Роль значений этнической функции представлений личности в изменении показателей уровня интеллекта

439

Аннотация

В ранее проведенных исследованиях были получены результаты, свидетельствующие о наличии связи между параметрами этнофункционального развития личности и показателями уровня репродуктивного и креативного интеллекта, а также об обусловленности повышения данных показателей этноинтегрирующими природными и природно-анимистическими представлениями у взрослых респондентов в процессе психокоррекции. Было показано, что влияние этнодифференцирующих природных и природно-анимистических представлений идет в направлении снижения показателей качества взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений, характеризующих, кроме прочего, уровень репродуктивного интеллекта (по методике Роршаха).

Общая информация

Ключевые слова: этнофункциональное развитие, репродуктивный интеллект, креативный интеллект, адаптация личности

Рубрика издания: Психология мышления

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120204

Финансирование. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00218

Для цитаты: Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Роль значений этнической функции представлений личности в изменении показателей уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 2. С. 47–60. DOI: 10.17759/exppsy.2019120204

Полный текст

Введение

В современной мультикультурной среде в условиях нарастания интенсивности информационных потоков, воспринимаемых субъектом, возникает проблема его психологической адаптации к разнородным влияниям на образную сферу его личности, отношения и пр. Кроме того, фактор «мультикультурности» вследствие специфики процессов воспитания и образования в более или менее «открытом обществе» (К. Поппер) оказывает также существенное влияние на функционирование как всего общества в целом, так и отдельных его групп — в частности. В настоящем исследовании феномен мультикультурности понимается как феномен сосуществования в образной сфере личности разнородных предпочитаемых ею представлений (вторичных образов), связанных или не связанных с родной этносредой1. Использование природных, антропологических и других «внекультурных» представлений предполагает использование более емкого, чем «мультикультурность», понятия «мультиэтничности». Такой подход предполагает использование в исследованиях не традиционного типологической (Давыдова, Белецкая, 2014, с. 89-92; Berry, 1984, р. 335— 361; и др.), а психологической этнофункциональной концепции, определяющей различные этнические характеристики через их этнодифференцирующие (ую) и этноинтегрирующие (ую) функции (Сухарев, 2008).

В качестве важнейшего фактора адаптации субъекта обычно рассматривают его интеллект — как репродуктивный, так и креативный. В ранее проведенных исследованиях на контингенте взрослых респондентов были получены результаты, свидетельствующие о наличии взаимосвязи этнической функции представлений, отношений, суждений личности с показателями уровня интеллекта (Сухарев, Тимохин, Выдрина, Шапорева, 2017а). Кроме того, было установлено, что активация этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений в процессе психокоррекции способствует снижению количества и выраженности искажений этнофункционального развития, а также обусловливает повышение показателей уровня креативного и репродуктивного интеллекта (Сухарев, Тимохин, Выдрина, Шапорева, 2017б). С позиций психологического этнофункционального подхода предполагается, что активация этнодифференцирующих природных и природно-анимистических представлений может способствовать снижению показателей уровня интеллекта, т. е. предполагается уточнение гипотезы: активация этноинтегрирующих представлений обусловливает повышение показателей интеллекта, а активация этнодифференцирующих представлений обусловливает снижение данных показателей.

Таким образом, цель настоящего исследования состояла в экспериментальной проверке гипотезы обусловленности снижения показателей уровня интеллекта в процессе активации этнодифференцирующих природных и природно-анимистических представлений, а также подтверждении предположения о повышении показателей уровня интеллекта в процессе активации этноинтегрирующих представлений.

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретическую базу исследования составили следующие концепции: теория отношений В.Н. Мясищева (Мясищев, 1995), представление об образной сфере личности как системе вторичных образов (Гостев, 2007), а также психологический этнофункциональный подход (Сухарев, 2008).

