Психолого-педагогические исследования особенностей развития воспитанников специальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют длительную историю и располагают обширной базой данных практически по всем проблемным точкам развития этой категории детей, позволяющих относить их к группе риска с точки зрения отклонений в общем психическом развитии и социальной адаптации [Лисина, 2009; Мухина, 2000; The delayed onset, 2008]. Воспитание детей в учреждениях этого типа протекает в условиях социальной депривации и деперсонализированного («не материнского») ухода, что противоречит естественному процессу формирования личности и социализации ребенка, традиционно протекающему в условиях семейного воспитания и материнского ухода как его неотъемлемой части. Формализация системы воспитания в детских учреждениях закрытого типа приводит к обеднению среды проживания ребенка и, как следствие, к сенсорной депривации (существенно снижающей когнитивное развитие воспитанников); к социальной депривации (вызванной дефицитом общения со взрослыми и приводящей к острым формам социальной дезадаптации); к эмоциональной депривации (проявляющейся в обеднении диапазона эмоциональных контактов с персоналом учреждения и вызывающей деформацию психического и личностного развития детей) [Егорова, 2006; Gunnar, 2007; Juffer, 2005].
Изучение особенностей эмоциональной сферы детей-сирот в данном ряду проблем весьма актуально, поскольку именно эмоционально-волевая сфера ребенка, по мнению исследователей, отвечает за становление личности ребенка. Исследования в данной области достаточно обширны [Прихожан, 2007; Bowlby, 1951; Spitz R A, 1946; Tizard, 1974], однако в них до настоящего времени не полностью освещены психологические аспекты депривационных расстройств, связанных с эмоционально-волевой сферой детей сирот. Чаще всего фиксируются отдельные эмоциональные проявления, свойственные детям-сиротам, воспитывающимся в условиях учреждения закрытого типа: повышенная тревожность, эмоциональные срывы, аффективные реакции на препятствие, быстрое эмоциональное истощение, недоразвитие сложных социальных эмоций гордости и стыда, переживания успеха; повышенная агрессивность; эмоциональная холодность; неумение выстраивать эмоциональные контакты с окружающими и т. д. В то же время не получено однозначных сведений о том, какие системные изменения происходят в эмоциональной сфере детей-сирот, воспитывающихся вне семьи в учреждениях разного типа, и каковы последствия фиксируемых нарушений эмоционального статуса для их дальнейшего развития.
Другими словами, акцент в изучении эмоциональной сферы детей-сирот сделан на изучении внешних факторов, ответственных за ее формирование, а не на раскрытии и описании ее внутренней структуры. Это требует, с одной стороны, изменения угла зрения на проблему эмоционального развития детей-сирот, а с другой — обогащения экспериментального инструментария тестовыми материалами, позволяющими не только фиксировать наличие депривационных расстройств в эмоциональном статусе воспитанников детских домов, но и осуществлять коррекцию выявленных эмоциональных дисбалансов [Normality and impairment, 2007].
Условия формирования
эмоциональной сферы детей-сирот
Согласно современным источникам, главным условием формирования эмоциональной сферы детей-сирот является не столько место их проживания (интернат, детский дом, семья попечителей и др.), а социальные и эмоциональные условия взаимодействия. То, каким образом происходит взаимодействие ребенка с его попечителями, учителями и воспитателями, становится ключевым аспектом его физического и психологического развития [Crockenberg, 2008]. Отсутствие у ребенка достаточного социального и эмоционального взаимодействия (т. е. выраженная социальная и коммуникативная депривация) ведет к задержкам в его психическом и эмоциональном развитии даже в условиях семейного воспитания, тем более важно оно в условиях институциали- зированного воспитания при сохранении депривационных факторов в течение длительного времени [Merz, 2010; Sonuga-Barke, 2010; Crockenberg, 2008].
Депривация как ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей — основная причина искаженного развития детей-сирот [Егорова, 2006; Прихожан, 2007], поскольку она либо полностью изолирует ребенка от естественных источников удовлетворения его базовых потребностей, либо существенно ограничивает их число. Дети-сироты, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа, испытывают на себе большую часть возможных видов депривации: сенсорную, социальную, эмоциональную, материнскую и др.
