Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 2
ISSN: 2304-0394 (online)
Инклюзивное образование в Израиле
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: коррекционное образование, инклюзия, ранняя интервенция, интенсивная коррекция, тьютор
Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Майзель О.В. Инклюзивное образование в Израиле [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n2/62063 (дата обращения: 03.12.2024)
Полный текст
Забота о детях. Законодательное закрепление
Прежде чем перейти непосредственно к теме работы, следует особо подчеркнуть, что инклюзивное образование в Израиле закреплено на высшем законодательном уровне. За счет чего реализуется повсеместно и без исключений.
За 20 лет существования инклюзивной программы в Израиле предпринималось несколько попыток создать дошкольное учебное заведение для детей, имеющих тяжелые регуляторные трудности и эмоциональную неустойчивость. Текущая модель называется «сохранение» (containing). Среди основных ее требований - наличие в группе не более 18 детей, 2 воспитателей, 2 младших воспитателей, экспрессивного терапевта и психолога. При этом в одной группе может одновременно быть не более 3 детей с тяжелыми эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Израиль вкладывает бюджетные средства в своих маленьких граждан. Так, каждый ребенок в стране обеспечивается бесплатным специальным транспортом, который доставляет его в школу. На обучение одного ребенка государство выделяет 22 000 шекелей в год, на ребенка, обучающегося по инклюзивной программе, - 34 000, а на обучение в спецшколе - 73 000 шекелей. Это примерно 196824.39 руб., 304183.14 руб. и 653099.10 руб. по курсу на 9 июня 2013 г.
Ранняя диагностика
Первая встреча ребенка с программой происходит довольно скоро, ведь определение возможностей ребенка начинается в раннем возрасте. Все дети, рожденные в Израиле, проходят ежемесячный скрининг состояния здоровья. Осматривает ребенка специальная комиссия, состоящая из нескольких специалистов: педиатра, психиатра или клинического психолога, специалиста по развитию речи. Комиссия, как правило, находится в центрах раннего развития по месту жительства. Направление на прохождение комиссии выдает педиатр.
В случае если диагностируются нарушения развития, дети, например, с тяжелым состоянием здоровья, имеющие множественные нарушения в развитии, «ментальные и физические нарушения», направляются в частные хосписы для детей от 4-х месяцев. В хосписе могут одновременно находиться 60 детей со всей страны.
В центрах развития ребенок получает помощь специалистов до 3 лет. Далее он может быть направлен в специальный детский сад, либо посещать массовый детский сад по инклюзивной программе. Решение по этому вопросу принимают родители совместно со специалистами на основе всестороннего изучения состояния ребенка и существующих возможностей для его наилучшей адаптации.
Особо тщательное обследование каждого ребенка проводится перед поступлением в первый класс. За год до школы все дети обязаны посещать детский сад, где с пятилетнего возраста они проходят обязательную психологическую диагностику, поэтому каждый сад имеет договор с психологом.
Для детей, которые имеют шансы после интенсивной коррекции пойти в массовую школу, организована программа «Транзитный первый класс». Это специальный класс в обычной школе, наполняемость которого составляет до 12 человек. Дети обучаются в своем собственном темпе, получают помощь психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи. После окончания программы дети идут либо во 2-й класс, либо опять в 1-й; некоторые дети направляются в специальные школы. Министерство образования Израиля стремится дать каждому ребенку знания на таком уровне, на каком он способен их воспринимать.
Четкое отслеживание динамики
Как правило, комиссии для получения направлений в образовательные учреждения проводятся весной. А в декабре проводится анкетирование воспитателей и диагностика ребенка. Это делается для того, чтобы определить качество обучения и возможности перехода в другое место, а также нужен ли ребенку сопровождающий парапрофессионал или тьютор.
Кроме того, в сентябре в школе проводятся консультации специалистов и родителей по составлению «Индивидуального плана» (Individual plan), который включает в себя описание
• всех уровней развития ребенка (интеллектуального, физического, эмоционального, социального);
• главной задачи на текущий момент и того, на чём и как надо сфокусироваться;
• барьеров в развитии конкретного ребенка, а также необходимых ресурсов для их преодоления;
• эволюции программы в конце года, того, какие цели были достигнуты.
