Сovid-19 и психическое здоровье учащихся: зарубежные исследования

981

Аннотация

Данный аналитический обзор позволяет обрисовать в общих чертах исторически значимый процесс консолидации мирового научного сообщества перед угрозой, которую несет для психики детей и молодежи пандемия COVID-19. Показано формирование векторных массивов данных, раскрывающих аспекты и распространенность нарушений психики детей, спровоцированных пандемией. В основной массе учащихся дополнительная нервно-психологическая нагрузка привела к повышению тревожности, депрессивным состояниям, посттравматическому стрессу, снижению обучаемости. Приведены результаты исследования психики учащихся в семьях в связи с явлением screen-time (времени, проведенного у экрана компьютера), наличием коморбидных нарушений, сужением общения, закрытием школ. Показано значение адекватного родительства для психического благополучия детей, образовательной стратегии для родителей, волонтеров, медсестер. Продемонстрировано направление телепсихиатрии как инструмента дистанционной помощи. Приведены пилотные разработки концепции нарушений психики учащихся на фоне пандемии. Затронут также вопрос об отсроченности кумулятивного эффекта нарушений психики у учащихся и о сохраняющейся неполноте знаний об этом.

Общая информация

Ключевые слова: пандемия, психические нарушения, учащиеся, семья, телепсихиатрия, коморбидные состояния, триггеры, эффект наложения, консолидация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100108

Для цитаты: Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А. Сovid-19 и психическое здоровье учащихся: зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 79–91. DOI: 10.17759/jmfp.2021100108

