Экспериментальная психология
2011. Том 4. № 4. С. 130–131
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Ч.А. Измайлов
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Ч.А. Измайлов // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 4. С. 130–131.
Полный текст
Ч. А. ИЗМАЙЛОВ (1944–2011)
28 сентября 2011 года после продолжительной болезни в Москве скончался доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Чингиз Абильфазович Измайлов.
Ч. А. Измайлов родился в 1944 году в Дербенте. Свой творческий путь он начал, изучая искусство и архитектуру в Московском архитектурном институте, но после нескольких лет обучения в 1971 году поступил на факультет психологии МГУ. Здесь его глубоко заинтересовали исследования, проводимые Евгением Николаевичем Соколовым, и разрабатываемая им теория векторного кодирования в психофизиологии. Вскоре Измайлов уже стал работать под руководством профессора Е. Н. Соколова. В 1976 году он поступил в аспирантуру Московского университета и через три года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сферическая модель цветоразличения». На основании диссертационной работы Чингиз Абильфазович был рекомендован Ученым советом факультета психологии к присуждению ему степени доктора психологических наук (редчайший, если не уникальный за пределами математических наук случай). Всесоюзная аттестационная комиссия не приняла эту рекомендацию, сославшись на отсутствие необходимых документов, однако разрешила в качестве докторской диссертации защитить изданную Чингизом Абильфазовичем по теме кандидатской диссертации монографию. Измайлов отказался от этой возможности, написав и защитив в 1985 году новый фундаментальный труд «Восприятие цвета (механизмы и модели)».
Научные достижения Чингиза Абильфазовича связаны с разработкой в рамках векторной психофизиологии новой модели цветового зрения. Экспериментальные исследования и математические модели Ч. А. Измайлова основывались на методе многомерного шкалирования, регистрации вызванных потенциалов у человека и электроретинограммы у лягушки в ответ на мгновенную замену зрительных стимулов.
Модель цветового пространства Чингиза Измайлова представляет собой четырехмерную гиперсферу, на поверхности которой расположены точки, соответствующие как апертурным, так и пигментным цветам. Евклидовы расстояния между точками на данной сфере пропорциональны воспринимаемым надпороговым различиям между цветами, а угловые координаты точек соответствуют психофизическим характеристикам цветового тона, насыщенности и яркости. Четыре ортогональные оси, лежащие в основе сферы, отражают вклад нейрофизиологических механизмов: хроматических цветооппонентных каналов, кодирующих вклад красно-зеленого и сине-желтого цветов, и ахроматических каналов – светового и темнового. Модель позволяет количественно описать феномены цветового контраста и адаптации, а также индивидуальные различия в цветовосприятии и цветоаномалии, в том числе протанопию и дейтеранопию.
Ч. А. Измайлов исследовал также развитие цветового зрения в филогенезе, роль культурных и языковых факторов в формировании цветового зрения. Чингиз Абильфазович внес огромный вклад и в другие области психофизиологии и психофизики. Его интересовали взаимосвязь эмоций и цвета, зрительная категоризация, язык и семантика. Одна из линий исследований привела Чингиза Абильфазовича к формулировке сферической модели восприятия эмоциональных выражений лица. Сфера имеет четыре измерения, которые интерпретируются как оси валентности, активации, силы эмоций и спокойствия.
Чингиз Абильфазович предположил, что при переходе на более высокий уровень семантической обработки сферическая структура пространства восприятия сменяется категориальной. Так, при восприятии предметных свойств объектов, в частности, предметных цветов, точки, соответствующие воспринимаемым цветам, группируются в отдельные категории. Эта гипотеза была подтверждена как психофизическими, так и электрофизиологическими исследованиями.
В последние годы Чингиз Абильфазович работал над общей теорией восприятия, имеющей в своей основе формальную структуру, «язык», отдельные уровни которого аналогичны уровням графем, фонем, букв, слов и предложений в естественном языке. Низшие элементы языка, графемы или фонемы, представлены двухмерными проекциями сферы на плоскости цветового или эмоционального тона, светлоты, активации и т. д. Они комбинируются, по определенным правилам связывания отдельных перцептивных признаков складываясь в «буквы» – четырехмерные гиперпространства – и «слова», или категориальные структуры восприятия предметов.
С момента образования нашего журнала Чингиз Измайлов был членом его редакционной коллегии и автором.
Чингиз Абильфазович вел активную преподавательскую деятельность в Московском университете, руководил работами студентов кафедры психофизиологии, читал авторские лекционные курсы «Цветовое зрение», «Многомерное шкалирование», «Психофизика и психофизиологические измерения», «Цвет и эмоции человека», «Категориальная структура зрительного восприятия» и др. Своими глубокими научными идеями он увлекал студентов и коллег. Рассказывая о своих исследованиях, он неизменно собирал вокруг себя внимательных слушателей. Как научный руководитель, Чингиз Абильфазович обладал даром заинтересовать студентов, вдумчиво проанализировать вместе с ними полученные результаты, мягко направить научные поиски. Как ученый, он посвятил науке всего себя, до последнего занимаясь исследовательскими проектами. Как человек, он был открыт всему новому, приветлив и добр со всеми учениками и коллегами, был верным другом и соратником, невероятно интеллигентным и глубоким.
Редколлегия
Метрики
Просмотров
Всего: 2264
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3