Введение

70

Общая информация

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Авдеева Н.Н. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. С. 5–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n1/Avdeeva (дата обращения: 20.05.2024)

Полный текст

Перинатальная психология рассматривается как важный раздел перинатологии, появившийся примерно в 70-е годы ХХ века, когда стало очевидным, что некоторые проблемы и практические задачи, поставленные перед перинатологией, невозможно решить без обращения к психологии.

На эти годы пришлось начальное формирование психологически ориентированной перинатальной проблематики. Развитию этого направления способствовало введение расширительного определения перинатального периода как включающего пренатальное развитие, роды и раннее детство.

Дифференциация перинатальной психологии по решаемым задачам привела к выделению психологии зачатия, беременности, родов, психологи раннего постнатального периода. Кроме того, произошло деление по разделам: общая, клиническая, специальная психология. Формирование этих разделов, их специализация и совершенствование потребовали интеграции научных знаний и объединения усилий специалистов разного профиля.

В настоящее время продолжается интенсивное развитие перинатальной психологии на стыке с другими направлениям психологии, в частности, с психологией родительства, психологией привязанности, психологией детско-родительских отношений, репродуктивной психологией.

За рубежом количество публикаций по проблемам перинатальной психологи огромно, оно включает как теоретические, так и прикладные аспекты, характеризуется широтой тематики и направленностью на работу с рисками, трудностями, нарушениями прохождения перинатального периода.

Цель тематического номера — представление ведущих подходов, проблем и исследований современной зарубежной перинатальной психологии.

В статьях анализируются и сопоставляются теоретические подходы и результаты исследований детерминант материнского и отцовского поведения, современного родительства; психологические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий, сепарационной тревоги; ситуации матери и новорожденного в условиях рисков заражения коронавирусом.

Читатели могут ознакомиться с новыми тенденциями оказания психологической помощи по вопросам и трудностям перинатального периода.

В рубрике «Психология развития» представлены две статьи, посвященные детерминантам родительского поведения и относящиеся к общей перинатальной психологии.

В статье Н.Н. Авдеевой обсуждается история вопроса и современный взгляд на биологические детерминанты материнского поведения. Автор рассматривает работы, направленные на выявление источников, активирующих материнское поведение, подчеркивает компли-ментарность материнского поведения и врожденного репертуара активности младенца. Однако биологические детерминанты не обеспечивают должного результата в группах риска, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Кроме того, нередко вхождение в родительство современных матерей и отцов сопряжено с выраженным стрессом и требует психологического сопровождения. Программы раннего вмешательства направлены на поддержку биологических детерминант родительского поведения: формирование позитивного отношения к ребенку, обеспечения заботы и условий для психологического развития ребенка.

Проблема детерминант отцовского поведения рассматривается в статье Б. Хоффман, где показана трансформация взглядов зарубежной психологии на психологическую роль отца в развитии ребенка. Автор рассматривает динамику исследований отцовства за последние 20 лет, выделяет изменения и ключевые открытия. Кроме того, обсуждаются современные перспективы дальнейших исследований в этой важной, быстро развивающейся области на пересечении психологии развития, психологии родительства и перинатальной психологии.

В рубрике «Клиническая психология» представлены три исследования, которые соотносятся с клинической перинатальной психологией, касающиеся психологических аспектов вспомогательных репродуктивных технологий, сепарационной тревоги, трудной жизненной ситуации заражения коронавирусом.

В статье Г.Г. Филипповой содержится обзор работ по психологическим аспектам вспомогательных репродуктивных технологий (этические вопросы, особенности переживания бесплодия, направления психологической помощи). Автор акцентирует внимание на переходе от анализа психологических причин бесплодия к изучению психологических последствий бесплодия и психологических проблем, связанных с лечением. Сравнение теоретических подходов к данной проблематике в отечественной и зарубежной психологии показывает преимущества отечественных разработок в области современной перинатальной и репродуктивной психологии. Важной междисцплинарной проблемой, актуальной как для клинической перинатальной психологии, так и для психологии развития, является изучение феномена сепарационной тревоги на разных этапах развития человека.

В статье Кочетовой Ю.А., Климаковой М.В., посвященной феномену сепарационной тревоги, проведен анализ зарубежных исследований, показаны связь уровня сепарационной тревоги младенцев и их родителей, влияние сепарационной тревоги на психическое развитие детей, а также личностный рост родителей. Рассмотрены проявления сепарационной тревоги, клиническая картина, диагностические критерии и методы психотерапевтической помощи. Еще одним актуальным аналитическим обзором в данной рубрике журнала является обсуждение психологических рисков для матери и новорожденного в трудной жизненной ситуации заражения коронавирусом.

В статье Ермоловой Т.В., Флоровой Н.Б. приведены данные о последствиях пандемии COVID-19 для протекания беременности, психологической безопасности в период гестации, последствий для развития плода, новорожденного, матери в случае отказа от вакцинирования. Авторы приводят результаты обширных исследований транснациональных исследовательских команд, показавших необходимость разобщения инфицированной матери и слабого новорожденного, прекращения грудного вскармливания, длительного совместного пребывания в режиме кенгуру. Представлен большой диапазон проблем, связанных с психологическим благополучием инфицированной молодой матери, равно как и здоровых беременных на фоне пандемии.

В рубрике «Социальная психология» рассмотрены новые исследования родительства. В статье И.В. Шаповаленко представлен обзор современных зарубежных психологических и социологических исследований родительства под углом зрения изменений, которые произошли в последние десятилетия в условиях реализации родительства и представлениях о родительских функциях. Демонстрируя широкую палитру исследовательских вопросов в рамках современного родительства, автор акцентирует внимание на двух наиболее популярных темах: 1) связь родительства и трудовой деятельности, особенно на этапе вхождения в родительство; 2) связь родительства и психологического благополучия личности. Проанализированы подходы к становлению родительской сферы, основанные на теории ролей и на теории идентичности. Обозначены перспективные направления и методы дальнейших исследований материнства и нового, «вовлеченного» отцовства.

Представляется, что материалы выпуска будут полезны не только специалистам-психологам, но и всем родителям и всем работникам образовательной системы, включая дошкольное образование и воспитание и органы управления.

Информация об авторах

Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: nnavdeeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 213
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 70
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4