Введение
Метод
Исследование проводилось очно, индивидуально, в период с октября 2022 года по июль 2023 года в ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза» (ФГБНУ «ЦНИИТ»).
Выборка. В исследование были включены 28 пациентов с ТОД в возрасте 8–12 лет (10,39 ± 1,7), поступивших на стационарное лечение, из них – 15 (53,57%) девочек и 13 (46,43%) мальчиков. Родители и опекуны госпитализированных детей давали письменное согласие на проведение исследования в рамках сотрудничества с учреждением. Участие для всех респондентов было добровольным. Исследование получило одобрение Локального этического комитета ФГБНУ «ЦНИИТ».
Для достижения цели исследования были использованы следующие методики.
- Для определения депрессии использовался Опросник депрессии у детей (CDI) М. Ковак [em>Воликова, С. В, 2011].
- Оценка психосоциальной адаптации детей осуществлялась с помощью опросника «Сильные стороны и трудности (SDQ)», русскоязычные версии которого валидизированы Е.Р. Слободской и соавторами [Goodman, 2005]. К отклоняющемуся от нормы показателю общего числа проблем психологической адаптации относили значения, превышающие нормальный уровень (> 15 баллов).
- Тревожность выявлялась с помощью Шкалы явной тревожности для детей (CMAS) [Шалимова, 2006].
- Определение нервно-психической напряженности, тревоги и стресса осуществлялось с помощью методики «Цветовой тест Люшера (ЦТЛ)» с последующим математическим анализом цветовых выборов в соответствии с расчетными формулами [Прохоров, 2004; Цыганюк, 2007]. К повышенному уровню нервно-психической напряженности относили значения, превышающие 3 балла [9. Шелоумова О, 2022]. Наличие тревоги и стрессового состояния регистрировали в случае отличия показателя от нулевого значения.
- Для определения ранних дезадаптивных схем использовался Дюссельдорфский иллюстрированный опросник схем у детей (DISC) [Loose, 2018] в адаптации Е.В. Романовой и М.В. Галимзяновой [Романова, 2019]. Наличие РДС регистрировали в том случае, когда количество баллов по схеме превышало 4.
Процедура. Обследование проводилось в форме интервью в течение первой недели после поступления ребенка в стационар: медицинский психолог зачитывал вопросы и фиксировал ответы пациентов.
Результаты
На рис. 1 можно увидеть, что в первую неделю после поступления в стационар в психоэмоциональном статусе большинства пациентов выявлялись тревога и стрессовое состояние (у 22 (78,6%) и 23 (82,2%) детей соответственно). Наряду с этим были отмечены и другие симптомы психоэмоциональных нарушений: для 16 (57,1%) пациентов было характерно наличие повышенного уровня нервно-психической напряженности, у 14 (50%) детей уровень депрессивных симптомов превышал средние значения. Тревожность 16 (57,1%) пациентов была выше нормального уровня (среднее значение по контрольной субшкале социальной желательности = 4,86 (SD = 2,34)).
/files/journalarticles/10000/13646/custom/image001.png
Рис. 1. Результаты частотного анализа клинико-психологических показателей пациентов (N = 28):
1 – по Цветовому тесту Люшера; 2 – по Опроснику депрессии у детей (CDI) М. Ковак; 3 – по Шкале явной тревожности для детей (CMAS)
Таблица 1
Показатели психосоциальной адаптации пациентов (опросник «Сильные стороны и трудности, SDQ)
|
Характеристики |
Нормальный уровень, n (%) |
Пограничный уровень, n (%) |
Отклоняющийся уровень, n (%) |
Всего отклонений от нормального уровня |
M (SD) |
|
Эмоциональные проблемы |
18 (64,3) |
7 (25,0) |
3 (10,7) |
10 (35,7) |
4,61 (2,13) |
|
Проблемы с поведением |
15 (53,6) |
11 (39,3) |
2 (7,1) |
13 (46,4) |
2,21 (1,89) |
|
Гиперактивность |
23 (82,1) |
1 (3,6) |
4 (14,3) |
5 (17,9) |
2,64 (2,5) |
|
Проблемы со сверстниками |
16 (57,1) |
5 (17,9) |
7 (25,0) |
12 (42,9) |
3,79 (2,41) |
|
Общее число проблем |
21 (75,0) |
2 (7,1) |
5 (17,9) |
7 (25,0) |
13,25 (6,93) |
|
Просоциальное поведение |
24 (85,7) |
1 (3,6) |
3 (10,7) |
4 (14,3) |
7,36 (2,02) |
Примечание: М – среднее значение; SD – стандартное отклонение.
