Юбилей Виктора Ивановича Панова

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 5 мин. чтения

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: поздравление

Опубликована

Для цитаты: Юбилей Виктора Ивановича Панова. (2025). Экспериментальная психология, 18(2), 4–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2025_n2/Panov_anniversary (дата обращения: 05.12.2025)

© , 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Рис.

В марте 2025 года исполнилось 80 лет известному российскому психологу и организатору отечественной науки, другу нашего журнала, Виктору Ивановичу Панову.

Виктор Иванович родился 13 марта 1945 г. в городе Ташкент, куда были эвакуированы его родители в годы Великой отечественной войны. В 1947 г. семья вернулись в г. Химки Московской области, где в 1963 г. Виктор Иванович окончил школу и начал свой трудовой путь на заводе. Прослужив действительную службу в рядах Советской армии, в январе 1968 г. он поступил на работу в Институт психологии Академии педагогических наук РСФСР (с 1991 г. ФБГНУ «Психологический институт РАО», а ныне Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований), с которым уже более полувека связана его профессиональная судьба. Работая в Институте психологии, В.И. Панов окончил вечернее отделение математического отделения МГПИ им. В.И. Ленина (1974 г.), защитил кандидатскую и докторскую (1996 г.) диссертации, прошел путь от лаборанта до заведующего лабораторией. В трудные для российской науки годы Виктор Иванович был заместителем директора Психологического института РАО по научной работе (1993–2002 гг.), заместителем председателя Центрального регионального отделения Российской академии образования, директором Центра экспериментальной психодидактики РАО (2003–2005 гг.). В 1995 г. В.И. Панов организовал лабораторию экопсихологии развития ПИРАО, заведующим которой является и в настоящее время. С 1997 по 2002 гг. Виктор Иванович был научным руководителем координационного совета Федеральной целевой программы “Одаренные дети” Министерства образования РФ, в рамках которой по его инициативе и непосредственном участии были подготовлены и изданы 7 учебных пособий для учителей – серия «Библиотека “Одаренные дети”».

Научные интересы В.И. Панова формировались под влиянием его учителей – Дмитрия Александровича Ошанина, автора концепции оперативности психического отражения, и Аршака Исраеловича Миракяна, автора трансцендентального подхода в психологии восприятия. Опираясь на их идеи, Виктор Иванович по-новому поставил проблему восприятия движения и стабильности объектов и предложил теоретическую модель порождения альтернативных качеств в непосредственно-чувственном восприятии как проявления незавершенности и/или завершенности микротактов формпорождающего процесса. Позднее В.И. Панов расширил сферу своих научных интересов, включив в нее методологию изучения психики человека, экологическую психологию, психологию одаренности, психологические и психодидактические основы развивающего образования. Это привело его к созданию собственного направления в экологической психологии – экопсихологического подхода к развитию психики в социально-средовых условиях разного вида (семейных, образовательных, информационных, профессиональных и т.п.). Выполненные исследования позволили говорить об экопсихологии развития как об исследовательской парадигме, предопределяющей соответствующие теорию психического, эксперимент и практику.

Разные этапы разработки экопсихологического подхода к развитию психики представлены в ряде авторских и коллективных монографий, наиболее крупными из которых являются: «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004), «Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход» (2005), «Психодидактика образовательных систем: теория и практика» (2007), «Экопсихология: парадигмальный поиск» (2014), «Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель» (2018, в соавторстве),  «Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия (2020, в соавт. с Э.В. Патраковым), «Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям» (2022, в соавторстве),  «Экологичность поведения: человек и окружающая среда (2023, в соавторстве)» и др. Помимо этого является соредактором (совместно с А.Н. Камневым) цикла монографий и учебных пособий из серии образовательного экологического проекта «Отдых и учёба с радостью».

Научные исследования, проводимые В.И. Пановым, отличают методологическая фундаментальность, оригинальность, междисциплинарный характер, ориентированность на практику общего и дополнительного экологического образования, тесное сотрудничество с педагогами-учеными и педагогами-практиками.

В.И. Панов – автор более 500 научных публикаций, в том числе 12 монографий, помимо этого он является редактором, соредактором и автор более 30 научных сборников и пособий. Под научным руководством и консультировании В.И. Панова защищены восемь кандидатских и четыре докторских диссертации по психологическим и педагогическим наукам.

В научном психологическом сообществе широкое признание получили ставшие традиционными Всероссийские научные конференции по экологической психологии, председателем оргкомитета которых с 1996 г. является Виктор Иванович. В 1998 г. им была организована секция «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе. Разработан и успешно читается оригинальный учебный курс «Экологическая психология», специализация по которому получила резолюцию УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Виктор Иванович активно совмещает научно-исследовательскую, педагогическую и административно-организационную деятельность. В период 1991-2002 гг. был заместителем директора по научной работе Психологического института РАО, в те же годы являлся научным руководителем координационного совета федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ. В разные годы он был членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ по педагогике и психологии; председателем экспертного совета по комплексному изучению человека, психологии, педагогике, социальным проблемам здоровья и экологии человека Российского гуманитарного научного фонда, а затем и Российского фонда фундаментальных исследований. В настоящее время является членом Научного совета по проблемам экологического образования РАО, а также входит в состав Экспертного совета по междисциплинарным исследованиям Российского центра научной информации (РЦНИ) в роли эксперт-координатора по направлению "Психологические науки".

Виктор Иванович Панов принял активное участие в создании нашего журнала, с 2008 г. являясь членом его редакционной коллегии. В 2013 г. Виктор Иванович выступил одним из соучредителей Российской ассоциации экспериментальной психологии.

Заслуги юбиляра перед отечественной наукой отмечены государственными и ведомственными наградами: Премией правительства РФ в области образования (1998 г.), медалью им. К.Д. Ушинского Министерства образования РФ (1999 г.), медалью им. Г.И. Челпанова (I степени) Психологического института РАО (2004 г.), нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2007 г.). В 2001 г. В.И. Панов избран членом-корреспондентом Российской академии образования по Отделению психологии и возрастной физиологии.

Редакционная коллегия журнала «Экспериментальная психология» поздравляет Виктора Ивановича со знаменательной датой, желает ему крепкого здоровья, творческих сил, новых свершений в отечественной психологической науке, практике и образовании.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 53
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 13
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 66
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3