Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом

1147

Общая информация

Ключевые слова: психология Интернета, киберпсихология, направления психологических исследований Интернета, детско-родительские отношения, поведение детей и подростков в виртуальной реальности

Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060407

Для цитаты: Кузнецова О.В., Скрыльникова Н.И. Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 66–76. DOI: 10.17759/jmfp.2017060407

Полный текст

 

Использование Интернета является динамично развивающейся социальной практикой. Виртуальное пространство, по сути, опосредует многие жизненные процессы современной семьи, следовательно, фокус внимания на психологических исследованиях данной сферы актуален и позволяет оценить роль и значение Интернета в контексте детско-родительских отношений в современной семье.

С момента появления российского Интернета (Рунета) (днем рождения которого принято считать 7 апреля 1994 г.) возможности межсетевого взаимодействия значительно изменились. Если в 1999 г., по данным опросов Фонда общественного мнения (ФОМ), Интернетом в России пользовалось около 10% населения, то весной 2015 г. хотя бы раз в сутки в Интернет выходило 53% населения России (61,5 млн человек), а осенью — уже 55% (63,9 млн человек).

Согласно результатамисследования Всероссийского омнибуса GFK, в 2016 г. аудитория интернет-пользо- вателей в возрастной группе 16+ в России составляла 70,4% (84 млн человек).

Отдельно следует отметить быстрое развитие в России в последние годы мобильного Интернета — технологии, значительно расширившей территориальные возможности подключения к глобальной сети. Мобильным Интернетом наиболее часто пользуются представители молодого поколения. В возрастной группе 12—24 лет для выхода в Интернет используют смарт­фоны 80% респондентов, планшеты — 44%. В когорте 25—44 лет 59% опрошенных входят в Интернет посредством смартфонов и 37% используют планшет, в то время как в возрастной группе 45+ только 11% используют смартфоны и 11% — планшеты [13, с. 62].

Параллельно с ростом интернет-аудитории увеличилось и количество сервисов, доступных для посетителей виртуального пространства. Особенно активно развиваются социальные медиа (social networking services) — совокупность сервисов, позволяющих пользователям сайтов самостоятельно создавать в рамках коммуникативного пространства свой контент и обмениваться им (например, социальные сети, форумы, сайты знакомств, блоги и т. д.).

Социальные сети позволяют посетителям, в том числе с клиповым мышлением, максимально комфортно взаимодействовать друг с другом, не перегружаясь информационным контекстом. Например, записи на стене профиля посетителя, как правило, представлены в виде достаточно коротких текстовых отрывков, содержащих одну основную мысль, либо в виде графических изображений, видеоматериалов или музыкальных произведений.

По данным TNS Web Index, в России наиболее популярными являются две социальные сети: Вконтакте (www.vk.com), которую в июне 2015 г. в среднем за день посещало 14298 тыс. человек, а в марте 2017 г. — уже 20931 тыс. человек, и Одноклассники (www.odnoklassniki.ru) — 7394 тыс. посещений в июне 2015 г. и 11689 тыс. — в марте 2017 г.

При этом, по сведениям ВЦИОМ, в июле 2015 г. Вконтакте посещало 85% респондентов возрастной группы 18—24 лет, 71% — 25—34 лет, 54% — 35—44 лет, 30% — 45—59 лет, 25% респондентов — 60 лет и старше, а социальную сеть Одноклассники — 48% — 18—24 лет, 56% — 25—34 лет, 45% — 60 лет и старше.

Масштабы использования Интернета и его сервисов позволяют говорить о необходимости анализа и поиска закономерностей поведения посетителей виртуального пространства в зависимости от их психологических особенностей. Изучение данных вопросов лежит в предметном поле психологии Интернета (киберпсихоло­гии), основы которой во многом были заложены американским психологом Д. Ликлайдером (J.C.R. Licklider), выдвинувшем идею о необходимости создания компьютерной сети с открытым доступом к ее ресурсам всех желающих из любой точки планеты [9].

