Технология применения метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы. К вопросу об изучении творчества Некрасова

193

Аннотация

На уроках русского языка и литературы при изучении творчества Некрасова применяются информационно-коммуникационные и традиционные технологии. Большую роль в изучении карт сыграли школьные методисты-практиканты. В статье представлен один из продуктивных методов изучения поэзии – метод интеллект-карты.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, урок, русский язык , русская литература, ИКТ, политические процессы, информационное общество

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080403

Получена: 01.12.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Дорожкина М.А., Зайцева Т.А., Цао Ч. Технология применения метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы. К вопросу об изучении творчества Некрасова [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 4. С. 16–24. DOI: 10.17759/langt.2021080403

Полный текст

Информационно-коммуникационные технологии подразумевают под собой подготовку обучающегося к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, реализацию обучающихся к познавательной деятельности с использованием информационных технологий. Традиционные технологии придерживаются основных принципов дидактики, а именно освоение знаний, умений, навыков в процессе обучения. Одним из продуктивных методов является метод интеллект-карты.

В соответствии ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) на уроках русского языка и литературы при изучении творчества Некрасова и Достоевского применяются информационно-коммуникационные и традиционные технологии. Как замечают современные методисты, «В ”Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”, отмечено, что приобщение детей к культурно-историческому наследию предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического. Важная роль здесь отводится повышению качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающих ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. В этих условиях особую актуальность приобретает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции посредством использования современных образовательных технологий, направленных на работу с текстами разных стилей и создание собственных текстов, поскольку именно в тексте все возможности языка реализуются в полной мере» [10; с. 9-10].

Информационно-коммуникационные технологии подразумевают под собой подготовку обучающегося к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, побуждение обучающихся к познавательной деятельности с использованием информационных технологий. Традиционные технологии придерживаются основных принципов дидактики, а именно освоение знаний, умений, навыков в процессе обучения. Одним из продуктивных методов является метод интеллект-карты.

Ментальные карты или интеллект-карты – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Данный метод стал широко распространен после публикации психолога Тони Бьюзена в 1974 году, который выдвинул данную методику как способ наиболее эффективного запоминания и систематизации информации в своей книге «Супермышление» [2]. Связано это с когнитивными особенностями мозга человека: человек осуществляет обмен информацией с окружающим миром, используя так называемые когнитивные схемы, которые сложились у него в результате жизненного опыта. Такие примеры наблюдаются при знакомстве младших школьников с новой информацией: сначала дается понятие буква, затем звук, и их зависимость друг от друга при чтении, таким образом создается цепочка зависимости буквы от звука, затем цепочка усложняется при образовании слогов (буква + буква = звук + звук). Знания вписываются в единую структуру – сетку, одно понятие зависит от другого, тем самым формируя наше научное познание.

Цель метода: представление информации наглядно и систематично.

Задачи:

  • овладение техникой систематизации и обобщения знаний,
  • формирование умений планирования учебных действий в соответствии с поставленной задачей,
  • сформировать способность вычленения главной информации из второстепенной.

За теоретическую основу в методике преподавания русского языка и литературы взяты статьи Е.В. Тютиной «Систематизация знаний и закрепление материала на роках с помощью интеллект-карт», М,А. Мошкиной «Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с информацией на уроках русского языка и литературы» [8]. Метод основывается на принципах дидактики, что говорит об использовании традиционной технологии в данном методе: научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности и сознательности. Данный метод может быть применен на всех типах уроков (формирование новый знаний, формирование и закрепление умений и навыков, обобщающий урок).

