Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников

1181

Аннотация

В статье представлены описание процесса и результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии шкал удовлетворенности школой и удовлетворенности друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников Е.Хюбнера (на выборке учащихся третьих классов, N = 1729). Данный опросник является одним из наиболее знаковых в мировой практике по изучению субъективного благополучия детей и подростков, но до сих пор не был адаптирован на русскоязычной выборке. Адаптация на русский язык проводилась согласно рекомендациям Международной тестовой комиссии (International Test Commission). Валидизация проводилась согласно стандартам Голландской тестологической комиссии (COTAN). Психометрический анализ проводился с применением методов классической теории тестирования, конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования. Результаты анализа показали высокое качество адаптированных шкал после удаления из них трех утверждений, на проблемы с которыми указывали предыдущие исследования.

Общая информация

Ключевые слова: Многокомпонентный опросник удовлетворенности жизнью для школьников Е.Хюбнера, современная теория тестирования, русскоязычная адаптация, валидизация , начальная школа

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070306

Для цитаты: Канонир Т.Н., Угланова И.Л., Федерякин Д.А. Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 3. С. 64–74. DOI: 10.17759/jmfp.2018070306

Литература

  1. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/izmerenie-pozitivnyh-i-negativnyh-emotsiy-razrabotka-russkoyazychnogo-analoga-metodiki-panas (дата обращения: 02.09.2018).
  2. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса (г. Москва, 21–24 октября 2008). М.: Институт социологии РАН, 2008.
  3. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 147–165. URL: http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2013_2/vestnik_2013-2_147-165.Pdf (дата обращения: 02.09.2018).
  4. Andersen E.B. The rating scale model // Handbook of modern item response theory / Eds. W.J. van der Linden, R.K. Hambleton. NY: Springer, 1997. P. 67–84. doi:10.1007/978-1-4757-2691-6_4
  5. Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: America’s perception of life quality. New York: Plenum Press, 1976. 476 p.
  6. Borgers N., de Leeuw E., Hox J. Children as respondents in survey research: Cognitive development and response quality // Bulletin of Sociological Methodology. 2000. Vol. 66. № 1. P. 60–75. doi:10.1177/075910630006600106
  7. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine, 1969. 332 p.
  8. Bradley K.D., Cunningham J.D., Gilman R. Measuring adolescent life satisfaction: A psychometric investigation of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale (MSLSS) // Journal of Happiness Studies. 2014. Vol. 15. № 6. P. 1333–1345. doi:10.1007/s10902-013-9478-z
  9. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research: First Edition. NY: Guilford, 2008. 462 p.
  10. Cross-national adolescent multidimensional life satisfaction reports: Analyses of mean scores and response style differences / R. Gilman [et al.] // Journal of Youth and Adolescence. 2008. Vol. 37. № 2. P. 142–154. doi:10.1007/s10964-007-9172-8
  11. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. № 3. P. 542–575. doi:10.1037/0033-2909.95.3.542
  12. French validation of the Multidimensional Students' Life Satisfaction Scale / F. Fenouillet [et al.] // Canadian Journal of Behavioural Science. 2015. Vol. 47. № 1. P. 83–90. doi:10.1037/a0037624
  13. Further Validation of the Multidimensional Students' Life Satisfaction Scale / E.S. Huebner [et al.] // Journal of Psychological Assessment. 1998. Vol. 16. № 2. P. 118–134. doi:10.1177/073428299801600202
  14. Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the cross-method convergence of well-being measures / W.G. Pavot [et al.] // Journal of Personality Assessment. 1991. Vol. 57. № 1. P. 149–161. doi:10.1207/s15327752jpa5701_17
  15. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children // Psychological Assessment. 1994. Vol. 6. № 2. P. 149–158. doi:10.1037/1040-3590.6.2.149
  16. Huebner E.S., Gilman R., Laughlin J.E. A multimethod investigation of the multidimensionality of children's well-being reports: Discriminant validity of life satisfaction and self-esteem // Social Indicators Research. 1999. Vol. 46. № 1. P. 1–22. doi:10.1023/A:1006821510832
