Изучение родительско-детского общения в процессе совместного чтения в работе Бет Энн Бешорнер

962

Аннотация

Представлен анализ исследования доктора философии Бет Энн Бешорнер (Beth Ann Beschorner, Университет Айова, США), посвященного обучению родителей диалогическому чтению с детьми и позволившего сделать вывод: благодаря опыту общения и соприкосновения с письменным языком у детей в период раннего и дошкольного детства формируется представление о грамотности. В статье сопоставляются результаты исследований, полученные независимо в разных областях научного знания – философии и психологии: исследование Б. Э. Бешорнер имеет много общего с принципами культурно-исторической психологии, сформулированными Л.С. Выготским, М.И. Лисиной и другими отечественными психологами. Хотя Б.Э. Бешорнер не опирается непосредственно на культурно-историческую и деятельностную теории, ее результаты соотносятся с основными положениями этих теорий. Анализ работы Б.Э. Бешорнер подтверждает общность выводов исследования Б.Э. Бешорнер и положений культурно-исторической теории. Это доказывает, что научная мысль может привести независимыми путями к аналогичным результатам, что в конечном итоге демонстрирует правомерность заключений и универсальность подходов к проблеме.

Общая информация

Ключевые слова: общение, диалог, совместная коммуникативная деятельность, развитие

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040403

Для цитаты: Максимова А.А. Изучение родительско-детского общения в процессе совместного чтения в работе Бет Энн Бешорнер [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 16–21. DOI: 10.17759/jmfp.2015040403

Полный текст

В настоящее время ситуация развития ребенка в раннем и дошкольном детстве такова, что, с одной стороны, имеется много дополнительных средств, помогающих ускорить и улучшить развитие психических функций, а, с другой стороны, часто наблюдается дефицит живого, подлинного общения ребенка и взрослого. Родитель пытается заменить реальное взаимодействие с ребенком инновационными средствами и различными развивающими занятиями. Эта тенденция наблюдается в связи с увеличением темпа жизни в современном обществе родители не имеют достаточного времени, чтобы уделить ребенку столь необходимое ему внимание, ответить на огромное количество его вопросов, пообщаться с ним. В то же самое время диалог родителя с ребенком является одним из важнейших факторов развития личности ребенка.

Целью данной статьи является анализ подхода к общению в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого в работе доктора философии Бет Энн Бешорнер. Особый научный интерес представляет то, что мы сопоставляем результаты исследований, полученные независимо в разных областях научного знания философии и психологии. Имеет место факт соприкосновения исследований по философии и психологии.

Мы рассматриваем и анализируем диссертационную работу Б.Э. Бешорнер [21], которая изучала проблемы развития в раннем детстве и создала программу обучения родителей «диалогическому чтению» книг. Также мы проводим параллели между ее исследованием и работами отечественных психологов Л.С. Выготского и М.И. Лисиной.

Б.Э. Бешорнер опирается на представления, согласно которым возникновение грамотности базируется на детском опыте и происходит в течение определенного времени (Teale & Sulzby, 1986) [25]; устная речь, чтение и письмо взаимосвязаны (Morrow, 2005) [26; 27]; дети приобретают знания о целях и функциях письменного языка из опыта (Kantor, Miller, & Fernie, 1992) [22]. По мнению Б.Э. Бешорнер, благодаря опыту общения и соприкосновения с письменным языком у детей в период раннего и дошкольного детства формируется представление о грамотности. Развитие детской грамотности зависит от индивидуальных переживаний, с которыми дети сталкиваются в процессе общения. Важнейшую роль в развитии понимания грамотности играет семья ребенка. Особенно значимым в данный период является опыт совместного чтения с родителем. На развитие словарного запаса и грамотности ребенка влияет и то, как взрослый и ребенок общаются в процессе чтения книги, «качество» детско- родительских отношений при чтении рассказов важно для обучения ребенка.

Изучение концепции Б.Э. Бешорнер показало, что ее взгляды на обучение родителей диалогическому чтению в процессе совместного прочтения книг имеют много общего с принципами культурно-исторической психологии.

Рассмотрим исследование Б.Э. Бешорнер более подробно.