На рис. 2 можно увидеть, что для значительного числа пациентов характерно наличие таких РДС, как «зависимость/беспомощность» – 17 (60,7%), «подавление эмоций» – 17 (60,7%), «жесткие стандарты/придирчивость» – 17 (60,7%), «запутанность/неразвитая идентичность» – 18 (64,3%) и «самопожертвование» – 19 (67,9%). Наряду с этим, обращает на себя внимание увеличение среднего балла выраженности РДС с возрастанием частоты их выявления: от M = 3,32 для РДС «эмоциональная депривированность» и «привилегированность/грандиозность», выявленных у 14,3% пациентов, до М = 5,61 для РДС «самопожертвование», характерной для 67,9% пациентов.
Рис. 2. Частоты и средние значения РДС у пациентов
Анализ взаимосвязи выраженности РДС с показателями депрессии показал наличие сильной положительной корреляционной связи с высоким уровнем значимости между схемой «жесткие стандарты/придирчивость» и такими симптомами депрессии, как «негативное настроение» (r = 0,716, p < 0,01) «межличностные проблемы» (r = 0,742, p < 0,01), а также общим показателем депрессии (r = 0,735, p < 0,01). Наряду с этим выявлено, что повышение данного показателя депрессии связано с большей выраженностью таких схем, как «подавление эмоций» (r = 0,621, p < 0,01), «негативизм/пессимизм» (r = 0,525, p < 0,01), «неуспешность» (r = 0,528, p < 0,01), «самопожертвование» (r = 0,430, p < 0,05), «уязвимость» (r = 0,426, p < 0,05), «социальная отчужденность» (r = 0,410, p < 0,05) и «дефективность/стыдливость» (r = 0,410, p < 0,05).
Результаты исследования показали, что помимо схемы «жесткие стандарты/придирчивость» значимую положительную связь с наибольшим количеством симптомов депрессии имеют такие РДС, как «негативизм/пессимизм», «подавление эмоций», «самопожертвование», «привелегированность/грандиозность», «уязвимость» и «неуспешность» (табл. 2).
Таблица 2
Связь ранних дезадаптивных схем с показателями депрессии
|
Ранние дезадаптивные схемы |
Шкала явной тревожности для детей (CMAS) |
|||||
|
Негативное настроение |
Межличностные проблемы |
Неэффективность |
Ангедония |
Негативная самооценка |
Общий показатель депрессии |
|
|
Эмоциональная депривированность |
0,308 |
0,265 |
0,101 |
–0,056 |
–0,013 |
0,155 |
|
Покинутость/нестабильность |
0,466* |
0,143 |
0,308 |
0,321 |
0,042 |
0,366 |
|
Недоверие/ожидание жестокого обращения |
0,338 |
0,166 |
0,101 |
0,091 |
–0,111 |
0,215 |
|
Социальная отчужденность |
0,147 |
0,230 |
0,094 |
0,096 |
0,112 |
0,410* |
|
Дефективность/стыдливость |
0,223 |
0,251 |
0,227 |
0,315 |
0,319 |
0,410* |
|
Неуспешность |
0,426* |
0,441* |
0,303 |
0,321 |
0,383* |
0,528** |
|
Зависимость/беспомощность |
0,365 |
0,461* |
–0,098 |
0,248 |
–0,052 |
0,242 |
|
Уязвимость |
0,401* |
0,417* |
0,470* |
0,236 |
0,228 |
0,426* |
|
Запутанность/неразвитая идентичность |
0,204 |
0,245 |
0,010 |
0,154 |
0,040 |
0,182 |
|
Привилегированность/грандиозность |
0,344 |
0,385* |
0,066 |
0,385* |
0,110 |
0,381* |
|
Недостаточность самоконтроля |
0,053 |
0,042 |
0,222 |
0,059 |
–0,141 |
0,045 |
|
Покорность |
0,192 |
0,228 |
0,201 |
0,168 |
0,300 |
0,357 |
|
Самопожертвование |
0,348 |
0,491** |
–0,193 |
0,533** |
0,187 |
0,430* |
|
Поиск одобрения |
–0,036 |
0,030 |
–0,106 |
0,185 |
0,024 |
0,080 |
|
Подавление эмоций |
0,686** |
0,658** |
0,530** |
0,319 |
0,331 |
0,621** |
|
Жесткие стандарты/придирчивость |
0,716** |
0,742** |
0,349 |
0,519** |
0,470* |
0,735** |
|
Негативизм/пессимизм |
0,569** |
0,401* |
0,444* |
0,389* |
0,275 |
0,525** |
|
Пунитивность |
0,362 |
0,432* |
0,047 |
0,189 |
0,072 |
0,257 |
Примечание: «*» – статистическая значимость корреляционной связи по r Спирмена p < 0,05; «**» – статистическая значимость корреляционной связи по r Спирмена p < 0,01.
