За пределами «холодного» интеллекта: обработка личностно значимого и неявного содержания

9

Аннотация

В статье представлен обзор теоретических подходов к изучению психологических способностей за последние 20 лет. В данной статье рассматриваются такие способности, которые связаны с внутренней психологической деятельностью личности (internal personality abilities). Более подробно раскрывает эту идею концепция «горячих» и «холодных» интеллектов («cool and hot intelligences»), которая набирает популярность в последние десятилетия. Повествование статьи фокусируется на группе таких психологических способностей, которые в первую очередь связаны с обработкой личностно значимой информации: эмоциональном, социальном, практическом и личностном интеллекте. Помимо категории «горячих» интеллектов в статье рассмотрены еще две личностные способности, которые укладываются в логику повествования: способность к эмоциональной регуляции и способность к интуиции. Проведенный теоретический анализ демонстрирует, что группа психологических способностей, вовлеченных во внутриличностную деятельность по обработке информации, значимой для личного индивидуального опыта, качественно отличается от группы способностей, касающихся общего интеллекта, и проявляет себя как отдельная от нее таксономическая категория.

Общая информация

Ключевые слова: психологические способности, личностные способности, холодный интеллект, горячий интеллект, эмоциональный интеллект, эмоциональная регуляция, интуиция

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130301

Финансирование. Публикация подготовлена в ходе проведения исследования № 24-00-046 «Доказательный подход к развитию личности: возможности и ограничения» в рамках программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)».

Получена: 22.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Корчагина А.П., Костенко В.Ю. За пределами «холодного» интеллекта: обработка личностно значимого и неявного содержания [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 8–17. DOI: 10.17759/jmfp.2024130301

Полный текст

Введение

В зарубежной литературе, посвященной психологическим способностям, связанным с обработкой информации разной степени значимости для человека, в последние 20 лет обсуждается концепция «холодных» и «горячих» интеллектов (cool & hot intelligences) [20; 31]. На протяжении второй половины XX века большая часть теоретических исследований была сосредоточена на так называемом «холодном» интеллекте, чья функция состоит в обработке «безличностных» качеств информации [31]. В своем обзоре В. Шнайдер, Дж. Мэйер и Д. Ньюман описывают становление первой теории холодного интеллекта — теорию Ч. Спирмена 1904 года. Теория предполагала, что существует некоторый общий фактор (g), который влияет на все аспекты интеллекта, и специфический фактор (s), определяющий отдельные способности. Несмотря на то, что теория казалась многообещающей, впоследствии многие исследователи и теоретики усомнились в существовании одного общего фактора, доказав существование различных групповых факторов интеллекта. В конце концов, Ч. Спирмен модифицировал свою теорию, опубликовав в 1950 г. работу, учитывающую множество имеющихся к тому моменту эмпирических сведений [33]. В этой связи нельзя не упомянуть и теорию когнитивного развития Ж. Пиаже, впервые опубликованную в 1947 г. Согласно работам Ж. Пиаже, интеллект представляет собой глобальную функцию адаптации, которая реализуется благодаря двум взаимодополняющим процессам: ассимиляции (усваивающей новый опыт с помощью существующих концептов) и аккомодации (вырабатывающей новые концепты в ответ на новый опыт) [41].
В данной работе мы уделяем внимание способностям, которые помогают человеку ориентироваться в окружающем мире и тех ситуациях, когда наибольшую значимость приобретает личностный и социальный контекст. В первую очередь — это категория «горячих» интеллектов. Их отличие от общего интеллекта состоит в том, что такие типы интеллекта связаны с обработкой высоконапряженной и личностно значимой информации, такой как эмоции, индивидуальный личный опыт и социальные отношения [20]. В отличие от общего интеллекта, эта категория способностей слабо изучена, однако приобретает все большую актуальность и популярность, в том числе в российских исследованиях [2].
Согласно ряду авторитетных источников, в группу «горячих» интеллектов можно отнести эмоциональный интеллект, социальный интеллект, практический интеллект и личностный интеллект [9; 20; 22; 24]. Были проведены эмпирические исследования, которые представили доказательства того, что «горячие» интеллекты внутренне согласованы и отличаются от «холодных» интеллектов [3; 21].
Первым конструктом «горячего» интеллекта, который привлек устойчивое внимание исследователей, стал социальный интеллект. Еще в 1909 г. Дж. Дьюи определил социальный интеллект как «…способность наблюдать и понимать социальные ситуации» [12]. Теория успешного интеллекта Роберта Дж. Стенберга описывает еще один горячий интеллект — практический. В основе его теории лежит идея о том, что стандарты успеха, которые устанавливает перед собой человек, неотделимы от способности использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые в процессе адаптации к различным социальным сферам [35]. Эмоциональный интеллект разрабатывается в рамках нескольких независимых подходов и поэтому имеет более одного определения. Наиболее популярная модель Дж. Мэйера и П. Сэловея относит его к способности воспринимать, понимать, адаптивно использовать эмоции и управлять ими [24]. Понятие личностного интеллекта, недавно предложенное Дж. Мэйером, относится к способности воспринимать, понимать и адаптивно использовать информацию о собственной личности и личности других людей [22].
Помимо группы «горячих» интеллектов, в данной статье будут рассмотрены несколько способностей, которые практически не упоминаются в рамках этой концепции, но укладываются в логику и тему повествования. Это способность к интуиции, исследование которой поднимает множество вопросов в научном поле, особенно относительно гомогенности этого конструкта [25], а также способность к эмоциональной регуляции [23].
Для достижения целей настоящего обзора был проведен отбор зарубежных и русскоязычных источников, представленных в различных электронных каталогах: «ScienceDirect», «Sage Journals», «Annual Reviews», «MDPI». Отбор источников охватывает период 2010—2023 гг. и произведен по ключевым словам «internal psychological abilities», «cool and hot intelligences», «personality abilities». В результате был составлен список из 43 источников, относящихся к теме способностей, опосредующих внутреннюю деятельность человека. Примерно половина литературных источников посвящена исследованиям подгруппы «горячих» интеллектов. В настоящей работе приведены ссылки на источники, имеющие ключевое значение для понимания описанных концепций.

