Введение
Категория «безопасность» стремительно ворвалась в социальную жизнь и научные исследования в конце XX века. Связано это было с чередой трагических событий, нарушающих безопасность как больших групп людей, так и отдельного человека (взрывы домов, захват заложников, каждый сентябрь мы вспоминаем о трагедии в школе Беслана). Психология не осталась в стороне от поиска ответа на эти вызовы. Актуальность приобрёл вопрос о том, как оказывать психологическую помощь при нарушении психологической безопасности в кризисной ситуации и, главное, в пролонгированном аспекте для детей и подростков. С поиска ответа на данный вопрос началось формирование направления в педагогической психологии — психологии безопасности в образовании, и первые исследования и практические наработки осуществлялись в русле экстренной психологической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации. Отметим, что в настоящее время, в связи с серьезной геополитической обстановкой и появлением новых социальных вызовов, несущих угрозу нарушения не только психологической, но и физической безопасности человека, данное направление получает дополнительный импульс к развитию. Далее был осуществлен переход к исследованию психологической безопасности образовательной среды как условия, способствующего позитивному психическому развитию ее субъектов, что нашло отражение в созданной и апробированной нами в 2002 году концепции, методах диагностики и технологиях сопровождения. Дальнейшее развитие направления было дополнено акцентом на психологическую безопасность личности субъектов образования — на психическое состояние учащихся, их родителей и педагогов [2; 17]. Все эти направления работают на обеспечение психологического благополучия и здоровья.
Под нашим руководством к настоящему времени в рамках направления «Психологическая безопасность в образовании» успешно защищены 2 докторские диссертации (Е.Б. Лактионова, Л.М. Костина), 14 кандидатских, более 20 магистерских диссертаций, активно ведутся исследования в научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность образования» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. В данной публикации мы будем отталкиваться от результатов этих исследований.
Основные понятия и результаты
Традиционно при попытках классификации психологическую безопасность включают в социальную безопасность, куда также входят медицинская, генетическая, потребительская, образовательная и др. Мы полагаем что более продуктивным для выстраивания классификации видов безопасности является другой подход: существуют два главных системообразующих вида безопасности — физическая и психологическая, а все остальные имеют с ними взаимосвязь. И в этом случае мы получаем возможность разделять субъективные и объективные причины и факторы, способствующие или препятствующие сохранению безопасности человека и окружающей его физической и социальной среды. Это свидетельствует о трудности исследования безопасности в психологических исследованиях, о важности идеи субъективности восприятия безопасности/опасности. А. Велферс (А. Walfers) еще в середине прошлого века писал о том, что безопасность объективно выражается в отсутствии угроз приобретенным ценностям, а субъективно — в отсутствии страха в отношении этих угроз [28].
Данную трудность в анализе психологических проблем безопасности отмечают многие исследователи. Психолог из Индии Д. Рой (D. Roy) пишет: «Хотя упор делался на создание безопасных школ во всем мире, слово "безопасность" в большинстве случаев интерпретировалось как физическая безопасность, а очень важный аспект психологической безопасности часто игнорировался. Именно здесь понятие "быть в безопасности" отличается от понятия "чувствовать себя в безопасности". Важно различать безопасность и восприятие безопасности» [27, p. 396].
Анализ публикаций в наукометрических базах данных показал, что психологическая безопасность является предметом более полумиллиона исследований (по данным Web of Science). Около 25% из них приходится на последние пять лет. Аналогичная тенденция наблюдается и при анализе тематики научных работ в базе данных Scopus. Российская наукометрическая база РИНЦ фиксирует около тридцати тысяч исследований российских и зарубежных ученых по проблеме психологической безопасности с тенденцией увеличения в последние пять лет. Поисковые системы интернета за последние пять лет выдают более 1500 исследований по психологической безопасности образовательной среды, практически каждое третье предлагает свое определение.
Считаем крайне важным определиться с понятийным аппаратом при организации и проведении исследовательской работы. Наши исследования опираются на сформулированные понятия в рамках разработанной концепции, которые были многократно верифицированы в эмпирических результатах. Психологическая безопасность образовательной среды — это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющее потребность в личностно-доверительном общении, создающее референтность среды. Интегральными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают показатели удовлетворенности, референтности и защищенности. Психологическая безопасность личности — это психическое состояние, позволяющее сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, обеспечивающее сопротивляемость деструктивным внешним и внутренним воздействиям, отражающееся в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации [17]. Структуру данного состояния следует определять исходя из социально-демографических особенностей человека, задач психического и личностного развития и характеристики ситуации.
Эти две категории взаимозависимы и взаимосвязаны. Они обладают, как всякое состояние, определенной динамикой, и их исследование и фиксация опираются на методологию средового подхода. Средовый подход включает две структурные позиции: субъектно-деятельностный, подчеркивающий единство психологической безопасности среды и личности, и риск-ресурсный подход, подразумевающий выявление угроз и предотвращение рисков, имеющихся в среде, и противопоставление им личных и социально-психологических ресурсов.
