Клиническая и специальная психология
2015. Том 4. № 4. С. 102–107
doi:10.17759/cpse.2015040408
ISSN: 2304-0394 (online)
Монография «Современные представления о психической норме и патологии» и впечатления психолога-практика
Аннотация
В статье рассматривается новая научная монография, посвященная различным – научным, бытовым, социальным, медицинским, нравственным – аспектам нормы и патологии в современной клинической психологии.
Общая информация
Рубрика издания: Книжное обозрение
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040408
Для цитаты: Бочавер К.А. Монография «Современные представления о психической норме и патологии» и впечатления психолога-практика [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 102–107. DOI: 10.17759/cpse.2015040408
Полный текст
В некоторых областях знания норма и аномалия (дословно «неправильность») - это, в первую очередь, понятия, основанные на привычке. Так обстоят дела с архитектурой, в которой критически и враждебно принимались многие объекты, ставшие теперь образцами прекрасного. Справедливо это и для литературы, в которой канон и привычность не раз пытались сдержать тех, кто позже был признан величайшими поэтами или драматургами. Но есть науки, где вопрос нормы и аномалии поставлен наиболее строго, поскольку неразрывно связан с высочайшей ценой ошибки. Здесь мы вынуждены опираться на множество критериев, прежде чем выносить суждение, что «это нормально или ненормально». Именно этим критериям и способу научного мышления в поиске границы, определяющей норму, посвящена монография «Современные представления о психической норме и патологии» под редакцией научного коллектива во главе с профессором Наталией Львовной Белопольской.
Вышедшая в 2015 году монография вобрала в себя тридцать семь статей, всесторонне раскрывающих проблему нормы в современной клинической психологии. Структурная композиция монографии выстроена из пяти разделов, рассказывающих о современной психологической диагностике нормативного и нарушенного психического здоровья, о диагностике поведенческих и стрессовых расстройств, о социальных аспектах формирования анормальной личности, соматопсихических и психосоматических расстройствах и, наконец, о психотерапии и психопрофилактике здоровой и проблемной личности. Можно сказать, что первые статьи посвящены фундаментальным вопросам нормы, тогда как дальнейшие раскрывают этот вопрос на примере различных психических и иных заболеваний («Феномен увлечений у больных с расстройствами шизофренического спектра...», «Отношение к состоянию здоровья у подростков с избыточным весом»), психических состояний («Посттравматический стресс. матерей, имеющих детей с диагнозом эпилепсия»), социальных явлений («Обыденные представления наркозависимых о болезни»), профилактики («Жизнь как сценарий: природа и происхождения сценария аддиктивной личности») и терапии («Проблемы анализа художественной экспрессии с точки зрения представлений о психической норме и патологии»).
Первые из статей дают представление об основном предмете монографии - многообразии критериев разделения нормы и аномальности, или патологии. Большинство источников опирается на такие критерии как статистический, культурологический, адаптивный клинический и субъективный. Норма статистическая связана со средним значением, тогда как аномальность отклоняется от среднего по выборке. Культурологически норма - это соответствие общепринятым нормам и правилам, аномальность - отход от них. Адаптация или дезадаптация к жизни в обществе составляют третий критерий. Клиническая норма связана с отсутствием симптомов психического заболевания, аномальность - с их наличием. Наконец, отсутствие жалоб или, напротив, плохое самочувствие - это субъективный критерий. Работы С. А. Капустина, Н. Л. Белопольской и др. уточняют и дополняют эту картину.
Так, проанализировав подходы ряда относительно независимых психологических школ, С. А. Капустин предложил убедительную теоретикометодическую базу для нового - экзистенциального - критерия нормальной и аномальной личности. На основе работ Э. Фромма, А. Адлера, К. Г. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла предлагается оценивать позицию субъекта в ситуации выбора, или внутреннего противоречия, - экзистенциальной дихотомии. Нормальная, или продуктивная, личность в подобной ситуации ориентируется на поиск компромисса, используя свой опыт и жизненные ценности. Аномальная, или непродуктивная, личность отрицает саму дихотомию, то есть противоречие и выбор - и ориентируется на непротиворечивый однозначный и односторонний способ жизни. Особенность такой позиции в ее несамостоятельности, она часто навязывается другими, используя иррациональное начало, то есть чувства человека. Хотелось бы проиллюстрировать этот критерий художественным образом немецкого солдата, созданным В. С. Высоцким: «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит!». Итак, по мнению С. А. Капустина, нормальная личность в отношении экзистенциальных противоречий выбирает поиск компромисса, и этот выбор рационален, основан на опыте и самостоятелен. Аномальная личность, напротив, занимает безальтернативную, однозначную позицию, основанную на чувствах и желаниях, кроме того, часто несамостоятельную, а навязанную другими, что является одной из важнейших причин возникновения различного рода жизненных проблем и психических расстройств.
