Проанализированы исследования по выявлению ключевых признаков ценностной сферы у занятых волонтерской деятельностью. Предположительно, роль человеческих ценностей обусловлена мотивационной направленностью поведения индивидов в ходе принятия решений об участии либо отказе от участия в волонтерской деятельности. Эмпирическая часть представлена авторской математико-статистической обработкой данных, полученных в ходе опроса с использованием методики «Опросник терминальных ценностей». В ходе эмпирического исследования подтверждена гипотеза о наличии статистически значимых расхождений отдельных показателей структуры человеческих ценностей у волонтеров и не участвующих в волонтерской деятельности. Исследования в данной сфере целесообразно продолжать для детализации обнаруженных различий. Также необходимо выявление ключевых ценностей в структуре личности, чтобы содействовать формированию максимально достоверного представления о современном волонтере как условно-собирательной личностной категории.
Для России как государства, заинтересованного в развитии устойчивых демократических традиций, ценно участие волонтеров в реализации целей и задач, стоящих сегодня перед обществом. Такое участие важно не только с точки зрения привлечения бесплатной рабочей силы, но и в контексте «пробуждения» в социуме норм и ценностей гуманизма, альтруизма, ответственности, помощи ближнему в противовес распространению «ценностей» общества потребления. Более того, в обществе, ориентированном на будущее, просоциальные ценности играют важную роль в формировании мировоззренческих принципов и установок.
Поэтому изучение положительного опыта зарубежных стран, продемонстрировавшего миру потенциальные возможности волонтерства, представляется необходимым.
В связи с вышесказанным актуализируется значимость вклада в решение данной задачи со стороны психологической науки, а именно — обеспечения основ практического применения научных знаний в сфере организации волонтерского движения.
Такого рода знания широко используются в различных областях деятельности, в том числе — подборе, обучении, мотивации персонала, задействованного в оказании волонтерской помощи. Отсюда возникла насущная потребность в организации научно-практических исследований факторов психологического характера, в том числе — индивидуальных особенностей личности волонтера, его ценностей и установок.
Следовательно, место психологической науки в контексте обсуждаемой темы — это выявление ключевых психологических особенностей, формирующих собирательный портрет индивида, предрасположенного к добровольной просоциальной деятельности.
Среди теоретических и практических исследований, выполненных отечественными учеными в отношении феномена волонтерства, следует выделить работы российских социологов и педагогов; это Е.В. Великанова, Л.А. Кудринская, Е.А. Серова, М.В. Певная, Н.В. Тарасова и др.
Вопросы волонтерства затронуты в психологических исследованиях российских авторов Л.В. Абдалиной, Т.О. Арчаковой, А.А. Власовой, М.С. Горбулевой, Н.А. Деревянкиной, М.С. Евдокимовой, Е.Л. Корнеевой, У.П. Косовой, У.П. Кретовой, А.Б. Купрейченко, А.А. Павловой, А.В. Соколова, Л.В. Шарахиной и др.
Несмотря на многочисленность научных трудов по данной тематике, в них рассматриваются главным образом проблемы мотивационного характера по организации добровольческой деятельности, тогда как остальным психологическим факторам волонтерства уделяется недостаточное внимание.
Опираясь на анализ имеющегося научного багажа по исследованию волонтерской деятельности в России и за рубежом, всю совокупность подходов к определению сущности и предпосылок волонтерства можно условно разделить на две основные категории:
— первая категория акцентирует внимание на различных видах ресурсов или характеристик (социальный и человеческий капитал, доход, гендерная принадлежность и возраст) и оценке их вклада в формирование волонтерского поведения. Теоретически после идентификации этих ресурсов мы можем создать «идеальный профиль» волонтера в определенной культуре, отталкиваясь от выявленных социально-демографических характеристик;
— вторая категория акцентирует внимание на убеждениях и ценностях волонтеров, исходя из того, что культурный аспект волонтерства превалирует над наличием конкретного вида ресурса. Кроме того, в рамках данного теоретического направления проведено немало исследований о мотивации людей, становящихся волонтерами.
По мере накопления научно-практического опыта, мировое научное сообщество переориентируется на выявление личностных факторов участия в добровольческой деятельности, то есть на выявление индивидуальных параметров и характеристик, обуславливающих причинно-следственную связь с волонтерством. В самостоятельную проблему выделяется исследование структуры человеческих ценностей, лежащих в основе готовности индивидов к участию в волонтерской деятельности.
Цель и задачи данной статьи — выявление отличительных психологических различий в структуре человеческих ценностей у волонтеров и у лиц, не занимающихся волонтерской деятельностью.