Значимым вопросом является измерение, оценка психологической безопасности среды и личности. Сегодня существует несколько наиболее известных и часто используемых в исследовании шкал. Один из первых опросников — Шкала психологической безопасности для рабочих групп, разработанная Эдмондсон (A. Edmondson), содержит 7 пунктов и служит для изучения психологической безопасности в организации [26].
К. Йилдирим и С. Енипинар (K. Yildirim and S. Yenipinar) разработали и валидизировали Шкалу психологической «небезопасности» в турецких школах. Набор из 19 пунктов объединен в три фактора: исключение (12 пунктов), отсутствие поддержки (4 пункта) и робость (3 пункта) [29].
Широко используется в отечественной психологической практике разработанная автором статьи методика «Диагностика психологической безопасности образовательной среды школы», в которой включенными экспертами выступают субъекты образовательных отношений: обучающиеся, их родители и педагоги. Методика известна и за рубежом. Так, Д. Рой (D. Roy) отмечает: «Баева (2002) разработала очень влиятельную шкалу для оценки уровней психологической безопасности среди школ и учебных заведений. Это широко используемая шкала, особенно в России и других частях Европы. Шкала уникальна и актуальна…» [27, p. 398].
В отечественной практике в большинстве диагностических пакетов для измерения психологического качества образовательной среды есть средства, прежде всего опросники, посвященные характеристикам образовательного процесса. Как правило, они включают и шкалы, измеряющие психологическую безопасность. Следует отметить, что здесь присутствует крайне разнообразное понимание самой категории «психологическая безопасность» [10]. Аналогичная ситуация характерна на сегодняшний день и для зарубежной науки и практики [9].
Еще одним значимым аспектом в становлении направления психологической безопасности в образовании стал поиск ответов на вопрос, каковы ресурсы поддержки психологической безопасности образовательной среды и психологической безопасности личности ее субъектов.
Приведу некоторые результаты изучения ресурсов человека, обеспечивающих состояние его психологической безопасности, прежде всего в образовательной среде, выполненных на кафедре психологии развития и образования в рамках направления «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» и на базе научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Доказано, что «стержневыми» личностными ресурсами, обеспечивающими сопротивляемость негативным факторам среды в разные возрастные периоды и в разных жизненных ситуациях, выступают жизнестойкость, устойчивый положительный эмоциональный фон, удовлетворенность жизнью. Установлена структура ресурсов человека на разных этапах онтогенеза. Для всех возрастов: оптимизм, активное отношение к жизненной ситуации. Для молодежи: высокий уровень осмысленности жизни; высокие показатели самооценки; высокий эмоциональный тонус, раскованность, спокойствие. Для взрослых: достаточные знания в различных важных для жизнедеятельности областях; доверие к себе; мотивация к успеху, самоконтроль, свобода выбора и возможность саморазвития и др. Для пожилых: представление о собственной социальной привлекательности; низкий уровень стремления к доминированию; развитые социальные способности; низкий уровень эмоциональной напряженности.
Наши исследования установили, что личностными ресурсами, поддерживающими состояние психологической безопасности педагога в образовательной среде, являются: индекс хорошего самочувствия, ценности, психологическое благополучие, психологическая готовность к инновациям. Личностными ресурсами подростков в образовательной среде являются: высокий уровень ценностей конформности и традиции, низкий уровень тревожности, позитивный образ будущего, высокий уровень самооценки, низкий уровень одиночества, низкий уровень враждебности и гнева, высокий уровень обработки социальной информации, включенность личности в деятельность и события своей жизни.
Именно эти позиции в структуре личностного статуса человека можно и нужно формировать, и тогда человек сможет находиться в состоянии психологической безопасности даже в напряженной образовательной и социальной среде, а значит сможет адекватно функционировать в сложных жизненных обстоятельствах. Трудные жизненные ситуации при дефиците внешних ресурсов заставляют человека мобилизовать имеющиеся внутренние ресурсы, открывают возможности для более гибкого их использования и приводят к оптимизации состояния психологической безопасности личности.
Ресурсы психологической безопасности личности тесно взаимосвязаны с конкретной социальной ситуацией и характеристиками среды. Так, мы определили и эмпирически доказали набор внешних и внутренних ресурсов состояния психологической безопасности обучающихся в условиях напряженной социокультурной среды. Подчеркнем, «…что внешним ресурсом психологической безопасности обучающихся в напряженной социокультурной среде выступает образовательная среда, поскольку в условиях неопределенности и рисков она остается одним из наиболее значимых и относительно стабильных социально-психологических факторов, обеспечивающих защищенность и поддерживающих субъективное благополучие…» [19, с. 28].
