Проблема массовизации антиутопии как жанра искусства в условиях общества риска

65

Аннотация

Проблемой данной статьи является трансформация и массовизация жанра антиутопии и утрата им своих сущностных признаков. Гипотезой исследования является существование тесной взаимосвязи процессов массовизации искусства и популяризация антиутопии в современной массовой культуре и общественном сознании. Авторы обращают внимание на роль антиутопии в современном обществе, которое может быть охарактеризовано как общество риска, а также на влияние антиутопий на сознание масс. Основным методологическим приемом выступает функциональный анализ. Кроме того, применяется диалектика, принцип историзма и компаративистский анализ. Результатом исследования является положение о том, что в современном обществе происходит акцентирование на процессе массовизации искусства, в ходе которого значительно менее очевидной становится граница между элитарной и массовой культурой. Кроме того, в ходе исследования проясняется роль литературных произведений на распространение рисков и требование моральной, а возможно, и правовой ответственности за такие деяния. Ключевым выводом является положение, согласно которому в условиях размытия границ между элитарным и массовым искусством антиутопия становится востребованным жанром и оказывает влияние на социальную реальность.

Общая информация

Ключевые слова: философия, культура, антиутопия, общество риска, социальная философия, интерпретация, афтер-постмодерн, медиа

Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080305

Получена: 01.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Симонова С.А., Гаршин Н.А., Алиханова В.Л. Проблема массовизации антиутопии как жанра искусства в условиях общества риска [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 3. С. 38–45. DOI: 10.17759/langt.2021080305

Литература

  1. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. 2012. Москва: РГГУ, 288 с.
  2. Буровский А.М. Человек третьего тысячелетия (Куда мы идем). 2013. СПб.: Страта, 264 с.
  3. Гарскова И.М. «Цифровой поворот» в исторических исследованиях: долговременные тренды // Историческая информатика. 2019. № 3. С. 57 - 75. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.31251.
  4. Симонова С.А. Ловушки эстетизации: от ренессанса к культуре постмодерна // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия, социология, право». 2014. № 9 (180). С. 201–207. URL: https://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/0b6/N%209(180)%20%D0%B2%D1%8B%D0%BF%2028.pdf (дата обращения 22.06.2021)
  5. Симонова С.А. Маятник культуры: между морализмом и эстетизацией. 2012. Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG, 128 с.
  6. Смирнов А.Ю. Литературная антиутопия: проблема генезиса // Весник БДУ. Серия 4. 2009. № 1. С. 39-43. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/4381/1/07%20СМИРНОВ%20.pdf (дата обращения 22.06.2021)
  7. Сорина Г.В. Особенности коммуникаций между государством и обществом в современном социальном пространстве // Ценности и смыслы. 2014. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikatsiy-mezhdu-gosudarstvom-i-obschestvom-v-sovremennom-sotsialnom-prostranstve (дата обращения 22.06.2021)
  8. Сребрянская Н.А., Мартынова Е.А. Антиутопия как вид политического дискурса // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 2. С. 122–124. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2011/02/2011-02-24.pdf (дата обращения 22.06.2021)
  9. Старыгина А.С. Массовизация современного социокультурного пространства // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С.61-63. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35258287_72689034.pdf (дата обращения 22.06.2021)
  10. Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. Как контркультура создает новую культуру потребления. 2007. М.: Добрая книга, 456 с.
  11. Шапинская Е.Н. Массовая культура: теории и практики. 2017. М.: Согласие, 386 с.
  12. Little L.E. Just a Joke: Defamatory Humor and Incongruity's Promise // Southern California Interdisciplinary Law Journal. 2011. Vol. 21. P. 95. URL: https://clhc.usc.edu/why/students/orgs/ilj/assets/docs/21-1%20Little.pdf (дата обращения 22.06.2021)

Информация об авторах

Симонова Светлана Анатольевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4506-1248, e-mail: Jour2@yandex.ru

Гаршин Николай Александрович, преподаватель кафедры истории философии и культуры, Воронежский государственный университет (ФГБОУ ВО ВГУ), Воронеж, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4743-5047, e-mail: garshnick@mail.ru

Алиханова Вероника Леонидовна, аспирант кафедры истории философии и культуры, Воронежский государственный университет (ФГБОУ ВО ВГУ), Воронеж, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9753-7581, e-mail: alihanova.veronika@mail.ru