Движения глаз как индикатор знания ответа при решении анаграмм*

1046

Аннотация

В настоящей работе была предпринята попытка расширенной репликации эксперимента Эллис и др. (Ellis et al., 2011), где по динамике времени взгляда на лишнюю букву (дистрактор) при решении анаграмм было показано постепенное приближение испытуемых к ответу. Причем одинаковая дина- мика наблюдалась как при решении перебором, так и при инсайтном решении. Мы ввели два дополнительных параметра анаграмм: частотность слова-ответа и частотность сочетаний дистрактора с буквами ответа. Редкие слова и/или стимулы с дистрактором, образующим частотные сочетания отгадывались реже/дольше, чем остальные. Причем тип дистрактора оказывал влияние на вероятность решения только для редких слов-ответов. По результатам анализа движений глаз, как в инсайтных, так и в неинсайтных пробах, в первой половине решения дистрактор не выделялся, а во второй полови- не решения имел меньшее время взгляда, чем буквы решения. В более сложных стимулах (по частоте слова и по типу дистрактора) дистрактор выделялся позже, чем в более простых стимулах, либо не выделялся вообще. Результаты анализа движений глаз согласуются с результатами Эллис и др. по инсайтным и неинсайтным решениям, а также с действием факторов, затрудняющих решение анаграмм.

Общая информация

* Работа выполнена в рамках проекта Института психологии РАН при поддержке Российского научного фонда, грант №14-18-03773.

Ключевые слова: инсайт, анаграмма, движения глаз

Рубрика издания: Когнитивная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090304

Для цитаты: Лаптева Е.М. Движения глаз как индикатор знания ответа при решении анаграмм // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 41–53. DOI: 10.17759/exppsy.2016090304

Фрагмент статьи

Феномен инсайта является одним из ключевых в теориях психологии мышления. Инсайтом называется озарение, внезапное осознание принципа решения. Исследователи выдвигают разные предположения о том, как человек приходит к инсайту.

Литература

  1. Валуева Е.А., Голышева Е.А., Ушаков Д.В. Сигнальная модель инсайта и вероятность решения инсайтных задач // Творчество: Наука, искусство, жизнь. Материалы Всероссийской научной конфе- ренции, посвященной 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева (24–26 сентября 2015 г.) / Под ред. С.С. Беловой, А.А. Григорьева, А.Л. Журавлева, Е.М. Лаптевой, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. C. 60–64.
  2. Adams J.W., Stone M., Vincent R.D., Muncer S.J. The Role of Syllables in Anagram Solution: A Rasch Analy- sis//TheJournalofGeneralPsychology.2011.Vol.138.№     2.P.     94–109.doi:10.1080/00221309.2010.5405922
  3. Bowden E.M. The Effect of Reportable and Unreportable Hints on Anagram Solution and the Aha! Experience // Consciousness and Cognition. 1997. Vol. 6. № 4. P. 545–573. doi: 10.1006/ccog.1997.03253
  4. Bowers K.S., Regehr G., Balthazard C., Parker K. Intuition in the context of discovery // Cognitive Psychology. 1990. Vol. 22. № 1. P. 72–110. doi: 10.1016/0010-0285(90)90004-N4
  5. Ellis J.J., Glaholt M.G., Reingold E.M. Eye movements reveal solution knowledge prior to insight // Consciousness and Cognition. 2011. Vol. 20. № 3. P. 768–776. doi: 10.1016/j.concog.2010.12.0075
  6. Furby L. Anagram Solving Strategies in Children // The Journal of General Psychology. 1977. Vol. 96. № 2. P. 267–279. doi: 10.1080/00221309.1977.99208246
  7. Lung C., Dominowski R.L. Effects of strategy instructions and practice on nine-dot problem solving. // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1985. Vol. 11. № 4. P. 804–811. doi: 10.1037/0278-7393.11.1-4.8047
  8. Knight D., Muncer S.J. Type and token bigram frequencies for two-through nine-letter words and the prediction of  anagram  difficulty //  Behavior  Research  Methods. 2011.  Vol.  43. №  2.  P.  491–498. doi: 10.3758/s13428-011-0068-x8
  9. Mendelsohn G.A., O’Brien A.T. The solution of anagrams: A reexamination of the effects of transition letter probabilities, letter moves, and word frequency on anagram difficulty // Memory & Cognition. 1974. Vol. 2. № 3. P. 566–574. doi: 10.3758/BF031969229
  10. Metcalfe J., Wiebe D. Intuition in insight and noninsight problem solving // Memory & Cognition. 1987. Vol. 15. № 3. P. 238–246. doi: 10.3758/BF0319772210
  11. Novick L.R., Sherman S.J. On the nature of insight solutions: Evidence from skill differences in anagram solution // The Quarterly Journal of Experimental Psychology Section A. 2003. Vol. 56. № 2. P. 351–382. doi: 10.1080/0272498024400028811
  12. Salvucci D.D., Goldberg J.H. Identifying fixations and saccades in eye-tracking protocols // Proceedings of the symposium on Eye tracking research & applications - ETRA ’00. New York, USA: ACM Press, 2000. P. 71–78 doi: 10.1145/355017.355028

Информация об авторах

Лаптева Екатерина Михайловна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3051-6492, e-mail: ek.lapteva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2250
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1046
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1