Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития

37

Аннотация

Психологические проблемы безопасности в современном мире приобрели крайне высокую актуальность в связи с нарастанием спектра угроз, присутствующих в социокультурной среде. Исследования по проблемам психологической безопасности образовательной среды и ее субъектов являются одним из направлений достижения цели, поставленной указом президента В.В. Путина о национальных целях развития России до 2030 года. Цель данной публикации — проанализировать историю, современное состояние и перспективы развития данного направления в психологии образования и других направлениях психологических исследований. Дизайн исследования. Начало исследований в данном направлении было положено в конце XX века, и они активно продолжаются сегодня. В 2003 году нами была разработана и защищена концепция психологической безопасности образовательной среды, методика ее оценки и технологии создания, которые до сих пор служат ориентиром новых теоретических и практических разработок. Результаты. На основании анализа научной литературы нами утверждается, что именно безопасная образовательная среда поддерживает состояние психологической безопасности человека. Безопасность означает наличие определенных условий, необходимых для жизни, развития и деятельности. Образовательная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении всего жизненного пути. Современный обучающийся взаимодействует со множеством социальных сред: семейной, уличной, средой средств массовой информации, интернет-средой, образовательной средой школы и организаций дополнительного образования и т.д. Вывод: из перечисленных сред только образовательная может иметь полный социальный контроль со стороны общества, и именно она создается профессионалами, работающими в педагогической системе.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическая безопасность личности, оценка образовательных результатов, ресурсы

Рубрика издания: Психологическая безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010301

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках государственного задания по теме «Ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на недавно принятых в состав РФ территориях» (проект № VRFY-2024-0006)

Получена: 05.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Том 1. № 3. С. 5–19. DOI: 10.17759/epps.2024010301

Полный текст

Введение

Категория «безопасность» стремительно ворвалась в социальную жизнь и научные исследования в конце XX века. Связано это было с чередой трагических событий, нарушающих безопасность как больших групп людей, так и отдельного человека (взрывы домов, захват заложников, каждый сентябрь мы вспоминаем о трагедии в школе Беслана). Психология не осталась в стороне от поиска ответа на эти вызовы. Актуальность приобрёл вопрос о том, как оказывать психологическую помощь при нарушении психологической безопасности в кризисной ситуации и, главное, в пролонгированном аспекте для детей и подростков. С поиска ответа на данный вопрос началось формирование направления в педагогической психологии — психологии безопасности в образовании, и первые исследования и практические наработки осуществлялись в русле экстренной психологической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации. Отметим, что в настоящее время, в связи с серьезной геополитической обстановкой и появлением новых социальных вызовов, несущих угрозу нарушения не только психологической, но и физической безопасности человека, данное направление получает дополнительный импульс к развитию. Далее был осуществлен переход к исследованию психологической безопасности образовательной среды как условия, способствующего позитивному психическому развитию ее субъектов, что нашло отражение в созданной и апробированной нами в 2002 году концепции, методах диагностики и технологиях сопровождения. Дальнейшее развитие направления было дополнено акцентом на психологическую безопасность личности субъектов образования — на психическое состояние учащихся, их родителей и педагогов [2; 17]. Все эти направления работают на обеспечение психологического благополучия и здоровья.
Под нашим руководством к настоящему времени в рамках направления «Психологическая безопасность в образовании» успешно защищены 2 докторские диссертации (Е.Б. Лактионова, Л.М. Костина), 14 кандидатских, более 20 магистерских диссертаций, активно ведутся исследования в научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность образования» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. В данной публикации мы будем отталкиваться от результатов этих исследований.

