Язык и текст
2014. Том 1. № 2. С. 36–42
ISSN: 2312-2757 (online)
Методика подготовки учащихся к проектной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: учебный процесс, система обучения, проектная деятельность
Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Палаева Л.И. Методика подготовки учащихся к проектной деятельности [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 2. С. 36–42. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n2/69611 (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
Эффективность системы обучения любому предмету в полной мере определяется тем, насколько последовательно она учитывает его специфику и объективные закономерности его обучения. Учебный процесс должен строиться с учетом этой специфики. При обучении иностранному языку приоритетными должны стать такие методы, приемы обучения, которые могли бы предоставить достаточный объем устной практики каждому ученику группы на уроке, а на этапе творческого применения речевого материала могли обеспечить общение учащихся на основе обмена мнениями, мыслями по поводу той или иной проблемной ситуации.
Метод проектов может стать одним из эффективных способов решения задач, связанных с оптимизацией учебного процесса по иностранным языкам и при грамотном его использовании способствует более эффективному решению методических задач, а также задач развивающего обучения.
Для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом умений:
1) интеллектуальными: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;
2) творческими: генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений;
3) коммуникативными: вступать в общение, слушать партнера по общению, адекватно влиять на собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, прогнозировать результат своего высказывания и др.;
4) социальными: сотрудничать с другими, принимать точку зрения других, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.
В большинстве случаев, к сожалению, учащиеся не готовы к проектной деятельности в полном объеме, что обусловливает необходимость организации некоторого пропедевтического курса. На весь пропедевтический этап можно отводить 3-4 урока. Все подобные уроки проводятся также на иностранном языке. Поскольку сам тренинг не может занимать много времени, определенную помощь могут оказать памятки, которые предъявляются на этапе непосредственного совершенствования умений, предваряя саму деятельность. В таблице перечислены памятки, которые можно использовать на этапе тренинга:
№ памятки |
Название памятки |
1. |
Что такое проект? |
2. |
Требования к проекту |
3. |
Правила проведения дискуссии |
4. |
Планируем свою деятельность |
5. |
Как провести исследование |
6. |
Как отобрать материал |
7. |
Как подготовиться к промежуточной аттестации |
8. |
Правила презентации проекта |
9. |
Как составить список литературы |
10. |
Вопросы для самоанализа своей деятельности в работе над проектом |
Ниже приводится примеры нескольких памяток, которые можно размножить в необходимом для группы количестве.
Чтобы помочь учащимся сформировать представление о проектной деятельности (если они прежде этим не занимались), можно привести примеры конкретных проектов в рамках программного материала. В предложенных ниже проектах черным шрифтом выделены изучаемые в рамках школьной программы темы.
1. Наши каникулы-плюсы и минусы.
2. Я строю себе дом.
3. Мы ищем следы иностранного языка в городе.
4. Что необходимо знать, чтобы питомцу было комфортно в твоем доме?
5. Могут ли альтернативные источники энергии (ветер, солнце, вода) решить проблему загрязнения окружающей среды?
6. Как стать здоровым?
7. Спорт - помощь или помеха?
Сначала учащиеся вместе с учителем обсуждают данные темы с целью выявления возможных проблем, проводят вероятное моделирование, отвечая на вопросы: А что бы вы рассказали о.? Что бы вы включили в....? А как бы вы показали...? Зачем нужно выполнить данный проект? Что для этого нужно? Как это можно сделать? и другие вопросы, которые выводят учащихся на понимание, что такое проект, чем они будут заниматься на уроке и во внеурочное время. Так, при обсуждении проекта “To keep or not to keep a pet?” следующие вопросы могут подвести учащихся к пониманию того, что нужно учитывать интересы не только владельца, но самого питомца.
1. Does the kind of home you live in have much to do with the kind of pet you choose?
2. Do you think people should consider the size of their home before choosing a pet? Why?
3. What stops many people from buying a dog (a bird)?
Обсуждая проект «Как стать здоровым?» учащиеся придут к выводу, что важно показать, чем полезны физические упражнения, здоровое питание, соблюдение режима, активный образ жизни. Следовательно, нужно будет подготовить рисунки, фотографии и другой материал, чтобы показать, как можно решить проблему проекта. Это потребует слаженной работы всех, умения и желания каждого прийти на помощь однокласснику, выслушать партнера по общению.
