Экспериментальная психология
2017. Том 10. № 4. С. 20–33
doi:10.17759/exppsy.2017100402
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Роль психологических этнофункциональных условий в повышении уровня интеллекта
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: этнофункциональное развитие, культура, репродуктивный интеллект, креативный интеллект, адаптация личности
Рубрика издания: Психология интеллекта
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100402
Для цитаты: Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Роль психологических этнофункциональных условий в повышении уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 4. С. 20–33. DOI: 10.17759/exppsy.2017100402
Полный текст
Введение
В условиях современного кризиса культуры многие исследователи отмечают нарастание информационных потоков, воспринимаемых человеком в единицу времени. Данное явление обусловлено развитием коммуникационных технологий, миграций, средств массовой информации. Информационные потоки по содержанию являются в значительной мере культурно разнородными. Причем данная разнородность включает и разнородность природных и религиозных представлений, что обусловливает «мультикультуризацию» ментальности современного человека и общества. С позиций этнофункционального подхода (Сухарев, 2008) вследствие данных процессов психика современного человека характеризуется нарастающей этнической маргинализацией (Сухарев, 1994, с. 67), являющейся внутренним условием, препятствующим процессу приспособления психики к условиям мультикультурной среды. Адаптация личности, подверженной процессу этнической маргинализации, затруднена — в результате перегрузки адаптационный потенциал расходуется и не успевает восстанавливаться. Важнейшим фактором адаптации является интеллект — как репродуктивный, так и креативный. Критерии креативного интеллекта мы рассматриваем в рамках концепции Гилфорда—Торренса, а критерием репродуктивного интеллекта полагаем воспроизведение усвоенного (М.А. Холодная). На основе данных представлений осуществлялся и выбор исследовательских методик.
Исследования, посвященные проблеме функционирования интеллекта в современной мультикультурной среде, осуществляются без теоретического учета фактора мультикультурности, т. е. с позиций традиционного типологического подхода, предполагающего существование относительно гомогенных культур, в той или иной мере обладающих этнической спецификой (Давыдова, Белецкая, 2014, с. 89—92; Berry, 1984, р. 335—361; и др.). С позиций этнофункционального подхода в психологии, с учетом наличия этноинтегрирующей и этнодифференцирующей функции разнородных ментальных категорий в психике отдельного человека (представлений, отношений, суждений и пр.) можно предполагать, что показатели уровеня интеллекта у разных людей могут различаться в зависимости от выраженности этнической функции данных категорий, а также от их количества. Данная связь была установлена нами в ранее проведенных эмпирических исследованиях (Сухарев, Тимохин, Выдрина, Шапорева, 2017).
Таким образом, цель настоящего исследования состояла в экспериментальной проверке предположения об обусловленности показателей уровня интеллекта психологическими этнофункциональными параметрами (внутренними условиями).
Теоретико-методологическая основа исследования
Представители сихологического этнофункционального подхода, используемого в настоящем исследовании, оперируют субъектными ментальными категориями, такими как когнитивные, эмоционально-чувственные, двигательные и поведенческие компоненты отношений, образы памяти, представления, суждения и пр. Данные категории наделяются этнической функцией. Образную сферу личности (термин А.А. Гостева) здесь мы определяем как систему субъектных представлений этносреды1. Этническая функция субъектных представлений этносреды может принимать три значения: этноинтегрирующее, объединяющее личность с той или иной этнической системой; этнодифференцирующее (разъединяющее); а также может иметь нейтральное значение, которое относится, прежде всего, к естественнонаучным представлениям, имеющим всеобщий характер.
