Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект

3305

Аннотация

В статье представлен обзор зарубежных публикаций по проблематике одаренности. Особое внимание уделено социально-психологическому аспекту обучения одаренных в программах акселерации и в специальных классах. Рассмотрены результаты исследований по направлениям: имплицитных представлений обычных учащихся и учителей об одаренных; отношения сверстников, одноклассников, родителей, учителей и самих одаренных к одаренным учащимся. Описаны стратегии социального взаимодействия академически одаренных учащихся, являющихся жертвами буллинга. Проанализированы результаты исследований, демонстрирующие негативное и позитивное влияние условий образовательной и семейной среды на проявление академической одаренности и формирование социальной компетентности одаренных учащихся

Общая информация

Ключевые слова: академическая одаренность, условия для реализации одаренности, имплицитные представления об одаренных, программы обучения одаренных детей, социальная компетентность одаренных, буллинг

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 26–44. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2015_n1/76175 (дата обращения: 21.02.2024)

Литература

  1. Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа в сфере образования с одаренными детьми и подростками: социально-психологическая составляющая // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 5–25.
  2. Baudson T.G., Preckel F. Teachers' Implicit Personality Theories About the Gifted: An Experimental Approach // School psychology quarterly. 2013. Vol. 28. Issue 1. P. 37–46. DOI: 10.1037/spq0000011.
  3. Boor-Klip H.J., Cillessen A.H.N., Hell J.G. Social Understanding of High-Ability Children in Middle and Late Childhood // Gifted Child Quarterly. 2014. Vol. 58(4). P. 259–271. DOI: 10.1177/0016986214547634.
  4. Chan D.W., Chan L.-k., Chan A. C.-Y. Parenting Gifted Children Among Hong Kong Chinese Parents: What Differences Does Westernization Make? // Roeper Review. 2013. Vol. 35:3. P. 177–186. DOI:10.1080/02783193.2013.794891.
  5. Characteristics of the home context for the nurturing of gifted children in Saudi Arabia / Hein S., [et al.]. // High Ability Studies. 2014. Vol. 25:1. P. 23–33. DOI: 10.1080/13598139.2014.906970.
  6. Cross T.L., Swiatek M.A. Social Coping Among Academically Gifted Adolescents in a Residential Setting:A Longitudinal Study // Gifted Child Quarterly. 2009. Vol. 53. № 1. P. 25–33.
  7. Dai D.Y., Steenbergen-Hu S. Special Class for the Gifted Young: A34-Year Experimentation With Early College Entrance Programs in China // Roeper Review. 2015. Vol. 37. № 1. P. 9–18. DOI: 10.1080/02783193.2014.975882.
  8. Effect of Social Setting, Self-Concept, and Relative Age on the Social Status of Moderately and Highly Gifted Students / Norman A.D., [et al.]. // Roeper Review. Sep2000. Vol. 23, issue 1. P. 34–40.
  9. Handel M., Vialle W., Ziegler A. Student perceptions of high-achieving classmates // High ability studies. 2013. Vol. 24. Issue 2. P. 99–114. DOI: 10.1080/13598139.2013.843139.
  10. Hoogeveen L., Van Hell J.G., Verhoeven L. Self-Concept and Social Status of Accelerated and Nonaccelerated Students in the First 2 Years of Secondary School in the Netherlands // Gifted Child Quarterly January. 2009. Vol. 53. №. 1. P. 50-67. DOI: 10.1177/0016986208326556.
  11. How desirable are gifted boys for girls and gifted girls for boys? Results of a chatroom study /  Ziegler A., [et al.]. // Australasian Journal of Gifted Education. 2011. № 19. P. 16–20.
  12. Insiders or Outsiders: The Role of Social Context in the Peer Relations of Gifted Students / Eddles-Hirsch K., [et al.]. // Roeper Review. 2012. Vol. 34:1. P. 53-62. DOI:10.1080/02783193.2012.627554.
  13. Lee S.-Y., Olszweski-Kubilius P., Thomson D. Academically gifted students’ perceived interpersonal competence and peer relationships. Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56. P. 90–104.
  14. Marsh H.W., Hau K.T. Big fish little pond effect on academic self-concept // American Psychologist. 2003. Vol. 58. P. 364–376.
  15. Model of academic self-concept:perceived difficulty and social comparison among аcademically accelerated secondary school students / Wilson H.E., [et al.]. // Gifted Child Quarterly. 2014. Vol. 58, no. 2. P. 111–126. DOI: 10.1177/0016986214522858.
  16. Mudrak J., Zabrodska K. Childhood Giftedness, Adolescent Agency: A Systemic Multiple-Case Study  // Gifted Child Quarterly. 2015. Vol. 59, no. 1. P. 55–70. DOI: 10.1177/0016986214559602.
