Подростковый возраст традиционно характеризуется родителями и учителями как «трудный», «тяжелый», «проблемный», «неудобный». Специалисты по возрастной психологии, признавая изменения статуса подростка в обществе в разные исторические периоды, подчеркивают многочисленные риски этого периода онтогенеза. К.Д. Хломов к социальным рискам современных российских подростков относит употребление психоактивных веществ, правонарушения и участие в экстремистских движениях, рискованное сексуальное и аутоагрессивное поведение, реакцию эскапизма и отказ от самостоятельности и взросления [Хломов, 2014, с. 6]. Подростковый возраст труден не только для окружающих взрослых, но, прежде всего, для самих подростков. Не все дети этого возраста обладают достаточными ресурсами для благополучного движения от детства к взрослости. Так, К.В. Сыроквашина и Е.Г. Дозорцева ссылаются на данные, согласно которым среди подростков относительно широко распространены суицидальные мысли. Опыт их переживания имеет около трети подростков [Сыроквашина, 2016, с. 9].
Подростки при решении задач по преодолению стрессов использует не только свои личные способы совладания (копинг-стратегии), но и опыт своих родителей (или взрослых, замещающих их) для уменьшения тревоги, получения чувства безопасности и адаптации в обществе [Дружинина, 2012]. Совладание — «… индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [Нартова-Бочавер, 1997, с. 22]. Формирование копинг-стратегий и их активное развитие происходит в подростковом возрасте в условиях эмоционально значимых взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с родителями [Хазова, 2002]. Особый драматизм становления стратегий совладающего поведения характерен для подростков, воспитывающихся в неполной семье. Неполная семья — это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Главной отличительной особенностью неполной семьи является наличие одного родителя и несовершеннолетнего ребенка (одного или несколько) [13, с. 98]. Развод родителей сам по себе переживается многими подростками как трагедия. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на четвертом месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей, — отмечает М.В. Сапоровская [Сапоровская, 2013, с. 66]. Исследование специфики и особенностей совладания со стрессом в условиях неполной семьи может позволить выявить воспитательные ресурсы, которые впоследствии возможно использовать в целях профилактики девиантных проявлений подростничества.
Исследования показывают, что неполная семья создает условия, в целом менее благоприятные для развития личности ребенка, чем полная семья. В дошкольном возрасте вследствие недостатка воспитательных ресурсов, присущего большинству неполных семей, отмечаются прежде всего нарушения в эмоциональной сфере ребенка [Ремеева, 2012]. В дальнейшем у детей из неполной семьи констатируется более высокая вероятность делинквентного поведения. Например, анализ 230 личных дел несовершеннолетних преступников, обучающихся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях в 17 субъектах Российской Федерации, датированных 2016—2017 гг., показал, что только 26% этих подростков и юношей воспитывались в полных семьях [Delibalt Varvara, 2017]. Ф. Райс в анализе североамериканских исследований по этой проблеме указывает, что подростки из неполных семей чаще нарушают закон, совершают поступки, приносящие вред их здоровью и в среднем получают более низкий уровень образования. В то же время есть данные о том, что юноши-студенты, чьи отцы ушли из семьи, менее конфликтны дома, принимают на себя ответственность за дом, их самооценка выше, чем у сверстников из полных семей. Студентки с аналогичной семейной историей более конфликты, чаще ссорятся с матерями, и у них формируется заниженная самооценка [Райс, 2002].
За последнее десятилетие российскими психологами выполнен ряд исследований связи совладающего поведения подростков и семейных факторов. М.В. Сапоровская [Сапоровская, 2013] изучала отсроченное влияние развода родителей (3—4 года назад) на выбор копинг-стратегий подростков из полных и неполных семей с высокой социально-психологической адаптивностью, высокими социальными достижениями и высокой успеваемостью. Было установлено, что для подростков из разведенных семей характерен такой неконструктивный копинг, как самообвинение, который, однако, не приводит к разрушающим последствиям, а служит основой для активных действий в области социальных достижений и способствует социальной адаптации. Автор отмечает, что данный копинг формируется под влиянием защитного механизма интеллектуализации, который формирует у подростка понимание ситуации, способствует сохранению и усилению субъективного контроля над ситуацией, что впоследствии указывает на отдаление ребенка от родителей.
