Экспериментальная психология
2024. Том 17. № 2. С. 128–138
doi:10.17759/exppsy.2024170208
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Исследование эффективности теста ATTON в диагностике нарушения внимания у детей 5—7 лет
Аннотация
В данной статье впервые предлагается описание исследования концентрации внимания у детей с помощью новой методики — теста ATTON. Были измерены длительность теста, скорость ответа, количество ошибок и правильных ответов в основной (106 детей) и контрольной (108 детей) группах. Результаты анализа выявили различия в группах по длительности теста, скорости ответов, количеству ошибок и правильно выполненных заданий на уровне значимости α < 0,001. Кроме того, были определены нормативные показатели длительности теста, скорости ответа, количества ошибочных и правильных ответов для детей 5, 6 и 7 лет. Обнаружилась взаимосвязь длительности теста, количества ошибок и правильных ответов теста ATTON с баллами корректурной пробы «Шифровка», а также с невербальным интеллектуальным показателем. Ретестовая надежность определена на уровне r = 0,757 при p < 0,001. Значение альфа Кронбаха для теста составило 0,973.
Общая информация
Ключевые слова: внимание, когнитивный дефицит, тест Векслера, невербальный интеллект, дети
Рубрика издания: Психодиагностика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2024170208
Получена: 05.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Автенюк А.С., Макаров И.В. Исследование эффективности теста ATTON в диагностике нарушения внимания у детей 5—7 лет // Экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 2. С. 128–138. DOI: 10.17759/exppsy.2024170208
Полный текст
Введение
Внимание является одной из самых значимых когнитивных функций, непосредственно влияющей на развитие памяти, мышления и интеллекта [1; 3]. Задержки психического развития всегда сопровождаются теми или иными расстройствами внимания — это не только ухудшает реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, познание окружающего мира и себя, но и приводит нередко к затруднению дифференциальной диагностики заболевания (например, между умственной отсталостью и ранним детским аутизмом).
Внимание в психологии рассматривается как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека [2]. Согласно другому определению, внимание понимается как избирательный процесс направления психической энергии на объекты окружающей среды и поддержания этой сосредоточенности в течение долгого времени [11]. Для изучения концентрации внимания используют различные корректурные пробы, в которых требуется в течение 5—10 минут вычеркивать заданные знаки (цифровые, буквенные, с простейшими геометрическими фигурами), например, корректурная проба Бурдона или тест Тулуз—Пьерона [5]. На практике для изучения свойств внимания у детей дошкольного возраста с различными вариантами задержек психического развития чаще всего используют корректурную пробу «Шифровка» (вариант «А», фигуры), представленную в тесте Векслера [4]. В ходе этого теста ребенку предлагается дорисовывать элементы в различных фигурах согласно ключу. Длительность теста составляет 2 минуты. По количеству пропусков фигур или ошибок делают заключение о способностях ребенка к концентрации внимания. Несмотря на то, что «Шифровка» является, пожалуй, одним из самых простых для понимания и усвоения ребенком тестов, тем не менее не все пациенты с умственной отсталостью способны его пройти. Это связано с непониманием инструкции, нарушениями мелкой моторики, а также отсутствием заинтересованности в прохождении теста. По тем же причинам остаются ограниченными в применении у детей с задержками психического развития и компьютерные тесты непрерывной производительности («Continuous Performance Test» (CPT—тест)), используемые для диагностики повышенной переключаемости внимания и импульсивности у пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: The Test of Variables of Attention (T.O.V.A.®) [10], методика «Dots» [8; 9], CPT-MOXO [7]. Ограничение использования существующих методик для исследования внимания у детей с задержками психоречевого развития послужило поводом для создания нового метода диагностики. Основными свойствами разрабатываемой методики должны являться: простота в освоении детьми, независимость от уровня развития мелкой моторики, а также способность представленного в методике тестового материала поддерживать достаточный уровень заинтересованности, предоставляя при этом объективные данные о свойствах внимания.