Литература

  1. COVID-19: психологические эффекты эпидемии. Чем помочь медикам? / Составитель-переводчик: Е. Можаева // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 190–196. DOI:10.17759/cpp.2020280211
  2. Alhuzimi T. Stress and emotional wellbeing of parents due to change in routine for children with Autism Spectrum Disorder (ASD) at home during COVID-19 pandemic in Saudi Arabia // Research in Developmental Disabilities. 2021. Vol. 108. Article ID 103822. 12 p, DOI:10.1016/j.ridd.2020.103822
  3. Balachandran A.K., Alagarsamy S., Mehrolia S. Suicide among children during Covid-19 pandemic: An alarming social issue // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 54. Article ID 102420. 2 p, DOI:10.1016/j.ajp.2020.102420
  4. Depression infant-juvenil y otros aspectos de salud mental durante´ el confinamiento y la pandemia por SARS-COV-2/COVID-19: Encuesta en context escolar / M. Castillo-Mart´ınez [et al.] // Anales de Pediatria. 2020. 7 p, DOI:10.1016/j.anpedi.2020.09.013
  5. Dramatic reduction of psychiatric emergency consultations during lockdown linked to COVID-19 in Paris and suburbs / B. Pignon [et al.] // medRxiv. 2020. 19 p, Preprint. DOI:10.1101/2020.05.19.20095901
  6. Eyimaya A.O., Irmak A.Y. Relationship between parenting practices and children's screen time during the COVID-19 Pandemic in Turkey // Journal of Pediatric Nursing. 2021. Vol. 56. P. 24–29. DOI:10.1016/j.pedn.2020.10.002
  7. From HIV to COVID-19: Focusing on and Engaging Adolescents and Young Adults During the Pandemic / S.M. DeLong [et al.] // American Journal of Public Health. 2020. Vol. 110. № 11. P. 1650–1652. DOI:10.2105/AJPH.2020.305915
  8. Hoagwood K.E., Kelleher K.J. A Marshall Plan for Children’s Mental Health After COVID-19 // Psychiatric Services. 2020. Vol. 71. № 12. P. 1216–1217. DOI:10.1176/appi.ps.202000258
  9. Impacts of COVID-19 on Youth Mental Health, Substance Use, and Well-being: A Rapid Survey of Clinical and Community Samples: Répercussions de la COVID-19 sur la santé mentale, l'utilisation de substances et le bien-être des adolescents : un sondage rapide d'échantillons cliniques et communautaires / L.D. Hawke [et al.] // Canadian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 65. № 10. P. 701–709. 9p. DOI:10.1177/0706743720940562
  10. Kontoangelos K., Economou M., Papageorgiou Ch. Mental Health Effects of COVID-19 Pandemia: A Review of Clinical and Psychological Traits // Psychiatry Investig. 2020. Vol. 17. № 6. P. 491–505. DOI:10.30773/pi.2020.0161
  11. Kurita J., Sugawara T., Ohkusa Y. Estimated effectiveness of school closure and voluntary event cancellation as COVID-19 countermeasures in Japan // Journal of Infection and Chemotherapy. 2021. Vol. 27. № 1. P. 62–64. DOI:10.1016/j.jiac.2020.08.012
  12. Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion / Tang Suqin [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2021. Vol. 279. P. 353–360. DOI:10.1016/j.jad.2020.10.016
  13. Mental health response for children and adolescents during the COVID-19 outbreak in China: Letter to the Editor / Junyi Wang [et al.] // Psychiatry Research. 2020. Vol. 294. Article ID 113530. 2 p, DOI:10.1016/j.psychres.2020.113530
  14. Mental Health–Related Emergency Department Visits Among Children Aged <18 Years During the COVID-19 Pandemic — United States, January 1–October 17, 2020 / R.T. Leeb [et al.] // Morbidity and Mortality Weekly Report. 2020. Vol. 69. № 45. P. 1675–1680. DOI:10.15585/mmwr.mm6945a3
  15. Mirlashari J., Ebrahimpour F., Salisu W.J. War on two fronts: Experience of children with cancer and their family during COVID-19 pandemic in Iran // Journal of Pediatric Nursing. 2021. Vol. 57. P. 25–31. DOI:10.1016/j.pedn.2020.10.024
  16. Multisystem Inflammatory Syndrome in U.S. Children and Adolescents / L.R. Feldstein [et al.] //New England Journal of Medicine. 2020. Vol. 383. № 4. P. 334–346. 13 p, DOI:10.1056/NEJMoa2021680
  17. Nissen J. B., Højgaard D.R.M.A., Thomsen P.H. The immediate effect of COVID-19 pandemic on children and adolescents with obsessive compulsive disorder // BMC Psychiatry. 2020. Vol. 20. Article ID 511. 10 p, DOI:10.1186/s12888-020-02905-5
  18. Patel Kh. Mental health implications of COVID-19 on children with disabilities // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 54. 2 p, DOI:10.1016/j.ajp.2020.102273
  19. Patra S., Patro B.K. COVID-19 and the need for child and adolescent telepsychiatry services, a case report. Letter to the Editor // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 54. Article ID 102298. 3 p, DOI:10.1016/j.ajp.2020.102298
  20. Patra S., Patro B.К., Acharya S.P. COVID-19 lockdown and school closure: Boon or bane for child mental health, results of a telephonic parent survey // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 54. Article ID 102395. 4 p, DOI:10.1016/j.ajp.2020.102395
  21. Policy Brief: COVID-19 and the Need for Action on Mental [Электронный ресурс] / Health. United Nations. New York: United Nations, 2020. 17 p, URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/un_policy_brief-covid_and_mental_health_final.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
  22. Policy Brief: Impact of COVID-19 on children [Электронный ресурс] / United Nations. New York: United Nations, 2020. 17 p, URL: https://unsdg.un.org/sites/default/files/2020-04/160420_Covid_Children_Policy_Brief.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
  23. Prevalence of depression during the COVID-19 out break: A meta-analysis of community-based studies / J. Bueno-Notivol [et al.] // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2021. Vol. 21. № 1. Article ID 100196. P. 20–31. DOI:10.1016/j.ijchp.2020.07.007
  24. Report 23: State-level tracking of COVID-19 in the United States / J.T. Unwin [et al.] // Nature communications. 2020. Vol. 11. № 1. Article ID 6189. 9 p, DOI:10.25561/79231
  25. Report of the open-ended intergovernmental expert working group on indicators and terminology relating to disaster risk reduction [Электронный ресурс] // United Nations General Assembly. Seventy-first session Agenda item. Sustainable development: disaster risk reduction. New York: United Nations General Assembly, 2016. 41 p, URL: https://www.preventionweb.net/publications/view/51748 (дата обращения: 19.03.2021).
  26. Satpathy B., Esrafil A. A study on psychological well-being of final year management students during COVID-19 pandemic lockdown in India // The International Journal of Indian Psychology. 2020. Vol. 8. № 2. P. 1–25. DOI:10.25215/0802.201 Stressors, coping and symptoms of adjustment disorder in the course of the COVID-19 pandemic – study protocol of the European Society for Traumatic Stress Studies (ESTSS) pan-European study / A. Lotzin [et al.] // European Journal of Psychotraumatology. 2020. Vol. 11. № 1. Article ID 1780832. 11 p, DOI:10.1080/20008198.2020.1780832
  27. Tammemi A.B., Akour A., Alfalah L. Is it Just About Physical Health? An Internet-Based Cross-Sectional Study Exploring the Psychological Impacts of COVID-19 Pandemic on University Students in Jordan Using Kessler Psychological Distress Scale // Research Square. 2020. 22 p, Preprint. DOI:10.21203/rs.3.rs-29439/v1
  28. The Effect of COVID-19 on Youth Mental Health / Leilei Liang [et al.] // Psychiatric Quarterly. Vol. 91. P. 841–852. DOI:10.1007/s11126-020-09744-3
  29. The prevalence of behavioral problems among school-aged children in home quarantine during the COVID-19 pandemic in China / Qi. Liu [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2021. Vol. 279. P. 412–416. DOI:10.1016/j.jad.2020.10.008
  30. Using Hybrid Telepractice for Supporting Parents of Children with ASD during the COVID-19 Lockdown: A Feasibility Study in Iran / S.A. Samadi [et al.] // Brain Science. 2020. Vol. 10. № 11. Article ID 892. 14 p, DOI:10.3390/brainsci10110892
  31. What happens when schools shut down? Investigating inequality in students’ reading behavior during Covid-19 in Denmark / D. Reimer [et al.] // Research in Social Stratifcation and Mobility. 2021. Vol. 71. 5 p, Article ID 100568. DOI:10.1016/j.rssm.2020.100568
  32. Youth and COVID-19: impacts on jobs, education, rights and mental well-being: survey report 2020 [Электронный ресурс] / Puerto Gonzalez [et al.]. Geneva, Switzerland: ILO, 2020. 55 p, URL: https://www.youthforum.org/sites/default/files/publication-pdfs/Youth-and-COVID-19-Survey-Report_English.pdf (дата обращения: 19.03.2021).

Информация об авторах

Ермолова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087, e-mail: yermolova@mail.ru

Литвинов Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, ФГБОУ ВО МГППУ, доцент кафедры иностранных языков экономического факультета, РУДН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3306-0021, e-mail: alisal01@yandex.ru

Савицкая Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769-5553, e-mail: n.sawa@yandex.ru

Круковская Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3394-1144, e-mail: okruk@bk.ru