В 1960-х г., работая в ARPA (Advanced Research Projects Agency — Агентство передовых исследовательских проектов, США), Д. Ликлайдер участвовал в разработке сети ARPANET, по сути ставшей прототипом Интернета. Его идеи относительно взаимодействия человека и компьютера (HCI- human-computer interaction) в дальнейшем были воплощены в знакомых нам принципах организации компьютерных интерфейсов, цифровых библиотек, электронных офисов и т. д. [43].

Базой для формирования психологии Интернета в России послужили исследования взаимодействия человека с компьютером, еще в 1970—80-е годы проведенные О.К. Тихомировым. На их основе был сформулирован ряд принципов проектирования информационных систем, а также показана необходимость психологического анализа процесса компьютеризации и его последствий для общества [23; 59].

В настоящее время исследования, посвященные различным аспектам поведения людей в виртуальном пространстве Интернета, проводятся в различных отраслях психологии (когнитивной, гендерной, возрастной, клинической, социальной, педагогической, этнопсихологии и т. д.). В то же время в полной мере невозможно говорить об институционализации психологии Интернета как отдельной области психологии [10, с. 112—113].

Цель нашей работы — сравнительный анализ исследовательских направлений в области киберпсихологии в России и за рубежом.

Объект исследования — киберпсихология.

Предмет исследования — сравнительный анализ тематики современных научных работ в области психологии Интернета в России и за рубежом.

Для анализа было отобрано 11 российских научных рецензируемых журналов, 7 из которых входят в базу Web of Science: Russian Science Citation Index (RSCI). А именно: «Психология. Журнал ВШЭ», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Культурно­историческая психология», «Психологическая наука и образование», «Российский психологический журнал», «Экспериментальная психология», «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология», «Консультативная психология и психотерапия», «Современная зарубежная психология», «Социальная психология и общество». Также в обзор вошли статьи из двух зарубежных научных рецензируемых журналов, специализирующихся на киберпсихологии и входящих в базу данных Web of Science «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking» (основан в 1998 г.) и «Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace» (основан в 2007 г.).

В результате проведенного анализа можно выделить ряд направлений исследований в области киберпсихологии, находящихся в фокусе внимания как отечественных, так и зарубежных специалистов.

1.    Влияние компьютерных игр (в том числе) на различные аспекты жизни людей («геймерская» тематика). Данная тематика стала разрабатываться одной из первых. Уже в 2007—2010 гг. в России выходят статьи, посвященные влиянию компьютерных игр на психику, развитию перцептивных действий у дошкольников в компьютерных играх, диагностике с помощью компьютерных игр индивидуальной специфики саморегуляции, эффективности мнемических способностей геймеров [17; 26]. С 2011 г. появляются исследования, посвященные степени увлеченности компьютерными онлайн-играми и зависимостям от них; данные темы продолжают разрабатываться и в настоящее время, также как и вопросы о психологических особенностях игроков в компьютерные игры, развитии их мышления, об агрессивность поведения, о геймификации образования [3; 5; 11].

В зарубежных журналах также представлены результаты исследований различных аспектов поведения и личностных черт людей, увлеченных компьютерными играми. Ряд научных работ обращен к анализу взаимоотношений (идентификации и компенсации) игроков многопользовательских онлайновых ролевых игр с их аватарами, субъективному ощущению потери времени и наслаждения в процессе игры, связи интроверсии/ экстраверсии с наличным уровнем социального капитала у игроков онлайн-игр, влиянию компьютерного игрового опыта на скорость обработки звуковой информации, мотивам вовлечения в мобильные игры и их последствиям для психологического благополучия, проблемам связи лишнего веса и увлеченности компьютерными играми, зависимостям от онлайно­вых компьютерных игр [53; 52; 31].

