Мыслительные процессы в функциональной структуре интеллекта

1522

Аннотация

Настоящая работа посвящена определению наличия и особенностей функционирования мыслительных процессов в структуре действующего интеллекта. Целью проведенного экспериментального исследования явилось изучение взаимосвязи некоторых параметров интеллекта и процессуальных характеристик мышления при решении задач. Результаты корреляционного и дискриминантного анализов указывают на наличие взаимосвязи мыслительных процессов (анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование) с компонентами интеллекта во время решения задач. Автором выдвигается гипотеза о том, что мышление и интеллект имеют аналогичные функциональные структуры, в которые входят мыслительные процессы.

Общая информация

Ключевые слова: мыслительные процессы, интеллект, моделирование психического, функциональная структура интеллекта

Рубрика издания: Психология мышления

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100206

Для цитаты: Селиванов В.В. Мыслительные процессы в функциональной структуре интеллекта // Экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 2. С. 67–78. DOI: 10.17759/exppsy.2017100206

Фрагмент статьи

Актуальной задачей современной психологии является описание компонентов структуры такого сложного психического явления, как интеллект. Разработка системного подхода к описанию психологического содержания интеллекта и дифференциации его функций является актуальной задачей для решения вопросов обучения (работа интеллекта в процессе научения и формирование интеллекта), эффективности консультационной практики, моделирования человеческого интеллекта.

Литература

  1. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.
  2. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М.: «Когито-центр», «Высшая школа психологии», 2006. 240 с.
  3. Барабанщиков В.А., Майнина И.Н. Оценка «глубинных» индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 4. С. 50–71.
  4. Барабанщиков В.А. Динамика восприятия выражений лица. М.: Когито-Центр, 2016. 378 с.
  5. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.
  6. Величковский Б.Б. Позиционные эффекты в рабочей памяти // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 2. С. 26–36.
  7. Воловикова М.И. О возможностях применения микросемантического анализа в исследованиях личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности / Отв. ред. К.А. Абульханова и др. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С. 34–52.
  8. Гаврилова Е.В., Ушаков Д.В. Использование периферийной информации в решении задач как функция интеллекта // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 3. С. 21–31.
  9. Гусев А.Н. От психофизики «чистых» ощущений к психофизике сенсорных задач: системно-деятельностных подход в психофизике // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 143–155.
  10. Гудкова М.В. Характеристики критического мышления субъекта при решении социальных задач: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2011. 26 с.
  11. Демидов А.А., Кулакова О.А. Роль модальности лицевой экспрессии в восприятии психологических особенностей человека по выражению его лица // Процедуры и методы экспериментально-психологического исследования / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2016. С. 208–215.
  12. Васильев И.А. От методологической независимости к взаимозависимости // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 4. С. 60–72.
  13. Емельянова С.А., Гусев А.Н. О преимуществах использования методов качественного анализа в психофизике // Процедуры и методы экспериментально-психологического исследования / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2016. С. 236–242.
  14. Коровкин С.Ю., Савинова А.Д. Анализ и синтез как механизмы инсайтного решения // Психологический журнал. 2016. № 4. Т. 37. С. 32–43.
  15. Персиянцев С.А. Соотношение уровневых характеристик процесса мышления субъекта и особенностей осознания смысловых связей: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 22 с.
  16. Побокин П.А. Влияние средств виртуальной реальности на развитие мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 24 с.
  17. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Смоленск: Универсум, 2003. 312 с.
  18. Селиванов В.В., Плетеневская Н.Н. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. М.: ИД «АТИСО», 2009. 168 с.
  19. Селиванов В.В. Психологические экспериментальные схемы изучения мышления и интеллекта // Современная экспериментальная психология / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. С. 299–319.
  20. Селиванов В.В. Влияние виртуальной реальности на креативность и психические состояния субъекта // Субъект и виртуальная реальность: психическое развитие, обучение: монография / Под ред. В.В. Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2016. С. 87–98.
  21. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  22. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Институт психологии РАН, 2003. 264 с.
  23. Холодная М.А. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. Материалы третьего международного симпозиума / Отв. Ред. М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 2016. С. 26–32.
  24. Anderson M. Conceptions of Intelligence // The Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2001. Vol. 42. № 3. P. 287–298. doi: https://doi.org/10.1017/S0021963001007016
  25. Ceci S.J. On Intelligence – More Or Less: A Bio-Ecological Treatise on Intellectual Development. Prentice Hall, 1990. 265 p.
  26. Kahneman D. Attention and effort. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall Inc., 1973.

Информация об авторах

Селиванов Владимир Владимирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), заведующий кафедрой общей психологии, Смоленский государственный университет (ФГБОУ ВО СмолГУ), Смоленск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8386-591X, e-mail: vvsel@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2552
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1522
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10