Динамика тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха после апробации авторской программы

1993

Аннотация

Целью изучения стал анализ динамики тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха, осуществленный замерами индекса тревожности и уровня интенсивности тревоги. В статье описывается эффективность авторской программы «Снижение и профилактика тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха», подкрепленная итоговыми показателями тревожности испытуемых. Подтверждена гипотеза о том, что тревожность детерминирует в большей степени специфика дизонтогенеза, ограничение интеллектуальных и слухоречевых возможностей, в меньшей степени – социально-средовый компонент функционирования.

Общая информация

Ключевые слова: тревожность, динамика тревожности, слабослышащие, неслышащие дети, дети со сложной структурой дефекта, подростковый возраст, авторская программа, личностная тревожность

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Домчук В.М. Динамика тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха после апробации авторской программы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n1/Domchuk (дата обращения: 24.05.2024)

Полный текст

 

Подростковый возраст, в плане проявления тревожности имеет особое значение, поскольку является одним из критических периодов личностного созревания и социализации. С другой стороны, по данным многих авторов, тревожность является характерным проявлением этого возрастного этапа [18]; [4]; [8]; [3]; [13]; [19]; [5]; [23]. Некоторые исследователи проблемы считают, что важнейшим источником подростковой тревожности является конфликт, связанный с самооценкой, конфликт между стремлением к личной автономии и боязнью этого [18]; [23]; [5]; [14]; [11].

В специальной психологии подростковая тревожность изучалась в контексте нарушения зрения [27], при интеллектуальной недостаточности как грубой, так и пограничной [26]; [9]; [16], рассматривались механизмы и особенности тревожности, возникающей на фоне речевой патологии [25]; [17]; [20]. Некоторые авторы исследовали подростковую тревожность при детском церебральном параличе во взаимосвязи с социальными факторами (семья) [24].

Достаточно широкий спектр теоретических и прикладных работ содержит описание технологий и подходов к коррекции, профилактике детской и подростковой тревожности [28]; [10]; [21]; [15]; [11]; [12]; [7]; [1]; [5]; [6]. Однако не достаточно разработана система всесторонней психолого-педагогической поддержки и помощи тревожным детям с различными нарушениями слуха в подростковом периоде, что определяет проблему нашего исследования.

Возникает острая необходимость создания эффективных программ психологического сопровождения детей подросткового возраста с нарушениями слуха, характеризующимися трудностями вербального контакта. Форм решения данной проблемы отличаются недостаточным уровнем научно-методической разработанности.

Программа снижения и профилактики тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха прошла апробацию на базе ГКОУ СО «Нижнетагильская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат». Для проверки эффективности предлагаемой программы были сформированы экспериментальная группа (37 человек) и контрольная (36 человек), симметричные по составу. Основой при составлении авторской программы по профилактике и снижению тревожности у испытуемых выступили различные показатели потери слуха (соответственно, и речевые данные) детей, наличие сочетанных нарушений (интеллектуальная недостаточность), а также возможности сотрудничества с их членами семьи и другими референтными лицами в связи с неоднородными социальными условиями проживания, т. е. уровнем влияния родителей и педагогов школы-интерната (рис. 1а, 1б).

 
Рис. 1а. Модель психологической коррекции и профилактики тревожности при нарушениях слуха.
 


 

 
Рис. 1б. Модель психолого-педагогического сопровождения тревожных детей подросткового возраста с нарушениями слуха.
 

 

Поэтому для выявления взаимосвязи тревожности и уровня развития речи и интеллекта у подростков с нарушениями слуха было сформировано шесть экспериментальных подгрупп в соответствии с категориями, выделенными М. В. Брызгаловым:

1    - неслышащие с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной речью;

2           - неслышащие и позднооглохшие с нарушениями интеллекта и несформированной речью;

3    - слабослышащие с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной речью;

4           - слабослышащие с нормальным интеллектуальным развитием и несформированной речью;

5    - слабослышащие с нарушениями интеллекта и несформированной речью;

6    - неслышащие с нормальным интеллектуальным развитием и несформированной речью [2].

Для решения экспериментальной задачи - анализ динамики тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха -осуществлены замеры индекса тревожности по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) и уровня интенсивности тревоги по методике «Восьмицветовой тест М. Люшера».

В табл. 1 даны результаты контрольного эксперимента по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) после реализации коррекционно­профилактической программы.

Таблица 1. Анализ динамики уровня (индекса) тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха (Тест тревожности, Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Катего рия детей

Контрольная группа

(n= 36) %

Экспериментальная группа

(n= 37) %

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

низ

. ур.

сре д.

ур.

выс

. ур.

низ

. ур.

сре д.

ур.

выс . ур

ни

з.