Родители также вовлечены в образовательный процесс - они члены команды.
При составлении индивидуального обучающего плана применяются такие технологии, как модификация учебной среды и обучающих технологий и оказание специальной помощи.
В работе применяются следующие типы модификации:
• аккомодация: учитель разрешает использовать печатный текст, печатать вместо письма, использовать проверку орфографии, калькулятор;
• пересадка к доске;
• изменение критериев оценки;
• позволение покинуть комнату без разрешения;
• система поощрения хорошего поведения;
• более продолжительное время для выполнения контрольных работ, меньшее количество вариантов выбора в тестах (из 2х, а не из 4-х);
• более детальные инструкции: можно прилагать детальный гид, использовать визуальную поддержку;
• возможность заменить письменный ответ устным;
• меньший объем классных и домашних работ.
Используются следующие виды помощи:
• обучение учителей пониманию специфики детей с ОВЗ, особенностям типов нарушений, пониманию закономерностей работы мозга в норме и патологии, учат пользоваться методиками из нейропсихологии и специального обучения;
• память (мнемотехники);
• графическая организация;
• стратегии обучения;
• использование компьютерных программ;
• привлечение одноклассников (cooperativ learning);
• обучение через моторику;
• дизайн инструкций и вопросов;
• моделирование проблемы, конкретизация примеров.
Для работы с детьми, имеющими расстройства аутического спектра, применяются следующие стратегии:
• предупреждающие - интервенция, предупреждающая нежелательное поведение (стереотипии, самостимуляция, самоагрессия);
• использование компьютерных технологий, в том числе и для эффективной коммуникации;
• дифференциальное перенаправление: желаемое поведение подкрепляется, а нежелательное - игнорируется;
• дискретное обучение: темп обучения плавный, на системной основе, состоит из небольших шагов;
• отмирание - техника, направленная на элиминацию нежелательного поведения;
• функциональная поведенческая диагностика;
• функциональная коммуникативная диагностика;
• натуралистическое вмешательство - набор практик по обустройству окружающей среды;
• родительское вмешательство - индивидуальные практики, выполняемые родителями со своим ребенком, нацеленные на увеличение возможности обучения и приобретение важных навыков (существует структурированная программа обучения родителей);
• вовлечение сверстников - интервенции, которые осуществляются при помощи одноклассников: детей обучают взаимодействию с ребенком, имеющим РДА, и вовлекают их в совместную деятельность;
• система обмена карточками «PECS» - использование картинок, знаков, схем;
• поведенческий анализ «ABA» - опора на реагирование, систематическое применение принципов прикладного анализа поведения;
• прицельный обзор - помощь в применении конкретных навыков;
• усиление, которое описывает взаимосвязь между поведением учащегося и следствием, которое следует за поведением, подкрепляется продуктивное поведение;
• селф-менеджмент;
• социально-нарративные практики;
генерация речи;
структурирование рабочей системы;
анализ целей;
• видеомоделирование;
• визуальная поддержка;
• задержка во времени - перерыв между первоначальными инструкциями и любыми последующими.
Для решения поведенческих проблем используется следующая методика:
1) Выявить специфику проблемы и того, что ее вызывает (стабилизаторы и дистабилизаторы).
2) Модифицировать обучающий процесс и обстановку, чтобы снизить риск возникновения срывов.
3) Обучить ребенка социальным навыкам и приемлемому поведению. Помочь понять как, где и когда использовать приобретенные навыки.
4) Сотрудничать с родителями.
Что касается специалистов, которые работают с детьми, то тьюторы или парапрофессионалы имеют специальное образование: проходят обучающий тренинг, на котором изучают особенности здоровья и психики детей с ОВЗ и методы помощи им.
Примечательно, что в качестве тьюторов активно привлекаются мужчины, так как считается, что это очень важно для детей, воспитывающихся без отца. Остальные же дети тоже нуждаются в том, чтобы видеть мужчину в роли помощника.
В стране работает система привлечения волонтеров, которые помогают в классе или выполняют работу по благоустройству школы или детского сада. Часто волонтеры изготавливают сувениры и декоративные изделия на продажу, а вырученные деньги отдают образовательному учреждению. Волонтерами могут работать солдаты, проходящие альтернативную службу. Быть волонтером в Израиле очень почетно, общество поддерживает положительный имидж людей, занимающихся таким видом благотворительности.