Основные понятия и результаты

Традиционно при попытках классификации психологическую безопасность включают в социальную безопасность, куда также входят медицинская, генетическая, потребительская, образовательная и др. Мы полагаем что более продуктивным для выстраивания классификации видов безопасности является другой подход: существуют два главных системообразующих вида безопасности — физическая и психологическая, а все остальные имеют с ними взаимосвязь. И в этом случае мы получаем возможность разделять субъективные и объективные причины и факторы, способствующие или препятствующие сохранению безопасности человека и окружающей его физической и социальной среды. Это свидетельствует о трудности исследования безопасности в психологических исследованиях, о важности идеи субъективности восприятия безопасности/опасности. А. Велферс (А. Walfers) еще в середине прошлого века писал о том, что безопасность объективно выражается в отсутствии угроз приобретенным ценностям, а субъективно — в отсутствии страха в отношении этих угроз [28].
Данную трудность в анализе психологических проблем безопасности отмечают многие исследователи. Психолог из Индии Д. Рой (D. Roy) пишет: «Хотя упор делался на создание безопасных школ во всем мире, слово "безопасность" в большинстве случаев интерпретировалось как физическая безопасность, а очень важный аспект психологической безопасности часто игнорировался. Именно здесь понятие "быть в безопасности" отличается от понятия "чувствовать себя в безопасности". Важно различать безопасность и восприятие безопасности» [27, p. 396].
Анализ публикаций в наукометрических базах данных показал, что психологическая безопасность является предметом более полумиллиона исследований (по данным Web of Science). Около 25% из них приходится на последние пять лет. Аналогичная тенденция наблюдается и при анализе тематики научных работ в базе данных Scopus. Российская наукометрическая база РИНЦ фиксирует около тридцати тысяч исследований российских и зарубежных ученых по проблеме психологической безопасности с тенденцией увеличения в последние пять лет. Поисковые системы интернета за последние пять лет выдают более 1500 исследований по психологической безопасности образовательной среды, практически каждое третье предлагает свое определение.
Считаем крайне важным определиться с понятийным аппаратом при организации и проведении исследовательской работы. Наши исследования опираются на сформулированные понятия в рамках разработанной концепции, которые были многократно верифицированы в эмпирических результатах. Психологическая безопасность образовательной среды — это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющее потребность в личностно-доверительном общении, создающее референтность среды. Интегральными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают показатели удовлетворенности, референтности и защищенности. Психологическая безопасность личности — это психическое состояние, позволяющее сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, обеспечивающее сопротивляемость деструктивным внешним и внутренним воздействиям, отражающееся в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации [17]. Структуру данного состояния следует определять исходя из социально-демографических особенностей человека, задач психического и личностного развития и характеристики ситуации.
Эти две категории взаимозависимы и взаимосвязаны. Они обладают, как всякое состояние, определенной динамикой, и их исследование и фиксация опираются на методологию средового подхода. Средовый подход включает две структурные позиции: субъектно-деятельностный, подчеркивающий единство психологической безопасности среды и личности, и риск-ресурсный подход, подразумевающий выявление угроз и предотвращение рисков, имеющихся в среде, и противопоставление им личных и социально-психологических ресурсов.
Значимым вопросом является измерение, оценка психологической безопасности среды и личности. Сегодня существует несколько наиболее известных и часто используемых в исследовании шкал. Один из первых опросников — Шкала психологической безопасности для рабочих групп, разработанная Эдмондсон (A. Edmondson), содержит 7 пунктов и служит для изучения психологической безопасности в организации [26].
К. Йилдирим и С. Енипинар (K. Yildirim and S. Yenipinar) разработали и валидизировали Шкалу психологической «небезопасности» в турецких школах. Набор из 19 пунктов объединен в три фактора: исключение (12 пунктов), отсутствие поддержки (4 пункта) и робость (3 пункта) [29].
Широко используется в отечественной психологической практике разработанная автором статьи методика «Диагностика психологической безопасности образовательной среды школы», в которой включенными экспертами выступают субъекты образовательных отношений: обучающиеся, их родители и педагоги. Методика известна и за рубежом. Так, Д. Рой (D. Roy) отмечает: «Баева (2002) разработала очень влиятельную шкалу для оценки уровней психологической безопасности среди школ и учебных заведений. Это широко используемая шкала, особенно в России и других частях Европы. Шкала уникальна и актуальна…» [27, p. 398].
В отечественной практике в большинстве диагностических пакетов для измерения психологического качества образовательной среды есть средства, прежде всего опросники, посвященные характеристикам образовательного процесса. Как правило, они включают и шкалы, измеряющие психологическую безопасность. Следует отметить, что здесь присутствует крайне разнообразное понимание самой категории «психологическая безопасность» [10]. Аналогичная ситуация характерна на сегодняшний день и для зарубежной науки и практики [9].