В ходе экспериментальной работы этого автора семнадцать родителей выполнили программу обучения в режиме непосредственного общения за девять недель, и пятнадцать родителей, также за девять недель, завершили интерактивную программу. Исследование было разработано как универсальная задача обучения, были использованы мультимедийные методы сбора и анализа данных. Качественные данные включали интервью, наблюдения, ответы в ходе сессий и комментарии в дневнике исследования. Анализ этих источников данных был проведен с помощью индуктивного подхода. Количественные данные включали время, зафиксированное в дневнике наблюдений: количество минут, посвященных чтению ежедневно, видеозаписи каждой пары испытуемых «родитель-ребенок» в процессе совместного чтения. Было отмечено, что родители, применяющие оба метода, увеличили использование методов диалогического чтения с детьми.

Цель анализируемого исследования

Автор исследования предполагала, что совместное чтение рассказов является важным компонентом развития грамотности у ребенка. Она ориентировала свое исследование на: 1) изучение факторов, влияющих на результаты образовательных программ для родителя при использовании диалогического чтения во время совместного прочтения книг; 2) изучение изменений в поведении семей относительно совместного чтения.

Теоретическая значимость анализируемого
исследования

В ходе исследования были сформированы реальные или дистанционные группы обучения родителей. Было выявлено, что некоторые программы непосредственного, реального обучения эффективны в поддержке семей, которым важно повышать уровень обучения грамотности. Кроме того, Интернет предоставляет новые возможности для обучения родителей посредством онлайн-программ.

Были выявлены два фактора: отношения между людьми и время — продолжительность участия в программе.

Проведенное Б.Э. Бешорнер исследование показало, что родительское образование, полученное в реальных или дистанционных группах, может быть эффективно для обучения родителей техникам диалогического чтения. Автор отметила, что диалогическое чтение может помочь в формировании языка детей и в обучении грамотности, что дети учатся с помощью текста, получая опыт в семьях, и что детские знания о языке увеличиваются посредством общения по тексту. В особенности ценно то, что образование родителей может поддержать общение родителей с детьми, и таким образом влиять на учебу детей.

Л.С. Выготский [3] утверждал, что важно рассмотреть детское обучение через общение с другими. В результате социальных взаимодействий дети с большим желанием будут изучать язык и учиться грамотности. Принимая во внимание эти идеи, родительское образование, предоставляемое дистанционно или в очной форме, может быть эффективным средством поддержания общения родителей со своими детьми.

Инструментарий исследования,
проведенного Б.Э. Бешорнер

1.  Совместное чтение книг

Участие в программе родительского образования может повлиять на количество читающих семей. В исследовании Б.Э. Бешорнер родители, получающие оба вида родительского образования, как дистанционно, так и в очном формате, отметили, что они стали чаще читать.

В то время как семьи посвящают определенное время совместному чтению книг, родители в обеих группах (дистанционной и очной) сообщали в интервью, что они занимались чтением чаще обычного. Увеличение частоты чтения как результат участия в программе родительского образования независимо от метода обучения важно, т.к. обеспечивает доступность и возможность занятия для детей письменным языком, что является центральным аспектом обучения ребенка грамотности.

Таким образом, исследовательница делает вывод о том, что должно быть изучено влияние участия в родительском образовании на совместное домашнее чтение.

2.    Диалогическое чтение

Анализируемая нами диссертационная работа расширяет исследовательскую базу, предполагая, что обеспечение дистанционного родительского образования по использованию техник диалогического чтения является возможным и эффективным, как и аналогичная программа, предлагающая совместно использовать техники диалогического чтения в реальных группах обучения родителей.

В обучении в исследовании Б.Э. Бешорнер родители посещали занятия вместе с детьми и практиковались, используя техники чтения с детьми во время сессии. Исследовательница делает вывод о том, что родители используют диалогическое чтение чаще, когда практикуются в использовании техник.

Практическое применение анализируемого
исследования

Исследование Б.Э. Бешорнер предполагает, что оба метода обучения имеют факторы, которые важно рассмотреть при создании программы родительского образования. Оба метода позволяют на их основе создать третий вид обучения: сочетание дистанционного метода и группы непосредственного личного общения. Этот метод предполагает сессии-встречи и информационный раздаточный материал. Такой комплексный инструмент мог бы позволить участникам пользоваться преимуществами каждого метода.