При характеристике становления направления психологической безопасности образовательной среды считаем важным отметить определенные результаты исследовательских работ, выполненных под нашим руководством. В докторской диссертации Е.Б. Лактионовой была создана система психологической экспертизы образовательной среды, являющаяся «гуманитарной технологией принятия решений в формате диалога, целями которой являются: анализ образовательной среды (предоставляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса); обеспечение психологически комфортной, безопасной, развивающей образовательной среды (через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закрепленных в организационной культуре школы и форм взаимодействия)…» [13, с. 38]. В исследовании Л.М. Костиной обоснована и экспериментально доказана эффективность модели формирования психологической безопасности личности субъекта образования на этапе перехода на следующую ступень обучения; определены структурные компоненты психологической безопасности личности обучающегося. Результаты исследования позволяют определить «мишени» будущего психологического воздействия на отдельные компоненты изучаемого феномена для обеспечения психологически безопасной образовательной среды, что в дальнейшем будет способствовать формированию психологической безопасности личности субъекта образования на этапе перехода на следующую ступень обучения [11].
В кандидатской диссертации Н.Г. Рассохи исследованы представления о психологической безопасности образовательной среды школы как условия ее обеспечения и установлена их взаимосвязь с типами межличностных отношений педагогов, обучающихся и их родителей [18]. В работе Л.А. Гаязовой определены ресурсы защищенности пожилого человека от психологического насилия в ближайшем социальном окружении [4]. А.Г. Макеева создала программу активного социально-психологического обучения, направленную на повышение показателей психологической безопасности социальной среды организации, которая способствовала повышению объективных показателей эффективности деятельности сотрудников [15]. Н.В. Юдин определил и охарактеризовал группы студентов с низким и высоким уровнем психологической защищенности от неблагоприятных воздействий социальной среды и раскрыл специфику их личностных ресурсов [25]. В.Ю. Лаптевой выявлены психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от насилия (как показателем уровня психологической безопасности) в образовательной среде [14]. Е.В. Гришина доказала. что высокий уровень психологической безопасности образовательной среды влияет на выраженность переживания одиночества, проявлений симптомов депрессии у подростков, способствует развитию более высокого уровня осознанности и ответственности за достижения в настоящем и будущем, может служить профилактическим фактором склонности к суицидальному поведению [5]. Л.С. Рещиковой исследованы представления младших школьников о психологической безопасности и создана проективная методика их диагностики [20]. Л.И. Шахова выявила риски нарушения психологической безопасности младшего школьника-кадета и ресурсы этого состояния в образовательной среде. На основании риск-ресурсного подхода ею создана и апробирована программа обеспечения психологической безопасности в образовательной среде кадетских классов. Доказана валидность психодиагностического пакета методик для оценки состояния психологической безопасности младшего школьника [23].
В Российском государственном университете им. А.И. Герцена с 2003 года активно функционирует созданная нами при кафедре психологии развития и образования программа магистерской подготовки «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии». Отметим ряд результатов, успешно защищенных в магистерских диссертациях (выпускных квалификационных работах), выполненных под нашим руководством. Е.В. Кудренко выявлены ресурсы психологической безопасности студентов, проживающих в общежитии [12]. М.В. Сухенко изучила представления о безопасности и личностные особенности учащихся городских и сельских школ [22]. Н.Е. Афтаевой определены основные ресурсы психологической безопасности учителя, способствующие принятию инноваций в образовании: высокий уровень субъективного благополучия, инновационный потенциал личности, эмоциональная сдержанность и положительная оценка психологической безопасности образовательной среды [1]. Е.В. Исавниной определены ресурсы родственников, проживающих с психически больными, поддерживающие состояние психологической безопасности: высокий уровень жизнестойкости и ее компонентов, умеренно выраженное эмоциональное напряжение, достаточная степень осведомленности об имеющейся проблеме [6]. В.В. Воденина установила, что структура психологических условий безопасности личности воспитанников кадетских учебных учреждений подразделяется на внутренние и внешние компоненты. К внутренним условиям относятся уровень самооценки, уровень тревожности и субъективного благополучия, к внешним — характер межличностного взаимодействия внутри группы [3]. К.М. Ихер выявлены когнитивные, эмоциональные и коммуникативные характеристики личности обучающихся колледжа, взаимосвязанные с информационно-личностной безопасностью [7]. М.С. Соколовой разработана модель психологически безопасной социальной среды для сирот, проживающих в общежитии колледжа, в структуру которой входят четыре взаимосвязанных блока, предполагающих создание условий среды, которые позволят сиротам использовать внешние средства для решения внутренних задач (разрешения задач возрастного развития и актуализации жизнестойкости), что, в свою очередь, будет способствовать повышению их психологического благополучия [21]. В.М. Филякова выявила отличия в структуре и выраженности ресурсов психологической безопасности детей-мигрантов в образовательной среде и обычных (коренных) школьников. Ресурсы коренных обучающихся имеют более высокие показатели, чем у детей-мигрантов. У коренных обучающихся с высоким уровнем состояния психологической безопасности наблюдается снижение когнитивного навыка обработки социальной информации, проявляющийся в предсказывании поведения и чувств других, высокий уровень толерантности, позитивная (высокая) оценка отношения к образовательной среде, высокий показатель групповой адаптации [24]. А.В. Капустина эмпирически подтвердила набор ресурсов психологической безопасности, поддерживающий академическую успешность подростка в образовательной среде. К ним относятся: жизнестойкость, стрессоустойчивость, социальный интеллект [8].