Индивидуальный подход к каждому ребенку
Остановимся подробнее на самой образовательной системе. В Израиле существует несколько вариантов инклюзивного образования. Так, ребенок, имеющий не тяжелые формы нарушений развития, посещает обычный детский сад, где под наблюдением специалистов получает интенсивную коррекционную помощь.
В этом плане хорошо себя зарекомендовала программа интенсивной ранней коррекции «MA‘AGAN» - это национальные тренинговые центры, в которых действуют:
1) мультидисциплинарная команда специалистов (психолог, трудотерапевт, специалист по развитию речи), которая помогает воспитателю и родителям добиться максимальной вовлеченности ребенка в жизнь группы, выявляет функциональные трудности ребенка и способствует их преодолению;
2) «Мабитим» - инструмент (журнал) для систематического мониторинга, формы сбора данных, форма планирования работы, форма обратной связи и оценки, основанный на поведенческом анализе, наблюдении за детьми в их естественной среде;
3) супервизия и методическая помощь для членов команд.
Новейшие методики
Дети, нуждающиеся в более специализированном уходе, посещают коррекционный детский сад, но на один-два дня приходят в обычный. Такой вариант мы увидели в центре «Бейт Исси Шапиро» для детей, имеющих проблемы развития, в группах для глухих, слабослышащих детей.
Девиз этого центра: «Мы меняем жизнь людей с особыми потребностями». В соответствии с ним в «Бейт Исси Шапиро» реализует различные программы.
«Ранняя помощь» - это программа по развитию интеллектуальных, физических, эмоциональных и социальных навыков. Она предназначена для детей с задержкой умственного развития, ДЦП, аутизмом, Даун-синдромом, метаболическими расстройствами, разработана в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Программа включает в себя:
• интегрированные игровые и образовательные программы;
• физический тренинг;
• арт и трудотерапию;
• логопедическую помощь;
• тренинг независимости;
• сенсорное развитие (сенсорные комнаты);
• гидротерапию;
• зоотерапию;
• каникулярные программы;
• стоматологический сервис.
Особо хочется отметить такие инновационные направления работы центра, как гидротерапия и стоматологическая клиника для детей с ОВЗ.
«Шапиро» является мировым лидером в гидротерапии, занимается обучением, внедрением и оборудованием специальных бассейнов по всему миру.
В центре специально оборудованы 2 бассейна с лифтами, теплой водой 37 градусов по Цельсию, специальной подсветкой, коммуникативными системами для детей, не имеющих навыка речи. Здесь проводятся терапевтические занятия для детей с ОВЗ, дающие прекрасные результаты. Программа по коррекции СДВГ в бассейне, оборудованном элементами сенсорной комнаты, является уникальной и не имеет аналогов.
Стоматологическая клиника для детей с ОВЗ - редкое явление, поскольку она полностью оборудована для детей-колясочников, детей с фобиями лечения. В клинике разработан уникальный метод «успокоительного сна» (Snoezelen therapy) - программа, способствующая расслаблению пациента.
Кроме того, в «Бейт Исси Шапиро» действуют такие программы, как специальная образовательная школа, центр мультисенсорного развития, гидротерапевтический центр, стоматологическая клиника, учебный центр, центр семейной терапии, спортивный центр, медицинский центр для детей с множественными диагнозами, центр общения взрослых с ОВЗ.
На территории центра располагается инновационный парк для детей с ограниченной подвижностью, в котором есть обычные площадки для братьев и сестер детей с ОВЗ. Этот парт создан в качестве места для совместного отдыха семей, имеющих детей как с ОВЗ, так и без них. В парк и бассейн приходят разные семьи, просто жители района, молодые мамы с младенцами, дети с ОВЗ. Часто это бывает первое место, где дети видят друг друга и привыкают нормально воспринимать различия.
Для малышей с РДА
Особое отношение в Израиле к детям с РДА. Именно на коррекции данного заболевания специализируется центр «Милман», основанный в 1992 году на деньги мадам Милман из Швейцарии в память о ее муже, физике Борисе Милмане.
