Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки (Часть 2)

336

Аннотация

Статья является второй частью опубликованного ранее аналитического обзора зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и разработанных на их основе психодиагностических методик, которые в зарубежной психологии прошли проверку на надежность и валидность. В данной части представлен анализ пяти подходов к межкультурной компетентности, представлены результаты их исследований. Описана структура предметно-ориентированных, т.е. сосредоточенных исключительно либо на оценке межкультурных черт характера, либо межкультурных отношений и мировоззрения, либо межкультурных возможностей, и смешанных моделей, т.е. сочетающих в себе черты характера, мировоззрения и возможности. Подчеркивается комплексность смешанных моделей, позволяющих рассматривать отдельные компоненты межкультурной компетенции не в качестве независимых предикторов эффективности межкультурной эффективности, а в их взаимосвязи. Тем самым ставится вопрос о соотношении данных компонентов, об их взаимной обусловленности и влиянии друг на друга и на межкультурную компетентность в целом, который еще не нашел должного ответа в науке и разрешение которого представляет собой перспективное направление будущих исследований в данной области.

Общая информация

Ключевые слова: переживание в деятельности, качество мотивации, теория самодетерминации, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, академическая мотивация

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090310

Для цитаты: Гриценко В.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Хухлаев О.Е., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки (Часть 2) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 108–117. DOI: 10.17759/jmfp.2020090310

