Современная зарубежная психология
2018. Том 7. № 4. С. 7–14
doi:10.17759/jmfp.2018070401
ISSN: 2304-4977 (online)
Краткий обзор исследований зависти в зарубежной психологии: основные подходы и перспективы изучения в кросс-культурном аспекте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: зависть, чувство зависти, проявления зависти, социальное сравнение, универсальная психологическая черта, шкала диспозициональной зависти (DES)
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070401
Для цитаты: Матусевич Е.В., Кочетова Т.В. Краткий обзор исследований зависти в зарубежной психологии: основные подходы и перспективы изучения в кросс-культурном аспекте [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 7–14. DOI: 10.17759/jmfp.2018070401
Полный текст
Введение
Анализ работ, посвященных проблематике зависти, показывает, что исследование данного психологического феномена для современной психологической науки не является чем-то новым, особенным и уникальным.
Действительно, зависть уже давно оказывается в фокусе внимания самых различных отраслей психологического знания. Так, например, изучаются предметы зависти, поведенческие проявления зависти и личностные особенности, которые лежат в их основе, социально-психологические детерминанты зависти и др.
Предельно обобщая имеющиеся в этом направлении исследования, можно заключить, что зависть рассматривается в качестве сложного когнитивно-эмоционально-мотивационного комплекса [10; 15; 17], а также определенной психологической черты кросс- культурного характера, имеющей универсальную, эволюционную природу [15].
К таким универсальным психологическим чертам можно отнести: ревность, игру, обман, юмор, соперничество в брачном поведении, чувство собственности, жадность, коллективизм и другие. Эти черты — «универсальные сходства» — являются результатом взаимодействия факторов наследственности и среды, сформировались они в ходе длительного процесса эволюции человека и проявляют себя в самом широком диапазоне социальных ситуаций [3; 6; 19].
Авторы, занимающиеся изучением зависти, выделяют при ее рассмотрении, как минимум, четыре аспекта:
1) динамический, описывающий динамику и смену эмоций и эмоциональных состояний, характеризующих проявления зависти;
2) содержательный, позволяющий «очертить» границы данного психологического феномена, его отличие от других сходных феноменов (в частности, ревности);
3) структурный, позволяющий выделить различные уровни зависти как свойства личности;
4) кросс-культурный, подразумевающий изучение особенностей проявлений зависти в зависимости от типа культуры.
Рассмотрение зависти как психологического феномена в перечисленных четырех аспектах и является целью настоящей статьи.
Динамический аспект рассмотрения зависти
Корни исследования динамического аспекта зависти уходят в историческую традицию, заложенную И. Кантом в «Метафизике морали», где при описании зависти использован термин «страсть», а не «эмоция». Именно такой термин указывает на то, что зависть представляет собой сложный, интенсивный, длительный опыт, а не краткосрочную эмоцию [3; 17].
В начале прошлого века французский психолог Т. Рибо в своей работе «Эссе страстей» подчеркивал, что страсть может усиливаться, «прогрессировать», выражаться в самых различных способах проявления, а зависть направлена на то, чтобы «скрывать себя», поскольку люди пытаются справиться с ней, не демонстрируя другим [3; 17].
Современные исследователи сходятся во мнении, что зависть не является каким-то отдельным краткосрочным эмоциональным «эпизодом», а развивается и сопровождается длительным опытом сильного эмоционального переживания, порождающим устойчивое во времени чувство или целый комплекс чувств.
Так, человек, испытывающий чувство зависти, может сопротивляться искушению нарушать определенные этические нормы и правила; в силу этого во время такого сопротивления зависть будет усиливаться или, наоборот, уменьшаться. Оценка своего эмоционального состояния человеком, степень интенсивности зависти будет существенно зависеть от протяженности времени проживания этого чувства, а также от специфики ситуации, когда, например, завистник сокращает разрыв — добивается успехов — между собой и другим субъектом, имевшим преимущество, ранее ставшее объектом зависти [3].
Исходной точкой — началом — развития зависти является негативная реакция, возникшая в результате бессознательного и осознанного сравнения субъектом себя и другого, именно поэтому некоторые авторы отмечают социальный характер данного чувства [8].
С точки зрения психодинамических теорий личности зависть может возникать как «боль» в результате социального сравнения, из-за оценки собственной неполноценности, и через какое-то время проявить себя в деструктивном, а иногда и конструктивном поведении [20].
С течением времени оценки человеком самого себя будут меняться, это неизбежно приведет к тому, что и чувство зависти будет трансформироваться, а в отдельных случаях оно вообще может совсем «рассеяться» [20].