Ретроспективный анализ статей позволяет говорить о том, что в зарубежных журналах многие темы исследований в области киберпсихологии возникают ранее чем аналогичные темы в отечественных научных источниках информации. Вероятно, это во многом обусловлено тем, что компьютерные технологии и доступ в Интернет в Европе и США стали массово доступны значительно ранее, чем в России, а, следовательно, ими с опережением были обнаружены и психологические уязвимости и возможности для развития личности в виртуальной реальности.

Отметим, что в 2016 г. в анализируемых нами зарубежных журналах появились результаты исследований о применении онлайн-игр как способа конструирования социальной реальности, например, уменьшения предрассудков в отношении бедных, а также терапии столь распространенного сейчас заболевания, как депрессия, с помощью «exergames» [30; 55]. Это вид компьютерных фитнес-игр, основанных на технологии отслеживания движений тела, передачи этой информации для обработки компьютеру с его последующей реакцией. Можно предположить, что в ближайшем будущем аналогичные вопросы будут исследоваться и в России.

2.    Формирование интернет-зависимости — направление, к которому внимание отечественных и зарубежных специалистов обращено уже в течение длительного времени. Как в отечественной, так и в зарубежной научной периодике отражены результаты исследований премор- бида и механизмов формирования интернет-аддикции, ее социально-психологической значимости, личностных особенностей, способствующих излишнему погружению в виртуальную реальность, психотерапии и психологическому консультированию аддиктов [6; 15; 41; 61]. На наш взгляд, факт увеличения в последние годы количества обращений в зарубежных журналах к темам, связанным с зависимостью от социальных сетей, является весьма значимым [38; 60].

3.    Особенности обучения в виртуальной реальности. В анализируемых отечественных научных рецензируемых журналах данное направление представлено с 2008 г. исследованиями психологических аспектов эффективного использования Интернета в образовательных целях, преодоления трудностей дистанционного обучения, обусловленных как личностными особенностями (например, тревожностью), так и спецификой виртуального пространства [20; 24]. В последние годы появился ряд работ, посвященных вопросам геймификации обучения, применения цифровых технологий в инклюзивном образовании, использования виртуальных коммуникативных тренингов и социальных сетей для подготовки специалистов и развития личностных навыков и знаний. [2; 25]. В зарубежных публикациях также представлены исследования специфичности Интернета как образовательной среды [58; 57]. При этом в последние годы уменьшается количество работ, обращенных к данной тематике.

4.    Психологическая безопасность личности в виртуальном пространстве. Научные работы в сфере eHealth (электронного здравоохранения) в иностранной периодике относятся к мейнстриму. Во многих из них анализируется пропаганда в социальных медиа рискованного поведения по отношению к здоровью, в том числе переедания, анорексии, булимии [54; 42; 47; 56]. Отдельно отметим работы о кибербуллинге и влиянии некоторых интернет-ресурсов на суицидальное поведение. В проанализированных зарубежных изданиях уже с 2007 г. можно найти статьи по данной тематике [37; 39]. В отечественных журналах публикации по результатам аналогичных исследований появились только несколько лет назад [4; 7].

5.    Психотерапия, психологическое консультирование и коучинг в виртуальном пространстве. В российских журналах, начиная с 2010 г. выходит ряд статей, обращенных к специфике онлайн-консультирования, его этике и супервизии, а также к возможностям психологической реабилитации в Интернете [14; 16]. За рубежом, как ранее, так и в настоящее время, также проводится много исследований, посвященных особенностям психотерапии в виртуальном пространстве, например, лечению ПТСР и злоупотребления психо­активными веществами, реабилитации пациентов с шизофренией и т. д. [27; 51; 28].

6.    Конструирование новых форм идентичности, само- презентация и самораскрытие в виртуальном пространстве. Данное направление исследований приобретает все большую популярность по мере развития в Интернете сервисов социальных медиа в связи с тем, что «... сетевая идентичность очевидным образом не порождается сама собой в процессе взросления и старения, а конструируется с тем, чтобы быть эксплицит­но презентированной другим людям» [8, с. 100]. В зарубежных научных журналах статьи по данной тематике публиковались уже в 2007 г. и ранее, а в настоящее время появились работы об особенностях самораскры­тия столь деликатных вопросов, как сексуальные предпочтения, наличие ВИЧ-инфекции или СПИДа [29; 50]. В России, начиная с 2009 г., также существует ряд публикаций, обращенных к анализу сетевой идентичности личности и способам ее конструирования в виртуальном пространстве [1; 8].

