Введение
Практики совместного принятия решений, сфокусированные на клиенте, его семье и «естественном» социальном окружении — друзьях, соседях, коллегах — используются во многих сферах социальной работы (с семьями в трудной жизненной ситуации, с приемными семьями, с пожилыми людьми, в медицинской реабилитации и клинической психиатрии, в восстановительном правосудии).
Данная статья рассматривает технологию «Семейные групповые конференции» (СГК) как наиболее доступную в англоязычной литературе на текущий момент. СГК состоит из последовательности этапов, которыми руководит координатор — прошедший подготовку специалист: 1) исследование социального окружения (беседа и картирование); 2) обсуждение с семьей хода и задач СКГ, людей из социального окружения, которых они хотят пригласить; 3) встреча со специалистами и социальным окружением семьи, на которой семья разрабатывает план; 4) реализация плана: клиент, его неформальное окружение и, по необходимости, специалисты реализуют взятые на себя задачи по улучшению ситуации. В отдельных случаях мы обращаемся к исследованиям технологии «Работа с сетью социальных контактов» (ССК), которая отличается от СГК спецификой проведения встречи (в СГК есть «время семьи», когда специалисты и куратор уходят; в ССК все специалисты и неформальное окружение семьи взаимодействуют в общем кругу, их беседу фасилитируют два ведущих), однако их различия не принципиальны для данного обзора.
В статье преимущественно рассматриваются исследования в сфере социальной работы с семьей, поэтому в качестве синонимов к слову «клиент» здесь иногда используются «родители/ребенок/семья». Когда мы обращаемся к исследованиям других целевых групп, это всегда указывается в тексте.
Цель статьи — выполнить концептуальный обзор подходов к конструированию результатов СГК с точки зрения клиентов и специалистов, а также методологических вопросов и организационных сложностей, возникающих при разработке дизайна исследований результативности этой практики.
Конструирование результатов практики СГК
Данные о результативности СГК во многом определяются тем, кто формулирует результаты и какие инструменты измерения они выбирают [Metze, 2015]. Фокус на клиентах как активных партнерах в принятии решений подразумевает, что они включены и в этот процесс.
«Ориентированные на систему результаты» (service-led outcomes), которые определяются специалистами для и от имени клиентов [Cook, 2012], должны быть дополнены «личными результатами» (personal outcomes), связанными с целями, надеждами и приоритетами самого человека (Табл. 1).
Таблица 1
Типы «личных» результатов, сформулированных клиентами (родителями и детьми), с примерами формулировок [Morris, 2012]
|
«Процессуальные» результаты |
Результаты, связанные с изменениями / навыками |
Результаты, связанные с качеством жизни |
|
Я чувствовал, что ко мне прислушивались и меня уважали. У меня было право голоса в принятии решений, которые касаются меня |
Я прояснил для себя ситуацию. Я чувствую больше уверенности в себе / уважения к себе. Я улучшил свои навыки общения |
Я чувствую себя в безопасности. Я чувствую себя дома «на своем месте». Я поддерживаю хорошие отношения с важными для меня людьми |
Как правило, люди тесно связывают «личные результаты» с процессом их достижения [Beresford, 2006].
Поэтому наряду с результатами надо учитывать и удовлетворенность клиента процессом участия в СГК. Большинство семей оценивают этот опыт положительно [Increasing Social Support, 2020], хотя другие процедуры в сфере защиты детей вызывают у них негативное отношение [Broadhurst, 2012]: 98 % родителей и родственников считают, что они играли важную роль в разработке плана по решению проблемы на СГК [Marsh, 1998]; 95-97 % соглашаются с утверждениями «Я чувствовал, что это встреча моих близких» и «В плане удалось учесть мое мнение по поводу благополучия ребенка»[A Randomized Controlled, 2019].
