Использование Интернета является динамично развивающейся социальной практикой. Виртуальное пространство, по сути, опосредует многие жизненные процессы современной семьи, следовательно, фокус внимания на психологических исследованиях данной сферы актуален и позволяет оценить роль и значение Интернета в контексте детско-родительских отношений в современной семье.
С момента появления российского Интернета (Рунета) (днем рождения которого принято считать 7 апреля 1994 г.) возможности межсетевого взаимодействия значительно изменились. Если в 1999 г., по данным опросов Фонда общественного мнения (ФОМ), Интернетом в России пользовалось около 10% населения, то весной 2015 г. хотя бы раз в сутки в Интернет выходило 53% населения России (61,5 млн человек), а осенью — уже 55% (63,9 млн человек).
Согласно результатамисследования Всероссийского омнибуса GFK, в 2016 г. аудитория интернет-пользо- вателей в возрастной группе 16+ в России составляла 70,4% (84 млн человек).
Отдельно следует отметить быстрое развитие в России в последние годы мобильного Интернета — технологии, значительно расширившей территориальные возможности подключения к глобальной сети. Мобильным Интернетом наиболее часто пользуются представители молодого поколения. В возрастной группе 12—24 лет для выхода в Интернет используют смартфоны 80% респондентов, планшеты — 44%. В когорте 25—44 лет 59% опрошенных входят в Интернет посредством смартфонов и 37% используют планшет, в то время как в возрастной группе 45+ только 11% используют смартфоны и 11% — планшеты [Интернет в России, 2014, с. 62].
Параллельно с ростом интернет-аудитории увеличилось и количество сервисов, доступных для посетителей виртуального пространства. Особенно активно развиваются социальные медиа (social networking services) — совокупность сервисов, позволяющих пользователям сайтов самостоятельно создавать в рамках коммуникативного пространства свой контент и обмениваться им (например, социальные сети, форумы, сайты знакомств, блоги и т. д.).
Социальные сети позволяют посетителям, в том числе с клиповым мышлением, максимально комфортно взаимодействовать друг с другом, не перегружаясь информационным контекстом. Например, записи на стене профиля посетителя, как правило, представлены в виде достаточно коротких текстовых отрывков, содержащих одну основную мысль, либо в виде графических изображений, видеоматериалов или музыкальных произведений.
По данным TNS Web Index, в России наиболее популярными являются две социальные сети: Вконтакте (www.vk.com), которую в июне 2015 г. в среднем за день посещало 14298 тыс. человек, а в марте 2017 г. — уже 20931 тыс. человек, и Одноклассники (www.odnoklassniki.ru) — 7394 тыс. посещений в июне 2015 г. и 11689 тыс. — в марте 2017 г.
При этом, по сведениям ВЦИОМ, в июле 2015 г. Вконтакте посещало 85% респондентов возрастной группы 18—24 лет, 71% — 25—34 лет, 54% — 35—44 лет, 30% — 45—59 лет, 25% респондентов — 60 лет и старше, а социальную сеть Одноклассники — 48% — 18—24 лет, 56% — 25—34 лет, 45% — 60 лет и старше.
Масштабы использования Интернета и его сервисов позволяют говорить о необходимости анализа и поиска закономерностей поведения посетителей виртуального пространства в зависимости от их психологических особенностей. Изучение данных вопросов лежит в предметном поле психологии Интернета (киберпсихологии), основы которой во многом были заложены американским психологом Д. Ликлайдером (J.C.R. Licklider), выдвинувшем идею о необходимости создания компьютерной сети с открытым доступом к ее ресурсам всех желающих из любой точки планеты [Войскунский, 2013а].
В 1960-х г., работая в ARPA (Advanced Research Projects Agency — Агентство передовых исследовательских проектов, США), Д. Ликлайдер участвовал в разработке сети ARPANET, по сути ставшей прототипом Интернета. Его идеи относительно взаимодействия человека и компьютера (HCI- human-computer interaction) в дальнейшем были воплощены в знакомых нам принципах организации компьютерных интерфейсов, цифровых библиотек, электронных офисов и т. д. [Kita, 2003].
