Введение
В современном мире происходит постоянный рост сложности профессиональной деятельности, а также возрастает необходимость в быстром и качественном принятии решений
[Kolarić, 2022]. Это касается широкого спектра таких областей, как медицина
[Teamwork in healthcare, 2018], авиация
[Mavin, 2010], космос и IT
[Sablis, 2021; Simulation Builder, Analysis, 2022], спорт
[Halldorsson, 2017], обучение и бизнес
[Flake, 2018]. Результаты исследований показали, что от уровня сформированности навыков командной работы во многом зависят ее качество и результат. Дополнительно было установлено, что достаточно часто именно согласованные действия и коммуникация являются важнейшими компонентами успеха в современных условиях выполнения задач в профессиональной деятельности
[Setyawati, 2023; The impact of, 2021].
В крупных IT-проектах точная координация работы команды профессионалов по разработке и внедрению программного обеспечения становится одним из ключевых факторов успешности продукта на рынке (например, при работе над сложными проектами, где каждый специалист вносит свой вклад в общий результат)
[Sablis, 2021]. В обучении и совершенствовании навыков согласованности действий и коммуникации существенную роль играют симуляционные тренажеры, предоставляющие уникальную возможность практиковать командную работу в безопасной, контролируемой среде, где можно совершать ошибки и учиться на них (не подвергая риску реальные проекты или жизни людей)
[Impact of a, 2022]. В области медицины, точность и согласованные действия команды могут спасти жизнь (например, при выполнении сложных хирургических процедур)
[Zhang, 2023]. В авиации от слаженности действий всего экипажа зависит безопасность и качество полетов (симуляторы полетов позволяют будущим пилотам и членам экипажа отрабатывать различные сценарии аварийных ситуаций) [16 ; 26]. В космических программах качественная командная работа является залогом успеха всей миссии. Описанные примеры позволяют сделать вывод о том, что способность к выполнению согласованных действий и эффективной коммуникации становится не просто желаемым качеством, а жизненно необходимым навыком
[Simulation Builder, Analysis, 2022].
Развитие технологий виртуальной и дополненной реальности приводит к тому, что компьютерные симуляционные тренажеры позволяют воссоздать максимально приближенные к реальным ситуациям условия, в которых командам приходится работать. Такие тренировки, безусловно, направлены на обеспечение развития технических навыков использования инструментов и технологий, они способны тренировать навыки межличностного общения, лидерства и принятия решений в условиях дефицита времени и информации, а также умение работать в составе мультидисциплинарной команды.
Таким образом, симуляционные тренажеры, в том числе современные компьютерные программы, включающие технологии виртуальной и дополненной реальности, преобразуют подход к развитию умения работать в группе и повышению взаимопонимания в командах, предлагая более вовлеченный и результативный метод обучения, который максимально приближен к реальности в профессиональной деятельности. В настоящее время применение различных симуляционных тренажеров становится ключевым аспектом формирования высококвалифицированных специалистов, отвечающих строгим стандартам качества и безопасности.
Значение согласованных действий и коммуникации в командной работе
Командные навыки представляют собой комплекс межличностных и профессиональных качеств, необходимых для эффективной и продуктивной работы в группе профессионалов. Они включают: способность к ясному и целенаправленному общению, умение слушать и понимать коллег, навыки управления конфликтами и лидерские качества, а также умение принимать решения коллективно, делегировать задачи и оптимально распределять роли в команде. Развитие и усиление навыков согласованных действий и коммуникации требует постоянной практики, обратной связи и готовности к самосовершенствованию. В процессе такой работы каждый участник команды имеет возможность не только развивать свои индивидуальные навыки, но и вносить значимый вклад в общий успех и эффективность группы. Разработка и улучшение навыков работы в команде способствуют повышению общей продуктивности и качества выполнения задач, поскольку развиваются умения, связанные с совместной работой. Это достигается за счет грамотного распределения обязанностей, использования сильных сторон каждого участника, а также благодаря созданию благоприятной атмосферы, исключающей недопонимание и конфликты. К этой категории навыков можно также отнести аспекты эмоционального интеллекта: эмпатию, умение поддерживать и мотивировать других, а также уверенность в своих силах и способностях.
В данном обзоре основное внимание уделено навыкам согласованных действий и коммуникации. Мы полагаем, что симуляционные тренажеры способны в значительной степени повлиять на их развитие, рассматривая вклад именно этих навыков командной работы в успешность профессиональной деятельности как наиболее существенный.