В социально-психологическом ракурсе волонтерство следует рассматривать в рамках категории «социальная активность» со следующими характеристиками:
— социальная активность является свойством или качеством личности;
— она предполагает собственную инициативу;
— она предполагает ориентирование личности на достижение общественно-полезных целей, выходящих за пределы ценностей межличностного общения;
— она обусловлена сформированностью определенных личностных качеств (коллективизм, инициативность, ответственность, целеустремленность, принципиальность и др.);
— социальная активность изменяет как объективную действительность, так и саму личность.
Совокупность перечисленных характеристик значима в исследовании волонтерства с позиций социологии, однако с точки зрения психологической науки целесообразнее изучение данного феномена сквозь призму факторов индивидуально-личностного характера, совокупность которых способна влиять на принятие индивидами решений относительно участия в волонтерской деятельности [1, с. 131—141].
Практически все исследователи указывают на значение мотивационного и ценностного компонентов при формировании социальной активности, в соответствии с чем различают несколько категорий волонтерства:
— взаимопомощь (группы или отдельные лица помогают достижению общей цели);
— человеколюбие (аспект деятельности, используемый преимущественно некоммерческими организациями как аргумент помощи обществу в целом);
— агитация/пропаганда (волонтерская деятельность с целью социальных перемен);
— участие/самоуправление (волонтерская работа связана с гражданской активностью) [Wilson, 2014].
Волонтерская деятельность, хотя и является поли- мотивированной, обусловлена, прежде всего, альтруистической мотивацией.
На сегодняшний день все теории альтруизма можно разделить на утилитарно-прагматические, согласно которым любой альтруистический поступок в конечном итоге преследует корыстную цель, и моральногуманистические, которые признают существование бескорыстной мотивации в чистом виде, за исключением случаев «псевдоальтруизма» (рационального альтруизма), внешне альтруистических, но продиктованных эгоистическими соображениями [Сорокин, 2007].
Важный фактор, влияющий на принятие решения заниматься волонтерством, — это сформированная система ценностей личности.
Иногда ценностно-смысловая ориентация волонтера, обуславливающая готовность работать на безвозмездной основе, остается непонятной с точки зрения здравого смысла. Сформированность такой ценностной системы свойственна психологически зрелым волонтерам. Для волонтеров юного возраста в большей степени характерно стремление «делать что-то хорошее» в сочетании с такой мотивацией, как организация досуга, удовлетворение потребности в общении.
Таким образом, волонтерство представляет собой не повинность, а потребность в реализации собственных представлений о жизни, проявлении собственной свободы. Иначе говоря, волонтерство предполагает собственную инициативу независимого субъекта. Это помощь, выражаемая не в финансовом или материальном эквиваленте, а в затрате личных интеллектуальных и/или физических ресурсов и времени.
В соответствии с определением М. Рокича, ценности индивидуума представляют собой позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с конкретным объектом или ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях.
Ценности индивидуума, в совокупности с ценностными установками (убеждениями), обеспечивают понимание мотивов волонтерства, поскольку: (1) круг ценностей ограничен, (2) ценности влияют на установки, (3) ценности имеют мотивационную составляющую, (4) изменение ценностей влияет на поведение индивидуума больше, чем изменение установок [Rokeach, 1973]. В свою очередь, ценностные установки представляют собой совокупность убеждений, направленных на определенный объект (физический или социальный, конкретный или абстрактный) или ситуацию, и предрасполагающих человека реагировать в той или иной предпочтительной им манере [Rokeach, 1968].
Как подчеркивают исследователи, именно «ценностно-выразительная» функция является важной функцией отношения, в соответствии с которой индивидуумы получают удовлетворение, выражая взгляды, соответствующие их личным ценностям и их понятиям о себе [18, с. 157—176; 16, с. 115—126].
И именно ценности зарекомендовали себя как значимая отличительная дискриминанта волонтеров и неволонтеров [Manzer, 1974; Heidrich, 1988].
Однако открытым остается вопрос о преобладании тех или иных ценностей в ценностной структуре волонтеров и у лиц, не имеющих отношения к волонтерству.
В частности, было выявлено, что у волонтеров большее значение имеют просоциальные ценности [10, с. 895—898].
В соответствии с итогами эмпирической работы психолога из США С. Хобфола, проведенной в 1980 г., можно утверждать, что одной из ключевых дискриминант волонтерства является социальная ответственность [8, с. 503—506].
В 1980 г. американские исследователи Д. Махони и К. Печура, используя «Методику изучения ценностных ориентаций» Милтона Рокича (Rokeach Value Survey, RVS), также предприняли попытку выявления ценностных характеристик, определяющих различия между волонтерами и неволонтерами [13, с. 1007—1012].
Американец Р. Уильямс в 1987 г. использовал упомянутую методику в исследовании волонтеров и пришел к выводу, что определенные ценности помогают дифференцировать волонтеров от остальной части общества [Williams, 1987, с. 299-303].
