Ценностно-смысловое отношение к институту семьи современных студентов гуманитарного направления подготовки

1

Аннотация

В данной статье авторами поднимаются актуальные проблемы отношения современных студентов гуманитарного направления подготовки к созданию семьи, семейным ценностям; дается глубокий анализ ценностно-смыслового отношения к институту семьи как социально значимой для общества и государства системе. К настоящему времени наблюдается изменение отношения молодого поколения к институту семьи и брака, а именно: изменение понимания роли и значимости семьи в сознании молодого поколения, обесценивание института семьи. Изучение и глубокий анализ теоретических источников привел нас к выводу о том, что для современной молодежи свойственен упадок интереса к созданию семьи и самому институту брака. Авторы предприняли попытку пилотного исследования ценностного отношения студентов к семейной системе с помощью разработанного опросника, который представлял собой цикл вопросов, направленных на изучение обозначенной проблемы. Проанализировав полученные результаты, авторы пришли к выводу, что ценности молодого поколения по отношению к институту семьи в целом являются достаточно положительными. Респонденты отмечают необходимость семьи как социального института, но при этом четко обозначается проблема понимания и осознания ценности традиционной семьи для гармоничного развития ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: семейные ценности, студенты, ценностно-смысловое отношение, институт семьи, брак, дети, родительство

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210211

Получена: 03.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Акутина С.П., Беганцова И.С., Калинина Т.В. Ценностно-смысловое отношение к институту семьи современных студентов гуманитарного направления подготовки [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 86–93. DOI: 10.17759/bppe.2024210211

Полный текст

Введение

Проблема ценностно-смыслового отношения к институту семьи молодого поколения является важнейшей в современном психолого-педагогическом знании. Изменение ценностно-смысловой сферы современных юношей и девушек связанно с формированием женских ролей и типов поведения у юношей и проявлением маскулинности у девушек [1; 12; 15].

Однако, современная наука не стоит на месте, трансформация института семьи, прежде всего в странах Западной Европы (хотя определенные тенденции наблюдаются и в России), связана с трансформацией понимания брака как такового, изменением взглядов на роли в семье мужчины и женщины (в некоторых случаях диффузность ролей, их смена по гендерным стереотипам поведения и др.), обесцениванием семейных ценностей и постоянным утверждением об устаревании и практически исчезновении семьи как социального института. Все вышерассмотренные факты говорят о том, что явно существует необходимость дальнейшего осмысления и изучения данного вопроса и проведения новых исследований в этой области, прежде всего в работе с современным молодым поколением, которое пытается принять обдуманное решение о создании семьи и определиться с выбором брачного партнера [2; 3; 4; 8; 9; 13; 14].

Анализ исследований показал, что наибольшую заинтересованность у ученых и практиков вызывают, прежде всего, научные изыскания, касающиеся разрушающих процессов, происходящих в контексте проблемы семьи и брака, уничижения значения семьи и ее роли в жизни современного общества и конкретного человека, в частности [2; 3; 4].

Семейная проблематика и ее значение для человека традиционно интересовали многих ученых педагогов и психологов. Проблемы семейных ценностей, осознания семейных ролей молодыми людьми представлены в работах Н.К. Акименко, Л.В. Баевой, Л.А. Грицай, Д.А. Завгороднего, С.А. Ильиных, И.С. Кона, К.Е. Пажитневой, Н. Сосновской, В.А. Ядова и др. Ценностные ориентации относительно института семьи в среде студентов исследовали: С.Р. Болотова, В.В. Дорохина, Э.М. Думнова, Н.В. Заиграева, О. Здравомыслова, О.В. Кузьмен, Г.М. Муратова, М.В. Семина, С.А. Яминова и др. Главные ценности российской семьи, представления россиян о семье, понимание смыслового значения термина «семья» изучали Т.В. Глазкова, М.С. Мацковский, А.С. Сказко и др. Вопросы взаимообусловленности общения молодых людей в добрачный период и стабильности семьи в дальнейшем, а также самой готовности к брачно-семейным отношениям рассматривали С.И. Голод, Т.А. Гурко, Е.В. Змановская, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер и др. Однако, современная наука не стоит на месте в настоящий момент необходимы новые исследования учитывающие урбанизационные процессы, происходящие в современном обществе, уровень образования и место проживания респондентов [4; 5; 6; 7].

Материалы и методы

Конец XX века для России ознаменовался не изменением политического строя, но изменением идеалов личности, точнее сказать — их крушением, что способствовало неопределенности как личностных, так и временных перспектив у каждого конкретного человека. Все это способствовало размыванию ценностных устоев семьи и падению ценности самого ее института, что привело к необходимости поиска людьми новых ориентиров по отношению к себе, окружающим людям, миру в целом и, конечно, семье.