Психологические особенности командной работы
Одним из современных направлений исследований особенностей командной работы является анализ взаимодействия между членами команды, направленный на выявление способов повышения сплоченности и достижения желаемых результатов. Эти исследования сопряжены с использованием целого ряда методик, включая анализ видео, вычислительную лингвистику и социальную аналитику
[Грешников, 2021; Куравский, 2024].
В исследовании Себастьяна Гербета
[Gerbeth, 2023] было показано, что для успешного выполнения профессиональных задач не только наличие у членов команды определенного набора навыков, но и высокая мотивация, личная заинтересованность в успехе общего дела, готовность работать на общий результат. Результаты исследования демонстрируют взаимосвязь между когнитивными и эмоциональными аспектами поведения членов команды. Это может вдохновить будущих исследователей и практиков учитывать когнитивные, эмоциональные и мотивационные компоненты при изучении командной работы, что позволит глубже понять поведение сотрудников, условия работы и производственные результаты
[Gerbeth, 2023]. На успешность командной работы оказывают непосредственное влияние эмоциональный интеллект, умение слушать и выражать свои мысли, способность к разрешению конфликтов и лидерские качества. Развитие этих качеств у членов команды способствует формированию эффективной, гармонично работающей группы. В исследованиях
[A Qualitative Analysis, 2023; Polak, 2023] также подчеркивается роль обратной связи и саморефлексии в процессе командной работы. Было показано, что регулярная оценка собственных действий и действий команды в целом, обмен мнениями и предложениями по улучшению работы способствуют не только развитию индивидуальных качеств, но и улучшению общей эффективности и продуктивности команды. Подтверждается мнение, что в командном обучении необходимо осуществлять рефлексию на всех этапах процесса
[Hrynchak, 2012]. Студенты используют рефлексию, чтобы сравнить свое понимание материала с пониманием товарищей по команде во время совместного решения проблем, а также при предоставлении и получении обратной связи от сверстников
[A Qualitative Analysis, 2023]. Авторы приходят к выводу, что глубокое осмысление студентами своего опыта командной работы вносит значительный вклад в их личностное и профессиональное развитие
[Polak, 2023].
Перечисленные навыки предполагают активное профессиональное общение внутри группы как основания для ее развития, и совместные занятия на тренажерах, имитирующих профессиональную деятельность, способствуют формированию как профессиональной коммуникации, так и согласованности действий и единства в понимании реализуемой деятельности. Для определения влияния совместных занятий с применением симуляторов на развитие навыков командной работы мы обратимся к анализу теорий обучения, на которые в настоящее время опираются разработчики симуляционных тренажеров, имитирующих задачи и соответствующие условия в профессиональной деятельности.
При этом доминирующие черты личности и этничность не являются предиктором выбора ролевой позиции в коллективной работе, что показано в одном из кросс-культурных исследований
[Diab-Bahman, 2021].
Применение теорий обучения в тренажерах профессиональной деятельности
Симуляционное обучение (анг. Simulation Based Theory, SBT) играет важную роль в развитии рефлексивных навыков у медицинских работников. Участие в SBT позитивно связано с повышением рефлексивной самооценки, независимо от включения компонентов рефлексии или характера участия (добровольного/обязательного)
[Influence of Simulation-based, 2021]. Групповая рефлексия (Team reflexivity) выделяется как ключевая стратегия адаптации, обучения и повышения эффективности работы команды
[How Effectively Do, 2022]. Она необходима командам для обработки информации и эффективной адаптации. Повышение показателей групповой рефлексии в процессе работы позитивно связано с эффективностью работы команды
[Schmutz, 2018]. При создании и использовании профессиональных тренажеров важно учитывать интеграцию различных теорий обучения. Это позволяет разработать методологию, которая создает эффективную, мотивирующую и вовлекающую учебную среду, способствующую как глубокому пониманию материала, так и развитию нужных навыков.
