Сравнительный анализ особенностей решения задачи на выбор отверстия, соответствующего размерам тела у сцинков Tiliqua gigas и крыс Rattus norvegicus

576

Аннотация

В статье представлен сравнительно-психологический анализ особенностей решения задачи на выбор отверстия, соответствующего размерам тела у синеязыких сцинков и серых крыс. В ходе исследования животным нужно было решать задачу на добывание приманки через отверстия, соответствующие размеру тела. При этом размер тела был либо естественным, либо искусственно увеличенным. Было установлено, что оба вида животных способны решать поставленную задачу. Сцинки в ходе нескольких экспериментальных серий научились выбирать большое отверстие, проницаемое для увеличенных границ их тел. Крысы же способны усвоить эмпирическую закономерность соотношения границ собственного тела и границ объектов окружающей среды, что позволяет им гибко модифицировать свое поведение сообразно новым ситуациям, как в случае изменения характеристик их тел, так и в случае изменениях характеристик внешних объектов. На основании этих данных мы заключаем, что когнитивные способности у сцинков и крыс значительно различаются: в отличие от сцинков, крысы способны обучиться соотносить размеры своего тела и размеры отверстий, и далее без дополнительного обучения гибко использовать этот навык в новых ситуациях.

Общая информация

Ключевые слова: синеязыкий сцинк, перенос навыка, экстраполяция, серая крыса, мышление, рептилии, предпосылки мышления, млекопитающие

Рубрика издания: Эволюционная и сравнительная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110402

Финансирование. Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 17-06-00832-а)

Для цитаты: Соколов А.Ю. Сравнительный анализ особенностей решения задачи на выбор отверстия, соответствующего размерам тела у сцинков Tiliqua gigas и крыс Rattus norvegicus // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 4. С. 17–27. DOI: 10.17759/exppsy.2018110402

Фрагмент статьи

Элементарное мышление животных — это способность оперировать эмпирическими законами, связывающими предметы и явления внешнего мира, оперировать этими законами в новой для животного ситуации (на основании врожденных инстинктов или ранее сформированных навыков) для построения программы адаптивного поведенческого акта (Крушинский, 2009). Соответственно, именно благодаря мышлению животные осуществляют индивидуальную гибкую адаптацию к тем уникальным условиям среды, в которых они оказались в данный момент времени, с учетом информации о себе и об окружающей среде.

Литература

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность. М.: Смысл, 1998. 685 с.
  2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс, 2003. 320 с.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Моск. гос. университет, 1972. 591 с.
  4. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 6-е изд., перераб. М.: Изд. центр «Академия», 2012. 544 с.
  5. Фирсов Л.А. По следам Маугли // Язык в океане языков. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. С. 44—59.
  6. Хватов И.А., Соколов А.Ю., Харитонов А.Н. Учет границ собственного тела сцинками Tiliquagigas // Экспериментальная психология. 2016 b. Т. 9. № 3. С. 54—71. doi:10.17759/exppsy.2016090305
  7. Хватов И.А., Соколов А.Ю., Харитонов А.Н., Куличенкова К.Н. Схема собственного тела у грызунов (на примере крыс Rattusnorvegicus) // Экспериментальная психология. 2016 a. Т. 9. № 1. С. 112—130. doi:10.17759/exppsy.2016090109
  8. Хватов И.А., Харитонов А.Н. Проблема эволюции психики с позиции концепции «воплощенного познания» // Эволюционная и сравнительная психология в России: Теория и практика исследований / Под ред. И.А. Хватова, А.Н. Харитонова. М.: Когито-Центр, 2017. 334 с.
  9. Burghardt G.M. Learning processes in reptiles // Biology of the reptilia / Ed. by C. Gans, D.W. Tinkle. 1977. Academic Press. P. 555—681.
  10. Matsubara S.D. Charles Deeming & Anna Wilkinson Cold-Blooded Cognition: New Directions in Reptile Cognition // Current Opinion in Behavioral Sciences 2017. Vol. 16. P. 126—130.
  11. Murphy R.A., Mondragón E., Murphy V.A. Rule learning by rats // Science. 2008. Vol. 319(5871). P. 49— 51. doi: 10.1126/science.1151564
  12. Noble D.W.A., Byrne R.W., Whiting M.J. Age-dependent social learning in a lizard // Biology letters Published. 2014. doi: 10.1098/rsbl.2014.0430
  13. Wilkinson A., Huber L. Cold-Blooded Cognition: Reptilian Cognitive Abilities // The Oxford Handbook of Comparative Evolutionary Psychology / Ed. By T.K. Shackelford, J. Vonk. Oxfgord, 2012. doi: 10.1093/ oxfordhb/9780199738182.013.0008

Информация об авторах

Соколов Алексей Юрьевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, научно-образовательного центра биопсихологических исследований, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6927-6473, e-mail: apophis-king@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1573
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 576
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0