Концепция «горячих» интеллектов

Изучение отдельных способностей в структуре эмоционального интеллекта выросло из обширного поля исследований невербального восприятия человека, которое включает в себя «расшифровку» социальных межличностных сигналов, а также точное распознавание эмоциональных выражений [4]. Например, созданная Дж. Мэйером и П. Сэловеем, иерархическая модель эмоционального интеллекта включает 4 компонента: идентификация эмоций, понимание и анализ эмоций, сознательное управление эмоциями, использование эмоций в мышлении и деятельности для повышения своей эффективности [19; 30].
Другие модели эмоционального интеллекта этой группы затрагивают вопросы понимания и осмысления эмоций. Сюда же относится способность точно обозначать и категоризировать эмоции. Теоретики утверждают, что точная оценка эмоциональных сигналов может быть отличительной чертой высокого уровня эмоционального интеллекта [13]. Если процесс оценки у человека нарушен, то он может неправильно понять событие или его последствия и отреагировать неадекватно.
Кроме прочего, эмоциональный интеллект изучают в рамках смешанных моделей, которые образуют второй теоретический способ рассмотрения и операционализации проблемы [6]. В подходах такого рода оценивают один или несколько атрибутов эмоционального интеллекта, одновременно с этим используя другие измерительные шкалы — например адаптивности, импульсивности и социальной компетентности [7], творческого мышления, гибкости и интуиции. По сравнению с традицией, описанной выше, в этих подходах отсутствует основной акцент на эмоциональном интеллекте как таковом.
Следующий вид «горячего» интеллекта — социальный интеллект. Он помогает правильно интерпретировать социальные взаимодействия, что является жизненно важным аспектом, начиная с самого раннего возраста [9]. Ценность этих способностей была продемонстрирована широким спектром исследований, которые выявили положительное влияние социально-эмоциональных способностей на различные аспекты жизни. Например, исследователи в области образования выяснили, что социальные навыки, развитые в раннем детстве, показывают значимые взаимосвязи с успешностью результатов в дальнейшей жизни [36]. Кроме того, изучение социального интеллекта вносит вклад в клинические исследования, связанные с пониманием психологических и физиологических факторов, объясняющих дефицит социального функционирования у детей и взрослых с определенными психологическими расстройствами, включая шизофрению и расстройства аутистического спектра [18; 40].
Навыки социального интеллекта включают восприятие невербальных сигналов, проницательность, социальное восприятие и эмпатию. Многие авторы подчеркивают, что социальный интеллект не только способствует установлению социальных связей, но также позволяет влиять на других людей. Так, группа португальских ученых отмечает существенное влияние социального интеллекта на лидерские качества. Как выяснилось, именно высокий уровень социального интеллекта позволял лидерам-участникам исследования влиять на людей так, чтобы заставлять их испытывать соответствующие эмоции и поддерживать действия лидера [10]. В каждой конкретной социальной ситуации высокие показатели этого «горячего» интеллекта позволяют человеку добиваться желаемой вербальной или поведенческой реакции от людей в группе. Люди, обладающие развитым социальным интеллектом, способны располагать к себе других людей, вызывать их симпатию, считывая их поведенческие и вербальные сигналы, подстраивая и адаптируя свое поведение согласно конкретному социальному контексту [1; 36].
