Клиническая и специальная психология
2014. Том 3. № 1
ISSN: 2304-0394 (online)
Динамика тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха после апробации авторской программы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тревожность, динамика тревожности, слабослышащие, неслышащие дети, дети со сложной структурой дефекта, подростковый возраст, авторская программа, личностная тревожность
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Домчук В.М. Динамика тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха после апробации авторской программы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n1/Domchuk (дата обращения: 23.11.2024)
Полный текст
Подростковый возраст, в плане проявления тревожности имеет особое значение, поскольку является одним из критических периодов личностного созревания и социализации. С другой стороны, по данным многих авторов, тревожность является характерным проявлением этого возрастного этапа [18]; [4]; [8]; [3]; [13]; [19]; [5]; [23]. Некоторые исследователи проблемы считают, что важнейшим источником подростковой тревожности является конфликт, связанный с самооценкой, конфликт между стремлением к личной автономии и боязнью этого [18]; [23]; [5]; [14]; [11].
В специальной психологии подростковая тревожность изучалась в контексте нарушения зрения [27], при интеллектуальной недостаточности как грубой, так и пограничной [26]; [9]; [16], рассматривались механизмы и особенности тревожности, возникающей на фоне речевой патологии [25]; [17]; [20]. Некоторые авторы исследовали подростковую тревожность при детском церебральном параличе во взаимосвязи с социальными факторами (семья) [24].
Достаточно широкий спектр теоретических и прикладных работ содержит описание технологий и подходов к коррекции, профилактике детской и подростковой тревожности [28]; [10]; [21]; [15]; [11]; [12]; [7]; [1]; [5]; [6]. Однако не достаточно разработана система всесторонней психолого-педагогической поддержки и помощи тревожным детям с различными нарушениями слуха в подростковом периоде, что определяет проблему нашего исследования.
Возникает острая необходимость создания эффективных программ психологического сопровождения детей подросткового возраста с нарушениями слуха, характеризующимися трудностями вербального контакта. Форм решения данной проблемы отличаются недостаточным уровнем научно-методической разработанности.
Программа снижения и профилактики тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха прошла апробацию на базе ГКОУ СО «Нижнетагильская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат». Для проверки эффективности предлагаемой программы были сформированы экспериментальная группа (37 человек) и контрольная (36 человек), симметричные по составу. Основой при составлении авторской программы по профилактике и снижению тревожности у испытуемых выступили различные показатели потери слуха (соответственно, и речевые данные) детей, наличие сочетанных нарушений (интеллектуальная недостаточность), а также возможности сотрудничества с их членами семьи и другими референтными лицами в связи с неоднородными социальными условиями проживания, т. е. уровнем влияния родителей и педагогов школы-интерната (рис. 1а, 1б).
Поэтому для выявления взаимосвязи тревожности и уровня развития речи и интеллекта у подростков с нарушениями слуха было сформировано шесть экспериментальных подгрупп в соответствии с категориями, выделенными М. В. Брызгаловым:
1 - неслышащие с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной речью;
2 - неслышащие и позднооглохшие с нарушениями интеллекта и несформированной речью;
3 - слабослышащие с нормальным интеллектуальным развитием и сформированной речью;
4 - слабослышащие с нормальным интеллектуальным развитием и несформированной речью;
5 - слабослышащие с нарушениями интеллекта и несформированной речью;
6 - неслышащие с нормальным интеллектуальным развитием и несформированной речью [2].
Для решения экспериментальной задачи - анализ динамики тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха -осуществлены замеры индекса тревожности по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) и уровня интенсивности тревоги по методике «Восьмицветовой тест М. Люшера».
В табл. 1 даны результаты контрольного эксперимента по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) после реализации коррекционнопрофилактической программы.
Таблица 1. Анализ динамики уровня (индекса) тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха (Тест тревожности, Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
№ |
Катего рия детей |
Контрольная группа (n= 36) % |
Экспериментальная группа (n= 37) % |
||||||||||
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
||||||||||
низ . ур. |
сре д. ур. |
выс . ур. |
низ . ур. |
сре д. ур. |
выс . ур |
ни з. ур. |
сре д ур. |
выс . ур. |
низ . ур. |
сре д ур. |
вы с. ур |
||
1 |
слабосл ышащие |
10 % |
45 % |
45 % |
0% |
55 % |
45 % |
0 % |
30 % |
70 % |
54 % |
46 % |
0% |
2 |
неслыш ащие |
7% |
71 % |
22 % |
14 % |
57 % |
29 % |
0 % |
44 % |
56 % |
32 % |
68 % |
0% |
3 |
дети со сложно й структу рой дефекта |
15 % |
23 % |
62 % |
15 % |
38 % |
47 % |
0 % |
37 % |
63 % |
50 % |
50 % |
0% |
Результаты экспериментальной работы показали, что данные об уровне тревожности в контрольной группе существенно не изменились. Снизилась показатели высокого уровня тревожности в подгруппе детей со сложной структурой дефекта (на 15%), в подгруппе неслышащих испытуемых обнаружена отрицательная динамика: показатели высокого уровня возросли на 7%. В подгруппе слабослышащих изменения не обнаружены.
