Инклюзивное образование в Израиле

5473

Аннотация

Познакомиться с практикой внедрения инклюзивного образования в обычных школах специалистами, которые работают с особенными детьми, побывать в специализированных центрах, обменяться опытом – все это входило в программу стажировки «Early Childhood Education for Children with Special Needs», проводившейся в Израиле с 8 апреля по 2 мая 2013 года. Данная страна была выбрана для стажировки, поскольку именно в там практика инклюзивного образования применяется уже более 20 лет. Кроме того, огромное внимание государства уделяется программам ранней диагностики и интервенции «From prevention to inclusion» («От предупреждения к инклюзии»). Главный принцип системы образования и медицины Израиля – оказать как можно больше помощи ребенку с особыми потребностями в раннем детстве, чтобы он смог к 6 годам пойти в массовую школу.

Общая информация

Ключевые слова: коррекционное образование, инклюзия, ранняя интервенция, интенсивная коррекция, тьютор

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Майзель О.В. Инклюзивное образование в Израиле [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n2/62063 (дата обращения: 03.12.2024)

Полный текст

 

Забота о детях. Законодательное закрепление

Прежде чем перейти непосредственно к теме работы, следует особо подчеркнуть, что инклюзивное образование в Израиле закреплено на высшем законодательном уровне. За счет чего реализуется повсеместно и без исключений.

За 20 лет существования инклюзивной программы в Израиле предпринималось несколько попыток создать дошкольное учебное заведение для детей, имеющих тяжелые регуляторные трудности и эмоциональную неустойчивость. Текущая модель называется «сохранение» (containing). Среди основных ее требований - наличие в группе не более 18 детей, 2 воспитателей, 2 младших воспитателей, экспрессивного терапевта и психолога. При этом в одной группе может одновременно быть не более 3 детей с тяжелыми эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Израиль вкладывает бюджетные средства в своих маленьких граждан. Так, каждый ребенок в стране обеспечивается бесплатным специальным транспортом, который доставляет его в школу. На обучение одного ребенка государство выделяет 22 000 шекелей в год, на ребенка, обучающегося по инклюзивной программе, - 34 000, а на обучение в спецшколе - 73 000 шекелей. Это примерно 196824.39 руб., 304183.14 руб. и 653099.10 руб. по курсу на 9 июня 2013 г.

Ранняя диагностика

Первая встреча ребенка с программой происходит довольно скоро, ведь определение возможностей ребенка начинается в раннем возрасте. Все дети, рожденные в Израиле, проходят ежемесячный скрининг состояния здоровья. Осматривает ребенка специальная комиссия, состоящая из нескольких специалистов: педиатра, психиатра или клинического психолога, специалиста по развитию речи. Комиссия, как правило, находится в центрах раннего развития по месту жительства. Направление на прохождение комиссии выдает педиатр.

В случае если диагностируются нарушения развития, дети, например, с тяжелым состоянием здоровья, имеющие множественные нарушения в развитии, «ментальные и физические нарушения», направляются в частные хосписы для детей от 4-х месяцев. В хосписе могут одновременно находиться 60 детей со всей страны.

В центрах развития ребенок получает помощь специалистов до 3 лет. Далее он может быть направлен в специальный детский сад, либо посещать массовый детский сад по инклюзивной программе. Решение по этому вопросу принимают родители совместно со специалистами на основе всестороннего изучения состояния ребенка и существующих возможностей для его наилучшей адаптации.

Особо тщательное обследование каждого ребенка проводится перед поступлением в первый класс. За год до школы все дети обязаны посещать детский сад, где с пятилетнего возраста они проходят обязательную психологическую диагностику, поэтому каждый сад имеет договор с психологом.

Для детей, которые имеют шансы после интенсивной коррекции пойти в массовую школу, организована программа «Транзитный первый класс». Это специальный класс в обычной школе, наполняемость которого составляет до 12 человек. Дети обучаются в своем собственном темпе, получают помощь психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи. После окончания программы дети идут либо во 2-й класс, либо опять в 1-й; некоторые дети направляются в специальные школы. Министерство образования Израиля стремится дать каждому ребенку знания на таком уровне, на каком он способен их воспринимать.

Четкое отслеживание динамики

Как правило, комиссии для получения направлений в образовательные учреждения проводятся весной. А в декабре проводится анкетирование воспитателей и диагностика ребенка. Это делается для того, чтобы определить качество обучения и возможности перехода в другое место, а также нужен ли ребенку сопровождающий парапрофессионал или тьютор.