Необходимо развести понятия эмоционального и социального интеллекта. Оба этих интеллекта помогают человеку определять состояние другого человека по наличию у него тех или иных невербальных проявлений. Помимо этого, и социальный, и эмоциональный интеллект связаны со способностью определять причину эмоциональной реакции. Однако они отличаются по направленности своих основных функций. Цель эмоционального интеллекта заключается в управлении своим или чужим эмоциональным состоянием, в то время как социальный интеллект призван повышать степень социальной адаптации и эффективность межличностных взаимодействий. Эмоциональный и социальный интеллект работают вместе, чтобы создать более полное понимание себя и других [3].
Следующий «горячий» интеллект, которому мы уделим внимание — личностный интеллект. Многие исследователи определяют его как способность понимать и анализировать личность человека, а также его различные личностные проявления [31]. С эволюционной точки зрения, люди, которые лучше понимали себя и окружающих, по-видимому, обладали адаптивными преимуществами по сравнению с другими, как в плане выживания, так и в плане размножения. В соответствии с этим было выдвинуто предположение о том, что некоторые люди обладают «психологическим складом ума» — более высокой по сравнению с другими людьми способностью к познанию себя и других [22].
Г. Гарднер (1983) описал внутриличностный интеллект как способность построения целостной личности и идентификации и межличностный интеллект как способность понимать личность других людей [15]. Д. Фандер утверждает, что люди с разной точностью способны осознанно понимать и описывать характеристики личности. Все эти концепции фокусируются в первую очередь на способности анализировать личностную информацию [14]. Дж. Мэйер также присоединяется к этой точке зрения. Согласно его взглядам, люди используют свой личностный интеллект для того, чтобы (а) выявлять в себе и у других личностно значимую информацию и «считывать» черты людей; (б) формировать «модели» личности, которые способствуют лучшему пониманию себя и других; (в) принимать личностные решения в соответствии со своими интересами и ценностями; (г) расставлять приоритеты так, чтобы достигать своих личных целей [22].
Следующий и последний в данной работе «горячий» интеллект — практический. Накопленные данные свидетельствуют о том, что практический интеллект психологически отличен от академического интеллекта. Так, например, успех в решении абстрактных академических задач не обязательно приводит к успеху в решении житейских бытовых проблем, и наоборот. Практический интеллект относится к когнитивной основе повседневной деятельности. Наиболее обширный массив данных демонстрирует роль практического интеллекта в успешном воплощении различных профессиональных целей [34; 42].
Согласно исторической справке, приведенной в обзоре В. Шнайдера, Дж. Мэйера и Д. Ньюмана, одним из первых, кто высказал эту мысль, был экспериментальный психолог Э. Торндайк (1924), который утверждал, что социальный интеллект отличается от того, который измеряется стандартными тестами интеллекта. Впоследствии многие исследователи также выдвигали это предположение относительно социального и практического интеллекта. Подобное было сделано и известным психометриком Дж. Гилфордом (1967), который в своей теории структуры интеллекта отдельно выделил именно поведенческие проявления интеллекта [31]. Г. Гарднер в свое время утверждал, что межличностный и внутриличностный интеллект отличаются от более академических интеллектов (например лингвистического и логико-математического) [15]. Таким образом, исследования практического интеллекта также вносят вклад в концепцию «горячих» интеллектов. Они оказываются в большой степени независимыми от общего «холодного» интеллекта, что позволяет выделять их в отдельную таксономическую категорию.

