Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 2. С. 119–130
doi:10.17759/jmfp.2024130211
ISSN: 2304-4977 (online)
Театральная деятельность как инструмент работы с рисками подросткового возраста: зарубежный и отечественный опыт
Аннотация
В статье представлен обзор театральных практик, направленных на диагностику, профилактику и коррекцию поведения подростков, склонных к рискам, посредством развития эмоционального интеллекта, метапредметных компетенций, чувства ответственности и осознанности. Проанализированы различия и сходства в применении театральных практик за рубежом и на территории России в работе с трудными подростками. Обосновано применение театральных практик при учете возрастных потребностей подростков. Приведена характеристика наиболее востребованных театральных практик в мире — форум-тетра, плэйбэк-театра, популярного, социального театра. Обозначены различия между театральными практиками, нацеленными на процесс создания спектакля, и практиками, направленными на создание продукта — спектакля. Приведен анализ эмпирических исследований в контексте сопоставления видов театральных практик и достигаемых результатов в работе с подростками, склонными к риску или относящимися к группе риска. На примере «Мультимедиа-театра» обоснована актуальность разработки и применения инструментов театральной педагогики для решения проблем современных подростков (в том числе и методом ролевого экспериментирования).
Общая информация
Ключевые слова: подростки, подростковые риски, форум-театр, плэйбэк-театр, популярный театр, социальный театр, эмоциональный интеллект, метапредметные компетенции
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130211
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание № 073-00037-24-01 от 09.02.2024 г. «Разработка технологии преодоления рисков подросткового возраста: школьный театр, основанный на ролевом экспериментировании».
Получена: 02.05.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как инструмент работы с рисками подросткового возраста: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 119–130. DOI: 10.17759/jmfp.2024130211
Полный текст
Введение
- профилактики рискового поведения: просвещения; выработки стратегий сопротивления рискам; формирования агентности, умения говорить «нет» [21; 24; 26; 29; 34];
- разрешения конфликтов: буллинг, установление и коррекция межличностных отношений [28; 33; 35; 38];
- выявление причин рискового поведения: изучение ценностей, взглядов, отношений и мировоззрения для определения факторов риска, определение рисковых паттернов поведения и мышления [10];
- интеграция, социализация и ресоциализация: снижение количества прогулов школы, работа с несовершеннолетними заключенными и мигрантами, восстановление социальной справедливости, устранение стигмы [3; 16; 18; 27; 32].
Театральные практики, основанные на фасилитации и медиации
Практики, основанные на видении и мастерстве режиссера
Особенности вида театра |
Риски |
Формируемые компетенции и навыки |
Форум-театр — положительная динамика группы за счет предотвращения негативного сценария, профилактики или коррекция одной ситуации, коллективного поиска решения одной конкретной проблемы |
Эксклюзия из подросткового сообщества, угроза бросить школу, буллинг, игнорирование, драки и физическая агрессия в школе, поведенческие девиации, химические и нехимические зависимости |
Умение проявлять заботу, навыки эмпатичного и осознанного поведения (в том числе с учетом культурного разнообразия), навыки межкультурной коммуникации, навыки ведения дискуссий и участия в публичных обсуждениях, работы в группе и кооперации, навыки разрешения конфликтов, критического мышления, самоанализа и рефлексии, умение видеть перспективу и оценивать потенциал собственных действий, навыки прогнозирования последствий собственных действий |
Плэйбэк театр — групповая рефлексия, построение сценария в режиме реального времени, направленного на осмысление и профилактику какого-либо аспекта/проблемы, нахождение причинно-следственных связей между сторонами одной и той же проблемы |
Буллинг, кибербуллинг, виктимизация, социальный разрыв, социальное неравенство, стигматизация, пережитый группой стресс и общая травма, агрессия, угнетение |
Навыки эмпатичного и заботливого поведения, навыки критического и реалистичного мышления, прогнозирования и оценки последствий собственных действий (в том числе исходя из социального и коммуникативного контекста), навыки бесконфликтного межличностного взаимодействия (умение слушать других, высказывать негативные эмоции без проявления агрессии), навыки самоконтроля и рефлексии |
Социальный театр — адаптация, социализация, просвещение и профилактика негативных социальных явлений в будущем |
Буллинг, психологические травмы, риски, связанные с принадлежностью к уязвимым слоям населения, связанные с дезадаптацией или со стигматизацией (риски несовершеннолетних преступников, молодых людей с ОВЗ, ментальными расстройствами, детей-сирот) |
Социальная компетенция, эмпатические способности (эмоциональная и когнитивная эмпатия), навыки общения и социального взаимодействия, формирование чувства терпимости к другому и чувства собственной значимости |
Популярный театр — диагностика, профилактика и коррекция рискового поведения с акцентом на развитие участников, просвещение, пропаганда безопасного поведения, достижение психологического комфорта в коллективе |
Раннее сексуальное поведение, ранняя беременность, пропаганда поведения, препятствующего распространению СПИДа, насилия, вооруженных конфликтов и т. д., бедность и ущемленность молодежи (особенно в сельских регионах)
|
Навыки принятия индивидуального и коллективного решения, критического мышления, установление крепких связей в группе (формирование доверия и чувства единства), коммуникативные навыки |
Заключение
Литература
- Абрамова М.А. Современные технологии работы с молодежью средствами театрального искусства [Электронный ресурс] // Социальные и гуманитарные науки. 2018. Том 2. № 1. С. 274—283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36647705 (дата обращения: 19.06.2024).