Кроме того, в сентябре в школе проводятся консультации специалистов и родителей по составлению «Индивидуального плана» (Individual plan), который включает в себя описание

•        всех уровней развития ребенка (интеллектуального, физического, эмоционального, социального);

•        главной задачи на текущий момент и того, на чём и как надо сфокусироваться;

•        барьеров в развитии конкретного ребенка, а также необходимых ресурсов для их преодоления;

•        эволюции программы в конце года, того, какие цели были достигнуты.

Родители также вовлечены в образовательный процесс - они члены команды.

При составлении индивидуального обучающего плана применяются такие технологии, как модификация учебной среды и обучающих технологий и оказание специальной помощи.

В работе применяются следующие типы модификации:

•        аккомодация: учитель разрешает использовать печатный текст, печатать вместо письма, использовать проверку орфографии, калькулятор;

•        пересадка к доске;

•        изменение критериев оценки;

•        позволение покинуть комнату без разрешения;

•        система поощрения хорошего поведения;

•        более продолжительное время для выполнения контрольных работ, меньшее количество вариантов выбора в тестах (из 2­х, а не из 4-х);

•       более детальные инструкции: можно прилагать детальный гид, использовать визуальную поддержку;

•        возможность заменить письменный ответ устным;

•        меньший объем классных и домашних работ.

Используются следующие виды помощи:

•        обучение учителей пониманию специфики детей с ОВЗ, особенностям типов нарушений, пониманию закономерностей работы мозга в норме и патологии, учат пользоваться методиками из нейропсихологии и специального обучения;

•        память (мнемотехники);

•        графическая организация;

•        стратегии обучения;

•        использование компьютерных программ;

•        привлечение одноклассников (cooperativ learning);

•        обучение через моторику;

•        дизайн инструкций и вопросов;

•        моделирование проблемы, конкретизация примеров.

Для работы с детьми, имеющими расстройства аутического спектра, применяются следующие стратегии:

•   предупреждающие - интервенция, предупреждающая нежелательное поведение (стереотипии, самостимуляция, самоагрессия);

•         использование компьютерных технологий, в том числе и для эффективной коммуникации;

•     дифференциальное перенаправление: желаемое поведение подкрепляется, а нежелательное - игнорируется;

•         дискретное обучение: темп обучения плавный, на системной основе, состоит из небольших шагов;

•         отмирание - техника, направленная на элиминацию нежелательного поведения;

•          функциональная поведенческая диагностика;

•          функциональная коммуникативная диагностика;

•          натуралистическое вмешательство - набор практик по обустройству окружающей среды;

•     родительское вмешательство - индивидуальные практики, выполняемые родителями со своим ребенком, нацеленные на увеличение возможности обучения и приобретение важных навыков (существует структурированная программа обучения родителей);

•       вовлечение сверстников - интервенции, которые осуществляются при помощи одноклассников: детей обучают взаимодействию с ребенком, имеющим РДА, и вовлекают их в совместную деятельность;

• система обмена карточками «PECS» - использование картинок, знаков, схем;

• поведенческий анализ «ABA» - опора на реагирование, систематическое применение принципов прикладного анализа поведения;

• прицельный обзор - помощь в применении конкретных навыков;

• усиление, которое описывает взаимосвязь между поведением учащегося и следствием, которое следует за поведением, подкрепляется продуктивное поведение;

•                  селф-менеджмент;

•                  социально-нарративные практики;

генерация речи;

структурирование рабочей системы;

анализ целей;

•                  видеомоделирование;

•                  визуальная поддержка;

•        задержка во времени - перерыв между первоначальными инструкциями и любыми последующими.

Для решения поведенческих проблем используется следующая методика:

1)             Выявить специфику проблемы и того, что ее вызывает (стабилизаторы и дистабилизаторы).

2)             Модифицировать обучающий процесс и обстановку, чтобы снизить риск возникновения срывов.

3)             Обучить ребенка социальным навыкам и приемлемому поведению. Помочь понять как, где и когда использовать приобретенные навыки.

4)             Сотрудничать с родителями.

Что касается специалистов, которые работают с детьми, то тьюторы или парапрофессионалы имеют специальное образование: проходят обучающий тренинг, на котором изучают особенности здоровья и психики детей с ОВЗ и методы помощи им.