В исследовании В.В. Онуфриевой и А.С. Константиновой [Онуфриева, 2016] сравнивалась частота использования адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий благополучными подростками в возрасте 14—16 лет и их сверстниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Выяснилось, что первые в два раза чаще прибегают к конструктивным и в два раза реже — к неконструктивным стратегиям преодоления, чем вторые.
Е.А. Овсянникова и Н.С. Ткаченко [Овсянникова, 2014] рассмотрели вопрос о влиянии детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания на выбор подростками копинг-стратегий. Изучались 100 диад родитель—подросток. В результате применения регрессионного анализа установлено, в частности, что к предикторам выбора подростками стратегии планирования решения проблемы относятся гиперпротекция, контроль, чрезмерность санкций, удовлетворенность подростками отношениями с родителями и низкая эмпатия родителей. На выбор подростками неконструктивного копинга «бегство-избегание» оказывает влияние отсутствие поощрений.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей копинг-стратегий старших подростков из неполных семей и их связи со стилем семейного воспитания. Мы выдвинули следующие гипотезы:
1. Подростки, как мальчики, так и девочки, воспитывающиеся в неполных семьях, чаще используют неконструктивные копинг-стратегии, чем их сверстники, воспитывающиеся в полных семьях.
2. Стиль семейного воспитания влияет на копинг-стратегии старших подростков.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 868 г. Москвы. Выборку составили 98 учащихся 8—10 классов в возрасте 14—16 лет, из которых 60 человек — дети из полных семей (30 мальчиков и 30 девочек) и 38 — из неполных семей (15 мальчиков и 23 девочки). В группу неполной семьи мы включили 11 учащихся, в состав семьи которых вошел отчим (смешанные семьи). Мы руководствовались утверждением Ф. Райса о том, что подростки, воспитанные в смешанных семьях, в большей мере похожи на подростков, воспитанных одним родителем [Райс, 2002].
Применялись следующие методики эмпирического исследования: «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)» С. Хобфолла, в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой [Практикум по психологии, 2003]; Методика «Родителей оценивают дети» (РОД) — модификация И.А. Фурманова и А.А. Аладьина опросника «Анализ семейного воспитания» (АСВ) [Фурманов, 1999]. Использовалась также авторская анкета, которая позволила определить возраст и состав семьи, в которой проживают подростки.
При статистической обработке данных использовался пакет статистических программ SPSS.24.
Сравнение копинг-стратегий и индекса их конструктивности в группах подростков из полных и неполных семей приведено в табл. 1. Индекс конструктивности (ИК) рассчитывался как отношение суммы активных и просоциальных стратегий к пассивной (избегание) и асоциальным стратегиям (асоциальные и агрессивные действия). Статистическая значимость различий определялась помощью критерия U Манна—Уитни.
Таблица 1
Степень выраженности копинг-стратегий и ИК у старших подростков из полных и неполных семей
|
Копинг-стратегии |
Полные семьи N=60 |
Неполные семьи N=38 |
Крите-рий Манна—Уитни U |
||
|
Среднее значение стратегии |
Стандартное отклонение |
Среднее значение стратегии |
Стандартное отклонение |
||
|
Ассертивные действия |
20,05 |
3,33 |
20,03 |
3,78 |
1105 |
|
Вступление в социальный контакт |
23,01 |
3,58 |
21,38 |
3,67 |
850,5* |
|
Поиск социальной поддержки |
23,88 |
3,69 |
21,38 |
4,45 |
729** |
|
Осторожные действия |
20,55 |
3,65 |
20,87 |
3,16 |
1097,5 |
|
Импульсивные действия |
17,85 |
3,06 |
18,85 |
3,59 |
834* |
|
Избегание |
17,08 |
3,33 |
18,28 |
3,55 |
919 |
|
Манипулятивные действия |
18,9 |
4,09 |
19,77 |
3,97 |
956 |
|
Асоциальные действия |
17,6 |
4,78 |
19,33 |
3,87 |
871* |
|
Агрессивные действия |
19,1 |
5,75 |
21,26 |
4,21 |
874* |
|
Среднее значение индекса ИК / (стандартное отклонение) |
1,28 / (0,32) |
1,08 / (0,18) |
657,5** |
||
Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01; 0,86<ИК<1,1 — средняя конструктивность; ИК>1,1 — высокая конструктивность.