ур.

сре д

ур.

выс

. ур.

низ

. ур.

сре д

ур.

вы с. ур

1

слабосл ышащие

10

%

45 %

45 %

0%

55

%

45 %

0

%

30

%

70

%

54 %

46 %

0%

2

неслыш ащие

7%

71

%

22

%

14 %

57 %

29

%

0

%

44 %

56 %

32

%

68 %

0%

3

дети со сложно й структу рой дефекта

15

%

23

%

62

%

15

%

38 %

47 %

0

%

37 %

63 %

50

%

50

%

0%

 

Результаты экспериментальной работы показали, что данные об уровне тревожности в контрольной группе существенно не изменились. Снизилась показатели высокого уровня тревожности в подгруппе детей со сложной структурой дефекта (на 15%), в подгруппе неслышащих испытуемых обнаружена отрицательная динамика: показатели высокого уровня возросли на 7%. В подгруппе слабослышащих изменения не обнаружены.

Напротив, в экспериментальной группе обнаружена существенная динамика. Процент слабослышащих испытуемых с низким уровнем (индексом) тревожности повысился с 0% до 54%; процент неслышащих испытуемых со средним уровнем тревожности повысился с 44% до 68%. Высокий уровень испытуемые экспериментальной группы не продемонстрировали.

В табл. 2 представлены результаты контрольного эксперимента по методике «Восьмицветовой тест» М. Люшера после реализации коррекционно­профилактической программы.

 

Таблица 2. Анализ динамики уровня интенсивности тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха

(Восьмицветовой . тест, М. Люшер)

Категория детей

Контрольная группа

(n= 36) %

Экспериментальная группа

(n= 37) %

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Слабослы шащие

33%

56 %

11

%

0%

0

%

33 %

44 %

23

%

0%

0

%

15

%

54 %

23

%

8 %

0%

100 %

0

%

0

%

0

%

0%

2

Неслыша щие

21%

36 %

29

%

7%

7 %

21

%

30

%

21

%

21

%

7 %

6%

82

%

6%

6

%

0%

94

%

0

%

0

%

0

%

0%

3

Дети со сложной структур ой дефекта

15%

54 %

8%

23

%

0

%

15

%

46

%

24

%

15

%

0

%

25

%

75 %

0%

0

%

0%

100 %

0

%

0

%

0

%

0%

Примечание. Уровень интенсивности тревоги по М. Люшеру обозначен цифрами в горизонтальной строке: 1 - низкий; 2 - ниже среднего, 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - высокий

 

При анализе результатов выявлена динамика, аналогичная данным, полученным по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Так, в контрольной группе неслыщащих испытуемых показатели интенсивности тревоги выше среднего уровня возросли на 14%. У детей со сложной структурой дефекта этой же группы показатели интенсивности тревоги на уровне выше среднего снизились на 8%.

Обнаружены изменения в экспериментальной группе. Данные табл. 2 свидетельствуют о преобладании показателей низкого уровня интенсивности тревоги в подгруппах слабослышащих и детей со сложной структурой дефекта (по 100%), участвовавших в коррекционно-профилактических мероприятиях.

Дети подросткового возраста с нарушениями слуха, вошедшие в экспериментальную и контрольную группы, участвовали в предварительном исследовании (1 срез) и в заключительном (2 срез). Предлагалось получить данные по «Тесту тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), диагностирующему индекс тревожности, и данные «Восьмицветового теста» М. Люшера, измеряющего интенсивность тревоги. Для проверки статистической достоверности сдвигов под влиянием экспериментальных воздействий (реализации программы снижения и профилактики тревожности) мы использовали Т-критерий Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, и позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Результаты статистического анализа достоверности изменений переменных представлены в табл. 3 и 4. Изменения после контрольной диагностики представлены графически (рис. 2а, 2б, 3а и 3б).

Анализ результатов показал наличие статистически значимых изменений показателей индекса тревожности под влиянием коррекционных воздействий в группе, принимавшей участие в реализации предлагаемой нами программы (табл. 3, рис. 2а, 2б).

Таблица 3. Статистически значимые сдвиги динамики тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха (индекс тревожности по данным «Теста тревожности»)                  

Показатель

Экспериментальная группа

(n=37)_________________________

Контрольная группа

(n=36)

Среднее значение

Т-крите-

рий Вил- коксона, (уровень значимости р)

Среднее значение

Т-крите-

рий Вил- коксона, (уровень значимости р)

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1

Слабослышащие

2,69

1,46

3, 358

(р < 0,001)

2,33

2,44

1,0

р = 0,317

2

Неслышащие

2,56

1,69

- 3,500

(р <0,001)

2,14

2,14

0

р = 1,000

3

Дети со сложной структурой дефекта

2,63

1,5

- 2,460

(Р <,01)

2.46

2,30

- 0,557

р = 0,577

 

 
Примечание. Полужирным шрифтом выделены статистически значимые сдвиги.
 