Примечательно, что в качестве тьюторов активно привлекаются мужчины, так как считается, что это очень важно для детей, воспитывающихся без отца. Остальные же дети тоже нуждаются в том, чтобы видеть мужчину в роли помощника.

В стране работает система привлечения волонтеров, которые помогают в классе или выполняют работу по благоустройству школы или детского сада. Часто волонтеры изготавливают сувениры и декоративные изделия на продажу, а вырученные деньги отдают образовательному учреждению. Волонтерами могут работать солдаты, проходящие альтернативную службу. Быть волонтером в Израиле очень почетно, общество поддерживает положительный имидж людей, занимающихся таким видом благотворительности.

Индивидуальный подход к каждому ребенку

Остановимся подробнее на самой образовательной системе. В Израиле существует несколько вариантов инклюзивного образования. Так, ребенок, имеющий не тяжелые формы нарушений развития, посещает обычный детский сад, где под наблюдением специалистов получает интенсивную коррекционную помощь.

В этом плане хорошо себя зарекомендовала программа интенсивной ранней коррекции «MAAGAN» - это национальные тренинговые центры, в которых действуют:

1)   мультидисциплинарная команда специалистов (психолог, трудотерапевт, специалист по развитию речи), которая помогает воспитателю и родителям добиться максимальной вовлеченности ребенка в жизнь группы, выявляет функциональные трудности ребенка и способствует их преодолению;

2)   «Мабитим» - инструмент (журнал) для систематического мониторинга, формы сбора данных, форма планирования работы, форма обратной связи и оценки, основанный на поведенческом анализе, наблюдении за детьми в их естественной среде;

3)   супервизия и методическая помощь для членов команд.

Новейшие методики

Дети, нуждающиеся в более специализированном уходе, посещают коррекционный детский сад, но на один-два дня приходят в обычный. Такой вариант мы увидели в центре «Бейт Исси Шапиро» для детей, имеющих проблемы развития, в группах для глухих, слабослышащих детей.

Девиз этого центра: «Мы меняем жизнь людей с особыми потребностями». В соответствии с ним в «Бейт Исси Шапиро» реализует различные программы.

«Ранняя помощь» - это программа по развитию интеллектуальных, физических, эмоциональных и социальных навыков. Она предназначена для детей с задержкой умственного развития, ДЦП, аутизмом, Даун-синдромом, метаболическими расстройствами, разработана в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Программа включает в себя:

•                 интегрированные игровые и образовательные программы;

•                 физический тренинг;

•                 арт и трудотерапию;

•                 логопедическую помощь;

•                 тренинг независимости;

•                 сенсорное развитие (сенсорные комнаты);

•                 гидротерапию;

•                 зоотерапию;

•                 каникулярные программы;

•                 стоматологический сервис.

Особо хочется отметить такие инновационные направления работы центра, как гидротерапия и стоматологическая клиника для детей с ОВЗ.

«Шапиро» является мировым лидером в гидротерапии, занимается обучением, внедрением и оборудованием специальных бассейнов по всему миру.

В центре специально оборудованы 2 бассейна с лифтами, теплой водой 37 градусов по Цельсию, специальной подсветкой, коммуникативными системами для детей, не имеющих навыка речи. Здесь проводятся терапевтические занятия для детей с ОВЗ, дающие прекрасные результаты. Программа по коррекции СДВГ в бассейне, оборудованном элементами сенсорной комнаты, является уникальной и не имеет аналогов.

Стоматологическая клиника для детей с ОВЗ - редкое явление, поскольку она полностью оборудована для детей-колясочников, детей с фобиями лечения. В клинике разработан уникальный метод «успокоительного сна» (Snoezelen therapy) - программа, способствующая расслаблению пациента.

Кроме того, в «Бейт Исси Шапиро» действуют такие программы, как специальная образовательная школа, центр мультисенсорного развития, гидротерапевтический центр, стоматологическая клиника, учебный центр, центр семейной терапии, спортивный центр, медицинский центр для детей с множественными диагнозами, центр общения взрослых с ОВЗ.

На территории центра располагается инновационный парк для детей с ограниченной подвижностью, в котором есть обычные площадки для братьев и сестер детей с ОВЗ. Этот парт создан в качестве места для совместного отдыха семей, имеющих детей как с ОВЗ, так и без них. В парк и бассейн приходят разные семьи, просто жители района, молодые мамы с младенцами, дети с ОВЗ. Часто это бывает первое место, где дети видят друг друга и привыкают нормально воспринимать различия.