Описание исследования
Цель этого исследования состояла в оценке валидности теста ATTON и эффективности его использования для изучения свойств внимания у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для этого были проанализированы результаты тестирования двух групп — основной и контрольной, определены различия между ними. Также была выявлена связь результатов теста ATTON и корректурной пробы «Шифровка» (вариант «А», фигуры) и связь с невербальным интеллектуальным показателем. Выбор теста «Шифровка» для исследования концентрации внимания и сравнение с тестом ATTON обусловлены тем, что данная методика считается стандартизированной, широко распространенной, простой в использовании у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития или умственной отсталостью, а также схожестью методологии с тестом ATTON. Прочие корректурные пробы сложнее в освоении у данной категории пациентов, а CPT-тесты, хоть и используют компьютерные технологии, имеют ряд отличий от теста «Шифровка»: необходимость четкого следования вербальной инструкции (т. е. ребенок должен усвоить, что на кнопку нужно нажимать только в том случае, если произойдет определенное событие), направленность на изучение импульсивности и свойств внимания у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, сложность освоения, низкая доступность, отсутствие доказанной эффективности использования у детей с умственной отсталостью.
Основную группу составили дети от 5 до 7 лет включительно — пациенты отделения детской психиатрии ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.М. Бехтерева» и воспитанники центра ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья. Критерием отбора служило наличие нарушений внимания и/или жалобы на нарушения внимания со стороны родителей или законных представителей, а также диагностированная задержка психического развития или умственная отсталость. Всего в основной группе было обследовано 106 детей: 5 лет — 34 ребенка, 6 лет — 36 детей, 7 лет — 36 детей. Группу контроля составили 108 детей — ученики 1-го класса общеобразовательной школы, учащиеся общеобразовательных детских дошкольных учреждений: 5 лет — 41, 6 лет — 17, 7 лет — 50.
В ходе исследования испытуемые проходили тест ATTON дважды с интервалом 12—16 дней. В основной группе для оценки невербального интеллектуального показателя был проведен тест Векслера [4]. Для определения конвергентной валидности установлена корреляция между баллами субтеста «Шифровка» теста Векслера и результатами теста ATTON. Для оценки внутренней согласованности теста использовался коэффициент α Кронбаха, ретестовая надежность была проверена с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Описание методики ATTON
Тестирование внимания осуществлялось с помощью компьютерной программы c рабочим названием ATTON (сокращенно от «attention») [6], установленной на персональный компьютер, и оригинального джойстика, подключаемого к компьютеру. Техническими особенностями джойстика является наличие трех кнопок, способных иметь любой заданный цвет и менять цвет под управлением компьютерной программы. В данном исследовании в тесте использовались три цвета: красный, зеленый и синий.
Применялась единая методика проведения тестирования для основной и контрольной групп, включавшая: 1) ознакомительную серию-блок; 2) основную серию. Ознакомительная (обучающая) серия содержала ряд заданий, выполнение которых помогало ребенку понять суть задачи. Испытуемому предлагалось посмотреть на экран монитора с изображением круга одного из трех цветов (красный, зеленый, синий) на сером фоне. Затем ребенку предлагали обратить внимание на джойстик с тремя кнопками, каждая из которых имела один из трех цветов (красный, зеленый, синий). Далее ребенку предлагали нажать на кнопку того цвета, которая соответствовала цвету круга на экране монитора. В случае непонимания инструкции (по причине речевых и/или интеллектуальных возможностей реьенка) экспериментатор использовал невербальные способы ее пояснения (жестикуляцию). Основной блок состоял из 100 заданий — последовательных предъявлений кругов трех разных цветов (красный, зеленый, синий) на экране монитора персонального компьютера. Цвета на экране менялись в случайном порядке. Одновременно с появлением круга на экране монитора загорались три кнопки на джойстике тремя разными цветами (красный, зеленый, синий) в случайном порядке. Такое решение позволило исключить вероятность запоминания испытуемым последовательности правильных ответов, обеспечивая таким образом возможность повторных тестирований спустя небольшой промежуток времени. Переход к следующему заданию происходил только после правильного нажатия на кнопку соответствующего цвета с целью исключения возможности поспешного нажатия испытуемым на все кнопки для быстрейшего завершения теста. С другой стороны, такой метод позволил оценить количество ошибочных нажатий до того, как будет нажата верная кнопка.