[Hrynchak, 2012]. Исследователи отмечают, что при разработке компьютерных тренажеров важно учитывать многогранность процесса обучения, выбирая и адаптируя теории и подходы таким образом, чтобы максимально вовлечь участников в данный процесс и способствовать формированию навыков командной работы. Авторы описали таксономию стратегий вовлечения, касающихся неявных и явных характеристик/свойств игры, а также неявных и явных характеристик/свойств обучения, дали конкретные определения этим терминам и признали, что такие попытки повысить вовлеченность связаны с использованием большого числа внешних мотиваторов
[Grey, 2022]. Для вовлечения также могут быть применены такие приемы, как визуализация заданий, приближающих симуляцию рабочего пространства к настоящим условиям взаимодействия, например, симуляция виртуального мотивационного интервью для обучения социальных работников
[McDonald, 2021]. В работе Б.С. Белла обобщены теоретические положения различных теорий обучения, при которых основным критерием оценки его качества может быть последующая результативность работы в команде
[Bell, 2012].
Конструктивизм подчеркивает важность активной роли обучающегося, предполагается, что знания строятся на основе личного опыта. Способствуя развитию рефлексии и критическому мышлению, данный подход позволяет участникам осмысливать собственный опыт и углублять понимание предмета
[Smith, 2022; Torre, 2021]. В контексте использования компьютерных тренажeров это означает создание условий, позволяющих участникам экспериментировать в безопасной среде, принимать решения и видеть их последствия, что приближает ситуацию к реальным условиям работы без реальных рисков.
В бихевиористском направлении акцент в обучении делается на подкреплении и обратной связи, например, при развитии способности распознавания эмоциональных выражений лица
[Facial feedback for, 2020]. При работе на тренажерах это воплощается через предоставление немедленной обратной связи на действия участников. Такой подход способствует формированию и закреплению нужных поведенческих реакций и стратегий. Он наиболее эффективен при отработке специфических навыков и процедур, где важно точное выполнение действий согласно определенным стандартам и протоколам. Например, в работе Дэниела Д. Ли для этого был использован байесовский подход, расширяющий обучение Калмана по временной разнице для вычисления апостериорного распределения по Q-значениям с учетом переходов состояний и вознаграждений из окружающей среды, а также обратной связи от тренера
[Bayesian reinforcement learning, 2016].
Основываясь на теории Л.С. Выготского, в социокультурном подходе подчеркивается значимость социального контекста и взаимодействия в процессе обучения. Данный подход, как методологическая основа разработки симуляционных тренажеров, реализуется через совместное выполнение заданий и возможность обучения в процессе коллаборации и обмена опытом с другими участниками или наставниками. Это не только способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде, но и позволяет участникам достигать «зоны ближайшего развития»
[Stremmel, 1993], где они могут преодолевать сложности с помощью поддержки более опытных коллег.
Применение в разработке симуляционных тренажеров принципов социокультурного подхода, бихевиоризма и конструктивизма позволяет создать мультимодальную обучающую среду, которая одновременно развивает технические навыки и формирует необходимые социально-психологические компетенции, к которым относятся согласованные действия и коммуникация.
В целом, эффективность симуляционных тренажеров в значительной мере зависит от того, насколько успешно в их дизайне реализована интеграция перечисленных теорий обучения. Создавая тренажеры, разработчики сталкиваются с задачей совмещения этих подходов для достижения оптимального обучающего эффекта. Например, сочетание конструктивистского подхода с бихевиористскими элементами обратной связи может значительно увеличить глубину понимания и усвоения материала, а интеграция социокультурных аспектов обогащает процесс обучения через взаимодействие и сотрудничество.
Другим важным условием эффективности тренажеров является актуальность и релевантность используемых сценариев. Они должны быть тщательно продуманы и соответствовать реальным профессиональным задачам и условиям, чтобы обеспечить не только развитие необходимых навыков, но и их применимость в профессиональной деятельности.
Эффективность компьютерных симуляционных тренажеров
Компьютерные тренажеры открывают новые возможности в подготовке специалистов различных профессий, предоставляя условия для детального и, в настоящее время, все более реалистичного моделирования особенностей профессиональной деятельности. Эффективность компьютерных тренажеров в обучении и развитии командных навыков и улучшении коммуникации между членами команды подтверждается исследованиями, например в области симуляционного обучения в медицине
[Effectiveness of a, 2021; Improving team effectiveness, 2022; Rayner; The role of, 2022]. Также существует специальный инструмент, основанный на валидизированной «Шкале высокоэффективной командной работы Майо» (MHPTS) [37. Шкала позволяет количественно оценить аспекты коммуникации у участников совместной деятельности. В дальнейшем результаты самооценки испытуемых могут сравниваться с другими методиками или с объективными показателями успешности деятельности. Основными преимуществами компьютерных симуляционных тренажеров, с точки зрения развития коммуникативных навыков, являются:
- реалистичность симуляций;
- обратная связь в режиме реального времени;
- коллаборативный аспект тренировок;
- гибкость и адаптируемость.