Еще одним значимым аспектом в становлении направления психологической безопасности в образовании стал поиск ответов на вопрос, каковы ресурсы поддержки психологической безопасности образовательной среды и психологической безопасности личности ее субъектов.
Приведу некоторые результаты изучения ресурсов человека, обеспечивающих состояние его психологической безопасности, прежде всего в образовательной среде, выполненных на кафедре психологии развития и образования в рамках направления «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» и на базе научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Доказано, что «стержневыми» личностными ресурсами, обеспечивающими сопротивляемость негативным факторам среды в разные возрастные периоды и в разных жизненных ситуациях, выступают жизнестойкость, устойчивый положительный эмоциональный фон, удовлетворенность жизнью. Установлена структура ресурсов человека на разных этапах онтогенеза. Для всех возрастов: оптимизм, активное отношение к жизненной ситуации. Для молодежи: высокий уровень осмысленности жизни; высокие показатели самооценки; высокий эмоциональный тонус, раскованность, спокойствие. Для взрослых: достаточные знания в различных важных для жизнедеятельности областях; доверие к себе; мотивация к успеху, самоконтроль, свобода выбора и возможность саморазвития и др. Для пожилых: представление о собственной социальной привлекательности; низкий уровень стремления к доминированию; развитые социальные способности; низкий уровень эмоциональной напряженности.
Наши исследования установили, что личностными ресурсами, поддерживающими состояние психологической безопасности педагога в образовательной среде, являются: индекс хорошего самочувствия, ценности, психологическое благополучие, психологическая готовность к инновациям. Личностными ресурсами подростков в образовательной среде являются: высокий уровень ценностей конформности и традиции, низкий уровень тревожности, позитивный образ будущего, высокий уровень самооценки, низкий уровень одиночества, низкий уровень враждебности и гнева, высокий уровень обработки социальной информации, включенность личности в деятельность и события своей жизни.
Именно эти позиции в структуре личностного статуса человека можно и нужно формировать, и тогда человек сможет находиться в состоянии психологической безопасности даже в напряженной образовательной и социальной среде, а значит сможет адекватно функционировать в сложных жизненных обстоятельствах. Трудные жизненные ситуации при дефиците внешних ресурсов заставляют человека мобилизовать имеющиеся внутренние ресурсы, открывают возможности для более гибкого их использования и приводят к оптимизации состояния психологической безопасности личности.
Ресурсы психологической безопасности личности тесно взаимосвязаны с конкретной социальной ситуацией и характеристиками среды. Так, мы определили и эмпирически доказали набор внешних и внутренних ресурсов состояния психологической безопасности обучающихся в условиях напряженной социокультурной среды. Подчеркнем, «…что внешним ресурсом психологической безопасности обучающихся в напряженной социокультурной среде выступает образовательная среда, поскольку в условиях неопределенности и рисков она остается одним из наиболее значимых и относительно стабильных социально-психологических факторов, обеспечивающих защищенность и поддерживающих субъективное благополучие…» [19, с. 28].
При характеристике становления направления психологической безопасности образовательной среды считаем важным отметить определенные результаты исследовательских работ, выполненных под нашим руководством. В докторской диссертации Е.Б. Лактионовой была создана система психологической экспертизы образовательной среды, являющаяся «гуманитарной технологией принятия решений в формате диалога, целями которой являются: анализ образовательной среды (предоставляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса); обеспечение психологически комфортной, безопасной, развивающей образовательной среды (через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закрепленных в организационной культуре школы и форм взаимодействия)…» [13, с. 38]. В исследовании Л.М. Костиной обоснована и экспериментально доказана эффективность модели формирования психологической безопасности личности субъекта образования на этапе перехода на следующую ступень обучения; определены структурные компоненты психологической безопасности личности обучающегося. Результаты исследования позволяют определить «мишени» будущего психологического воздействия на отдельные компоненты изучаемого феномена для обеспечения психологически безопасной образовательной среды, что в дальнейшем будет способствовать формированию психологической безопасности личности субъекта образования на этапе перехода на следующую ступень обучения [11].
В кандидатской диссертации Н.Г. Рассохи исследованы представления о психологической безопасности образовательной среды школы как условия ее обеспечения и установлена их взаимосвязь с типами межличностных отношений педагогов, обучающихся и их родителей [18]. В работе Л.А. Гаязовой определены ресурсы защищенности пожилого человека от психологического насилия в ближайшем социальном окружении [4]. А.Г. Макеева создала программу активного социально-психологического обучения, направленную на повышение показателей психологической безопасности социальной среды организации, которая способствовала повышению объективных показателей эффективности деятельности сотрудников [15]. Н.В. Юдин определил и охарактеризовал группы студентов с низким и высоким уровнем психологической защищенности от неблагоприятных воздействий социальной среды и раскрыл специфику их личностных ресурсов [25]. В.Ю. Лаптевой выявлены психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от насилия (как показателем уровня психологической безопасности) в образовательной среде [14]. Е.