Литература

  1. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки [Электронный ресурс] / Гриценко В.В. [и др.] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103–113. doi:10.17759/jmfp.2020090111
  2. Abe H., Wiseman R. A Cross-cultural Confirmation of the Dimensions of Intercultural Effectiveness // International Journal of Intercultural Relations. 1983. Vol. 7. № 1. P. 53–67. DOI:10.1016/0147-1767(83)90005-6
  3. Arasaratnam L.A. Sensation seeking and international students’ satisfaction of experiences in the United States // Journal of Intercultural Communication Research. 2005. Vol. 34. P. 184–194.
  4. Arasaratnam L.A. The development of a new instrument of intercultural communication competence [Электронныйресурс] // Journal of Intercultural Communication. 2009. Vol. 20. P. 2–21. URL: http://www.immi.se/intercultural/nr20/arasaratnam.htm (дата обращения: 07.09.2020).
  5. Arasaratnam L.A., Doerfel M.L. Intercultural communication competence: Identifying key components from multicultural perspectives // International Journal of Intercultural Relations. 2005. Vol. 29. № 2. P. 137–163. DOI:10.1016/j.ijintrel.2004.04.001
  6. Bolten J. Was heißt Interkulturelle Kompetenz? Perspektiven für die internationale Personalentwicklung. [Whatdoesinterculturalcompetencemean? Perspectivesfor international personneldevelopment] // Wirtschaft als interkulturelle Herausforderung / V. Künzer, J. Berninghausen (Eds.). Frankfurt, M.: IKO-Verlag, 2007. P. 21–42.
  7. Chen L. Cognitive complexity, situational influences, and topic selection in intracultural and intercultural dyadic interactions // Communication Reports. 1996. Vol. 9. № 1. P. 1–12. DOI:10.1080/08934219609367630
  8. Cui G., Awa N.E. Measuring Intercultural Effectiveness: An Integrative Approach // International Journal of Intercultural Relations. 1992. Vol. 16. № 3. P. 311–328. DOI:10.1016/0147-1767(92)90055-Y
  9. Cultural intelligence: Its measurement and effects on cultural judgment and decision making, cultural adaptation and task performance / S. Ang [et al.] // Management and Organization Review. 2007. Vol. 3. № 3. P. 335–371. DOI:10.1111/j.1740-8784.2007.00082.x
  10. Defining the content domain of intercultural competence for global leaders / A. Bird [et al.] // Journal of Managerial Psychology. 2010. Vol. 25. № 8. P. 810–828. DOI:10.1108/02683941011089107
  11. Development and validation of a measure of intercultural adjustment potential in Japanese sojourners: The Intercultural Adjustment Potential Scale (ICAPS) / D. Matsumoto [et al.] // International Journal of Intercultural Relations. 2001. Vol. 25. № 5. P. 483–510. DOI:10.1016/S0147-1767(01)00019-0
  12. Dollwet M., Reichard R. Assessing cross-cultural skills: validation of a new measure of cross-cultural psychological capital // The International Journal of Human Resource Management. 2014. Vol. 25. № 12. P. 1669–1696. DOI:10.1080/09585192.2013.845239
  13. Examining psychometric properties, measurement invariance, and construct validity of a short version of the Test to Measure Intercultural Competence (TMIC-S) in Germany and Brazil / D.B.L. Schnabel [et al.] // International Journal of Intercultural Relations. 2015. Vol. 49. P. 137–155. DOI:10.1016/j.ijintrel.2015.08.002
  14. Hammer M.R., Bennett M.J., Wiseman R. Measuring intercultural sensitivity: The intercultural development inventory // International Journal of Intercultural Relations. 2003. Vol. 27. № 4. P. 421–443. DOI:10.1016/S0147-1767(03)00032-4
  15. Imahori T.T., Lanigan M.L. Relational model of intercultural communication competence // International Journal ofIntercultural Relations. 1989. Vol. 13. № 3. P. 269–286. DOI:10.1016/0147-1767(89)90013-8
  16. Javidan M., Teagarden M.B. Conceptualizing and measuring global mindset // Advances in Global Leadership. 2011. Vol. 6. P. 13–39. DOI:10.1108/S1535-1203(2011)0000006005
  17. Koester J., Olebe M. The behavioral assessment scale for intercultural communication effectiveness // International Journal of Intercultural Relations. 1988. Vol. 12. № 3. P. 233–246. DOI:10.1016/0147-1767(88)90017-X
  18. Konstruktion und Validierung eines multimethodalen berufsbezogenen Tests zur Messung interkultureller Kompetenz [Development and validation of a job-related multimethod test to measure intercultural competence] / D.B.L. Schnabel [et al.] // Diagnostica. 2014. Vol. 61. № 1. P. 3–21. DOI:10.1026/0012-1924/a000110
  19. Leung K., Ang S., Tan M.L. Intercultural Competence // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2014. Vol. 1. P. 489–519. DOI:10.1146/annurev-orgpsych-031413-091229
  20. Lloyd S., Härtel C. Intercultural competencies for culturally diverse work teams // Journal of Managerial Psychology. 2010. Vol. 25. № 8. P. 845–875. DOI:10.1108/02683941011089125
  21. Matveev A.V., Nelson P.E. Cross cultural communication competence and multicultural team performance: Perceptions of American and Russian managers // International Journal of Cross Cultural Management. 2004. Vol. 4. № 2. P. 253–270. DOI:10.1177/1470595804044752
  22. Positive Psychological Capital: Measurement and Relationship With Performance and Satisfaction / F. Luthans [et al.] // Personnel Psychology. 2007. Vol. 60. № 3. P. 541–572. DOI:10.1111/j.1744-6570.2007.00083.x
  23. Ruben B.D., Kealey D. Behavioral assessment of communication competency and the prediction of cross-cultural adaptation // International Journal of Intercultural Relations. 1979. Vol. 3. № 1. P. 15–47. DOI:10.1016/0147-1767(79)90045-2
  24. Rubin R.B., Martin M.M. Development of a measure of interpersonal communication competence // Communication Research Reports. 1994. Vol. 11. № 1. P. 33–44. DOI:10.1080/08824099409359938
  25. Van Der Zee K.I., Van Oudenhoven J.P. The Multicultural Personality Questionnaire: A multidimensional instrument of multicultural effectiveness // European journal of personality. 2000. Vol. 14. № 4. P. 291–309. DOI:10.1002/1099-0984
  26. Van der Zee K.I., Van Oudenhoven J.P. The Multicultural Personality Questionnaire: Reliability and validity of self- and other ratings of multicultural effectiveness // Journal of Research in Personality. 2001. Vol. 35. № 3. P. 278–288. DOI:10.1006/jrpe.2001.2320
  27. You can take it with you: Individual differences and expatriate effectiveness / M.A. Shaffer [et al.] // Journal of Applied Psychology. 2006. Vol. 91. № 1. P. 109–125. DOI:10.1037/0021-9010.91.1.109

Информация об авторах

Гриценко Валентина Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7543-5709, e-mail: gritsenko2006@yandex.ru

Павлова Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550, e-mail: os_pavlova@mail.ru

Ткаченко Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0315-8511, e-mail: tkachenkonv@mgppu.ru

Усубян Шушаник Араевна, специалист по УМР отдела по международным связям МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), аспирант Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4427-6677, e-mail: usubyansha@mgppu.ru

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Шорохова Валерия Альбертовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5424-2350, e-mail: shorokhovava@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 639
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 336
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6