Мягкие навыки: концепции, проблемы, исследования

28

Аннотация

В данной работе представлено понятие «мягкие навыки». В статье рассматриваются материалы изучения концепций, проблем, исследований мягких навыков в профессиональной среде. Тема мягких навыков крайне актуальна, и российские, и зарубежные студенты неточно представляют, что такое мягкие навыки, что может объясняться тем, что в настоящее время нет единого подхода к их пониманию. Целью изучения данной проблемы является обзор концепций, проблем и исследований на тему мягких навыков в зарубежной и отечественной научной литературе. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что мягкие навыки — широкое понятие и не включает в себя строго определенный перечень качеств или способностей. Приводятся свидетельства того, что к мягким навыкам исследователи относят разный набор способностей, при этом для разных профессиональных сфер разные способности будут наиболее значимыми. Отдельно можно выделить такие способности, как: коммуникативные навыки, лидерская позиция, навыки принятия решений, ответственность, эмпатия, самооценка, критическое мышление, аналитическое мышление, эмоциональный интеллект (часто оценивается как часть мягких навыков в зарубежных исследованиях). Рассматриваются наиболее эффективные методы развития мягких навыков: методики раннего развития; учебные задания, связанные с поиском и анализом информации, развитием критического мышления, управления собой (задания, связанные с формулированием последовательности действий), навыков командной работы (задания для выполнения в группе); наличие социально-гуманитарных («Философия», «Социология») и специальных дисциплин («Командообразование», «Управление временем») дисциплин; моделирование мягких навыков у обучающихся в процессе групповой работы. Подчеркивается, что для развития мягких навыков у обучающихся важен также и уровень развития мягких навыков у педагога.

Общая информация

Ключевые слова: мягкие навыки, гибкие навыки, коммуникативные навыки, профессиональная деятельность

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024000002

Получена: 25.07.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Мягкие навыки: концепции, проблемы, исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. DOI: 10.17759/jmfp.2024000002

