Информационно-коммуникационные технологии подразумевают под собой подготовку обучающегося к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, реализацию обучающихся к познавательной деятельности с использованием информационных технологий. Традиционные технологии придерживаются основных принципов дидактики, а именно освоение знаний, умений, навыков в процессе обучения. Одним из продуктивных методов является метод интеллект-карты.
В соответствии ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) на уроках русского языка и литературы при изучении творчества Некрасова и Достоевского применяются информационно-коммуникационные и традиционные технологии. Как замечают современные методисты, «В ”Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”, отмечено, что приобщение детей к культурно-историческому наследию предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического. Важная роль здесь отводится повышению качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающих ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. В этих условиях особую актуальность приобретает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции посредством использования современных образовательных технологий, направленных на работу с текстами разных стилей и создание собственных текстов, поскольку именно в тексте все возможности языка реализуются в полной мере» [10; с. 9-10].
Информационно-коммуникационные технологии подразумевают под собой подготовку обучающегося к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, побуждение обучающихся к познавательной деятельности с использованием информационных технологий. Традиционные технологии придерживаются основных принципов дидактики, а именно освоение знаний, умений, навыков в процессе обучения. Одним из продуктивных методов является метод интеллект-карты.
Ментальные карты или интеллект-карты – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Данный метод стал широко распространен после публикации психолога Тони Бьюзена в 1974 году, который выдвинул данную методику как способ наиболее эффективного запоминания и систематизации информации в своей книге «Супермышление» [Бьюзен, 2016]. Связано это с когнитивными особенностями мозга человека: человек осуществляет обмен информацией с окружающим миром, используя так называемые когнитивные схемы, которые сложились у него в результате жизненного опыта. Такие примеры наблюдаются при знакомстве младших школьников с новой информацией: сначала дается понятие буква, затем звук, и их зависимость друг от друга при чтении, таким образом создается цепочка зависимости буквы от звука, затем цепочка усложняется при образовании слогов (буква + буква = звук + звук). Знания вписываются в единую структуру – сетку, одно понятие зависит от другого, тем самым формируя наше научное познание.
Цель метода: представление информации наглядно и систематично.
Задачи:
-
овладение техникой систематизации и обобщения знаний,
-
формирование умений планирования учебных действий в соответствии с поставленной задачей,
-
сформировать способность вычленения главной информации из второстепенной.
За теоретическую основу в методике преподавания русского языка и литературы взяты статьи Е.В. Тютиной «Систематизация знаний и закрепление материала на роках с помощью интеллект-карт», М,А. Мошкиной «Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с информацией на уроках русского языка и литературы» [Максимова, 2020]. Метод основывается на принципах дидактики, что говорит об использовании традиционной технологии в данном методе: научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности и сознательности. Данный метод может быть применен на всех типах уроков (формирование новый знаний, формирование и закрепление умений и навыков, обобщающий урок).
Метод интеллект карт достаточно изучен как психологами, так и педагогами, и успешно применяется в различных сферах деятельности. Поэтому актуальность данного метода не может подлежать сомнению. С современными техническими возможностями и инновационными технологиями в методике преподавания филологических предметов, данный метод становится смешанным, так как сочетает в себе:
-
традиционные (технология критического мышления, самостоятельности обучающихся, опорный конспект),
-
инновационные технологии (ассоциативный ряд, логическая цепочка, групповая дискуссия, нетрадиционные формы домашнего задания).
-
Основы построения интеллект карты строятся на следующих пунктах:
-
использование центрального образа, понятия;
-
использование графики;
-
использование различных цветов, для обозначения, выделения информации;
-
использование различных форм и объемов, шрифтов;
-
оптимальное размещение элементов на интеллект-карте.
В каком виде мы можем применить данный метод на уроках филологического цикла?
Как известно, каждая наука понимает под собой особую систему понятий. В русском языке такая система состоит из раздела наук (графика, морфология, морфемика). Науки, в свою очередь, включают ряд понятий (буква, приставка, глагол), без которых невозможно понимание и объяснение материала на уроках. В итоге появляется разветвлённое дерево понятий русского языка. «Дерево» помогает ученикам увидеть структуру языка и наметить дальнейший план обучения. Такую структуру мы даем на вводном уроке русского языка в 5 классе. В начале «построения» дерева участвуют ученики, с помощью такого метода учитель с обучающимися вспоминает темы русского языка из начальной школы, тем самым актуализируем знания, полученные раннее. В дальнейшем при изучении отдельных наук можно неоднократно возвращаться к исходной картине дерева русского языка (На каком этапе изучения мы находимся? Как много мы изучили?).
