Введение
В настоящее время становится все более очевидным, что «постковидный» мир будет совершенно иным. Качественным показателем произошедших изменений в обществе является современное положение молодежи. Рассматривая период пандемии, как один из ключевых этапов в жизни общества, необходимо отметить, в первую очередь, его влияние на изменение социальных установок и трансформацию социальных норм у молодежи. Несмотря на действия со стороны формальных социальных институтов (семья, образование, власть, культура) и неформальных объединений по передаче существующих ценностей и норм, требуются и достаточно «агрессивные» способы трансляции, направленные на их сохранение. 2020 год стал ярким индикатором уровня социализации молодежи, показавшим все наиболее серьезные проблемы в жизни молодых людей, негативно влияющие на их становление и развитие. Власти разных стран уделяют немало внимания процессу социализации молодого человека, но как показывает практика, этих мер бывает недостаточно.
Согласно исследованиям американских психологов и социологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры [Bandura, 2020], социализация — процесс, который «обеспечивает прочность сохранения общества и передачу его культуры между поколениями». В то же время такие ученые, как Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл, указывают на то, что «социализация — это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми» [Новые формы развития, 2021]. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что социализация — процесс включения личности молодого человека в социум, именно как субъекта данных отношений. Таким образом «позитивно» социализированный молодой человек видится нам как социально-активная личность, осуществляющая свою деятельность на основе социальных норм и общественных интересов. Исследование, проведенное И.С. Коном [Bell, 2021] в области культурной трансмиссии через призму взаимовлияния поколений и их ценностных ориентаций, зафиксировало формирование симулякров, являющихся критериями социального устройства. Несмотря на это, к возрастным особенностям поведения молодых людей можно отнести вопросы, связанные с изменением или трансформацией ценностей и норм, сформулированных старшим поколением.
Согласно данным Generation Power Index [Early Estimates of, 2020], а также на основе теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом [Howe, 2069], каждое поколение оказывает влияние на следующие не только через продукты культуры, политики, образования, передающиеся в качестве наследия, принципы, нормы и ценности, транслирующиеся в обществе, но и через призму своего возраста, который определяет силу влияния поколения на социально-активную деятельность (рис. 1).
Поколение формирует собственное мировоззрение не только в силу возрастных особенностей, но и опираясь на результат социально-экономических трансформаций, которые происходят в современном обществе и усиливаются процессами глобализации, оказывая влияние как на внутренние государственные структуры, так и межнациональные.
Проведенный анализ исследований Уильяма Штрауса и Нила Хоува, позволил сделать вывод о том, что в настоящее время наибольшее влияние оказывает поколение бэби бумеров и поколение Х, наименьшее — поколение Z. Однако, учитывая индикаторы, формирующие сферу влияния (политический, экономический, культурный аспекты), в ходе исследования нами был сделан вывод, о высоком уровне воздействия поколения Х на культурную среду социума, в то время как поколение бэби бумеров оказывает существенное влияние на политическую и экономическую сферы (рис. 2). Это показывает, что процесс социализации имеет спонтанную и в то же время целенаправленную форму.
В последнее время появились новые агенты социализации, имеющие достаточно сильное влияние на формирование личности молодежи, ее адаптацию. К ним можно отнести: информатизацию всех сфер, рынок труда и предпринимательство. В данной статье мы остановимся на информатизации, использовании диджитал-технологий.
Модель передачи информации, норм, установок, ценностей между поколениями претерпела изменения, под влиянием диджитал-технологий, которые стали неотъемлемым элементом развития современного общества. Диджитал-технологии определяют траекторию формирования личности молодого человека, на которую помимо привычных агентов социализации первичное влияние стала оказывать медиасреда, в рамках которой происходит формирование и быстрая трансформация ценностей, присущих малой социальной группе [Bell, 2021]. Процесс трансляции и освоения культурных норм и ценностей в условиях медиа-среды определяется, с точки зрения современных исследований, как «киберсоциализация», которая не представляет собой новую форму социализации, однако вносит существенные изменения в классическое понимание процесса социализации.
Процесс киберсоциализации приобрел большое значение в период вынужденной самоизоляции, сформировав ее не через призму иерархической структуры, включавшей в себя все социальные институты, а через формирование авторитетов, которые, в свою очередь, благодаря симулякрам, выделяющим их в рамках социальной стратификации, транслируют ценности, характерные для собственно социальной среды [Andersen, 2019; Cho, 2020].
