Экспериментальная психология
2015. Том 8. № 1. С. 5–6
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Поздравления В. И. Панову
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Поздравления В. И. Панову // Экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 1. С. 5–6.
Полный текст
Юбилей Виктора Ивановича Панова
В марте 2015 года исполнилось 70 лет известному российскому психологу и организатору отечественной науки, другу нашего журнала, Виктору Ивановичу Панову.
Виктор Иванович родился 13 марта 1945 г. в городе Ташкент, куда были эвакуированы его родители в годы Великой отечественной войны. В 1947 г. семья перебралась в г. Химки Московской области, где в 1963 г. Виктор Иванович окончил школу и начал свой трудовой путь на заводе. Прослужив действительную службу в рядах Советской армии, в январе 1968 г. он поступил на работу в Институт психологии Академии педагогических наук РСФСР (ныне ФБГНУ «Психологический институт РАО»), с которым уже почти полвека связана его профессиональная судьба. Работая в Институте психологии, В.И. Панов окончил вечернее отделение математического отделения МГПИ им. В.И. Ленина (1974 г.), защитил кандидатскую и докторскую (1996 г.) диссертации, прошел путь от лаборанта до заведующего лабораторией. В трудные для российской науки годы Виктор Иванович был заместителем директора Психологического института РАО по научной работе (1993–2002 гг.), заместителем председателя Центрального регионального отделения Российской академии образования, директором Центра экспериментальной психодидактики РАО (2003–2005 гг.). В 1995 г. В.И. Панов организовал лабораторию экопсихологии развития ПИРАО, заведующим которой является и в настоящее время. С 1997 по 2002 гг. Виктор Иванович был научным руководителем координационного совета Федеральной целевой программы “Одаренные дети” Министерства образования РФ, в рамках которой по его инициативе и непосредственном участии были подготовлены и изданы 7 учебных пособий для учителей – серия «Библиотека “Одаренные дети”».
Научные интересы В.И. Панова формировались под влиянием его учителей – Дмитрия Александровича Ошанина, автора концепции оперативности психического отражения, и Аршака Исраеловича Миракяна, автора трансцендентального подхода в психологии восприятия. Опираясь на их идеи, Виктор Иванович по-новому поставил проблему восприятия движения и стабильности объектов и предложил теоретическую модель порождения альтернативных качеств в непосредственно-чувственном восприятии как проявления незавершенности и/или завершенности микроактов формопорождающего процесса. Позднее В.И. Панов расширил сферу своих научных интересов, включив в нее методологию изучения психики человека, экологическую психологию, психологию одаренности, психологические и психодидактические основы развивающего образования. Это привело его к созданию собственного направления в экологической психологии – экопсихологического подхода к развитию психики в социально-средовых условиях разного вида (семейных, образовательных, информационных, профессиональных и т.п.). Выполненные исследования позволили говорить об экопсихологии развития как об исследовательской парадигме, предопределяющей соответствующие теорию психического, эксперимент и практику. Разные этапы разработки экопсихологического подхода к развитию психики представлены в ряде авторских и коллективных монографий, наиболее крупными из которых являются: «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004), «Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход» (2005), «Психодидактика образовательных систем: теория и практика» (2007), «Экопсихология: парадигмальный поиск» (2014).
Научные исследования, проводимые В.И. Пановым, отличают методологическая фундаментальность, оригинальность, междисциплинарный характер, ориентированность на практику общего и дополнительного экологического образования, тесное сотрудничество с педагогами-учеными и педагогами-практиками.
В.И. Панов – автор более 400 научных публикаций, в том числе 10 монографий и 4 учебных пособий, редактор 26 научных сборников и пособий. Под научным руководством и консультировании В.И. Панова защищены восемь кандидатских и три докторских диссертации по психологическим и педагогическим наукам.
В научном психологическом сообществе широкое признание получили ставшие традиционными Всероссийские научные конференции по экологической психологии, председателем оргкомитета которых с 1996 г. является Виктор Иванович. В
Виктор Иванович активно совмещает научно-исследовательскую, педагогическую и административно-организационную деятельность. Он является членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ по педагогике и психологии; председателем экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда по комплексному изучению человека, психологии, педагогике, социальным проблемам здоровья и экологии человека; членом экспертного совета при Президиуме Российской академии образования и многих других.
Виктор Иванович Панов принял активное участие в создании нашего журнала, с 2008 г. являясь членом его редакционной коллегии. В 2013 г. Виктор Иванович выступил одним из соучредителей Российской ассоциации экспериментальной психологии.
Заслуги юбиляра перед отечественной наукой отмечены государственными и ведомственными наградами: Премией правительства РФ в области образования (1998 г.), медалью им. К.Д. Ушинского Министерства образования РФ (
Редакционная коллегия журнала «Экспериментальная психология» поздравляет Виктора Ивановича со знаменательной датой, желает ему крепкого здоровья, творческих сил, новых свершений в отечественной психологической науке, практике и образовании.
Метрики
Просмотров
Всего: 1760
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 437
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2