Ценностные компоненты в психологической структуре личности волонтера

801

Аннотация

Проанализированы исследования по выявлению ключевых признаков ценностной сферы у занятых волонтерской деятельностью. Предположительно, роль человеческих ценностей обусловлена мотивационной направленностью поведения индивидов в ходе принятия решений об участии либо отказе от участия в волонтерской деятельности. Эмпирическая часть представлена авторской математико-статистической обработкой данных, полученных в ходе опроса с использованием методики «Опросник терминальных ценностей». В ходе эмпирического исследования подтверждена гипотеза о наличии статистически значимых расхождений отдельных показателей структуры человеческих ценностей у волонтеров и не участвующих в волонтерской деятельности. Исследования в данной сфере целесообразно продолжать для детализации обнаруженных различий. Также необходимо выявление ключевых ценностей в структуре личности, чтобы содействовать формированию максимально достоверного представления о современном волонтере как условно-собирательной личностной категории

Общая информация

Ключевые слова: волонтерская деятельность, психологические характеристики, структура человеческих ценностей, детерминанты волонтерства

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080109

Для цитаты: Палкин К.А. Ценностные компоненты в психологической структуре личности волонтера [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 84–92. DOI: 10.17759/jmfp.2019080109

Полный текст

 

Проанализированы исследования по выявлению ключевых признаков ценностной сферы у занятых волонтерской деятельностью. Предположительно, роль человеческих ценностей обусловлена мотивацион­ной направленностью поведения индивидов в ходе принятия решений об участии либо отказе от участия в волонтерской деятельности. Эмпирическая часть представлена авторской математико-статистической обработкой данных, полученных в ходе опроса с использованием методики «Опросник терминальных ценностей». В ходе эмпирического исследования подтверждена гипотеза о наличии статистически значимых расхождений отдельных показателей структуры человеческих ценностей у волонтеров и не участвующих в волонтерской деятельности. Исследования в данной сфере целесообразно продолжать для детализации обнаруженных различий. Также необходимо выявление ключевых ценностей в структуре личности, чтобы содействовать формированию максимально достоверного представления о современном волонтере как условно-собирательной личностной категории.

Для России как государства, заинтересованного в развитии устойчивых демократических традиций, ценно участие волонтеров в реализации целей и задач, стоящих сегодня перед обществом. Такое участие важно не только с точки зрения привлечения бесплатной рабочей силы, но и в контексте «пробуждения» в социуме норм и ценностей гуманизма, альтруизма, ответственности, помощи ближнему в противовес распространению «ценностей» общества потребления. Более того, в обществе, ориентированном на будущее, просоциальные ценности играют важную роль в формировании мировоззренческих принципов и установок.

Поэтому изучение положительного опыта зарубежных стран, продемонстрировавшего миру потенциальные возможности волонтерства, представляется необходимым.

В связи с вышесказанным актуализируется значимость вклада в решение данной задачи со стороны психологической науки, а именно обеспечения основ практического применения научных знаний в сфере организации волонтерского движения.

Такого рода знания широко используются в различных областях деятельности, в том числе подборе, обучении, мотивации персонала, задействованного в оказании волонтерской помощи. Отсюда возникла насущная потребность в организации научно-практических исследований факторов психологического характера, в том числе индивидуальных особенностей личности волонтера, его ценностей и установок.

Следовательно, место психологической науки в контексте обсуждаемой темы это выявление ключевых психологических особенностей, формирующих собирательный портрет индивида, предрасположенного к добровольной просоциальной деятельности.

Среди теоретических и практических исследований, выполненных отечественными учеными в отношении феномена волонтерства, следует выделить работы российских социологов и педагогов; это Е.В. Великанова, Л.А. Кудринская, Е.А. Серова, М.В. Певная, Н.В. Тарасова и др.