Способность к эмоциональной регуляции

В дополнение к способностям «горячего» интеллекта важно рассмотреть и другие способности, которые не связаны с обработкой абстрактной информации, не затрагивающей личностно значимое содержание индивида. Способность к эмоциональной регуляции заключается в управлении возникновением и протеканием эмоционального процесса и служит достижению личных целей, которые, в свою очередь, могут варьироваться в зависимости от контекста ситуации. Регуляция эмоций включает в себя осознание, принятие и понимание эмоций, а также способность не только направлять, но и сдерживать эмоции [23].
Мы можем говорить о регуляции эмоций в том случае, если эмоция была оценена как «хорошая» или «плохая» и результат этой оценки привел к тому, что человек задался целью изменить продолжительность, интенсивность или последствия от возникшей эмоции [16; 29].
Важно упомянуть, что трудности в эмоциональной регуляции лежат в основе множества психологических расстройств, которые характеризуются психологической ригидностью в ответ на ситуационные изменения [28]. Кроме того, эффективная эмоциональная регуляция, заключающаяся в модулировании эмоционального опыта для достижения желаемого результата, является значимым фактором благополучия [2]. Ряд исследователей также акцентируют внимание на том, что для эффективной эмоциональной регуляции критически важен учет контекста ситуации, в рамках которого те или иные эмоции возникают. Именно понимание контекста позволяет определить, является ли стратегия регуляции адаптивной или дезадаптивной [29].
В зарубежной литературе в последние десятилетия феномен эмоциональной регуляции изучается в рамках двух моделей: процессуальной и модели способностей. Процессуальная модель регуляции эмоций Дж. Гросса основана на предположении о том, что эмоциональный отклик разворачивается поэтапно и на каждом из этапов мы можем повлиять на произошедший эмоциональный отклик. Для этого могут использоваться различные стратегии. Например, стратегия Когнитивной переоценки позволяет изменить эмоциональное состояние, благодаря различным интерпретациям произошедшей ситуации. В свою очередь, прибегая к стратегии подавления экспрессии, мы становимся способны повлиять на внешние проявления эмоциональных состояний [2].
Модель способностей эмоциональной регуляции определяет степень предрасположенности к пониманию и восприятию эмоционального опыта, а также к управлению эмоциональной активностью в зависимости от личностных целей в той или иной ситуации [16].
Эффективное и ситуационно релевантное использование способностей к эмоциональной регуляции может влиять на уровень психологического благополучия, жизнестойкость и степень удовлетворенности жизнью [23]. В то же время исследования показывают, что способности к эмоциональной регуляции могут варьироваться ежедневно и зависеть от множества факторов, начиная от количества трудностей, возникающих в течение дня, заканчивая хорошим настроением, что обнаруживает большой потенциал к продолжению проведения теоретических и эмпирических исследований данного феномена [37].