Важно подчеркнуть, что такая трансформация чувства зависти неразрывно связана с мотивационной сферой, а конкретные ее проявления в поведении направлены на то, чтобы «сократить» разрыв между завистником и другим — тем, кому завидуют.
Авторы подчеркивают, что зависть, в отличие, например, от романтической ревности, «не просто приходит и уходит», а постоянно присутствует в той или иной степени и направляет поведение человека в русло поиска приемов и способов достижения успеха, участвует в формировании мотивов действий.
Другими словами, зависть может играть и положительную роль, поскольку она помогает человеку успешно решать задачу адаптации в пространстве социальных отношений, продвижения в иерархии статусов, постоянно сравнивая себя с окружающими [21; 22].
Содержательный аспект рассмотрения зависти
Содержательный аспект изучения зависти подразумевает определение понятия зависти, его сходства и его различия с другими эмоциями сходного характера.
В наиболее общем виде зависть трактуется как состояние ненависти, которое проецируется на другого человека или группу, обладающих ресурсами, некими преимуществами и возможностями по сравнению с тем субъектом, который зависть испытывает.
Упомянутые преимущества могут быть физическими, материальными, социальными и другими, но главное, что для субъекта зависти они обладают высокой степенью значимости [3; 17].
Так, предметом зависти могут стать молодость, физическая привлекательность, интеллектуальные способности, материальное обеспечение, власть, успех и многое другое.
Однако, проводя анализ работ, посвященных изучению содержательного аспекта зависти, приходится констатировать недостаточную разработанность данного понятия, а также малое количество различных психодиагностических методов для комплексного изучения зависти как сложного психологического феномена.
Возможно, данное обстоятельство напрямую связано с тем, что различные авторы трактуют зависть по-разному и рассматривают совершенно различные особенности ее проявления, что создает путаницу и не позволяет дифференцировать зависть от других сложных социальных эмоций.
Так, можно обнаружить большое количество исследований эмпирического характера, в которых рассматриваются многочисленные корреляционные взаимосвязи зависти с различными психологическими особенностями, при этом основной акцент делается на изучение психических свойств, сопряженных так или иначе с завистью.
Среди таких исследований в качестве объектов изучения можно привести следующие взаимосвязи чувств: зависти и страха быть отвергнутым определенной социальной общностью [4, 9, 17]; зависти и враждебности [5; 19; 24]; зависти и справедливости [5; 7; 16; 23].
Авторы данных исследований подчеркивают деструктивный характер зависти и показывают, что в комплексе с другими деструктивными чувствами зависть может предопределять склонность человека к девиантному поведению [17].
Еще одним примером подобных исследований можно считать изучение взаимосвязей зависти и чувства обиды.
В исследованиях подчеркивается, что эти чувства способны усиливать друг друга в ситуациях, когда человек «испытывает острую неприязнь» к кому-либо, кто имеет какие-то преимущества или обладает чем- то, чего нет у завистника.
В одной из работ, обнаруженных нами, не представлен конкретный контекст и содержание обиды и зависти, но подчеркивается, что чувство обиды подразумевает и чувство, которое воспринимается и оценивается человеком как «что-то не так сделано/как-то неправильно со мной поступили»; такое чувство может быть взаимосвязано с чувством зависти, когда человек стремится избавиться от обиды и начинает действовать, чтобы «обойти» обидчика и доказать ему свое преимущество в чем-либо [3].
Весьма интересными исследованиями зависти в содержательном аспекте оказались работы, посвященные изучению взаимосвязи зависти и чувства стыда [2; 11; 12; 14].
В таких работах подчеркивается, что стыд, может являться результатом собственной неудачи, неуспеха, базироваться на чувстве неполноценности, а может быть связан с социальными ожиданиями успеха и социального положения в статусной иерархии. Вне зависимости от его причины считается, что стыд, связанный с неполноценностью, приводит к тому, что он порождает различные приемы и способы для того, чтобы справиться с «позором» и социальной отверженностью, которая вызывается этим позором [13].
В работах подчеркивается, что не представляется возможным четко и однозначно ответить на вопрос, как взаимосвязаны стыд и зависть в некоторых ситуациях, например, трудно измерить глубоко укоренившийся позор, глобальное чувство «плохости» или неполноценности и то, как оно может повлиять на проявления зависти в различных социальных контекстах [10].
Действительно, любое острое чувство неполноценности может быть спровоцировано на переживание этого позора с его разрушительными последствиями [10].