Метод интеллект карт достаточно изучен как психологами, так и педагогами, и успешно применяется в различных сферах деятельности. Поэтому актуальность данного метода не может подлежать сомнению. С современными техническими возможностями и инновационными технологиями в методике преподавания филологических предметов, данный метод становится смешанным, так как сочетает в себе:

  • традиционные (технология критического мышления, самостоятельности обучающихся, опорный конспект),
  • инновационные технологии (ассоциативный ряд, логическая цепочка, групповая дискуссия, нетрадиционные формы домашнего задания).
  • Основы построения интеллект карты строятся на следующих пунктах:
  • использование центрального образа, понятия;
  • использование графики;
  • использование различных цветов, для обозначения, выделения информации;
  • использование различных форм и объемов, шрифтов;
  • оптимальное размещение элементов на интеллект-карте.
    В каком виде мы можем применить данный метод на уроках филологического цикла?

Как известно, каждая наука понимает под собой особую систему понятий. В русском языке такая система состоит из раздела наук (графика, морфология, морфемика). Науки, в свою очередь, включают ряд понятий (буква, приставка, глагол), без которых невозможно понимание и объяснение материала на уроках. В итоге появляется разветвлённое дерево понятий русского языка. «Дерево» помогает ученикам увидеть структуру языка и наметить дальнейший план обучения. Такую структуру мы даем на вводном уроке русского языка в 5 классе. В начале «построения» дерева участвуют ученики, с помощью такого метода учитель с обучающимися вспоминает темы русского языка из начальной школы, тем самым актуализируем знания, полученные раннее. В дальнейшем при изучении отдельных наук можно неоднократно возвращаться к исходной картине дерева русского языка (На каком этапе изучения мы находимся? Как много мы изучили?).

Широко использовать интеллект-карту можно на уроках, посвященных лексике. Семантическое поле определенного понятия может включать в себя множество определений. Семантическое поле может быть также синонимичным или антонимичным. Представленная диаграмма призвана показать обучающимся как от одной лексемы возможно происхождение множества понятий, связанных с одним корнем -слад-. Это и название напитков, пищи, профессий, помещений для изготовления сладостей, терминов, и конечно же лиц, употребляющих сладости. На основе подготовленной учителем карты можно составить задание на развитие речевой коммуникации: приведите примеры слов с таким же лексическим значением (сладкий напиток – лимонад, сладкая пища – конфета и т.д.). На уроке систематизации и обобщении информации данный метод может широко использоваться для лучшего понимания и запоминания новых знаний. В отличие от опорного конспекта такой способ записи показывает структуру отдельных понятий и их связь с темами предыдущих уроков.

Такой метод реализуется нами в течение трех лет. Ребята с 6 класса делают записи в специальную тетрадь для правил по русскому языку. Тетрадь уже ученики 9 класса используют как вспомогательный материал по русскому языку. Забыли правила, понятия? Не беда, если с собой есть тетрадь для правил. Обязательное условие для заполнения такой тетради – выделение яркими цветами, использование разнообразных схем и таблиц. Часть правил учитель вместе с обучающимися оформляет совместно на уроках, часть обучающихся разрабатывают и записывают дома самостоятельно. Соответственно, с такой тетрадью значительно упрощается повторение теоретического материала и закрепление правил на практике.

На уроках литературы интеллект-карта применима к урокам изучения биографии писателя. Такие карты нам удалось составить с учениками 8 класса на основе биографии А.С. Пушкина. Класс был разделен на две группы, ребятам был выдан один и тот же наглядный материал (портрет писателя, портрет его жены, фотография усадьбы в с. Михайловское), ватман и фломастеры. В основе карты отрезки биографии писателя, наиболее запомнившиеся детям. Здесь и место рождения, и ссылка поэта в Михайловское, наиболее значимые произведения, и конечно же, дуэль с Дантесом. Задание предлагало вспомнить факты, изученные ранее. После выполнения задания, в карту были добавлены новые сведения из учебника.

Ассоциативный ряд часто применяется на уроках изучения лирических произведений. В последнее время учителя – словесники сталкиваются с нежеланием детей учить стихотворения наизусть. В таком случае спасением и подсказкой для детей являются ассоциативные построчные ряды. Такая технология развивает образное мышление ребенка и облегчает дальнейший разбор лирического произведения.