- Аптикиева Л.Р. Различия подростков «группы риска» и типичных подростков: психолого-педагогический аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. Том 221. № 3. C. 6—13. DOI:10.25198/1814-6457-221-6
- Большакова Ю.М., Грибанова Г.И. Театральные практики в зарубежных исправительных учреждениях [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского Государственного института культуры. 2020. Том. 45. № 4. С. 126—129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44557817 (дата обращения: 19.06.2024).
- Кокоулина Ю.Б. Социальный театр: предпосылки явления, технология реализации и ее этапы, формы воплощения [Электронный ресурс] // Сибирский филологический форум. 2018. Том 3. № 3. С. 73—86. URL: http://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/37 (дата обращения: 19.06.2024).
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Соловьева А.Г. Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 52—64. DOI:10.17759/pse.2022270105
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 144—156. DOI:10.17759/pse.2020250612
- Смирнов А.В., Максимова Л.А. Рисковое поведение несовершеннолетних как предмет психологического анализа в отечественной литературе // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 179—194. DOI:10.26170/2079-8717_2022_05_21
- Чипан А.А. Основные подходы к рассмотрению научного понятия «подростки группы риска» [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2023. Том 101. № 4. C. 197—202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54504935 (дата обращения: 20.06.2024).
- Celume M.P., Besançon M., Zenasni F. Fostering children and adolescents’ creative thinking in Education. Theoretical model of drama pedagogy training // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 2611. 11 p. DOI:10.3389/fpsyg.2018.02611
- Conrad D. Life in the sticks": youth experiences, risk & popular theatre process: doctor philosophy dissertation [Электронный ресурс]. Edmonton, 2004. 308 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/34740819 (дата обращения: 20.06.2024).
- Conrad D. Popular Theatre: empowering pedagogy for youth // Youth Theatre Journal. 2004. Vol. 18. № 1. P. 87—106. DOI:10.1080/08929092.2004.10012566
- Deviant online behavior in adolescent and youth circles: in search of a risk assessment model / V.N. Dvoryanchikov, I.B. Bovina, V.V. Delibalt, E.G. Dozortseva, N.V. Bogdanovich, O.V. Rubtsova // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. Vol. 8. № 2. P. 105—119. DOI:10.5937/IJCRSEE2002105D
- Drama Therapy for children and adolescents with psychosocial problems: a systemic review on effects, means, therapeutic attitude, and supposed mechanisms of change / M. Berghs, AEJC Prick, C. Vissers, S. van Hooren // Children. 2022. Vol. 9. № 9. Article ID 1358. 27 p. DOI:10.3390/children9091358
- Duell N., Steinberg L. Adolescents take positive risks, too // Developmental Review. 2021. Vol. 62. Article ID 100984. DOI:10.1016/j.dr.2021.100984
- Duell N., Steinberg L. Positive risk taking in adolescence // Child Development Perspectives. 2019. Vol. 13. № 1. P. 48—52. DOI:10.1111/cdep.12310
- Edelbi K. Using Playback Theater with adolescents in refugee camps in Palestine to tell their stories [Электронный ресурс] // Journal of Education in Muslim Societies. 2022. Vol. 3. № 2. P. 14—35. URL: https://scholarworks.iu.edu/iupjournals/index.php/jems/article/view/4220/419 (дата обращения: 20.06.2024).
- Feldhendler D. Playback Theatre a method for intercultural dialogue // Scenario. 2007. Vol. 1. № 2. P. 46—55.
- Forysiewicz B. Forum Theatre in the prevention of exclusion from a peer group in the school space // Journal of Education, Culture and Society. 2020. Vol. 11. № 2. P. 335—342. DOI:10.15503/jecs2020.2.335.342
- Fryt J., Szczygieł M. Predictors of positive and negative risk-taking in adolescents and young adults: similarities and differences // Europe’s Journal of Psychology. 2021. Vol. 17. № 1. P. 17—30. DOI:10.5964/ejop.2169
- Galisova L., Sondorova D. Forum theatre as a means of risk youth resocialization [Электронный ресурс] // Journal of interdisciplinary research. 2007. Vol. 9. № 2. P. 42—46. URL: https://www.magnanimitas.cz/ADALTA/0902/papers/A_galisova.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
- Greenwood J. Adolescents — risk & responsibility: working with drama, but not with drama alone [Электронный ресурс] // Theater Mit Mir Conference. Rostock. 2009. 10 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/265989542 (дата обращения: 19.06.2024).
