Характеристики музыкального исполнения и зрительно-моторного взаимодействия при чтении с листа у пианистов в зависимости от особенностей музыкального произведения

836

Аннотация

Исследованы базовые характеристики музыкального воспроизведения при чтении с листа трех двухстрочных подборок классических произведений разного склада и сложности – двухголосного полифонического произведения, темы и вариации гомофонно-гармонического произведения. Темп воспроизведения и количество ошибок зависели от специфики музыкального текста. Данные характеристики являются объективными показателями как навыка чтения с листа у музыкантов, так и сложности музыкальных произведений. С использованием оригинальной методики регистрации движений глаз без фиксации головы исследована зрительно-моторная задержка – время от момента прочтения музыкального текста до его воспроизведения. По нашим данным, зрительно-моторная задержка зависела от специфики исполняемого произведения, обратно коррелировала с количеством ошибок и прямо коррелировала со стабильностью темпа при исполнении. Данный параметр также является объективным показателем навыка чтения с листа, связан со сложностью музыкального произведения и, предположительно, характеризует объем рабочей памяти музыкантов.

Общая информация

Ключевые слова: чтение с листа, айтрекинг, движения глаз, зрительно-моторная задержка

Рубрика издания: Психология восприятия

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100204

Для цитаты: Терещенко Л.В., Бойко Л.А., Иванченко Д.К., Заднепровская Г.В., Латанов А.В. Характеристики музыкального исполнения и зрительно-моторного взаимодействия при чтении с листа у пианистов в зависимости от особенностей музыкального произведения // Экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 2. С. 40–53. DOI: 10.17759/exppsy.2017100204

Фрагмент статьи

Игра на музыкальном инструменте является сложным видом деятельности человека, которая включает многоуровневый комплекс физиологических и когнитивных процессов. На физиологическом уровне в эту деятельность вовлекаются слуховая, зрительная, тактильная и проприоцептивная сенсорные системы. Во время игры на инструменте пианисты воспроизводят сложные скоординированные паттерны движений рук и ног, зрительно-моторные паттерны движений глаз (ДГ) при чтении нот, а также выполняют движения головой и корпусом.

Литература

  1. Карачарова Т.И. Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста: автореф. дисс. … канд. пед. наук [Электронный ресурс]. Елец, 2006. 156 с. URL: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-igre-s-lista-na-osnove-aktivizatsii-tselostnogo-pro-tsessa-vospriyatiya-i-ozvuchiva (дата обращения: 07.02.2017).
  2. Красинская Л.Э., Уткин В.Ф. Элементарная теория музыки. 4-е изд., доп. М.: Музыка, 1991. 334 с.
  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Московского университета, 1962. 432 с.
  4. Попова К.А. Формирование и развитие навыка чтения нотного текста с листа в классе фортепиано // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 6. С. 76–80.
  5. Chang S. A study of eye movement during sight reading of selected piano compositions. Ph. D. Teachers College, Columbia University, 1993.
  6. Furneaux S., Land M.F. The effects of skill on the eye-hand span during musical sight reading // Proceedings of the Royal Society of London B. 1999. Vol. 266. № 1436. Р. 2435–2440.
  7. Goolsby T.W. Eye movement in music reading: effects of reading ability, notational complexity, and encounters // Music Perception. 1994. Vol. 12. № 1. Р. 77–96.
  8. Halverson D. A biometric analysis of eye movement patterns of sight singers. Ph. D. Ohio State University, 1974.
  9. Kinsler V., Carpenter R.H.S. Saccadic eye movement while reading music // Vision Research. 1995. Vol. 35. № 10. Р. 1447–1458.
  10. Levin H., Kaplan E.A. Grammatical structure and reading // Basic studies on reading / Eds. H. Levin, J.P. Williams. N.Y.: Publ. Basic Books, 1970.
  11. Polanka M. Research note: factors affecting eye movements during the reading of short melodies // Psychology of Music. 1995. Vol. 23. № 2. Р. 177–183.
  12. Rayner K., Pollatsek J., Alexander B. Eye movements during reading // The science of reading: A handbook / Eds. M. J. Snowling, Ch. Hulme. Publ. Blackwell Publishing, 2005. Р. 79–97.
  13. Sloboda J.A. The eye-hand span: an approach to the study of sight-reading // Psychology of Music. 1974. Vol. 2. № 2. Р. 4–10.
  14. Smith D.J. An investigation of the effects of varying temporal settings on eye movements while sight reading trumpet music and while reading language aloud. Ph. D. Pennsylvania State University, 1988.
  15. Souter T. Eye movement and memory in the sight reading of keyboard music. Ph. D. University of Sydney, 2001.
  16. Truitt F.E., Clifton C., Pollatsek A., Rayner K. The perceptual span and the eye–hand span in sight reading music // Visual cognition. 1997. Vol. 4. № 2. Р. 143–161.
  17. Weaver H.E. Studies of ocular behavior in music reading. I. A survey of visual processes in reading differently constructed musical selections // Psychology Monographs / Ed. J.F. Dashiell. 1943. Vol. 55. № 1. Р. 1–30.
  18. Young L.J. A study of the eye-movements and eye-hand temporal relationships of successful and unsuccessful piano sight-readers while piano sight-reading. Ph. D. Indiana University, 1971.

Информация об авторах

Терещенко Леонид Викторович, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: lter@mail.ru

Бойко Любовь Алексеевна, Студент магистратуры кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: lboyko.neurobio@yandex.ru

Иванченко Дарья Кирилловна, Студент магистратуры кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: dariaivanchenko@yandex.ru

Заднепровская Галина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального искусства факультета искусств,, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: z_galina@bk.ru

Латанов Александр Васильевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: avlatanov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2064
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 836
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1