Способность к интуиции

Привлекает внимание исследователей и интуиция — психологическая способность, которая связана с процессами обработки особой личностно значимой информации. Исследователи все чаще приходят к пониманию того, что интуиция не является единым психологическим конструктом, а скорее представляет сложный когнитивный конгломерат, включающий в себя различные процессы и механизмы [43; 25]. Хотелось бы отдельно отметить, что эта психологическая способность так же оказывается в значительной степени независимой от психометрического («холодного») интеллекта [39]. Все больше фактов указывает на важную роль имплицитных процессов и интуиции в социальном познании, творчестве и принятии решений [5; 32]. Однако до сих пор мало что известно об индивидуальных различиях в интуитивных способностях и их структуре, а также о том, действительно ли интуиция является «интеллектом бессознательного» [43].
В исследованиях интуиции не существует золотого стандарта или ключевой теории. Скорее существуют различные парадигмы и теоретические модели, которые уходят корнями в совершенно разные психологические традиции. В связи с этим трудно дать удовлетворительное универсальное определение интуиции. Большинство исследователей сходятся в том, что интуиция действует преимущественно имплицитно, в обход когнитивного контроля и осознания [11; 25]. Ряд характеристик интуитивных процессов являются спорными и зависят от изучаемого явления. Некоторые исследователи определяют интуицию как способность к неявному обучению и обнаружению когнитивных моделей, а также к подсознательному объединению информации для вынесения верных суждений на основе фрагментарных сигналов [39]. Интуиция основана на различных когнитивных процессах и механизмах. Одним из наиболее фундаментальных и эволюционно древних из них является, по-видимому, способность спонтанно овладевать сложными паттернами на основе процедурной памяти [26].
Помимо этого, интуитивные способности, вероятно, могут позволять интегрировать не напрямую данную обрывочную информацию в единое целое сложным, неочевидным образом, без осознанного доступа к самому процессу. Люди могут правильно распознавать предметы (items) даже на основе небольшого количества информации либо подсознательно объединять их для поиска новых решений. Даже когда человек не знает решения задачи, он может правильно угадать, что может быть с ним связано, и решение проблемы может внезапно появиться в сознании в виде инсайта. Последний часто сопровождается чувством согласованности, положительными эмоциями и субъективной уверенностью в верности решения [5]. Способность решать задачи, требующие проницательности, связана как с конвергентным, так и с дивергентным мышлением, а также со способностью переключаться с одного типа мышления на другой.
Структура интуиции до сих пор не изучена. Исторически она рассматривалась скорее как однородный конструкт. В своем обзоре Дж. Претц и К. Тотц дают подробную историческую справку о развитии представлений об этом феномене [26]. Одним из первых психологов, изучавших интуицию, был К. Юнг, который характеризовал ее как первичный, подсознательный способ восприятия. Его теория разворачивалась в поле психологии личности и индивидуальных различий и не часто касалась когнитивных исследований. Однако на данный момент уже известно, что интуиция положительно связана с эффективностью имплицитного обучения [17]
С другой стороны, теории двойного процесса (dual-process theories) рассматривают интуицию как противоположность рациональному и аналитическому способу обработки информации [8]. Также была предложена альтернативная классификация интуитивных процессов, состоящая из эвристической, холистической (абстрактной) и аффективной интуиции [26]. Это разделение основано на механизмах, описанных в литературе, подтверждено эмпирически, а отдельные шкалы предсказывают разные результаты [38]. Тем не менее, эта работа была ограничена опросниками самоотчета и не включала объективные когнитивные тесты интуиции. Таким образом, в этих исследованиях проверялась структура интуитивных предпочтений, но не сами способности.
Помимо вышесказанного, важно отметить, что интуитивные способности обычно недооцениваются в психологии, мало внимания уделяется и разработке когнитивных тестов в этой области. Более того, даже корреляции между наиболее популярными шкалами самоотчета, измеряющими интуицию, либо низки, либо статистически не значимы [27], в связи с чем можно утверждать, что существует выраженная необходимость эмпирически разграничить различные типы интуитивных способностей.