Для наглядности будет уместно упомянуть сенсорную депривацию, как одну из ведущих причин нарушения развития детей-сирот. Вне зависимости от возраста, в котором ребенок оказывается в условиях сенсорной депривации, ее воздействие разрушительно. Экспериментально доказано, что в младенческом возрасте влияние сенсорной депривации приводит не только к психическим расстройствам, но и к физиологическим нарушениям, а иногда и к смерти детей. Гибель нейронов головного мозга, апатия, пассивность, бессонница, вялость, отставание в физическом и психическом развитии, повышенная агрессия, тревожность и страхи — лишь малая доля того, что происходит с ребенком в ситуации сенсорной депривации.
Сенсорный голод или обеднение среды является постоянной и острейшей проблемой детей-сирот, и одними игрушками решить ее невозможно. В частности, зарубежные ученые, занимающиеся вопросом сиротства, считают ключевым решением данной проблемы вопрос особого взаимодействия персонала детских учреждений с воспитанниками. В используемый ими термин «caregiving», который в прямом значении трактуется как «уход», они вкладывают более весомое содержание, чем российские специалисты.
Частота упоминания и специфическое смысловое наполнение данного термина показывают, что именно в отсутствии такого «ухода» зарубежные ученые видят ключевую причину нарушений развития детей-сирот, воспитывающихся в специальных учреждениях.
«Caregiving» рассматривается ими и как вид окружающей среды [Theoretical, empirical, and, 2008], и как система социальной помощи [Teresa, 2012], и как вид социального взаимодействия [Crockenberg, 2008]. В нем они видят и решение эмоциональных и поведенческих проблем в процессе развития детей, растущих без попечения родителей [Crockenberg, 2008; Teresa, 2012; Theoretical, empirical, and, 2008].
В одном из исследований [Theoretical, empirical, and, 2008] описан эксперимент, проводившейся в румынском приюте, когда группу выпускников технической средней школы обучили и наняли в качестве сиделок для детей-сирот на 12 месяцев. Каждый выпускник работал по принципу 1:4 (один воспитатель на 4 детей), причем группа детей не менялась. Перед началом работы эти волонтеры прошли обучение системе взаимодействия с детьми-сиротами по принципу «caregiving», которое включало навыки зрительного контакта; демонстрацию предметов; называние предметов, которые ребенок видит во время процесса «ухода»; привлечение детей к общим образовательным событиям (чтению книг, выходу на прогулку, совместную словесную игру); создание индивидуального «образовательного» плана для каждого ребенка и его реализация в ходе игры и совместного взаимодействия. Цель этого эксперимента — сравнить уровень детского развития в группе, работавшей с выпускниками (экспериментальная группа), и в группе, получавшей традиционное взаимодействие «воспитатель—ребенок» (контрольная группа). Выяснилось, что развитие детей в экспериментальной группе протекало быстрее и было более продуктивным, чем в контрольной группе. Это исследование продемонстрировало, что уровень образованности «ухаживающего взрослого», наличие у него навыков, необходимых для образовательного взаимодействия, создание небольших групп детей (не более 4-х в каждой) и обеспечение условий, при которых ребенок взаимодействует с одним и тем же взрослым на протяжении длительного времени — создают более благоприятные условия для развития детей-сирот. Эти условия являются благоприятными не только для успешного обучения и умственного развития детей, но и обеспечивают им получение столь необходимого социального и эмоционального опыта взаимодействия [Institutional rearing and, 2009].
Изучение особенностей
эмоциональной сферы детей-сирот
Знакомство с материалами исследований социального и эмоционального взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что анализ общего состояния эмоциональной сферы детей-сирот (на- рушена/не нарушена, соответствует возрастной норме или нет) гораздо чаще становится объектом внимания исследователей, чем внутренние особенности эмоциональной сферы.
Возвращаясь к вопросу о формировании эмоциональной сферы сирот, надо сказать, что спектр нарушений, вызываемых депривацией или отсутствием надлежащего «ухода», достаточно широк. Эмоциональные нарушения представлены, прежде всего, аффективными нарушениями. Они становятся причиной проблем в формировании у детей адекватного образа мира, адекватной позиции, взаимоотношений с этим миром. Отличительной чертой таких нарушений является неадекватность силы и степени выраженности эмоций относительно длительности и значимости провоцирующих ситуаций.