Базой для формирования психологии Интернета в России послужили исследования взаимодействия человека с компьютером, еще в 1970—80-е годы проведенные О.К. Тихомировым. На их основе был сформулирован ряд принципов проектирования информационных систем, а также показана необходимость психологического анализа процесса компьютеризации и его последствий для общества [Тихомиров, 1986; Voiskounsky, 2013].
В настоящее время исследования, посвященные различным аспектам поведения людей в виртуальном пространстве Интернета, проводятся в различных отраслях психологии (когнитивной, гендерной, возрастной, клинической, социальной, педагогической, этнопсихологии и т. д.). В то же время в полной мере невозможно говорить об институционализации психологии Интернета как отдельной области психологии [10, с. 112—113].
Цель нашей работы — сравнительный анализ исследовательских направлений в области киберпсихологии в России и за рубежом.
Объект исследования — киберпсихология.
Предмет исследования — сравнительный анализ тематики современных научных работ в области психологии Интернета в России и за рубежом.
Для анализа было отобрано 11 российских научных рецензируемых журналов, 7 из которых входят в базу Web of Science: Russian Science Citation Index (RSCI). А именно: «Психология. Журнал ВШЭ», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Культурноисторическая психология», «Психологическая наука и образование», «Российский психологический журнал», «Экспериментальная психология», «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология», «Консультативная психология и психотерапия», «Современная зарубежная психология», «Социальная психология и общество». Также в обзор вошли статьи из двух зарубежных научных рецензируемых журналов, специализирующихся на киберпсихологии и входящих в базу данных Web of Science «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking» (основан в 1998 г.) и «Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace» (основан в 2007 г.).
В результате проведенного анализа можно выделить ряд направлений исследований в области киберпсихологии, находящихся в фокусе внимания как отечественных, так и зарубежных специалистов.
1. Влияние компьютерных игр (в том числе) на различные аспекты жизни людей («геймерская» тематика). Данная тематика стала разрабатываться одной из первых. Уже в 2007—2010 гг. в России выходят статьи, посвященные влиянию компьютерных игр на психику, развитию перцептивных действий у дошкольников в компьютерных играх, диагностике с помощью компьютерных игр индивидуальной специфики саморегуляции, эффективности мнемических способностей геймеров [Обухова, 2008; Щедрина, 2007]. С 2011 г. появляются исследования, посвященные степени увлеченности компьютерными онлайн-играми и зависимостям от них; данные темы продолжают разрабатываться и в настоящее время, также как и вопросы о психологических особенностях игроков в компьютерные игры, развитии их мышления, об агрессивность поведения, о геймификации образования [Богачева, 2015; Буркова, 2012; Зарецкая, 2016].
В зарубежных журналах также представлены результаты исследований различных аспектов поведения и личностных черт людей, увлеченных компьютерными играми. Ряд научных работ обращен к анализу взаимоотношений (идентификации и компенсации) игроков многопользовательских онлайновых ролевых игр с их аватарами, субъективному ощущению потери времени и наслаждения в процессе игры, связи интроверсии/ экстраверсии с наличным уровнем социального капитала у игроков онлайн-игр, влиянию компьютерного игрового опыта на скорость обработки звуковой информации, мотивам вовлечения в мобильные игры и их последствиям для психологического благополучия, проблемам связи лишнего веса и увлеченности компьютерными играми, зависимостям от онлайновых компьютерных игр [Reer, 2017; Problem Video Gaming, 2017; Experiences of Time, 2007].
Ретроспективный анализ статей позволяет говорить о том, что в зарубежных журналах многие темы исследований в области киберпсихологии возникают ранее чем аналогичные темы в отечественных научных источниках информации. Вероятно, это во многом обусловлено тем, что компьютерные технологии и доступ в Интернет в Европе и США стали массово доступны значительно ранее, чем в России, а, следовательно, ими с опережением были обнаружены и психологические уязвимости и возможности для развития личности в виртуальной реальности.