Вопросы волонтерства затронуты в психологических исследованиях российских авторов Л.В. Абдалиной, Т.О. Арчаковой, А.А. Власовой, М.С. Горбулевой, Н.А. Деревянкиной, М.С. Евдокимовой, Е.Л. Корнеевой, У.П. Косовой, У.П. Кретовой, А.Б. Купрейченко, А.А. Павловой, А.В. Соколова, Л.В. Шарахиной и др.

Несмотря на многочисленность научных трудов по данной тематике, в них рассматриваются главным образом проблемы мотивационного характера по организации добровольческой деятельности, тогда как остальным психологическим факторам волонтерства уделяется недостаточное внимание.

Опираясь на анализ имеющегося научного багажа по исследованию волонтерской деятельности в России и за рубежом, всю совокупность подходов к определению сущности и предпосылок волонтерства можно условно разделить на две основные категории:

   первая категория акцентирует внимание на различных видах ресурсов или характеристик (социальный и человеческий капитал, доход, гендерная принадлежность и возраст) и оценке их вклада в формирование волонтерского поведения. Теоретически после идентификации этих ресурсов мы можем создать «идеальный профиль» волонтера в определенной культуре, отталкиваясь от выявленных социально-демографических характеристик;

   вторая категория акцентирует внимание на убеждениях и ценностях волонтеров, исходя из того, что культурный аспект волонтерства превалирует над наличием конкретного вида ресурса. Кроме того, в рамках данного теоретического направления проведено немало исследований о мотивации людей, становящихся волонтерами.

По мере накопления научно-практического опыта, мировое научное сообщество переориентируется на выявление личностных факторов участия в добровольческой деятельности, то есть на выявление индивидуальных параметров и характеристик, обуславливающих причинно-следственную связь с волонтерством. В самостоятельную проблему выделяется исследование структуры человеческих ценностей, лежащих в основе готовности индивидов к участию в волонтерской деятельности.

Цель и задачи данной статьи — выявление отличительных психологических различий в структуре человеческих ценностей у волонтеров и у лиц, не занимающихся волонтерской деятельностью.

В социально-психологическом ракурсе волонтер­ство следует рассматривать в рамках категории «социальная активность» со следующими характеристиками:

   социальная активность является свойством или качеством личности;

         она предполагает собственную инициативу;

   она предполагает ориентирование личности на достижение общественно-полезных целей, выходящих за пределы ценностей межличностного общения;

   она обусловлена сформированностью определенных личностных качеств (коллективизм, инициативность, ответственность, целеустремленность, принципиальность и др.);

   социальная активность изменяет как объективную действительность, так и саму личность.

Совокупность перечисленных характеристик значима в исследовании волонтерства с позиций социологии, однако с точки зрения психологической науки целесообразнее изучение данного феномена сквозь призму факторов индивидуально-личностного характера, совокупность которых способна влиять на принятие индивидами решений относительно участия в волонтерской деятельности [1, с. 131—141].

Практически все исследователи указывают на значение мотивационного и ценностного компонентов при формировании социальной активности, в соответствии с чем различают несколько категорий волонтерства:

   взаимопомощь (группы или отдельные лица помогают достижению общей цели);

   человеколюбие (аспект деятельности, используемый преимущественно некоммерческими организациями как аргумент помощи обществу в целом);

   агитация/пропаганда (волонтерская деятельность с целью социальных перемен);

   участие/самоуправление (волонтерская работа связана с гражданской активностью) [29].

Волонтерская деятельность, хотя и является поли- мотивированной, обусловлена, прежде всего, альтруистической мотивацией.

На сегодняшний день все теории альтруизма можно разделить на утилитарно-прагматические, согласно которым любой альтруистический поступок в конечном итоге преследует корыстную цель, и морально­гуманистические, которые признают существование бескорыстной мотивации в чистом виде, за исключением случаев «псевдоальтруизма» (рационального альтруизма), внешне альтруистических, но продиктованных эгоистическими соображениями [2].

Важный фактор, влияющий на принятие решения заниматься волонтерством, — это сформированная система ценностей личности.