В то же время необходимо отметить, что аффективные нарушения эмоциональной сферы могут возникать по целому ряду причин, которые условно можно свести к двум основным группам:
1) Органические причины (биотонус, тип нервной системы, нарушенное функционирование каких-либо органов, как врожденное, так и приобретенное.)
2) Социальные причины (неблагоприятный опыт взаимодействия ребенка с социальным окружением (взрослые, сверстники, семья).
К сожалению, дети-сироты попадают одновременно в обе эти группы, поскольку чаще всего имеют врожденные тяжелые болезни, отклонения в развитии или отягощенную наследственность.
Как правило, под определение эмоциональных нарушений подпадают три типа расстройств, так или иначе связанных с эмоциональной сферой:
1) расстройство поведения;
2) расстройство настроения;
3) психомоторные нарушения.
Следует отметить, что в части зарубежных источников эмоциональные нарушения и нарушения поведения не рассматриваются как компоненты единой структуры. Так, в исследовании Colvert, Rutter, Beckett et al., (2008) проблемы поведения и эмоциональные проблемы рассматриваются отдельно и определяются по разным критериям [The delayed onset, 2008].
Методы эффективного и безопасного
исследования особенностей
эмоциональной сферы детей-сирот
Ряд ученых поднимают вопрос о необходимости соблюдения особых требований к проведению экспериментальной работы с детьми-сиротами, что связано с лабильностью их психики и поведенческой неустойчивостью.
Именно эти свойства детей-сирот являются причиной, по которой анкетирование — не всегда результативная методика обследования. Причиной этого является такая черта детей-сирот, как демонстративность. В ряде анкет ими приводятся социально ожидаемые (с их точки зрения) варианты ответов, что, естественно, искажает получаемые результаты.
При проведении исследований эмоциональной сферы детей-сирот следует также учитывать факт их эмоциональной травмированности. Лишь у небольшого числа детей-сирот не наблюдается психологических травм. Психологические травмы испытуемых в такого рода выборках чаще всего связанны с потерей родителей, как физической (смертью), так и моральной (когда ребенок изъят из семьи органами опеки), болезнью самого ребенка, о чем так же говорится в зарубежной литературе [Teresa, 2012]. Существуют и другие причины, но эти две травмы присутствую почти у всех детей-сирот.
Наиболее результативным и безопасным в работе с детьми-сиротами, по мнению целого ряда исследователей, является метод проективных рисуночных методик. Считается, что при использовании рисуночных методик с последующим обсуждением их с ребенком или без него, сбор данных осуществляется менее травматичным способом, а ребенок может самостоятельно контролировать процесс исследования, определяя, чем именно он хочет поделиться с исследователем. Исследователь же получает возможность глубже и полнее понять ребенка, его взгляды, переживаемые им проблемы [Teresa, 2012]. При правильной организации исследования с ис
пользованием проективных методик можно добиться, чтобы ребенок чувствовал себя раскованным и защищенным, а его коммуникативность и контактность достигли более высокого уровня.
Такие свойства рисуночных методик делают их наиболее подходящими для работы с детьми-сиротами. Используя рисуночные проективные методики, можно выявить не только основные, необходимые исследователю показатели, но и дополнительные. Например, при интерпретации рисунка с помощью проективной рисуночной методики «Рисунок семьи животных» [Венгер, 2003], направленной на выявление особенностей внутрисемейных отношений, можно увидеть не только несформированность представлений о внутрисемейных отношениях, но и определить наличие высокого уровня вербальной агрессии, демонстративности, повышенной тревожности, проблем с передачей вербальной и визуальной информации и т.д.
Выявленные особенности
эмоциональной сферы детей-сирот
Проведенное нами в 2014 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете исследование особенностей эмоциональной сферы детей- сирот с помощью анализа рисуночных проб показало, что для детей-сирот 10— 14 лет, воспитывающихся в детских домах, характерны повышенная тревожность (100% испытуемых), агрессивность (85% испытуемых) и демонстративность — (100% испытуемых).