 

Рис 2а. Средние значения показателей индекса тревожности в экспериментальной группе испытуемых до и после реализации программы снижения и профилактики тревожности (1 - слабослышащие, 2 - неслышащие, 3 - дети со сложной структурой дефекта)

 

Рис 2б. Средние значения показателей индекса тревожности в контрольной группе испытуемых до и после реализации программы снижения и профилактики тревожности (1 - слабослышащие, 2 - неслышащие, 3 - дети со сложной структурой дефекта)

езультаты исследования показывают отсутствие значимых сдвигов в контрольной группе и выраженное снижение значений показателей индекса тревожности (на уровне статистически значимых изменений) в экспериментальной группе:

•      в подгруппе слабослыщащих наиболее значимые снижения показателей индекса тревожности: с 2,69 до 1,46 (сдвиги значимы на уровне р < 0,001);

•      в подгруппе неслышащих аналогичные результаты: изменения индекса тревожности с 2,56 до 1,69 (сдвиги также значимы на уровне р < 0,001);

•      в подгруппе детей со сложной структурой дефекта также существенные изменения: с 2,63 до 1,5, но уже с уровнем значимости р < 0,01.

Наиболее выраженное снижение показателей индекса тревожности именно в подгруппах слабослышащих и детей со сложной структурой дефекта, на наш взгляд, стало возможным благодаря характеру большинства упражнений, рассчитанных на наличие речевой активности первых и стимулирование игрового интереса вторых.

Анализ результатов показал наличие статистически значимых изменений показателей интенсивности тревоги под влиянием коррекционных воздействий в группе, принимавшей участие в реализации предлагаемой нами программы (табл. 4, рис. 3а, 3б).

 


Таблица 4. Статистически значимые сдвиги динамики тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха (интенсивность тревожности по данным «Восьмицветового теста» М. Люшера)_________________________________________________________________________________

 

Примечание. Полужирным шрифтом выделены статистически значимые сдвиги.

Рис 3а. Средние значения показателей интенсивности тревоги в экспериментальной группе испытуемых до и после реализации программы снижения и профилактики тревожности (1 слабослышащие, 2 - неслышащие, 3 - дети со сложной структурой дефекта)

Рис 3б. Средние значения показателей интенсивности тревоги в контрольной группе испытуемых до и после реализации программы снижения и профилактики тревожности (1 - слабослышащие, 2 - неслышащие, 3 - дети со сложной структурой дефекта)

Результаты исследования показывают выраженное снижение значений показателей интенсивности тревоги (на уровне статистически значимых изменений)в экспериментальной группе:

•      более значимые изменения произошли в подгруппе неслышащих: с 3,31 до 0,75 (сдвиги значимы на уровне р < 0,001);

•      также значимыми являются снижение интенсивности тревоги в подгруппе слабослыщащих: с 3,38 до 0,38 (сдвиги значимы на уровне р < 0,01);

•      в подгруппе детей со сложной структурой дефекта интенсивность тревоги снизились с 2,38 до 0,63 (сдвиги значимы на уровне р < 0,05).

•      Важно отметить, что в контрольной группе статистически значимых изменений показателей интенсивности тревоги не обнаружено.

Итак, в результате проверки эффективности авторской программы «Снижение и профилактика тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха» выявлено, что в экспериментальной группе у всех испытуемых, независимо от специфики дефекта, присутствует положительная динамика на уровне статистически значимых изменений. В большей степени изменения коснулись показателей тревожности в группе слабослышащих: возможно, они имеют относительно сохранные ресурсы по сравнению с испытуемыми других категорий.

Актуальность практического применения данной программы в коррекционной образовательной среде подтверждается тем, что при ее апробировании учитывалась специфика понимания педагогом речи данной категории детей и наоборот и следующие особенности коммуникации с ним (Т. А. Соловьева, Д. Ю Роснач):

1)    отсутствие прямой связи между качеством восприятия и пониманием звучащей речи;

2)    трудности понимания высказываний, содержащих подтекст;

3)    трудности понимания речи, связанные с особенностями представлений ребенка о себе и об окружающем мире (словарный диапазон у таких детей имеет как количественные, так и качественные отличия);

4)    трудности понимания длинных высказываний в речи экспериментатора, содержащей множество микротем (ответы в опросниках могут быть неоднозначными);

5)    трудности обобщения сказанного в сложной коммуникативной ситуации (наличие альтернативных вопросов в ходе диалога) [115; 109].