Несомненно, что институт семьи как социальная система в России первой половины XXI века претерпевает затруднительные, переходные изменения. Доказательством этому явлению может служить «рост числа разводов, т. е. нестабильность семьи, увеличение числа детей, рожденных женщиной вне брака (часто «для себя»), «атомизиция» семьи, т. е. ослабление внутрисемейных связей (проживание бабушек, дедушек отдельно от семьи с детьми и тем самым — затруднение передачи личного, культурного опыта и национальных традиций подрастающему поколению, при росте смешанных межкультурных браков, где супруги относятся к разным культурам, религиям и верованиям)» [10].

А.В. Захаров отмечает, что «индивиды не «прикрепляются» накрепко к определенным культурным образцам и традициям (в том числе и семейным), а свободно меняют их, подобно маскам, в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации» [5, с. 14].

Несмотря на все меры, предпринимаемые государством и обществом для повышения рождаемости и решения демографических проблем с помощью законодательных актов, социальных и материальных мер поддержки, сегодня молодые люди стремятся к рождению одного или максимум двоих детей. В стране активно развивается течение, получившее название «добровольный бездетный союз», специально ориентированный на отсутствие детей в семье [6], актуализируется проблема так называемых «гражданских браков» (сожительства) [11].

В свете изложенных фактов авторы статьи предприняли попытку пилотажного исследования проблемы ценностного отношения к семье, семейным ценностям, в целом семейной системе у студентов гуманитарных направлений подготовки. Авторы разработали анкету, направленную на изучение обозначенной проблемы.

Результаты исследования

Базой экспериментального исследования послужил Арзамасский филиал ФГБАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». В исследовании участвовали студенты психолого-педагогического факультета, 200 человек, из них 89,2% девушек/женщин и 10,8% юношей/мужчин, в возрасте от 18 до 25 (учащиеся 1–4 курсов) лет.

В процессе исследования было выявлено: 67% респондентов убеждены в том, что брак — это достаточно устойчивое образование, с помощью которого они смогут найти не только смысл жизни, но обеспечат себе некоторую эмоционально-личностную стабильность, тогда как 33% студентов выражают сомнение в данном утверждении.

На вопросы, касающиеся самой необходимости вступления в брак, мы получили следующие ответы: 86,2% респондентов считают, что заключение брака является неким моральным императивом, заданным обществом; 13,8% респондентов, считают, что это совершенно не обязательно и зависит от личного решения и отношения к данному вопросу.

На вопрос относительно того, должны ли быть в семье дети, 84% респондентов ответили утвердительно, хотя 16% участников эксперимента считают, что дети не являются гарантом счастливой совместной жизни и в целом не имеют абсолютной связи с функционированием семьи.

Отвечая на вопрос о количестве детей в семье, большинство респондентов указали диапазон от 1 до 3. К наличию одного ребенка склоняются 32% респондентов; 52% считают, что в семье должно быть как минимум двое детей, причем они сами выросли именно в таких семьях; 14% респондентов указывают на то, что, с их точки зрения, в семье должно быть не менее трех детей; 2% респондентов отметили, что количество детей в семье связано с актуальным положением семьи в социуме, а именно возможностями и способностями родителей обеспечить существование такой семьи как в материальном, так и в эмоциональном аспектах.

Определяя условия, являющиеся необходимыми и достаточными для создания семьи, 91,5% респондентов указали на такое условие, как любовь; 7,4% опрошенных создание семьи связывают с продолжением собственного рода; 1,1% опрошенных рассматривают сам по себе брак как некий долг, который они обязаны выполнить перед обществом.

Успешность функционирования семьи 58,5% респондентов связывают с необходимостью наличия чувства любви; 23,4% указали желание жить вместе, так называемый «пробный брак»; 16% респондентов считают, что первичным является материальное благополучие; 2,1% опрошенных считают, что успешное функционирование семьи может быть связано только с рождением ребенка.

Сам факт вступления в брак и создание семьи, с точки зрения 79,8% респондентов, обеспечивает человеку удовлетворение как биологических, так социальных потребностей; для 12,8% респондентов брак — это демонстрация способности брать на себя ответственность за то, что происходит с тобой самим и твоим близким окружением, включая зачатых, но еще не рожденных детей; 6,2% респондентов рассматривают брак как возможность доказать родителям свою взрослость и самостоятельность, а для 1,2% респондентов (девушек) — возможность заменить отсутствующего отца.

Достаточно ярким, с нашей точки зрения, явился ответ на вопрос о возможности создания однополой семьи. 70,2% респондентов однозначно отвергли данный факт, но 29,8% вполне допускают данную ситуацию. Наше исследование подтверждает данные, полученные нами на более эклектичной выборке, включавшей в себя студентов всех специальностей и направлений подготовки, реализуемых на психолого-педагогическом факультете [6]. В данном случае мы ограничились выборкой студентов, обучающихся только по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профили: «Психология и социальная педагогика», «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология образования»), так как именно они в своей профессиональной деятельности призваны оказывать психологическую помощь людям в неоднозначных, кризисных, сложных жизненных ситуациях, работая и с их ценностно-смысловой сферой.