В. Гришина доказала. что высокий уровень психологической безопасности образовательной среды влияет на выраженность переживания одиночества, проявлений симптомов депрессии у подростков, способствует развитию более высокого уровня осознанности и ответственности за достижения в настоящем и будущем, может служить профилактическим фактором склонности к суицидальному поведению [5]. Л.С. Рещиковой исследованы представления младших школьников о психологической безопасности и создана проективная методика их диагностики [20]. Л.И. Шахова выявила риски нарушения психологической безопасности младшего школьника-кадета и ресурсы этого состояния в образовательной среде. На основании риск-ресурсного подхода ею создана и апробирована программа обеспечения психологической безопасности в образовательной среде кадетских классов. Доказана валидность психодиагностического пакета методик для оценки состояния психологической безопасности младшего школьника [23].
В Российском государственном университете им. А.И. Герцена с 2003 года активно функционирует созданная нами при кафедре психологии развития и образования программа магистерской подготовки «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии». Отметим ряд результатов, успешно защищенных в магистерских диссертациях (выпускных квалификационных работах), выполненных под нашим руководством. Е.В. Кудренко выявлены ресурсы психологической безопасности студентов, проживающих в общежитии [12]. М.В. Сухенко изучила представления о безопасности и личностные особенности учащихся городских и сельских школ [22]. Н.Е. Афтаевой определены основные ресурсы психологической безопасности учителя, способствующие принятию инноваций в образовании: высокий уровень субъективного благополучия, инновационный потенциал личности, эмоциональная сдержанность и положительная оценка психологической безопасности образовательной среды [1]. Е.В. Исавниной определены ресурсы родственников, проживающих с психически больными, поддерживающие состояние психологической безопасности: высокий уровень жизнестойкости и ее компонентов, умеренно выраженное эмоциональное напряжение, достаточная степень осведомленности об имеющейся проблеме [6]. В.В. Воденина установила, что структура психологических условий безопасности личности воспитанников кадетских учебных учреждений подразделяется на внутренние и внешние компоненты. К внутренним условиям относятся уровень самооценки, уровень тревожности и субъективного благополучия, к внешним — характер межличностного взаимодействия внутри группы [3]. К.М. Ихер выявлены когнитивные, эмоциональные и коммуникативные характеристики личности обучающихся колледжа, взаимосвязанные с информационно-личностной безопасностью [7]. М.С. Соколовой разработана модель психологически безопасной социальной среды для сирот, проживающих в общежитии колледжа, в структуру которой входят четыре взаимосвязанных блока, предполагающих создание условий среды, которые позволят сиротам использовать внешние средства для решения внутренних задач (разрешения задач возрастного развития и актуализации жизнестойкости), что, в свою очередь, будет способствовать повышению их психологического благополучия [21]. В.М. Филякова выявила отличия в структуре и выраженности ресурсов психологической безопасности детей-мигрантов в образовательной среде и обычных (коренных) школьников. Ресурсы коренных обучающихся имеют более высокие показатели, чем у детей-мигрантов. У коренных обучающихся с высоким уровнем состояния психологической безопасности наблюдается снижение когнитивного навыка обработки социальной информации, проявляющийся в предсказывании поведения и чувств других, высокий уровень толерантности, позитивная (высокая) оценка отношения к образовательной среде, высокий показатель групповой адаптации [24]. А.В. Капустина эмпирически подтвердила набор ресурсов психологической безопасности, поддерживающий академическую успешность подростка в образовательной среде. К ним относятся: жизнестойкость, стрессоустойчивость, социальный интеллект [8].
Выделены три основных базисных фактора: человек в образовании, содержание образования и педагогическое взаимодействие. Своеобразное сочетание этих факторов задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями и воздействует на психологическую безопасность личности учащихся и педагогов. Основными критериями психологической безопасности образовательной среды являются: референтная значимость образовательной среды; удовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении, возрастном и профессиональном развитии; защищенность от психологического насилия в межличностном взаимодействии.
Обеспечение психологической безопасности субъектов образования требует анализа нескольких основных параметров, указанных ниже.
Ситуация, содержащая угрозу психологической безопасности: физическому и/или психологическому благополучию; длительно продолжающаяся во времени / воздействующая в ограниченный временной промежуток; в межличностном взаимодействии / опосредованно (например, в цифровой реальности).
Характеристики человека: социально-демографические особенности (пол, возраст, образование и др.); психологические особенности и др.
Ресурсы устойчивости и сопротивляемости личности: внешние (ближайшее социальное окружение, социальные институты, психологическое качество среды и др.); внутренние (индивидуально-типологические, социально-психологические особенности и др.).
Соединение этих трех параметров позволяет нам дать оценку ситуации в аспекте ее психологической безопасности для человека и направления психологической помощи и поддержки. Анализ данных параметров позволяет определить структуру состояния психологической безопасности личности и психодиагностические средства для его оценки.