Данный центр осуществляет качественную и достоверную диагностику детей с расстройствами аутического спектра, терапию для детей с 18 месяцев до 6 лет. Кроме этого центр специализируется на оказании помощи семьям таких детей, работает по программам интеграции их в социум.
В момент нашего посещения в центре обучались 130 детей, которые были диагностированы как имеющие коммуникативные проблемы или расстройства аутического спектра. Среди маленьких пациентов есть дети различных национальностей: евреи, арабы и друзы. Чтобы ребенок получал помощь на родном языке, к работе привлекаются специалисты, говорящие на нем.
Специалисты центра имеют высокую профессиональную квалификацию, среди них:
• специалисты по развитию;
• психологи;
• социальные работники;
• терапевты по развитию речи;
• экспрессивные и арттерапевты (музыка, драма, искусство);
• зоотерапевты;
• дефектологи.
Терапевтическая модель центра направлена на работу с детско-родительскими отношениями, способствует активному участию расширенной семьи в работе центра. Само здание центра «Милмана» оборудовано таким образом, чтобы создать ощущение второго дома для семей, проводящих в нем годы терапии.
Терапевтические принципы центра «Милман»
1. Воспитание ребенка со специальными нуждами - не проект. Это стиль жизни.
2. Родители — активные участники терапии их ребенка.
3. Ребенок с расстройствами аутического спектра «говорит» на своем уникальном языке.
4. Ребенок со специальными нуждами проходит те же стадии развития, что и все дети.
5. Ранняя интервенция возможна!
6. Расширенная интегративная терапия.
7. Мультидисциплинарный подход.
8. Терапия, основанная на командной работе.
9. Культивирование чувства «Я».
10. Готовность к приобретению нового опыта и к непрерывному образованию.
Возрастные решения
В рамках реализации своей задачи центр «Милман» имеет особую структуру и подразделения.
1. Терапевтические группы дневного пребывания для детей от 1 года до 3 лет
Реабилитационно-терапевтические группы принимают детей с момента установления диагноза.
Сервис предоставляется детям, нарушения которых были выявлены на раннем этапе. В таком возрасте малыши нуждаются в атмосфере «как в детском саду», но при этом им должны быть созданы все условия, обеспечивающие реабилитацию и предоставляющие терапевтические интеграционные программы.
Также в этих группах осуществляется консультирование семей, не посещающих занятия. Имеются интегративные программы для детей на 2 дня в неделю. Целью таких программ является предоставление оптимального количества терапевтического вмешательства для ребенка в естественной среде детского сада.
Целями работы групп являются усиление и экспансия сенсомоторного развития ребенка, его коммуникационных, лингвистических навыков, а также эмоциональное, социальное и когнитивное развитие.
Незаменимость для дальнейшего развития ребенка и развития его потенциальных возможностей программ ранней интервенции подтвердили многочисленные научные исследования и опытные наблюдения.
2. Программы для детей от 3 лет до школьного возраста
Они оплачиваются частично за счет бюджета, частично - за счет родительских взносов.
Каждый ребенок направляется на междисциплинарную индивидуальную и/или групповую терапию, проводимую два раза в неделю. При этом сверстники в группе не меняются, а профессионалы, осматривающие детей и выдающие заключения, каждый раз новые.
Программа построена с учетов индивидуальных потребностей ребенка и развития его коммуникационных нужд. Индивидуальные терапевтические сессии построены в формате «родитель - ребенок» и предполагают обязательное присутствие родителей. Со временем добавляется парная, а затем групповая работа. Например, существуют случаи, когда в интересах ребенка изменяется формат терапии или проводятся дополнительные сессии.
Центр также предлагает регулярные встречи с психологом и социальным работником. Эти встречи являются насущной потребностью и необходимым условием работы. Психолог и социальный работник также предоставляют услуги по семейному консультированию, их обязанностями являются сопровождение и обучение семьи. Кроме того, эти же специалисты являются ответственными за надлежащее регулирование терапевтического процесса между центром и родителями, представляют интересы родителей в других инстанциях.