Напротив, в экспериментальной группе обнаружена существенная динамика. Процент слабослышащих испытуемых с низким уровнем (индексом) тревожности повысился с 0% до 54%; процент неслышащих испытуемых со средним уровнем тревожности повысился с 44% до 68%. Высокий уровень испытуемые экспериментальной группы не продемонстрировали.
В табл. 2 представлены результаты контрольного эксперимента по методике «Восьмицветовой тест» М. Люшера после реализации коррекционнопрофилактической программы.
Таблица 2. Анализ динамики уровня интенсивности тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха
(Восьмицветовой . тест, М. Люшер)
№ |
Категория детей |
Контрольная группа (n= 36) % |
Экспериментальная группа (n= 37) % |
||||||||||||||||||
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Слабослы шащие |
33% |
56 % |
11 % |
0% |
0 % |
33 % |
44 % |
23 % |
0% |
0 % |
15 % |
54 % |
23 % |
8 % |
0% |
100 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0% |
2 |
Неслыша щие |
21% |
36 % |
29 % |
7% |
7 % |
21 % |
30 % |
21 % |
21 % |
7 % |
6% |
82 % |
6% |
6 % |
0% |
94 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0% |
3 |
Дети со сложной структур ой дефекта |
15% |
54 % |
8% |
23 % |
0 % |
15 % |
46 % |
24 % |
15 % |
0 % |
25 % |
75 % |
0% |
0 % |
0% |
100 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0% |
Примечание. Уровень интенсивности тревоги по М. Люшеру обозначен цифрами в горизонтальной строке: 1 - низкий; 2 - ниже среднего, 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - высокий
При анализе результатов выявлена динамика, аналогичная данным, полученным по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Так, в контрольной группе неслыщащих испытуемых показатели интенсивности тревоги выше среднего уровня возросли на 14%. У детей со сложной структурой дефекта этой же группы показатели интенсивности тревоги на уровне выше среднего снизились на 8%.
Обнаружены изменения в экспериментальной группе. Данные табл. 2 свидетельствуют о преобладании показателей низкого уровня интенсивности тревоги в подгруппах слабослышащих и детей со сложной структурой дефекта (по 100%), участвовавших в коррекционно-профилактических мероприятиях.
Дети подросткового возраста с нарушениями слуха, вошедшие в экспериментальную и контрольную группы, участвовали в предварительном исследовании (1 срез) и в заключительном (2 срез). Предлагалось получить данные по «Тесту тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), диагностирующему индекс тревожности, и данные «Восьмицветового теста» М. Люшера, измеряющего интенсивность тревоги. Для проверки статистической достоверности сдвигов под влиянием экспериментальных воздействий (реализации программы снижения и профилактики тревожности) мы использовали Т-критерий Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, и позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Результаты статистического анализа достоверности изменений переменных представлены в табл. 3 и 4. Изменения после контрольной диагностики представлены графически (рис. 2а, 2б, 3а и 3б).
Анализ результатов показал наличие статистически значимых изменений показателей индекса тревожности под влиянием коррекционных воздействий в группе, принимавшей участие в реализации предлагаемой нами программы (табл. 3, рис. 2а, 2б).