Иногда ценностно-смысловая ориентация волонтера, обуславливающая готовность работать на безвозмездной основе, остается непонятной с точки зрения здравого смысла. Сформированность такой ценностной системы свойственна психологически зрелым волонтерам. Для волонтеров юного возраста в большей степени характерно стремление «делать что-то хорошее» в сочетании с такой мотивацией, как организация досуга, удовлетворение потребности в общении.

Таким образом, волонтерство представляет собой не повинность, а потребность в реализации собственных представлений о жизни, проявлении собственной свободы. Иначе говоря, волонтерство предполагает собственную инициативу независимого субъекта. Это помощь, выражаемая не в финансовом или материальном эквиваленте, а в затрате личных интеллектуальных и/или физических ресурсов и времени.

В соответствии с определением М. Рокича, ценности индивидуума представляют собой позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с конкретным объектом или ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях.

Ценности индивидуума, в совокупности с ценностными установками (убеждениями), обеспечивают понимание мотивов волонтерства, поскольку: (1) круг ценностей ограничен, (2) ценности влияют на установки, (3) ценности имеют мотивационную составляющую, (4) изменение ценностей влияет на поведение индивидуума больше, чем изменение установок [22]. В свою очередь, ценностные установки представляют собой совокупность убеждений, направленных на определенный объект (физический или социальный, конкретный или абстрактный) или ситуацию, и предрасполагающих человека реагировать в той или иной предпочтительной им манере [21].

Как подчеркивают исследователи, именно «цен­ностно-выразительная» функция является важной функцией отношения, в соответствии с которой индивидуумы получают удовлетворение, выражая взгляды, соответствующие их личным ценностям и их понятиям о себе [18, с. 157—176; 16, с. 115—126].

И именно ценности зарекомендовали себя как значимая отличительная дискриминанта волонтеров и неволонтеров [14; 7].

Однако открытым остается вопрос о преобладании тех или иных ценностей в ценностной структуре волонтеров и у лиц, не имеющих отношения к волонтерству.

В частности, было выявлено, что у волонтеров большее значение имеют просоциальные ценности [10, с. 895—898].

В соответствии с итогами эмпирической работы психолога из США С. Хобфола, проведенной в 1980 г., можно утверждать, что одной из ключевых дискриминант волонтерства является социальная ответственность [8, с. 503—506].

В 1980 г. американские исследователи Д. Махони и К. Печура, используя «Методику изучения ценностных ориентаций» Милтона Рокича (Rokeach Value Survey, RVS), также предприняли попытку выявления ценностных характеристик, определяющих различия между волонтерами и неволонтерами [13, с. 1007—1012].

Американец Р. Уильямс в 1987 г. использовал упомянутую методику в исследовании волонтеров и пришел к выводу, что определенные ценности помогают дифференцировать волонтеров от остальной части общества [32, с. 299-303].

Более поздние научные работы также подтвердили значимость ценностей как дифференцирующего критерия в разграничении волонтеров и неволонтеров [9, с. 6—26].

Совокупность теоретических и эмпирических исследований свидетельствует, что помощь окружающим обеспечивается просоциальными ценностями.

Небесспорность этих выводов стала в свое время предметом академических дискуссий о том, проявляют ли волонтеры чистый альтруизм [6, с. 236—238] или действуют, руководствуясь корыстными побуждениями [27; 21; 25].

Можно констатировать, что в итоге среди исследователей был достигнут своего рода консенсус в виде умеренной позиции, учитывающей как альтруистическое, так и эгоистическое поведение волонтеров [11; 26; 30; 3]. Например, некоторыми волонтерами, по всей видимости, движет чувство альтруизма там, где требуется оказание помощи смертельно больным или помощи малоимущим [23; 12]. Вместе с тем лица, которые хотят помогать другим, стремятся также получить от волонтерства полезный опыт. В частности, Р. Каан и Р. Голдберг-Глен, исследуя в 1991 г. мотивацию 258 волонтеров и 104 нево- лонтеров, пришли к выводу, что поведение волонтеров опирается на комбинацию мотивов, которые можно охарактеризовать в целом как стремление приобрести «полезный опыт» [3, с. 269—284].