С позиций этнофункционального подхода, образная сфера рассматривается как система представлений субъекта об этносреде. Как уже отмечалось, его представления об этносреде, в соответствии с принципом этнофункциональности, могут носить различные функции — этнодифференцирующую и этноинтегрирующую, а также нейтральную (последней наделяются, например, естественнонаучные представления). Кроме данного принципа, в основе подхода лежат принципы этнофункциональной системности, детерминизма, развития, субъектности и принцип этнофункционального единства микро- и макрокосма. Согласно последнему принципу рассматривается определенная аналогия между этапами историогенеза этносреды и стадиями развития личности (понятие «аналогия» является общепринятым в философии и физиологии (теория аналогии онто- и филогенеза развития — Спенсер, Бэр, Геккель, Карамян, Орбели и др.). Так, в развитии личности в русской этносреде («русской» образовано от государствообразующей русской культуры) можно выделить следующие стадии: природную, природно-анимистическую стадии развития мифа — фетишизм, анимизм и героизм (по А.Ф. Лосеву (1957, с. 34—79), надэтнинески-ре.лигиозную, просвещения, современную стадию этнической маргинальности (Сухарев, 1994) и проектируемую стадию (Сухарев, 2017). Важным в этнофункциональном подходе является положение о влиянии значения и степени выраженности этнической функции тех или иных представлений на развитие всей психической системы личности. Наиболее существенное влияние оказывают наиболее архаичные природные и природно-анимистические представления; именно они играют значительную роль в психической адаптации личности, например, при отделении эндогенных психических расстройств от психогенных; существенно менее выраженным является влияние надэтнически-религиозных представлений (Сухарев, 2008, с. 190 и др.)

Методы

В качестве основного метода в исследовании использовался клинический метод структурированного этнофункционального интервью (Сухарев, 2008). Применение данного метода позволило выявлять субъектные искажения отношений респондентов к этнос­реде («пространственные») и субъектную картину их этнофункционального развития на природной и природно-анимистической («сказочно-мифологическая» стадия) и надэтни- чески-религиозной (по воспоминаниям о раннем онтогенезе) стадиях. Искажения «пространственных» отношений выявлялись в процессе интервью по показателям отсутствия этнического самоопределения, негативного отношения к родному языку и культуре, негативного отношения к этноинтегрирующим природно-климатическим характеристикам. Искажение отношения респондентов к библейским заповедям выявлялось по показателю принятия не более семи заповедей.

Искажением этнофункционального развития на природной стадии считалось наличие в воспоминаниях респондента этнодифференцирующих образов природы и (или) отнесение данных воспоминаний к возрасту старше оптимального периода, а также отсутствие данных воспоминаний. Эмпирически выявленные оптимальные возрастные периоды начала стадий этнофункционального развития таковы: природная стадия — от 1 до 5 лет, природно-анимистическая — от 2 до 5 лет, надэтнически-религиозная — с 7 до 8 лет (Сухарев, 2008). В наших предыдущих исследованиях на контингенте взрослых испытуемых в качестве этнодифферен­цирующих сказочно-мифологических представлений рассматривались относительно архаичные либо авторские (как зарубежные, так и русские) сказки, либо народные этноинтегрирую­щие сказки в форме аудио- или видеотрансляции техническими средствами (Выдрина, 2007; Тимохин, 2005; Шапорева, 2007; и др.). Также ранее была показана особая роль этноинтегри­рующих природных и природно-анимистических представлений в повышении уровня креа­
тивного интеллекта на контингенте младших подростков (Сухарев, Кравченко, Овчинников, Тимохин, Шапорева, Щербак, 2003) Для надэтнически-религиозной стадии искажениями считались нравственные переживания, относимые личностью к возрастному периоду до или после оптимального, а также их отсутствие (Сухарев, 2008).

Измерение уровня креативного интеллекта осуществлялось с помощью вербального субтеста методики Е. Торренса (Туник, 1998). Измерение уровня репродуктивного интеллекта осуществлялось с помощью Краткого отборочного теста (КОТ) Э.Ф. Вандерлика (Бузин, 1998).

С помощью теста Роршаха (Bohm, 1972) измерялись некоторые когнитивные и эмоциональные характеристики личности. Показатели теста Роршаха типа «F+» свидетельствуют о высоком репродуктивном интеллекте — любые ответы с описанием четкой формы изображения; ответы типа «GF+» свидетельствуют о высоком репродуктивном и креативном интеллекте — ответы по целому изображению с описанием его формы; «Fb» является показателем неконтролируемых проявлений эмоций и чувств; «FbF» — неуспешные попытки контроля эмоций и чувств; «Шоки» — показатель эмоционального торможения когнитивных процессов; «FFb+» — показатель гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений и высокого репродуктивного интеллекта; «В+» — показатель высокого репродуктивного и креативного интеллекта (антропоморфные по содержанию ответы с идентификацией движений). Выраженность тех или иных оцениваемых характеристик определялась по количеству соответствующих им признаков, фиксируемому в ответах испытуемых.