Связь между удовлетворенностью процессом и достижением позитивных изменений показана в исследовании Хйорта, где участники ССК оценивали процесс сразу после встречи, а свою жизненную ситуацию — во время подготовки к встрече и после нее[An evidence review, 2016]. 38% участников продемонстрировали статистически значимые улучшения после встречи, 50% оценили свое состояние как улучшившееся в пределах критериев клинической значимости; при этом участники, отметившие улучшения в своей жизни, оценили процесс встречи более высоко, а не достигшие улучшений или даже показавшие небольшое ухудшение (12%) — более низко [Hjort, 2019].
Непосредственные результаты отслеживаются как в краткосрочной («на СГК создан план, одобренный специалистами»; «усилилась вовлеченность семей в процесс принятия решений»), так и в среднесрочной перспективе («спустя 6 месяцев семья следует своему плану»). Например, британское исследование [Marsh, 1998] показало, что через 6 месяцев после СГК планы выполняются в среднем на 75%; а нидерландское — что 87% семей выполняют планы и ощущают при этом контроль над собственной жизнью [Oosterkamp-Swajcer, 2012]. Такой уровень приверженности планам считается высоким в сфере помощи семьям в трудной жизненной ситуации.
Социальные результаты СГК (табл. 2) включают в себя положительные изменения в жизни клиентов и их окружения; как правило, они описывают улучшение жизненной ситуации (снижение рисков для ребенка или пожилого человека; профилактику сиротства; уменьшение количества госпитализаций) и изменения системы отношений (расширение социальной сети; переживание клиентами и социальной поддержки, и личной автономии).
Таблица 1
Примеры формулировок социальных результатов в проспективных исследованиях СКГ
|
Дизайн исследования |
Характеристики целевой группы |
Переменные, связанные с процессом работы |
Вторичный результат |
|
|
Мультицентровое проспективное когортное исследование [Effects of family, 2018] |
Взрослые пациенты реабилитационных центров, перенесшие ампутацию конечности или травму спинного мозга
|
Приверженность модели (fidelity) и качество ее внедрения; причинно-следственные связи и факторы контекста, влияющие на результаты |
Эмпауэмент[Braithwaite, 1989], который в контексте медицинской реабилитации операционализируется через конструкты «самоэффективность» и «участие» |
Психологические факторы (копинг-стратегии, переживание смысла жизни, уровень депрессии); средовые факторы (семейные отношения и функционировани, социальная поддержка — эмоциональная и практическая) |
|
Рандомизированное контролируемое исследование (РКИ) [Family group conferencing, 2014] |
Семьи с риском пренебрежительного или жестокого обращения с детьми / социального сиротства |
Факторы, потенциально влияющие на результативность: целостность соблюдения всех этапов СГК (integrity); характеристики координаторов СГК и кураторов семей, ответственных за реализацию планов; социально-демографические характеристики семей |
Безопасность ребенка операционализируемая как снижение риска пренебрежения и жестокого обращения (формы оценки риска, заполняемые куратором семьи); меньше ордеров на принудительный надзор или сроки их действия; меньше размещений ребенка вне семьи или их длительность |
Поддержка от социальной сети, воспринимаемый контроль / эмпауэрмент, функционирование семьи, использование профессиональных услуг |
На формулировки результатов влияет и теоретическая ориентация исследователя: так, в рамках системной семейной терапии результаты ССК описываются как «изменение паттернов взаимодействия в социальной сети» или «преодоление ригидных стратегий взаимодействия» [Kliman, 1983].
«Семью» или «сеть» не следует рассматривать как единого участника СГК, поскольку у разных членов семьи есть разные потребности и цели, в том числе, противоречащие друг другу. Применительно к детям можно говорить о специфических возрастных потребностях, например о потребности (и праве) в учете взрослыми их мнения при принятии решений, влияющих на их жизнь [Democratising the Family, 2005].
Фокус на тех или иных результатах — не нейтрален. Так, акцент только на «ориентированные на систему результаты» может угрожать соблюдению принципов СКГ: он превращает право близких клиента помогать ему в обязанность и не всегда учитывает их реальные возможности [Metze, 2015]. При этом измерение таких «личных результатов», как эмпауэрмент, возможно с помощью косвенных показателей, например, «доля задач в планах, создаваемых на СГК, возложенных на людей из окружения семьи, а не на специалистов», которая на практике может достигать 80% [Bredewold, 2021].