Заключение

В процессе анализа зарубежных и отечественных источников, посвященных способностям к обработке личностно значимой информации, было выделено несколько групп. В основную группу таких способностей вошли «горячие» интеллекты. Эта категория способностей является довольно молодой в психологическом после исследований. Однако накопленный массив эмпирических и теоретических знаний демонстрирует ее согласованность и отделенность от «холодного» интеллекта, который традиционно связан с академическим интеллектом, логикой, мышлением и обработкой безличностной информации.
Наибольшее количество теоретических исследований посвящено эмоциональному интеллекту. Эта способность (или набор способностей) отвечает за точность восприятия и понимания как своих, так и чужих эмоций. Эмоциональный интеллект помогает адаптивно использовать информацию, полученную на основе эмоций. В тексте был представлен теоретический анализ эмоционального интеллекта сквозь призму двух подходов. Результаты теоретического анализа зарубежных источников демонстрируют, что необходимо рассматривать эмоциональный интеллект как дискретную переменную и изучать его в связи с другими личностными и интеллектуальными характеристиками.
Социальный интеллект оказался менее теоретически проработанным конструктом, несмотря на то, что интерес к нему научного сообщества обнаружился гораздо раньше. Были описаны критерии разграничения эмоционального и социального интеллектов, которые иногда объединяют в один теоретический конструкт. Показано, что эмоциональный интеллект обладает более интроспективной природой, в отличие от социального.
Личностный и практический интеллект являются недавними дополнениями к теоретической концепции «горячих» интеллектов. Личностный интеллект помогает ориентироваться в поле понимания особенностей и характеристик личности других людей, в то время как практический интеллект отражает способность к «житейской смекалке» и является незаменимым в решении повседневных задач.
Следующая способность, которая рассматривалась в данном обзоре и не входила в группу «горячих» интеллектов — способность к эмоциональной регуляции. Ее основная функция — психологическая саморегуляция, однако она также опосредует обработку информации, связанную с эмоциональными состояниями человека. Регуляция эмоций пронизывает все сферы жизни и позволяет увеличивать эффективность достижения личностно значимых целей и адаптироваться к актуальным жизненным ситуациям. Одной из наиболее важных особенностей ее функционирования является значимость контекста в каждой конкретной ситуации.
Способность к интуиции завершает проведенный теоретический обзор. Отдельно подчеркивались негомогенность ее структуры и независимость от общего интеллекта. Интуиция — сложный когнитивный процесс, основанный на имплицитном обучении — позволяет лучше ориентироваться в социальном и личностном познании. Многие теоретические положения так или иначе утверждают это, называя интуицию «бессознательным» интеллектом. Несмотря на то, что она может проявляться в контексте обработки «холодной» информации, интуиция является незаменимой и для внутренней психологической деятельности индивида, которая связана с анализом и обработкой личностно значимых содержаний и укладывается в логику повествования данной статьи.
Общей характеристикой исследований психологических способностей, направленных на обработку личностно значимой информации, выступил недостаток эмпирических исследований и большой потенциал в поле создания психометрических инструментов, в особенности тестов. При этом проведенный нами теоретический анализ зарубежных источников показывает, что уже на данный момент существует достаточно сильный и дифференцированный теоретический базис и исследовательская опора для продолжения изучения способностей такого рода в рамках как психологии личности, так и психодиагностики.