В аспекте развития рассматриваются субъектные представления этносреды, возникающие в образной сфере личности в различных возрастных периодах и наделенные этнической функцией. В идеале последовательность и содержание данных представлений аналогичны (на основании принципа этнофункционального единства микро- и макрокосма) историческому развитию определенной этносреды, например, русской этносреды (определяемой как «русская» по системообразующей в России русской культуре). В процессе этногенеза историческая наука и культурология выделяют «языческий» этап, христианский и этап Просвещения; современный этап мы определяем как мультикультурный «этап этнической маргинальности». Соответственно, стадии этнофункциональ-ного развития личности определяются как природная (по А.Ф. Лосеву, фетишизм), природно-анимистическая (анимизм и героизм) (Лосев, 1957, с. 34—79), надэтнически-религиозная (христианство) и стадия Просвещения. Эмпирические и экспериментальные исследования позволили выделить оптимальные для психологической адаптированности личности возрастные периоды начала стадий: природная — 1—5 лет, природно-анимистическая — 2—5 лет, надэтнически-религиозная — 7—8 лет, стадия Просвещения — 7—9 лет. Реальные субъектные представления конкретной личности, связанные с возрастом начала стадий и их содержанием, практически всегда отличаются от «условной нормы» (так называемые искажения этно- функционального развития личности), чаще всего определяемой на основании теоретикоэмпирических результатов конкретных исследований. Все этнофункциональные параметры, согласно принципу этнофункциональной системности, рассматриваются во взаимосвязи. Системообразующим является принцип этнофункциональности, используемый как в «пространственном» (настоящее), так и во временном отношении (прошедшее и будущее), а количество и выраженность этнофункциональных искажений «пространственных» отношений к этносреде и искажений этнофункционального развития обусловливают психологическую дезадаптированность субъекта (принцип этнофункционального детерминизма).
Другим основополагающим и подтвержденным эмпирическими и экспериментальными исследованиями положением является положение о степени выраженности этнической функции представлений субъекта, согласно которому наиболее выраженной этнической функцией обладают природные представления, несколько менее выраженной функцией обладают природно-анимистические представления, еще менее выраженной функцией обладают надэтнически-религиозные представления, и, наконец, естественнонаучные представления не обладают этнической функцией вовсе. Данные представления мы рассматриваем как внутренние условия, которые могут оказывать влияние на развитие и поведение личности.
Методы
В исследовании использовался основной метод психологического этнофункциональ- ного подхода — структурированное этнофункциональное интервью (Сухарев, 2008), выявляющее субъектные представления об этносреде и собственном этнофункциональном развитии (принцип этнофункциональной субъектности). В исследовании выявлялись искажения отношений личности к тем или иным этническим признакам (этнодифференцирующие отношения) в настоящем. В структуре интервью также исследовалось отношение респондентов к библейским заповедям — по показателю количества принимаемых и отвергаемых заповедей. Искажения этнофункционального развития в психическом онтогенезе испытуемых (в прошлом) диагностировались на различных стадиях развития по показателям наличия этнодифференцирующих образов памяти, а также по отнесению представлений о содержании стадий к неоптимальным возрастным периодам.
Для природной стадии в качестве показателей искажений рассматривались воспоминания об этнодифференцирующих образах природы и (или) отнесение этноинтегрирующих образов природы к возрасту позже оптимального. Для природно-анимистической стадии показателем искажения считалось наличие в воспоминаниях различных этнодифференцирующих представлений или отнесение этноинтегрирующих сказочно-мифологических представлений к возрасту позже оптимального. В качестве этнодифференцирующих сказочно-мифологических представлений рассматривались авторские русские и иностранные сказки, а также этноинтегрирующие народные сказки, воспринятые, по воспоминаниям респондента, в видео- или аудиоформе (не рассказанные старшими) (Тимохин, 2005; Шапорева, 2007; и др.). Для надэтнически-религиозной стадии искажениями считались нравственные переживания, относимые личностью к возрастному периоду до или позже оптимального. Искажения развития на стадии Просвещения в данном исследовании не учитывались. В качестве показателей снижения выраженности искажений на природной и природно-анимистической стадиях использовались показатели уменьшения возраста первых воспоминаний в рамках оптимальных возрастных периодов, относящихся к данным стадиям (так как это связано с повышением уровня психологической адаптированности личности (Сухарев, 2008)), и исчезновение этнодифференцирующих представлений на данных стадиях. Выраженность этнофункциональных искажений до и после эксперимента измерялась в баллах по результатам этнофункционального интервью. Также снижение выраженности данных искажений определялось по показателю снижения возраста начала стадий в рамках оптимальных возрастных периодов.
Диагностика показателей уровня репродуктивного интеллекта осуществлялась с помощью теста КОТ (Краткого отборочного теста) Э.Ф. Вандерлика, адаптированного В.Н. Бузиным (Бузин, 1998). С помощью данного теста определялся показатель уровня общих способностей респондента, который мы рассматривали как показатель уровня репродуктивного интеллекта.
Показатели уровеня креативного интеллекта определялись с помощью методики диагностики креативности (вербального субтеста методики Е. Торренса), адаптированной Е. Туник (Туник, 1998). Именно вербальная креативность, по мнению Торренса, наиболее стабильно и надежно отражает «общую креативную энергию личности» (там же, с. 113).