Зарубежные исследователи, используя разные, в том числе не рисуночные, тестовые материалы, также свидетельствуют о повышенной агрессивности у детей-сирот [Sonuga-Barke, 2010]. Иногда агрессивность отмечается в поведении детей как временное проявление, связанное с адаптацией к социальному учреждению. Решение этой проблемы видят в формировании безопасной привязанности ребенка к воспитателю, при которой уровень агрессивности снижается. В ряде исследований проблема агрессии либо не рассматривается вовсе [Teresa, 2012], либо рассматривается как побочный эффект решения социальных задач и не подвергается специальному анализу [Merz, 2010].
Тревожность и демонстративность трудно поддаются изучению с помощью методов самоотчета и самоанализа, доминирующих в зарубежных исследованиях, хотя в тесте CAPA (California Alternate Performance Assessment) тревожность включена в диагностируемый спектр, однако при обсуждении результатов тестирования автор не уделяет этому показателю достаточного внимания [Sonuga-Barke, 2010].
Проблема переживания одиночества у детей-сирот фиксируется многими учеными, которые связывают ее с изолированностью и отвержением со стороны сверстников. Используя материалы опроса детей, можно получить вербализованные переживания своей отверженности: «Люди ни за что ненавидят меня, когда я спрашиваю их, почему вы ненавидите меня, они не отвечают» [Teresa, 2012].
Подробного анализа того, что из себя представляет феномен психологического ухода от реальности у зарубежных авторов практически не встречается при описании маленьких детей, только приводятся аргументы в пользу детской игры как необходимого пространства, в котором они могут быть активными и весело проводить время [Teresa, 2012].
При анализе поведения детей-сирот уход от реальности рассматривается с позитивной точки зрения, а не как выпадение из реальности. Негативные смыслы этот феномен приобретает только при описании поведенческих проблем у сирот-подростков, когда эскапизм принимает нежелательные формы поведения (например, компьютерной или химической зависимости).
У достаточно большого количества детей в нашем эксперименте (71,4%) были зафиксированы признаки эмоциональных травм. Этот параметр оценки эмоциональной сферы детей-сирот встречается в зарубежной литературе довольно часто. Например, исследование, проведенное в Мпумаланга — одной из африканских провинций — с детьми, большинство которых стали сиротами из-за смерти родителей от ВИЧ, было целиком посвящено проблеме психологических травм у детей-сирот [Teresa, 2012]. По материалам этого исследования, психологическая травма может выражаться в виде депрессии, печали, гнева или вины. Кроме того, эти дети часто подвергаются остракизму со стороны общества и школы из-за клейма ВИЧ.
В этом же исследовании рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей-сирот и текущего восприятия пережитых ими историй. Путь к улучшению жизни этих детей пытаются найти в повышении естественной для детей жизнестойкости («resilience») т.е., способности быстро восстанавливать физические и душевные силы, своего рода психофизической регенерации, эластичности психики. Именно в помощи детям в нахождении внутри себя этой своеобразной «устойчивости» к неблагоприятным внешним воздействиям авторы исследования видит выход для этих детей [Teresa, 2012].
Заключение
Проблема особенностей эмоциональной сферы детей-сирот по-прежнему остро стоит в мировой науке, но освещена она далеко не равномерно. Многие зарубежные исследователи не столько анализируют особенности нарушений в эмоциональной сфере детей-сирот, сколько фиксируют их наличие или отсутствие в разных системах воспитания детей-сирот.
Направленность на поиск путей решения проблемы нарушения эмоционального развития представлена в ряде зарубежных источниках в качестве программ интервенции, направленных на решение конкретных практических задач. Однако в подавляющей части проанализированных нами источников осуществляется простой сбор статистических данных.
Адекватные возрасту и условиям воспитания способы воздействия на эмоциональную сферу детей-сирот, как правило, не приводятся и лишь вскользь упоминаются при описании мер воздействия на детей со стороны, опекунов, воспитателей или привлеченных взрослых, зафиксированных при анкетировании. Как следствие, ощущается дефицит методов изучения и коррекции эмоциональной сферы детей, воспитывающихся без попечения родителей.
В то же время часть полученных нами данных находит подтверждение в зарубежных источниках. В связи с этим мы считаем необходимым продолжить как эмпирическую, так и обзорную часть нашей курсовой работы.