Предисловие тематического редактора

90

Аннотация

Когда выходит особый — тематический — номер журнала, это большое и важное событие для всей редакции. Такой номер готовится с особой тщательностью. Статьи подбираются (разумеется, с учетом очереди поступления) в соответствии с выбранной тематикой и рассматриваются очень строго и членами редколлегии, и специально обобранными рецензентами. Перед вами, уважаемые читатели, именно такой тематический номер — «Реабилитация, коррекция и сопровождение лиц с ОВЗ». Для нашего журнала эта тема, конечно же, не нова. Но впервые за почти десять лет существования издания мы решили посвятить ей специальный номер. Это решение связано с непреходящей актуальностью проблемы оказания помощи людям, имеющим ограниченные возможности здоровья. К сожалению, таких людей не становится меньше. И особенно важно обратить внимание на детей с ОВЗ, кому посвящены многие статьи этого номера.

Общая информация

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100201

Для цитаты: Вачков И.В. Предисловие тематического редактора [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 1–2. DOI: 10.17759/cpse.2021100201

Полный текст

Когда выходит особый — тематический — номер журнала, это большое и важное событие для всей редакции. Такой номер готовится с особой тщательностью. Статьи подбираются (разумеется, с учетом очереди поступления) в соответствии с выбранной тематикой и рассматриваются очень строго и членами редколлегии, и специально обобранными рецензентами.

Перед вами, уважаемые читатели, именно такой тематический номер — «Реабилитация, коррекция и сопровождение лиц с ОВЗ». Для нашего журнала эта тема, конечно же, не нова. Но впервые за почти десять лет существования издания мы решили посвятить ей специальный номер. Это решение связано с непреходящей актуальностью проблемы оказания помощи людям, имеющим ограниченные возможности здоровья. К сожалению, таких людей не становится меньше. И особенно важно обратить внимание на детей с ОВЗ, кому посвящены многие статьи этого номера.

В рубрике «Теоретические исследования» вы найдете чрезвычайно интересный материал Т.Г. Богдановой «Жестовая речь и психическое развитие глухих детей: современное состояние вопроса (обзор зарубежных исследований)». В этой статье идет речь о роли жестового языка в коммуникативном, когнитивном и социальном развитии детей с нарушениями слуха. Каждый национальный жестовый язык — это своеобразная лингвистическая система, которая имеет сложную грамматику, специфические лексику и синтаксис. Обсуждаются основные проблемы, возникающие у глухих детей в ситуации игнорирования возможностей жестовой речи. В этой же рубрике мы представим глубокое теоретическое исследование специалистов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, посвященное групповым и макросоциальным интервенциям в программах изменения поведения, связанного со здоровьем, их возможностям и ограничениям. Авторы этой работы указывают, что учет существующего в психологии здоровья и реабилитации опыта развития социальных сетей по типу привлечения «естественных» помощников и фасилитации развития групп может способствовать большей эффективности социально-психологических программ изменения поведения, связанного со здоровьем.

Традиционно в нашем журнале особое место уделяется публикациям эмпирических материалов. В тематическом номере представлены результаты целого ряда интересных исследований, посвященных изучению лиц дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, имеющих различные нарушения здоровья. Так, в статье И.Е Валитовой раскрывается сущность представлений матерей о неврологических заболеваниях раннего возраста в структуре отношения к болезни ребенка, Л.Н. Молчанова, К.В. Блинова описывают особенности схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста, а М.А. Одинцова и М.Г. Сорокова проводят сравнение копинг-стратегий и копинг-стилей подростков при врожденной и приобретенной инвалидности (на примере ДЦП, онкологии, ревматических заболеваний). Я.К. Смирнова раскрывает особенности развития модели психического у дошкольников с нарушением слуха. В статье Л.Ф. Фатиховой и Е.Ф. Сайфутдияровой представлен яркий материал об эмоциональных состояниях учащихся подросткового и юношеского возраста с сохранным и нарушенным интеллектом при восприятии опасных ситуаций.

В области прикладных исследований как всегда пристальное внимание редакции направлено на проблемы инклюзивного образования. Тьюторскому сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями посвящена статья Е.В. Самсоновой, Ю.В. Мельник, И.В. Карпенковой. Не совсем обычный для нашего журнала материал содержится в статье Д. Седлачковой, И. Кантор. Наши зарубежные коллеги предложили описание живого опыта инклюзивного образования. Они провели тематическое исследование на примере подростка с диабетом, его матери и учителя. Такого рода исследования конкретных, единичных случаев имеет для специальной психологии не меньшее значение, чем изучение больших выборок, и приобретает в международных изданиях все бóльшую популярность.

О компетентностном подходе в ранней помощи детям и их семьям рассказывает А.М. Казьмин в рубрике «Методы и методики». Этот подход давно позитивно зарекомендовал себя в разных областях современного образования, но в системе ранней помощи он является инновацией. Еще одна нестандартная работа — это статья И.А. Коробейников и Н.В. Бабкиной, темой которой выступило прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В ней фактически речь идет о планируемых, но еще не осуществленных исследованиях. Такой взгляд в будущее представляется очень важным и перспективным для научных изданий.

Наша редакция всегда приветствует работы конкретно-практического характера, имеющие серьезные научные основания. Именно такой является статья Н.А. Хохлова, Е.Д. Фёдоровой, А.Д. Жалниной, К.Е. Масловой, посвященная диагностическому значению пробы «Рисунок стола» при проведении нейропсихологического обследования детей 4–17 лет.

Становится традицией для нас публикация работ на английском языке, что способствует распространению материалов нашего журнала среди зарубежных читателей. В этом тематическом номере таковой выступила статья H.A. Ghorban, M. Sajedeh «Job burnout in Public and Special School Teachers».

Желаем вам приятного прочтения тематического номера нашего журнала и нахождения новых для вас интересующих научных данных!

И.В. Вачков

Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 317
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 90
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2