Рис. 1. Ассоциативный ряд стихотворений на примере отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Такой метод можно осуществить с помощью программы power point. На уроке, тема которого «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» обучающиеся средней школы изучают в 6 классе биографию поэта [7; с.210-212]. На дальнейших уроках происходит выразительное чтение и анализ лирического текста автора «Железная дорога».

Данная интеллект-карта является завершением изучения жизни и творчества поэта Н.А. Некрасова. Согласно правилам оформления интеллект-карты центральное место занимает образ писателя, слева в формате картинок находятся ключевые моменты биографии поэта, которые нужно распределить в соответствии с жизненным путем автора.

Рис. 2. Пример интеллект-карты, созданной в программе Power Point.

В результате использования такого метода обучающимися достигаются следующие результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • способность выстраивать логические цепочки;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Результаты с точки зрения учителя:

  • совершенствование процесса преподавания;
  • повышение самостоятельного уровня работы обучающихся;
  • активизация процесса обучения учащегося в направлении поисковой деятельности;
  • воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
  • обеспечение процесса непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • возможность проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
  • сообщение разного рода сведений и формирования навыков.

Метод интеллект-карт универсален, доказательство этому – возможность применять их на различных типах уроков, в различных видах работ. Учитель может как направлять учеников в данной деятельности, так и дать самостоятельное задание на заполнение карты.

Литература

  1. Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». 1986. М.: Просвещение, 224 с.
  2. Бьюзен Т. Супермышление. 2016. М.: Попурри, 273 с.
  3. Гац И.Ю. Инновационные процессы в образовании: сборник лекций. 2015. М.: ИИУ МГОУ, 128 с.
  4. Жданов В.В. Некрасов Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т.17. 1974. М.: Советская энциклопедия, 615 с.
  5. Зайцева Н.А. Развитие и совершенствование традиционных и современных подходов к обеспечению качества образования [Электронный ресурс] // Российские регионы. Взгляд в будущее. 2020. Том 7. № 3. С. 89-105. URL: http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%97%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%9D.%D0%90..pdf (дата обращения: 18.11.2021).
  6. Золина С.Г., Семёнова О.С. Информационное сопровождение процедур оценки качества общего образования: традиционный и современный подходы [Электронный ресурс] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2019. Том 8. № 3. С. 138-141. URL: https://rcokio.ru/files/upload/nmd/gurnal8.pdf (дата обращения: 18.11.2021).
  7. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1. 2012. М.: Просвещение, 304 с.
  8. Максимова Л.Ю. Практикум по развитию коммуникативной компетенции для школьников и студентов. Учебное пособие. 2020. М.: МКК ПО МО РФ; Когито-Центр, С. 9-10.
  9. Мошкина М.А. Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с информацией на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // Символ науки. 2016. Том 2. № 9. С. 90-92. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2016-09-2.pdf (дата обращения: 18.11.2021).
  10. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2018, 255 с.
  11. Тютина Е.В. Систематизация знаний и закрепление материала на роках с помощью интеллект-карт // XXVIII Международной научно-практической конференции «Обучение и воспитание: методика и практика 2015/2016 учебного года» (г. Новосибирск, 8 июля, 3 августа, 26 августа 2016 г.). Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2016. С 30-40.
  12. Шмелева А.В., Воителева Т.М. Материалы Международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке: традиции и новации». Выпуск 1. К 80-летию профессора Евгения Николаевича Колокольцева. 2018. М.: ИИУ МГОУ, 350 с.

Информация об авторах

Дорожкина Мария Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4032-1541, e-mail: 490a@mail.ru

Зайцева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Андреевская СОШ, аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8757-0668, e-mail: tanushka12908@mail.ru

Цао Чуньхуа, аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8275-0750, e-mail: 852835865@qq.com

Метрики

Просмотров

Всего: 625
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 193
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3