Таблица 3. Статистически значимые сдвиги динамики тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха (индекс тревожности по данным «Теста тревожности»)
№ |
Показатель |
Экспериментальная группа (n=37)_________________________ |
Контрольная группа (n=36) |
||||
Среднее значение |
Т-крите- рий Вил- коксона, (уровень значимости р) |
Среднее значение |
Т-крите- рий Вил- коксона, (уровень значимости р) |
||||
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез |
||||
1 |
Слабослышащие |
2,69 |
1,46 |
3, 358 (р < 0,001) |
2,33 |
2,44 |
1,0 р = 0,317 |
2 |
Неслышащие |
2,56 |
1,69 |
- 3,500 (р <0,001) |
2,14 |
2,14 |
0 р = 1,000 |
3 |
Дети со сложной структурой дефекта |
2,63 |
1,5 |
- 2,460 (Р <,01) |
2.46 |
2,30 |
- 0,557 р = 0,577 |
Рис 2а. Средние значения показателей индекса тревожности в экспериментальной группе испытуемых до и после реализации программы снижения и профилактики тревожности (1 - слабослышащие, 2 - неслышащие, 3 - дети со сложной структурой дефекта)
Рис 2б. Средние значения показателей индекса тревожности в контрольной группе испытуемых до и после реализации программы снижения и профилактики тревожности (1 - слабослышащие, 2 - неслышащие, 3 - дети со сложной структурой дефекта)
езультаты исследования показывают отсутствие значимых сдвигов в контрольной группе и выраженное снижение значений показателей индекса тревожности (на уровне статистически значимых изменений) в экспериментальной группе:
• в подгруппе слабослыщащих наиболее значимые снижения показателей индекса тревожности: с 2,69 до 1,46 (сдвиги значимы на уровне р < 0,001);
• в подгруппе неслышащих аналогичные результаты: изменения индекса тревожности с 2,56 до 1,69 (сдвиги также значимы на уровне р < 0,001);
• в подгруппе детей со сложной структурой дефекта также существенные изменения: с 2,63 до 1,5, но уже с уровнем значимости р < 0,01.
Наиболее выраженное снижение показателей индекса тревожности именно в подгруппах слабослышащих и детей со сложной структурой дефекта, на наш взгляд, стало возможным благодаря характеру большинства упражнений, рассчитанных на наличие речевой активности первых и стимулирование игрового интереса вторых.
Анализ результатов показал наличие статистически значимых изменений показателей интенсивности тревоги под влиянием коррекционных воздействий в группе, принимавшей участие в реализации предлагаемой нами программы (табл. 4, рис. 3а, 3б).
Таблица 4. Статистически значимые сдвиги динамики тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха (интенсивность тревожности по данным «Восьмицветового теста» М. Люшера)_________________________________________________________________________________
Примечание. Полужирным шрифтом выделены статистически значимые сдвиги.
Рис 3а. Средние значения показателей интенсивности тревоги в экспериментальной группе испытуемых до и после реализации программы снижения и профилактики тревожности (1 слабослышащие, 2 - неслышащие, 3 - дети со сложной структурой дефекта)
Рис 3б. Средние значения показателей интенсивности тревоги в контрольной группе испытуемых до и после реализации программы снижения и профилактики тревожности (1 - слабослышащие, 2 - неслышащие, 3 - дети со сложной структурой дефекта)
Результаты исследования показывают выраженное снижение значений показателей интенсивности тревоги (на уровне статистически значимых изменений)в экспериментальной группе:
• более значимые изменения произошли в подгруппе неслышащих: с 3,31 до 0,75 (сдвиги значимы на уровне р < 0,001);
• также значимыми являются снижение интенсивности тревоги в подгруппе слабослыщащих: с 3,38 до 0,38 (сдвиги значимы на уровне р < 0,01);
• в подгруппе детей со сложной структурой дефекта интенсивность тревоги снизились с 2,38 до 0,63 (сдвиги значимы на уровне р < 0,05).
• Важно отметить, что в контрольной группе статистически значимых изменений показателей интенсивности тревоги не обнаружено.
Итак, в результате проверки эффективности авторской программы «Снижение и профилактика тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха» выявлено, что в экспериментальной группе у всех испытуемых, независимо от специфики дефекта, присутствует положительная динамика на уровне статистически значимых изменений. В большей степени изменения коснулись показателей тревожности в группе слабослышащих: возможно, они имеют относительно сохранные ресурсы по сравнению с испытуемыми других категорий.
Актуальность практического применения данной программы в коррекционной образовательной среде подтверждается тем, что при ее апробировании учитывалась специфика понимания педагогом речи данной категории детей и наоборот и следующие особенности коммуникации с ним (Т. А. Соловьева, Д. Ю Роснач):
1) отсутствие прямой связи между качеством восприятия и пониманием звучащей речи;
2) трудности понимания высказываний, содержащих подтекст;
3) трудности понимания речи, связанные с особенностями представлений ребенка о себе и об окружающем мире (словарный диапазон у таких детей имеет как количественные, так и качественные отличия);
4) трудности понимания длинных высказываний в речи экспериментатора, содержащей множество микротем (ответы в опросниках могут быть неоднозначными);
5) трудности обобщения сказанного в сложной коммуникативной ситуации (наличие альтернативных вопросов в ходе диалога) [115; 109].