Наряду с этим было выявлено, что схема «жесткие стандарты/придирчивость» положительно связана с показателем проблем с поведением (r = 0,392, p < 0,05), со сверстниками (r = 0,411, p < 0,05) и общим числом проблем (r = 0,377, p < 0,05).
Таблица 3
Связь ранних дезадаптивных схем с показателями психологической адаптации
|
Ранние дезадаптивные схемы
|
Шкалы опросника «Сильные стороны и трудности (SDQ)» |
|||||
|
Эмоциональные проблемы |
Проблемы с поведением |
Гиперактивность |
Проблемы со сверстниками |
Общее число проблем |
Просоциальное поведение |
|
|
Эмоциональная депривированность |
0,248 |
–0,088 |
–0,047 |
0,109 |
0,091 |
–0,065 |
|
Покинутость/нестабильность |
0,211 |
0,050 |
0,343 |
0,170 |
0,367 |
–0,011 |
|
Недоверие/ожидание жестокого обращения |
0,474* |
–0,124 |
–0,146 |
0,176 |
0,145 |
0,051 |
|
Социальная отчужденность |
0,216 |
–0,110 |
–0,253 |
0,153 |
–0,046 |
0,183 |
|
Дефективность/стыдливость |
0,382* |
–0,213 |
–0,149 |
0,115 |
0,048 |
0,243 |
|
Неуспешность |
–0,052 |
0,364 |
0,202 |
0,371 |
0,293 |
–0,277 |
|
Зависимость/беспомощность |
–0,190 |
–0,116 |
–0,187 |
–0,062 |
–0,183 |
–0,126 |
|
Уязвимость |
0,113 |
0,067 |
0,182 |
0,264 |
0,284 |
–0,130 |
|
Запутанность/неразвитая идентичность |
–0,064 |
0,502** |
0,215 |
0,500** |
0,498** |
–0,539** |
|
Привилегированность/грандиозность |
0,102 |
0,071 |
0,239 |
0,218 |
0,322 |
–0,272 |
|
Недостаточность самоконтроля |
–0,244 |
–0,153 |
0,115 |
–0,213 |
–0,083 |
0,202 |
|
Покорность |
0,129 |
–0,287 |
–0,257 |
0,096 |
–0,055 |
0,281 |
|
Самопожертвование |
0,233 |
0,185 |
0,029 |
0,347 |
0,242 |
–0,144 |
|
Поиск одобрения |
–0,475* |
–0,039 |
0,008 |
–0,208 |
–0,224 |
0,082 |
|
Подавление эмоций |
0,158 |
0,033 |
0,051 |
0,284 |
0,197 |
–0,163 |
|
Жесткие стандарты/придирчивость |
0,039 |
0,392* |
0,286 |
0,411* |
0,377* |
–0,322 |
|
Негативизм/пессимизм |
0,359 |
0,282 |
0,151 |
0,372 |
0,329 |
–0,252 |
|
Пунитивность |
0,188 |
0,073 |
–0,006 |
0,331 |
0,173 |
–0,354 |
Примечание: «*» – статистическая значимость корреляционной связи по r Спирмена p<0,05; «**» – статистическая значимость корреляционной связи по r Спирмена p<0,01.
Результаты исследования выявили значимую положительную корреляцию между уровнем нервно-психической напряженности и схемой «самопожертвование» (r = 0,784, p < 0,01). Большая выраженность данной РДС также была связана с повышенным уровнем тревоги (r = 0,442, p < 0,05) и стресса (r = 0,697, p < 0,01). Тревожность была положительно связана с такими РДС, как «дефективность/стыдливость», «зависимость/беспомощность», «уязвимость», «подавление эмоций», «жесткие стандарты/придирчивость» и «пунитивность» (табл. 4).