Данный метод мог бы повысить продолжительность участия родителей, у которых напряженный распорядок дня, а, кроме того — обеспечить возможность on-line занятий. Инструкции в Интернете могли бы минимизировать время, затраченное ведущим на объяснения в процессе встреч группы непосредственного общения.

Итак, рассмотренная нами диссертационная работа Б.Э. Бешорнер посвящена исследованию программ обучения родителей диалогическим методам чтения. В работе предлагается диалогическое чтение как один из подходов к обучению и общению с детьми, в котором родитель использует открытые вопросы и реагирует на попытки ребенка ответить на эти вопросы. Техника диалогического чтения предназначена для повышения качества взаимодействия между родителями и детьми, для развития устной речи, письма, расширения словарного запаса и усвоения навыков грамотности.

Проведенное Б.Э. Бешорнер исследование показывает, что обучение родителей техникам диалогического чтения в реальных или дистанционных группах — эффективно. В особенности ценно то, что образование родителей может поддержать общение родителей с детьми и, таким образом, влиять на учебу детей. Данные, полученные Б.Э. Бешорнер, указывают на то, что в результате социальных взаимодействий со значимым взрослым дети с большим желанием изучают язык и учатся грамотности.

Одним из результатов данного исследования стало влияние участия в программе родительского образования на количество читающих семей: родители, участвующие в обоих видах родительского образования, как дистанционного, так и в очном формате, отметили, что стали чаще читать. Таким образом, было показано влияние участия родителей в программе родительского образования на совместное домашнее чтение с ребенком и доказана эффективность предложенной программы, которая способствует увеличению количества и качества взаимодействия родителя с ребенком, а также способствует повышению грамотности ребенка.

Также необходимо отметить, что исследование диалогического подхода к развитию чтения у детей, и, в частности, диалогическое чтение родителей с детьми, является приоритетным направлением в психологии и педагогике. В настоящее время наблюдается широкое применение принципов диалогизма в сфере образования и воспитания. Рассмотренные исследовательницей идеи созвучны принципам диалогизма и представлениям М.И. Лисиной о внеситуативно-познавательном общении родителей с дошкольниками.

Общение играет, несомненно, огромную роль в психическом развитии ребенка. Личность человека складывается только в отношениях с окружающими людьми, и лишь в отношениях с ними проявляет себя. Поэтому общение со старшими для ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» опыт, полученный людьми ранее [14; 15; 19]. В исследовании формирования грамотности в процессе диалогического чтения родителей с детьми, проведенном Б.Э. Бешорнер, формирование у детей предпосылок для дальнейшего овладения навыками чтения и письма происходит в диалоге со взрослым.

Итак, один из путей воздействия общения на развитие детей — обогащение опыта ребенка. Взрослый знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них мир музыки. В исследовании Б.Э. Бешорнер показан яркий пример развивающей роли общения ребенка со взрослым. В общении, проанализированном ей в диссертационном исследовании, взрослые ставят перед детьми задачу овладеть новым знанием и умением понимать прочитанное, делать выводы, думать, обсуждать текст, задавать вопросы и отвечать на них, что способствует развитию устной и письменной речи.

Интерпретация данной методики
с позиций культурно-исторического
и деятельностного подходов

Итак, анализ подхода к общению в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого в работе Б.Э. Бешорнер позволяет сделать ряд выводов.

Прежде всего, автор показала, что в процессе обучения ребенка чтению диалог со взрослым создает для ребенка область возможного развития. Хотя автор не пользуется термином «зона ближайшего развития», открытого Л.С. Выготстким, приведенный в ее исследовании подход опирается на ту область достижений детей, которая возможна только во взаимодействии во взрослыми.

Выдающийся отечественный психолог М.И. Лисина также утверждала, что «важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». <...> Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей» [16; 19].