Дополнительно для диагностики различных показателей эмоциональной и когнитивной сфер личности, а также показателей уровня репродуктивного и креативного интеллекта использовался тест Роршаха (Bohm, 1972). Использовались следующие показатели теста Роршаха: ответы типа «F+» — любые ответы с хорошей формой, показатель хорошего репродуктивного интеллекта; «GF+» — целостные ответы с хорошей формой, показатель хорошего репродуктивного и креативного интеллекта; «FFb+» — ответы по форме и цвету, показатель гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений личности и хорошего репродуктивного интеллекта; «В+» — антропоморфные по содержанию ответы с идентификацией движени, показатель хорошего репродуктивного и креативного интеллекта; «HdF» — ответы по светотени с плохой формой, показатель низкого качества интеллектуального совладания с реакциями настроения и низкого репродуктивного интеллекта; ответы типа «шоки» — показатель эмоционального торможения когнитивных процессов. Выраженность показателей теста Роршаха определялась по их количеству, фиксируемому в ответах испытуемых.
Мы полагаем, что выявленные различными методиками показатели уровня интеллекта характеризуют изменения качества мыслительных процессов, степень устойчивости которых может являться предметом дальнейших исследований.
В исследовании осуществлялся формирующий эксперимент методом психологической этнофункциональной коррекции (Сухарев, 2008). Эксперимент проводился в четырех группах испытуемых. В двух группах осуществлялась этнофункциональная коррекция на материале этноинтегрирующих образов природы (Сухарев, Чулисова, 2013 и др.) (две группы «Природа»), а в двух других группах осуществлялась психологическая коррекция на материале этноинтегрирующих анимистических образов природных стихий и явлений (русалки, лешие, водяные и пр.) (две группы «Анимизм») (Выдрина, 2007; Шапорева, 2007 и др.). В данном случае коррекция заключалась в активации представлений природных и природно-анимистических вторичных образов и проработке (переживании и осознании) всех компонентов отношений личности к данным образам и их модальностям (Сухарев, 2008, с. 209—238, 534). Для минимизации эффектов психологического переноса занятия проводились двумя психологами по одному в каждой группе. Также использовались две контрольных группы (в разных вузах), результаты в которых были объединены.
Характеристика выборки. В исследовании участвовали студенты 1—4 курсов Академии гражданской защиты (АГЗ) МЧС России и Российского государственного университета (РГУ) имени А.Н. Косыгина, обучающиеся на факультетах «психология», «юриспруденция», «экономика», «педагогика» и «инженер ЧС» в возрасте 18-25 лет (40 женщин и 65 мужчин; данное соотношение полов приблизительно характеризовало все группы испытуемых). В двух экспериментальных группах «Природа» всего приняли участие 28 испытуемых, в двух группах «Анимизм» — 38 испытуемых, в двух контрольных группах — 24 испытуемых. В АГЗ занятия проводились в двух группах «Природа» и «Анимизм» один раз в неделю по 3 часа, а в РГУ — в двух группах 2 раза в неделю по 1,5 часа. Всего было проведено 12 часов занятий с каждой из групп. В контрольных и экспериментальных группах было осуществлено по два диагностических среза — перед началом цикла занятий и практически сразу после его окончания — с интервалом один месяц.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы PSPP версии 0.10.1 (свободная лицензия). Проверка на нормальность распределения проводилась с помощью критерия Шапиро—Уилка. На основании этой проверки использовались параметрические (t-критерий Стьюдента для связанных выборок), либо непараметрические (W-критерий Вилкоксона) статистические критерии. Проверка значимости динамики бинарных признаков независимо от типа распределения показателей осуществлялась с помощью критерия X2 МакНемара. Различия считались статистически значимыми при р<0,05.
Результаты исследования
В табл. 1—3 представлены результаты исследования влияния активации в образной сфере личности этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений в двух экспериментальных группах «Анимизм» и двух группах «Природа», по сравнению с двумя контрольными группами. Результаты, полученные в каждой паре групп, в таблицах были объединены в общие группы: «Анимизм», «Природа» и «Контрольная».
Результаты, представленные в табл. 1 свидетельствуют о том, что как в группе «Природа», так и в группе «Анимизм» показатель репродуктивного интеллекта по тесту КОТ увеличился, а в контрольной группе не изменился.