7.    Специфические черты общения и перцепции в Интернете. Как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях это направление представлено множеством работ, число которых увеличивается в рамках процесса распространения практик пользования социальными сетями [18; 32; 33].

8.    Обусловленность поведения людей в Интернете индивидуальными психическими свойствами и состояниями. Среди зарубежных публикаций в данном направлении превалирует тематика, связанная с характерологическими особенностями, повышенным уровнем тревожности, депрессивными состояниями [36; 44; 30; 46]. В отечественных научных журналах также представлены исследования по аналогичным вопросам, однако, по времени они появились позже, чем в англоязычных изданиях [12; 18].

9.    Взаимосвязь качества детско-родительских отношений со спецификой освоения детьми и подростками Интернета. В зарубежной научной периодике уже в 2007 г. присутствуют статьи, в которых рассматриваются вопросы о влияние виртуального пространства на внутрисемейные отношения, значении посреднической роли родителей в безопасном использовании ребенком Интернета [45; 49]. В данных работах было показано, что чем больше времени члены семьи проводят в совместной деятельности, тем меньше дети погружены в виртуальное пространство. Рекомендации родителей относительно веб-ресурсов, которые следует посещать их детям, увеличивают онлайн-активность детей на образовательных ресурсах; в то же время словесные запреты просмотра определенных сайтов и ограничение времени практически не влияют на изменение фактического поведения детей в Интернете. Активная поддержка и кураторство со стороны родителей позволяют уменьшить риски психологической травматизации детей и подростков в виртуальном пространстве, в том числе связанные с кибербуллингом.

Немного позже появляются работы о взаимосвязи родительского стиля воспитания и формирования интернет-аддикции и зависимости от компьютерных игр, о важности использования современных средств связи для эффективной коммуникации между членами семьи [34; 48]. Так, было выявлено, что подростки с интернет-зависимостью чаще оценивали воспитательный родительский стиль отца и матери как недостаточно эмоционально теплый, как отвергающий, с чрезмерным участием, а также карательный (данный параметр значим только для матерей).

В последние годы продолжают публиковаться исследования о медиативной роли родителей в процессе безопасного познания детьми и подростками виртуального пространства, об уменьшении за счет поддержки и контроля со стороны родителей риска кибер­агрессии и патологического использования несовершеннолетними Интернета, в том числе посредством смартфонов [35; 40]. В России работы на аналогичную тематику появляются немного позже [19; 21; 22].

Выводы

Таким образом, в процессе компаративного анализа был выделен ряд направлений исследований в области киберпсихологии, которые разрабатываются учеными в России и за рубежом. Можно говорить о том, что внимание научного сообщества акцентировано на влиянии компьютерных игр на различные аспекты жизни людей, формировании Интернет-зависимости, психологической безопасности личности в виртуальной реальности, особенностях обучения, психотерапии, и психологического консультирования и коучин­га. Также хорошо освещены вопросы конструирования сетевой идентичности, специфики общения и перцепции в Интернете, обусловленности поведения людей в виртуальном пространстве индивидуальными психическими свойствами и состояниями, взаимосвязи качества детско-родительских отношений со спецификой освоения детьми и подростками Интернета.

Основное же отличие публикаций в отечественных научных рецензируемых журналах заключается в наличии временного лага в разработке ряда направлений по сравнению с зарубежьем.