В процессе формирующего эксперимента использовался метод психологической этнофункциональной коррекции (Сухарев, 2008). Психокоррекция осуществлялась на материале этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений — группа «Природа и анимизм», на материале этнодифференцирующих природных и природно-анимистических представлений народов Центральной и Северной Европы — группа «Экзотика»2 и на материале этноинтегрирующих библейских заповедей3 — группа «Заповеди». Коррекционная работа проводилась в процессе активации (психотерапевтической проработки) природных, природно-анимистических и библейских представлений (заповедей) и проработки (переживания и осознания) всех компонентов отношений личности к данным образам (Сухарев, 2008, с. 209—238, 534). Психокоррекционные занятия проводились 2 раза в неделю по 1,5 часа в течение 2 месяцев (всего 24 занятия). Измерения всех показателей производились до и после окончания цикла занятий.

Характеристика выборки. В исследовании принимали участие смешанные группы юношей и девушек в возрасте от 20 до 21 года (всего 49 человек). Все они родились в Средней полосе России и считали себя русскими. Группу «Заповеди» составили 12 человек, студенты-психологи ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина: 3 юноши и 9 девушек. Группу «Природа и анимизм» составили студенты командно-инженерного факультета АГЗ МЧС России, обучающиеся по специальности «Педагогика», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью» (возраст 20—21 год), 14 девушек и 9 юношей — всего 23 человека. В группе «Экзотика» участвовали студенты-психологи ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина, 7 юношей и 7 девушек — всего 14 человек.

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы PSPP версии 0.10.1 (свободная лицензия). Проверка на нормальность распределения с помощью критерия Шапиро—Уилка показала, что все данные распределены не по нормальному закону. Вследствие этого использовался непараметрический статистический W-критерий Вилкоксона для связанных выборок. Различия считались статистически значимыми при р<0,05, тенденция при р<0,1.

Результаты исследования

В табл. 1—3 представлены результаты сравнительного анализа динамики показателей во всех группах.

Таблица 1

Динамика показателя уровня репродуктивного интеллекта у респондентов во всех группах по тесту КОТ по W-критерию Вилкоксона

Показатель

Группа

Динамика

.P

Показатель уровня общих

«Природа и анимизм»

+2,57

0,000

способностей по тесту

«Заповеди»

+0,83

0,374

КОТ

«Экзотика»

-1,21

0,328

 

 Таблица 2

Динамика показателей уровня вербальной креативности по Торренсу
во всех группах по W-критерию Вилкоксона

Показатель

Группа

Динамика

P

Беглость

«Природа и анимизм»

+2,87

0,000

«Заповеди»

-5,58

0,224

«Экзотика»

-3,86

0,364

Гибкость

«Природа и анимизм»

+2,70

0,000

«Заповеди»

-1,33

0,410

«Экзотика»

-3,43

0,184

Оригинальность

«Природа и анимизм»

+3,00

0,001

«Заповеди»

-17,75

0,065

«Экзотика»

-7,14

0,245

Общая креативность

«Природа и анимизм»

+8,57

0,000

«Заповеди»

-24,67

0,136

«Экзотика»

-14,43

0,245

 

Примечание: в табл. 1, 2 и далее в столбце «Динамика» представлена разница между средними баллами, полученными в каждой группе до и после коррекции; «+» означает рост показателя, «-» — его убывание; в столбце «р» жирным шрифтом выделены вероятности достоверных различий (р<0.05), а жирным курсивом — тенденции к достоверности (р<0,1).

 Данные, представленные в табл. 1 и 2, свидетельствуют о том, что достоверное повышение показателей репродуктивного интеллекта по тесту КОТ и всех показателей вербального креативного интеллекта произошло только в группе «Природа и анимизм». В табл. 1 в группе «Заповеди» показатель репродуктивного интеллекта незначимо возрос, а в группе «Экзотика» незначимо снизился. В табл. 2 тенденция к снижению показателя субтеста «оригинальность» вербального креативного интеллекта была выявлена только в группе «Заповеди», за исключением тенденции к снижению показателя «оригинальность» в группе «Заповеди»; в данной группе и в группе «Экзотика» произошли недостоверные снижения других показателей креативности.