Далее авторы утверждают, что исследовать зависть только в «чистой» форме, игнорируя чувства стыда, было бы неверным, поскольку исключение стыда от переживаний зависти может во многих случаях приводить к неспособности оценить существенную часть переживаний, связанных с проявлениями зависти, а переживание позора является важной исходной точкой для появления чувства враждебности и зависти к окружающим [13].
Говоря об исследованиях, которые посвящены содержательному аспекту зависти, невозможно не выделить ряд работ, которые рассматривают проявления зависти и выделяют в них «деструктивную» и «конструктивную» зависть или «злонамеренный» и «доброкачественный» типы зависти [13].
Так, к первому типу можно следует отнести отрицательную форму проявления зависти, которая может сопровождаться очень сильными негативными эмоциями с выраженной тенденцией к совершению злонамеренных действий для устранения успеха другого человека, достижения превосходства над ним.
В основе второго типа зависти лежит направленность личности к самосовершенствованию, стремление к саморазвитию за счет достижения новых результатов и успехов в жизни.
Такой тип зависти можно трактовать как социально-адаптационной вариант проявлений зависти, который являющийся источником мотивации достижения, развития конкурентоспособности и стимулом творческой активности индивида: успех другого выступает в качестве «мотиватора» для собственного продвижения и роста [4; 13].
Таким образом, анализируя исследования зависти в данном направлении, можно констатировать наличие парадоксальной ситуации: с одной стороны, в большом количестве работ зависть и ее проявления выступают в качестве предметной области; с другой — авторы отмечают трудность в определении самого понятия «зависть» и невозможности его четкого разграничения с другими психологическими особенностями, имеющими сходную природу [17].
Структурный аспект рассмотрения зависти
Рассмотрение зависти в структурном аспекте предполагает ее изучение как сложного комплексного феномена, в котором выделяются различные уровни (подуровни), а также отдельные элементы, которые взаимосвязаны и объединены между собой в единую целостную структуру.
Итак, к первому уровню зависти относится бессознательная (неосознаваемая) зависть. Она не осознается самим завистником, но при этом запускает в действие защитные механизмы личности, которые позволяют человеку справиться с негативными и травмирующими переживаниями, возникающими в ходе сравнения себя с окружающими иными.
Ко второму уровню зависти исследователи относят осознанную зависть, которая хорошо понимается и осознается завистником и при осознанном переживании чувства зависти человек способен оценить свое положение как более ущербное и ущемленное по отношению к другому [3; 6; 17].
Ряд исследователей выделяют различные элементы, или как они их называют, «эпизоды» зависти, связанные не столько с временным промежутком переживания опыта завидующего, сколько с качественными характеристиками проявлений зависти на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.
Так, например, «эпизод» переживания зависти на эмоциональном уровне включает в себя острые эмоции и чувства, связанные с ненавистью и непринятием ущемления себя в чем-либо.
«Эпизод» оценки и осознания своей зависти по отношению к другому субъекту характеризуется наличием различных когниций и представлений о негативном характере переживаний, противоречащим социальным нормам и стремлением скрывать их.
И, наконец, «эпизод» проявления зависти в поведении, который выражается в злонамеренных действиях по отношению к объекту зависти(человеку или группе), с целью причинения вреда и нанесения ущерба [2].
При этом данные эпизоды могут последовательно сменять друг друга, и на каждом из перечисленных уровнях чувство зависти может развиваться и нарастать, а может «рассеяться» и даже совсем сойти на нет.
Ряд авторов выделяет в структуре зависти несколько взаимосвязанных компонентов: социальное сравнение себя с другим или другими; восприятие превосходства другого над самим собой; острое переживание «позора» и унижения; неприязнь, враждебное отношение или ненависть к другому (объекту зависти); стремление причинить вред и лишить объект зависти предмета превосходства, ущемление его [6; 15; 17].
В организационном контексте последние компоненты зависти можно проследить в том, как сотрудники, имеющие зависть в качестве мотива, пытаются создавать ситуации, мешающие карьерному росту друг друга, выстраивают интриги, провоцируют организационные конфликты по отношению к тому, кто более успешен, и кому завидуют [4; 5].
Обобщая исследований зависти в структурном аспекте, можно заключить: авторы, занимающиеся данной проблематикой, подчеркивают, что зависть не является простой и однородной, а имеет свою структуру, которая может быть описана и представлена в модели этого сложного когнитивно-эмоционально-мотивационного комплекса [15; 17].
Кросс-культурный аспект рассмотрения зависти
Исследования зависти в кросс-культурном аспекте обусловлено прежде всего тем, что она обеспечивается действием механизма социального сравнения, который присущ всем без исключения культурам, поскольку они всегда организованы иерархически и, имея различные уровни статусной иерархии, обязательно порождают сравнение на «социальной лестнице».
