Введение

303

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Для цитаты: Котляр И.А., Эльконинова Л.И. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 5–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2017_n2/86612 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 

Материалы данного тематического выпуска журнала «Современная зарубежная психология» «Кросс- культурные исследования в сфере детско-родительских отношений», позволят, на наш взгляд, расширить представление специалистов о современных подходах отечественной и зарубежной науки к изучению роли детско-родительских отношений в развитии как детей, так и родителей.

Диапазон представленной тематики отражает определенный динамизм данной области психологической науки.

Теория привязанности Дж. Боулби, пришедшая на смену воззрениям З. Фрейда о природе отношений родителей и детей, во многом определила современный уровень, характер и тематику эмпирических и теоретических исследований данной проблемы. Поэтому номер открывается статьей Н.Авдеевой, не только знакомящей нас с основными положениями теории привязанности и традиционными направлениями исследований, но и раскрывающей многообразие новых тем исследований: это уточнение базовых принципов и поиск новых объясняющих моделей; детско-родительские отношения при нормативном и нарушенном развитии ребенка; развитие детско-родительских отношений в течение жизни всех членов семьи; использование выявленных закономерностей детско-родительских отношений в терапевтических практиках.

О. Карабанова задает второй тематический вектор номера, вводя читателей в контекст современных исследований кросс-культурного аспекта воспитания и детско-родительских отношений; автор поднимает вопросы о ценностях и практиках семейного воспитания в разных культурах, обсуждает специфику социализации ребенка в поликультурном мире и акцентирует наше внимание на вариативности практик социализации в современном мире.

В той или иной степени обозначенные в первых двух статьях вопросы раскрываются и конкретизируются в последующих статьях, представленных на страницах данного тематического номера.

Не вдаваясь в детали, позволим себе акцентировать внимание на той палитре вопросов, которые ставят авторы.

М. Падун в аналитической статье предлагает, опираясь на теорию привязанности Дж. Боулби, посмотреть на проблему детско-родительских отношений с точки зрения того, какой опыт получают дети в этих отношениях и как эти отношения влияют на эмоциональное развитие детей. Автор делает акцент на понятии «эмоциональная безопасность ребенка в семье», которое на протяжении последних лет активно исследуется зарубежным научным сообществом не только как сугубо теоретическая, но и как практическая, прикладная проблема.

С. Ярошевская обращает наше внимание на феномен связи убеждений родителей и их поведения, конкретизированного в практиках воспитания и общения с детьми. Автор привлекает для анализа этого вопроса не только теорию Дж. Боулби, но и так называемую «теорию внутреннего состояния другого субъекта» (theory of mind). Автор приводит доводы исследователей в пользу того, что отношения родителей и детей реципрокны: поведение одних вызывает ответную реакцию других. Это положение, проиллюстрированное результатами многочисленных зарубежных исследований, задает очень важный вектор исследования детско-родительских отношений, рассматривая их как сложную многоуровневую систему.

О. Рагулина и А. Фокина, продолжая разговор о влиянии поведения родителей на развитие детей, задаются вопросом о причинах появления неврозов у детей. Помимо «классических» невротизирующих родительских практик, авторы обращаются к чрезмерному увлечению родителей методиками всестороннего раннего развития детей и их стремлению оградить детей от различных опасностей внешнего мира.

Традиционно, говоря о детско-родительских отношениях, мы подразумеваем детей раннего, дошкольного, реже младшего школьного или подросткового возраста и их родителей. Р. Егоров и И. Шаповаленко

Введение

Современная зарубежная психология 2017. Том 6. № 2. С. 5—6.

обращают наше внимание на то, что отношения родителей и детей развиваются на протяжении всей их жизни и не заканчиваются даже тогда, когда выросшие дети сами становятся родителями. Авторы поднимают широкий спектр вопросов, касающихся влияния отношений не только на родителей и их взрослых детей, но и показывают, что эти отношения не ограничиваются диадой, а продолжаются и в следующих поколениях.

Продолжая разговор о новых реальностях, в которых оказываются современные семьи, И. Котляр (Корепанова) приводит результаты эмпирического исследования особенностей родительского отношения в ситуации эмиграции. Миграционные процессы являются неотъемлемой частью современного динамического мира. И поэтому актуальным оказывается вопрос о том, как эти процессы отражаются на детско-родительских отношениях.

Еще одна тенденция современности — вариативность форм образования. К. Поливанова и К. Любицкая, обращаясь к феномену семейного обучения, задаются вопросом о причинах выбора такого формата обучения, описывают особенности семей, сделавших выбор в пользу хоумскулинга (homeschooling). Авторы, опираясь на анализ многочисленных зарубежных источников, а также на результаты собственных исследований, обращают внимание на такую важную характеристику семьи, как сплоченность.

В заключительной статье данного тематического номера Е. Немировская (обращаясь к практике) представляет модель тренинга детско-родительского взаимодействия, разработанную Ш. Эйберг и доказавшую свою эффективность при работе с различными семьями, прежде всего входящими в группу риска. Важной особенностью данной терапевтической программы, отражающей общие современные тенденции, является то, что и родитель, и ребенок рассматриваются в качестве субъектов отношений, а задача терапевта — помощь в налаживании сотрудничества.

Пространство современных научных и практических исследований в области детско-родительских отношений весьма многогранно. Предлагаемые вашему вниманию статьи, в которых вы найдете как анализ зарубежных источников, так и результаты оригинальных исследований, помогают представить себе структуру данного пространства исследований не только в данный момент, но и в перспективе.

Котляр (Корепанова) И.А., Эльконинова Л.И.

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Эльконинова Людмила Иосифовна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Московская высшая школа социальных и экономических наук (ОАНО МВШСЭН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8257-7871, e-mail: milaelk@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1147
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 303
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0