Более поздние научные работы также подтвердили значимость ценностей как дифференцирующего критерия в разграничении волонтеров и неволонтеров [9, с. 6—26].
Совокупность теоретических и эмпирических исследований свидетельствует, что помощь окружающим обеспечивается просоциальными ценностями.
Небесспорность этих выводов стала в свое время предметом академических дискуссий о том, проявляют ли волонтеры чистый альтруизм [6, с. 236—238] или действуют, руководствуясь корыстными побуждениями [Titmus, 1971; Rokeach, 1968; Snyder, 1987].
Можно констатировать, что в итоге среди исследователей был достигнут своего рода консенсус в виде умеренной позиции, учитывающей как альтруистическое, так и эгоистическое поведение волонтеров [King A.E, 1984; Steiner, 1975; Waldron, 1988; Cnaan, 1991]. Например, некоторыми волонтерами, по всей видимости, движет чувство альтруизма там, где требуется оказание помощи смертельно больным или помощи малоимущим [RubinA., Thorelli, 1984; Lafer, 1989]. Вместе с тем лица, которые хотят помогать другим, стремятся также получить от волонтерства полезный опыт. В частности, Р. Каан и Р. Голдберг-Глен, исследуя в 1991 г. мотивацию 258 волонтеров и 104 нево- лонтеров, пришли к выводу, что поведение волонтеров опирается на комбинацию мотивов, которые можно охарактеризовать в целом как стремление приобрести «полезный опыт» [3, с. 269—284].
В ряде исследований факторов участия в волонтерской деятельности со стабильной последовательностью формулируются выводы о том, что многие люди, участвующие в волонтерской деятельности, делают это из религиозных побуждений.
Например, в опросе, охватывающем большое число американских волонтеров, работающих в сфере борьбы со СПИДом, измерение ценностных установок осуществляется на более высоком уровне абстракции с тем, чтобы определить, какие функции установок применимы к волонтерам [19, с. 152—165; 18, с. 157—176]. Самая сильная функция была истолкована как «ценностно-выразительная». Респонденты указали, что волонтерство позволило им действовать в соответствии со своими жизненными ценностями, чтобы быть самими собой [25, с. 107—125].
В использовании схожей методики для изучения мотивов пожилых волонтеров результаты факторного анализа указали на несколько ключевых факторов, часть из которых исследователи интерпретировали как «ценностно-выразительные» [17, с. 183—187].
Следует отметить, что участие в волонтерской деятельности является для индивидуума не только одним из средств выражения субъективно важных для него ценностей, но также и средством укрепления этих ценностей [9, с. 6—26].
Однако измерение ценностей в исследованиях носит непоследовательный характер. Так, в некоторых эмпирических работах речь идет об измерении уровня социальной ответственности [8, с. 503—506; 18, с. 157— 176], систем личностных ценностей [13, с. 1007—1012; 33, с. 299—303], моральной ответственности [30, с. 826—836; 16, с. 115—126], гражданского долга [4, с. 409—430; 5, с. 65—86].
Таким образом, исходя из того, что все люди наделены системой ценностей, отличительной характеристикой одного человека от другого является относительная важность определенных ценностей. Например, Р. Уильямс, изучая ценности студентов-волонтеров и не-волонтеров, обнаружил, что придание студентами важности определенным ценностям в своей личной жизни является наилучшим предиктором их готовности к волонтерству [32, с. 299—303].
На основании результатов исследований психологических характеристик личности волонтера можно предположить, что наивысшие ценности в системе ценностей индивидуума будут иметь наибольшее влияние на его взгляды и действия. Данное процессуальное ранжирование ценностей в ценностной системе индивидуумов, в частности, объясняет, почему люди, которые согласны, что определенной ценностью является хорошее поведение, ведут себя совершенно по-разному, однако в рамках соответствия наиболее важным ценностным установкам. Соответственно, и волонтеры, и не-волонтеры, по всей видимости, одинаково согласны в отношении того, что помогать другим — это хорошая идея. Однако в иерархии ценностей волонтеров помощь окружающим занимает более высокую позицию, чем у не-волонтеров [Wymer, 2011, с. 9].
Автором статьи проведено собственное эмпирическое исследование, посвященное определению ключевых психологических детерминант волонтерской деятельности.
Целью работы было выявление наиболее существенных различий в структуре человеческих ценностей волонтеров и лиц, не занимающихся волонтерской деятельностью.
Исследованием были охвачены преимущественно представители студенческой молодежи — 300 волонтеров и 100 не-волонтеров.
В рамках использованного методического инструментария, на основе «Опросника терминальных ценностей» (автор И.Г. Сенин) выполнена оценка общей выраженности каждой из восьми основных терминальных человеческих ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.
