Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 1. С. 7–15
doi:10.17759/jmfp.2023120101
ISSN: 2304-4977 (online)
Анализ зарубежного опыта обучения вождению и формирования водительских компетенций
Аннотация
В настоящей статье представлен сравнительный анализ традиционного и прогрессивного подходов в обучении вождению, в качестве сравнительного критерия рассмотрена матрица целей обучения вождению GDE (Goals for Driving Education). Проведен анализ обоснований прогрессивного подхода на основании теорий зарубежных авторов (Родуэлл Д., Хокинс А., Хаворт Н., Ларю Г.С., Бейтс Л., Филтнесс А., 2018). Преимущества прогрессивного подхода в обучении вождению открывают возможности по выходу процесса подготовки водителей на новый уровень — не только формирования навыков управления транспортным средством, но и развития навыков самоэффективности — самооценки водителем своих возможностей и ограничений при вождении, оценки уровня риска своих действий, уверенности в своих возможностях. Навыки самоэффективности водителя служат для обеспечения бо́льшей безопасности водительской деятельности в дорожно-транспортной среде. Анализ зарубежного опыта указывает на то, что обучение вождению только в рамках одного подхода не может полностью обеспечивать потребность в развитии когнитивных навыков различных уровней и полностью отвечать всем целям модели обучения водителей согласно матрице-GDE. Для реализации всех целей, поставленных перед обучением вождению и направленных на развитие широкого круга водительских компетенций, требуется комплексный подход.
Общая информация
Ключевые слова: обучение вождению, водительская деятельность, самоэффективность, рискованное поведение, матрица-GDE, социальные установки, убеждения, поиск опасностей
Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120101
Получена: 06.12.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Зубова Я.В. Анализ зарубежного опыта обучения вождению и формирования водительских компетенций [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 7–15. DOI: 10.17759/jmfp.2023120101
Полный текст
Введение
Матрица-GDE как основной критерий оценки подходов к обучению вождению
- Управление автомобилем — базовый начальный навык освоения водительской деятельности. Научение управлению автомобилем предполагает освоение таких навыков, как умение настроить водительское место (кресло, руль, зеркала); взаимодействие с органами управления ТС (руль, педали, рычаги) — собственно приведение автомобиля в движение; управление внутренними системами автомобиля (кондиционирование, системы электронных помощников и пр.). Управление автомобилем предполагает контроль работы систем автомобиля (внешний осмотр или контроль показаний приборной панели), что обеспечивается определенными знаниями и умениями. Наконец, управление автомобилем — это навыки маневрирования ТС (понимание его габаритов, умение управлять автомобилем в ограниченном пространстве, выполнять парковку и пр.). Безусловно, безопасное управление автомобилем будет достигнуто в том случае, если водитель свободно владеет всей эргономикой автомобиля, знает и понимает, как ей управлять, «ощущает» автомобиль в пространстве, плавно приводит его в движение и тормозит, умеет безопасно парковаться. Научение управлению автомобилем происходит за счет многократных повторений, пока не будет достигнут уровень автоматизации двигательных актов и выполнения управляющих операций в целом.
- Владение дорожными ситуациями предполагает не только знание правил дорожного движения и их правильное применение, но и умение водителя анализировать дорожную ситуацию, прогнозировать поведение других участников дорожного движения и адаптировать свое поведение к постоянно меняющимся условиям дорожно-транспортной среды. Анализ дорожной ситуации заключается в умении водителя правильно распределять свое внимание, выделять приоритетные объекты, представляющие опасность, для удержания внимания и наблюдения за ними. «Прогноз развития дорожной ситуации — это воображаемая водителем модель, которая строится на основе опыта» [10]. Важно, чтобы водитель в этом случае опирался на опыт безопасного вождения. Очевидно, что существенной проблемой на этом уровне водительской деятельности для начинающих водителей являются недостаточная квалификация, отсутствие опыта и навыков принятия взвешенных решений. Недостаточная автоматизация когнитивных навыков, низкий уровень готовности к встрече с опасностями вызывают стресс, приводят к перегрузкам нервной системы и, как следствие, ошибкам в действиях. Таким образом, процесс обучения вождению должен обеспечивать формирование и развитие у водителя навыков самооценки уровня своих водительских компетенций, способствовать осознанию своих возможностей и ограничений во время управления автомобилем, чтобы избежать переоценки своих знаний, умений и навыков [6].