В ряде исследований факторов участия в волонтерской деятельности со стабильной последовательностью формулируются выводы о том, что многие люди, участвующие в волонтерской деятельности, делают это из религиозных побуждений.

Например, в опросе, охватывающем большое число американских волонтеров, работающих в сфере борьбы со СПИДом, измерение ценностных установок осуществляется на более высоком уровне абстракции с тем, чтобы определить, какие функции установок применимы к волонтерам [19, с. 152—165; 18, с. 157—176]. Самая сильная функция была истолкована как «цен­ностно-выразительная». Респонденты указали, что волонтерство позволило им действовать в соответствии со своими жизненными ценностями, чтобы быть самими собой [25, с. 107—125].

В использовании схожей методики для изучения мотивов пожилых волонтеров результаты факторного анализа указали на несколько ключевых факторов, часть из которых исследователи интерпретировали как «ценностно-выразительные» [17, с. 183—187].

Следует отметить, что участие в волонтерской деятельности является для индивидуума не только одним из средств выражения субъективно важных для него ценностей, но также и средством укрепления этих ценностей [9, с. 6—26].

Однако измерение ценностей в исследованиях носит непоследовательный характер. Так, в некоторых эмпирических работах речь идет об измерении уровня социальной ответственности [8, с. 503—506; 18, с. 157— 176], систем личностных ценностей [13, с. 1007—1012; 33, с. 299—303], моральной ответственности [30, с. 826—836; 16, с. 115—126], гражданского долга [4, с. 409—430; 5, с. 65—86].

Таким образом, исходя из того, что все люди наделены системой ценностей, отличительной характеристикой одного человека от другого является относительная важность определенных ценностей. Например, Р. Уильямс, изучая ценности студентов-волонтеров и не-волонтеров, обнаружил, что придание студентами важности определенным ценностям в своей личной жизни является наилучшим предиктором их готовности к волонтерству [32, с. 299—303].

На основании результатов исследований психологических характеристик личности волонтера можно предположить, что наивысшие ценности в системе ценностей индивидуума будут иметь наибольшее влияние на его взгляды и действия. Данное процессуальное ранжирование ценностей в ценностной системе индивидуумов, в частности, объясняет, почему люди, которые согласны, что определенной ценностью является хорошее поведение, ведут себя совершенно по-разному, однако в рамках соответствия наиболее важным ценностным установкам. Соответственно, и волонтеры, и не-волонтеры, по всей видимости, одинаково согласны в отношении того, что помогать другим — это хорошая идея. Однако в иерархии ценностей волонтеров помощь окружающим занимает более высокую позицию, чем у не-волонтеров [34, с. 9].

Автором статьи проведено собственное эмпирическое исследование, посвященное определению ключевых психологических детерминант волонтерской деятельности.

Целью работы было выявление наиболее существенных различий в структуре человеческих ценностей волонтеров и лиц, не занимающихся волонтерской деятельностью.

Исследованием были охвачены преимущественно представители студенческой молодежи — 300 волонтеров и 100 не-волонтеров.

В рамках использованного методического инструментария, на основе «Опросника терминальных ценностей» (автор И.Г. Сенин) выполнена оценка общей выраженности каждой из восьми основных терминальных человеческих ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креатив­ность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.

Была также выявлена представленность перечисленных восьми ценностей в таких жизненных сферах респондентов, как: профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, сфера увлечений. На основе результатов данного опроса проверялась гипотеза о том, что в структуре человеческих ценностей волонтеров и не-волонтеров имеются определенные различия.

