Критический анализ использования виртуальных технологий в клинической психологии в Европе (по содержанию журнала «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking»)

265

Аннотация

Рассмотрено использование технологий виртуальной реальности (ВР) в клинической психологии в Европе. Проанализированы более 37 номеров журнала «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking» («Киберпсихология, поведение и социальные сети»), имеющего импакт-фактор 2,3, статьи в котором отражают как кибер-, так и клинико-психологическую направленность. Использовался «метод ключевых слов» для анализа текста, который понимается как поиск типичных терминов, которые обозначают критерий или заменяют его. Затем ключевое слово «виртуальная реальность» соотносилось прежде всего с типами расстройств в клинической психологии классификации группы F (по МКБ-10). Темы «виртуальная реальность» и «клиническая психология» являются наиболее часто обсуждаемыми темами в области проблемной зоны «киберпсихология». По данным проведенного исследования, возможные применения виртуальной реальности в области клинической психологии по существу ограничиваются тремя расстройствами: тревожные расстройства, депрессия, аутизм. В публикациях специалистов общей психологии термин «виртуальная реальность» не упоминаются, что указывает, на второстепенность этой темы для данной области знания.

Общая информация

Ключевые слова: виртуальная реальность, клиническая психология, тревожные расстройства, депрессия, аутизм

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021000001

Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания Министерства просвещения РФ (2020-2022) №730000Ф.99.1.БВ09АА00006, по теме: «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».

Для цитаты: Майтнер Л., Селиванов В.В. Критический анализ использования виртуальных технологий в клинической психологии в Европе (по содержанию журнала «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking») [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 36–43. DOI: 10.17759/jmfp.2021000001

Литература

  1. Лейбина А.В., Шукурян Г.А. Способы повышения эффективности онлайн-образования // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 21–33. DOI:10.17759/jmfp.2020090302
  2. Применение виртуальной реальности в качестве психотерапевтического средства для помощи страдающим от психологических фобий. Проект исследования / М.А. Селисская [и др.] // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды VII Всероссийской объединенной конференции: 15Т/1М8-2004. СПб.: Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2004. С. 39–42.
  3. Прудникова Т.А., Поскакалова Т.А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 67–82. DOI:10.17759/jmfp.2019080207
  4. Психология виртуальной реальности (учебное пособие) [Электронный ресурс] / Под ред. В.В. Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2015. 152 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=392127 (дата обращения: 16.06.2021).
  5. Селиванов В.В., Капустина В.Ю. Методы виртуальной реальности в современной психологии // Психология когнитивных процессов / Под ред. В.В. Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2020. С. 217–225.
  6. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking [Электронный ресурс] / Ed. B.K. Wiederhold. New Rochelle: Mary Ann Liebert Inc, 2018–2020. Все выпуски с 2018 по 2020. URL: https://www.liebertpub.com/loi/cyber (дата обращения: 16.06.2021).
  7. European Psychologist [Электронный ресурс] / Ed. Peter French. The European Psychologist is the official organ of EFPA and supported by other organizations of psychology in Europe, 2018–2020. Все выпуски с 2018 по 2020. URL: http://www.efpa.eu/journal (дата обращения: 16.06.2021).
  8. Johnson-Glenberg M.C. Immersive VR and Education: Embodied Design Principles That Include Gesture and Hand Controls // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 5. Article ID 81. 19 p. DOI:10.3389/frobt.2018.00081
  9. Menshikova G.Ya., Saveleva O.A., Zinchenko Y.P. The study of ethnic attitudes during interactions with avatars in virtual environments // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. № 1. P. 20–31. DOI:10.11621/pir.2018.0102
  10. Metzinger T.K. Why is Virtual Reality interesting for Philosophers? // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 5. Article ID 101. 19 p. DOI:10.3389/frobt.2018.00101
  11. Riva G. Virtual Reality in Psychotherapy: Review // CyberPsychology & Behavior. 2005. Vol. 8. № 3. P. 220–230. DOI:10.1089/cpb.2005.8.220
  12. Rothbaum B.O., Hodges L.F. The Use of Virtual Reality Exposure in the Treatment of Anxiety Disorders // Behavior Modification. 1999. Vol. 23. № 4. P. 507–525. DOI:10.1177/0145445599234001
  13. Treating Psychological and Physical Disorders with VR / L.F. Hodges [et al.] // IEEE Computer Graphics and Applications. 2001. Vol. 21. № 6. P. 25–33. DOI:10.1109/38.963458

Информация об авторах

Майтнер Лотар, магистр психологии, старший преподаватель, Международная школа менеджмента, Университет прикладных наук, Дортмундт, Германия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8920-1890, e-mail: lothar.meitner@yahoo.com

Селиванов Владимир Владимирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), заведующий кафедрой общей психологии, Смоленский государственный университет (ФГБОУ ВО СмолГУ), Смоленск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8386-591X, e-mail: vvsel@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 672
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 265
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0