Заключение и перспективы развития

Подводя итоги, отметим: система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности образовательной среды и психологической безопасности ее субъектов, может выступить основой для создания системы психологической безопасности населения, мониторинга и экспертизы состояния психологической безопасности социальной среды, профилактической основой психического здоровья детей и молодежи.
Безопасность, с одной стороны, является психологическим ресурсом, обеспечивающим качество образовательной среды, но не менее значимой является роль системы образования как психолого-педагогического ресурса обеспечения безопасности в обществе в целом, так как через систему образования проходит фактически все население страны.
Актуальными научно-практическими задачами в области психологической безопасности образовательной среды являются: создание верифицированного психодиагностического инструментария оценки, разработка комплекса технологий поддержки психологической безопасности для каждой из ступеней образования всех типов и видов образовательных организаций; утверждение образовательной программы подготовки специалистов-психологов (уровень магистратуры или дополнительного образования), имеющей в качестве инвариантного модуля дисциплины по единой концепции, инструментарию и технологиям создания и поддержки психологической безопасности образовательной среды и ее субъектов. Значимой социальной задачей является введение показателя уровня психологической безопасности в качестве обязательного норматива оценки эффективности деятельности образовательной организации. Дискуссия об этой позиции ведется уже на протяжении более чем 10 лет, но значимость ее в сегодняшней напряженной социальной среде крайне высока. Психологическая безопасность в образовании становится механизмом, обеспечивающим эффективность воспитательной деятельности и формирования социально одобряемых ценностей субъектов образовательной среды. Данное положение носит не только теоретический характер, но имеет практическое подтверждение. На сайте Федерального института оценки качества образования размещен отчет «Оценка воспитательного потенциала общеобразовательных организаций на основе мониторинга сформированности ценностных ориентаций обучающихся», в котором приводятся результаты, полученные на выборке более 44 тысяч обучающихся, подтверждающие отмеченную закономерность. В мониторинге использовались разработанные нами индексы психологической безопасности образовательной среды [16].
Востребованность исследований, выполненных по обсуждаемой проблематике, обусловливается новыми социальными вызовами и задачами, к числу которых можно отнести: изменения условий развития молодых людей и недостаток актуальных знаний о том, как эти изменения влияют на них; новые условия организации жизнедеятельности детей и молодежи и общества в целом в условиях проведения специальной военной операции; особенности интеграции в образовательную среду мигрантов и вынужденных переселенцев; специфику социальной, социально-психологической, психологической адаптации детей и молодежи на новых, присоединившихся к России территориях; усиление рисков, связанных с социально-психологической дезадаптацией обучающихся, их виктимизацией и др.