Цель исследования — проанализировать влияние медиапространства на процесс социализации молодежи в период эпидемиологической ситуации COVID-19, описать систему контроля за процессом социализации в условиях медиа-платформы посредством трансформации образовательных курсов в онлайн-пространстве.
Исследование проблем социализации молодежи
в период пандемии
Исследование, проведенное Kepiosanalysis social media [State of Fandom, 2020] в 2021 году, показало, что на увеличение количества пользователей Интернет-сетей оказала влияние вынужденная самоизоляция; таким образом только за один год количество пользователей стало больше на 332 миллиона, что соответствует 7,6 % населения всего мира. В рамках же мирового пространства интернет-пользователями стали 4,73 млрд человек — 60,1% от всего населения мира. Люди в возрасте от 16 до 64 лет используют социальные сети как один из основных способов коммуникации. Авторы данного исследования также отмечают, что произошло увеличение на 521 млн человек, что в общей сумме составляет 4,33 млрд (55,1% от всего населения) пользователей социальных сетей [State of Fandom, 2020].
Приведенные статистические данные в докладе «Youth and COVID-19: Impacts on Jobs, Education, Rights and Mental Well-Being» позволяют сделать вывод о росте влияния Интернет-сети в целом и социальных платформ, в частности, на формирование культуры населения, которая является социальным агентом, транслирующим нормы и ценности общества подрастающему поколению. Несомненным фактом является высокая степень вовлечения лиц от 16 до 24 лет в процесс коммуникации посредством социальных платформ [Youth and COVID‑19, 2020].
Исследования портала Mediascope [24 Alarming cybercrime, 2021] подтверждают, что социальными сетями пользуются 53 млн несовершеннолетних и их родителей; по мнению взрослой части населения, молодежь привлекают такие формы, как онлайн-игры (59%), просмотр видеоконтента (53%), потребление образовательного контента (42%). В рамках отчета GWI (GlobalWebIndex) [Generational power index, 2021], опубликованного в 2020 году, представлены цифровые данные о поведении людей в возрасте от 16 до 64 лет в Интернет-сети. В частности, 24,1% населения используют в качестве платформы для осуществления коммуникации Watsapp, 21,8% — Facebook, 18,4% — Instagram, 3,4% — Tiktok, 2,4% — telegram, 1,2% VK. Согласно исследованию, лица от 16 до 64 лет, используют социальные платформы для того, чтобы: оставаться на связи с родственниками и друзьями (49,7%); заполнить свободное время (36,9%); познакомиться с новыми людьми (23,8%); находить сообщества и группы по интересам (22,3%). В ходе исследования было выявлено, что в возрасте от 16 до 24 лет, женщины более подвержены влиянию «авторитетных лиц» в рамках социальных медиа (32,8%), чем мужчины (24,4%) [Hatmaker, 2020].
В то же время весьма значимым является и тот факт, что уровень доверия молодежи в сложной эпидемиологической ситуации к национальным правительствам, согласно опросу, проведенному общественными организациями, формируется благодаря открытой и доступной информации, представленной непосредственно государственными институтами. Среди опрошенных было выявлено, что 68% считают, что в сети — Интернет более 88% сайтов содержат дезинформацию о COVID-19, а следовательно, они не смогли сразу же получить актуальную и правдивую информацию о заболевании, что привело к снижению уровня доверия к действующей власти и мерам, которые реализуются со стороны Правительства [Мировая статистика [Электронный, 2021].
