены В том числе мотивы рождения ребенка и репродуктивные установки, в которых во многом отражается синтез приведенных выше факторов.

Литература

  1. Буйнова Ю.И. Различия в выраженности показателей отношения к беременности, локуса контроля и эмоционального состояния у женщин с запланированной и незапланированной беременностью [Электронный ресурс] // International journal of professional science. 2019. № 11. С. 45—51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41537702 (дата обращения: 10.09.2024).
  2. Высочина О.Д. Эффективность психологической коррекции тревожных состояний у женщин в период осложнения беременности [Электронный ресурс] // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 12(76). С. 421—426. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50142082 (дата обращения: 10.09.2024).
  3. Психологические особенности и состояние здоровья беременных женщин, угрожаемых по выкидышам и преждевременным родам [Электронный ресурс] / Н.В. Палиева, А.Ю. Тарасова, Ю.А. Петрова, В.В. Чернавский // Главный врач Юга России. 2023. № 2(88). С. 34—38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53831656 (дата обращения: 10.09.2024).
  4. A systematic review of psychological treatments for clinical anxiety during the perinatal period / S.A. Loughnan, M. Wallace, A.E. Joubert, H. Haskelberg, G. Andrews, J.M. Newby // Archives of Women’s Mental Health. 2018. Vol. 21. № 5. P. 481—490. DOI:10.1007/s00737-018-0812-7
  5. Asselmann E, Garthus-Niegel S., Martini J. Personality impacts fear of childbirth and subjective birth experiences: A prospective-longitudinal study // PLoS One. 2021. Vol. 16. № 11. Article ID e0258696. 15 p. DOI:10.1371/journal.pone.0258696
  6. Cantwell R. Mental disorder in pregnancy and the early postpartum // Anesthesia. 2021. Vol. 76. № S4. P. 76—83. DOI:10.1111/anae.15424
  7. Ceulemans M., Hompes T., Foulon V. Mental health status of pregnant and breastfeeding women during the COVID-19 pandemic: A call for action // International Journal of Gynecology and Obstetrics. 2020. Vol. 151. № 1. P. 146—147. DOI:10.1002/ijgo.13295
  8. Cognitive style, personality and vulnerability to postnatal depression / L. Jones, J. Scott, C. Cooper, L. Forty, K.G. Smith, P. Sham, A. Farmer, P. McGuffin, N. Craddock, I. Jones // The British Journal of Psychiatry. 2010. Vol. 196. № 3. P. 200—215. DOI:10.1192/bjp.bp.109.064683
  9. Coping strategies during pregnancy and their relationship with anxiety and depression / I. Artieta-Pinedo, C. Paz-Pascual, M. Espinosa, A. García-Alvarez, T.E. Group, P. Bully // Women Health. 2023. Vol. 63. № 4. P. 296—307. DOI:10.1080/03630242.2023.2188097
  10. Frequency and Associated Factors for Anxiety and Depression in Pregnant Women: A Hospital-Based Cross-Sectional Study / N.S. Ali, I.S. Azam, B.S. Ali, G. Tabbusum, S.S. Moin // The Scientific World Journal. 2012. Vol. 2012. Article ID 653098. 9 p. DOI:10.1100/2012/653098
  11. Howard L.M., Khalifeh H. Perinatal mental health: a review of progress and challenges // World Psychiatry. 2020. Vol. 19. № 3. P. 313—327. DOI:10.1002/wps.20769
  12. Is Neuroticism a risk factor for postpartum depression? / R. Martin-Santos, E. Gelabert, S. Subirà [et al.] // Psychological Medicine. 2012. Vol. 42. № 7. P. 1559—1565. DOI:10.1017/S0033291712000712
  13. Johnston R.G., Brown A.E. Maternal trait personality and childbirth: The role of extraversion and neuroticism // Midwifery. 2013. Vol. 29. № 11. P. 1244—1250. DOI:10.1016/j.midw.2012.08.005
  14. Larsson B, Rubertsson C, Hildingsson I. Previous negative experiences of healthcare reported by Swedish pregnant women with fear of birth — A mixed method study // Sexual & Reproductive Healthcare. 2023 Vol. 36. Article ID 100859. 5 p. DOI:10.1016/j.srhc.2023.100859
  15. Lavy V., Lotti G., Zizhong Y. Empowering Mothers and Enhancing Early Childhood Investments: Effect on Adult Outcomes and Children Cognitive and Noncognitive Skills // Journal of Human Resources. 2022. Vol. 57. № 3. P. 821—867. DOI:10.3368/jhr.57.3.0917-9083R2
  16. Marshall E.M., Simpson J.A., Rholes W.S. Personality, Communication, and Depressive Symptoms across the Transition to Parenthood: A Dyadic Longitudinal Investigation // European Journal of Personality. 2015. Vol. 29. № 2. P. 216—34. DOI:10.1002/per.1980
