Содержание и виды безопасности образовательной среды

869

Аннотация

В статье осуществлено выявление основных компонентов образовательной среды с позиций философского подхода к осмыслению данного феномена, а также осуществлён анализ и оценка причин, которые обусловливают небезопасность его, осуществлено выделение уровней экспансии, проведена классификация видов безопасности образовательной среды. При проведении исследования применены следующие методы: аналогии, сравнительный, обобщения, системный, интерпретации результатов, мысленного эксперимента. В работе уточняется содержание понятия образовательной среды, раскрыты ее основные компоненты, на основе философского подхода к этому феномену осуществлено выявление воздействия различных видов экспансии на её безопасность, выявлены и обоснованы основные виды безопасности образовательной среды с учётом современного состояния общественной практики в стране и мире, а также тех требований, которые предъявляются образовательным учреждениям по научению и воспитанию обучаемых. Результаты исследования вносят вклад в палитру исследований образовательной среды в школе и вузе, в методологию организации безопасности образовательной среды, а также в практику образовательной деятельности школ и вузов.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, экспансия, вызов, угроза, безопасность, способы, средства, методология, организация образования и воспитания

Рубрика издания: Психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080110

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Содержание и виды безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 1. С. 82–96. DOI: 10.17759/langt.2021080110

Литература

  1. Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях [Электронный ресурс] // Философия образования. 2015. №3. С. 14-22. DOI: 10.15372/PHE20150302
  2. Андронникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза [Электронный ресурс]. Н.: Институт консультирования в Новосибирске. URL: http://www.obrazovanie9.ru/articles/338-psy-bezopasnostj-vuza.html. (дата обращения: 25.12.2020).
  3. Андронникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды и ее роль в формировании и обучении личности. Актуальные проблемы специальной психологии образовании // Материалы VI и VII межрегиональных научно-практических конференций «Здоровьесберегающие технологи в семье и в школе» (г. Новосибирск 1—2 ноября 2006 г. и 26—27 ноября 2007 г.). Новосибирск: НГПУ, 2008. С. 19-27.
  4. Аверюшкин А.Н. Философские проблемы искусственного интеллекта в эпоху модернизации современного образования // Материалы XVII Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение» (г. Москва, 19 марта 2019 г.). Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 420-422.
  5. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. 2006. СПб.: Речь, 288 с.
  6. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. 2002. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 271 с.
  7. Баева И.А. Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Том 5. № 12. С. 7-19. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/5(12)/baeva_semikin_5_12_7_19.pdf (дата обращения: 25.12.2020).
  8. Бессонов И.Б., Дьяченко Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов [Электронный ресурс] // Научный диалог. 2014. №6(30). С. 6-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-vysshey-shkoly-sravnenie-pedagogicheskogo-i-meditsinskogo-vuzov/viewer (дата обращения: 25.12.2020).
  9. Бичева И.Б., Филатова О.М. Безопасность образовательной среды как категория современного профессионально-педагогического знания [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 48. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/326/327 (дата обращения: 25.12.2020).
  10. Михалкин Н.В. Философия образования и науки. Учебное пособие и практикум. 2019. М.: Издательство МГППУ, 336 с.
  11. 11. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. 2007. СПб.: Питер, 352 с.
  12. Рубцов В.В. Безопасная образовательная среда: проблемы соблюдения прав детей, перспективы развития // Ребенок в современном обществе: сб. статей / Под ред.: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина, Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. 2007. М.: МГППУ, С. 5-7.
  13. Рубцов В.В., Поливановой Н.И. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. 2007. М.-О.: ИГ– СОЦИН, 288 с.
  14. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. 2000. М.: Экопсицентр РОСС, 230 с.
  15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2001. М.: Смысл, 365 с.

Информация об авторах

Михалкин Николай Васильевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4419-2038, e-mail: fafnir85@yandex.ru

Аверюшкин Александр Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3150-0385, e-mail: paperitetics@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 842
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 869
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 22