  17. Huebner E.S., Zullig K.J., Saha R. Factor structure and reliability of an abbreviated version of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Child Indicators Research. 2012. Vol. 5. № 4. P. 651–657. doi:10.1007/s12187-012-9140-z
  18. International Test Commission. ITC Guidelines for Translating and Adapting Tests (Second Edition) // International Journal of Testing. 2018. Vol. 18. № 2. P. 101–134. doi:10.1080/15305058.2017.1398166
  19. Irmak S., Kuruüzüm A. Turkish validity examination of the multidimensional students’ life satisfaction scale // Social Indicators Research. 2009. Vol. 92. № 1. P. 13–23. doi:10.1007/s11205-008-9284-x
  20. Jovanovic V., Zuljevic D. Psychometric evaluation of the serbian version of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Social Indicators Research. 2013. Vol. 110. № 1. P. 55–69. doi:10.1007/s11205-011-9916-4
  21. Linacre J.M. Optimizing Rating Scale Category Effectiveness // Journal of Applied Measurement. 2002. Vol. 3. № 1. P. 85–106. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.424.2811&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 02.09.2018).
  22. Rhemtulla M., Brosseau-Liard P.É., Savalei V. When can categorical variables be treated as continuous? A comparison of robust continuous and categorical SEM estimation methods under suboptimal conditions // Psychological methods. 2012. Vol. 17. № 3. P. 354–373. doi:10.1037/a0029315
  23. Sample heterogeneity and the measurement structure of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale / R. Sawatzky [et al.] // Social Indicators Research. 2009. Vol. 94. № 2. P. 273–296. doi:10.1007/s11205-008-9423-4
  24. Tavakol M., Dennick R. Making sense of Cronbach's alpha // International journal of medical education. 2011. № 2. P. 53–55. doi:10.5116/ijme.4dfb.8dfd
  25. ten Berge J.M.F., Zegers F.E. A series of lower bounds to the reliability of a test // Psychometrika. 1978. Vol. 43. № 4. P. 575–579.
  26. The Dutch review process for evaluating the quality of psychological tests: History, procedure, and results / A. Evers [et al.] // International Journal of Testing. 2010. Vol. 10. № 4. P. 295–317. doi:10.1080/15305058.2010.518325
  27. The Satisfaction with Life Scale / E. Diener [et al.] // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. № 1. P. 71–75. doi:10.1207/s15327752jpa4901_13
  28. Van Sonderen E., Sanderman R., Coyne J.C. Ineffectiveness of reverse wording of questionnaire items: Let’s learn from cows in the rain // PLoS One. 2013. Vol. 8. № 9. doi:10.1371/journal.pone.0068967
  29. Veronese G., Pepe A. Cross-cultural adaptation, psychometric proprieties and factor structure of the Multidimensional Student Life Satisfaction Scale (MSLSS): A study with Palestinian children living in refugee camps // Current Psychology. 2018. P. 1–10. doi:10.1007/s12144-018-9891-x
  30. Watson D., Clark L.A., Tellegen A. Development and validation of brief measures of positive and negative affect: the PANAS scales // Journal of personality and social psychology. 1988. Vol. 54. № 6. P. 1063–1070. doi:10.1037/0022-3514.54.6.1063
  31. Wolfe E.W., Dobria L. Applications of the Multi-Faceted Rasch Model // Best Practices in Quantitative Methods / Eds. J.W. Osborne. LA: Sage, 2008. P. 71–85.
  32. Wright B.D. Reliability and separation // Rasch measurement transactions. 1996. Vol. 9. № 4. P. 472.
  33. Wright B.D., Linacre J.M. Reasonable mean-square fit values // Rasch Measurement Transactions. 1994. Vol. 8. P. 370–371.

Информация об авторах

Канонир Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, доцент Института образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5606-8379, e-mail: tkanonir@hse.ru

Угланова Ирина Львовна, младший научный сотрудник, Центр психометрики и измерений в образовании, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9117-5997, e-mail: iuglanova@hse.ru

Федерякин Денис Александрович, cтажер-исследователь, Центр мониторинга качества образования Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: dafederiakin@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2103
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1181
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 19