В докладе «Youth and COVID-19: Impacts on Jobs, Education, Rights and Mental Well-Being» Международной организации труда (далее МОТ), посвященном вопросам молодежи и пандемии COVID-19 [Youth and COVID‑19, 2020], нашли свое отражение негативные последствия, влияющие на снижение экономического потенциала целого поколения молодежи в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Так, 71% молодых людей, считают, что пострадали из-за закрытия школ, вузов, центров дополнительного образования; 67% сообщили о том, что за 2020 год получили меньше знаний, практических навыков из-за обучения онлайн; 50% высказали мнение о возможности продления сроков обучения, а 10% не уверены в том, что смогут его завершить [UNICEF: Office of, 2020]. В то же время международные эксперты утверждают, что для молодых людей потеря одного учебного года в последующем повлияет на уровень их дохода. Низкий уровень образования, отсутствие работы приводят к появлению в обществе группы NEET (анг. Not in Education — «ни-ни»), что не может в последующем не сказаться на экономическом благосостоянии общества в целом [World Economic Outlook, 2020]. Исследование позволило выявить, что в странах с низким уровнем доходов только 20% молодых людей смогли продолжить обучение в онлайн-формате, в то время как с высоким уровнем доходов, этот показатель равен 68%. В соответствии с этим и переход от профессионального обучения к трудовой деятельности стал более длительным и требующим особого внимания. Согласно данным МОТ, 42% испытывают тревогу о своем будущем, сомневаются в возможности карьерного роста; отмечается и ухудшение психологического состояния молодежи — 65% испытывают чувство тревоги и депрессии, а 17% находятся в состоянии депрессии [Avila, 2020]. Таким образом, переход на дистанционные формы обучения способствует снижению уровня контроля за психическим состоянием молодежи, которая в основном получает психологическую поддержку в условиях образовательных организаций как основных институтов социализации данной возрастной группы [Haigney, 2020].
Период вынужденной самоизоляции, по мнению ряда исследователей, характеризуется высоким уровнем стресса, который испытало на себе не только взрослое население, но и молодежь в условиях трансформации социального пространства, вызванной переходом на дистанционный режим обучения [COVID-19 in children, 2020]. Вышеобозначенные проблемы молодежи, выявленные в ходе исследований, стали дополнительным катализатором для формирования запроса на поиск социально безопасной среды, которая позволит стабилизировать психологическое состояние молодежи и будет способствовать ее самоактуализации и самореализации. Это не менее значимо, наряду с повышением уровня экономического благосостояния и самовырожения, в данной (конкретной) политической ситуации. В период пандемии произошло увеличение участников социальных интернет-платформ в формате онлайн, позволяющих объединить запросы молодежи и сформировать среду для ее самореализации [Hertz, 2021].
Увеличение роли интернет-ресурсов в жизни общества, в свою очередь, также обусловило необходимость формирования системы контроля, которая реализуется в онлайн-пространстве для передачи культурных норм, ценностей. В ходе исследования нами была составлена схема осуществления контроля в условиях медиаплатформы (рис. 3).
Система контроля транслируется при помощи СМИ, которые, получая информацию о нарушении ценностных ориентацией, трансформируют ее для преподнесения своей аудитории. В свою очередь, медиасреда опирается на культуру контроля как первичного субъекта, определяющего нормы и ценности, необходимые для формирования в социуме ситуации порядка и трансляции паттернов в условиях социализации молодежи.
Образование относится к одному из агентов социализации молодежи и в период пандемии; образовательным учреждениям необходимо было перевести образовательный процесс в онлайн-формат, при этом сохраняя и контролируя процесс передачи культурных норм и традиций [Rogers, 2020].
Несмотря на достаточно широкий спектр имеющихся технологий, даже страны-лидеры в области цифровизации экономики (США, Китай, Япония) [Highest to Lowest] испытывают значительные трудности при организации онлайн-обучения. Затруднения вызывают не только вопросы технического обеспечения обучающихся, но и адаптации образовательных программ — ввиду их специфических особенностей, которые требуют как теоретического освоения материала, так и его практической реализации в рамках аудиторных условий и на базах практики. Тем не менее, опыт дистанционного обучения, накопленный в условиях интеграции диджитал технологий, позволил нам разработать траектории трансформации образовательных курсов в онлайн-пространство, представленную на рис. 4.
Данные траектории основаны на формах осуществления коммуникации и самопрезентации в условиях освоения молодежью новых компетенций. Формы не только базируются на групповых или индивидуальных подходах, но и определяют необходимость получения референсов от окружающих, способствующих усвоению как нового материала, так и социальных установок, которые возникают как ответ на социальное действие.
Однако, несмотря на быструю адаптацию образовательных ресурсов в онлайн-пространство, согласно статистическим данным, около 463 млн человек не смогли получить доступ к удаленной системе обучения, что вызывает опасение исследователей о возможности их адаптации в условиях образовательных учреждений в период пост-пандемии. 90% стран мира адаптировали осуществление образовательных услуг в онлайн-формат, однако, 30% обучающихся из-за недостаточного уровня обеспеченности техническими средствами не могли быть вовлеченными в образовательный процесс [Trudeau, 2020].
