Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности

706

Аннотация

Появление и распространение сети Интернет привело к тому, что пространство виртуальной реальности стало новым источником общения, особенно для подростков – активных его пользователей. Такая коммуникация существенно отличается от реального взаимодействия отсутствием разного рода ограничений, которое влияют на качество общения и могут приводить к полному игнорированию общепринятых норм морали. Цель статьи – анализ особенностей общения подростков в сети Интернет и границ нормативности. Рассматривается положительное и отрицательное влияние Интернет-общения на личность школьников, модели коммуникации, раскрывающее отличительные особенности сетевого взаимодействия молодых людей и их негативные последствия. Анализируются проблемы соблюдения норм общения и этикета, которые в том числе могут перерасти в более агрессивную форму – кибербуллинг. Приведены статистические данные нарушения границ нормативности при общении молодежи в сети Интернет в ряде стран. Выделены основные направления профилактики ненормативного взаимодействия подростков в виртуальном пространстве. Изучение особенностей коммуникации подростков в цифровой среде более детально раскроет понимание причин распространения виртуальной агрессии и сможет способствовать развитию уровня культуры общения учащихся в сети Интернет.

Общая информация

Ключевые слова: этика, нормативность, подростки, агрессия, общение, интернет

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100304

Для цитаты: Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 40–47. DOI: 10.17759/jmfp.2021100304