Широко использовать интеллект-карту можно на уроках, посвященных лексике. Семантическое поле определенного понятия может включать в себя множество определений. Семантическое поле может быть также синонимичным или антонимичным. Представленная диаграмма призвана показать обучающимся как от одной лексемы возможно происхождение множества понятий, связанных с одним корнем -слад-. Это и название напитков, пищи, профессий, помещений для изготовления сладостей, терминов, и конечно же лиц, употребляющих сладости. На основе подготовленной учителем карты можно составить задание на развитие речевой коммуникации: приведите примеры слов с таким же лексическим значением (сладкий напиток – лимонад, сладкая пища – конфета и т.д.). На уроке систематизации и обобщении информации данный метод может широко использоваться для лучшего понимания и запоминания новых знаний. В отличие от опорного конспекта такой способ записи показывает структуру отдельных понятий и их связь с темами предыдущих уроков.
Такой метод реализуется нами в течение трех лет. Ребята с 6 класса делают записи в специальную тетрадь для правил по русскому языку. Тетрадь уже ученики 9 класса используют как вспомогательный материал по русскому языку. Забыли правила, понятия? Не беда, если с собой есть тетрадь для правил. Обязательное условие для заполнения такой тетради – выделение яркими цветами, использование разнообразных схем и таблиц. Часть правил учитель вместе с обучающимися оформляет совместно на уроках, часть обучающихся разрабатывают и записывают дома самостоятельно. Соответственно, с такой тетрадью значительно упрощается повторение теоретического материала и закрепление правил на практике.
На уроках литературы интеллект-карта применима к урокам изучения биографии писателя. Такие карты нам удалось составить с учениками 8 класса на основе биографии А.С. Пушкина. Класс был разделен на две группы, ребятам был выдан один и тот же наглядный материал (портрет писателя, портрет его жены, фотография усадьбы в с. Михайловское), ватман и фломастеры. В основе карты отрезки биографии писателя, наиболее запомнившиеся детям. Здесь и место рождения, и ссылка поэта в Михайловское, наиболее значимые произведения, и конечно же, дуэль с Дантесом. Задание предлагало вспомнить факты, изученные ранее. После выполнения задания, в карту были добавлены новые сведения из учебника.
Ассоциативный ряд часто применяется на уроках изучения лирических произведений. В последнее время учителя – словесники сталкиваются с нежеланием детей учить стихотворения наизусть. В таком случае спасением и подсказкой для детей являются ассоциативные построчные ряды. Такая технология развивает образное мышление ребенка и облегчает дальнейший разбор лирического произведения.

Рис. 1. Ассоциативный ряд стихотворений на примере отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Такой метод можно осуществить с помощью программы power point. На уроке, тема которого «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» обучающиеся средней школы изучают в 6 классе биографию поэта [7; с.210-212]. На дальнейших уроках происходит выразительное чтение и анализ лирического текста автора «Железная дорога».
Данная интеллект-карта является завершением изучения жизни и творчества поэта Н.А. Некрасова. Согласно правилам оформления интеллект-карты центральное место занимает образ писателя, слева в формате картинок находятся ключевые моменты биографии поэта, которые нужно распределить в соответствии с жизненным путем автора.

Рис. 2. Пример интеллект-карты, созданной в программе Power Point.
В результате использования такого метода обучающимися достигаются следующие результаты:
-
готовность и способность к саморазвитию;
-
способность выстраивать логические цепочки;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Результаты с точки зрения учителя:
-
совершенствование процесса преподавания;
-
повышение самостоятельного уровня работы обучающихся;
-
активизация процесса обучения учащегося в направлении поисковой деятельности;
-
воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
-
обеспечение процесса непрерывного и гибкого обучения и т.д.
-
для повторения и закрепления пройденного материала;
-
возможность проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
-
сообщение разного рода сведений и формирования навыков.
Метод интеллект-карт универсален, доказательство этому – возможность применять их на различных типах уроков, в различных видах работ. Учитель может как направлять учеников в данной деятельности, так и дать самостоятельное задание на заполнение карты.