Таким образом, выполнение каждого задания содержало следующую последовательность действий: 1) посмотреть на экран монитора и увидеть цвет изображенного круга; 2) перевести взгляд на джойстик и увидеть 3 кнопки, каждая из которых имеет свой цвет; 3) выбрать и нажать ту кнопку, цвет которой совпадает с цветом круга на экране. Такая последовательность действий согласуется с выполнением теста «Шифровка», в котором также нужно «увидеть» эталон и провести некоторое действие с объектом на основании представленного эталона.
В данном исследовании мы изучили следующие показатели компьютерного теста ATTON:
- длительность выполнения теста — время, затраченное испытуемым на прохождение всего теста;
- скорость ответа — время, затраченное испытуемым на выполнение каждого задания;
- количество правильных ответов — количество заданий, выполненных без ошибок;
- количество ошибок (поскольку переход к следующему заданию происходит только после правильного выполнения предыдущего, то количество ошибок в одном задании может быть больше одной).
Результаты исследования
Длительность теста. Длительность прохождения теста детьми контрольной группы в среднем составила 160,7 ± 38,4 сек., испытуемые основной группы справились с тестом в среднем за 235,2 ± 93,7 сек. (табл. 1).
Таблица 1. Средняя длительность теста
Группа |
Длительность теста, сек. |
Стандартное отклонение, σ, сек. |
min, сек. |
max, сек. |
Процентили, сек. |
||
25 |
50 |
75 |
|||||
Контрольная |
160,7 |
38,4 |
101,9 |
300,1 |
133,9 |
152,9 |
179,1 |
Основная |
235,2 |
93,7 |
133,8 |
593,6 |
172,2 |
201,4 |
273,3 |
Контрольная группа имела нормальное распределение (p = 0,191), основная группа имела тенденцию к нормальному распределению (p = 0,052). Для сравнения длительности теста был использован критерий Манна—Уитни: значение статистики Z = –6,7, уровень значимости α < 0,001, следовательно, группы достоверно различались по длительности прохождения теста. Средний ранг основной группы больше, чем в группе сравнения 120,1 > 67,1, следовательно, дети основной группы проходили тест медленнее детей группы сравнения.
Учитывая, что длительность теста в контрольной группе была связана с возрастом (коэффициент корреляции Спирмена r = –0,690 при значимости α < 0,01), целесообразно было оценить данный параметр для каждой возрастной группы отдельно (табл. 2).
Таблица 2. Средняя длительность теста контрольной группы
Возраст |
Длительность теста, сек. |
Стандартное отклонение, σ, сек. |
min, сек. |
max, сек. |
Процентили, сек. |
||
25 |
50 |
75 |
|||||
5 лет |
189,2 |
38,9 |
130,4 |
300,1 |
161,7 |
178,5 |
206,7 |
6 лет |
172,1 |
24,9 |
134,1 |
221,6 |
147,0 |
176,2 |
189,6 |
7 лет |
133,5 |
17,2 |
101,9 |
177,3 |
122,4 |
132,3 |
145,5 |
Таким образом, нормативные показатели длительности теста составили: у детей 5 лет 189,2 ± 38,9 сек. (150,3—228,1 сек.), 6 лет — 172,1 ± 24,9 сек. (147,2—197 сек.), 7 лет — 133,5 ± 17,2 сек. (116,3—150,2 сек.). Успешность выполнения теста находится в прямой зависимости от возраста испытуемых.
Скорость ответов. Средняя скорость ответов у детей контрольной группы составила 1,57 ± 0,36 сек., тогда как в основной группе средняя скорость ответов составила 2,13 ± 0,69 сек. (табл. 3).
Таблица 3. Средняя скорость ответов
Группа |
Скорость ответов, сек. |
Стандартное отклонение, σ, сек. |
min, сек. |
max, сек. |
Процентили, сек. |
||
25 |
50 |
75 |
|||||
Контрольная |
1,57
|
0,36
|
1,01
|
2,88
|
1,31
|
1,51
|
1,76
|
Основная |
2,13 |
0,69 |
1,31 |
4,99 |
1,68 |
1,91 |
2,44 |
Скорость ответов обеих групп имеет нормальное распределение (p = 0,254 для основной группы и p = 0,281 для контрольной). Для сравнения средних был использован критерий Стьюдента: значение статистики t = –6,06 при уровне значимости α < 0,001, — группы достоверно различаются по скорости ответов. Средний ранг основной группы больше, чем в контрольной группе (112,4 > 71,71), следовательно, дети основной группы тратили в среднем больше времени на каждое задание, чем дети контрольной группы.