Дети, которые интегрированы в терапевтические программы центра, посещают разнообразные образовательные и общественные заведения, такие как обычные детские сады, речевые детские сады, интегративные детские сады в присутствии личного тьютора. Неотъемлемой частью терапевтической программы является координация специалистами центра длительных продуктивных отношений с образовательными учреждениями. Сотрудники центра посещают учебные заведения лично с целью мониторинга обучающих возможностей и имеющегося оборудования, консультирования и сопровождения и родителей, и педагогического коллектива. Дети, направленные в детский сад, имеют возможность участвовать в интеграционной программе, основанной на их нуждах и профессиональных наблюдениях. В добавление к такой программе для ребенка центр пишет программу для методического отдела детского сада.
3. Программы для детей от 3 до 4,5 лет
Группы состоят из 6 детей, которые посещают центр дважды в неделю по утрам. Программа включает три сессии с различными терапевтами, которые проводятся в формате «родитель - ребенок» в добавление к групповым встречам. Важным элементом «воссоединения» является совместный завтрак и перекусы в течение дня. Эти воссоединения являются фундаментом терапии.
4. Программы для детей от 4,5 до 6 лет
Группы состоят из 7 человек, которые посещают сад дважды в неделю после обеда. Программа включает три сессии с различными терапевтами, которые проводятся в формате «родитель - ребенок» в добавление к групповым встречам. Важным элементом для групп этого возраста является групповая терапия для детей без присутствия родителей. Таким образом развиваются навыки детей действовать в более многолюдной аудитории и в присутствии сверстников. Например, программа подготовки к школе имитирует школьную обстановку, ребенок посещает ее раз в неделю.
5. Группы поддержки
Предназначены для родителей, чьи дети обучаются в центре. Эти программы являются важной частью терапии. Также предлагаются группы для сиблиногов, бабушек и дедушек.
6. Помощь на дому
Программа создана для того, чтобы усилить терапевтический эффект и адаптировать домашнюю среду к нуждам ребенка, способствовать его наибольшему включению в процесс. Суть ее в том, что тьютор приезжает к ребенку на дом два раза в неделю. Программа является дополнительной и оплачивается родителями.
7. Медицинская помощь
На базе центра ребенок может получать необходимую медицинскую помощь невролога, педиатра и психиатра. Все специалисты обучены особенностям работы с данными детьми и разделяют терапевтический подход центра.
Знакомство со школой
Особое внимание в Израиле уделяется нормальной адаптации особенных детей в обычной школе. Практика показывает, что ребенок не чувствует себя сколько-нибудь ущербным по сравнению со своими здоровыми одноклассниками.
Это стало возможным за счет проведения в школах программ повышения осведомленности детей, когда, например, родители в начале года приходят в класс и объясняют детям особенности здоровья и поведения их ребенка. Если родители не готовы выступить сами, это делает психолог или дефектолог, медсестра или ведущий терапевт ребенка. Классный учитель провоцирует обсуждение в классе.
Иногда родители пишут книги или статьи о своем ребенке и раздают их одноклассниками, также многие используют видео.
В средней и старшей школе ребенок сам делает презентацию о своем состоянии, например, «Все обо мне» или пишет заметку в школьную газету. Также хорошей традицией является посещение школы всей семьей с сиблингами, чтобы одноклассники понимали, что это обычная семья. Такие программы позволяют существенно облегчить вхождение ребенка в коллектив и вызвать понимание и желание помочь. Учитель также может почерпнуть много полезной информации из рассказа и использовать сложившуюся ситуацию для работы над сплоченностью класса, выработки социальных навыков.
Таким образом, ребенок с ограниченными возможностями в Израиле благодаря активно работающей инклюзивной программе не только не чувствует себя обделенным. Он становится активным членом общества. О нем заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательного учреждения, волонтеры.
Более того, благодаря ранней диагностике, большинство заболеваний удается успешно корректировать в младенческом возрасте. Система же образования, построенная таким образом, дает каждому ребенку возможность получить все необходимые для жизни в современном обществе знания в удобном ему режиме и формате.
Все это стало возможным благодаря закреплению инклюзивного образования на законодательном уровне, благодаря активной поддержке правительства, труду и пониманию каждого из членов общества, чего, к сожалению, так не хватает в современной России.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3338
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 5473
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0