Математико-статистическая обработка данных опроса позволила сделать вывод о наличии различий между волонтерами и не-волонтерами по уровню выраженности каждой из вышеперечисленных терминальных ценностей. Проверка статистической значимости полученных результатов для нормально распределенной выборки с применением t-критерия Стьюдента позволила выявить параметры, в соответствии с которыми уровень выраженности той или иной ценности меняется в зависимости от жизненной сферы респондента, в которой он данной ценностью руководствуется. Статистическая значимость различий для выборки N = 400 проверялась как для p < 0.01, при котором критическое значение коэффициента Стьюдента t = 2.58, так и для p < 0.05, при котором t = 1.96 (для числа степеней свободы f = 398).

В частности, для ценности «собственный престиж» наиболее статистически значимые различия (p < 0.01) между волонтерами и не-волонтерами были выявлены в таких сферах жизни респондентов, как «обучение и образование» (средний балл по группе волонтеров и не-волонтеров -6.59 и 7.28; t = 3.7) и «увлечения» (6.07 и 5.43; t^ = 2.8).

Сохраняют статистическую значимость для указанной ценности(р < 0.05) расхождения между двумя категориями респондентов и в сфере «семейная жизнь» (6.47 и 5.94; 1эмп = 2.5).

Для ценности «высокое материальное положение» наиболее значимые различия между волонтерами и не-волонтерами были выявлены в сферах «обучение и образование» (6.83 и 7.58; t = 3.4), «увлечения» (6.64 и 5.96; t = 3.3) и «семейная жизнь» (6.52 и 7.4; t = 4).

В таких сферах, как «профессиональная жизнь» и «общественная жизнь» различия для указанных двух ценностей являются незначительными и статистической значимости не имеют.

Для такой ценности, как «креативность», наиболее значимые различия (p < 0.01) между волонтерами и не-волонтерами были выявлены в сфере «увлечения» (5.89 и 6.64; t = 3.8). Сохраняют статистическую значимость для указанной ценности (при p < 0.05) расхождения в сферах «обучение и образование» (6.31 и 6.74; 1эмп = 2.1) и «общественная жизнь» (6.32 и 5.78; 1эмп = 2.6).

Для ценности «активные социальные контакты» наиболее значимые различия (p < 0.01) между волонтерами и не-волонтерами выявлены в сфере «увлечения» (6.43 и 5.43; t = 4,6), менее значимые расхождения в уровнях выраженности креативности (p < 0.05) наблюдаются в сферах «профессиональная жизнь» (6.4 и 6.89; t = 2.5) и «обучение и образование» (6.84 и 7.26; t = 2.1).

Для ценности «развитие себя» наиболее значимые различия (p < 0.01) между волонтерами и не-волонтерами были выявлены в сфере «профессиональная жизнь» (6.70 и 7.36; 1эмп = 3).

В этой же сфере выявлены статистически значимые различия для ценности «достижения» (6.52 и 7.56; 1эмп = 4.9), тогда как в остальных жизненных сферах респондентов выраженность данной ценности является схожей для обеих категорий опрошенных лиц.

Для ценности «духовное удовлетворение» высокая статистическая значимость различий (p < 0.01) выявлена в сферах «обучение и образование» (6.94 и 7.89; 1эмп = 4.4) и «увлечения» (6.51 и 5.76; 1эмп = 3.4).

Для терминальной ценности «сохранение собственной индивидуальности» значимые различия выявлены в сфере «семейная жизнь» (7 и 6.32; 1эмп = 3), чуть менее значимые расхождения в уровнях выраженности индивидуальности респондентов (p < 0.05) наблюдаются в сферах «общественная жизнь» (5.98 и 6.49; 1эмп = 2.4) и «увлечения» (6.84 и 6.34; 1эмп = 2.2).

Таким образом, в рамках авторской эмпирической работы нашла подтверждение частная гипотеза о наличии расхождений между отдельными показателями структуры человеческих ценностей у волонтеров и у лиц, не участвующих в волонтерской деятельности.