Таблица 3

Динамика количества показателей теста Роршаха во всех группах по W-критерию Вилкоксона

 

Из табл. 3 видно, что в группе «Природа и анимизм» увеличилось количество показателей креативности (GF+, B+), высокого репродуктивного интеллекта (F+, GF+, B+, FFb+), а также увеличилось количество показателей гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений (FFb+ как показатель целостности и зрелости личности). В данной группе наблюдалась динамика снижения показателей эмоционального торможения когнитивных процессов («шоки»).

В группе «Заповеди» была зафиксирована тенденция к снижению количества показателей плохо контролируемых эмоциональных реакций (FbF), но не выявлено увеличение показателя хорошо контролируемых реакций (FFb+). Также в данной группе выявлена тенденция к возрастанию количества показателей общего и креативного интеллекта (В+).
Кроме того, в группе «Заповеди» достоверно увеличилось количество показателей эмоционального торможения когнитивных процессов (шоки).

В группе «Экзотика» наблюдалась тенденция к снижению количества показателей гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных компонентов отношений, являющихся, в то же время, показателями высокого репродуктивного интеллекта (FFb+).

Таблица 4 а, б

Динамика количества этнофункциональных искажений «пространственных» отношений
и миграционных намерений в группах по W-критерию Вилкоксона

а)

Показатель

Группа

Динамика

P

Отсутствие этнической идентичности

«Природа и анимизм»

-0,17

0,068

«Заповеди»

0,00

1,000

«Экзотика»

+0,00

1,000

Негативное отношение к родному языку и культуре

«Природа и анимизм»

-0,09

0,180

«Заповеди»

+0,08

0,593

«Экзотика»

-0,07

0,593

Негативное отношение к родной природе

«Природа и анимизм»

-0,26

0,043

«Заповеди»

+0,08

1,000

«Экзотика»

+0,07

0,593

Миграционные намерения

«Природа и анимизм»

-0,57

0,005

«Заповеди»

-0,08

0,715

«Экзотика»

+0,00

0,917

Сумма «пространственных» искажений отношений

«Природа и анимизм»

-1,39

0,000

«Заповеди»

-0,33

0,477

«Экзотика»

-0,36

0,480

 Количество принимаемых библейских заповедей

б)

Принятие библейских заповедей

Группа

Динамика

Р

«Природа и анимизм»

+0,91

0,002

«Заповеди»

-0,42

0,401

«Экзотика»

+0,43

0,636

 Данные табл. 4 а,б свидетельствуют о том, что в группе «Природа и анимизм» увеличилось количество респондентов с определенной этнической самоидентификацией (тенденция) и уменьшилось количество респондентов с предпочтением этнодифференцирую­щих ландшафтов и климата; также в данной группе увеличилось количество принимаемых библейских заповедей. Суммарное количество «пространственных» искажений отношения к родной этносреде в данной группе также уменьшилось.

В группе «Заповеди» так же, как и в группе «Экзотика», изменений не выявлено.

Из табл. 5 следует, что в группе «Природа и анимизм» снизилось количество искажений на природной и природно-анимистической стадии, а также на надэтнически-религиоз- ной стадии (тенденция). В группах «Заповеди» и «Экзотика» достоверных изменений не выявлено.

Таблица 5

Динамика выраженности этнофункциональных искажений развития
при суммарной оценке возраста начала стадии и этнической функции
ее содержания во всех группах по W-критерию Вилкоксона

Стадия

Группа

Динамика

Р

Искажение прохождения природной стадии

«Природа и анимизм»

-0,57

0,012

«Заповеди»

-0,25

0,423

«Экзотика»

-0,50

0,109

Искажение прохождения природно­анимистической стадии

«Природа и анимизм»

-1,09

0,000

«Заповеди»

+0,42

0,249

«Экзотика»

+0,00

0,893

Искажение прохождения надэтни- чески-религиозной стадии

«Природа и анимизм»

-0,17

0,068

«Заповеди»

-0,08

0,655

«Экзотика»