- Цели и контекст вождения. На данном уровне развития водительских навыков предполагается, что водитель осознает взаимосвязь между условиями, в которых проводится поездка и уровнем безопасности этой поездки. К условиям поездки можно отнести ее цель, время суток и день недели поездки, время в пути, сложность и длительность маршрута, наличие и состав пассажиров в салоне автомобиля, наличие и особенности груза и пр. Осознавая значимость вышеперечисленных условий поездки, водитель ставит задачу по ее качественному планированию, моделированию и оптимизированию различных сценариев поездки. Особую значимость надо придать оценке водителем своего психофизиологического и психоэмоционального состояния. Отправляясь в поездку уставшим или находясь в нестабильном психоэмоциональном состоянии, водитель демонстрирует рискованное поведение. Планирование поездки с учетом ее целей и различных условий (расчет времени в пути, выбор сложности маршрута или самого подходящего времени для поездки) может облегчить вождение и снизить психологическую нагрузку, в то время как недостаточное планирование или его отсутствие может приводить к стрессу и повышать риски при вождении [30]. Такого рода оценки планирования должны быть включены в обучение водителей. Другие факторы, значимые на этом уровне, имеют отношение к социальному контексту вождения, например, риски, связанные с присутствием пассажиров в салоне автомобиля. Социальный контекст, создаваемый группой сверстников, оказывает наиболее важное влияние на поведение молодых водителей-мужчин [32]. Факторы, связанные с целями поездки и с социальным давлением во время вождения, — это риски, которые требуют различных образовательных методов, помогающих повысить субъективную осведомленность. Общие сведения по социальной психологии и психологии дорожного движения также должны быть включены в программы обучения водителей [17].
- Жизненные цели и навыки. Водительское поведение рассматривается как частный случай поведения человека в широком контексте жизненных ситуаций и формируется под влиянием общих жизненных целей, мотивов, установок. Также важны личные навыки управления различными жизненными ситуациями в целом. Психологические исследования в области дорожного поведения показали, что мотивы и ценности человека являются важными переменными, определяющими процесс передвижения в условиях дорожно-транспортной среды. На примере мотива самоутверждения демонстрируется взаимосвязь между доминирующим и рискованным поведением [23]. Информация такого типа должна быть включена в программу обучения водителей для повышения осознанности своих потребностей, мотивации, установок и убеждений, влияющих на поведение во время вождения [5; 30].
Традиционный подход к обучению вождению
Прогрессивный подход к обучению вождению
Заключение
Выводы
Литература
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 января 2018 г. № 1-р. Москва, 2018. 18 с. // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf (дата обращения: 09.03.2023).
- A graphical modeling method for individual driving behavior and its application in driving safety analysis using GPS data / C. Chen, X. Zhao, Y. Zhang, J. Rong, X. Liu // Transportation research part F: traffic psychology and behavior. 2019. Vol. 63. P. 118—134. DOI:10.1016/J.TRF.2019.03.017
- A mixed-methods study of driver education informed by the Goals for Driver Education: Do young drivers and educators agree on what was taught? / D. Rodwell, A. Hawkins, N. Haworth, G.S. Larue, L. Bates, A. Filtnes // Safety Science. 2018. Vol. 108. P. 140—148. DOI:10.1016/j.ssci.2018.04.017
- Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. № 2. P. 179—211. DOI:10.1016/0749-5978(91)90020-T
- An assessment of the relationship between driving skills and driving behaviors among Chinese bus drivers / Z. Zhang, T. Ma, N. Ji, Z. Hu, W. Zhu // Advances in Mechanical Engineering. 2020. Vol. 11. № 1. P. 1—10. DOI:10.1177/1687814018824916
- Analysis of driving behavior based on dynamic changes of personality states / F. Wang, J. Zhang, S. Wang, S. Li, W. Hou // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17. № 2. Article ID 430. 18 p.DOI:10.3390/ijerph17020430
- Aniah E. The influence of Emotional Intelligence on Driving Behavior in the Transportation Sector: A literature review // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2021. Vol. 27. № 6. P. 1524—1537. DOI:10.47750/cibg.2021.27.06.121
- Apter M.J. Reversal theory and personality: a review // Journal of Research in Personality. 1984. Vol. 18. № 3. P. 265—288. DOI:10.1016/0092-6566(84)90013-8
- Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1977. 247 p.
- Baran P., Zieli´nski P., Dziuda Ł. Personality and temperament traits as predictors of conscious risky car driving // Safety Science. 2021. Vol. 142. Article ID 105361. 10 p.DOI:10.1016/j.ssci.2021.105361
- Barragan D., Lee Yi-C. Drivers assessment of hazard perception // Driving Assessment Conference. 2019. P. 71—77. DOI:10.17077/drivingassessment.1677
- Bernstein J.P.K., Calamia M. Dimensions of driving-related emotions and behaviors: An exploratory factor analysis of common self-report measures // Accident Analysis and Prevention. 2019. Vol. 124. P. 85—91. DOI:10.1016/j.aap.2019.01.004
- Bruner J.S. The process of education. Cambridge: Harvard University Press, 1977. 72 p.