Литература

  1. Пагаева Э.В., Верещагина М.В. Теоретические подходы к изучению социального интеллекта // Образовательный вестник «Сознание». 2022. Том 24. № 11. С. 74—82. DOI:10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-74-82
  2. Панкратова А.А. Подход Дж. Гросса к изучению эмоциональной регуляции: примеры кросскультурных исследований [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 147—155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21778531 (дата обращения: 30.07.2024).
  3. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 111—119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18931739 (дата обращения: 30.07.2024).
  4. Тест эмоционального интеллекта — русскоязычная методика / Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная, И.И. Ветрова, А.А. Никитина // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 177—192. DOI:10.17759/sps.2019100311
  5. Adinolfi P., Loia F. Intuition as emergence: Bridging psychology, philosophy and organizational science // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 787428. 15 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.787428
  6. Assessing Emotional Intelligence Abilities, Acquiescent and Extreme Responding in Situational Judgment Tests Using Principal Component Metrics / J. Fontaine, E. Sekwena, E. Veirman, K. Schlegel, C. MacCann, R. Roberts, K. Scherer // Frontiers in psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 813540. 17 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.813540
  7. Bar-On R. Emotional Intelligence: An Integral Part of Positive Psychology // South African Journal of Psychology. 2010. Vol. 40. № 1. P. 54—62. DOI:10.1177/008124631004000106
  8. Bellini-Leite C. Dual process theory: Embodied and predictive; symbolic and classical // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 673—685. DOI:10.3389/fpsyg.2022.805386
  9. Boyatzis R. Social Intelligence // The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences: Personality Processes and Individual Differences / Eds. B.J. Carducci, C.S. Nave. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2020. P. 435—438.
  10. Bueno J., Correia F., Peixoto E. Psychometric properties of the emotional competence inventory-short revised version (ECI-R) // Psico-USF. 2021. Vol. 26. № 3. P. 519—532. DOI:10.1590/1413-82712021260310
  11. Development and validation of a new measure of intuition: The types of intuition scale / J. Pretz, J. Brookings, L. Carlson, T. Humbert, M. Roy, M. Jones, D. Memmert // Journal of Behavioral Decision Making. 2014. Vol. 27. № 5. P. 454—467. DOI:10.1002/bdm.1820
  12. Dewey J. Moral Principles in Education. Boston: Houghton Mifflin, 1909. 60 p.
  13. Emotionally intelligent people use more high-engagement and less low-engagement processes to regulate others’ emotions / H. Xiao, K. Double, S. Walker, H. Kunst, C. MacCann // Journal of Intelligence. 2022. Vol. 10. № 4. Article ID 76. 10 p. DOI:10.3390/jintelligence10040076
  14. Funder D. Personality // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 197—221. DOI:10.1146/annurev.psych.52.1.197
  15. Gardner H. Taking a multiple intelligences (MI) perspective // Behavioral and Brain Sciences. 2017. Vol. 40. Article ID e203. DOI:10.1017/S0140525X16001631
  16. Gratz K., Roemer L. Multidimensional assessment of emotion regulation and dysregulation: Development, factor structure, and initial validation of the difficulties in emotion regulation scale // Journal of psychopathology and behavioral assessment. 2004. Vol. 26. P. 41—54. DOI:10.1023/B:JOBA.0000007455.08539.94
  17. Implicit learning as an ability / S. Kaufman, C. DeYoung, J. Gray, L. Jiménez, J. Brown, N. Mackintosh // Cognition. 2010. Vol. 116. № 3. P. 321—340. DOI:10.1016/j.cognition.2010.05.011
  18. Łoś R., Gajowiec-Chmielewska A. Impairment of social cognition in comparative studies of patients with schizophrenia and their healthy siblings // Psychiatria Polska. 2023. Vol. 57. № 5. P. 967—982. DOI:10.12740/PP/152271
  19. Mayer J., Caruso D., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. Vol. 8. № 4. P. 290—300. DOI:10.1177/1754073916639667
  20. Mayer J., Mitchell D. Intelligence as a subsystem of personality: From Spearman’s g to contemporary models of hot processing // Advances in cognition and education practice / Eds. W. Tomic, J. Kingma. Greenwich: JAI Press, 1998. Vol. 5. P. 43—75.
  21. Mayer J., Panter A., Caruso D. Does personal intelligence exist? Evidence from a new ability-based measure // Journal of personality assessment. 2012. Vol. 94. № 2. P. 124—140. DOI:10.1080/00223891.2011.646108
  22. Mayer J., Panter A., Caruso D. When people estimate their personal intelligence who is overconfident? Who is accurate? // Journal of Personality. 2020. Vol. 88. № 6. P. 1129—1144. DOI:10.1111/jopy.12561
  23. McRae K., Gross J. Emotion regulation // Emotion. 2020. Vol. 20. № 1. P. 1—9. DOI:10.1037/emo0000703