Для малышей с РДА

Особое отношение в Израиле к детям с РДА. Именно на коррекции данного заболевания специализируется центр «Милман», основанный в 1992 году на деньги мадам Милман из Швейцарии в память о ее муже, физике Борисе Милмане.

Данный центр осуществляет качественную и достоверную диагностику детей с расстройствами аутического спектра, терапию для детей с 18 месяцев до 6 лет. Кроме этого центр специализируется на оказании помощи семьям таких детей, работает по программам интеграции их в социум.

В момент нашего посещения в центре обучались 130 детей, которые были диагностированы как имеющие коммуникативные проблемы или расстройства аутического спектра. Среди маленьких пациентов есть дети различных национальностей: евреи, арабы и друзы. Чтобы ребенок получал помощь на родном языке, к работе привлекаются специалисты, говорящие на нем.

Специалисты центра имеют высокую профессиональную квалификацию, среди них:

•                 специалисты по развитию;

•                 психологи;

•                 социальные работники;

•                 терапевты по развитию речи;

•                 экспрессивные и арттерапевты (музыка, драма, искусство);

•                 зоотерапевты;

•                 дефектологи.

Терапевтическая модель центра направлена на работу с детско-родительскими отношениями, способствует активному участию расширенной семьи в работе центра. Само здание центра «Милмана» оборудовано таким образом, чтобы создать ощущение второго дома для семей, проводящих в нем годы терапии.

Терапевтические принципы центра «Милман»

1.              Воспитание ребенка со специальными нуждами - не проект. Это стиль жизни.

2.              Родители — активные участники терапии их ребенка.

3.              Ребенок с расстройствами аутического спектра «говорит» на своем уникальном языке.

4.              Ребенок со специальными нуждами проходит те же стадии развития, что и все дети.

5.              Ранняя интервенция возможна!

6.              Расширенная интегративная терапия.

7.              Мультидисциплинарный подход.

8.              Терапия, основанная на командной работе.

9.              Культивирование чувства «Я».

10.          Готовность к приобретению нового опыта и к непрерывному образованию.

Возрастные решения

В рамках реализации своей задачи центр «Милман» имеет особую структуру и подразделения.

1.   Терапевтические группы дневного пребывания для детей от 1 года до 3 лет

Реабилитационно-терапевтические группы принимают детей с момента установления диагноза.

Сервис предоставляется детям, нарушения которых были выявлены на раннем этапе. В таком возрасте малыши нуждаются в атмосфере «как в детском саду», но при этом им должны быть созданы все условия, обеспечивающие реабилитацию и предоставляющие терапевтические интеграционные программы.

Также в этих группах осуществляется консультирование семей, не посещающих занятия. Имеются интегративные программы для детей на 2 дня в неделю. Целью таких программ является предоставление оптимального количества терапевтического вмешательства для ребенка в естественной среде детского сада.

Целями работы групп являются усиление и экспансия сенсомоторного развития ребенка, его коммуникационных, лингвистических навыков, а также эмоциональное, социальное и когнитивное развитие.

Незаменимость для дальнейшего развития ребенка и развития его потенциальных возможностей программ ранней интервенции подтвердили многочисленные научные исследования и опытные наблюдения.

2.                      Программы для детей от 3 лет до школьного возраста

Они оплачиваются частично за счет бюджета, частично - за счет родительских взносов.

Каждый ребенок направляется на междисциплинарную индивидуальную и/или групповую терапию, проводимую два раза в неделю. При этом сверстники в группе не меняются, а профессионалы, осматривающие детей и выдающие заключения, каждый раз новые.

Программа построена с учетов индивидуальных потребностей ребенка и развития его коммуникационных нужд. Индивидуальные терапевтические сессии построены в формате «родитель - ребенок» и предполагают обязательное присутствие родителей. Со временем добавляется парная, а затем групповая работа. Например, существуют случаи, когда в интересах ребенка изменяется формат терапии или проводятся дополнительные сессии.

Центр также предлагает регулярные встречи с психологом и социальным работником. Эти встречи являются насущной потребностью и необходимым условием работы. Психолог и социальный работник также предоставляют услуги по семейному консультированию, их обязанностями являются сопровождение и обучение семьи. Кроме того, эти же специалисты являются ответственными за надлежащее регулирование терапевтического процесса между центром и родителями, представляют интересы родителей в других инстанциях.