Таблица 4
Связь ранних дезадаптивных схем с уровнем нервно-психической напряженности, тревожности, тревоги и стресса
|
Ранние дезадаптивные схемы |
Нервно–психическая напряженность (Цветовой тест Люшера) |
Тревожность (Шкала явной тревожности для детей, CMAS) |
Тревога (Цветовой тест Люшера) |
Стресс (Цветовой тест Люшера |
|
Эмоциональная депривированность |
0,279 |
0,160 |
0,032 |
0,093 |
|
Покинутость/нестабильность |
–0,231 |
0,134 |
–0,106 |
–0,326 |
|
Недоверие/ожидание жестокого обращения |
0,049 |
0,255 |
–0,153 |
–0,153 |
|
Социальная отчужденность |
0,304 |
0,069 |
0,198 |
0,076 |
|
Дефективность/стыдливость |
0,224 |
0,382* |
0,231 |
0,169 |
|
Неуспешность |
0,372 |
0,143 |
–0,047 |
0,296 |
|
Зависимость/беспомощность |
0,399* |
0,402* |
0,206 |
0,260 |
|
Уязвимость |
0,119 |
0,443* |
0,183 |
0,032 |
|
Запутанность/неразвитая идентичность |
0,265 |
0,193 |
–0,090 |
0,215 |
|
Привилегированность/грандиозность |
0,107 |
0,302 |
–0,186 |
0,000 |
|
Недостаточность самоконтроля |
–0,216 |
0,344 |
0,098 |
–0,284 |
|
Покорность |
0,016 |
0,123 |
–0,023 |
–0,196 |
|
Самопожертвование |
0,784** |
0,289 |
0,442* |
0,697** |
|
Поиск одобрения |
–0,278 |
–0,128 |
0,129 |
–0,175 |
|
Подавление эмоций |
0,368 |
0,442* |
0,240 |
0,162 |
|
Жесткие стандарты/придирчивость |
0,475* |
0,445* |
0,157 |
0,354 |
|
Негативизм/пессимизм |
0,273 |
0,347 |
–0,013 |
0,204 |
|
Пунитивность |
0,426* |
0,380* |
0,171 |
0,256 |
Примечание: «*» – статистическая значимость корреляционной связи по r Спирмена p < 0,05; «**» – статистическая значимость корреляционной связи по r Спирмена p < 0,01.
Обсуждение результатов
Выводы
В стрессогенной ситуации поступления в стационар у детей с ТОД наблюдались различные симптомы дезадаптации, среди которых можно выделить психоэмоциональные нарушения, проблемы с поведением, трудности в общении со сверстниками.
В спектре выявленных РДС отмечено преобладание схем, относящихся к доменам «нарушение автономии и эффективности», «чрезмерная ответственность и жесткие стандарты», «направленность на окружающих». Определено, что симптомы депрессии в большей степени были связаны с РДС домена «чрезмерная ответственность и жесткие стандарты», в то время как трудности в психосоциальной адаптации больше коррелировали с РДС домена «нарушение автономии и эффективности».
Полученные результаты расширяют теоретические представления о проблеме стрессогенного воздействия ситуации госпитализации, демонстрируя взаимосвязь между ранними дезадаптивными схемами, как устойчивыми когнитивными, аффективными и поведенческими паттернами реагирования на текущие жизненные события, и психосоциальным благополучием детей при поступлении в стационар.
Данные исследования могут быть использованы при оказании психокоррекционной и психотерапевтической помощи детям с ТОД на этапе адаптации к стационару, позволяя сконцентрироваться не только на ситуационных, но и на личностных аспектах реагирования на стрессовую ситуацию.
На этапе стационарного лечения ключевым направлением психологической помощи ребенку является создание условий для удовлетворения основных эмоциональных потребностей (в надежной привязанности, самостоятельности/независимости и компетентности, свободе выражения своих потребностей и эмоций, спонтанности и игре, реалистичных границах и самоконтроле), как в рамках психотерапевтических отношений, так и во взаимодействии с воспитателями, учителями и медицинским персоналом, что позволяет получить корригирующий эмоциональный опыт, способствующий изменению РДС. На амбулаторном этапе основным психотерапевтическим вектором становится работа с семьей как системой, целью которой является улучшение детско-родительских и внутрисемейных взаимоотношений с формированием у родителей понимания потребностей ребенка и навыков их удовлетворения, повышение личностных ресурсов родителей.