Следовательно, анализ иностранных источников позволяет выделять мировые тренды в сфере современной киберпсихологии, находить недостаточно изученные области в данном проблемном поле и определять перспективные векторы исследования.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3—15. URL: http://asmolovpsy.ru/sites/default/files/voprosy_psihologii.pdf (дата обращения: 26.06.2017).
  2. Белкин Ф.А. Геймификация в образовании // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 28—34. doi:10.17759/jmfp.2016050302
  3. Богачева Н.В., Войскунский А.Е. Когнитивные стили и импульсивность у геймеров с разным уровнем игровой активности и предпочитаемым типом игр [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономии. 2015. Т. 12. № 1. С. 29—53. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kognitivnye-stili-i-impulsivnost-u-geymerov-s-raznym-urovnem-igrovoy-aktivnosti-i-predpochitaemym-tipom-igr (дата обращения: 26.06.2017).
  4. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербулинг: травля в пространстве современных технологий [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 178—191. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2015/02/24/1090737958/Bochaver,%20Khlomov_3_2014_177_191.pdf (дата обращения: 26.06.2017).
  5. Буркова В.Н., Бутовская М.Л. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 132—140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18906636 (дата обращения: 26.06.2017).
  6. Венедиктова А. В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 228—236. URL: https://psyjournals.ru/files/8217/psyedu_2007_n5_venediktova.pdf (дата обращения: 26.06.2017).
  7. Вихристюк О.В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 1. С. 100—108. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2013/n1/58059.shtml (дата обращения: 24.05.2017).
  8. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 98—121. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/setevaya-i-realnaya-identichnost-sravnitelnoe-issledovanie (дата обращения: 26.06.2017).
  9. Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики [Электронный ресурс] // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4. С. 88—90. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kiberpsihologiya-kak-razdel-psihologicheskoy-nauki-i-praktiki (дата обращения: 26.06.2017).
  10. Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110—118. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/3833390/ (дата обращения: 26.06.2017).
  11. Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 105—120. doi:10.17759/sps.2016070308
  12. Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л. Личностно-типологические особенности студентов в сетевом поведении [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 2. С. 58—70. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lichnostno-tipologicheskie-osobennosti-studentov-v-setevom-povedenii (дата обращения: 26.06.2017).
  13. Интернет в России 2014 [Электронный ресурс] : состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад / под ред. Казаряна К. Москва : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. 112 с. URL: http://raec.ru/upload/files/rif15_report_special.pdf (дата обращения: 26.06.2017).
  14. Краснова-Гольева В.В., Гольев М.А. Виртуальная реальность в реабилитации после инсульта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 39—44. doi:10.17759/jmfp.2015040406
  15. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Нейропсихологический профиль подростков с интернет-зависимым поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 130—137. doi:10.17759/cpp.2015230408
  16. Меновщиков В.Ю. Эффективность консультирования и психотерапии в Интернете: этапность и направленность [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 93—100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18931763 (дата обращения: 26.06.2017).
  17. Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 49—61. URL: https://psyjournals.ru/files/9443/psyedu_2008_n3_Obukhova_Tkachenko.pdf (дата обращения: 26.06.2017).
  18. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп / А.Б. Холмогорова [и др.] // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 102—129. doi:10.17759/cpp.2015230407
  19. Пахомова В.Г. Детско-родительские отношения как фактор развития игровой активности младшего школьника в поле игровой виртуальной реальности [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 1. С. 105—114. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-razvitiya-igrovoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika-v-pole-igrovoy-virtualnoy-realnosti (дата обращения: 26.06.2017).