  17. Neihart M. The socioaffective impact of acceleration and ability grouping: Recommendation for best practice // Gifted Child Quarterly. 2007. Vol. 51. P. 330–341. DOI:10.1177/0016986207306319.
  18. Olszewski-Kubilius P., Lee S.-Y., Thomson D. Family Environment and Social Development in Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2014. Vol. 58, no. 3. P. 199–216. DOI: 10.1177/0016986214526430.
  19. Olthouse J. How Do Preservice Teachers Conceptualize Giftedness? A Metaphor Analysis // Roeper Review. 2014. Vol. 36, issue 2. P. 122–132. DOI: 10.1080/02783193.2014.884200.
  20. Peterson J. S., Ray  K. E. Bullying among the gifted: The subjective experience // Gifted Child Quarterly. 2006. Vol. 50. P. 252–266.
  21. Preckel F., Goetz T., Frenzel A. Ability grouping of gifted students: Effects on academic self-concept and boredom // British Journal of Educational Psychology. 2010. Vol. 80. P. 451–472. doi:10.1348/000709909X480716.
  22. Raty H., Kasanen K. Parents' perceptions of their child's academic competencies construe their educational reality: Findings from a 9-year longitudinal study // Journal of applied social psychology. 2013. Vol. 43, issue 5. P. 1110–1119. DOI: 10.1111/jasp.12076.
  23. Raty H. Debating educability: diverging social representations of abilities in Finnish educational discourse // Social psychology of education. 2014. Vol. 17, issue: 3. P. 457–469. DOI: 10.1007/s11218-014-9260-z.
  24. Rentzsch K., Schütz A., Schröeder-Abé M. Being labeled nerd: Factors that influence the social acceptance of high-achieving students // The Journal of Experimental Education. 2011. Vol. 79. P. 143–168.
  25. Robinson N.M. The social world of gifted children and youth / S.I. Pfeiffer (ed.) // Handbook of giftedness in children: Psychoeducational theory, research and best practices. New York: Springer. 2008. P. 33–51.
  26. Rogers K.B. Lessons learned about educating the gifted and talented. A synthesis of the research on educational practice // Gifted Child Quarterly. 2007. Vol. 51. P. 382–396. DOI:10.1177/0016986207306324.
  27. Shechtman Z., Silektor A. Social competencies and difficulties of gifted children compared to nongifted peers // Roeper Review. 2012. Vol. 34. P. 63–72.
  28. Siegle D., Rubenstein L.D., Mitchell M.S. Honors Students’ Perceptions of Their High School Experiences: The Influence of Teachers on Student Motivation // Gifted Child Quarterly. 2014. Vol. 58, no. 1. P. 35–50. DOI: 10.1177/0016986213513496.
  29. Subotnik R. F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F. C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. P. 3–54.
  30. Troxclair D.A. Preservice Teacher Attitudes Toward Giftedness // Roeper Review. 2013. Vol. 35 Issue 1. P. 58–64. DOI: 10.1080/02783193.2013.740603.
  31. Vogl K., Preckel F. Full-Time Ability Grouping of Gifted Students: Impacts on Social Self-Concept and School-Related Attitudes // Gifted Child Quarterly. 2014. Vol 58, no. 1. P. 51–68. DOI: 10.1177/0016986213513795.
  32. Wai J.  Investigating America's elite: Cognitive ability, education, and sex differences // Intelligence. 2013. Vol.  41. P. 203–211.
  33. Walker C.L., Shore B.M. Theory of mind and giftedness: New connections // Journal for the Education of the Gifted. 2011. Vol. 34. P. 644–668. doi:10.1177/016235321103400406.
  34. What is more important for fourth-grade primary school students for transforming their potential into achievement: the individual or the environmental box in multidimensional conceptions of giftedness? / Stoeger H., [et al.]. // High Ability Studies. 2014. Vol. 25:1. P. 5–21. DOI: 10.1080/13598139.2014.914381.
  35. Wu J.J., Albanese D. Asian creativity, chapter one: Creativity across three Chinese societies. Thinking Skills and Creativity, 2010. № 5. P. 150–154.
  36. Ziegler A., Stoeger H. Expertisierung als Adaptions- und Regulationsprozess: Die Rolle von Bildungs- und Lernkapital [The role of adaptation and regulation processes in the acquisition of excellence: The role of educational and learning capital] // Motivation, Selbstregulation und Leistungsexzellenz (Talentförderung – Expertisenentwicklung – Leistungsexzellenz, Band 9) [Motivation, self-regulation, and excellence (promoting talent – developing expertise – achieving excellence)]. Muenster: LIT. 2011. Vol. 9. P. 131–152

Информация об авторах

Мешкова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3965-9382, e-mail: nmeshkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3345
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 3305
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6