Таблица 1
Динамика роста показателя уровня общих способностей у испытуемых в группах «Анимизм», «Природа» и «Контрольная» по W-критерию Вилкоксона
Показатель уровня общих пособностей по тесту КОТ |
Группа |
Динамика |
Р |
«Контрольная» |
+0,85 |
0,149 |
|
«Анимизм» |
+4,61 |
0,000 |
|
«Природа» |
+3,07 |
0,000 |
Примечание: здесь и далее в столбце «Динамика» представлена разница между средними баллами, полученными в каждой группе
до и после коррекции; «+» означает рост показателя, «-» его убывание; жирным шрифтом выделены вероятности (Р)
достоверных различий.
Таблица 2
Динамика роста показателей уровня вербальной креативности во всех группах
по W-критерию Вилкоксона
Показатели уровня вербальной креативности по тесту Торренса |
Группа |
Динамика |
P |
Беглость |
«Контрольная» |
+3,56 |
0,242 |
«Анимизм» |
+7,95 |
0,002 |
|
«Природа» |
+14,61 |
0,000 |
|
Гибкость |
«Контрольная» |
+0,97 |
0,361 |
«Анимизм» |
+4,38 |
0,000 |
|
«Природа» |
+7,32 |
0,000 |
|
Оригинальность |
«Контрольная» |
+1,17 |
0,603 |
«Анимизм» |
+14,52 |
0,000 |
|
«Природа» |
+24,86 |
0,000 |
|
Общая вербальная креативность |
«Контрольная» |
+5,70 |
0,283 |
«Анимизм» |
+26,85 |
0,001 |
|
«Природа» |
+46,79 |
0,000 |
Как в группе «Природа», так и в группе «Анимизм» показатель уровня вербального креативного интеллекта по тесту Торренса увеличился, а в контрольной группе не изменился.
Результаты, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что количество показателей высокого уровня репродуктивного (рост F+, GF+, B+, FFb+ и снижение HdF) и креативного интеллекта (рост GF+ и B+) увеличилось в обеих группах. Увеличение показателя репродуктивного интеллекта F+ в контрольной группе, на наш взгляд, может объясняться тем, что студенты проходят курс вузовского обучения. Динамика показателей креативного интеллекта (GF+, В+) и показателей интеллекта, связанных с эмоциональностью (FFb+, HdF), а также показатель эмоционального торможения когнитивных процессов «шоки» в экспериментальных группах может свидетельствовать о повышении качества мыслительных процессов. Увеличение показателей эмоционального торможения когнитивных процессов («шоки») в контрольной группе может свидетельствовать о снижении степени адап- тированности учащихся в процессе учебы «по умолчанию».
Также было установлено, что в группе «Анимизм», по сравнению с группой «Природа», преобладало снижение количества показателей «шоки» (эмоциональное торможение когнитивных процессов) (р < 0,007, по критерию Манна—Уитни).
Таблица 3
Динамика количества показателей теста Роршаха во всех группах по W-критерию Вилкоксона
Показатели уровня интеллекта теста Роршаха |
Группа |
Динамика |
P |
F+ |
«Контрольная» |
+3,26 |
0,000 |
«Анимизм» |
+1,95 |
0,000 |
|
«Природа» |
+3,57 |
0,003 |
|
GF+ |
«Контрольная» |
+0,49 |
- |
«Анимизм» |
+2,13 |
0,000 |
|
«Природа» |
+2,61 |
0,000 |
|
FFb+ |
«Контрольная» |
+0,26 |
- |
«Анимизм» |
+1,63 |
0,000 |
|
«Природа» |
+2,00 |
0,000 |
|
HdF |
«Контрольная» |
-0,13 |
- |
«Анимизм» |
-0,26 |
0,018 |
|
«Природа» |
-0,25 |
0,050 |
|
B+ |
«Контрольная» |
-0,13 |
- |
«Анимизм» |
+0,45 |
0,007 |
|
«Природа» |
+0,68 |
0,013 |
|
Шоки |
«Контрольная» |
+0,62 |
0,011 |
«Анимизм» |
-2,61 |
0,000 |
|
«Природа» |
-1,36 |
0,001 |
Таблица 4 А, Б
Динамика выраженности этнофункциональных искажений «пространственных»
отношений в группах по W-критерию Вилкоксона
А
Показатель |
Группа |
Динамика |
P |
Искажение отношения к природно-географическим признакам |
«Контрольная» |
+0,18 |
0,120 |
«Анимизм» |
-0,39 |
0,010 |
|
«Природа» |
-0,43 |
0,008 |
|
Сумма «пространственных» искажений отношений |
«Контрольная» |
+0,28 |
0,071 |
«Анимизм» |
-0,63 |
0,021 |
|
«Природа» |
-0,86 |
0,001 |
Б
Принятие библейских заповедей |
Группа |
Динамика |
P |
«Контрольная» |
-0,18 |
0,268 |
|
«Анимизм» |
-1,21 |
0,000 |
|
«Природа» |
-1,04 |
0,000 |
Результаты, представленные в Таблице 4 А, свидетельствуют о том, что отношения испытуемых к этносреде в обеих группах стали более этноинтегрированными, в первую очередь за счет увеличения количества имеющих наиболее выраженную этноинтегрирующую функцию отношений к природно-географическим представлениям. Из табл. 4 Б видно, что во всех группах, включая контрольную группу, количество принимаемых испытуе
мыми библейских заповедей снизилось, т. е. стало менее этноинтегрированным. Обращает на себя внимание тот факт, что принятие библейских заповедей в контрольной группе несколько снизилось, хотя и осталось без достоверных изменений.