Как следует из табл. 1, в стрессовых ситуациях дети из полных семей чаще выбирают копинг-стратегии вступления в социальный контакт (р<0,05) и поиск социальной поддержки (р<0,01). Выбор подростками этих активных и просоциальных действий определяет более высокий индекс конструктивности копинг-стратегий (р<0,01) и способствует «здоровому» преодолению сложных ситуаций. Подростки из неполных семей чаще используют в стрессовых ситуациях импульсивные (р<0,05), асоциальные (р<0,05) и агрессивные действия (р<0,05).
Далее группы подростков из полных и неполных семей были разделены по полу. Результаты сравнения копинг-стратегий мальчиков и девочек из полных и неполных семей представлены в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Сравнение копинг-стратегий мальчиков из полных и неполных семей
|
Шкалы |
Среднее значение стратегии |
Критерий Манна—Уитни U |
|
|
Полные семьи (N=30) |
Неполные (семьи N=15) |
||
|
Ассертивные действия |
20,5 |
19,6 |
186 |
|
Вступление в социальный контакт |
23 |
22,3 |
194 |
|
Поиск социальной поддержки |
22,7 |
20,33 |
164 |
|
Осторожные действия |
20,73 |
21,6 |
186 |
|
Импульсивные действия |
17,4 |
17,4 |
200,5 |
|
Избегание |
17,13 |
18,93 |
153,5* |
|
Манипулятивные действия |
19,8 |
19,86 |
214,5 |
|
Асоциальные действия |
19,4 |
18,73 |
218 |
|
Агрессивные действия |
17,9 |
20,8 |
141,5* |
|
Среднее значение ИК |
1,25 |
1,06 |
120,5** |
Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
Анализ копинг-стратегий мальчиков (табл. 2) показал, что подростки из неполных семей чаще используют избегание (р<0,05) и агрессивные действия (р<0,05). Показатели среднего значения ИК (1,25) мальчиков из полных семей статистически значимо (р<0,01) превосходит соответствующий показатель мальчиков из неполных семей (1,06)
Таблица 3
Сравнение копинг-стратегий девочек из полных и неполных семей
|
Шкалы |
Среднее значение стратегии |
Критерий Манна—Уитни U |
|
|
Полные семьи (N=30) |
Неполные семьи (N=23) |
||
|
Ассертивные действия |
19,6 |
20,34 |
274,5 |
|
Вступление в социальный контакт |
23,03 |
20,56 |
200,5** |
|
Поиск социальной поддержки |
25,06 |
21,78 |
165,0** |
|
Осторожные действия |
20,37 |
20,47 |
322,5 |
|
Импульсивные действия |
18,3 |
19,73 |
214.5* |
|
Избегание |
17,03 |
17,61 |
304 |
|
Манипулятивные действия |
18,13 |
19,74 |
255 |
|
Асоциальные действия |
15,8 |
19,30 |
181,5** |
|
Агрессивные действия |
20,20 |
21,82 |
312 |
|
Среднее значение ИК |
1,3 |
1,09 |
196** |
Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
Из табл. 3 следует, что статистически значимые различия в совладающем поведении девочек из семей разных типов обнаружены в отношении большего числа копинг-стратегий, чем при сравнении мальчиков. Девочки из полных семей достоверно чаще используют просоциальные стратегии вступления в социальный контакт (р<0,01) и поиск социальной поддержки (р<0,01) и достоверно реже прибегают к импульсивным (р<0,05) и асоциальным (р<0,01) действиям. Выбор девочками из полных семей просоциальных копингов объясняет значимые различия в ИК совладающего поведения по сравнению с девочками из неполных семей (р<0,01). Такие стратегии девочек из полных семей позволяют им активно использовать социальные ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций и повышают шансы на конструктивное их разрешение в отличие девочек из неполных семей.
Обращает на себя внимание такая модель стресспреодолевающего поведения девочек из неполных семей, как импульсивные действия (р<0,05). Такие действия регулируется неосознанными установками и подавляют рациональные механизмы стресспреодолевающего поведения. Импульсивное поведение девочек из неполных семей может быть связано с желанием самоутвердится в обществе и дает «выход» накопившимся отрицательным эмоциям. Соответственно, такое поведение не может привести к высокой конструктивности копинг-стратегий.
Как в целом по выборке, так и в отношении мальчиков и девочек можно отметить, что подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, чаще используют неконструктивные копинг-стратегии. Но снижение ИК мальчиков происходит за счет более интенсивного применения ими неконструктивных стратегий — избегания и агрессивных действий, а более низкий ИК девочек из неполных семей объясняется как более частым обращением к неконструктивному копингу «асоциальные действия», так и более редким использованием конструктивных просоциальных стратегий совладания — вступления в социальный контакт и поиска социальной поддержки.