-0,14

0,180

Обсуждение результатов

Результаты настоящего экспериментального исследования показали, что этноинтегриру­ющие природные и природно-анимистические представления, активируемые в процессе психо­коррекционной работы, обусловливают повышение показателей уровня репродуктивного и кре­ативного интеллекта (методики КОТ, Торренса и Роршаха), повышение качества взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений личности, снижение выраженности эмоционального торможения когнитивных процессов (группа «Природа и анимизм», табл. 1—3). В целом, иолсненные данные подтверждают результаты ранее проведенных исследований с участием взрослых респондентов по аналогичному воздействию этноинтегриру­ющих природно-анимистических представлений; в предыдущем исследовании повышение показателя уровня креативности было выявлено только в группе природно-анимистических представлений (Сухарев, Тимохин, Выдрина, Шапорева, 2017 а, б). Также повышение показателей уровня креативного интеллекта было установлено при исследовании влияния этноинтегрирую­щих природно-анимистических представлений у младших подростков, а снижение данных показателей — при влиянии этнодифференцирующих природно-анимистических представлений (Сухарев, Кравченко, Овчинников, Тимохин, Шапорева, Щербак, 2003).

В группе этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений («Природа и анимизм») также снизилось количество искажений этнофункционально- го развития, в том числе на надэтнически-религиозной стадии (тенденция), стало меньше этнофункциональных искажений в отношении родной этносреды и повысилось количество принимаемых библейских заповедей.

В группе этнодифференцирующих природных и природно-анимистических представлений («Экзотика») было выявлено уменьшение количества показателей гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных компонентов отношений, являющихся в то же время показателями репродуктивного интеллекта FFb+, что согласуется с результатами ранее проведенных исследований на контингентах как взрослых, так и младших подростков. При этом ранее у младших подростков было выявлено снижение показателей креативного интеллекта (Сухарев, Кравченко, Овчинников, Тимохин, Шапорева, Щербак, 2003;Сухарев, Тимохин, Выдрина. Шапорева, 2017 а, б). Полученные по показателю FFb+ результаты согласуются с результатами ранее проведенных исследований в разных возрастных группах, в том числе и в полевых исследованиях (Выдрина, 2007; Тимохин, 2005; Сухарев, 2008, 2013; Шапорева, 2007; Сухарев, Кравченко, Овчинников, Тимохин, Шапорева, Щербак, 2003; Сухарев, Неверова, 2011; Сухарев, Чулисова, 2013;Сухарев, Панкова, Соснин, Чулисова, 2015; Сухарев, Тимохин, Выдрина. Шапорева, 2017 а, б; и др.). Полученные в исследовании результаты, свидетельствующие об отсутствии влияния этнодифференцирующих представлений на динамику показателей интеллекта по тестам Торренса и КОТ и показателей креативного интеллекта B+ и GF+ теста Роршаха (в на- правленни их снижения), также могут объясняться недостаточно выраженной этнофунк- циональной дистанцией между используемыми в настоящем исследовании «русскими» и «европейскими» природными и природно-анимистическими представлениями по клима­то-географическим и социокультурным показателям. Обращает на себя внимание тот факт, что недостоверная динамика снижения показателей в группе «Экзотика» была зафиксирована по всем показателям интеллекта во всех методиках (кроме показателя репродуктивного интеллекта по тесту Роршаха F+). В ранее проводимых исследованиях на других контингентах респондентов этнофункциональная дистанция представлений была более выраженной (использовались «тропические» природные и культурные представления), и, соответственно, динамика различных психологических показателей также была более выраженной (Сухарев, 2008; и др.)

Нельзя недооценивать значение показателя гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных компонентов отношений, являющегося в то же время показателем репродуктивного интеллекта FFb+. Мы рассматриваем данный показатель в качестве ведущего в развитии личности, поскольку именно он отражает качество межфункционального взаимодействия систем личности, которое является общим условием и результатом этого развития. Именно фактор гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных компонентов отношений в отечественной психологии рассматривается как основа развития личности и становления ее зрелости, например, нравственности и интеллекта (Выготский, 1983; Божович, 2001). В частности, в наших эмпирических и экспериментальных исследованиях показатель FFb+ всегда либо являлся условием возникновения, либо был взаимосвязан с такими личностными проявлениями, как творческий и репродуктивный интеллект, мотивация школьников к учению (Сухарев, 2008; Сухарев, Кравченко, Овчинников, Тимохин, Шапорева, Щербак, 2003; Сухарев, Неверова, 2011), а также с качеством усвоения нравственных норм (Сухарев, 2008, с. 175—176; Сухарев, Чулисова, 2013; Сухарев, Сухарева, Тимохин, 2017; и др.).