Именно поэтому зависть рассматривается как универсальная психологическая черта, которая присуща всем без исключения культурам, независимо от уровня их развития [3; 17].
В этом контексте представляется вполне логичным рассмотрение кросс-культурных проявлений зависти и изучение приемов и способов — устойчивых поведенческих паттернов, которые и характеризуют проявления зависти во всем многообразии социального поведения человека [3].
В современной зарубежной психологии проблема зависти в кросс-культурном аспекте представлена в работах различных авторов, придерживающихся разных подходов и научных школ [3].
Важным в исследовании зависти как универсальной психологической черты является изучение ее психофизиологической основы, поскольку биологические параметры человека являются видовым признаком и присущи всем без исключения людям.
Так, например, было показано, что переживание чувства зависти значимо коррелирует с таким физиологическими показателями, как частота сердечных сокращений [по статье: 17], это наблюдение может служить основой для проведения дальнейших исследований в данном направлении.
Необходимо также подчеркнуть, что и культурные традиции накладывают свой отпечаток на проявления зависти, так, например, в культурах индивидуалистической направленности чувство зависти может актуализироваться необходимостью достаточно «жесткого» социального соревнования, тогда как в культурах коллективистической направленности такое соревнование может быть не настолько острым и зависть низкая степень интенсивности зависти может быть обусловлена высокой включенностью индивида в группу, в социальную общность [4; 5; 24].
Для исследования зависти как универсальной психологической черты, присущей всем без исключения людям, но имеющей различный уровень в зависимости от особенностей личности был разработана так называемая диспозициональная шкала зависти — DES (DispositionalEnvyScale).
В основе данной шкалы лежит представление о зависти как устойчивой личностной характеристике человека, которая может быть операционализирована и измерена[I].
Пилотное исследование зависти в кросс-культурном аспекте
Нами (совместно с обучающимися в магистратурах факультета социальной психологии МГППУ) была предпринята попытка пилотажного исследования зависти, участниками которого явились представители трех различных культур, составивших три независимые выборки: российская (116 человек), американская (81 человек), итальянская (32 человека).
Все участники исследования были обучающимися в системе высшего и профессионального образования (университеты, институты и колледжи), то есть состав общей выборки был достаточно однородным.
В качестве основной методики выступала шкала DES (DispositionalEnvyScale), разработанная Р. Смитом и его коллегами [3; 6; 15; 16; 17; 18; 19]. Настоящая шкала позволяет измерить степень интенсивности зависти у субъекта, а задачей настоящего пилотажного исследования явилась апробация данного диагностического инструмента на трех разных культурах.
В ходе исследования было установлено следующее:
• коэффициенты а-Кронбаха на рассматриваемых выборках находились в пределах 0.79—0.83, что может свидетельствовать о достаточно высокой степени однородности пунктов данной шкалы;
• выявлены существенные значимые различия в зависти между российской и американской выборкой (Т-критерий: от 2,51 до 5,08 при уровне статистической значимости p<0,05);
Предельно обобщая результаты проведенного пилотажного исследования, стоит сказать, что в силу имеющегося количественного состава общей выборки достаточно трудно сделать окончательные выводы относительно универсальности зависти, ее структуры и динамики в различных культурах.
Можно констатировать, что целью данного исследования стала первичная апробация шкалы диспози- циональной зависти, точнее, ее русифицированной версии на российской выборке.
Хочется надеяться, что этот первый шаг послужит основанием для дальнейших перспективных исследований зависти как сложного феномена, изучение которого будет способствовать расширению представлений об универсальных психологических чертах человека.
[I] Шкала DES, описание результатов ее использования, а также материалы статей и работ, которые были положены в основу настоящей статьи, были получены нами непосредственно от автора данного диагностического инструмента.