  20. Поршнев А.В. Психологические аспекты эффективного использования Интернета в образовательных целях [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 43—50. URL: https://psyjournals.ru/kip/2008/n3/Porshnev_full.shtml (дата обращения: 26.06.2017).
  21. Рассказова Е.И., Солдатова Г.У. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3—15.
  22. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 3. С. 50—66. doi:10.17759/cpp.2015230304
  23. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1986. № 3. С. 31—42.
  24. Уддин Мд.А. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения и личностные особенности студентов, обучающихся на основе дистанционных технологий [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. № 5. С. 38—49. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2012/n5/62236.shtml (дата обращения: 26.06.2017).
  25. Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 66—74. doi:10.17759/jmfp.2016050307
  26. Щедрина Е.В. Обсуждение проблемы влияния компьютерных игр на психику [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 182—184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18922982 (дата обращения: 26.06.2017).
  27. A Randomized, Head-to-Head Study of Virtual Reality Exposure Therapy for Posttraumatic Stress Disorder / R. McLay, A Baird [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 4. P. 218—224. doi:10.1089/cyber.2016.0554
  28. Developing a Virtual Reality-Based Vocational Rehabilitation Training Program for Patients with Schizophrenia / B.K. Sohn, J. Y. Hwang [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 11. P. 686—691. doi:10.1089/cyber.2016.0215
  29. Disclosure Pattern of Self-Labeled People Living with HIV/AIDS on Chinese Social Networking Site: An Exploratory Study / J. Han, X. Tian [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 8. P. 516—523. doi:10.1089/cyber.2016.0133
  30. Effect of Exergames on Depression: A Systematic Review and Meta-Analysis / J. Li, Y.-L. Theng [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 1. P. 34—42. doi:10.1089/cyber.2015.0366
  31. Experiences of Time Loss among Videogame Players: An Empirical Study / R. T.A. Wood, M. D. Griffiths [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10. № 1. P. 38—44. doi:10.1089/cpb.2006.9994
  32. Friend C., Fox H. N. Deception Detection: The Relationship of Levels of Trust and Perspective Taking in Real-Time Online and Offline Communication Environments // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 9. P. 532—537. doi:10.1089/cyber.2015.0643
  33. Glüer M., Lohaus A. Participation in social network sites: Associations with the quality of offline and online friendships in German preadolescents and adolescents // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2016. Vol 10. № 2. article 2. doi:10.5817/CP2016-2-2
  34. Goby V.P. Psychological Underpinnings of Intrafamilial Computer-Mediated Communication: A Preliminary Exploration of CMC Uptake with Parents and Siblings // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. Vol. 14. № 6. P. 365—370. doi:10.1089/cyber.2010.0289.
  35. Goldstein S.E. Parental regulation of online behavior and cyber aggression: Adolescents’ experiences and perspectives // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2015, Vol. 9 № 4. article 2. doi:10.5817/CP2015-4-2
  36. Good Person or Bad Character? Personality Predictors of Morality and Ethics in Avatar Selection for Video Game Play / P. J. Ewell, R.E. Guadagno, [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19 № 7. P. 435—440. doi:10.1089/cyber.2015.0207
  37. Görzig A. Adolescents’ Viewing of Suicide-Related Web Content and Psychological Problems: Differentiating the Roles of Cyberbullying Involvement // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 8. P. 502—509. doi:10.1089/cyber.2015.0419
  38. Grandiose and Vulnerable Narcissists: Who Is at Higher Risk for Social Networking Addiction? / S. Casale, G. Fioravanti, [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 8. P. 510—515. doi:10.1089/cyber.2016.0189
  39. Hsiung R. C. A Suicide in an Online Mental Health Support Group: Reactions of the Group Members, Administrative Responses, and Recommendations // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10 № 4. P. 495—500. doi:10.1089/cpb.2007.9999
  40. Hwang Y., Jeong S.-H. Predictors of Parental Mediation Regarding Children's Smartphone Use // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2015. Vol. 18. № 12. P. 737—743. doi:10.1089/cyber.2015.0286
  41. Internet Addiction Disorder: An Italian Study / G. Ferraro, B. Caci [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10. № 2. P. 170—175. doi:10.1089/cpb.2006.9972