Отметим, что в 2016 г. в анализируемых нами зарубежных журналах появились результаты исследований о применении онлайн-игр как способа конструирования социальной реальности, например, уменьшения предрассудков в отношении бедных, а также терапии столь распространенного сейчас заболевания, как депрессия, с помощью «exergames» [Effect of Exergames, 2016; Roussos, 2016]. Это вид компьютерных фитнес-игр, основанных на технологии отслеживания движений тела, передачи этой информации для обработки компьютеру с его последующей реакцией. Можно предположить, что в ближайшем будущем аналогичные вопросы будут исследоваться и в России.
2. Формирование интернет-зависимости — направление, к которому внимание отечественных и зарубежных специалистов обращено уже в течение длительного времени. Как в отечественной, так и в зарубежной научной периодике отражены результаты исследований премор- бида и механизмов формирования интернет-аддикции, ее социально-психологической значимости, личностных особенностей, способствующих излишнему погружению в виртуальную реальность, психотерапии и психологическому консультированию аддиктов [Венедиктова, 2007; Малыгин, 2015; Internet Addiction Disorder, 2007; Young, 2007]. На наш взгляд, факт увеличения в последние годы количества обращений в зарубежных журналах к темам, связанным с зависимостью от социальных сетей, является весьма значимым [Grandiose and Vulnerable, 2016; Wiederhold, 2017].
3. Особенности обучения в виртуальной реальности. В анализируемых отечественных научных рецензируемых журналах данное направление представлено с 2008 г. исследованиями психологических аспектов эффективного использования Интернета в образовательных целях, преодоления трудностей дистанционного обучения, обусловленных как личностными особенностями (например, тревожностью), так и спецификой виртуального пространства [Поршнев, 2008; Уддин, 2012]. В последние годы появился ряд работ, посвященных вопросам геймификации обучения, применения цифровых технологий в инклюзивном образовании, использования виртуальных коммуникативных тренингов и социальных сетей для подготовки специалистов и развития личностных навыков и знаний. [Белкин, 2016; Шеманов, 2016]. В зарубежных публикациях также представлены исследования специфичности Интернета как образовательной среды [Virtual Environment Training, 2007; Tichon, 2007]. При этом в последние годы уменьшается количество работ, обращенных к данной тематике.
4. Психологическая безопасность личности в виртуальном пространстве. Научные работы в сфере eHealth (электронного здравоохранения) в иностранной периодике относятся к мейнстриму. Во многих из них анализируется пропаганда в социальных медиа рискованного поведения по отношению к здоровью, в том числе переедания, анорексии, булимии [Risks and Threats, 2016; Kinard, 2016; McNicol, 2017; Park, 2017]. Отдельно отметим работы о кибербуллинге и влиянии некоторых интернет-ресурсов на суицидальное поведение. В проанализированных зарубежных изданиях уже с 2007 г. можно найти статьи по данной тематике [Görzig, 2016; Hsiung, 2007]. В отечественных журналах публикации по результатам аналогичных исследований появились только несколько лет назад [Бочавер, 2014; Вихристюк, 2013].
5. Психотерапия, психологическое консультирование и коучинг в виртуальном пространстве. В российских журналах, начиная с 2010 г. выходит ряд статей, обращенных к специфике онлайн-консультирования, его этике и супервизии, а также к возможностям психологической реабилитации в Интернете [Краснова-Гольева, 2015; Меновщиков, 2010]. За рубежом, как ранее, так и в настоящее время, также проводится много исследований, посвященных особенностям психотерапии в виртуальном пространстве, например, лечению ПТСР и злоупотребления психоактивными веществами, реабилитации пациентов с шизофренией и т. д. [A Randomized, Head-to-Head, 2017; Online Activity Levels, 2016; Developing a Virtual, 2016].
6. Конструирование новых форм идентичности, само- презентация и самораскрытие в виртуальном пространстве. Данное направление исследований приобретает все большую популярность по мере развития в Интернете сервисов социальных медиа в связи с тем, что «... сетевая идентичность очевидным образом не порождается сама собой в процессе взросления и старения, а конструируется с тем, чтобы быть эксплицитно презентированной другим людям» [Войскунский, 2013, с. 100]. В зарубежных научных журналах статьи по данной тематике публиковались уже в 2007 г. и ранее, а в настоящее время появились работы об особенностях самораскрытия столь деликатных вопросов, как сексуальные предпочтения, наличие ВИЧ-инфекции или СПИДа [Disclosure Pattern of, 2016; Motivations and Self-Presentation, 2007]. В России, начиная с 2009 г., также существует ряд публикаций, обращенных к анализу сетевой идентичности личности и способам ее конструирования в виртуальном пространстве [Асмолов, 2009; Войскунский, 2013].
