Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения и личностные особенности студентов, обучающихся на основе дистанционных технологий

2156

Аннотация

Отмечается, что в сферу высшего профессионального образования в последние десятилетия активно внедряются дистанционные технологии обучения, базирующиеся на основе использования современных информационно-коммуникационных возможностей. Обращается внимание на тот факт, что уже существуют исследования о психолого-педагогических аспектах разработки и использования информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании, а также имеются отдельные исследования о психолого-педагогических аспектах организации учебного процесса в вузе на основе использования дистанционных технологий. Подчеркивается, что в данной работе внимание сфокусировано на анализе исследований взаимосвязи дистанционных технологий и необходимости формирования субъектности студентов в учебном процессе. Приводятся результаты собственных исследований некоторых личностных особенностей студентов, обучающихся на основе дистанционных технологий.

Общая информация

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет технологии, психолого-педагогические особенности ИКТ, саморегуляция, самоактуализация, мотив достижения успеха

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Уддин М. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения и личностные особенности студентов, обучающихся на основе дистанционных технологий // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 5. С. 38–49.

Фрагмент статьи

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, называют такие качества как упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, достаточно высокий интеллект, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и неэмоциональность в общении, недостаток эмпатии, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности (Войскунский А. Е., Тихомиров О. К.; [8; 19]).

Представленный И. А. Васильевой, Е. М. Осиповой и Н. Н. Петровой обзор литературы посвящен психологическим аспектам применения информационных технологий и охватывает 71 библиографический источник. Здесь рассмотрена проблема компьютерной тревожности и выделены факторы, влияющие на нее, описана специфика общения в Интернете. Анализируется синдром компьютерной зависимости и Интернет-аддикции. Обсуждается использование информационных технологий в образовании [6].

Авторы статьи правомерно задают вопрос: «Остается неясным, то ли компьютер привлекает к себе людей с определенными чертами характера, то ли мы имеем дело с изменениями личности в процессе длительного, многолетнего контакта с компьютером» [6, с. 81].

В. В. Минаков в своей статье «Психологические особенности лиц, склонных к Интернет зависимости», основываясь на основные положения культурно-исторической теории развития психики Л. С. Выготского, согласно которой, орудийное опосредование деятельности, осуществляемой человеком, способствует развитию его психики, выносит предположение о возникновении новой прослойки людей, с определенными психологическими особенностями. Этому способствует приобщение новых поколений к современным информационным технологиям с раннего возраста. Распространение компьютерных игр, использование компьютера как средства обучения, привлечение учащихся к работе в сети Интернет, в рамках образовательного процесса, возникновение новых способов коммуникации, развитие дистанционного образования, как технологии основанной на новой учебной методологии и компьютерной телекоммуникационной базе, – все это оказывает определенное влияние на психику и личностные особенности человека.

Литература

  1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999.
  2. Балашова Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения: Дис. ... канд. психол. наук / Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. М., 2011.
  3. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
  4. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М., 2001.
  5. Бондарькова А. М. Педагогическое управление профессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанционно: Дис. ... канд. пед. Наук / Рос. межд. академия туризма. М., 2010.
  6. Васильева И. Н., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.
  7. Горбунова О. В. Развитие субъектности у студентов в процессе дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук / Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т. Нижний Новгород, 2006.
  8. Гуманитарные исследования в Интернете / Отв. ред. Войскунский А.Е. Можайск, 2000.
  9. Дубровская Ю. А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условия дистанционного обучения:Дис. ... канд. пед. наук / Лениградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. СПб., 2005.
  10. Малыгин В. Л., Искандирова А. С. Интернетзависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. Монография. М., 2010.
  11. Mapаховекая Н. В. Психолого-педагогические средства преодоления познавательных барьеров в дистанционном обучении: Дис. ... канд. пед. наук / Брянский гос. пед. ун-т. М., 2003.
  12. Рубцов В. В., Пажитнов А. П., Марголис А. А. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование. 1987. № 5.
  13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 2012.
  14. Минаков А. В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет-зависимости. http://nedug.ru  
  15. Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ). М., 2004.
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1097 от 26 декабря 2012 «О межведомственной рабочей группе по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в образовательных учреждениях».
  17. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб, 2001.
  18. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж, 1996.
  19. Тихомиров О. К., Карнилова К. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
  20. Otto Peters Distance Education in Transition: New Trends and Challenges. Oldenburg, 2004. UNESCO. World Communication and Information Report 1999-2000. Paris, 1999.

Информация об авторах

Уддин Мд. Актхер, Аспирант, Московский городской психолого-педагогический университет, Россия, e-mail: aktherpu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5361
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2156
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2