Сказкотерапия как поле междисциплинарного взаимодействия исследователей (по итогам состоявшейся в Российской государственной библиотеке дискуссии)

5

Аннотация

26 июня 2024 года в рамках программы XIII Международной Летней школы «Эволюция институтов самоорганизации и благотворительности» в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялась дискуссия на тему «Как сформировать положительные установки общества на филантропию и взаимопомощь?», участниками которой стали исследователи гражданского общества из России, Казахстана, Таджикистана, Беларуси, Румынии, ОАЭ. Оживленная дискуссия была сосредоточена вокруг методики применения сказкотерапии в качестве особого направления практической психологии для решения многих социальных и культурных задач. В частности, был освещен вопрос: как сказки помогают развитию в обществе социальной эмпатии, филантропии, способствуют сплочению людей, формированию установок на благотворительность и взаимопомощь.

Общая информация

Ключевые слова: сказкотерапия, социальные установки, благотворительность, взаимопомощь

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024130212

Финансирование. Статья подготовлена в рамках проекта «Мониторинг состояния гражданского общества» при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Получена: 27.07.0224

Принята в печать:

Для цитаты: Мерсиянова И.В., Мерсиянова М.В. Сказкотерапия как поле междисциплинарного взаимодействия исследователей (по итогам состоявшейся в Российской государственной библиотеке дискуссии) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 205–211. DOI: 10.17759/cpse.2024130212

Полный текст

Сказкотерапия — молодое направление в работе практических психологов, социологов и антропологов, но уже можно говорить об успешном применении ее методов для выявления проблемных социальных и личных вопросов, для поиска их решения. Определенным образом созданная история, сказка, притча, метафора оказывает психологическое воздействие на личность с целью определенных изменений, благодаря этому происходит коррекция проблем и развития личности.

В дискуссии[1] приняли участие известные сказкотерапевты, авторы книг и методических пособий, практикующие психологи: Ирина Стишенок, Екатерина Мосина, Мария Фадеева, Елена Синдяева и Ирина Шубина. Всех их объединяет не только род профессиональной деятельности, но и то, что произведения этих экспертов звучат в подкасте «Сказки для жизни», создателями и ведущими которого являются Платон и Маргарита Мерсияновы. В настоящее время они реализуют проект «“Сказки для жизни” спешат на помощь», который стал в 2023 году победителем Международной премии #МЫВМЕСТЕ и получил развитие при поддержке Ассоциации волонтерских центров.


Фото 1. Выступление И.В. Мерсияновой

Встречу открыла директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Владимировна Мерсиянова, подчеркнув важность исследований в области отношения людей к благотворительности и волонтерству. Центр занимается мониторингом состояния гражданского общества с 2006 года, проводит фундаментальные и прикладные исследования гражданского общества и некоммерческого сектора с целью подготовки предложений по совершенствованию системы и механизмов функционирования институтов гражданского общества и некоммерческого сектора, в том числе на основе изучения отечественного и международного опыта.

Как отметила Ирина Мерсиянова, данное мероприятие — нетипичное, как для библиотеки, так и для нашего Центра, потому что речь пойдет не о результатах исследований в цифрах и графиках, а о выявлении причин и механизмов, не всегда лежащих на поверхности, которые с самого детства способствуют формированию установок общества на благотворительность и взаимопомощь.

Что же такое сказкотерапия? Прежде всего, это один из инструментов формирования ценностей и положительных установок в обществе. «Сказкотерапия дословно переводится как лечение сказкой, но мне больше нравится выражение “исцеление словом”», — отметила Ирина Владимировна Стишенок, арт- и сказкотерапевт из Гомеля (Республика Беларусь), член Международного сообщества сказкотерапевтов. Автор книг по сказкотерапии «Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе» и «Тренинг уверенности в себе. Развитие и реализация новых возможностей» рассказала о современных методах сказкотерапии и продемонстрировала способы их практического применения. Спикер отметила, что сказкотерапия как направление в практической психологии возникло в России в 1998 году благодаря работам Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и И.В. Вачкова; она помогает решать различные задачи, включая воспитательные, образовательные и психотерапевтические, задачи коррекции поведения, интеграции личности, развития творческих способностей, а также расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.

Методы сказкотерапии позволяют ребенку через сказку переживать различные жизненные ситуации, учиться взаимодействовать с окружающим миром и развивать творческие способности. Сказки, по словам Ирины Владимировны, способствуют формированию у детей положительных установок, в том числе и готовность к благотворительности, т.е. сказка посредством изображения действий каких-либо персонажей формирует суждение, что помощь другим может приносить радость и, наоборот, ее отсутствие приводит к негативным последствиям. Важно, чтобы ребенок сам пришел к этим выводам через погружение в сказочный мир, без нравоучений и морализаторства со стороны взрослых.

Мария Фадеева, психолог-практик и сказкотерапевт, поделилась своим опытом работы с детьми и семейными парами. Она рассказала о том, как сказкотерапия помогает детям развивать эмоциональный интеллект и управлять своими эмоциями. «Сказка увлекает ребенка, открывая ему новый мир, через который он может узнать что-то важное», — подчеркнула спикер.

Клинический психолог и практикующий сказкотерапевт из Дмитрова Елена Синдяева рассказала о своей работе с детьми и подростками. Она отметила, что сказкотерапия помогает детям даже в самых тяжелых случаях, например, в случаях работы с детьми с аутическим спектром или депрессией, которой бывают подвержены и дети. Спикер также подчеркнула важность интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество через сказку, что помогает им налаживать социальные связи и учиться взаимодействовать с другими.


Фото 2. Авторы проекта «Сказки для жизни» — Платон и Маргарита Мерсияновы

Центральной темой дискуссии стало обсуждение социальных проектов, направленных на популяризацию сказкотерапии среди широкой аудитории. Платон и Маргарита Мерсияновы рассказали о своем совместном проекте «Сказки для жизни»[2], который включает в себя серию подкастов с терапевтическими сказками и чат-бот[3] с «умной» системой подбора аудио-сказок по заданным темам. Сказки для жизни помогают не только детям, но и взрослым справляться со стрессом и тревогами, что особенно актуально в наше изменчивое время. Проект существует уже третий год и на данный момент насчитывает более 230 сказок. Он охватывает максимально широкую аудиторию, включая детей, взрослых и пожилых людей, сотрудничает с различными благотворительными организациями (Всероссийское общество слепых, благотворительный фонд «Дорога к дому» и др.) и является лауреатом международной премии «#МЫВМЕСТЕ».

Ирина Шубина, сказкотерапевт, писатель, поделилась наблюдениями о том, как ее сказки влияют на детей и взрослых. Она обратила внимание на то, что сказкотерапия формирует у детей позитивное восприятие мира и помогает им развивать социальные навыки и собственное мировоззрение, «потому что сказка всегда была такой первой психологической помощью для людей». В области благотворительности Ирина Шубина реализует проект «Крышечка Мира» в рамках деятельности международного фонда «Подари Любовь Миру»[4]. Этот проект направляет денежные средства, полученные со сбора крышек от пластиковых бутылок и макулатуры, на реабилитацию детей с инвалидностью. А помогает ей популяризировать эту идею её собственная сказка — «Невероятные приключения крышечки».

В рамках дискуссии Ириной Шубиной была затронута и тема реабилитации людей с ОВЗ. Так, к примеру, в рамках проекта «Сказка в каждом из нас»[5] осуществляются театрализованные постановки, где, в том числе, и дети с инвалидностью «могут попробовать выйти за рамки, которые для них созданы».