Таблица 5
Динамика показателя среднего возраста начала стадий этнофункционального развития
в группах по W-критерию Вилкоксона
Стадии |
Группа |
Ср. возраст начала стадии до эксп. |
Ср. возраст начала стадии после эксп. |
Динамика |
Р |
Природная |
«Контрольная» |
4,87 |
4,36 |
-0,51 |
0,017 |
«Анимизм» |
4,39 |
3,86 |
-0,54 |
0,017 |
|
«Природа» |
4,48 |
3,93 |
-0,55 |
0,033 |
|
Природно анимистическая |
«Контрольная» |
4,03 |
4,19 |
+0,17 |
0,433 |
«Анимизм» |
4,42 |
3,76 |
-0,66 |
0,001 |
|
«Природа» |
4,43 |
3,91 |
-0,52 |
0,003 |
|
Надэтнически- Религиозная |
«Контрольная» |
8,01 |
7,65 |
-0,36 |
0,074 |
«Анимизм» |
7,52 |
7,20 |
-0,32 |
0,182 |
|
«Природа» |
8,44 |
7,92 |
-0,52 |
0,083 |
Из табл. 5 видно, что в группах «Анимизм» и «Природа» показатели возраста начала природной и природно-анимистической стадий являются существенно более низкими по сравнению с аналогичными показателями испытуемых «Контрольной» группы, что свидетельствует о повышении адаптационного потенциала личности. Снижение возраста начала природной стадии в контрольной группе может быть обусловлено тем, что во время интервью именно образы природы возникают как одни из первых воспоми - наний. Повторное интервью о первых образах природы, субъектно фиксируемых испытуемыми, дополнительно активизирует процесс воспоминания, и самые первые воспо - минания относятся ими в процессе вторичного интервьюирования уже к более раннему возрасту.
Таблица 6
Динамика содержания стадий по бинарному показателю наличия изменения энодифференцирующих представлений на этноинтегрирующие с помощью критерия х2 МакНемара
Стадии |
Группа |
Без изменений |
Улучшение |
Ухудшение |
P |
Природная |
«Контрольная» |
37 |
2 |
0 |
0,480 |
«Анимизм» |
27 |
11 |
0 |
0,003 |
|
«Природа» |
15 |
13 |
0 |
0,001 |
|
Природно анимистическая |
«Контрольная» |
33 |
2 |
4 |
0,683 |
«Анимизм» |
23 |
11 |
4 |
0,121 |
|
«Природа» |
18 |
9 |
1 |
0,027 |
|
Надэтнически- религиозная |
«Контрольная» |
37 |
1 |
1 |
1,000 |
«Анимизм» |
33 |
4 |
1 |
0,371 |
|
«Природа» |
25 |
2 |
1 |
1,000 |
Примечание: «Улучшение» означает количество изменений этнодифференцирующих представлений на этноинтегрирующие, а «Ухудшение» — наоборот.
Из табл. 6 следует, что наибольшее влияние психокоррекция на материале этноинтегрирующих природных и анимистических представлений оказывает на изменение субъектного представления о содержании природной стадии этнофункционального развития, а психокоррекционная работа на материале только образов родной природы оказывает существенное влияние на изменения субъектного представления о содержании природно-анимистической стадии.