В ходе работы над проектом группа выполняет одно задание, но для его реализации происходит распределение ролей. Каждый учащийся получает самостоятельный участок работы в проекте. Распределение ролей или заданий проекта - дело самих учащихся. Следовательно, они должны быть знакомы с этим видом деятельности. В методической литературе описано несколько вариантов совместной работы и учебы учащихся, которые позволяют каждому совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию, а также учиться навыкам совместного труда в коллективе, развивая общеучебные, социальные и организаторские умения (Более подробно см. Е.С.Полат Новые
педагогические и информационные технологии, 2000. - С. 29-32).
С помощью предлагаемого ниже текста можно провести тренинг по формированию умений планировать совместную деятельность, распределять задания в группах сотрудничества. Задание выполняется по методу «Пила». Для работы с текстом учащиеся делятся на 2 подгруппы. В каждой подгруппе ребята сами распределяют, кто над какой частью будет работать. Затем учащиеся, изучившие один и тот же текст, но состоящие в разных подгруппах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Дополнив свои знания на «встрече экспертов», учащиеся делятся информацией со своей группой. Чтобы освоить материал в целом, учащиеся должны внимательно слушать друг друга и делать необходимые записи. На заключительном этапе любой ученик должен быть готов отвечать на любой вопрос по всему тексту.
Важным умением при организации проектной деятельности является умение выявить проблему. Необходимо объяснить учащимся суть проблемы, важность и необходимость ее выявления. Следует заметить, что речь идет не об обычных затруднениях (выбор их двух вариантов), с которыми человек может сталкиваться в повседневной жизни. Следующая ситуация как раз и предполагает такое затруднение:
1) У Саши завтра контрольная по математике. Ему нужно подготовиться к ней. Вечером играет его любимая футбольная команда. Что делать?
Речь же идет о проблеме, которая требует обращения к дополнительной информации, исследованию, рассмотрению разных точек зрения на один и тот же вопрос. В этом разница между затруднением и проблемой. Сначала на примере бытовых ситуаций можно показать, что в жизни человек часто сталкивается с проблемами. Например: В «День Города» в Москве проходит много различных мероприятий, причем, в разных местах одновременно. Как правило, это выходной день, и все члены семьи могут провести его вместе, посетив развлекательные центры города. Чтобы выбрать мероприятия, которые могли бы устроить всех одновременно, необходимо знать интересы каждого, заранее узнать, что, где и когда будет происходить.
Далее учитель предлагает учащимся несколько ситуаций, на основе анализа которых они должны увидеть проблему и самостоятельно ее сформулировать. Например: В последнее время создано много образовательных телевизионных программ, показывающих и рассказывающих о животных разных стран мира. Это любимая тема Лени, но его родители твердо убеждены, что смотреть телевизор вредно для глаз, тем боле, что у мальчика плохое зрение. Увидеть проблему - значит увидеть противоречие. Суть противоречий можно рассмотреть на примере предлагаемой проблемы: С одной стороны, телевизионные программы дают возможность увидеть то, что нельзя сделать, читая книгу. С другой стороны, несоблюдение некоторых санитарных норм может ухудшить зрение, оказать влияние на общее состояние здоровья. Предпочтение телевизору может отразиться на успехах в школе.
Учитель помогает учащимся увидеть проблему и противоречия наводящими вопросами. Например, следующие вопросы могут подвести учащихся к проблеме «Как долго и как часто дети могут смотреть телевизор и почему?»
1. Do you think people can learn a lot by watching TV?
2. Is there any connection between watching a lot of television and poor performance at school?
3. Why shouldn’t young children watch TV too long?
Любая проблема требует решения. Задача учащихся на этапе обсуждения - дать как можно больше аргументированных гипотез. Необходимо провести предварительный тренинг, чтобы подготовить их к данному виду деятельности. Рассмотрим это на примере темы “Pets” (проблема “To have or not to have a pet?”)