Была также выявлена представленность перечисленных восьми ценностей в таких жизненных сферах респондентов, как: профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, сфера увлечений. На основе результатов данного опроса проверялась гипотеза о том, что в структуре человеческих ценностей волонтеров и не-волонтеров имеются определенные различия.
Математико-статистическая обработка данных опроса позволила сделать вывод о наличии различий между волонтерами и не-волонтерами по уровню выраженности каждой из вышеперечисленных терминальных ценностей. Проверка статистической значимости полученных результатов для нормально распределенной выборки с применением t-критерия Стьюдента позволила выявить параметры, в соответствии с которыми уровень выраженности той или иной ценности меняется в зависимости от жизненной сферы респондента, в которой он данной ценностью руководствуется. Статистическая значимость различий для выборки N = 400 проверялась как для p < 0.01, при котором критическое значение коэффициента Стьюдента t = 2.58, так и для p < 0.05, при котором t = 1.96 (для числа степеней свободы f = 398).
В частности, для ценности «собственный престиж» наиболее статистически значимые различия (p < 0.01) между волонтерами и не-волонтерами были выявлены в таких сферах жизни респондентов, как «обучение и образование» (средний балл по группе волонтеров и не-волонтеров -6.59 и 7.28; t = 3.7) и «увлечения» (6.07 и 5.43; t^ = 2.8).
Сохраняют статистическую значимость для указанной ценности(р < 0.05) расхождения между двумя категориями респондентов и в сфере «семейная жизнь» (6.47 и 5.94; 1эмп = 2.5).
Для ценности «высокое материальное положение» наиболее значимые различия между волонтерами и не-волонтерами были выявлены в сферах «обучение и образование» (6.83 и 7.58; t = 3.4), «увлечения» (6.64 и 5.96; t = 3.3) и «семейная жизнь» (6.52 и 7.4; t = 4).
В таких сферах, как «профессиональная жизнь» и «общественная жизнь» различия для указанных двух ценностей являются незначительными и статистической значимости не имеют.
Для такой ценности, как «креативность», наиболее значимые различия (p < 0.01) между волонтерами и не-волонтерами были выявлены в сфере «увлечения» (5.89 и 6.64; t = 3.8). Сохраняют статистическую значимость для указанной ценности (при p < 0.05) расхождения в сферах «обучение и образование» (6.31 и 6.74; 1эмп = 2.1) и «общественная жизнь» (6.32 и 5.78; 1эмп = 2.6).
Для ценности «активные социальные контакты» наиболее значимые различия (p < 0.01) между волонтерами и не-волонтерами выявлены в сфере «увлечения» (6.43 и 5.43; t = 4,6), менее значимые расхождения в уровнях выраженности креативности (p < 0.05) наблюдаются в сферах «профессиональная жизнь» (6.4 и 6.89; t = 2.5) и «обучение и образование» (6.84 и 7.26; t = 2.1).
Для ценности «развитие себя» наиболее значимые различия (p < 0.01) между волонтерами и не-волонтерами были выявлены в сфере «профессиональная жизнь» (6.70 и 7.36; 1эмп = 3).
В этой же сфере выявлены статистически значимые различия для ценности «достижения» (6.52 и 7.56; 1эмп = 4.9), тогда как в остальных жизненных сферах респондентов выраженность данной ценности является схожей для обеих категорий опрошенных лиц.
Для ценности «духовное удовлетворение» высокая статистическая значимость различий (p < 0.01) выявлена в сферах «обучение и образование» (6.94 и 7.89; 1эмп = 4.4) и «увлечения» (6.51 и 5.76; 1эмп = 3.4).
Для терминальной ценности «сохранение собственной индивидуальности» значимые различия выявлены в сфере «семейная жизнь» (7 и 6.32; 1эмп = 3), чуть менее значимые расхождения в уровнях выраженности индивидуальности респондентов (p < 0.05) наблюдаются в сферах «общественная жизнь» (5.98 и 6.49; 1эмп = 2.4) и «увлечения» (6.84 и 6.34; 1эмп = 2.2).
Таким образом, в рамках авторской эмпирической работы нашла подтверждение частная гипотеза о наличии расхождений между отдельными показателями структуры человеческих ценностей у волонтеров и у лиц, не участвующих в волонтерской деятельности.
В целом, анализ теоретических источников, дополненный результатами собственного эмпирического исследования, позволяет полагать, что:
— жизненные сферы, представленные в жизни каждого человека, обладают для волонтеров и не-волонтеров различной степенью значимости;
— в каждой из жизненных сфер по-разному реализуются желания и стремления, характерные как для личности волонтеров, так и для лиц, не имеющих опыта участия в добровольческой деятельности.
Дальнейшие исследования в данной сфере целесообразно проводить с целью конкретизации обнаруженных различий и выявления ключевых ценностей в структуре личности индивидов.