Литература
- Bonovitz C. Comparative perspectives on envy: A reconsideration of its developmental origins // Contemporary Psychonalysis. 2010. Vol. 46. № 3. P. 423–438. doi:10.1080/00107530.2010.10746070
- Cohen-Charash Y. Episodic envy // Journal of Applied Social Psychology. 2009. Vol. 39. № 9. P. 2128–2170. doi:10.1111/j.1559-1816.2009.00519.x
- Dispositional envy / R.H. Smith [et al.] // Personality and Social Psychology Bulletin. 1999. Vol. 25. № 8. P. 1007–1020. doi:10.1177/01461672992511008
- Dogan K., Vecchio R.P. Managing envy and jealousy in the workplace // Compensation & Benefits Review. 2001. Vol. 33. № 2. P. 57–64. doi:10.1177/08863680122098298
- Duffy M.K., Shaw J.D., Schaubroeck J.M. Envy in organizational life // Envy: Theory and research / Eds. R.H. Smith. New York: Oxford University Press, 2001. P. 167–189. doi:10.1093/acprof:oso/9780195327953.003.0010
- Envy and schadenfreude / R. Smith [et al.] // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. Vol. 22. № 2. P. 158–168. doi:10.1177/0146167296222005
- Folger R., Martin C. Relative deprivation and referent cognitions: Distributive and procedural justice effects // Journal of Experimental Social Psychology. 1986. Vol. 22. № 6. P. 531–546. doi:10.1016/0022-1031(86)90049-1
- Frijda N.H., Kuipers P., Terschure E. Relations among emotion, appraisal, and emotional action readiness // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 2. P. 212–228. doi:10.1037//0022-3514.57.2.212
- Keltner D., Haidt J. Approaching awe, a moral, spiritual, and aesthetic emotion // Cognition and Emotion. 2003. Vol. 17. № 3. P. 297–314. doi:10.1080/02699930302297
- Morrison A.P., Lansky M.R. Shame and envy // Jealousy and envy: New views about two powerful feelings / Eds. L. Wurmser, H. Jarass. New York: The Analytic Press, 2008. P. 179–187.
- Parrott W.G. The emotional experiences of envy and jealousy // The psychology of jealousy and envy / Ed. P. Salovey. New York: Guilford, 1991. P. 3–30.
- Parrott W.G., Smith R.H. Distinguishing the experiences of envy and jealousy // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 64. № 6. P. 906–920. doi:10.1037/0022-3514.64.6.906
- Poulson C. Shame and work // Emotions in organizational life / Eds. N. Ashkanazy, C. Hartel, W. Zerbe. Westport, CT: Quorum Books, 2000. P. 250–271.
- Shame proneness and guilt proneness: Toward the further understanding of reactions to public and private transgressions / S.A. Wolf [et al.] // Self & Identity. 2010. Vol. 9. № 4. P. 337–362. doi:10.1080/15298860903106843
- Smith R.H. Assimilative and contrastive emotional reactions to upward and downward social comparisons // Handbook of social comparison: Theory and research [Электронный ресурс] / Eds. J. Suls, L. Wheeler. New York: Plenum, 2000. P. 173–200. URL: https://psychology.as.uky.edu/sites/default/files/Smith2000.pdf (дата обращения: 13.12.2018).
- Smith R.H. Envy and the sense of injustice // The psychology of jealousy and envy / Ed. P. Salovey. New York: Guilford Press, 1991. P. 79–99.
- Smith R.H., Combs D.J.Y., Thielke S.M. Envy and the challenges to good health // Envy: Theory and research / Ed. R.H. Smith. New York, NY: Oxford University Press, 2008. P. 290–314. doi:10.1093/acprof:oso/9780195327953.003.0016
- Smith R.H., Kim S.H. Comprehending Envy // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. № 1. P. 46–64. doi:10.1037/0033-2909.133.1.46
- Subjective injustice and inferiority as predictors of hostile and depressive feelings in envy / R.H. Smith [et al.] // Personality and Social Psychology Bulletin. 1994. Vol. 20. № 6. P. 705–711. doi:10.1177/0146167294206008
- Tai K., Narayanan J., McAllister D.J. Envy as pain: Rethinking the nature of envy and its implications for employees and organizations // Academy of Management Review. 2012. Vol. 37. № 1. P. 107–129. doi:10.5465/amr.2009.0484
- van de Ven N., Zeelenberg M., Pieters R. Leveling up and down: the experiences of benign and malicious envy // Emotion. 2009. Vol. 9. № 3. P. 419–429. doi:10.1037/a0015669
- van de Ven N., Zeelenberg M., Pieters R. Why envy outperforms admiration // Personality and Social Psychology Bulletin. 2011a. Vol. 37. № 6. P. 784–795. doi:10.1177/0146167211400421
- Vecchio R.P. Explorations in employee envy: Feeling envious and feeling envied // Cognition and Emotion. 2005. Vol. 19. № 1. P. 69–81. doi:10.1080/02699930441000148
- Vecchio R.P. Negative emotion in the workplace: Employee jealousy and envy [Электронный ресурс] // International Journal of Stress Management. 2000. Vol. 7. № 3. P. 161–179. URL:https://link.springer.com/content/pdf/10.1023%2FA%3A1009592430712.pdf (дата обращения: 13.12.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1648
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 818
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4