В целом, анализ теоретических источников, дополненный результатами собственного эмпирического исследования, позволяет полагать, что:

— жизненные сферы, представленные в жизни каждого человека, обладают для волонтеров и не-волонтеров различной степенью значимости;

— в каждой из жизненных сфер по-разному реализуются желания и стремления, характерные как для личности волонтеров, так и для лиц, не имеющих опыта участия в добровольческой деятельности.

Дальнейшие исследования в данной сфере целесообразно проводить с целью конкретизации обнаруженных различий и выявления ключевых ценностей в структуре личности индивидов.

Литература

  1. Корнеева Е.Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. С. 131–141. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n1/75666.shtml (дата обращения: 08.02.2019).
  2. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени [Электронный ресурс]. М.: Директ-Медиа, 2007. 416 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36165 (дата обращения: 08.02.2019).
  3. Cnaan R.A., Goldberg-Glen R.S. Measuring Motivation to Volunteer in Human Services // Journal of Applied Behavioral Sciences. 1991. Vol. 27. № 3. P. 269–284. doi:10.1177/0021886391273003
  4. Cook C.E. Participation in Public Interest Groups // American Politics Quarterly. 1984. Vol. 12. № 4. P. 409–430. doi:10.1177/1532673X8401200402
  5. Florin P.E. Jones, Wandersman A. Black Participation in Voluntary Associations // Journal of Voluntary Action Research. 1986. Vol. 15. № 1. P. 65–86. doi:10.1177/089976408601500105
  6. Gerard D. What Makes a Volunteer? // New Society. 1985. Vol. 74. № 8. P. 236–238.
  7. Heidrich K.W. Volunteer's lifestyles: A market segmentation study: Ph.D. dissertation. Urbana-Champaign, IL: University of Illinois, 1988. 217 p.
  8. Hobfoll S.E. Personal Characteristics of the College Volunteer // American Journal of Community Psychology. 1980. Vol. 8. № 4. P. 503–506. doi:10.1007/BF00912860
  9. Hougland J.G.Jr., Christenson J.A. Voluntary Organizations and Dominant American Values [Электронный ресурс] // Journal of Voluntary Action Research. 1982. Vol. 11. № 4. P. 6–26. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/089976408201100403 (дата обращения: 12.02.2019).
  10. Killeen J., McCarrey M. Relations of Altruistic Versus Competitive Values, Course of Study, and Behavioral Intentions to Help or Compete // Psychological Reports. 1986. Vol. 59. № 2. P. 895–898. doi:10.2466/pr0.1986.59.2.895
  11. King A.E.O.I. Volunteer Participations: An Analysis of the Reasons People Give for Volunteering // Dissertation Abstracts International. 1984. Vol. 45. № 5. P. 1528–1528.
  12. Lafer B.H. Predicting Performance and Persistence in Hospice Volunteers // Psychological reports. 1989. Vol. 65. P. 467–472.
  13. Mahoney J., Pechura C. Values and Volunteers: Axiology of Altruism in a Crisis Center // Psychological Reports. 1980. Vol. 47. № 3. P. 1007–1012. doi:10.2466/pr0.1980.47.3.1007
  14. Manzer L. Charitable Health Organization Donor Behavior: An Empirical Study of Value and Attitude Structure. PhD. Oklahoma State University, 1974.
  15. McClintock Ch.G., Scott T.A. Social Value Orientation and Helping Behavior // Journal of Applied Psychology. 1989. Vol. 19. № 4. P. 353–362. doi:10.1111/j.1559-1816.1989.tb00060.x
  16. Okun M., Eisenberg N. Motives and Intent to Continue Organizational Volunteering Among Residents of a Retirement Community Area // Journal of Community Psychology. 1992. Vol. 20. № 3. P. 183–187. doi:10.1002/1520-6629(199207)20:3<183::AID-JCOP2290200302>3.0.CO;2-O
  17. Okun M.A. The Relation Between Motives for Organizational Volunteering and the Frequency of Volunteering by Elders // The Journal of Applied Gerontology. 1994. Vol. 13. № 2. P. 115–126. doi:10.1177/073346489401300201