Литература

  1. Афтаева Н.Е. Психологические ресурсы безопасности учителя в процессе внедрения инноваций: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. 73 с.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. — СПб.: Союз, 2002. — 271 с.
  3. Воденина В.В. Психологические условия безопасности личности воспитанников кадетских учреждений: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. 80 с.
  4. Гаязова Л.А. Личностные особенности пожилого человека, обеспечивающие его защищенность от психологического насилия в семье: Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб, 2007. 23 с.
  5. Гришина Е.В. Влияние психологической безопасности образовательной среды на антивитальные переживания подростков: Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2018. 24 с.
  6. Исавнина Е.В. Ресурсы психологической безопасности родственников психически больных: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. 70 с.
  7. Ихер К.М. Психологические факторы информационно-личностной безопасности в интернет-среде учащихся колледжа [Электронный ресурс]: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. 107 с. // Электронно-библиотечная система Лань. URL: https://e.lanbook.com/vkr/38497?category=406 (дата обращения: 25.07.2024).
  8. Капустина А.В. Ресурсы психологической безопасности подростков с разным уровнем академической успешности [Электронный ресурс]: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2024. 107 с. // Электронно-библиотечная система Лань. URL: https://e.lanbook.com/vkr/147233?category=406 (дата обращения: 25.07.2024).
  9. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Концептуальные подходы и методы диагностики психологической безопасности за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12, № 3. С. 8–18. DOI:10.17759/jmfp.2023120301
  10. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическая безопасность: психодиагностика [Электронный ресурс]. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2024. 270 с. DOI:10.12731/978-5-907608-21-4.
  11. Костина Л.М. Психологическая безопасность личности субъекта образования на этапе перехода на следующую ступень обучения: Автореф. дис… д-ра психол. наук. СПб., 2024. 41 с.
  12. Кудренко Е.В. Психологические ресурсы студентов, проживающих в общежитии: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. 89 с.
  13. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: Автореф. дис… д-ра психол. наук. СПб., 2013. 49 с.
  14. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности в образовательной среде: Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2010. 26 с.
  15. Макеева А.Г. Создание психологической безопасности социальной среды организации средствами активного социально-психологического обучения (на примере торговой компании): Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2009. 26 с.
  16. Оценка воспитательного потенциала общеобразовательных организаций на основе мониторинга сформированности ценностных ориентаций обучающихся [Электронный ресурс]: отчет на сайте Федерального института оценки качества образования. ФИОКО, 2022. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/Оценка%20воспитательного%20потенциала%20ОО_.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
  17. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И.А. Баевой. — М.; СПб: Нестор-История, 2011. — 272 с.
  18. Рассоха Н.Г. Представление о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2005. 23 с.
  19. Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований [Электронный ресурс] / Баева И.А. [и др.] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 2. С. 3–29. DOI:10.17759/psyedu.2024160201
  20. Рещикова Л.С. Представления о психологической безопасности образовательной среды младших школьников и методика их оценки: Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2019. 26 с.
  21. Соколова М.С. Психологические основы проектирования безопасной социальной среды для сирот, проживающих в общежитии колледжа [Электронный ресурс]: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. 73 с. // Электронно-библиотечная система Лань. URL: https://e.lanbook.com/vkr/38503?category=406 (дата обращения: 25.07.2024).
  22. Сухенко М.В. Представление о безопасности и личностные особенности учащихся городских и сельских школ: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. 74 с.
  23. Шахова Л.И. Обеспечение психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов: Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2019. 29 с.
  24. Филякова В.М. Ресурсы психологической безопасности детей-мигрантов в образовательной среде [Электронный ресурс]: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. 85 с. // Электронно-библиотечная система Лань. URL: https://e.lanbook.com/vkr/48761?category=406 (дата обращения: 25.07.2024).
  25. Юдин Н.В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды: Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2009. 25 с.
  26. Edmondson A. Psychological safety and learning behavior in work teams // Administrative Science Quarterly. 1999. Vol. 44. No. 2. P. 350—383. DOI: 10.2307/2666999
  27. Roy D. Development and Validation of a Scale for Psychological Safety in School Among High School Students in India // Management and Labour Studies. 2019. Vol. 44. No. 4 P. 394—416. DOI:10.1177/0258042X19870330
  28. Walfers A. Discord and Collaboration, Essays on International Politics. Baltimore: John Hopkins University Press. 1962. 283 p.
  29. Yildirim K., Yenipinar S. Psychological unsafety in schools: The development and validation of Scale // Journal of Education and Training Studies. 2017. Vol. 5. No. 6. P. 167—176. DOI:10.11114/jets.v5i6.2372

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 44
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 41

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 35