Стратегия развития образования в условиях мирового пространства, которая была определена лидерами государств, региональных, федеральных и международных организаций в рамках Инчхонской декларации, определила цели устойчивого развития (далее — ЦУР) на период 2030 года, которые сформированы на основании принципа общей доступности учебного процесса. Ключевые аспекты, сформулированные в рамках ЦУР, предполагают формирование инклюзивной и равноправной качественной образовательной среды, которая бы способствовала гармоничному развитию подрастающего поколения [Orbach, 2020].
Так, например, власти Испании оказали поддержку уязвимым слоям населения, обеспечив их смартфонами, компьютерами, планшетами; французское правительство предложило прямую финансовую помощь студентам; в США, Канаде и Италии студентам увеличили стипендию. В Германии студентам выплаты по грантам осуществлялись несмотря даже на приостановление обучения, а выпускникам из числа безработных была предоставлена услуга по получению беспроцентного кредита в качестве финансовой помощи [Rogers, 2020].
Переход в онлайн-формат, изменил существующие парадигмы социализации, которые в новых условиях имеют скорее стихийный, чем целенаправленный характер, что обусловлено трансформацией иерархической структуры передачи ценностей в рамках межпоколенческих транзакций [UNICEF: An additional, 2020]. Осваивая коммуникативное пространство в онлайн формате, молодежь была подвержена влиянию авторитетов, которые сформировали свой статус в условиях медиапространства. Основным индикатором, определяющим статус медиавторитета, выступила не их способности к трансляции норм и ценностей, существующих в обществе, а своевременная реакция на его проблемы [Anderson, 2018]. Данный факт, наряду с низким уровнем адаптированности образовательных программ, способствовал появлению новых форм самоидентификации индивида в условиях медиасреды, которая, несмотря на существующие алгоритмы внутреннего контроля за соблюдением нравственных норм, подвержена высокому уровню субъективной адаптации, не всегда способствующей трансляции ценностей, принятых в обществе [Joy, 2012].
Новые тенденции в процессах социализации ввиду их стремительной трансформации, находятся в стадии изучения. В настоящий момент можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения оказали серьезное влияние на молодое поколение [Auxier, 2020]. Это обуславливает необходимость адаптации существующих регулятивных и социализирующих механизмов в условиях новых социальных парадигм. Изменения коснутся и системы образования, которая в случае перехода в аудиторный формат получит новых субъектов, молодежь, получившую неоценимый социальный опыт за период самоизоляции [Susceptibility to SARS-CoV-2, 2021]. Это обусловит необходимость формирования новых методов и средств психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
В условиях высокого уровня влияния диджитал-технологий на процесс социализации современной молодежи представляется необходимым внедрение трансформированных обучающих онлайн-курсов, посредством которых будет осуществляться сопровождение и контроль процесса усвоения молодежью норм и культурных ценностей общества, создание условий для корректной интерпретации существующей действительности, поиска различных способов самоидентификации и самовыражения молодого человека в современном обществе.
Заключение
Социализация молодежи представляет собой сложный процесс трансляции и усвоения культурных и социальных норм в рамках выполнения межпоколенческих транзакций. В условиях существующего алгоритма данный процесс формируется на основании иерархических связей, в рамках которых старшие поколения формируют социальный опыт младших, через призму целенаправленного или спонтанного воздействия.
Диджитал-технологии на протяжении последних десятилетий, оказывают влияние на процесс становления молодого человека через возникновение новых акторов в медиапространстве. Они трансформируют существующую модель социализации, формируя авторитетного субъекта передачи социального опыта не через призму его принадлежности к старшему поколению, а через призму его способов самовыражения в условиях медиасреды.
Вынужденная самоизоляция в период пандемии существенным образом трансформировала образовательную парадигму, определив необходимость адаптации и интеграции учебных программ в онлайн среду, выявив ряд трудностей в рамках распространения образовательных услуг. Данный опыт оказал влияние на процесс освоения молодежью культурных норм и принципов, которые обусловили формирование социальной повестки, заключающейся в определении и интеграции новых акторов в условия медиасреды для осуществления медиативных функций в процессе усвоения молодежью культурных норм и принципов.
Теоретический анализ проблем социализации молодежи позволяет нам сделать вывод о том, что огромное влияние в настоящее время оказывает медиапространство. А аудиовизуальный мир и деятельность социальных организаций становятся мощными агентами социализации современной молодежи, которые не могут функционировать бесконтрольно. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью в условиях медиапространства и реализации образовательных курсов на медиаплатформах.