7. Специфические черты общения и перцепции в Интернете. Как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях это направление представлено множеством работ, число которых увеличивается в рамках процесса распространения практик пользования социальными сетями [Общение в интернете, 2015; Friend, 2016; Glüer, 2016].
8. Обусловленность поведения людей в Интернете индивидуальными психическими свойствами и состояниями. Среди зарубежных публикаций в данном направлении превалирует тематика, связанная с характерологическими особенностями, повышенным уровнем тревожности, депрессивными состояниями [Good Person or, 2016; Kruger, 2016; Effect of Exergames, 2016; Liu C.-Y, 2007]. В отечественных научных журналах также представлены исследования по аналогичным вопросам, однако, по времени они появились позже, чем в англоязычных изданиях [Иващенко, 2016; Общение в интернете, 2015].
9. Взаимосвязь качества детско-родительских отношений со спецификой освоения детьми и подростками Интернета. В зарубежной научной периодике уже в 2007 г. присутствуют статьи, в которых рассматриваются вопросы о влияние виртуального пространства на внутрисемейные отношения, значении посреднической роли родителей в безопасном использовании ребенком Интернета [Lee S.-J, 2007; Mesch, 2009]. В данных работах было показано, что чем больше времени члены семьи проводят в совместной деятельности, тем меньше дети погружены в виртуальное пространство. Рекомендации родителей относительно веб-ресурсов, которые следует посещать их детям, увеличивают онлайн-активность детей на образовательных ресурсах; в то же время словесные запреты просмотра определенных сайтов и ограничение времени практически не влияют на изменение фактического поведения детей в Интернете. Активная поддержка и кураторство со стороны родителей позволяют уменьшить риски психологической травматизации детей и подростков в виртуальном пространстве, в том числе связанные с кибербуллингом.
Немного позже появляются работы о взаимосвязи родительского стиля воспитания и формирования интернет-аддикции и зависимости от компьютерных игр, о важности использования современных средств связи для эффективной коммуникации между членами семьи [Goby, 2011; Mental Health, Personality, 2010]. Так, было выявлено, что подростки с интернет-зависимостью чаще оценивали воспитательный родительский стиль отца и матери как недостаточно эмоционально теплый, как отвергающий, с чрезмерным участием, а также карательный (данный параметр значим только для матерей).
В последние годы продолжают публиковаться исследования о медиативной роли родителей в процессе безопасного познания детьми и подростками виртуального пространства, об уменьшении за счет поддержки и контроля со стороны родителей риска киберагрессии и патологического использования несовершеннолетними Интернета, в том числе посредством смартфонов [Goldstein, 2015; Hwang, 2015]. В России работы на аналогичную тематику появляются немного позже [Пахомова, 2016; Рассказова, 2013; Солдатова, 2015].
Выводы
Таким образом, в процессе компаративного анализа был выделен ряд направлений исследований в области киберпсихологии, которые разрабатываются учеными в России и за рубежом. Можно говорить о том, что внимание научного сообщества акцентировано на влиянии компьютерных игр на различные аспекты жизни людей, формировании Интернет-зависимости, психологической безопасности личности в виртуальной реальности, особенностях обучения, психотерапии, и психологического консультирования и коучинга. Также хорошо освещены вопросы конструирования сетевой идентичности, специфики общения и перцепции в Интернете, обусловленности поведения людей в виртуальном пространстве индивидуальными психическими свойствами и состояниями, взаимосвязи качества детско-родительских отношений со спецификой освоения детьми и подростками Интернета.
Основное же отличие публикаций в отечественных научных рецензируемых журналах заключается в наличии временного лага в разработке ряда направлений по сравнению с зарубежьем.
Следовательно, анализ иностранных источников позволяет выделять мировые тренды в сфере современной киберпсихологии, находить недостаточно изученные области в данном проблемном поле и определять перспективные векторы исследования.