  18. Omoto A., Snyder M. AIDS Volunteers and Their Motivations: Theoretical Issues and Practical Concerns // Nonprofit Management & Leadership. 1993. Vol. 4. № 2. P. 157–176. doi:10.1002/nml.4130040204
  19. Omoto A., Snyder M. Basic Research in Action: Volunteerism and Society’s Response to AIDS // Personality and Social Psychology Bulletin. 1990. Vol. 16. № 1. P. 152–165. doi:10.1177/0146167290161011
  20. Pinker R. The Idea of Welfare. London: Heinemann, 1979. 240 p.
  21. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values: A Theory of Organization and Change. San Francisco: Jossey-Bass, 1968. 214 p.
  22. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973. 438 p.
  23. RubinA., Thorelli I. Egoistic Motives and Longevity of Participation by Social Service Volunteers // The Journal of Applied Behavioral Science. 1984. Vol. 20. № 3. P. 223–235. doi: 10.1177/002188638402000303
  24. Smith D.H. Altruism, Volunteers, and Volunteerism [Электронный ресурс] // Journal of Voluntary Action Research. 1981. Vol. 10. P. 21–36. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/089976408101000105 (дата обращения: 15.02.2019).
  25. Snyder M., Debono K. A Functional Approach to Attitudes and Persuasion [Электронный ресурс] // In Social Influence: The Ontario Symposium / Eds. M.P. Zanna, J.M. Olson, and C.P. Herman. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 1987. Vol. 5. P. 107–125. URL: https://books.google.ru/books?id=eGMAAwAAQBAJ&lpg=PA76&hl=ru&pg=PA107#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 15.02.2019).
  26. Steiner T. An Investigation of Motivational Factors Operative in Prosocial Volunteers // Dissertation Abstracts International. 1975. Vol. 36. № 6B. P. 3130–3131.
  27. Titmus R.M. The Gift Relationships: From Human Blood to Social Policy. New York: Vintage, 1971. 339 p.
  28. Van Til J. Mixed Motives: Residues of Altruism in an Age of Narcissism // Motivating Volunteers / Ed. L. Moore. Vancouver: Vancouver Volunteer Centre. 1985. P. 243–261.
  29. Volunteerism [Электронный ресурс] / J. Franco-Zamudio, C. Peltier, C. Wilson, W. Williford, N. Tenhundfeld // Encyclopedia of Critical Psychology / Ed. T. Teo. New York: Springer Reference, 2014. P. 2068–2072. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-1-4614-5583-7_423.pdf (дата обращения: 12.02.2019).
  30. Waldron I., Baron J., Sabrini. J. Activism against nuclear weapons buildup: Student participation in the 1984 primary campaigns // Journal of Applied Social Psychology. 1988. Vol. 18. № 10. P. 826–836. doi:10.1111/j.1559-1816.1988.tb01177.x
  31. Williams J.A.Jr., Ortega S.T. The Multidimensionality of Joining // Journal of Voluntary Action Research. 1986. Vol. 15. № 4. P. 35–44. doi:10.1177/089976408601500405
  32. Williams R.F. Receptivity to Persons with Mental Retardation: A Study of Volunteer Interest // American Journal of Mental Retardation. 1987. Vol. 92. № 3. P. 299–303.
  33. Williams R.M.Jr. Change and stability in values and value systems: A sociological perspective [Электронный ресурс] // Understanding human values/ Ed. M. Rokeach. New York: Free Press, 1979. P. 15–46. URL: https://books.google.ru/books?id=e_b2tCgC4MQC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA15#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 15.02.2019).
  34. Wymer W., Riecken G., Yavas U. Determinants of Volunteerism: A Cross-Disciplinary Review and Research Agenda // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2011. Vol. 4. № 4. P. 3–27. doi:10.1300/J054v04n04_02

Информация об авторах

Палкин Константин Анатольевич, соискатель, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-1136-8328, e-mail: pkonstantinanatolevich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1815
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 801
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2