Результаты, полученные в предыдущих исследованиях, показали, что воздействие эт­нодифференцирующих природных и природно-анимистических тропических образов увеличивает количество искажений этнофункционального развития личности по отношению к природно-климатическим характеристикам, а воздействие этноинтегрирующих (как в настоящем, так и в предыдущих исследованиях) — снижает количество искажений, как в «пространственном» отношении, так и в субъективно оцениваемом онтогенезе. В настоящем исследовании, осуществленном на материале природных и природно-анимистических представлений народов Центральной и Северной Европы, достоверных искажений выявлено не было (было выявлено лишь недостоверное снижение количества искажений). Во-первых, возможно, что увеличение объема выборки приведет к сдвигу вероятностей ошибок к достоверным значениям. Во-вторых, можно предположить, что отсутствие достоверных изменений обусловлено различиями в этнофункциональной дистанции используемых представлений (дистанция: «тропические по сравнению с русскими» > «европейские по сравнению с русскими»), т. е. «русские» представления характеризуются более существенными различиями с «тропическими», чем с «европейскими» по климато-географическим и социокультурным показателям.

 

Можно предположить, что влияние этноинтегрирующих представлений обусловливает более широкий спектр изменения показателей интеллекта и эмоциональной сферы (в возрасте 20—21 года). Ранее проведенные исследования показали также, что существенно большее воздействие на характер изменений в психике оказывает значение этнической функции природных и сказочно-мифологических представлений, субъектно относимых к возрасту до 5 лет (Сухарев, 2008; и др.).

В группе «Заповеди» было выявлено достоверное увеличение количества показателей эмоционального торможения когнитивных процессов («шоки»). Данный результат может объясняться тем, что до начала формирующею) эксперимента у 75% респондентов имели место искажения этнофункционального развития на природной стадии, у 91,7% — на i|риродио-аиимнетииеекой, у 83,3% респондентов — на надэтнически-религиозной. А возникновение «шоковых» реакций может быть результатом недостаточного уровня их психологической зрюлоетн. готовности к усвоению нравственных норм (в данном случае — библейских за поводе й). На основании принципа эт­нофункционального развития (Сухарев, 2008) можно В1жчвицут1) i|р)одноложение о том, что в связи с искажениями развития на первых дцух стадиях понимание и «прочувствование» библейских заповедей не только оказалось неэффективным, но и, i ю-видимому. приводило к возникновению адаптационного синдрома. При этом в группе «Природа и анимизм» количество принимаемых заповедей повысилось, что может объясняться повышением готовности респондентов к их усвоению вследствие активации представлений предыдущих стадий .'егно<функ11ио||а.л1)1юко развития личности (природной и природно-анимистической) в процессе i юихо1Д)р)рн^к11иги Данный результат подтверждается в ранее проведенных исследованиях (Сухарев, Чулисова, 2013).

В целом, полученные в настоящем и предыдущих исследованиях результаты объясняются повышением/понижением адаптационного потенциала личности вследствие воздействия этноинтегрирующих/этнодифференцирующих влияний.

Заключение

Мы полагаем, что изменения показателей уровня интеллекта (и качества мыслительных процессов), характеристик эмоциональной и нравственной (по показателю принятия библейских заповедей) сфер обусловлены влиянием этнической функции природных и природно-анимистических представлений. Устойчивость результатов указанного влияния, ее зависимость от возраста и личности респондентов так же, как и сами результаты, должны являться предметом дальнейших исследований. То же относится и к изучению роли этноинтегрирующих/этнодифференцирующих представлений в процессе оптимизации этнофункционального развития личности.

Выводы

В настоящем исследовании было подтверждено влияние этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений на увеличение количества показателей репродуктивного и креативного интеллекта, а также на увеличение количества показателей качества взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений личности в процессе психокоррекции у взрослых. Данные представления обусловливали также оптимизацию этнофункционального развития личности и ее отношений к параметрам этносреды.

Влияние этнодифференцирующих природных и природно-анимистических представлений обусловливало, в свою очередь, уменьшение количества показателей качества взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений личности, а также уменьшение количества показателей репродуктивного интеллекта и качества взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений (FFb+ по методике Роршаха).