Скорость ответа в группе контроля была связана с возрастом, что подтверждено коэффициентом корреляции Спирмена: r = –0,671 при значимости α < 0,01. В табл. 4 указаны характеристики средней скорости ответов для каждого возраста.
Таблица 4. Средняя скорость ответов контрольной группы
Возраст |
Скорость ответов, сек. |
Стандартное отклонение, σ, сек. |
min, сек. |
max, сек. |
Процентили, сек. |
||
25 |
50 |
75 |
|||||
5 лет |
1,83 |
0,36 |
1,57 |
1,75 |
2,02 |
1,27 |
2,88 |
6 лет |
1,70 |
0,24 |
1,47 |
1,72 |
1,88 |
1,33 |
2,17 |
7 лет |
1,32 |
0,17 |
1,21 |
1,31 |
1,42 |
1,01 |
1,78 |
Таким образом нормативные показатели средней скорости ответов составили: у детей 5 лет — 1,83 ± 0,36 сек. (1,47—2,19 сек.), 6 лет — 1,70 ± 0,24 сек. (1,46—1,94 сек.), 7 лет — 1,32 ± 0,17сек. (1,03—1,49 сек.). Скорость выполнения теста находится в прямой зависимости от возраста испытуемых.
Правильные ответы. Среднее количество правильных ответов в контрольной группе 96,74 (σ = 4,1), в основной группе — 88,38 (σ = 11,8) при максимальном количестве 100 (табл. 5).
Таблица 5. Среднее количество правильных ответов
Группа |
Количество правильных ответов |
Стандартное отклонение, σ, |
min |
max |
Процентили |
||
25 |
50 |
75 |
|||||
Контрольная |
96,74 |
4,1
|
79 |
100 |
95 |
98 |
100 |
Основная |
88,38 |
11,8 |
43 |
100 |
84,5 |
92 |
97 |
Количество правильных ответов обеих групп имеет ненормальное распределение (p = 0,039 — для основной группы и p = 0,05 — для контрольной). Для сравнения количества правильных ответов двух групп использовался критерий Манна—Уитни (значение статистики Z = –6,329 при уровне значимости α<0,001), группы достоверно отличаются по количеству правильных ответов — в основной группе безошибочных ответов меньше (средние ранги: 56,12 < 105,58).
Количество правильных ответов контрольной группы имеет среднюю прямую связь с возрастом испытуемых: коэффициент корреляции Спирмена r = 0,404 на уровне значимости α = 0,01. Характеристика среднего количества правильных ответов в зависимости от возраста у детей контрольной группы представлена в табл. 6.
Таблица 6. Среднее количество правильных ответов контрольной группы
Возраст |
Количество правильных ответов |
Стандартное отклонение, σ, |
min |
max |
Процентили |
||
25 |
50 |
75 |
|||||
5 лет |
94,93 |
4,55 |
82 |
100 |
92,5 |
96 |
98 |
6 лет |
96,88 |
5,21 |
79 |
100 |
96 |
98 |
100 |
7 лет |
98,18 |
2,45 |
90 |
100 |
98 |
99 |
100 |
Учитывая, что выборка имеет ненормальное распределение, в качестве нормативных показателей предложено использовать значения 25—75 процентилей: количество правильных ответов: в 5 лет — 92,5(92)—98, в 6 лет — 96—100, в 7 лет — 98—100.
Ошибки. Испытуемые контрольной группы при прохождении теста в среднем совершили 3,76 ошибок (σ = 5,23), а дети основной группы 18,40 (σ = 24,74) (табл. 7).
Таблица 7. Среднее количество ошибок
Группа |
Количество ошибок |
Стандартное отклонение, σ, |
min |
max |
Процентили |
||
25 |
50 |
75 |
|||||
Контрольная |
3,76 |
5,23 |
0 |
29 |
0 |
2 |
5 |
Основная |
88,38 |
11,8 |
0 |
119 |
3,0 |
8,0 |
20,50 |
В обеих группах распределение среднего количества правильных ответов ненормальное, это подтверждено критерием Колмагорова—Смирнова: значимость α ˂ 0,05 для обеих групп. Для сравнения количества ошибок двух групп использовался критерий Манна—Уитни (значение статистики Z = —6,385 при уровне значимости α < 0,001), группы достоверно различаются по количеству ошибок — в основной группе ошибок больше (средние ранги: 118,17 ˃ 68,24).