Литература

  1. Богдан Е.С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2019. Том 11. № 3. С. 1—7. URL: https://esj.today/24ecvn319.html (дата обращения: 26.08.2024).
  2. Жадько Н.В., Безруких М.М. Формирование «мягких» навыков в профессиональном обучении [Электронный ресурс] // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 8. С. 14—15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16550458 (дата обращения: 26.08.2024).
  3. Пинская М.А., Михайлова А.М. Компетенции «4К»: Формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации [Электронный ресурс]. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49450277 (дата обращения: 26.08.2024).
  4. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Психолого-педагогические проблемы высшего образования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Том 15. № 3. С. 350—363. DOI:10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
  5. Румянцева О.В. Развитие soft skills в вузе: взгляд студентов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Том 28. № 4. С. 98—105. DOI:10.18287/2542-0445-2022-28-4-98-105
  6. Сергиенко Е.А. Социально-эмоциональное развитие: программа становления личностного потенциала [Электронный ресурс] // Образовательная политика. 2019. Том 3. № 79. С. 1727. URL: https://project1472502.tilda.ws/socialandemotionaldevelopment (дата обращения: 26.08.2024).
  7. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенкo, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Е.И. Лебедева, А.Ю. Уланова, Е.М. Дубовская. М.: Дрофа, 2019. 248 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49581130 (дата обращения: 26.08.2024).
  8. Цымбалюк А.Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание softs kills [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2019. Tом 111. № 6. С. 120—127 URL: https://vestnik.yspu.org/releases/2019_6/17.pdf (дата обращения: 26.08.2024).
  9. Шайхутдинова Х.А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Поволжский педагогический вестник. 2020. Tом 8. № 2(27). C. 99—106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44141331 (дата обращения: 26.08.2024).
  10. Almeida F., Morais J. Strategies for developing soft skills among high reengineering courses // Journal of Education. 2023. Vol. 203. № 1. P. 103—112. DOI:10.1177/002205742110164
  11. Cameron D. Good to Talk?: Living and working in a communication culture. London: SAGE Publications, 2000. 224 р. DOI:10.4135/9781446217993
  12. Crowley E. Tackling the future 'human' skills deficit together [Электронный ресурс] // CIPD Voice. London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2019. URL: https://www.cipd.co.uk/news-views/cipd-voice/issue-21/tackling-human-skills-deficit (дата обращения: 26.08.2024).
  13. De Campos D.B., Redende L.M., Fagundes A.B. The importance of soft skills for the engineering // Creative Education. 2020. Vol. 11. № 8. P. 1504—1520. DOI:10.4236/ce.2020.118109
  14. De Korver B.K., Choi M., Towns M. Exploration of a Method to Assess Children's Understandings of a Phenomenon after Viewing a Demonstration Show // Journal of Chemical Education. 2017. Vol. 94. № 2. P. 149—156. DOI:10.1021/acs.jchemed.6b00506
  15. Hizi G. Against Three «Cultural» Characters Speaks Self-Improvement: Social Critique and Desires for «Modernity» in Pedagogies of Soft Skills in Contemporary China // Anthropology and Education Quarterly. 2021. Vol. 52. № 3. P. 237—253. DOI:10.1111/aeq.12366
  16. How COVID-19 impacted soft skills development: The views of software engineering students / A. Brennan, M. Dempsey, J. McAvoy, M. O’Dea, S. O’Leary, M. Prendergast // Cogent Education. 2023. Vol. 10. № 1. Article ID 217162. 15 p. DOI:10.1080/2331186X.2023.2171621
  17. Howlett Z. Meritocracy and its Discontents: Anxiety and the national college entrance exam in China. NY: Cornell University Press, 2021. 234 р. DOI:10.7591/cornell/9781501754432.001.0001
  18. Importance of Soft Skills in Health Sciences Students and Their Repercussion after the COVID-19 Epidemic: Scoping Review / D. Sancho-Cantus, L. Cubero-Plazas, M.B. Navas, E. Castellano-Rioja, M.C. Ros // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. Vol. 20. № 6. Article ID 4901. 10 p. DOI:10.3390/ijerph20064901
  19. Levasseur R.E. People Skills: Developing Soft Skills — a Change Management Perspective // Interfaces. 2013. Vol. 43. № 6. P. 503—616. DOI:10.1287/inte.2013.0703
  20. Lousã E.P., Lousã M.D. Effect of technological and digital learning resource son students' soft skills with in remote learning: The mediating role of perceived efficacy // International Journal of Training and Development. 2023. Vol. 27. № 1. P. 1—17. DOI:10.1111/ijtd.12280
  21. Noah J.B., Aziz A.A. A System a tic review on soft skills development among university graduates // EDUCATUM Journal of Social Sciences. 2020. Vol. 6. № 1. P. 53—68. DOI:10.37134/ejoss.vol6.1.6.2020
  22. OECD skills outlook 2019: Thriving in a digital world / Organisation for Economic Co-operation and Development. Paris: OECD Publishing, 2019. 274 p. DOI:10.1787/df80bc12-en
  23. Philosophy Education as a Means of Developing Student Soft Skills [Электронный ресурс] / W.Y. Rukman, S. Urath, H. Harini, A.M. AlmaududiAusat, S. Suherlan // Edumaspul: JurnalPendidikan. 2023. Vol. 7. № 1. P. 281—286. URL: https://garuda.kemdikbud.go.id/documents/detail/3406210 (дата обращения: 26.08.2024).
  24. Philpot D. Soft skills: more important than you might think! [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://cte-unt.blog-spot.com/2010/10/soft-skills-more-important-thanyou.html. (дата обращения: 26.08.2024).
  25. Ramos-Pulido S., Hernández-Gress N., Torres-Delgado G. Analysis of Soft Skills and Job Level with Data Science: A Case for Graduates of a Private University // Informatics. MDPI. 2023. Vol. 10. Article ID 23. 13 p. DOI:10.3390/informatics10010023
  26. Tang K.N. The importantce of soft skills acquisition by teachers in higher education institutions // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2020. Vol. 41. № 1. P. 22—27. DOI:10.1016/j.kjss.2018.01.002
  27. The Importance of Soft Skills for Employability and Career Development: Students and Employers' Perspectives [Электронный ресурс] / S. Majid, C.M. Eapen, М.А. Ei, К.Т. Oo // IUP Journal of Soft Skills. 2019. Vol. 13. № 4. P. 7—39. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3796720 (дата обращения: 26.08.2024).
  28. Whitmore P.G. What are soft skills? // Paper presented at the CONARC Soft Skills Conference: 12—13 December 1972, g. Fort-Bliss. Fort-Bliss, 1972. P. 3—10.
  29. Wisshak S., Hochholdinger S. Perceived instructional requirements of soft-skills trainers and hard-skills trainers // Journal of Workplace Learning. 2020. Vol. 32. № 6. P. 405—416. DOI:10.1108/JWL-02-2020-0029
  30. Yeo J. Facing the challenges of the future of education // Learning: Research and Practice. 2019. Vol. 5. № 1. P. 1—3. DOI:10.1080/23735082.2019.1585120

Информация об авторах

Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: avdeevann@mgppu.ru

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X, e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Климакова Мария Вячеславовна, преподаватель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2048-3105, e-mail: klimakovamv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 35
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 28
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 28