Необходимо акцентировать внимание на итоговом результате i |ров('Д('нного исследования, свидетельствующем о том, что этноинтегрирующие влияния природных и гтриродно-анимисти- ческих представлений характеризуются противоположной по сравнению с этнодифференциру­ющими влияниями направленностью, либо достоверные результаты их влияния имеют место наряду с отсутствием достоверных изменений при iэтнодифференцирующихвоздействиях.

В психокоррекционной группе, где прорабатывалось отношение к библейским заповедям, было выявлено увеличение количества показателей эмоционального торможения когнитивных процессов. Этот результат объясняется последствием нарушения принципа этнофункционального развития, т. е. существенным преобладанием респондентов с искажениями этнофункционального развития на предыдущих стадиях — природной и природно-анимистической (75—92%). Существенное значение имеет тот факт, что влияние этноинтегрирующих природно-анимистических представлений способствует повышению количества принимаемых библейских заповедей.


      Финансирование

Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00218.


1Этносреда характеризуется рядом параметров (в аспекте развития): культурно-психологических, природно-климатических, трансцендентных (Бог, духи природных стихий и явлений и др.), а также антропо-биологических.

2  Мы намеренно использовали относительно близкие для Центральной России представления народов Центральной и Северной Европы о ландшафте, климате и природно-анимистические представления (гномы, тролли, эльфы), так как ранее проведенные исследования с использованием тропических анимистических и природных образов показали существенно дискриминантное воздействие (Сухарев и сотр., 2003).

3  Этноинтегрирующая функция библейских заповедей для русской культуры менее выражена, чем природных и
природно-анимистических представлений, но более выражена, чем естественнонаучных (Сухарев, 2017).

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: НПО «Модэк», 2001.
  2. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. Психодиагностическая серия. Вып. 4. М.: Смысл, 1998.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
  4. Выдрина Е.А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: автореф. дисс … канд. психол. наук. М.: 2007.
  5. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 512 с.
  6. Давыдова Ю.А., Белецкая А.А. История исследований когнитивных способностей в кросскультурном аспекте // Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 1. С. 89—92.
  7. Лосев А.Ф. Античная мифология. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения СССР, 1957. 620 с.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1995.
  9. Сухарев А.В. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях современного кризиса его экосистемы // Мир психологии и психология в мире. 1994. № 1. С. 63—74.
  10. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 576 с.
  11. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края — чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 36—50.
  12. Сухарев А.В. Развитие русской ментальности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
  13. Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников Е.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А., Щербак С.Ю. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 68—80.
  14. Сухарев А.В., Неверова Т.В. Роль психологических этнофункциональных факторов в повышении уровня мотивации к учению у подростков // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 81—91.
  15. Сухарев А.В., Чулисова А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Изд-во «Институт психологии  РАН», 2013.
  16. Сухарев А.В.,  Панкова  С.Ю.,  Соснин  В.А.,  Чулисова  А.П.  Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов) // Пространство и время. 2015. № 1—2 (19—20). С.279—289.
  17. Сухарев А.В., Сухарева А.П., Тимохин В.В. Сравнительный анализ применения различных методов статистической обработки в исследовании эффективности психокоррекционной работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2 (39). С. 121—130.
  18. Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Этническая функция культурных представлений и уровень интеллекта // Пространство и время. 2017 а. № 1 (27). С. 64—72.
  19. Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Роль психологических этнофункциональных условий в повышении уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2017 б. T. 10. № 4. С. 2—33. doi:10.17759/exppsy.2017100402
  20. Тимохин В.В. Этнофункциональный аспект психического развития: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2005.
  21. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998.
  22. Шапорева А.А. Роль этнической функции содержания сказок в развитии гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных сторон отношений у младших школьников и подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: 2007.
  23. Berry J.W. Towards a universal psychology of cognitive competence // International Journal of Psychology. 1984. Vol. 19. P. 335—361.
  24. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. Bern: Hans Huber, 1972. P. 208—211, 214.

Информация об авторах

Сухарев А.В., доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, e-mail: zavor753@mail.ru

Тимохин В.В., кандидат психологических наук, доцент Института социальной инженерии, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, e-mail: bbt74@bk.ru

Выдрина Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Академия гражданской защиты МЧС России, Москва, Россия, e-mail: v-katerina@bk.ru

Шапорева Анна Александровна, кандидат психологических наук, Частная практика, Москва, Россия, e-mail: a.a.shaporeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1091
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 439
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3