Продолжить тему гуманизации подхода к патологии можно, упомянув статью С. Л. Соловьевой о психической норме в медицинской психологии. Указывая на определенные недостатки статистического и частотного подхода к определению нормы, автор объясняет, что в патологию попадают и слабоумные, и гениальные личности. Не решив задачу поиска того нормативного человека, чья жизнедеятельность может быть взята как стандарт, читателю предлагается не статистический или идеологический, а феноменологический подход, основанный на принципах понимающей, а не объясняющей психологии. Многие из психических переживаний в зависимости от условий ситуации могут быть патологическими или нормальными, например, интенсивные переживания тревоги, враждебности или депрессии могут быть расценены как патология или как нормальная реакция на стресс, заключение о патологии будет тогда приниматься неоднозначно. Полученные данные убедительно показывают, что в качестве нормы реакции может быть использован именно эмоциональный баланс в отношении нескольких компонентов негативной аффективности (тревоги, агрессивности, депрессии). «Психофизиологическая цена» реакции на стресс и становится, таким образом, мерилом нормального или аномального поведения.
Н. Л. Белопольская в целях уточнения вопроса о психическом здоровье выводит комбинированный критерий. Он включает в себя три шкалы, по которым можно оценить непосредственно поведение индивида или его особенности. Первая шкала - адекватность или неадекватность, вторая - критичность или некритичность, третья - продуктивность или непродуктивность. Эти характеристики описывают деятельность и поведение человека, и по ним можно судить о предпосылках развития или наличии психического заболевания.
Определенный и немалый интерес представляет также социальнопсихологическая работа А. В. Якушенко, в которой на базе подхода С. Московичи сопоставляются научные и обыденные представления о норме и патологии. Бытовое «знание здравого смысла» автор систематизировал, выявив массовые черты в образе патологии, или психически больного человека: это эмоциональное состояние (интересно, что улыбка связана со здоровьем), выражение глаз (большинство респондентов отмечали у больных некоторый акцент на глазах), агрессивность, неопрятность и видимые признаки несвободы (наручники и смирительные рубашки). Естественно, социальные представления близки к стереотипам, то есть экономичному мышлению, избавляющему субъекта от трудоемкой дифференциации. В то же время интересно и порой полезно узнавать мнение отдельных групп о феномене нормы и патологии. Так, собирательным популярным образом психически больного у юристов был Гитлер, тогда как журналисты называли персонажа «Пролетая над гнездом кукушки», акцентируя внимание на позиции жертвы психиатрии. Выскажем надежду, что едва ли мнение журналистов оказывает влияние на научную мысль, однако в целом подобные срезы общественного мнения, или мониторинг социологическими и социальнопсихологическими методами, представляется полезным и интересным компонентом изучения и поддержания здорового социума.
Монография, как было указано выше, вобрала в себя множество самостоятельных интересных исследований. Не имея цели останавливаться на каждом, отметим некоторые.
В работе Н. В. Тарабриной и Н. Е. Харламенковой последовательно и развернуто дана картина предикторов и рисков интенсивного посттравматического стресса в разных возрастах. Работа Ю. В. Толочиной и Е. В. Левченко сопоставляет образы болезни у лиц наркозависимых и не имеющих зависимости. Наркозависимые склонны утрировать понимание болезни, ассоциируя ее со смертью, горем и проблемами, тогда как люди без зависимости выделяют атрибуты - боль, вялость, больницу. Несомненно, это вносит вклад в представления специалистов о семантическом поле болезни в среде больных наркозависимостью. Работа Р. Е. Барабанова показывает важность собственно психотерапевтического вклада в лечение больных с гипотонусным нарушением голоса. Д. А. Донской исследует дисгармонии психосексуального развития в пубертате у лиц шизоидно- эпилептоидной акцентуации, что позволит предупреждать некоторые девиации в сфере межличностного взаимодействия. В разделе, посвященном социальным аспектам формирования анормальной личности, отметим два тренда - вопросы развития (от задержки психического развития до процессов при нормативном старении) и вопросы отношений (к работе и стрессу в работе Л. Б. Шнейдер, к суицидальному поведению в работе Е. Б. Любова, к жизни и смерти в работе К. А. Чистопольской, С. Н. Ениколопова и соавт.). О соматопсихических и психосоматических расстройствах в монографии также собраны интереснейшие материалы, касающиеся избыточного веса, сахарного диабета, аллергии и иных нарушений. Последний раздел - о психотерапии и психопрофилактике - собран из интересных статей разной направленности, от инициации и телесного опыта до телефонного консультирования. Чрезвычайно интересным стало изучение С. А. Малиночки феномена увлечений у больных шизофренией. Интуитивно понятные характеристики хобби больного с расстройством шизофренического спектра были структурированы в признаки патологичности: чрезмерную эмоциональную насыщенность, некритичность, вычурность, несоответствие увлечения жизненному опыту и др. Статья подробно и аккуратно описывает возможные ходы для анализа причудливых псевдонаук, коллекционирования и иных увлечений, которые кажутся патологичными, но не всегда поддаются поведенческому структурированному анализу.
Интереснейший труд, вышедший благодаря Н. Л. Белопольской, несомненно заслуживает детального и вдумчивого прочтения психологами-практиками различных областей - от юридической и социальной психологии до психологии спорта и экстремальной деятельности. Многие статьи заставляют задуматься о норме и патологии личности, общества, обыденности и повседневной жизни, но также и о явлениях редких, понятных порой только узким специалистам высочайшего уровня.
[I] Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты / Отв. ред. Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2015. - 293 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2113
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1781
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3