Дети, которые интегрированы в терапевтические программы центра, посещают разнообразные образовательные и общественные заведения, такие как обычные детские сады, речевые детские сады, интегративные детские сады в присутствии личного тьютора. Неотъемлемой частью терапевтической программы является координация специалистами центра длительных продуктивных отношений с образовательными учреждениями. Сотрудники центра посещают учебные заведения лично с целью мониторинга обучающих возможностей и имеющегося оборудования, консультирования и сопровождения и родителей, и педагогического коллектива. Дети, направленные в детский сад, имеют возможность участвовать в интеграционной программе, основанной на их нуждах и профессиональных наблюдениях. В добавление к такой программе для ребенка центр пишет программу для методического отдела детского сада.

3.                      Программы для детей от 3 до 4,5 лет

Группы состоят из 6 детей, которые посещают центр дважды в неделю по утрам. Программа включает три сессии с различными терапевтами, которые проводятся в формате «родитель - ребенок» в добавление к групповым встречам. Важным элементом «воссоединения» является совместный завтрак и перекусы в течение дня. Эти воссоединения являются фундаментом терапии.

4.                      Программы для детей от 4,5 до 6 лет

Группы состоят из 7 человек, которые посещают сад дважды в неделю после обеда. Программа включает три сессии с различными терапевтами, которые проводятся в формате «родитель - ребенок» в добавление к групповым встречам. Важным элементом для групп этого возраста является групповая терапия для детей без присутствия родителей. Таким образом развиваются навыки детей действовать в более многолюдной аудитории и в присутствии сверстников. Например, программа подготовки к школе имитирует школьную обстановку, ребенок посещает ее раз в неделю.

5.                      Группы поддержки

Предназначены для родителей, чьи дети обучаются в центре. Эти программы являются важной частью терапии. Также предлагаются группы для сиблиногов, бабушек и дедушек.

6.                      Помощь на дому

Программа создана для того, чтобы усилить терапевтический эффект и адаптировать домашнюю среду к нуждам ребенка, способствовать его наибольшему включению в процесс. Суть ее в том, что тьютор приезжает к ребенку на дом два раза в неделю. Программа является дополнительной и оплачивается родителями.

7.                      Медицинская помощь

На базе центра ребенок может получать необходимую медицинскую помощь невролога, педиатра и психиатра. Все специалисты обучены особенностям работы с данными детьми и разделяют терапевтический подход центра.

Знакомство со школой

Особое внимание в Израиле уделяется нормальной адаптации особенных детей в обычной школе. Практика показывает, что ребенок не чувствует себя сколько-нибудь ущербным по сравнению со своими здоровыми одноклассниками.

Это стало возможным за счет проведения в школах программ повышения осведомленности детей, когда, например, родители в начале года приходят в класс и объясняют детям особенности здоровья и поведения их ребенка. Если родители не готовы выступить сами, это делает психолог или дефектолог, медсестра или ведущий терапевт ребенка. Классный учитель провоцирует обсуждение в классе.

Иногда родители пишут книги или статьи о своем ребенке и раздают их одноклассниками, также многие используют видео.

В средней и старшей школе ребенок сам делает презентацию о своем состоянии, например, «Все обо мне» или пишет заметку в школьную газету. Также хорошей традицией является посещение школы всей семьей с сиблингами, чтобы одноклассники понимали, что это обычная семья. Такие программы позволяют существенно облегчить вхождение ребенка в коллектив и вызвать понимание и желание помочь. Учитель также может почерпнуть много полезной информации из рассказа и использовать сложившуюся ситуацию для работы над сплоченностью класса, выработки социальных навыков.

Таким образом, ребенок с ограниченными возможностями в Израиле благодаря активно работающей инклюзивной программе не только не чувствует себя обделенным. Он становится активным членом общества. О нем заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательного учреждения, волонтеры.

Более того, благодаря ранней диагностике, большинство заболеваний удается успешно корректировать в младенческом возрасте. Система же образования, построенная таким образом, дает каждому ребенку возможность получить все необходимые для жизни в современном обществе знания в удобном ему режиме и формате.

Все это стало возможным благодаря закреплению инклюзивного образования на законодательном уровне, благодаря активной поддержке правительства, труду и пониманию каждого из членов общества, чего, к сожалению, так не хватает в современной России.

Информация об авторах

Майзель Ольга Валериевна, инструктор по тактильной коррекции, Центр образования «Бухта знаний», магистр, консультант по прикладному анализу поведения, Нижний Новгород, Россия, e-mail: olga.olamay@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3338
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 5473
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0