Литература

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. М.: Терра, 2017. 168 с.
  2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2015. 439 с.
  3. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. Том. 1. № 50. С. 80–87. DOI:10.33463/2072-8336.2020.1(50).080-087
  4. Жмырко К.С. Особенности общения подростков посредством интернета [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. Том 10. № 90. С. 1333–1335. URL: https://moluch.ru/archive/90/18749/ (дата обращения: 03.07.2021).
  5. Игнатьева Э.А., Софронова Н.В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография. М.: Спутник+, 2017. 158 с.
  6. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете: монография / Г.В. Солдатова [и др.]. М.: Наука, 2018. 176 с.
  7. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования Интернета / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Просвещение, 2000. С. 40–54. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/frindte (дата обращения: 03.07.2021).
  8. Шейнов В.П. Кибербуллинг: предпосылки и последствия [Электронный ресурс] // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Том 4. № 2(14). С. 77–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp??=&id=38542298& (дата обращения: 03.07.2021).
  9. A Social Psychology of the Internet / L. Martin [et al.]. London: Sage Publications Ltd., 2019. 224 p.
  10. Baier D., Krenz M., Bergmann M.C. Verbreitung und Einflussfaktoren des Cyberbullying. Ergebnisse einer Repräsentativbefragung in Niedersachsen // Zeitschrift für Soziologie der Erziehung und Sozialisation. 2016. Vol. 36. № 3. P. 227–245. DOI:10.3262/ZSE1603227
  11. Bauman S., Perry V.M., Wachs S. The rising threat of cyberhate for young people around the globe // Child and Adolescent Online Risk Exposure / Eds. M.F. Wright, L.B. Schiamberg. London :A cademic Press, 2021. P. 149–175. DOI:10.1016/B978-0-12-817499-9.00008-9
  12. Bergmann M.C., Baier D. Prevalence and Correlates of Cyberbullying Perpetration. Findings from a German Representative Student Survey // International journal of environmental research and public health. 2018. Vol. 15. № 2. Article ID 274. 13 p. DOI:10.3390/ijerph15020274
  13. Betts L.R., Spenser K.A., Gardner S.E. Adolescents’ involvement in cyber bullying and perceptions of school: The importance of perceived peer acceptance for female adolescents // Sex Roles. 2017. Vol. 77. № 7–8. P. 471–481. DOI:10.1007/s11199-017-0742-2
  14. Bill Belsey Cyberbullying: An Emerging Threat to the “Always On” Generation [Электронный ресурс]. 2019. URL: http://www.billbelsey.com/?p=1827 (дата обращения: 19.07.2021).
  15. Blaya C., Audrin C., Skrzypiec G. School Bullying, Perpetration, and Cyberhate: Overlapping Issues // Contemporary School Psychology. 2020. 9 p. DOI:10.1007/s40688-020-00318-5
  16. Chen L., Ho S.S, Lwin M.O. A meta-analysis of factors predicting cyberbullying perpetration and victimization: From the social cognitive and media effects approach // New Media & Society. 2017. Vol. 19. № 8. P. 1194–1213. DOI:10.1177/1461444816634037
  17. Cross-national aspects of cyberbullying victimization among 14–17-year-old adolescents across seven European countries / A. Kalliope [et al.] // BMC Public Health. 2018. Vol. 18. Article ID 800. 15 p. DOI:10.1186/s12889-018-5682-4
  18. Cyberbulling a modern form of bullying: let’s talk about this health and social problem / P. Ferrara [et al.] // Italian Journal of Pediatrics. 2018. № 44. Article ID 14. 3 p. DOI:10.1186/s13052-018-0446-4
  19. Festl R. Perpetrators on the internet: Analyzing individual and structural explanation factors of cyberbullying in school context // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 59. P. 237–248. DOI:10.1016/j.chb.2016.02.017
  20. Parental Phubbing and Adolescents’ Cyberbullying Perpetration: A Moderated Mediation Model of Moral Disengagement and Online Disinhibition / W. Xingchao [et al.] // Journal of Interpersonal Violence. 2020. 23 p. DOI:10.1177/0886260520961877
  21. Salminen J., Hopf M., Chowdhury S.A. Developing an online hate classifier for multiple social media platforms // Human-centric Computing and Information Sciences. 2020. Vol. 10. Article ID 1. 34 p. DOI:10.1186/s13673-019-0205-6
  22. Sang M.B. The influence of strain factors, social control factors, self-control and computer use on adolescent cyber delinquency: Korean National Panel Study Children and Youth Services Review // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 78. P. 74–80. DOI:10.1016/j.childyouth.2017.05.008
  23. Selkie E.M., Fales J.L., Moreno M.A. Cyberbullying Prevalence among US Middle and High School–Aged Adolescents: A Systematic Review and Quality Assessment // Journal of Adolescent Health. 2016. Vol. 58. № 2. P. 125–133. DOI:10.1016/j.jadohealth.2015.09.026
  24. Skovholt K., Gronning A., Kankaanranta A. The Communicative Functions of Emoticons in Workplace E-Mails // Journal of Computer-Mediated Communication. 2014. Vol. 19. № 4. P. 780–797. DOI:10.1111/jcc4.12063
  25. Stability and Change of Bullying Roles in the Traditional and Virtual Contexts: A Three-Wave Longitudinal Study in Chinese Early Adolescents / X.W. Chu [et al.] // Journal of Youth and Adolescence. 2018. Vol. 47. № 11. P. 2384–2400. DOI:10.1007/s10964-018-0908-4
  26. Terzian M.A., Andrews K.M., Moore K.A. Preventing Multiple Risky Behaviors among Adolescents: Seven Strategies // Child Trends. 2011. Vol. 24. P. 1–12. URL: https://www.researchgate.net/publication/265111039_Preventing_Multiple_Risky_Behaviors_among_Adolescents_Seven_Strategies (дата обращения: 03.07.2021).
  27. Trompeter N., Bussey K., Fitzpatrick S. Cyber victimization and internalizing difficulties: The mediating roles of coping self-efficacy and emotion dysregulation // Journal of Abnormal Child Psychology. 2018. Vol. 46. P. 1129–1139. DOI:10.1007/s10802-017-0378-2
  28. Vitto C. Cyberbullying among adolescents: frequency and characteristics // Sociology International Journal. 2018. Vol. 2. № 6. P. 730–734. DOI:10.15406/sij.2018.02.00129
  29. Willard N. Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Champaign: Research Press, 2007. 320 p.
  30. Zych I., Beltrán M., Ortega-Ruíz R. Competencias sociales y emocionales de adolescents involucrados en diferentes roles de bullying y cyberbullying [Social and emotional competencies in adolescents involved in different bullying and cyberbullying roles] // Revista Psicodidáctica. 2018. Vol. 23. № 2. P. 86–93. DOI:10.1016/j.psicod.2017.12.001

Информация об авторах

Кирюхина Дарья Валерьевна, аспирант кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3960-2557, e-mail: dasha130897@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 831
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 706
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12