Выделены три основных базисных фактора: человек в образовании, содержание образования и педагогическое взаимодействие. Своеобразное сочетание этих факторов задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями и воздействует на психологическую безопасность личности учащихся и педагогов. Основными критериями психологической безопасности образовательной среды являются: референтная значимость образовательной среды; удовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении, возрастном и профессиональном развитии; защищенность от психологического насилия в межличностном взаимодействии.
Обеспечение психологической безопасности субъектов образования требует анализа нескольких основных параметров, указанных ниже.
Ситуация, содержащая угрозу психологической безопасности: физическому и/или психологическому благополучию; длительно продолжающаяся во времени / воздействующая в ограниченный временной промежуток; в межличностном взаимодействии / опосредованно (например, в цифровой реальности).
Характеристики человека: социально-демографические особенности (пол, возраст, образование и др.); психологические особенности и др.
Ресурсы устойчивости и сопротивляемости личности: внешние (ближайшее социальное окружение, социальные институты, психологическое качество среды и др.); внутренние (индивидуально-типологические, социально-психологические особенности и др.).
Соединение этих трех параметров позволяет нам дать оценку ситуации в аспекте ее психологической безопасности для человека и направления психологической помощи и поддержки. Анализ данных параметров позволяет определить структуру состояния психологической безопасности личности и психодиагностические средства для его оценки.
Заключение и перспективы развития
Подводя итоги, отметим: система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности образовательной среды и психологической безопасности ее субъектов, может выступить основой для создания системы психологической безопасности населения, мониторинга и экспертизы состояния психологической безопасности социальной среды, профилактической основой психического здоровья детей и молодежи.
Безопасность, с одной стороны, является психологическим ресурсом, обеспечивающим качество образовательной среды, но не менее значимой является роль системы образования как психолого-педагогического ресурса обеспечения безопасности в обществе в целом, так как через систему образования проходит фактически все население страны.
Актуальными научно-практическими задачами в области психологической безопасности образовательной среды являются: создание верифицированного психодиагностического инструментария оценки, разработка комплекса технологий поддержки психологической безопасности для каждой из ступеней образования всех типов и видов образовательных организаций; утверждение образовательной программы подготовки специалистов-психологов (уровень магистратуры или дополнительного образования), имеющей в качестве инвариантного модуля дисциплины по единой концепции, инструментарию и технологиям создания и поддержки психологической безопасности образовательной среды и ее субъектов. Значимой социальной задачей является введение показателя уровня психологической безопасности в качестве обязательного норматива оценки эффективности деятельности образовательной организации. Дискуссия об этой позиции ведется уже на протяжении более чем 10 лет, но значимость ее в сегодняшней напряженной социальной среде крайне высока. Психологическая безопасность в образовании становится механизмом, обеспечивающим эффективность воспитательной деятельности и формирования социально одобряемых ценностей субъектов образовательной среды. Данное положение носит не только теоретический характер, но имеет практическое подтверждение. На сайте Федерального института оценки качества образования размещен отчет «Оценка воспитательного потенциала общеобразовательных организаций на основе мониторинга сформированности ценностных ориентаций обучающихся», в котором приводятся результаты, полученные на выборке более 44 тысяч обучающихся, подтверждающие отмеченную закономерность. В мониторинге использовались разработанные нами индексы психологической безопасности образовательной среды [16].
Востребованность исследований, выполненных по обсуждаемой проблематике, обусловливается новыми социальными вызовами и задачами, к числу которых можно отнести: изменения условий развития молодых людей и недостаток актуальных знаний о том, как эти изменения влияют на них; новые условия организации жизнедеятельности детей и молодежи и общества в целом в условиях проведения специальной военной операции; особенности интеграции в образовательную среду мигрантов и вынужденных переселенцев; специфику социальной, социально-психологической, психологической адаптации детей и молодежи на новых, присоединившихся к России территориях; усиление рисков, связанных с социально-психологической дезадаптацией обучающихся, их виктимизацией и др.