  24. Nexus between Emotional Intelligence (EQ-I) and Entrepreneurial Culture / J. Jimisiah, M.Y. Halimah, H. Sallaudin, F.A. Khairul, A. Rohaizan // International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019. Vol. 8. № 6S3. P. 986—993. DOI:10.35940/ijeat.F1093.0986S319
  25. Nosal C. On the Relationship Between Intuition, Consciousness and Cognition: In Search of a Unified Concept of Mind // Roczniki Psychologiczne. 2021. Vol. 24. № 3—4. P. 345—360. DOI:10.18290/rpsych21242-1s
  26. Pretz J., Totz K. Measuring individual differences in affective, heuristic, and holistic intuition // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43. № 5. P. 1247—1257. DOI:10.1016/j.paid.2007.03.015
  27. Reasoning strategies predict use of very fast logical reasoning / H. Markovits, P.-L. de Chantal, J. Brisson, E. Dube, V. Thompson, I. Newman // Memory & Cognition. 2021. Vol. 49. P. 532—543. DOI:10.3758/s13421-020-01108-3
  28. Richmond J., Tull M., Gratz K. The roles of emotion regulation difficulties and impulsivity in the associations between borderline personality disorder symptoms and frequency of nonprescription sedative use and prescription sedative/opioid misuse // Journal of contextual behavioral science. 2020. Vol. 16. P. 62—70. DOI:10.1016/j.jcbs.2020.03.002
  29. Roth G., Vansteenkiste M., Ryan R. Integrative emotion regulation: Process and development from a self-determination theory perspective // Development and Psychopathology. 2019. Vol. 31. № 3. P. 945—956. DOI:10.1017/S0954579419000403
  30. Salovey P., Mayer J. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1990. Vol. 9. № 3. P. 185—211. DOI:10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
  31. Schneider W., Mayer J., Newman D. Integrating hot and cool intelligences: Thinking broadly about broad abilities // Journal of Intelligence. 2016. Vol. 4. Article ID 1. 25 p. DOI:10.3390/jintelligence4010001
  32. Social intuition: behavioral and neurobiological considerations / T. Jellema, S. Macinska, R. O’Connor, T. Skodova // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. Article ID 1336363. 13 p. DOI:10.3389/fpsyg.2024.1336363
  33. Spearman C. The nature of “intelligence” and the principles of cognition. London: Macmillan, 1923. 358 p.
  34. Sternberg R. Adaptive Intelligence: Its Nature and Implications for Education // Education Sciences. 2021. Vol. 11. Article ID 823. 12 p. DOI:10.3390/educsci11120823
  35. Sternberg R. The theory of successful intelligence // The Cambridge Handbook of Intelligence / Eds. R.J. Sternberg, S.B. Kaufman. New York: Cambridge University Press, 2011. P. 504—527. DOI:10.1017/CBO9780511977244.026
  36. Sternberg R., Li A. Social Intelligence: What It Is and Why We Need It More than Ever Before // Social Intelligence and Nonverbal Communication / Eds. R.J. Sternberg, A. Kostić. Berlin: Springer Nature, 2020. P. 1—20. DOI:10.1007/978-3-030-34964-6_1
  37. The Association of Emotion Regulation Flexibility and Negative and Positive Affect in Daily Life / A. Battaglini, K. Rnic, T. Jameson, E. Jopling, A.Y. Albert, J. LeMoult // Affective Science. 2022. Vol. 3. № 3. P. 673—685. DOI:10.1007/s42761-022-00132-7
  38. The relationship of types of intuition to thinking styles, beliefs, and cognitions / A. Dennin, K. Furman, J. Pretz, M. Roy // Journal of Behavioral Decision Making. 2022. Vol. 35. № 5. Article ID e2283. 18 p. DOI:10.1002/bdm.2283
  39. The structure of intuitive abilities and their relationships with intelligence and Openness to Experience / A. Sobkow, J. Traczyk, S.B. Kaufman, C. Nosal // Intelligence. 2018. Vol. 67. P. 1—10. DOI:10.1016/j.intell.2017.12.001
  40. Vaskinn A., Horan W. Social cognition and schizophrenia: unresolved issues and new challenges in a maturing field of research // Schizophrenia bulletin. 2020. Vol. 46. № 3. P. 464—470. DOI:10.1093/schbul/sbaa034
  41. Walsh D. Piaget’s Paradox: Adaptation, Evolution, and Agency // Human Development. 2023. Vol. 67. P. 273—287. DOI:10.1159/000534306
  42. Warne R. Practical Intelligence Is a Real Ability, Separate from General Intelligence // In the Know: Debunking 35 Myths about Human Intelligence / R. Warne. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. P. 62—70. DOI:10.1017/9781108593298
  43. Zaleskiewicz T., Traczyk J., Sobkow A. Decision making and mental imagery: A conceptual synthesis and new research directions // Journal of Cognitive Psychology. 2023. Vol. 35. № 5. P. 603—633. DOI:10.1080/20445911.2023.2198066

Информация об авторах

Корчагина Анастасия Павловна, аспирант факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9239-7890, e-mail: apkorchagina@hse.ru

Костенко Василий Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5612-3857, e-mail: vasily.kostenko@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 26
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 9
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 9