Далее мы выявили параметры стиля семейного воспитания, влияющие на копинг-стратегии подростков. Проводился множественный регрессионный анализ (МРА). В качестве зависимой переменной были выбраны копинг-стратегии, а показатели стиля семейного воспитания стали независимой переменной. Данные по подгруппам мальчиков и девочек из полных и неполных семей приведены в табл. 4—7. Указываются только статистически значимые регрессионные β-коэффициенты.
Как следует из табл. 4, для девочек-подростков из полных семей МРА позволил построить модели только в отношении неконструктивных копинг-стратегий.
Анализ регрессионной модели по копингу «агрессивные действия» свидетельствует, что показатели «воспитательная неуверенность» (р<0,05) и «проекция собственных нежелательных качеств» (р<0,01) влияют на выбор девочками из полной семьи копинга «агрессивные действия». Воспитательная неуверенность оказывает обратное влияние, а проекция собственных нежелательных качеств — прямое. Воспитательная неуверенность интерпретируется как потворствующая гиперпротекция, при которой родители предъявляют своему ребенку пониженный уровень требований, в семье происходит перераспределение власти от родителя к ребенку. Такие родители чаще всего уступают своему ребенку даже в тех вопросах, в которых это делать нельзя. Можно предположить, что у девочек из полных семей при таком стиле семейного воспитания нет необходимости проявлять агрессию в случае затруднений, так как они полагают, что родители разрешат сложную ситуацию за них. Стиль воспитания «проекция собственных нежелательных качеств родителя» составляет основу эмоционального отвержения и жестокого обращения с ребенком. Вероятно, такой стиль создает условия для формирования у девочек из полной семьи асоциальной копинг-стратегии «агрессивные действия», предлагая поведенческую модель для подражания, применяемую, в том числе, и для преодоления трудных ситуаций.
Таблица 4
МРА показателей копинг-стратегий и стиля детско-родительских отношений девочек из полных семей
|
Модель |
Нестандартизированные коэффициенты |
Стандартизированные коэффициенты |
t |
Уровень значимости р |
|
|
β |
Стандартная ошибка |
||||
|
Зависимая переменная: агрессивные действия |
|
||||
|
Воспитательная неуверенность |
-3,183 |
1,424 |
-0,402 |
-2,235 |
0,036 |
|
Проекция собственных нежелательных качеств |
3,863 |
1,004 |
0,740 |
3,849 |
0,001 |
|
Зависимая переменная: избегание |
|||||
|
Проекция собственных нежелательных качеств |
1,731 |
0,600 |
0,596 |
2,883 |
0,009 |
Анализируя регрессионную модель по копингу «избегание» у девочек из полной семьи, мы обнаружили, что его предиктором является стиль воспитания «проекция на ребенка собственных нежелательных качеств» (р<0,01). Родитель проецирует отвергаемые в себе качества на ребенка и активно борется с ними, осуждая отрицательные черты и слабости ребенка, грозя наказаниями, которые он в связи с этим готов применить и нередко применяет. Ребенок в такой ситуации часто выбирает избегающую модель поведения.
Для девочек-подростков из неполных семей с помощью МРА удалось построить модели в отношении копинг-стратегии «импульсивные действия» и ИК (табл. 5).
Анализ регрессионной модели по копингу «импульсивные действия» у девочек из неполной семьи показывает, что в качестве предикторов он имеет целый ряд стилей семейного воспитания — прямое влияние оказывают гиперпротекция (р < 0,01) и предпочтение в подростке детских качеств (р < 0,01), обратное — минимальность санкций (р < 0,01), неустойчивость стиля воспитания (р < 0,01) и проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (р < 0,05).