- Jordaan O., Coetzee M.H. Storying worlds: using playback theatre to explore the interplay between personal and dominant discourses amongst adolescents // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2017. Vol. 22. № 4. P. 537—552. DOI:10.1080/13569783.2017.1359085
- Kabakci O.F. Prediction of risky behaviors in adolescents: Effect of character strengths and being virtuous // European Journal of Educational Research. 2019. Vol. 8. № 2. P. 501—513. DOI:10.12973/eu-jer.8.2.501
- Kander L.H. The impact of the Shakespearean theatre reproduction experience on the development of adolescent self-esteem, positive risk taking and pro-social peer bonding [Электронный ресурс]: doctor philosophy dissertation. Detroit, 2009. 260 p. URL: https://www.academia.edu/1897213 (дата обращения: 20.06.2024).
- Kidd R. Popular theatre and nonformal education in the Third World: five strands of experience // International Review of Education. 1985. Vol. 30. № 3. P. 265—287. DOI:10.1007/BF00597905
- Kruczek T., Zagelbaum A. Increasing adolescent awareness of at risk behaviors via psychoeducational drama // The Arts in Psychotherapy. 2004. Vol 31. № 1. P. 1—10. DOI:10.1016/j.aip.2003.11.004
- Lewandowska K., Węziak-Białowolska D. The impact of theatre on social competencies: a meta-analytic evaluation // Arts & Health. 2023. Vol. 15. № 3. P. 306—337. DOI:10.1080/17533015.2022.2130947
- Lyngstad M., Baraldsnes D., Gjærum R.G. Process drama in anti-bullying intervention: a study of adolescents’ attitudes and initiatives // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2021. Vol. 27. № 1. P. 524—538. DOI:10.1080/13569783.2021.2011715
- McDonald D.A., Williams L.R., Carter R. A reduction of risk behaviors through teen interactive theater education (TITE) // The Journal of Extension. 2011. Vol. 49. № 1. P. 1—5. DOI:10.34068/joe.49.01.16
- Novak G.M. Applied drama and forum theater in the classroom: an arts-based research in social integration // Hungarian Educational Research Journal. 2019. Vol. 9. № 3. P. 569—573. DOI:10.1556/063.9.2019.3.47
- Promoting Positive Adolescent Health Behaviors and Outcomes: Thriving in the 21st Century / Eds. N.F. Kahn, R. Graham. Washington (DC): National Academies Press, 2019. 181 p. DOI:10.17226/25552
- Ramdath K. The use of forum theatre as therapy with at-risk immigrant and refugee youth: [Электронный ресурс]: A thesis submitted to the faculty of graduate studies in partial fulfilment of the requirements for the degree of master of social work. Calgary, 2016. 197 p. URL: https://prism.ucalgary.ca/server/api/core/bitstreams/22ba296f-0aa4-45dd-b662-a6d6da5b05a0/content (дата обращения: 20.06.2024).
- Reagan T.J. Building empathic connections: Playback Theatre with adolescents // Drama Therapy Review. 2020. Vol. 6. № 2. P. 221—238. DOI:10.1386/dtr_00029_1
- Reagan T.J. Keeping the peace: playback theatre with adolescents [Электронный ресурс]: Doctoral dissertation: doctor philosophy dissertation. Lesley, 2015. 250 p. URL: https://digitalcommons.lesley.edu/expressive_dissertations/16/ (дата обращения: 20.06.2024).
- Reser S. Exploring best practices of teaching theatre for social change to youth [Электронный ресурс]: A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Fine Arts. Florida, 2022. 104 p. URL: https://stars.library.ucf.edu/etd2020/1275 (дата обращения: 20.06.2024).
- Say something, do something: evaluating a forum theater production to activate youth violence prevention strategies in schools / K.L. Gilbert, E.A. Baker, K. Bain, J. Flood, J. Wolbers // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2024. Vol. 21. № 1. Article ID 39. 13 p. DOI:10.3390/ijerph21010039
- Simsek C., Kucuk L., Yildirim E.A. Psychodrama practices in adolescents // Journal of Academic Research in Nursing. 2019. Vol. 5. № 3. P. 241—248. DOI:10.5222/jaren.2019.48030
- Theater of the Oppressed and bullying: nursing performance in school adolescent health / L.C.S. Alencastro, J.L. Silva, A.V. Komatsu, F.B.S. Bernardino, F.C.M. Mello, M.A.I. Silva // Revista Brasileira de Enfermagem. 2020. Vol. 73. № 1. Article ID e20170910. 7 p. DOI:10.1590/0034-7167-2017-0910
- Understanding adolescent health risk behaviour and socioeconomic position: A grounded theory study of UK young adults / L. Tinner, D. Caldwell, M. Hickman, R. Campbell // Sociology of Health & Illness. 2021. Vol. 43. № 2. P. 528—544. DOI:10.1111/1467-9566.13240
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 252
В прошлом месяце: 59
В текущем месяце: 46
Скачиваний
Всего: 56
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3