Фото 3. Выступление Е.С. Мосиной. Слева — И.В. Стишенок, справа — И.Е. Шубина

Сказкотерапевт и писатель, член Международного сообщества сказкотерапевтов, автор книги «Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей» Екатерина Сергеевна Мосина рассмотрела в своем выступлении сказкотерапию «как инструмент формирования ценностей человека, человеколюбия и развития гражданских добродетелей». Она отметила, что сказкотерапия — активно развивающийся метод, который ведет свою историю с начала 1990-х годов, а сейчас его повсеместно используют в своей практике психотерапевты. Это большое подспорье, потому что этот метод универсальный: годится для всех возрастов, для любого случая, ведь сказкотерапия помогает выстраивать мосты взаимопонимания. Екатерина Сергеевна обращает внимание, что сказкотерапия позволяет решить две задачи: «задачу зеркала, где читатель в сказке встречается с самим собой и развивает собственное самосознание, и задачу кристалла, когда сказка позволяет увидеть разные грани в мире». Екатерина Мосина затронула тему архетипов и добродетелей, приведя определение архетипа в трактовке Карла Юнга: «Важно, чтобы архетип служителя не превратился в архетип спасателя. Мы, психологи, понимаем, что можем взять человека за руку и пройти немного рядом с ним, но пока человек не сделает свои шаги, мы ничем ему помочь не сможем». В частности, нужно помнить, что на пути архетипа «Служитель» могут быть и ловушки, такие как выгорание, и в первую очередь важно осознавать, что помогать можно, когда твой сосуд наполнен, если у тебя ресурсов не хватает, то это приведет к истощению. Спикер отметила, что в благотворительности часто есть личный смысл, и ее помощь дочке переросла в благотворительную помощь детям, страдающими сахарным диабетом 1-го типа, приведя в том числе и к созданию книги «Сказка о стране Гормония», которая помогает детям и их родителям справляться с тяжелым заболеванием с помощью сказки.


Фото 4. «Из песчинки в жемчужину»

В заключение своего выступления Екатерина Мосина провела мастер-класс, где в качестве примера эффективной терапии была рассказана одна из авторских сказок, героиней которой является ракушка, в которую когда-то попала песчинка. Сказка очень точно иллюстрирует, что упорная работа над собой помогает преодолеть внутреннюю боль, и может создать прекрасную жемчужину, и в память об этом каждый участник получил нить-браслет с жемчужинкой на память.

Завершая дискуссию, с докладом об использовании сказок терапевтического характера, звучащих в подкасте «Сказки для жизни», в образовательном процессе выступила заместитель начальника отдела образования администрации города Зея Амурской области Галина Петровна Ефимова. Уже проведен ряд мастер-классов с региональными педагогами и жителями отдаленных таежных деревень.

В заключение участникам представилась возможность посмотреть мультфильм, появившийся на свет при поддержке Министерства образования Республики Беларусь в результате исследовательского волонтерского проекта, фокус которого был направлен на изучение уровня счастья детей в приемных семьях и на влияние на него творческой деятельности, ведь весь он состоит из оживших и заговоривших рисунков детей по мотивам сказок Ирины Стишенок. История котенка, который жил во дворе, а потом обрел дом, который сначала царапался и злился, а потом не без помощи любви и заботы стал ласковым и пушистым, близка для тех ребят, которые прошли свои испытания в жизни перед тем, как обрести дом.

«Всем зрителям, которым еще только предстоит посмотреть нашу дискуссию, я желаю глубокого погружения в этот инструмент, чтобы он вам принес максимальную пользу. Как мы видим, в руках профессионалов этот метод просто становится волшебной палочкой», — такими словами подвела итог мероприятию Ирина Мерсиянова.

Участники дискуссии пришли к выводу, что сказкотерапия является мощным инструментом в формировании положительных установок на благотворительность, и отметили важность обмена опытом в этой сфере для дальнейшей популяризации гражданских добродетелей.


Фото 5. Участники дискуссии. Слева направо: М. Фадеева, Е. Синдяева, И. Стишенок, П. Мерсиянов, М. Мерсиянова, Е. Мосина, И. Мерсиянова, И. Шубина


[1] Видеозапись дискуссии доступна на сайте Российской государственной библиотеки для молодежи: https://rgub.ru/schedule/news/item.php?new_id=37552

[2] Официальная группа подкаста «Сказки для жизни»: https://vk.com/skazkidlyazhizni

[3] Сервис психологической поддержки в Telegram «“Сказки для жизни” спешат на помощь»: https://t.me/skazkidlyazhiznibot

[4] Официальный сайт благотворительного фонда «Подари Любовь Миру»: https://give-world.com/podarilove

[5] Программа «Сказка в каждом из нас»: https://skazo4no.ru/

Информация об авторах

Мерсиянова Ирина Владимировна, кандидат социологических наук, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, доцент департамента политики и управления факультета социальных наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0275-4717, e-mail: imersianova@hse.ru

Мерсиянова Маргарита Вячеславовна, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, учебный ассистент на образовательной программе «Социология», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7457-4524, e-mail: mvmersiyanova@edu.hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 25
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5