МРА показателей копинг-стратегий и стиля детско-родительских отношений девочек из неполных семей
|
Модель |
Нестандартизированные коэффициенты |
Стандартизированные коэффициенты |
t |
Уровень значимости р |
|
|
β |
Стандартная ошибка |
β |
|||
|
Зависимая переменная: импульсивные действия |
|
||||
|
Гиперпротекция |
1,538 |
0,334 |
0,947 |
4,603 |
0,002 |
|
Минимальность санкций |
-1,939 |
0,410 |
-0,729 |
-4,727 |
0,002 |
|
1,205 |
0,443 |
0,519 |
2,718 |
0,003 |
|
|
Неустойчивость стиля воспитания |
-1,300 |
0,350 |
-0,647 |
-3,714 |
0,008 |
|
Проекция собственных нежелательных качеств |
-1,371 |
0,411 |
-0,706 |
-3,334 |
0,013 |
|
Зависимая переменная: индекс конструктивности |
|||||
|
Неразвитость родительских чувств |
0,109 |
0,040 |
1,278 |
2,720 |
0,030 |
|
Гиперпротекция |
-0,087 |
0,033 |
-0,864 |
-2,645 |
0,030 |
Игнорирование родителем, в данном случае матерью, в одиночку воспитывающей дочь, взросления своего ребенка и гиперпротекция, описываемая Э.Г. Эйдемиллером как стиль воспитания, при котором родители уделяют ребенку крайне много внимания и проявляют настойчивый интерес к делам подростка [Эйдемиллер, 2008], могут оказывать инфантилизирующее влияние на девочку-подростка, что, в том числе, отрицательно отражается на развитии ее волевых качеств и рефлексии, провоцируя необдуманные, импульсивные действия при преодолении стрессовых ситуаций. Обратное влияние вошедших в модель стилей воспитания представляется более сложным для интерпретации. Возможно, такие условия материнского воспитания ставят девочек в неполной семье перед необходимостью объяснить себе позицию матери и прогнозировать ее реакцию на свои действия, что делает поведение девочки-подростка менее импульсивным, в том числе и в трудной ситуации.
С. Хобфолл считает, что импульсивные действия не влияют на общую конструктивность копинг-стратегий и являются нейтральными с точки зрения просоциальности/асоциальности [Hobfoll, 1988]. Тем не менее, обнаруженные нами многочисленные связи этой стратегии совладающего поведения девочек-подростков из неполных семей со стилями семейного воспитания, на наш взгляд, представляют интерес с точки зрения профилактики социальной дезадаптации и девиантного поведения этой категории подростков. Оказывая матери, воспитывающей девочку в неполной семье, помощь по коррекции стиля детско-родительских отношений, психолог может способствовать тому, что импульсивные действия подростка в трудной ситуации со временем сменятся на более конструктивные.
Анализ регрессии по зависимой переменной «ИК» у девочек из неполной семьи по показателям неразвитость родительских чувств (р<0,05) и «гиперпротекция» (р<0,05) позволяет сделать вывод, что данные стили воспитания предсказывают конструктивность копинг-стратегий девочек из неполной семьи, первый из которых — с положительным знаком, второй — с отрицательным. Неожиданной выглядит прямая связь между ИК копинг-стратегий и таким неблагоприятным стилем семейного воспитания, как неразвитость родительских чувств. Можно предположить, что этот стиль семейного воспитания в условиях неполной семьи требует от ребенка большей самостоятельности и, если девочка включена в просоциальные группы, способствует усвоению конструктивных стилей совладающего поведения, практикуемых этими группами.
Для подгруппы мальчиков, как из полных, так и из неполных семей, МРА позволил обнаружить минимальное число стилей семейного воспитания, являющихся предикторами копинг-стратегий.
МРА показателей копинг-стратегий и стиля детско-родительских отношений мальчиков из полных семей
|
Модель |
Нестандартизированные коэффициенты |
Стандартизированные коэффициенты |
t |
Уровень значимости р |
|
|
β |
Стандартная ошибка |
β |
|||
|
Зависимая переменная: вступление в социальный контакт |
|
||||
|
Гиперпротекция |
1,438 |
0,366 |
0,669 |
3,929 |
0,001 |
Регрессионная модель по показателю копинга «вступление в социальный контакт» у мальчиков из полной семьи (табл. 6) показывает, что на его выбор оказывает прямое влияние стиль семейного воспитания «гиперпротекция» (р< 0,01). Такой стиль воспитания, согласно полученному результату, в стрессовых ситуациях ориентирует мальчиков из полных семей на решение проблемы совместно с другими людьми.