- Cognitive and personality determinants of safe driving performance in professional drivers / M. Vetter, A.L. Schünemann, D. Brieber, R. Debelak, M. Gatscha, F. Grünsteidel, M. Herle, G. Mandler, T.M. Ortner // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2018. Vol. 52. P. 191—201. DOI:10.1016/j.trf.2017.11.008
- De Geus E., Vlakveld W.P., Twisk D.A.M. Peer distraction: an experiment to assess impact on adolescent and adult cyclists’ hazard perception // Journal of Transportation Safety & Security. 2020. Vol. 12. № 1. P. 66—81. DOI:10.1080/19439962.2019.1591554
- Exploring the relationships between pedestrian behavior and traffic safety attitudes in six countries / R.C. Mcilroy, N. Vu, B. Bunyasi [et al.] // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behavior. 2020. Vol. 68. P. 257—271. DOI:10.1016/j.trf.2019.11.006
- From control of the vehicle to personal self-control; broadening the perspectives to driver education / M. Hatakka, E. Keskinen, N.P. Gregersen, A. Glad, K. Hernetkoski // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2002. Vol. 5. № 3. P. 201—215. DOI:10.1016/S1369-8478(02)00018-9
- Han W., Zhao J. Driver behavior and traffic accident involvement among professional urban bus drivers in China // Transportation research part F: traffic psychology and behavior. 2020. Vol. 74. P. 184—197. DOI:10.1016/j.trf.2020.08.007
- Junghwa K., Hideki S.T., Jan-Dirk S. Joint car ownership and car type preference model considering engagement in online activities and environmental concern // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2020. Vol. 68. P. 293—305. DOI:10.1016/j.trf.2019.11.012
- Kolb D.A., Kolb A.Y. Experiential Learning Theory as a Guide for Experiential Educators in Higher Education // Experiential Learning and Teaching in Higher Education. 2017. Vol. 1. № 1. P. 7—44. DOI:10.46787/elthe.v1i1.3362
- Lai E.R. Metacognition: A Literature Review // Always learning: Pearson research report. 2011. 41 p.
- Ramos É.M.S., Bergstad C.J., Nässén J. Understanding daily car use: Driving habits, motives, attitudes, and norms across trip purposes // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2020. Vol. 68. P. 306—315. DOI:10.1016/j.trf.2019.11.013
- Sârbescu P., Maricuţoiu L. Are you a “bad driver” all the time? Insights from a weekly diary study on personality and dangerous driving behavior // Journal of Research in Personality. 2019. Vol. 80. P. 30—37. DOI:10.1016/j.jrp.2019.04.003
- Self-harm in adolescence and risk of crash: a 13-year cohort study of novice drivers in New South Wales, Australia / T. Senserrick, P. Cullen, R. Baffsky [et al.] // Injury Preventio. Online ahead of print. 2023. 7 p.DOI:10.1136/ip-2022-044807
- Study on influencing factors selection of driver‟s propensity / X. Wang, Y. Liu, J. Wang, J. Zhang // Transportation research part D: Transport and environment. 2019. Vol. 66. P. 35—48. DOI:10.1016/j.trd.2018.06.025
- The effect of psychosocial factors on perceptions of driver education using the goals for driver education framework / L. Bates, A. Hawkins, D. Rodwell, A. Levi, B. Watson, A. Filtness, G.S. Larue // Transportation Research. 2019. Vol. 66. № 3. P. 151—161. DOI:10.1016/j.trf.2019.09.004
- The Relationship between Sensation Seeking and Speed Choice in Road Environments with Different Levels of Risk [Электронный ресурс] / T. Louw, F. Hajiseyedjavadi, A.H. Jamson, R. Romano, E.R. Boer, N. Merat // Proceedings of the Tenth International Driving Symposium on Human Factors in Driver Assessment, Training and Vehicle Design. New Mexico, June 24—27, 2019. Washington: The National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine, 2019. P. 29—35. URL: https://drivingassessment.uiowa.edu/sites/drivingassessment.uiowa.edu/files/da2019_06_louw_final.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
- Traffic climate, driver behavior, and accidents involvement in China / W. Chu, C.Z. Wu, C. Atomb, H. Atomb, T. Özkan // Accident Analysis and Prevention. 2020. Vol. 122. P. 119—126. DOI: 10.1016/j.aap.2018.09.007
- Training interventions are only effective on careful drivers, not careless drivers / T. Zhang, F. Hajiseyedjavadi, Y. Wang, S. Samuel, X. Qu, D. Fisher // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2018. Vol. 58. P. 693—707. DOI:10.1016/j.trf.2018.07.004
- Trimpop R.M. The psychology of risk taking behavioral [Электронный ресурс]. Amsterdam: North Holland, 1994. 416 p.URL: https://books.google.ru/books?id=rI4c24VTriEC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 07.03.2023).
- Watson-Brown N., Scott-Parker B., Senserrick T. Association between higher-order driving instruction and risky driving behaviours: Exploring the mediating effects of a self-regulated safety orientation // Accident Analysis and Prevention. 2019. Vol. 131. P. 275—283. DOI:10.1016/j.aap.2019.07.005
- Zhang F., Mehrotra S., Roberts S.C. Driving distracted with friends: Effect of passengers and driver distraction on young drivers’ behavior // Accident Analysis & Prevention. 2019. Vol. 132. Article ID 105246. 9 p.DOI:10.1016/j.aap.2019.07.022
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 627
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 182
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1