Анализируя полученный свод данных, авторы пришли к выводу о том, что ценностно-смысловое отношение к институту семьи у молодого поколения является достаточно позитивным. Респонденты отмечают необходимость семьи как социального института, обеспечивающего человеку удовлетворение как биологических, так и социальных потребностей, необходимых для его успешной адаптации в социуме и самореализации.

Заключение

Авторы исследования осуществили попытку ответить на вопросы, связанные с ценностью семьи для молодого поколения, ее значимости и противоречивости на современном этапе общественного развития, проанализировать основные мотивы вступления в брак среди современной молодежи, выявить значение наличия/отсутствия детей для успешного функционирования семьи и др.

Мы предполагаем, что в представленных результатах исследования нашли свое отражение ряд факторов, а именно: территориальность (исследование проводилось в одном из малых городов России, характерной чертой которого является аграрность самого района; относительная стабильность жизненного уклада жителей; относительная сохранность семейных традиций и обычаев и т. п.); контингент респондентов (как правило, это учащиеся, до поступления в вуз также проживавшие в небольших населенных пунктах: малых городах России, поселках городского типа, селах и деревнях); специфика получаемого образования, нацеленного на формирование и сохранение у самих респондентов семейных ценностей.

Однако, настораживает отношение современных студентов к проблеме создания гомоориентированных браков. В данном случае четко обозначается проблема осознания ценности традиционной семьи для гармоничного развития ребенка. Наличие обоих родителей, способных продемонстрировать гендерное поведение, в частности, в период половой идентификации ребенка.

Перспективы исследования заключаются в расширении выборки и проведении его на студентах не только гуманитарного, но и естественно-научного направления подготовки, а также обучающихся в вузах крупных городов России (Москва, Санкт-Петербург и др.), что даст возможность оценить полученные результаты и понять логику общих тенденций, отражающих особенности ценностно-смыслового отношения к институту семьи молодого поколения с учетом территории проживания.

Литература

  1. Акутина С.П. Современная студенческая семья: ценностные аспекты и жизненные стратегии [Электронный ресурс] // Социодинамика. 2020. № 8. С. 1–13. doi:10.25136/2409-7144.2020.8.31890
  2. Акутина С.П., Беганцова И.С., Щелина Т.Т. Ценностно-смысловая сфера современных девушек: анализ ситуации [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 3 (70). С. 169–173. doi:10.52452/18115942_2023_3_169
  3. Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 255–266.
  4. Голубева Л.Н. Девальвация семейных ценностей в сознании молодежи как отражение современного состояния семейно-брачных отношений в России XXI века // Альманах современной науки и образования. 2010. № 11 (42). Часть 1. С. 21–23.
  5. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. 2003. № 9. С. 3–16.
  6. Калинина Т.В., Акутина С.П. Ценностно-смысловое отношение к институту семьи современных студентов // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов. Выпуск 82. Часть 4. Ялта: РИО ГПА, 2024. С. 156–159.
  7. Калинина Т.В., Тихонова Э.В. Психологическое обеспечение готовности к осознанному родительству студенческой молодежи в условиях диверсификации современного института семьи // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2022. № 22. С. 60–69.
  8. Костиков К.Н., Репников В.С., Смирнова О.А. Взгляд современной молодежи на семью и семейные ценности [Электронный ресурс] // Advances in Law Studies. 2022. Том 10. № 2. С. 36–40. doi:10.29039/2409-5087-2022-10-2-36-40
  9. Масленникова С.А., Непряхина А.И. Изучение представлений современной молодежи о брачно-семейных отношениях [Электронный ресурс] // Человеческий капитал. 2019. № 5 (125). С. 177–184. doi:10.25629/hc.2019.05.22
  10. Рогова А.М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 1. С. 66–69.
  11. Рогова А.М., Давыдов С.А. Социальные факторы распространения чайлдфри в России [Электронный ресурс] // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2023. № 19. С. 76–81. doi:10.24412/1994-3776-2023-1-76-8
  12. Рудкевич Л.А. Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4 (5). С. 28–38.
  13. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ, Флинта, 1999. 670 с.
  14. Хорошилова В.А., Гитман А.В. Психологические и педагогические риски формирования ценностного отношения современной молодежи к семье. Концепт. 2015. Том 37. С. 206–210.
  15. Akutina S.P. Begantsova I.S., Guseva N.V., Shchelina T.T. The Value-Semantic Sphere of Youth: Gender Aspect // Webology. 2022. Vol. 19(1). P. 7443–7451.

Информация об авторах

Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий, кафедра социальной работы, сервиса и туризма, психолого-педагогический факультет, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (Арзамасский филиал ННГУ), Арзамас, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5634-0010, e-mail: sakutina@mail.ru

Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий, кафедра общей и практической психологии, психолого-педагогический факультет, Национальный исследовательский Нижегородский государственный уни-верситет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (Арзамасский филиал ННГУ), Арзамас, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8981-3926, e-mail: begancz.irina@yandex.ru

Калинина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра общей и практической психологии, психолого-пе-дагогический факультет, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (Арзамасский филиал ННГУ), Арзамас, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8868-6689, e-mail: kalininatv@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1