Таблица 7
МРА показателей копинг-стратегий и стиля детско-родительских отношений мальчиков из неполных семей
|
Модель |
Нестандартизированные коэффициенты |
Стандартизированные коэффициенты |
t |
Уровень значимости р |
|
|
β |
Стандартная ошибка |
β |
|||
|
Зависимая переменная: манипулятивные действия |
|
||||
|
Потворствование |
-4,414 |
1,342 |
-1,797 |
-3294 |
0,046 |
Из табл. 7 следует, что у мальчиков из неполной семьи МРА выделил регрессионную модель единственной копинг-стратегии — «манипулятивные действия» по показателю «потворствование» (р<0,05). Данный стиль семейного воспитания оказывает обратное влияние на выбор мальчиками из неполной семьи указанного копинга. «Потворствующие» родители, в данном случае мать, часто «балуют» своих детей и стремятся удовлетворять любые их капризы и потребности без критичности к своим действиям. Таким образом, у мальчиков в неполной семье, где мать применяет потворствующий стиль воспитания, нет необходимости для манипуляций по преодолению стрессовых ситуаций.
В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Подростки из полных семей чаще по сравнению с подростками из неполных используют просоциальные копинг-стратегии «вступление в социальный контакт» (р<0,05) и «поиск социальной поддержки» (р<0,05). Такое активное и просоциальное поведение помогает им достичь более высокой степени конструктивности (среднее значение = 1,28) по сравнению со сверстниками из неполной семьи (среднее значение = 1,08) при р<0,01.
2. Подростки из неполных семей чаще используют в качестве копинг-стратегий импульсивные (р<0,05), асоциальные (р<0,05) и агрессивные действия (р<0,05).
3. Девочки из полных семей чаще используют просоциальные модели совладающего поведения, а именно — вступление в социальный контакт (р<0,05) и поиск социальной поддержки (р<0,01).
4. Девочки-подростки из неполных семей в стрессовых ситуациях чаще своих сверстниц из полных семей используют импульсивные (р<0,05) и асоциальные действия (р<0,05).
5. Мальчики-подростки из неполных семей чаще, чем их сверстники из полных семей, в стрессовых ситуациях обращаются к избеганию (p<0,05) и агрессивным действиям (p<0,05).
6. Среднее значение ИК копинг-стратегий подростков из полных семей достоверно выше, как в группе мальчиков (р<0,01), так и в группе девочек (р<0,01).
7. Множественный регрессионный анализ, при котором зависимой переменной выступили копинг-стратегии подростков из полных и неполных семей, а независимыми переменными — стили семейного воспитания, позволил построить несколько моделей предсказания копинг-стратегий отдельно для мальчиков и девочек:
- в подгруппе «девочки из полной семьи» копинг-стратегия «агрессивные действия» связана со стилями воспитания «воспитательная неуверенность родителя» (обратная связь, р<0,05) и «проекция собственных нежелательных качеств родителя» (прямая связь, р=0,001); копинг-стратегия «избегание» прямо связана с «проекцией собственных нежелательных качеств родителя» (прямая связь, р<0,01);
- в подгруппе «девочки из неполной семьи» копинг-стратегия «импульсивные действия» предсказывается показателями с положительными регрессионными коэффициентами таких стилей семейного воспитания, как «гиперпротекция» (р<0,01), «предпочтение в подростке детских качеств» (р<0,01), и с отрицательными коэффициентами стилей семейного воспитания «минимальность санкций» ( р<0,01), «неустойчивость стиля воспитания» (р<0,01) и «проекция собственных нежелательных качеств» (р<0,05). Показатель ИК копинг-стратегий предсказывается стилями семейного воспитания «гиперпротекция» (обратная связь, р<0,05) и «неразвитость родительских чувств» (прямая связь, р<0,05);
- в подгруппе «мальчики из полной семьи» копинг «вступление в социальный контакт» положительно связан со стилем воспитания «гиперпротекция» (р=0,001);
- в подгруппе «мальчики из неполной семьи» копинг-стратегия «манипулятивные действия» оказалась отрицательно связана со стилем воспитания «потворствование» (р<0,05).
Гипотезы нашего исследования о меньшей конструктивности копинг-стратегий подростков из неполных семей и о влиянии стиля семейного воспитания на выбор старшими подростками копинг-стратегий подтвердились.
Результаты исследования могут быть использованы в консультативной, коррекционной и просветительской работе для коррекции неконструктивных и асоциальных копингов старших подростков, в качестве профилактики противоправных форм поведения и формирования конструктивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций, а так же для оказания помощи подросткам в преодолении стрессовых ситуаций. Результаты исследования показывают, что профилактическая и коррекционная работа может вестись как с самими подростками в форме обучения новым типам реагирования в сложных жизненных ситуациях, так и с их родителями, в частности, с помощью анализа стиля семейного воспитания и его коррекции.