Количество ошибок контрольной группы имеет слабую обратную связь с возрастом испытуемых: коэффициент корреляции Спирмена r = —0,399 на уровне значимости α = 0,01. Характеристика среднего количества ошибок в зависимости от возраста у детей контрольной группы представлена в табл. 8.
Таблица 8. Среднее количество ошибок контрольной группы
Возраст |
Количество ошибок |
Стандартное отклонение, σ, |
min |
max |
Процентили |
||
25 |
50 |
75 |
|||||
5 лет |
6,05 |
6,31 |
0 |
29 |
2 |
4 |
8,5 |
6 лет |
3,47 |
6,14 |
0 |
25 |
0 |
2 |
4 |
7 лет |
1,98 |
2,71 |
0 |
11 |
0 |
1 |
2,25 |
Учитывая, что выборка имеет ненормальное распределение, в качестве нормативных показателей предложено использовать значения 25—75 процентилей: количество ошибочных ответов в 5 лет — 2—8,5 (9), в 6 лет — 0—4, в 7 лет — 0—2,25 (3).
Проверка внутренней согласованности тестовых заданий на примере скорости ответов нормативной группы, как одного из показателей валидности методики, выявила высокую степень согласованности (α = 0,973), что, в общем, закономерно, ведь все 100 заданий однотипны, меняются лишь цвета кнопок и эталона.
Сравнение двух тестов основной группы (n = 43), проведенных с интервалом 12—16 дней, показало сильную положительную связь результатов (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,757, p < 0,01), что свидетельствует о хорошей ретестовой надежности методики.
Сравнение результатов теста ATTON с корректурной пробой
Для оценки связи между баллами корректурной пробы (субтест «Шифровка») и результатами теста ATTON был использован коэффициент корреляции Спирмена, данные представлены в табл. 9.
Таблица 9. Связь баллов корректурной пробы с результатами компьютерного теста ATTON
Результаты теста ATTON |
Коэффициент корреляции Спирмена, r |
p |
Характеристика связи |
Длительность теста |
–0,296 |
0,018 |
Обратная слабая |
Скорость ответов |
–0,217 |
0,088 |
Связь отсутствует |
Количество правильных ответов |
0,347 |
0,005 |
Прямая слабая |
Количество ошибок |
–0,353 |
0,005 |
Обратная слабая |
Сравнение результатов тестов показало достоверное наличие слабой корреляционной связи баллов «Шифровки» с длительностью теста, количеством правильных ответов и количеством ошибочных ответов теста ATTON. Следует учитывать, что субтест «Шифровка» предполагает балльную оценку даже в том случае, если ребенок не понял инструкцию и не выполнил задание. Так, среди 65 детей, справившихся с тестом ATTON, 6 (9,2%) не смогли выполнить корректурную пробу, но при этом получили баллы за задание. На успешность выполнения субтеста «Шифровка» помимо понимания инструкции и следования этой инструкции также влияют темп деятельности и развитие мелкой моторики, что могло привести к снижению балльной оценки и, как следствие, снижению корреляционной связи результатов обоих тестов.
Сравнение результатов теста ATTON с невербальным интеллектуальным показателем
Для оценки связи между невербальным интеллектуальным показателем (НИП) и результатами компьютерного теста ATTON был использован коэффициент корреляции Спирмена, данные представлены в табл. 10. Следует отметить, что у 83% испытуемых с НИП ˂ 75 выявились низкие показатели освоения методики.
Таблица 10. Связь НИП с результатами компьютерного теста ATTON
Результаты теста ATTON |
Коэффициент корреляции Спирмена, r |
p |
Характеристика связи |
Длительность теста |
–0,373 |
0,012 |
Обратная слабая |
Скорость ответов |
–0,289 |
0,054 |
Связь отсутствует |
Количество правильных ответов |
0,329 |
0,027 |
Прямая слабая |
Количество ошибок |
–0,349 |
0,019 |
Обратная слабая |
Взаимосвязи скорости выполнения заданий с невербальным интеллектуальным показателем обнаружено не было. Результативность теста ATTON связана с невербальным интеллектуальным показателем: чем выше НИП, тем быстрее дети справлялись с тестом, совершали меньше ошибок и обнаруживали более высокий процент правильных ответов.