Данная модель психолого-педагогического сопровождения призвана реализовать комплексный подход в коррекции и профилактике подростковой тревожности при различных нарушениях слуха (при возможных сочетанных нарушениях). Системность сопровождения обеспечивается при условии увеличения частоты встреч с родителями (законными представителями) и их активного вовлечения в коррекционно-профилактический процесс, связанный со снижением тревожности детей и улучшением микроклимата семьи. Также неотъемлемым компонентом в данном сопровождении является оперативность и адресность работы с педагогами и узкими специалистами образовательной среды школы- интерната.
Анализ динамики тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха свидетельствует о наличии:
• устойчивой динамики снижения показателей индекса тревожности и интенсивности тревоги во всех подгруппах, участвовавших в реализации коррекционно-профилактической программы на статистически значимых уровнях;
• отсутствия снижения тревожности у испытуемых контрольной группы.
Этот факт доказывает необходимость внедрения коррекционнопрофилактической программы, фундаментом которой являются основы игровой терапии, в практическую деятельность сурдопсихологов, сопровождающих эмоционально неблагополучных детей подросткового возраста с нарушениями слуха.
Литература
- Абулхасанова Г. Е. Игровая терапия личностного развития подростков в условиях профессионально-технического образования / Г. Е Абулхасанова., Г. Н. Касымова // Ученые записки СПбГИПСР. 2007. № 2.
- Брызгалов М. В. Совершенствование коррекционно-образовательной работы с глухими и слабослышащими детьми в условиях специализированного Центра реабилитации детей с нарушенным слухом : дис. ... канд. пед. наук : Екатеринбург, 1998.
- Дашкевич О. В. Экспериментальный анализ психологической структуры самооценки спортсмена и ее проявления // Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу (13–19 августа, Токио). М., 1972.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М., 2005.
- Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб., 2006.
- Карасёва С. Н. Возможности групповой игровой терапии при работе с тревожными детьми // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 3.
- Касымова Г. Н. Психологические основы игровой терапии детской тревожности. Алма-Аты, 2005.
- Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Р. Кисловская. М., 1972.
- Кондратьева Н. П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития : дис. … канд. псих. наук : 19.00.10 / Н. П. Кондратьева. Н. Новгород, 2002.
- Лэндрет Г. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка / Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. / Перев. с англ. Л. Р. Мошинской. М., Воронеж, 2001.
- Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000.
- Молявко Н. В. Игра в коррекции эмоциональной депривации воспитанников детских домов и школ-интернатов // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: сбор. докл. межрегион. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. Новосибирск, 2002. Ч. 2.
- Озерова С. А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка : дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / С. А. Озерова. М., 1999.
- Оршанская М. В. Влияние фрустраций на социализацию подростков : дис. … канд. псих. наук : 19.00.13/ М. В. Оршанская. СПб., 2004.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000.
- Панфилова М. А. Коррекция тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. … канд. психол. наук : 19.00.10 / М. А. Панфилова. М., 2007.
- Першина Н. А. Влияние коммуникативных способностей на уровень личностной тревожности детей младшего школьного возраста, находящихся на попечении государства [Текст] / Н. А. Першина, Ю. А. Шамбалова // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: сб. докл. межрегион. научн.-практ. конф. / [редкол. : Е. А. Соколков и др.]. Новосибирск, 2002. Ч. 2.
- Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб., 2009.
- Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидт. М., 2000.
- Пыжова К. В. Тревожность в общении как причина социальной дезадаптации подростков с низким уровнем успешности речевого и коммуникативного развития // Российский психологический журнал. 2008. Том 5. № 3.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт ; пер. с нем. М., 1994.
- Роснач Д. Ю. Определение речевого развития детей с нарушенным слухом, поступающих в массовую школу / Д. Ю. Роснач // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. 2010. № 2.
- Старшинина И. В. Феномен подростковой тревожности // Преподаватель ХХI. 2007. № 1.
- Устинова Е. В. Преодоление страхов и тревожности у старших дошкольников с детским церебральным параличом / Е. В. Устинова // Коррекционная педагогика. 2006. № 4.
- Фейгенберг Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. № 1.
- Фролова О. В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: дис. …канд. психол. наук : 19.00.10 / О. В. Фролова. 2001.
- Шимгаева А. Н. Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения: дис. … канд. псих. наук : 19.00.10 / А. Н. Шимгаева. М., 2007.
- Freud S. Inhibitions, Simptoms and Anxiety (1926).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2824
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 2003
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3