1) Ответы на дискуссионные вопросы. Требуемая речевая реакция не должна быть связана с какими-либо дополнительными трудностями и может быть сведена к лаконичным ответам yes или no. Но в вопросе не должен имплицитно содержаться ответ, так как при наличии лишь одной точки зрения дискуссия становится невозможной.
1) Can a mouse become a pet?
2) Do cats depend on their owners?
3) Are cats quieter than dogs?
4) Can all birds make fine pets?
5) Do children spend more time with their pets than with their parents?
6) Do cats need outdoor exercise?
2) Аргументированные ответы на вопросы. При использовании этого вида работы следует обучать учащихся целому ряду структур и штампов речи, выражающих мотивировку высказывания. Например: “I don’t like the idea that...”, “ No doubt it is good that...”, “I think it’s right that. “, “I don’t think it’s a good idea that.”, “Firstly”, “Secondly”, ‘Besides.”, “I’m sure that.”.
Choose the right linking word in the following sentences.
1) . can’t make playfUl companions (because, that’s why, if) they can’t do tricks.
2) You should feed your .. the right food (or, but, because) it can get sick.
3) People should buy prepared food for their pets (so, as, when) scientists plan it.
4) People enjoy teaching their pets to do tricks (or, and, so) to obey commands.
Для аргументации учащиеся должны уметь составлять сложноподчиненные предложения с придаточными причины, вводимыми союзами because, as. Подстановочные таблицы могут стать одним из средств подготовки учащихся к обсуждению. Возможность выразить свою точку зрения без риска сделать ошибку повышает мотивацию учащихся. Разумеется, коммуникативность подстановочной таблицы будет обеспечена только в том случае, если один вариант начала имеет несколько вариантов завершения.
....... can become helpful ..can make good pets ..can teach children responsibility |
because they as they |
keep homes free from. depend on people can’t be left alone obey commands assist the blind need clean place must have the right food need controlled temperature can do tricks |
Такое упражнение позволяют провести тренировку выражений, которые впоследствии помогут учащимся участвовать в обсуждениях.
К аргументации ответов можно последовательно подключать других учащихся, тем самым, превращая мотивированные ответы на отдельные вопросы в дискуссию.
3) Выбор одного из контрастирующих подходов к проблеме. Этот вид работы направлен на развитие такой формы речевой реакции учащихся, в которой проявляется критическое мышление. На первых порах это могут быть несложные по структуре вопросы, содержащие некоторую альтернативу и не требующие развернутого ответа с необходимой мотивировкой: Which is better. Which is more.
1) Which is more important for a pet - the right food or enough exercise?
2) Which is more difficult - to choose the right pet or to train it?
3) Which is better - to have a quiet pet or an active one?
4) Which is better - to feed your pet at regular times or to leave the food in the plate.
4) Высказывания по поводу серии дискуссионных вопросов. Сложность этого вида работы для учащихся определяется тем, что они, как правило, лишены возможности использовать речевой материал вопросов для построения своих ответов. Воспринимая вопросы, учащиеся запоминают лишь их содержание, мысль, а не выражение, не языковую оболочку. Предлагая учащимся подобного рода вопросы, учитель не только стимулирует их желание высказаться, но одновременно дает направление их мысли. Разумеется, серия дискуссионных вопросов не должна выходить за пределы возможностей учащихся.
1) Why do you think the kind of home you live in and where you live have much to do with the kind of pet you choose?
2) What examples can you find to show that some pets can become very helpful?
3) Can you explain why keeping a pet can be good for children?
5) Рассмотрение альтернативных точек зрения, совместное обсуждение (controversy),
обмен мнениями, чтобы научить учащихся прийти к консенсусу.
1) What are the advantages and disadvantages of keeping a pet?
2) Do you agree or disagree that all kinds of pets can make interesting and playful companions? Why?
3) What is the best solution to the problem when you have to give your pet away?
4) Whose idea did you like best? Why?
Проект тем и отличается от просто коллективно подготовленного наглядного результата, что демонстрируется главный результат работы над ним - представление результата решения проблемы и анализ своей деятельности.
Проблемный аспект проектной методики, пробуждая мысль учащихся, заставляет их высказываться на иностранном языке, переключая их внимание с формы на содержание, позволяет включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1662
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1446
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0