Таблица 7
Динамика суммарного снижения выраженности искажений развития
по показателям снижения возраста начала стадий и изменения
этнодифференцирующего содержания на этноинтегрирующее содержание
по W-критерию Вилкоксона
Стадии |
Группа |
Динамика |
P |
Природная |
«Контрольная» |
-0,18 |
0,068 |
«Анимизм» |
-0,53 |
0,005 |
|
«Природа» |
-0,89 |
0,001 |
|
Природно-анимистическая |
«Контрольная» |
+0,03 |
0,800 |
«Анимизм» |
-0,47 |
0,007 |
|
«Природа» |
-0,57 |
0,002 |
|
Надэтнически-религиозная |
«Контрольная» |
0,00 |
1,000 |
«Анимизм» |
-0,24 |
0,048 |
|
«Природа» |
0,04 |
1,000 |
Примечание: снижение возраста начала стадий фиксировалось в рамках оптимальных возрастных периодов.
Из табл. 7 видно, что положительные этнофункциональные изменения субъектных природных и природно-анимистических представлений, а также улучшение показателей этнофункционального развития (т. е. уменьшение количества искажений) обусловливаются психокоррекционными воздействиями на материале этноинтегрирующих образов родной природы (группа «Природа») и природно-анимистических представлений (группа «Анимизм»). Положительные изменения на надэтнически-религиозной стадии развития (снижение возраста возникновения первых нравственных переживаний) обусловливаются этноинтегрирующими природно-анимистическими психокоррекционными воздействиями — в группах «Анимизм».
Обсуждение результатов
В целом результаты экспериментального исследования подтвердили ранее полученные эмпирические данные о взаимосвязи показателей уровня репродуктивного и креативного интеллекта со снижением количества искажений на природной и природно-анимистической стадиях этнофункционального развития личности. Результаты настоящего исследования, представленные в табл. 4—7, свидетельствуют о том, что после цикла психокоррекционных занятий все субъектно воспринимаемые этнофункциональные параметры развития оптимизируются по показателям уровня психологической адаптированности, в том числе и по показателям уровня репродуктивного и креативного интеллекта (таблицы 1—6).
В настоящем исследовании было установлено, что активация в процессе психокоррекционной работы этноинтегрирующих образов родной природы и этноинтегрирующих анимистических представлений природных стихий и явлений способствует повышению показателей уровня репродуктивного и креативного интеллекта. По-видимому, в структуру этнофункционального развития личности, обладающей креативным мышлением, должны быть включены этноинтегрирующие природные и природно-анимистические представления, которые, в свою очередь, обусловливают повышение показателей уровня психологической зрелости, включая показатели уровня усвоения нравственных норм и гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений (FFb+ по тесту Роршаха, Bohm, 1972).
Также в настоящем исследовании было установлено, что активация этноинтегрирующих анимистических природных представлений (в группе «Анимизм») в процессе психокоррекции обладает более эффективным воздействием на качество когнитивных процессов в целом, нежели по сравнению с активацией образов родной природы (в группе «Природа»), Ранее, в исследовании этнофункциональных представлений младших подростков были получены данные, свидетельствующие о конструктивной роли этноинтегрирующих образов природы и природно-анимистических представлений в формировании креативного интеллекта, в то время как использование этнодифференцирующих представлений приводит к снижению показателей уровня креативного интеллекта (Сухарев, Кравченко и соавт., 2003). Конструктивная роль этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений в повышении показателей уровня репродуктивного интеллекта была выявлена в процессе экспериментальных исследований этнофункциональных представлений дошкольников с легкой умственной отсталостью (Выдрина, 2007), а для креативного интеллекта — при изучении тех же показателей развития этнофункциональных представлений у старших подростков (Сухарев, Неверова, 2011; Шапорева, 2007). Связь искажений этнофункцио- нального развития с наличием диагноза «легкая умственная отсталость» была выявлена как при исследовании особенностей интеллектуального развития у московских дошкольников (Выдрина, 2007), так и у подростков коренных народов Севера — чукчей, коряков и нивхов в полевых исследованиях (Сухарев, 2013; Сухарев, Панкова и сотр., 2015; и др.).