Исследование Б.Э. Бешорнер показывает также, что совместная деятельность способствует общению; в ходе совместной деятельности ребенок открывает для себя культурно-историческое наследие, обогащает и расширяет свой опыт, приобретает новые знания и навыки благодаря внимательному отношению взрослого. М.И. Лисина также подчеркивала, что в общении и взрослый, и ребенок активны, ребенок открывается навстречу взрослому и является субъектом общения: «Он не просто приемлет пассивно то, что исходит от старших, а преломляет через призму своих способностей и возможностей. Он раскрывается навстречу взрослому в своем неисчерпаемом богатстве. И поэтому каждое новое поколение дополняет общечеловеческий опыт новыми ценностями и обеспечивает его дальнейший прогресс» [17].

Исследование Б.Э. Бешорнер показывает важность эмоциональной составляющей отношений. Недостаточно просто почитать вместе книгу, необходимо живое теплое отношение взрослого и ребенка, вклю­ченность взрослого, готовность к диалогу, чуткость и эмпатия — все это создает те условия, в которых личность ребенка развивается. Эти выводы созвучны с мыслью М.И. Лисиной о том, что «в общении человек удовлетворяет свою нужду не в пище, не в тепле и не в безопасности, но в том величайшем богатстве, которым являются другие люди, — в их духовности, личностно- сти, субъективности, в их истинно и собственно человеческой сущности» [19]. Взрослый является примером, носителем коммуникативных умений, примером для подражания. То, как он общается с ребенком, помогает последнему научиться грамотно общаться.

Итак, мы можем сравнить диссертационное исследование Б.Э. Бешорнер с положениями культурно­исторической и деятельностной теорий и увидеть общность принципов в основе ее исследования и идей отечественных психологов, в частности, Л.С. Выготского и М.И. Лисиной, хотя Б.Э. Бешорнер и не опиралась непосредственно на теоретические принципы, сформулированные ими. Но исследовательница получила результаты, вполне объяснимые с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов. Данные Б.Э. Бешорнер подтверждают верность теоретических положений о развитии ребенка в общении, сформулированных в рамках культурно­исторической и деятельностной психологии.

Мы можем сделать вывод о том, что исследователи, идя независимыми путями, приходят к аналогичным результатам, что в конечном итоге показывает правомерность их принципов и универсальность подходов к данной проблеме.

Литература

  1. Восприятие и действие / Запорожец А.В.[и др.] М.: Типография Издательства МГУ, 1966. 323 с.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5–328.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. C. 5–361.
  4. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Теории учения: Хрестоматия / Ред. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 39–52.
  5. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. С. 441–469.
  6. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1978. С. 118.
  7. Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии. 1977. №5. С. 35–47.
  8. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. 1967. № 1. С. 11–16.
  9. Запорожец А.В., Величковский Б.М. Предисловие // Т. Бауэр. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979. С. 5–10.
  10. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психология / А.Н. Леонтьев, Д.Ю. Панов, В.П. Зинченко. М.: Издательство Московского университета, 1964. С. 231–264.
  11. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. №1. С. 121–132.
  12. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие. Тарту: ТГУ, 1973. 208 с.
  13. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. № 3. С. 117–124.
  14. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии, 1978. № 5. С. 73–78.
  15. Лисина М.И., Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста // Проблемы общения и воспитания / Ред. П. Буева [и др.] Тарту: ТГУ, 1974. С. 128–146.
  16. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого–педагогические проблемы общения / А.А. Бодалев. М.: АПН СССР, 1979. С. 60–79.
  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 p.
  18. Beschorner B.A. Parent education for dialogic reading during shared storybook reading: Multiple case study of online and face-to-face delivery models / Iowa State University. Ames, 2013. 176 p.
  19. Kantor R., Miller S., Fernie D. Diverse paths to literacy in a preschool classroom: A sociocultural perspective. Reading research quarterly, 1992. Vol. 27. № 3. P. 184–201.
  20. Morrow, L.M. Home and school correlates of early interest in literature // Journal of Educational Research, 1983. Vol. 76. № 4. P. 221–230. doi: 10.1080/00220671.1983.10885455
  21. Morrow, L.M. Young children’s responses to one-on-one storybook readings in school settings // Reading Research Quarterly. 1988. Vol. 23. № 1. P 89-107. doi: 10.2307/747906

Информация об авторах

Максимова Анна Андреевна, педагог-психолог, частная школа «Кладезь», Москва, Россия, e-mail: Annetta888@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2740
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 962
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1