Данная модель психолого-педагогического сопровождения призвана реализовать комплексный подход в коррекции и профилактике подростковой тревожности при различных нарушениях слуха (при возможных сочетанных нарушениях). Системность сопровождения обеспечивается при условии увеличения частоты встреч с родителями (законными представителями) и их активного вовлечения в коррекционно-профилактический процесс, связанный со снижением тревожности детей и улучшением микроклимата семьи. Также неотъемлемым компонентом в данном сопровождении является оперативность и адресность работы с педагогами и узкими специалистами образовательной среды школы- интерната.

Анализ динамики тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха свидетельствует о наличии:

•      устойчивой динамики снижения показателей индекса тревожности и интенсивности тревоги во всех подгруппах, участвовавших в реализации коррекционно-профилактической программы на статистически значимых уровнях;

•      отсутствия снижения тревожности у испытуемых контрольной группы.

Этот факт доказывает необходимость внедрения коррекционно­профилактической программы, фундаментом которой являются основы игровой терапии, в практическую деятельность сурдопсихологов, сопровождающих эмоционально неблагополучных детей подросткового возраста с нарушениями слуха.

 

Литература

  1. Абулхасанова Г. Е. Игровая терапия личностного развития подростков в условиях профессионально-технического образования / Г. Е Абулхасанова., Г. Н. Касымова // Ученые записки СПбГИПСР. 2007. № 2.
  2. Брызгалов М. В. Совершенствование коррекционно-образовательной работы с глухими и слабослышащими детьми в условиях специализированного Центра реабилитации детей с нарушенным слухом : дис. ... канд. пед. наук : Екатеринбург, 1998.
  3. Дашкевич О. В. Экспериментальный анализ психологической структуры самооценки спортсмена и ее проявления // Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу (13–19 августа, Токио). М., 1972.
  4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М., 2005.
  5. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб., 2006.
  6. Карасёва С. Н. Возможности групповой игровой терапии при работе с тревожными детьми // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 3.
  7. Касымова Г. Н. Психологические основы игровой терапии детской тревожности. Алма-Аты, 2005.
  8. Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Р. Кисловская. М., 1972.
  9. Кондратьева Н. П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития : дис. … канд. псих. наук : 19.00.10 / Н. П. Кондратьева. Н. Новгород, 2002.
  10. Лэндрет Г. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка / Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. / Перев. с англ. Л. Р. Мошинской. М., Воронеж, 2001.
  11. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000.
  12. Молявко Н. В. Игра в коррекции эмоциональной депривации воспитанников детских домов и школ-интернатов // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: сбор. докл. межрегион. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. Новосибирск, 2002. Ч. 2.
  13. Озерова С. А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка : дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / С. А. Озерова. М., 1999.
  14. Оршанская М. В. Влияние фрустраций на социализацию подростков : дис. … канд. псих. наук : 19.00.13/ М. В. Оршанская. СПб., 2004.
  15. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000.
  16. Панфилова М. А. Коррекция тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. … канд. психол. наук : 19.00.10 / М. А. Панфилова. М., 2007.
  17. Першина Н. А. Влияние коммуникативных способностей на уровень личностной тревожности детей младшего школьного возраста, находящихся на попечении государства [Текст] / Н. А. Першина, Ю. А. Шамбалова // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: сб. докл. межрегион. научн.-практ. конф. / [редкол. : Е. А. Соколков и др.]. Новосибирск, 2002. Ч. 2.
  18. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб., 2009.
  19. Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидт. М., 2000.
  20. Пыжова К. В. Тревожность в общении как причина социальной дезадаптации подростков с низким уровнем успешности речевого и коммуникативного развития // Российский психологический журнал. 2008. Том 5. № 3.
  21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт ; пер. с нем. М., 1994.
  22. Роснач Д. Ю. Определение речевого развития детей с нарушенным слухом, поступающих в массовую школу / Д. Ю. Роснач // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. 2010. № 2.
  23. Старшинина И. В. Феномен подростковой тревожности // Преподаватель ХХI. 2007. № 1.
  24. Устинова Е. В. Преодоление страхов и тревожности у старших дошкольников с детским церебральным параличом / Е. В. Устинова // Коррекционная педагогика. 2006. № 4.
  25. Фейгенберг Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. № 1.
  26. Фролова О. В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: дис. …канд. психол. наук : 19.00.10 / О. В. Фролова. 2001.
  27. Шимгаева А. Н. Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения: дис. … канд. псих. наук : 19.00.10 / А. Н. Шимгаева. М., 2007.
  28. Freud S. Inhibitions, Simptoms and Anxiety (1926).

Информация об авторах

Домчук Виктория Михайловна, старший преподаватель, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, Россия, e-mail: vvm-dvm1110@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2776
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1993
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7