Заключение
Проведенное исследование показало достоверные различия в длительности прохождения теста, скорости ответов, количестве правильных и ошибочных ответов у детей с когнитивными нарушениями и без когнитивных нарушений. Дети основной группы по сравнению с контрольной группой дольше проходили тест, выполняли задания медленнее и совершали больше ошибок.
Значения длительности прохождения теста, скорости ответов, количества правильных ответов и ошибок группы сравнения могут быть использованы в качестве нормативных (табл. 11).
Таблица 11. Нормативные показатели теста ATTON для детей 5—7 лет
Возраст |
Длительность теста, сек. |
Скорость ответов, сек. |
Количество правильных ответов |
Количество ошибок |
|
5 лет |
150,3—228,1 |
1,47—2,19 |
92,5 (92)—98 |
2—8,5 (9) |
|
6 лет |
147,2—197 |
1,46—1,94 |
96—100 |
0—4 |
|
7 лет |
116,3—150,2 |
1,03—1,49 |
98—100 |
0—2,25 (3) |
Возраст испытуемых достоверно влияет на результаты: чем старше ребенок, тем меньше времени ему требуется для прохождения теста, тем выше скорость выполнения задания при низком количестве ошибок. Учитывая, что в 7 лет количество совершенных ошибок стремится к 0, возможно, этот варианта теста (в котором используется 3 цвета и 100 заданий) не может быть использован эффективно у детей старше 7 лет.
Результаты теста ATTON и корректурной пробы («Шифровка») сопоставимы по длительности теста, количеству правильных и ошибочных ответов. При этом количество детей, справившихся с тестом ATTON, составило на 9,2% больше, чем с тестом «Шифровка». В пользу валидности метода также свидетельствует высокая внутренняя согласованность заданий, а надежность определяется сильной корреляционной связью результатов, полученных в разное время у одной группы испытуемых. То есть можно сделать вывод, что тест ATTON является достаточно эффективным методом оценки концентрации внимания у детей 5—7 лет наравне с корректурной пробой.
Учитывая наличие связи результатов теста с невербальным интеллектуальным показателем, а также скорость и простоту использования методики, можно предположить, что тест ATTON также является эффективной скрининговой методикой выявления когнитивного дефицита у детей 5—7 лет.
Литература
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: РГБ, 2007. С. 310.
- Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. М.: Просвещение, 2002. С. 256.
- Когнитивный дефицит у детей (обзор литературы) / А.С. Автенюк [и др.] // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2022. Том 56. № 4. С. 8—17.
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера — WISC: метод. пособие. М.: [б. и.], 1973. 79 с.
- Римский С.А., Римский Р.Р. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. 398 с.
- Способ оценки свойств внимания у детей: пат 2765529 C1 Российская Федерация. № 2021119813 / Автенюк А.С.; заявл. 06.07.2021: опубл. 31.01.2022.
- Berger I., Slobodin O., Cassuto H. OUP accepted manuscript // Archives of Clinical Neuropsychology. 2017. Vol. 32(1). DOI:10.1093/arclin/acw101
- Davidson M.C., Amso D., Anderson L.C., Diamond A. Development of cognitive control and executive functions from 4 to 13 years: Evidence from manipulations of memory, inhibition, and task switching // Neuropsychologia. 2006. Vol. 44(11). P. 2037—2078. DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2006.02.006
- Diamond A., Barnett W.S., Thomas J., Munro S. Preschool program improves cognitive control // Science. 2007. Vol. 318(5855). P. 1387—1388. DOI:10.1126/science.1151148
- Greenberg L.M., Waldman I.D. Developmental normative data on the test of variables of attention (T.O.V.A.) // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. Vol. 34(6). P. 1019—1030. DOI:10.1111/j.1469-7610
- Klein Gary A., Klein Stephen T. Research Methods in Psychology: New Approaches, New Horizons. (4th ed.). Boston: McGraw Hill, 2006. P. 166.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 139
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 32
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2