  17. Maternal Depression, Women’s Empowerment, and Parental Investment: Evidence from a Randomized Controlled Trial / V. Baranov, S. Bhalotra, P. Biroli, J. Maselko // American Economic Review. 2020. Vol. 110. № 3. P. 824—859. DOI:10.1257/aer.20180511
  18. Ozer S., Erkek Z.Y. The Relationship Between Pregnant Women' Emotional Intelligence and Fear of Childbirth, Readiness For Childbirth and Ways of Coping with Stress // Journal of Basic and Clinical Health Sciences. 2021. Vol. 2. P. 83—93. DOI:10.30621/jbachs.899477
  19. Öztürk R., Güner Ö. Comparing Psychosocial Health in Women with and without Risky Pregnancies: A Cross-Sectional Study // Erciyes Medical Journal. 2020. Vol. 42. № 4. P. 417—425. DOI: 10.14744/etd.2020.66750
  20. Personality Factors as Determinants of Depression in Postpartum Women: A Prospective 1-Year Follow-up Study / G.J. Verkerk, J. Denollet, G.L. Van Heck, M.J. Van Son, V.J. Pop // Psychosomatic Medicine. 2005. Vol. 67. № 4. P. 632—647. DOI:10.1097/01.psy.0000170832.14718.98
  21. Personality Traits and Postnatal Depression: The Mediated Role of Postnatal Anxiety and Moderated Role of Type of Birth / M. Roman, C.M. Bostan, L.R. Diaconu-Gherasim, T. Constantin // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article ID 1625. 14 p. DOI:10.3389/fpsyg.2019.01625
  22. Personality type, social support and other correlates of risk for affective disorders in early puerperium / K. Maliszewska, M. Bidzan, M. Świątkowska-Freund, K. Preis // Ginekologia Polska. 2016. Vol. 87. № 12. P. 814—829. DOI:10.5603/gp.2016.0094
  23. Prevalence and associated factors of antenatal depression: Systematic reviews and meta-analyses / X. Yin, N. Sun, N. Jiang [et al.] // Clinical Psychology Review. 2021. Vol. 83. Article ID 101932. 8 p. DOI:10.1016/j.cpr.2020.101932
  24. Prevalence and predictors of poor mental health among pregnant women in Wales using a cross-sectional survey / N.A. Savory, B. Hannigan, R.M. John, J. Sanders, S.M. Garay // Midwifery. 2021. Vol. 103. Article ID 103103. 9 p. DOI:10.1016/j.midw.2021.103103
  25. Rates of depressive and anxiety symptoms in the perinatal period during the COVID-19 pandemic: Comparisons between countries and with pre-pandemic data / V. Mateus, S. Cruz, R. Costa [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2022. Vol. 316. P. 245—253. DOI:10.1016/j.jad.2022.08.017
  26. The effect of the personality traits of pregnant women on the fear of childbirth / I.M. Gönenç, M.N. Aker, H. Güven, Ö. Moraloğlu Tekin // Perspectives in psychiatric care. 2020. Vol. 56. № 2. P. 347—354. DOI:10.1111/ppc.12440
  27. The impact of maternal depression, anxiety, and stress on early neurodevelopment in boys and girls / T. Zhang, Z.-C. Luo, Y. Ji [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2023. Vol. 321. P. 74—82. DOI:10.1016/j.jad.2022.10.030
  28. The mediating role of perceived social support between anxiety symptoms and life satisfaction in pregnant women: A cross-sectional study / M. Yu, T. Qiu, C. Liu, Q. Cui, H. Wu // Health and Quality of Life Outcomes. 2020. Vol. 18. Article ID 223. 8 p. DOI:10.1186/s12955-020-01479-w
  29. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews / M.J. Page, J.E. McKenzie, P.M. Bossuyt [et al.] // BMJ. 2021. Vol. 372. Article ID n71. 9 p. DOI:10.1136/bmj.n71
  30. The relationship between personality traits and individual factors with perinatal depressive symptoms: A cross-sectional study / R. Serra, N. Giacchetti, F.S. Bersani, G. Cappannini, M. Martucci, M. Panfili, C. Sogos, F. Aceti // BMC Pregnancy Childbirth. 2023. Vol. 23. Article ID 382. 8 p. DOI:10.1186/s12884-023-05701-7
  31. van Bussel J.C.H, Spitz B., Demyttenaere K. Anxiety in pregnant and postpartum women. An exploratory study of the role of maternal orientations // Journal of Affective Disorders. 2009. Vol. 114. № 1—3. P. 232—242. DOI:10.1016/j.jad.2008.07.018
  32. Yuksel A., Bayrakcı H., Bahadir Yilmaz E. Self-efficacy, psychological well-being and perceived social support levels in pregnant women // International Journal of Caring Sciences. 2019. Vol. 12. № 2. P. 1120—1129.

Информация об авторах

Болзан Ника Андреевна, аспирант, Белорусский Государственный университет (БГУ), Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-3591-5276, e-mail: nika.bolzan@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 18
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3