Кроме того, подтвердилась связь повышения показателей уровня репродуктивного интеллекта с уменьшением количества принимаемых библейских заповедей (Сухарев, Тимохин, Выдрина, Шапорева, 2017). Снижение количества принимаемых библейских заповедей вследствие активации в психике природных и природно-анимистических представлений в процессе психокоррекции, на наш взгляд, может обусловливаться следующим: современная культурно-историческая ситуация в России характеризуется преобладанием и пропагандой христианских (православных) представлений, по сравнению с другими ментальными представлениями (в частности, дохристианскими природными и природно-анимистическими представлениями). То есть можно предположить возникновение у молодежи определенного протеста по отношению к библейским заповедям вследствие активации в психике «языческих» природных и природно-анимистических представлений, а также вследствие столкновения православной и светской ментальности (Сухарев, 2015). Однако субъектное изменение восприятия надэтнически-религиозных представлений в онтогенезе характеризуется снижением возраста возникновения первых нравственных переживаний. Данный показатель онтогенетического развития связан с более органичным усвоением нравственных норм, чем «пространственное» снижение количества принимаемых библейских заповедей (Сухарев, Чулисова, 2013). Поэтому в целом адаптационный потенциал личности в отношении нравственности возрастает в процессе психокоррекции.
Задачей дальнейших исследований может быть определение степени устойчивости выявленных повышений показателей качества мыслительных процессов.
Выводы
Результаты экспериментального исследования особенностей этнофункциональ- ного развития взрослых (молодежи 18—25 лет) согласуются с полученными ранее результатами исследования младших подростков и свидетельствуют о том, что активация у испытуемых этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений, используемых в процессе психокоррекционной работы, обусловливает повышение показателей уровня креативного и репродуктивного интеллекта. Кроме того, было установлено, что использование данных представлений в процессе психокоррекции способствует снижению количества и выраженности искажений этнофункциональнго развития на природной, природно-анимистической и надэтнически-религиозной стадиях, что обусловливает психологическую зрелость в отношении нравственности и по показателю гармоничности взаимодействия когнитивных и эмоционально-чувственных компонентов отношений, а также повышение качества мыслительных процессов. Дополнительно было установлено, что хотя активация природных и ириродно-аними- стических представлений обусловливает негативное отношение молодежи к библей - ским заповедям, в то же время она оптимизирует субъектное отношение к надэтниче- ски-религиозным и нравственным представлениям именно в раннем онтогенезе, что обеспечивает их более органичное усвоение.
Финансирование
Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00218.
1Этносреду мы определяем как систему этнических признаков или параметров (в аспекте развития): ландшафтно-природных (в том числе фауна и флора), культурно-психологических, антропо-биологических и трансцендентных (Бог, духи природных стихий и явлений, духовные сущности различных религий).
Литература
- Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. Психодиагностическая серия. Вып. 4. М.: Смысл, 1998.
- Выдрина Е.А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: автореф. дис … канд. психол. наук. М.: 2007.
- Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 512 с.
- Давыдова Ю.А., Белецкая А.А. История исследований когнитивных способностей в кросс- культурном аспекте // Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 1. С. 89—92.
- Лосев А.Ф. Античная мифология. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения СССР, 1957. 620 с.
- Сухарев А.В. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях современного кризиса его экосистемы // Мир психологии и психология в мире. 1994. № 1. С. 63—74.
- Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 576 с.
- Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края — чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 36—50.
- Сухарев А.В. Инновационное развитие и ментальность русской элиты: историко-психологический анализ // Человеческий фактор. 2015. № 2. С. 20—29.
- Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников Е.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А., Щербак С.Ю. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 68—80.
- Сухарев А.В., Неверова Т.В. Роль психологических этнофункциональных факторов в повышении уровня мотивации к учению у подростков // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 81—91.
- Сухарев А.В., Чулисова А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
- Сухарев А.В., Панкова С.Ю., Соснин В.А., Чулисова А.П. Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов) // Пространство и время. 2015. № 1—2 (19—20). С.279—289.
- Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Этническая функция культурных представлений и уровень интеллекта // Пространство и время. 2017. № 1 (27). С. 64—72.
- Тимохин В.В. Этнофункциональный аспект психического развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998.
- Шапорева А.А. Роль этнической функции содержания сказок в развитии гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных сторон отношений у младших школьников и подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007.
- Berry J.W. Towards a universal psychology of cognitive competence // Intern. J. Psychol. 1984. 19. Р. 335—361.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2215
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 631
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0