  42. Kinard B. R. Insta-Grams: The Effect of Consumer Weight on Reactions to Healthy Food Posts // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 8. P. 481—486. doi:10.1089/cyber.2016.0085
  43. Kita C.I. J. C. R. Licklider's Vision for the IPTO // IEEE Annals of the History of Computing. 2003. Vol. 25. № 3. P. 61—77. doi:10.1109/MAHC.2003.1226656
  44. Kruger D. J., Djerf J. M. High Ringxiety: Attachment Anxiety Predicts Experiences of Phantom Cell Phone Ringing // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 1. P. 56—59. doi:10.1089/cyber.2015.0406
  45. Lee S.-J., Chae Y.-G. Children's Internet Use in a Family Context: Influence on Family Relationships and ParentalMediation // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10. № 5. P. 640—644. doi:10.1089/cpb.2007.9975
  46. Liu C.-Y., Kuo F.-Y. A Study of Internet Addiction through the Lens of the Interpersonal Theory // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10. № 6. P. 799—804. doi:10.1089/cpb.2007.9951
  47. McNicol M. L., Thorsteinsson E. B. Internet Addiction, Psychological Distress, and Coping Responses Among Adolescents and Adults// Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 5. P. 296—304. doi:10.1089/cyber.2016.0669
  48. Mental Health, Personality, and Parental Rearing Styles of Adolescents with Internet Addiction Disorder / H. Xiuqin, Z. Huimin [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2010. Vol. 13. № 4. P. 401—406. doi:10.1089/cyber.2009.0222
  49. Mesch G. S. Parental Mediation, Online Activities, and Cyberbullying// Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2009. Vol. 12. № 4. P. 387—393. doi:10.1089/cpb.2009.0068
  50. Motivations and Self-Presentation Strategies on Korean-Based «Cyworld» Weblog Format Personal Homepages / T. Jung, H. Youn [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10. № 1. P. 24—31. doi:10.1089/cpb.2006.9996
  51. Online Activity Levels Are Related to Caffeine Dependency / J.G. Phillips, C. E. Landhuis [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 5. P. 352—356. doi:10.1089/cyber.2015.0653
  52. Problem Video Gaming Among Children Enrolled in Tertiary Weight Management Programs / S. Stubblefield, G. Datto [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 2. P. 109—116. doi:10.1089/cyber.2016.0386
  53. Reer F., Krämer N. The Connection Between Introversion/Extraversion and Social Capital Outcomes of Playing World of Warcraft // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 2. P. 97—103. doi:10.1089/cyber.2016.0439
  54. Risks and Threats of Social Media Websites: Twitter and the Proana Movement / F. Bert, M. R. Gualano [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 4. P. 233—238. doi:10.1089/cyber.2015.0553
  55. Roussos G., Dovidio J. F. Playing below the poverty line: Investigating an online game as a way to reduce prejudice toward the poor // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2016. Vol. 10. № 2, article 3. doi:10.5817/CP2016-2-3
  56. Social Media Propagation of Content Promoting Risky Health Behavior / M. Park, Y. Sun [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 5. P. 278—285. doi:10.1089/cyber.2016.0698
  57. Tichon J. Training Cognitive Skills in Virtual Reality: Measuring Performance // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10. № 2. P. 286—289. doi:10.1089/cpb.2006.9957
  58. Virtual Environment Training System for Rehabilitation of Stroke Patients with Unilateral Neglect: Crossing the Virtual Street / J. Kim, K. Kim [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10. № 1. P. 7—15. doi:10.1089/cpb.2006.9998
  59. Voiskounsky A.Y. Psychology of computerization as a step towards the development of cyberpsychology [Электронный ресурс] // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. № 4. P. 150—159. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psychology-of-computerization-as-a-step-towards-the-development-of-cyberpsychology (дата обращения: 26.06.2017).
  60. Wiederhold B.K. What Predicts Facebook Addiction? // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 5. P. 277—277. doi:10.1089/cyber.2017.29073.bkw
  61. Young K.S. Cognitive Behavior Therapy with Internet Addicts: Treatment Outcomes and Implications // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2007. Vol. 10. № 5. P. 671—679. doi:10.1089/cpb.2007.9971

Информация об авторах

Кузнецова Оксана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: kseniko@mail.ru

Скрыльникова Наталия Ивановна, выпускница магистратуры, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: nat24@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2910
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1147
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10