Предлагая реалистичные виртуальные среды, компьютерные симуляционные тренажеры позволяют понять принципы работы сложных технических устройств при работе с физической симуляцией отдельных компонентов, например при изучении принципов МРТ или веб-сетей
[Stöcker, 2019].
Обеспечивая мгновенную обратную связь по действиям участников, компьютерные симуляционные тренажеры способствуют быстрому обучению и корректировке ошибок
[Simulated communication skills, 2022]. Это помогает формировать правильные поведенческие модели и стратегии в работе, улучшающие показатели ситуационной осведомленности команды
[Analysis of Communication, 2021]. Такая немедленная обратная связь, которую предоставляют тренажеры, позволяет участникам мгновенно оценить результаты своих действий и, при необходимости, скорректировать поведение. Это способствует быстрому и эффективному освоению необходимых навыков и умений
[Immediate faculty feedback, 2022].
Коллаборативный аспект тренировок влияет на ускоренное развитие важных социально-психологических компетенций, таких как, умение принимать решения и управлять конфликтами. Это укрепляет дух команды и повышает ее общую эффективность
[Collaborative decision skills, 2020]. Использование симуляционных тренажеров также укрепляет доверие и взаимопонимание внутри команды. В процессе совместных тренировок респонденты учатся полагаться друг на друга, а также развивают навыки эмпатии и поддержки.
Гибкость и адаптируемость симуляционных тренажеров предоставляет возможности настройки различных сценариев и уровней сложности. Благодаря персонализированному подходу к обучению компьютерные тренажеры позволяют адаптировать обучающие программы под конкретные цели и потребности участников с учетом их начального уровня знаний и навыков
[Bouzenada S.N, 2018].
В целом, комплексное воздействие тренажеров, сочетающее в себе реалистичные симуляции, мгновенную обратную связь, коллаборативные элементы и гибкость настройки, создает эффективную обучающую среду. Это способствует не только развитию технических навыков и умений, но и формированию глубокого понимания командных процессов и межличностной коммуникации, необходимых для успешной командной работы в самых разных сферах деятельности.
Развитие навыков согласованных действий и коммуникации при обучении на симуляторах профессиональной деятельности
На факультете информационных технологий государственного психолого-педагогического университета сотрудниками молодежной лаборатории информационных технологй для психологической диагностики настоящее время ведется разработка средств для формирования и оценки навыков командной работы
[Грешников, 2021; Куравский, 2024; Формирование навыков командной, 2024], которые представляют собой компьютерные игры-тренажеры, управляемые командой, в частности парой операторов с разделением между ними каналов управления или игровых действий, которые в обычной ситуации контролирует один оператор.
Команда операторов должна обеспечить корректное управление тренажером путем согласованных действий, получая в реальном времени в удобной, понятной и доступной форме информацию о результатах своей деятельности.
Один из тренажеров имитирует полет воздушного судна и управляется командой операторов с разделением между ними каналов управления, которые в реальном полете контролирует один пилот.
Тренажер должен быть доступен для людей без специальной подготовки и позволять настраивать параметры, которые регулируют сложность управления самолетом. Это обеспечивает адаптацию к различным уровням профессиональной подготовки и психофизиологическим состояниям операторов (игроков), включая лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий. В настоящее время работа с данным компьютерным тренажером в качестве одной из целевых групп включает обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Другая форма тренажера представляет собой модифицированную компьютерную игру «Морской бой» [Формирование навыков командной, 2024], взаимодействующие участники которой сталкиваются с ботом, автоматически размещающим свои корабли на игровом поле: игровой процесс позволяет оценивать динамику коммуникации и кооперации партнеров, анализируя их ходы, а также передаваемые друг другу подсказки.
В результате работы с тренажерами обеспечивается комплексный подход к обучению, при котором технические и коммуникативные навыки развиваются одновременно, предоставляя операторам возможность накопить опыт согласованного взаимодействия в команде и стимулируя развитие ключевых навыков командной работы.