Рандомизированные контролируемые исследования (РКИ) для оценки результатов СГК: «золотой стандарт» или неподходящий метод?
Среди исследователей нет единодушия в том, являются ли РКИ адекватным дизайном для исследования СГК: их позиции расходятся в диапазоне от «РКИ должны стать не просто “золотым”, а “единым стандартом”» [When the ‘Golden’, 2017] до «РКИ не позволяют делать корректные выводы о результативности комплексных вмешательств с активным участием самих семей, которые борются сразу с несколькими проблемами». Есть и те, кто предлагает перенести на исследования СГК подход персонализированной медицины, где сбор и интерпретация данных проводятся с учетом генетики и индивидуального биохимического профиля каждого конкретного пациента [Schout, 2022].
Интересно, что дизайн исследований СГК влияет на выводы о его результативности. Ретроспективные исследования показывают, что СГК эффективнее, чем обычная социальная работа с семьей, для снижения рецидивов жестокого обращения, а также количества и длительности эпизодов размещения детей вне кровной семьи, однако проспективные исследования (преимущественно РКИ) не находят таких преимуществ [A Randomized Controlled, 2019]. Метаанализы [Effectiveness of family, 2017; The effectiveness of, 2016] также не выявили превосходства СГК перед «обычной» социальной работой в снижении числа эпизодов жестокого обращения, отобраний детей из семьи и потребности семей в социальном сопровождении.
Анализ доказательной базы СГК показывает, что с начала 2000-ых гг.[Broadhurst, 2012] ее качество растет с точки зрения иерархии доказательств, принятой в биомедицинских исследованиях, однако «сильных» работ все еще немного [An evidence review, 2016; Family group decision-making, 2019]. Так в систематическом обзоре результативности СГК для социального сопровождения пожилых людей поиск в 14 базах данных дал 1680 статей, из которых критериям качествам, установленным авторами обзора, соответствовали только 6 работ на основе 3 исследований [Family group decision-making, 2019].
Редкий выбор РКИ в качестве дизайна исследований СКГ связан с рядом организационных и методических ограничений.
Все РКИ СГК проводились на небольших выборках (50—250 семей). Но работая с большим количеством контекстуальных переменных, включая те, что не поддаются контролю или даже отображению в модели, необходимо использовать большие выборки и подробно обосновывать выбранный размер, учитывая (1) риск ошибки первого типа (5%); (2) мощность (80—90%); (3) допущения о контрольной группе, основанные на предыдущих исследованиях, например, частоту тех или иных событий, величину стандартного отклонения; (4) ожидаемые результаты интервенции (например, их клиническую значимость) [De Jong, 2015].
Случайное распределение в экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группу крайне затруднено в условиях реальной практики. В одном РКИ 64 семьи, находившихся на социальном сопровождении, были случайным образом включены в ЭГ и получили направление на СГК. Но за 15 месяцев исследования только для одной из этих семей действительно состоялась СГК — в остальных случаях либо члены семьи отказывались, либо специалисты выстраивали работу с помощью других технологий[Cook, 2012]. Оценочные исследования[De Jong, 2013] внедрения практики СГК показывают: чтобы согласиться на участие, большинству семей нужно обсудить эту идею со специалистом; направления и информационных материалов недостаточно [Lambert, 2017]. Важную роль здесь играют установки специалиста в отношении СГК [Schout, 2022] и его навыки работы со стыдом клиентов. Исследователи призывают рассматривать стыд как самостоятельную «методологическую проблему» СГК [Ramon, 2021], при этом он играет роль как фактора риска, мешающего согласиться на СГК, так и фактора, способствующего достижению результатов[De Jong, 2018] [De Jong, 2013].
Сторонники РКИ согласны, что в исследованиях СГК их результаты требуют дополнительной интерпретации. Например, как относиться к тому, что количество получаемых семьей социальных услуг после СГК по одним данным снижается [Litchfield, 2003], а под другим — незначительно возрастает [A Randomized Controlled, 2019]? Это зависит от ресурсности конкретной семьи и специфики ее контакта со специалистами — иногда повышение мотивации клиентов на получение профессиональной помощи в тех сферах жизни, где неформальной поддержки мало, само по себе является результатом [A Randomized Controlled, 2019].
Альтернативны РКИ в исследованиях результативности СГК
В качестве альтернатив де Йонг и Шаут предлагают «восприимчивую оценку» (responsive evaluation). При разработке дизайна исследования она требует обращать внимание на контекст, в котором существует изучаемая практика, и на ценности всех вовлеченных в нее лиц. Применение количественных методов не исключается, но, в отличие от РКИ, получаемые данные требуют интерпретации в диалоге с участниками исследования [De Jong, 2018].
Рекомендуемый ими дизайн количественных исследований — дискретный анализ времени выживания (discrete-time survival analysis) на больших когортах — не подразумевает случайного распределения в ЭГ. Добровольный выбор семьи участвовать или не участвовать в СКГ — это реализация самоопределения, как ценности и механизма этой практики [De Jong, 2018], поэтому важно, чтобы дизайн исследования не вступал с ним в потенциальный конфликт.
С помощью структурного моделирования (structural equation modeling) исследовали более 600 000 случаев в профилактике жестокого обращения с детьми за 5-летний период, в части из которых проводились СГК. Обнаружилось, что СГК чаще проводились в семьях юных матерей и в семьях с более высоким уровнем риска. СГК показали значительное влияние на исход работы с семьей, даже с учетом других сопутствующих факторов: вероятность отобрания ребенка после СГК снижалась на 51,4% [Lambert, 2017].
Ванг с соавторами исследовали влияние СГК на постоянное жизнеустройство для детей из фостерных семей (N = 80 690) — на воссоединение с кровной семьей, родственную опеку или усыновление. Результаты дискретного анализа времени выживания показали, что СГК повышают вероятность возвращения в кровную семью (к родителям или родственникам), однако не помогают значимо сократить время проживания в фостерной семье [Expediting permanent placement, 2012].
Онруст с соавт. провели post hoc анализ результативности СГК в сфере комплексной помощи подросткам с интеллектуальными дефицитами. Чтобы избежать искажений выборки, связанных с тем, что на СГК направляют семьи с определенными характеристиками, в качестве КГ использовались кейсы, с которыми организации работали в течение года до момента внедрения СГК. Чтобы добиться сходства ЭГ и КГ, исследователи (1) подбирали кейсы с похожими социально-демографическими характеристиками клиентов и профилями проблем; (2) просили сотрудников, работавших с семьями в группе СГК, выбрать похожие случаи из архива; (3) полученных таким образом кейсов не хватило, поэтому часть КГ была сформирована случайным образом. Результаты показали, что количество диагностируемых социальных и поведенческих проблем после СГК значимо уменьшилось по сравнению с КГ [Onrust, 2015].
Исследования случая (кейс-стади) для оценки результативности СГК
Оценка процесса (process evaluation) связывает результаты, достигнутые после и/или вследствие СГК, с процессом ее проведения и с проблемами, которые были показанием к ней. Глубинные интервью со всеми участниками воссоздают связную картину того, как, с их точек зрения, складывался диалог на СГК и как он повлиял на ситуацию конкретной семьи в ее уникальном контексте. При этом среди участников может не быть консенсуса о том, была ли СГК «успешной» или «неуспешной» [Family Group Conferences, 2020].
Кейс-стади полезны для изучения практик, у которых нет фиксированного перечня результатов, а также для исследования различий между случаями [Yin, 2013]. Бридуолд и Тонкенс применили множественное эксплораторное кейс-стади (multiple exploratory case studies), включающее наблюдение за ходом СКГ на всех этапах, интервью с клиентами, людьми из их окружения, специалистами, координаторами СГК и администраторами социальных служб. Это позволило им сформулировать факторы успешного применения технологии [Bredewold, 2021].
Кейс-стади позволяют отвечать на вопросы о влиянии СГК на широкий контекст социальной работы, в который они встраиваются. Шаут с соавторами задались вопросом, какую «добавленную ценность» привносят СГК в работу психиатрического стационара для взрослых. Выяснилось, что они помогают медикам реже прибегать к принудительной госпитализации и/или использовать более мягкие формы недобровольного лечения, поскольку план безопасности для пациента разрабатывают его близкие; это также снижает тревогу пациента перед потерей контроля над своей жизнью в стационаре [Schout, 2017].
Важным, но трудно поддающимся формализованному измерению результатом является положительная динамика отношений в поддерживающей социальной сети семьи: ведь кроме количества источников поддержки надо учесть качество отношений с каждым из них (конфликтность, близость и др.). Данные о том, что клиенты из ЭГ по сравнению с КГ указывают больше источников поддержки, не помогают понять механизм воздействия — вовлекаются ли новые помощники из «периферии» социальной сети или, наоборот, сдерживается их «отток» из ближнего круга [A Randomized Controlled, 2019].
«Теория изменений» СГК: как достигаются результаты?
Работ с объяснениями причин (не)достижения результатов СГК на данный момент недостаточно [Bredewold, 2021]. Шаут задается вопросом: «Как мы можем оценить СГК, учитывая, что «на входе» (inputs) мы имеем объединение неформальной группы и профессионального сообщества, в процессе (throughputs) мы видим множество обстоятельств и стимулов, влияющих на путь от проблем к решениям, а все результаты (outcomes) — зависимы от контекста, изменчивы и многогранны?» [Schout, 2022].
В решении этой задачи может помочь теория изменений — описание и модель сути практики, которые объясняют, как (причинно-следственные связи), почему (механизмы) и при каких условиях (допущения) можно достичь запланированных результатов для данной целевой группы. Интересно, что клиенты предлагают свою «теорию изменений» на базе житейских понятий: в исследовании Пеннелла и Берфорда через 1 год после проведения СГК участники отмечали «укрепление семейных связей» как основной результат, а все остальные позитивные изменения объясняли именно укреплением связей [Pennell, 2000].
Разрабатывая дизайн исследования результативности СГК, надо учитывать факторы, позволяющие атрибутировать результаты именно механизмам этой практики [Patton, 2012].
Во-первых, надо очертить логические и временные границы вмешательства. Если специалистам удается передать инициативу в принятии и реализации решений членам семьи и ее окружению, то результаты достигаются благодаря не только механизмам вмешательства, но и практикам[De Jong, 2015] родственной и соседской взаимопомощи. При этом специалисты тоже активны: они организуют СГК, утверждают или корректируют планы, участвуют в их реализации. СГК — это процесс совместного творчества (co-creation) социального окружения семьи и специалистов, что делает границу между профессиональным вмешательством и неформальными практиками «мерцающей». Часть профессионального сообщества считает, что некорректно исследовать результативность СГК как профессионального вмешательства: надо рассматривать его как способ реализации прав семьи в ситуации вмешательства государства [Morris, 2012].
Практики совместного принятия решений состоят из нескольких этапов, а соотношение количества семей, которым рекомендуются СГК / для которых начинается подготовка к СГК / и для которых проводятся ССК, представляет собой «воронку». В качестве иллюстрации приведем работу Онруст с соавт., где это соотношение составило 270 : 217 : 131 [Onrust, 2015]. Встает вопрос, когда можно считать СКГ состоявшимся и потенциально приносящим свои результаты? В поисках ответа Де Йонг с соавторами проанализировали 18 «неудачных» кейсов СГК в психиатрической клинике (из 41, состоявшихся в период исследования) — где встреча не состоялась, план не был выработан или не был реализован. Полуструктурированные интервью с 118 (из всего 215) участниками этих встреч показали, что неудачи были вызваны неверным таймингом (использованием СГК как «последнего шанса»), недостаточно активной мобилизацией социального окружения и ощущением беспомощности у клиента. Интервью включали в себя вопросы о процессе СГК и о результатах; 1) о достижении целей; 2) об ощущении эмпауэрмента и связанных с ним действий; 3) усилении социальной поддержки; 4) улучшении жизненной ситуации. Выяснилось, что даже «неудачные» СГК помогли прояснить паттерны коммуникации в социальной сети клиента; определить, кто точно (не) может оказывать поддержку; исследовать разрыв между тем, чего клиент хочет и что он может сам с учетом своего состояния; показать людям из социального окружения, насколько их поддержка ценна для клиента; сделать выводы для совместного предотвращения кризисов в будущем; дать голос тем, кто раньше не высказывался [Family Group Conferencing, 2015].
Во-вторых, надо учитывать влияние системы социального обслуживания в целом, в рамках которой функционирует практика СГК.
Система социального обслуживания, с одной стороны, влияет на реализацию практики СГК, а с другой — сама трансформируется в ответ на ее внедрение. Так, отсутствие различий между результативностью СГК и «обычной» социальной работы, которое отмечают некоторые исследователи, можно объяснить и тем, что после внедрения СГК вовлечение социального окружения клиента становится частью «обычной» работы [A Randomized Controlled, 2019]. Рост компетенций в работе с социальным окружением — это результат СГК, который достигается для специалистов [Mitchell, 2020].
Условия успешного применения СГК разнообразны: наличие у семьи поддерживающей сети; удовлетворение потребности в профессиональной помощи в дополнение к поддержке неформальной сети; активные меры против патернализма и унижения; серьезное отношение к нежеланию клиента обращаться к людям из неформальной сети за помощью [Bredewold, 2021]. Часть из них явно связаны с качеством профессиональной подготовки и приверженностью (fidelity) специалистов и их руководителей принципам практики, уровень которых тоже должен учитываться в исследованиях.
Одновременно с СГК в социальной сфере внедряются и другие инновации, которые могут способствовать достижению результатов СГК. Некоторые когортные исследования оценивают вклад СГК в жизнь семей, сравнивая ситуацию на территории до и после внедрения этой практики; они вынуждены учитывать и другие новшества. Так, через год после внедрения СГК в одном из муниципалитетов Англии в течение полугода после СГК успешно закрывались 17% случаев защиты детей, а еще через год — уже 30%, но в этот же период там внедрили и технологию раннего вмешательства [Sen, 2019].
Практика СГК, которая базируется на ряде ценностей, может вариативно трактоваться разными акторами социальной политики. Вовлечение социального окружения семьи в работу можно рассматривать как с позиций эмпауэрмента уязвимых членов семьи и максимизации доступа ко всем возможным источникам поддержки (социально-демократический подход), так и с позиции социальной и экономической автономии семьи, необходимости как можно скорее начать справляться с проблемами самостоятельно (неолиберальный или консервативно-корпоративистский подходы)[Democratising the Family, 2005] [Democratising the Family, 2005]. Политическая ориентация влияет на формулировки результатов СГК: так, идея о росте самостоятельности членов семьи после СГК может описываться как избегание необоснованного или не являющегося необходимым вмешательства государства в жизнь семьи [Doolan, 2011] или конструктивное использование семейных и институциональных ресурсов [Schmid, 2009].
В-третьих, важно очертить временные границы влияния практики. Лонгитюдные исследования эффектов СГК на малых выборках оптимистичны: они показывают значимое снижение уровня жестокого обращения с детьми и домашнего насилия (28 случаев, 1 год / по сравнению с КГ с близкими характеристиками) [Pennell, 2000]; значимое увеличение числа воссоединений с кровной семьей и уменьшение числа повторных обращений в социальные службы (70 случаев, 6 мес. и более / по сравнению с данными по региону) [Long Term and, 2002]. Лонгитюдное 3-летнее исследование в 10 шведских муниципалитетах (66 случаев с 97 детьми) показало отсутствие преимуществ СГК и даже незначительно большую выраженность проблем после них; однако исследователи признают, что сами по себе эти случаи были сложнее, чем вошедшие в КГ. Интересен вывод о вкладе СГК: он объясняет всего 0—7% дисперсии. Будучи разовым событием, «точкой принятия решений», вклад СКГ в долгосрочной перспективе «размывается» [Sundell, 2004].
Выводы
Результативность практик совместного принятия решений, сфокусированных на клиенте, его семье и «естественном» социальном окружении — сложный объект для исследования. Исследователь должен договариваться о формулировках ожидаемых результатов со специалистами и клиентами. Он должен учитывать организационные и ценностные ограничения на возможность случайным образом формировать экспериментальную и контрольную группы; комбинировать количественные методы исследования с кейс-стади и интерпретировать результаты с учетом большого количества контекстуальных факторов. Оптимально, если разработке дизайна исследования будет предшествовать моделирование «теории изменений»: анализ контекста, допущений, причинно-следственных связей и механизмов, ведущих к достижению результатов практики.
Мы не считаем возможным и необходимым создание «общей» теории изменений СГК и ССК, поддерживаемой всем профессиональным сообществом. Однако сам процесс разработки и обсуждения таких моделей позволит более обосновано выбирать дизайн и методы исследования для ответов на те или иные исследовательские вопросы; проводить границы между достижением социальных результатов и воплощением ценностей; налаживать взаимодействие между сферами академических исследований, оценки социальных проектов и «жизненным миром» клиентов.
[A Randomized Controlled, 2019] Beek F. van Eigen kracht volgens Plan? Onderzoek naar de plannen en follow-up van de Eigen-kracht conferenties. Voorhout: OKS/WESP, 2003.
[An evidence review, 2016] Процесс встречи оценивался при помощи Group Session Rating Scale (Шкала оценки групповой сессии), включающей отношения, цели и задачи, методы или подходы, общую удовлетворенность; жизненная ситуация – Outcome Rating Scale (Шкала оценки результата) — удовлетворенность жизнью индивидуально, в личных отношениях, социально и в целом.
[Beresford, 2006] Здесь первичные и вторичные результаты не представляют собой логическую модель с определенной иерархией; первичные результаты находятся в фокусе внимания исследователей, а вторичные привлекаются дополнительно, для более глубокого понимания первичных.
[Braithwaite, 1989] Понятие «эмпауэрмент» (empowerment) описывает процессы и результаты, связанные с обретением контроля и включенности в собственную жизнь, критического осознания факторов, помогающих и мешающих добиваться своих целей. На уровне сообщества эмпауэрмент предполагает не только осознание, но и коллективные действия по улучшению качества жизни [Zimmerman, 1998].
[Bredewold, 2021] Beek F. van Eigen kracht volgens Plan? Onderzoek naar de plannen en follow-up van de Eigen-kracht conferenties. Voorhout: OKS/WESP, 2003.
[Broadhurst, 2012] Практика СГК началась с 1989 г. в Австралии и Новой Зеландии; первые исследования датируются началом 1990-х; практика ССК оформилась в конце 1960-х гг. в США, первые исследовательские работы появились в 1972 г.
[Cook, 2012] Brown L., Lupton C. The Role of Family Group Conferencing in Child Protection // Wiltshire County Council / University of Bath; Nuffield Foundation; Centre for Evidence Based Social Services. Bath, UK: University of Bath, 2002.
[De Jong, 2013] Прикладные исследования, направленные не на получение научного знания, а для ответов на вопросы о результатах, факторах успеха и трудностях конкретных проектов.
[De Jong, 2018] В контексте восстановительного правосудия разработано понятие «восстанавливающего стыда» [Braithwaite, 1989].
[De Jong, 2015] Здесь термин «практики» используется в социологическом смысле – как обыденные, повседневные способы организации деятельности
[Democratising the Family, 2005] Здесь используется типология подходов к социальной политике («государств всеобщего благосостояния»), предложенная Эспинг-Андерсон [Esping-Andersen, 1990].