Можно отметить несколько ключевых аспектов, связанных с потенциалом использования подобных компьютерных тренажеров для обучения командным навыкам и коммуникации. Во-первых, такие тренажеры позволяют создать условия, приближенные к реальным ситуациям, которые могут возникнуть в процессе командной работы. Также современные тренажеры оснащены инструментами аналитики и обратной связи, которые позволяют участникам увидеть результаты действий в динамике. Это способствует формированию понимания важности вклада каждого специалиста в общий результат. Такая обратная связь может выявлять слабые места в коммуникации и согласованности действий, предоставляя ценные уроки для будущего.
Другим значимым аспектом является возможность моделирования сложных и многогранных ситуаций, которые в реальной жизни могут возникнуть нечасто, но требуют от команды максимальной согласованности и эффективной коммуникации. Симуляционные тренажеры позволяют не только воспроизвести такие ситуации, но и проанализировать различные варианты действий, обучая быстрому принятию решений и адаптации к изменяющимся условиям. Данный вид обучения играет существенную роль в моделировании сложных и редких сценариев, требующих слаженной командной работы и эффективной коммуникации. Например, в исследовании нового симуляционного курса по принятию решений и работе в команде для продвинутых клинических практиков (автор Элизабет Мидвинтер) были получены отзывы с помощью анонимных форм самооценки, которые в подавляющем большинстве случаев были положительными, а участники, прошедшие обучение на симуляторе, чувствовали себя более уверенно при решении проблемных ситуаций на практике
[Midwinter, 2022]. Такие симуляции позволяют участникам изучать различные стратегии, способствуя быстрому принятию решений и адаптации к динамичным условиям
[Woodward, 2023]. Наконец, важно отметить, что современные тренажеры предлагают широкие возможности для индивидуализированного обучения. Благодаря технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения, программы тренировок могут адаптироваться под конкретные нужды и уровень подготовки каждого участника. Это позволяет достигать максимальной эффективности в обучении благодаря тому, что каждому члену команды предлагается индивидуальный путь развития. Результаты исследования Д. Калстрома показали, что машинное обучение может быть использовано для адаптации содержания симуляторов к текущим потребностям отдельных обучаемых и что многоцелевое многоагентное обучение с разнообразным подкреплением является перспективным подходом для оснащения стимулирующих агентов адаптивными характеристиками, обеспечивающими индивидуализацию обучения
[Källström, 2020].
Несмотря на многочисленные преимущества, внедрение компьютерных тренажеров в образовательный процесс сопряжено с определенными трудностями. Одним из главных вызовов является необходимость учета индивидуальных особенностей каждого участника обучения, включая различия в предпочтениях, уровне знаний и опыте. Это требует разработки гибких и адаптивных подходов к обучению, которые могли бы обеспечить максимальную вовлеченность и эффективность для всех участников.
Заключение
Таким образом, компьютерные тренажеры, ставшие в последние годы важным инструментом в обучении командным навыкам и улучшению коммуникации между членами команды, продолжают демонстрировать свою значимость и потенциал в самых разных областях профессиональной деятельности — от медицины и авиации до бизнеса и спорта, где требования к слаженной командной работе высоки; тренажеры предоставляют уникальные возможности для практики, обучения и совершенствования навыков в контролируемых условиях, максимально приближенных к реальности.
Теоретические исследования подтверждают эффективность этих технологий в образовательном процессе, акцентируя внимание на их способности к повышению обучаемости и развитию не только специфических профессиональных умений, но и важных социальных и психологических компетенций. Обратная связь, получаемая в реальном времени, возможность коллаборации и адаптация к индивидуальным особенностям участников являются лишь некоторыми из ключевых преимуществ, вследствие чего тренажеры становятся неотъемлемой частью современных образовательных программ.
Однако для дальнейшего повышения эффективности применения тренажеров важно продолжать исследования в этой области. Среди перспективных направлений — разработка и внедрение новых методик обучения, ориентированных на учет специфики различных команд и условий их работы, а также интеграция этих устройств в комплексные программы подготовки специалистов. Исследование долгосрочных эффектов от использования тренажеров поможет выяснить, как они влияют на командную эффективность и успех в профессиональной сфере на протяжении долгого времени.
В заключение стоит подчеркнуть, что компьютерные тренажеры уже сыграли и продолжают играть ключевую роль в формировании нового поколения специалистов, способных к эффективной командной работе, быстрому принятию решений и адаптации в меняющихся условиях современного мира. В будущем, с учетом развития технологий и возрастающей сложностью профессиональных задач, роль тренажеров в обучении и развитии командных навыков только усилится, открывая новые горизонты для подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности.